63375

Понятие нотариата

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предмет нотариальной деятельности только бесспорные дела в отличие от судебной деятельности предметом которой по преимуществу являются споры о материальном в частности гражданском праве.

Русский

2014-06-19

28.55 KB

1 чел.

Лекция 1.  Понятие нотариата

1.1. Понятие нотариата

Термин «нотариат» происходит от латинского слова nota, означающего «знак». В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для быстроты записи стенографические знаки. В литературе встречается определение нотариата как  учреждения для публичного удостоверения различного рода актов, договоров и вообще важных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и частных лиц.

В Российской Федерации обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации относится к компетенции ряда государственных органов и должностных лиц. В этой связи исполнение некоторых специфических функций возложено на нотариусов — специально уполномоченных должностных лиц, от имени Российской Федерации совершающих предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц), граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства.

Нотариат — система государственных органов и должностных лиц, на которых законодательством Российской Федерации возложена обязанность по совершению предусмотренных нотариальных действий от имени Российской Федерации, направленных на юридическое закрепление бесспорных гражданских прав и фактов и исполняемых в целях обеспечения зашиты прав и законных интересов обратившихся лиц и организаций.

Предмет нотариальной деятельности — только бесспорные дела в отличие от судебной деятельности, предметом которой по преимуществу являются споры о материальном (в частности, гражданском) праве. Так, если по поводу имущества, оставшегося после умершего, возникает спор между наследниками, то он подлежит разрешению в суде, причем суд не связан свидетельством нотариального органа о наследственных правах сторон спора на наследственное имущество.

Нотариат как публично-правовой институт призван обеспечивать право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Выполнение нотариусом этой функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу.

Оказание такой квалифицированной правовой помощи включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц.

При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникало ошибок, не были ущемлены интересы неопытных, недостаточно квалифицированных в правовом отношении участников.

Правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как в случае возникновения сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, отложить или приостановить его совершение.

Нотариат призван предотвращать споры между участниками договорных отношений, так как участие нотариуса при выработке условий сделки в преддверии ее практического исполнения позволяет избежать возникновения споров о праве между сторонами по заключенной и нотариально удостоверенной сделке. Участие нотариуса позволяет обеспечить каждую из сторон сделки правовой защитой уже на стадии оформления права и договора, в то время как судебная защита может возникнуть позднее, на стадии спора.

Важным при понимании современной системы нотариата как части юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. Например, нотариус и лицо, временно его замещающее, не вправе одновременно исполнять свои обязанности: нотариальные действия в данной нотариальной конторе исполняет либо сам нотариус, либо лицо, имеющее право его временного замещения. Кроме того, взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, как уже отмечалось, имеют не договорную, а публично-правовую основу.

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В условиях отсутствия федеральной системы оказания юридической помощи в сфере гражданской юрисдикции нотариат является важной формой ее осуществления применительно к системе нотариального производства. Имеется целый ряд и других характеристик нотариальной деятельности, которые будут рассмотрены далее.

1.2. История развития нотариата

Свое развитие нотариат получил в Италии в середине VIII в. В то время под нотариальными органами подразумевался институт табеллионов (tabelliones, или notarii) — лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов.

Лишь в конце VIII в. Карл Великий установил во франкском государстве нотариат, неразрывно связанный с магистратурой, так как нотариус составлял договоры и отдавал их на подпись судье. Позже нотариус стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры.

Стать нотариусом могло только лицо, проработавшее не менее шести лет в нотариальной конторе. После этого необходимо было сдать специальный квалификационный экзамен.

В полномочия нотариусов входили: освидетельствование всех актов и договоров, составление описи имущества, выдача разного рода свидетельств, совершение публичных продаж. Вот почему к этой должности допускались только «благонадежные» лица, внесшие залог, размер которого зависел от доходности конторы. Нотариальные акты имели доказательную силу и исполнялись без особого судебного решения.

Развитие нотариата в России можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап начинается в XVI в. и заканчивается Соборным уложением 1649 г. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.

