63369

Методика как научная и педагогическая дисциплина

Лекция

Педагогика и дидактика

Предмет цели и задачи методики преподавания информатики МПИ. Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета Основы информатики и вычислительной техники началось формирование новой области педагогической науки...

Русский

2014-06-19

247.5 KB

2 чел.

Раздел 1. Общая методика

Тема 1. Методика как научная и педагогическая дисциплина (2 часа)

Вопросы:

  1.  Зарождение и развитие методики.
  2.  Цели и задачи методики как науки.
  3.  Методическая служба системы образования РБ.
  4.  Предмет, цели и задачи методики преподавания информатики (МПИ).
  5.  Структура и содержание курса МПИ.
  6.  Связь МПИ с другими методическими дисциплинами, педагогикой, психологией.

  1.   Информатика – как наука и учебный предмет на разных этапах
    обучения (Зарождение и развитие методики.)

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки – методики преподавания информатики, объектом которой является обучение информатике. Курс методики преподавания информатики появился в вузах страны в 1985 году. В 1986 году начался выпуск методического журнала «Информатика и образование».

Формирование методики преподавания информатики (МПИ) происходит практически одновременно со становлением базовой науки информатика. Поэтому, для рассмотрения вопроса зарождения и развития МПИ целесообразно рассмотреть процесс становления информатики, как науки и учебного предмета.

Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймана. В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним – англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в США, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный,  как производное от двух французских слов – «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Новый термин получил распространение в СССР (позже в Белоруссии и странах СНГ) и странах Западной Европы. При этом термин «информатика» в русском и белорусском языках был связан с научно-технической информацией, библиотековедением и документалистикой. Так, в Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) информатика рассматривалась как «дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности».

По мнению А.П. Ершова, начиная со второй половины 1970-х гг., в отечественной литературе стало широко закрепляться другое толкование термина «информатика». А.П. Ершов утверждал, что этот термин вводится в русский язык «...как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин». {!А.П. Ершов, известный советский ученый, академик АН СССР, автор первого учебника по информатике, изданного в 1985 г.}.

Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии являются объектом информатики.

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные «предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, разных информационных носителях и т.п.

Структура современной предметной области «Информатика» состоит из четырех взаимодополняющих компонентов (рис. 1): теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика (представлена в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» 1996 г).

Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Часть информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики. Она занимается  исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютера в школьном учебном процессе.

От будущего учителя требуется очень многое: он должен знать практически все разделы современной информатики, владеть ее техническими и программными средствами на уровне высококвалифицированного пользователя, уметь разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на компьютере с использованием языков программирования, уметь передавать свои знания, умения, навыки другим людям – детям. Это позволит учителю в дальнейшем самостоятельно осваивать новые знания, формировать новые умения и навыки в области «Информатика»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА

Информация как семантическое свойство материи. Информация и эволюция в живой и неживой природе. Начало общей теории информации. Методы измерения информации. Макро- и микроинформация. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Стохастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования. Информация и знания. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Познание и творчество как информационные процессы. Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

технические

обработки, отображения и передачи данных

Персональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода/вывода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.

ПРОГРАММНЫЕ

СИСТЕМ_НЫЕ

Операционные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды.

РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

универсальных

Текстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства зашиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

профессионально-ориентированных

Издательские системы. Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.д.). Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие ).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных. Подготовки текстовых и графических документов, технической документации. Интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов. Защиты информации. Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами).

СОЦИАЛЬНАЯ
ИНФОРМАТИКА

Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности.

Рис. 1. Структура предметной области информатики


2.
Цели и задачи методики как науки.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю (М., 2002 г), методика учебного предмета – частная дидактика, теория обучения конкретному учебному предмету. Основываясь на изучении разных форм взаимодействия преподавания и обучения при изучении конкретного учебного предмета, методика учебного предмета разрабатывает и предлагает преподавателю определенную методическую систему обучения.

Методика преподавания информатики – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения информатике на современном этапе ее развития в соответствии с целями, поставленными обществом.

Раздел педагогики, который в соответствии с целями обучения информатике реализует содержание обучения этому предмету с использованием современных образовательных технологий.

К теории и методике обучения информатике относятся исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой.

Нас в данном случае в первую очередь будет интересовать та область методики информатики, которая рассматривает обучение информатике в средней школе в рамках общеобразовательного предмета информатики.

Как отмечалось выше, методика преподавания информатики разрабатывает и предлагает преподавателю определенную методическую систему обучения информатике. Она представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов системы обучения (как и любого другого предмета): целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь компонентов системы обучения

Методическая система обучения  – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников(Рис. 3).

Рис. 3. Методическая система обучения

Специфика курса информатики состоит в том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют, чему и как учить школьников, т.е. от средств обучения зависят и задачи обучения, а следовательно, и содержание, которое определяет методы и организационные формы проведения уроков. Так, в зависимости от конфигурации компьютеров, имеющихся в школе, других средств и возможностей (например, доступ к Интернет) учитель варьирует содержание образования по информатике в пределах, допустимых стандартами образования.

