63377

Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания. Обыденное и научное экономическое мышление

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания. Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания.

Русский

2014-06-19

94.5 KB

2 чел.

Лекция 2. «Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания. Обыденное и научное экономическое мышление».

Предмет экономической теории. Развитие представлений о предмете экономической теории. Система экономических наук. Функции экономической теории. Сущность и формы экономических явлений. Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания. Обыденное и научное экономическое мышление. Цели и средства экономического познания. Методы экономического познания. Метод научного абстрагирования. Конкретное и абстрактное. Анализ, сравнение и синтез. Системный подход. Единство логического и исторического. Экономико-математическое моделирование. Метод эксперимента Позитивный и нормативный подход в изучении экономических процессов и явлений. Основы экономического мышления. Роль экономической теории в формировании экономического мышления.

Современные науки можно разделить на науки о природе или естественные, физические науки и гуманитарные науки, науки о человеке или общественные науки. Первые исследуют связи между материальными объектами, природными явлениями. Вторые занимаются деятельностью человека, отношениями между людьми и вещами, а также связями, существующими между людьми. Их данные носят субъективный характер, так как выражаются не объективными показателями, а лишь через замыслы, мнения и верования людей.

Экономическая теория принадлежит к числу наук, изучающих человека. Она является по выражению Альфреда Маршалла «исследованием человечества в повседневных делах его жизни».

Любая общественная наука (социология, история, психология) отражает лишь одну сторону разнообразной и сложной социальной действительности, каждая из них рассматривает под определенным углом общую деятельность человека.

А. Маршалл также писал о том, что «экономическая наука изучает ту часть индивидуальной и общественной деятельности, которая главным образхом посвящена созданию и использованию материальных условий благосостояния». Задача общественных наук состоит в том, чтобы освятить и исследовать одну из граней всей совокупности общественных отношений.

Общественная наука расчленяет действительность, имеет дело с фактами, количествами, действиями, организмами и дает им то или иное определение. Она является абстракцуией, служащей для понимания действительности в соответствии с определенной схемой толкования. Она предлагает теорию, «служащую для организации разобщенных фактов и разрозненных свидетельств и представляет собой путеводную нить в обескураживающих лабиринтах действительности» (Раймон Барр, Политическая экономия).Один и тот же факт может иметь различные значения в зависимости от точки зрения, придаваемый ему смысл зависит от общей схемы толкования, в которую мы его помещаем. Пример, взятый у Карла Болдуина, поволит понять эту мысль. Общеизвестным фактом является то, что у Оливера Кромвеля на носу была бородавка. Но что означает этот факт? С точки зрения химика, это скопление атомов и молекул, с точки зрения биолога, это проявление опредленных нарушений в жизнедеятельности клеток, с точки зрения психолога, этот факт может высветить характер человека, с точки зрения экономиста, бородавка заслуживает внимания, если только Кромвель потратитл определенную сумму для ее удаления.

Так, каждая общественная наука является рациональным и частичным воссозданием действительности, имеет свой предмет и объект исследований, а также методологию, используемую для исследований и анализа.

Предмет науки – это то, что исследуется, метод – то, как исследуется, предметом исследования это та среда, в которой проявляется предмет исследования.

Исходя из многочисленных определений, приведенных в предыдущей лекции, можно вывести обобщенное представление о предмете экономической теории: экономическое поведение человека в процессе обеспечения благами для удовлетворения своих потребностей.

Через определение предмета исследования можно показать различия между политической экономией и экономиксом, хотя многие экономисты считают эти термины равнозначными. Предмет политической экономии – отношения между людьми, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. Задача науки – стремление определить основания проходящих процессов. Однако стремление связать экономические процессы с политическими привело к тому, что политические основания стали превалировать и экономическая наука становится проявлением и базой политических целей.

Предметом экономикс является сам механизм экономических процессов.

Если обратиться к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим большое различие в толковании предмета экономической теории.

У представителей первой школы политэкономии – меркантилистов, предметом научных исследований были причины увеличения богатства государства. Богатством считались деньги, а источником богатства для государства – торговля с другими странами.

Школа физиократов (власть природы) перенесла предмет политэкономии из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником богатства только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политэкономии расширили предмет науки до исследований условий производства и накопления (Смит), а также распределения (Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства. При этом происходило изменение самого понятия богатства. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня национальное богатство включает и самого человека, его интеллект, а также информацию, как источник последующего развития общества.

Большинство современных экономистов мира признает экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. В связи с этим можно привести еще два определения, определение проф. Добрынина А. И.:

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, понимая это не только в физическом смысле, а и как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно, что порождает конкуренцию за их использование.

Определение, принадлежащее Раймону Барру:

Экономическая наука – наука об управлении редкими ресурсами. Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов, она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей.

Таким образом, экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ.

Кроме того, экономическая наука изучает отношения между целевыми установками человеческой деятельности и используемые при этом средства, однако она нейтральна по отношению к этим целевым установкам. Экономическая наука только показывает, каким образом цели определяют виды и формы осуществления экономической деятельности, она позволяет выбрать среди многочисленных целевых установок те, которые совместимы между собой и осуществимы, кроме того определить наиболее подходящие экономические методы их реализации.

Подводя итог вышесказанному, становится возможным уточнение содержания науки:

  1.  она ставит своей целью описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами, систематизирует и анализирует их;
  2.  она выстраивает факты таким образом, чтобы проявились сходства и закономерности, свойственные поведению многих людей. Она не дает готовых выводов, а является методом, позволяющим делать из фактов правильные выводы.
  3.  Экономическая наука хотя и не выдвигает политических или социальных целей, однако определяет экономическую политику, которая обеспечивает достижение этих целей. Она указывает, совместимы ли между собой и осуществимы ли экономически те цели, которые хотят достичь. Достаточно ли согласуются средства, выбранные для осуществления целей, с самими целями, являются ли они лучшим способом их достижения
  4.  Она разрабатывает применительно к определенным целям для данных эмпирических обстоятельств правила оптимального использования ограниченных ресурсов и способы достижения общественного благосостояния.