Тогда в России появилось сословие площадных подьячих. Более точная дата их появления до нас не дошла. Они представляли собой своеобразную корпорацию профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц. Назначение на «площадь» осуществлялось указом царя. Вначале, собственно, в этом и заключался контроль за их деятельностью. Желающий стать площадным подьячим подавал челобитную царю с просьбой о назначении, при этом выборные старосты должны были дать ему нравственную и деловую характеристику, а вся корпорация профессиональных писцов несла за своего члена круговую поруку в случае причинения им ущерба своей деятельностью. Занятие это было прибыльным, и отставка от него была тяжелейшим наказанием. Постепенно контроль за деятельностью площадных подьячих со стороны государства усиливался. Выборные старосты наделялись правом осуществлять надзор за подьячими, «чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала». В 1597 г. издается царский указ, в соответствии с которым была введена обязательная справка отдельных видов купчих крепостей в Холопьем приказе.

Справка представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение.

Только после записи акта в книгу приказа и приложения печати имущество считалось отчужденным и право собственности возникало у приобретателя. Государство, таким образом, установило фактический контроль за деятельностью площадных подьячих. Очевидно, что требования, предъявляемые к совершению сделок у современного нотариуса, схожи.

Второй этап охватывает период с 1649 по 1866 г. Уложение 1649 г. в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.

Третий этап начинается 14 апреля 1866 г. и заканчивается 29 октября 1917 г. принятием Декрета о земле В. И. Ленина, который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.

Коренное преобразование нотариата произошло после утверждения Александром II в 1866 г. Положения о нотариальной части как развития судебной реформы 1864 г.

С этого времени лицом, специально наделенным властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. Нотариусы состояли при окружных судах.

По Положению о нотариальной части нотариусы считались состоящими на государственной службе, им присваивался VIII чин по должности. Надзор за служебной деятельностью нотариусов должны были осуществлять суды.

Назначались на должности кандидаты, достигшие 21 года, которые прошли соответствующие испытания и показали знания в области гражданских законов, различных уставов (торгового, о векселях, о пошлинах, гражданского судопроизводства и т. д.), а также форм нотариального производства. Перед зачислением на должность кандидаты обязаны были внести денежный залог, который должен был обеспечивать имущественную ответственность нотариуса за его ошибки, допущенные в ходе осуществления нотариальной деятельности. Если карьера нотариуса заканчивалась благополучно, то по выходе в отставку он мог воспользоваться залогом; в случае смерти нотариуса залог переходил к наследникам или правопреемникам. Несмотря на то что нотариусы считались состоящими на государственной службе, ни жалованья, ни пенсии от государства они не получали. Нотариусы совершали всякие акты, кроме состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовали документы.

Согласно Положению о нотариальной части при совершении всякого нотариального действия должны были обязательно присутствовать два свидетеля, а при составлении купчих на недвижимое имущество их обязательное количество увеличивалось до трех. Свидетелями могли быть лишь грамотные совершеннолетние лица, известные нотариусу лично или по достоверному о них засвидетельствованию (ст. 84–86 Положения). Свидетелями не могли быть лица, служащие в конторе у того же нотариуса или состоящие прислугой у него самого или у его служащих (п. 4 ст. 87).

Основные требования к совершению сделок сохранились и по настоящее время.

Служебные обязанности нотариусов были многочисленны и сложны, и за нарушения их, даже единичные, они привлекались к ответственности.

Ответственность нотариусов за злоупотребления и упущения, в том числе имевшие характер проступков, регулировалась Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. По Уложению о наказаниях ответственность нотариусов наступала по тем статьям, которые касались преступлений и проступков чиновников крепостных дел. К преступным деяниям нотариусов относились деяния, учиненные как по неосмотрительности, так и по злому умыслу, а именно:

неисполнение обязанностей, возложенных на них законом;

злоупотребление теми полномочиями, которые им предоставлены законом.

Уложение о наказаниях предусматривало три вида упущений — нарушений нотариусами обязанностей:

совершение по неосмотрительности акта от имени лиц, не имеющих по закону права на участие в нем (купли-продажи, заклада, раздела или иного действия);

совершение акта без удостоверения тождества и точной воли лица или удостоверение по небрежности, невниманию нотариуса на данных, которые не могут служить доказательством чьей-либо самоличности;

участие нотариуса в противозаконной продаже имения, состоящего под запрещением, опекой или в секвестре, при наличии неосмотрительности нотариуса или неполноты справок.