Приведем определения каждого из понятий, входящих в методическую систему обучения.

Цели (образовательные) – запланированные результаты педагогической деятельности, которые заключаются в обеспечении такого развития и таких условий, которые предоставят ученику возможность раскрыть и довести до полного расцвета его потенциальные возможности (физические, духовные и интеллектуальные), которыми он владеет как член общества.

Цели подразделяются на обучающие, воспитательные и развивающие.

Обучающие цели отражены в учебных программах, через объем и уровень усвоения знаний, сформированность умений и навыков.

Воспитательные цели формируют черты характера, ценностных ориентиров, волевых качеств, усвоение норм социального поведения и межличностного взаимодействии.

Развивающие цели проявляются в обогащении духовного мира, познавательных и интеллектуально-творческих способностей, совершенствовании восприятия, памяти, внимания, мышления.

Содержание (образования) – совокупность знаний, умений, навыков, которые соответствуют современному состоянию науки, педагогически переработанные в общие основы науки таким образом, чтобы стать приобретением личности, являющейся частью образовательного процесса.

Средства (обучения) – обязательный элемент оснащения учебного кабинета и их информационно-предметная среда, а также  главный компонент учебно-материальной базы школ разного типа и уровня.

Метод – от греческого metodos – путь к чему-либо – означает способ достижения цели. В дидактике под методами понимают и способы совместной деятельности учителя и ученика, а так же способы организации познавательной деятельности учащихся. Ю.К. Бабанский определяет методы обучения как способы упорядочивания взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемого, направленные на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Существует достаточно богатый набор различных методов, разработанных педагогами. В отношении преподавания информатики наибольший интерес вызывают методы, классифицированные по характеру управления умственной деятельностью учащихся: разъяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эврестический), исследовательский. С учетом задач и содержания курса информатики прибавим к выделенным программированный и моделируемый  методы.

Форма (организации обучения) – способ представления образовательных услуг, учитывая режим занятости учащихся и его социально-психологические особенности; представляет собой совместную познавательную деятельность педагогов и учащихся, для которой характерны систематичность и целостность, определенность ведущих дидактических целей, постоянность состава учащихся, наличия определенного режима проведения (установленная продолжительность, определенность места проведения и т.д.) занятий. Основная форма обучения в современной школе – урок. Также возможно применение таких формы, как семинары, лекции, лабораторно-практические занятия, дискуссии, защита проектов, факультативы, курсы по выбору, кружки.

В настоящее время активно разрабатываются различные технологии обучения, которые позволяют не только связывать основные функции образования, но и определять пути его совершенствования.

Под технологией в обучении понимают систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей по реализации его содержания.(И.А.Новик, с. 56)

Именно реализацию содержания через остальные компоненты методической системы обучения должна обеспечить технология в обучении информатике. Технология, используемая в обучении, предполагает такое управление процессом обучения, при котором предусмотрена организация деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

Таким образом, понятие «методика обучения» шире понятия «технологии в обучении» и может использоваться различными из них в зависимости от поставленных целей обучения и содержания. 

Характерные черты современной методической системы обучения:

– научно обоснованное планирование процесса обучения;

– единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;

– высокий уровень трудности и быстрый темп изучения учебного материала;

– максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;

– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;

– насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

– комплексный подход к изучению различных предметов. 

3. Методическая служба системы образования РБ.

Для повышения качество работы учителей информатики при преподавании школьного предмета и эффективного функционирования и дальнейшего развития школьной информатики и, соответственно, методики преподавания информатики в Республике Беларусь создана и действует методическая служба системы образования. Ее схема приведена на рис. 4

Рис. 4. Методическая служба Республики Беларусь

4. Предмет, цели и задачи методики преподавания информатики (МПИ).

Основные цели курса

  •  сформировать знания, умения и навыки использования учебных пособий по информатике, программного обеспечения, учебной вычислительной техники на уроках информатики;
  •  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, которые были получены на занятиях по педагогике, психологии и информатике в педВУЗе и направить их в русло школьного образования в образовательной области информатика;
  •  привить навыки работы с «компьютерной», педагогической и методической литературой;
  •  сформулировать цели обучения информатике в школе.

Основные задачи курса

  •   показать цели изучения школьной информатики в трех аспектах – образовании, воспитании и развитии личности;
  •  показать методы организации учебного процесса в условиях школьного кабинета информатики и информационных технологий;
  •  показать методы, приемы и формы планирования и проведения занятий по информатике в базовой и средней школе;
  •  познакомить с проведением факультативных занятий, курсов по выбору и внеклассных занятий по информатике.

Будущий учитель информатики должен знать:

– образовательный стандарт в области «Информатика»;

– учебные программы по базовому и углубленному курсам информатики;

– содержание школьных учебников и пособий по базовому и углубленному курсам информатики;

– функциональное назначение и принципы организации школьного кабинета информатики;

– прикладное программное обеспечение;

Будущий учитель информатики должен уметь:

  •  владеть умениями и навыками работы на вычислительной технике;
  •  использовать программное обеспечение;
  •  объяснять принципы отбора содержания школьного курса информатики; программного обеспечения.

5. Структура и содержание курса МПИ.

Содержание учебного предмета МПИ определяет его два основных раздела: общая методика, в которой рассматриваются общие теоретические основы методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, и частная (конкретная) методика – методы изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения.

Структура курса МПИ состоит из лекционной и практической частей.

Практический курс реализуется в виде семинарских и лабораторных занятий, на которых студент выступает в трех ролях и выполняет соответственно три вида деятельности:

  1.  Роль ученика (рассматриваются технические средства, в том числе и новые, и программное обеспечение для лучшего понимания учебно-методического материала с позиции ученика и усвоения школьного материала);
  2.  Роль учителя (разработка материалов для учащихся: содержание урока, разработка заданий, вопросов, тестов, презентаций и др.);
  3.  Роль методиста-предметника (разработка методических материалов, планов уроков, анализа уроков и другие).

При изучении вопросов МПИ полезно использовать
следующую литературу:

1. Концепция образовательной, предметной области «Информатика» в общеобразовательной двенадцатилетней школе

2. Образовательный стандарт. Уровень общего базового среднего образования «Информатика» (VI-X классы). 2006 г.

3. Образовательный стандарт. Уровень общего среднего образования «Информатика» (X-XI классы). 2006 г.

4. Десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательных школ. – Мн.: НМЦентр, 2002

5. Программы 12-летней общеобразовательной школы: Информатика. Мн.: НИО, 2003

6. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания инфороматики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. Под общей ред. Лапчика М.П. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006

7. Кузняцоў А.Ц. Практыкум па методыцы выкладання інформатыкі. – Мн.: БДПУ, 2005

8. Пупцев А.Е, Гращенко П.Л., Лаппо А.И. Информатика: Учеб. пособие  для 7-го кл. – Мн., 2004

9. Пупцев А.Е, Лаппо А.И. Информатика: Учеб. пособие  для 8-го кл. – Мн., 2004

10 Пупцев А.Е, Лаппо А.И., Вишневская Информатика: Учеб. пособие  для 9-го кл. – Мн., 2006

11.Информатика: Учеб. пособие  для 10-го кл./ А.Е. Пупцев – Мн., 2007

12. Быкадоров Ю.А., Кузнецов А.Т. Учеб. пособие  для 8–9-го кл. – Мн., 2001

13. Быкадоров Ю.А., Кузнецов А.Т., Шербаф А.И. Информатика и вычислительная математика. Учеб. пособие для общеобраз. шк. с углубл. изучением матем. – Мн., 1998, 2000.

14. Павловский А.И. и др. Информатика 10: Учеб. пособие для общеобраз. шк. с углубл. изучением информатики, – Мн.: 2000 г.

15 Павловский А.И. и др. Информатика 11: Учеб. пособие для общеобраз. шк. с углубл. изучением информатики, – Мн.: 2000 г.

16. Котов В.М., Волков И.А., Харитонович А.И. Методы алгоритмизации. Учеб. пособие для 8-9 кл. с угл. изуч. информатики. – Мн.: 2000

17. Котов В.М., Мельников О.И. Информатика. Методы алгоритмизации. Учеб. пособие для 10-11 кл. с угл. изуч. информатики. – Мн.: 2000

18. Журналы «Информатизация образования»; «Информатика и образование», приложение к газете «1 сентября» Информатика и др.

6.Связь МПИ с другими методическими дисциплинами, педагогикой, психологией.

МПИ – молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки – философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

Как отмечает Н.В. Софронова, «преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации)»[, с.16].

В условиях глобальной информатизации всех отраслей человеческой деятельности и проникновения информатики во все другие науки можно смело утверждать о связи методики преподавания информатики практически с любой наукой. Особенно усилилась эта связь в связи с переходом системы общего среднего образования Беларуси на профильное обучение: вне сомнений элективные курсы по информатике будут востребованы во всех профилях и школьных дисциплинах. При этом объектом изучения в курсе методики преподавания информатики выступят не только понятия и методы информатики, содержание, структура и специфика которых учитываются «по определению», но и те науки (разделы наук), которые будут в той или иной мере интегрированы с информатикой в элективных курсах.

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти два десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

PAGE  8


Областные м
етодические объединение учителей

етодическое объединение учителей района, города

Министерство образования Республики Беларусь

Минский городской институт усовершенствования учителей

Академия последипломного образования

Национальный институт образования

Кафедры педагогических ВУЗов и педагогических отделений (не педагогических ВУЗов)

Методическое объединение учителей школы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32909. Философские дискуссии западников и славянофилов 15.17 KB
  Философские дискуссии западников и славянофилов Первыми представителями органической русской философии были Западники и Славянофилы. Славянофилы противопоставляли Восток Западу оставаясь в философских религиозных историкофилософских воззрениях на русской почве признавая и высоко ценя западноевропейскую культуру философию. Истинное противостояние славянофильства Западу заключено в различном подходе к пониманию основ русской и западноевропейской жизни. Западничество и славянофильство две противоположные но и вместе с тем взаимосвязанные...