К злоупотреблениям предоставленными полномочиями, за которые наступала уголовная ответственность, относились:

сознательное и по злому умыслу совершение нотариусом акта без узаконенного числа свидетелей, а равно без оговорки пробелов, поправок;

совершение, свидетельствование, утверждение подложных сделок и сделок, вынужденных насилием и обманом;

сокрытие нотариусом факта отсутствия у стороны права на совершение нотариального акта;

сокрытие нотариусом существующего на имуществе законного запрещения отчуждения и необъявление о том покупателю;

совершение нотариусом заведомо от чьего-либо имени подложных крепостей или заочное совершение актов от имени отсутствующих лиц без надлежащей на то доверенности, равно как и от имени лиц вымышленных;

совершение актов задним числом;

сокрытие, истребление или заведомая порча книги актов.

За неисполнение нотариусом возложенных на него обязанностей по его неосмотрительности, небрежности или невниманию, как правило, в соответствии с судебным приговором наступало отстранение от должности с запрещением занимать последнюю в будущем, за злоупотребление предоставленными полномочиями — арест и заключение в тюрьму.

Следует отметить, что в конце XIX в. в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия:

публичные (городовые) нотариусы;

биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;

узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, Государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;

при отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.

Кандидаты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании конкурса из числа наиболее порядочных чиновников и после назначения на должность давали присягу, в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо запрещал назначать на должность нотариусов и маклеров людей неграмотных.

Четвертый этап — нотариат в советской России.

После политических событий конца октября 1917 г., свержения монархии и прихода к власти большевиков нотариат как правовой институт был ликвидирован: Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил судебные органы, институт судебных следователей, прокурорского надзора, частной адвокатуры, заложив основы «нового советского суда». Несмотря на то что в Декрете прямо не говорилось об упразднении нотариата, нотариальные конторы практически прекратили свою деятельность, а позднее постановлениями местных Советов они были ликвидированы и совершение нотариальных действий было возложено на отделы местных советов.

Нормативное закрепление основ нотариата и правил совершения нотариальных действий в СССР берет свое начало с Положения о государственном нотариате РСФСР, которое было принято Советом народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 г. и закрепило основы для возобновления деятельности нотариусов.

Указанное положение предусматривало создание государственных нотариальных контор во всех крупных городах и населенных пунктах страны. Позднее неоднократно принимались нормативно-правовые акты, регулировавшие нотариальную деятельность, вносившие изменения в порядок организации нотариата и расширявшие круг полномочий нотариусов: в 1923, 1926, 1940, 1947 и 1965 гг.

19 июля 1973 г. на VI сессии Верховного Совета СССР был принят Закон СССР «О государственном нотариате», учитывавший изменения общественного развития государства и содержавший нормы о задачах и организации нотариальных органов, принципах их деятельности, компетенции нотариусов, общих правилах совершения нотариальных действий и о применении законодательства СССР к иностранным граж­данам. Указанный Закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов Советского Союза и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающихся экономических и иных общественных отношений.

На основе Закона, устанавливавшего лишь общие правила совершения нотариальных действий, 2 августа 1974 г. был принят Закон РСФСР «О государственном нотариате», а позднее разработаны и утверждены Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР и Инструкция о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

После распада СССР в России в порядке правопреемства продолжают действовать нормативно-правовые акты СССР, не отмененные более поздними законодательными актами Российской Федерации и имеющие юридическую силу в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Поэтому до 1993 г. в России существовала только государственная система нотариальных органов — государственные нотариальные конторы.

11 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-I.

1.3. Цели и задачи деятельности нотариуса

Целями и задачами нотариата в РФ является обеспечение в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами защиты прав и законных интересов граждан и организаций путем совершения специально уполномоченными на то лицами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Нотариат выполняет в определенной степени сходную с обязанностями суда задачу охраны судебных прав граждан и организаций.

Нотариус делает свои выводы только на основе фактов, в наличии которых может убедиться на основе документов, указанных в законе и непосредственно представленных нотариусу.

Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве.

Признаком нотариальной деятельности является его юрисдикционная, правоохранительная функция, которая определяет порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы.

Данная функция является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи, так как реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.

Деятельность нотариата и суда соприкасаются, так как нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.

1.4. Принципы нотариата

Принцип представляет собой основное, руководящее начало, на котором и строится та или иная деятельность, теория. Применительно к Российской Федерации «сборником» таких руководящих начал является Конституция РФ. На основе ее положений формируется вся законодательная база, регулирующая ту или иную область общественных отношений (в данном случае связанная с нотариатом).

Принципы нотариальной деятельности можно определить как руководящие начала создания, функционирования и направленности рассматриваемой деятельности, которые наиболее полно выражают содержание законодательства, регламентирующего организацию и деятельность данного правового института.

Принципы организации и деятельности нотариата перечислены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. К ним относятся следующие принципы:

• законности;

• независимости;

• тайны совершения нотариальных действий.

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, равенства граждан перед законом, неукоснительного следования букве закона. Признаками законности можно назвать всеобщность, неразрывную связь с правом.

К принципам законности относится верховенство закона, т. е. главенство закона в системе нормативных актов, точное соблюдение законов всеми без исключения.

Единство означает, что на всей территории Российской Федерации действуют законы, которые не должны противоречить нормам федеральных законов.

Говоря о целесообразности законов, следует сказать, что все они должны отвечать потребностям и степени развития общества.

Реальность закона состоит в том, что при его неисполнении неизбежна ответственность, т. е. наказание.

Таким образом, принцип законности является общеправовым принципом и применительно к организации и деятельности нотариата содержит следующие положения:

нотариальные органы создаются в строгом соответствии с действующим законодательством;

нотариусы в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение;

за нарушение положений действующего законодательства нотариусы несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Независимость — это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование нотариальных органов, а также профессиональная деятельность нотариата не связаны с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему нотариата.

Независимость обеспечивается запретом вмешательства в деятельность нотариуса, установленным порядком назначения и прекращения полномочий нотариуса и другими мерами его правовой защиты.

Согласно этому принципу нотариус самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность нотариуса со стороны любых лиц.

Следуя этому принципу, любые органы и должностные лица не вправе давать нотариусу указания о необходимости совершения каких-либо действий иначе как в порядке, установленном законом, а также обсуждать действия нотариуса и давать им оценку как правильным или неправильным.

Принцип беспристрастности говорит о том, что нотариус, удостоверяя гражданско-правовые сделки, выступает представителем государства, осуществляет от его имени контроль за законностью этих сделок, обеспечивает права и законные интересы сторон.

Принцип соблюдения тайны совершенного нотариального действия заключается в том, что при соблюдении государственного интереса относительно заключения сделок строго в соответствии с требованиями закона нотариат охраняет личную неприкосновенность любых интересов конкретных граждан и юридических лиц.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6703. Членистоногие (Arthopoda). Класс паукообразные 26.06 KB
  Тип Членистоногие (Arthopoda) Общая характеристика. Класс паукообразные. Членистоногие - самый многочисленный тип. Характерные признаки: двусторонняя симметрия трехслойная организация гетерономная метамерия...
6704. Членистоногие. Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые 25.32 KB
  Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые. Насекомые произошли от 1 из групп многоножек перешедших к жизни на земле. Организация усложнялась, появлялись приспособления к наземному образу жизни. Насекомых очень много и они распростра...
6705. Человек и биосфера. Человечество как активный элемент биосферы. Ноосфера 29.05 KB
  Человек и биосфера. Биосфера как историческая система. Современные концепции. Организация биосферы - живое вещество, количественная и качественная характеристика биосферы. Эволюция биосферы. Человечество как активный эл...
6706. Биологические ритмы и их закономерности. Хронобиология 26.93 KB
  Биологические ритмы и их закономерности. Хронобиология. С понятием ритм связана организация живой материи. Ритмос - соразмерность. 1751- часы цветов Карла Линнея. В настоящее время все ученые знают, что одно из фундаментальных свойств организмов...
6707. Экология как наука. Введение в экологию человека 30.25 KB
  Экология как наука. Введение в экологию человека. Определение и строение экологии. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Особенности экологии человека. Охрана природы. Рациональное природопользование. Основные...
6708. Система оценки рифм. Качество рифмы и словоблудие 18.82 KB
  Система оценки рифм Из истории развития рифмы Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию приш...
6709. Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм 21.39 KB
  Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: хорошая рифма, плохая рифма. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим ил...
6710. Понятие, классификация и особенности инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности 21.7 KB
  Понятие, классификация и особенности инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Одним из основополагающих элементом государственной экономической политики в современной экономике, является торговая политика, то есть пол...
6711. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Свобода торговли, протекционизм 24.36 KB
  Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Свобода торговли, протекционизм В современной экономике таможенное торговое регулирование ВЭД традиционно рассматривается как основной инструмент внешней торговой политики, посредством которой государство имеет ...