Выражаясь формальным языком говорят о функциях экономической теории:

  1.  теоретическая (познавательная);
  •  методологическая;
  •  практическая;
  •  прогностическая;
  •  мировоззренческая.(раскрывает природу и диалектику развития объективного мира).

Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявлении внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Т. о. объектом изучения экономической науки является особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с созданием, распределением и использованием материальных благ, поэтому экономическая теория является общественной наукой и имеет ряд особенностей, по сравнению с естественными науками. Экономические явления и процессы реализуются через активную человеческую деятельность, направляемую волей и сознанием человека.

Каждая наука использует только ей присущий язык и требует определенного образа мышления. Математики говорят об аксиомах, интегралах и векторах, психологи – об эго и когнитивном диссонансе, юристы – о судебных округах, гражданских правонарушителях и процессуальных отводах.

Не составляют исключения и экономисты. Спрос предложение, эластичность, конкурентные преимущества – термины, которые не сходят с языка людей, занимающихся экономикой. Экономика, будучи по своей сути деятельностью, связанной с производством, потреблением и сбережением, является неотъемлемой частью общественной жизни. Экономические идеи и концепции прочно укоренились в повседневном обиходе. Не обязательно быть экономистом, чтобы понять значения слов: безработица, рынок, предприятие... Хотя в действительности, люди, которые пытаются толковать экономические проблемы с позицией обыденного сознания, часто следуют ошибочным представлениям и понятиям.

В процессе изучения курса вы узнаете множество новых понятий и столкнетесь с некоторыми знакомыми вам словами, которые экономисты употребляют в ином значении. Приведенные здесь термины называют экономическими категориями.

Экономические категории - это логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества. Экономические категории не могут быть связаны с какими-то конкретными явлениями. Нельзя обнаружить в действительности и приобрести «товар» вообще, можно купить тетрадь, куртку и т.д.

Возможно, новый язык покажется вам бесполезным, но вы не раз убедитесь в его ценности, в его способности помочь вам освоить экономический образ мышления, по-иному взглянуть на окружающий вас мир.

Экономические законы - типичные, постоянные отношения, выражающие внутреннюю сущность экономических явлений и процессов.

Изучение экономических процессов и явлений осуществляется посредством использования методов экономической теории. Методология экономической теории определяет с помощью каких научных способов, приемов познания действительности наука позволяет определить способы функционирования и развития экономической системы.

Методы экономической теории - совокупность приемов исследования в науке и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов: метод научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический методы, математические и статистические приемы и средства исследования, экономический эксперимент.

Сложность и неоднозначность экономических процессов и явлений предопределяет наличие сложной системы методов научного освоения экономической действительности. Различают две группы методов: общие и частные. Общие методы могут быть определены как методологические подходы к познанию экономических процессов и явлений.

В методологии экономической теории выделяют несколько главных подходов:

  1.  субъективный – объектом экономического анализа является поведение независимого хозяйствующего субъекта, воздействующего на окружающий мир (Только индивидуум выбирает. Человек действует не по капризу, а по предварительно взвесив все + и – доступных ему вариантов).
    1.  неопозитивно – эмпирический – метод формализации действительности с помощью использования технического аппарата исследования, представление мира в форме различного рода моделей;
      1.  диалектико - материалистический

В общем смысле существует два подхода к описанию действительности.

Позитивные утверждения носят описательный характер, рисуют мир как таковой.

Нормативные утверждения несут рекомендательный характер, говоря о том, каким мир должен быть. Нормативные выводы не могут быть основаны исключительно на позитивных утверждениях, учитывая определенную систему ценностей. Экономисты, делающие нормативные утверждения, выступают как политики, а не ученые.

Инструментами экономического анализа выступают методы – совокупность приемов исследований в науке.

Частные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты экономической системы. Универсальные методы могут использоваться при реализации различных подходов, специфические методы разрабатываются в рамках определенной методологии.

К универсальным методам относят методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод научной абстракции.

  1.  Метод научной абстракции представляет собой выявление наиболее существенных сторон явлений, воссоздание целостной картины действительности в виде идеальной модели экономического организма.
  2.  Метод сравнения представляет собой действие посредством которого устанавливается сходство и различие экономических явлений.
  3.  Методы анализа и синтеза. Экономические явления воспринимаются человеком непосредственно как нечто целое, единое, без различения их отдельных частей и свойств. Для изучения объекта необходимо его разложить на составные части, выделить его отдельные признаки. Мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части с целью их изучения называется анализом. Выделенные в процессе анализа части рассматриваются не сами по себе, а как элементы единого целого. Для воссоздания целой картины разложение целого на части и изучение этих частей должны быть дополнены их противоположностью – синтезом. Синтез – это мысленное соединение частей явления, познания его как единого целого.
  4.  Индукция и дедукция  Индукция - движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к частному.
  5.  Аналогия -  - это перенос свойств (совокупности свойств0 с одного явления на другое.
  6.  Гипотеза – это научно обоснованное предположение о возможных связях, отношениях, причинах явлений.

Основной инструмент экономиста, как и других ученых – теория и наблюдение. Но, в отличие от естественных наук, здесь возникают препятствия, затрудняющие движение к цели. К сожалению, в экономической теории невозможно поставить эксперимент, подтверждающий или опровергающий новую концепцию. Физики, изучающие гравитацию, проверяя свои теории, могут безнаказанно перебить всю лабораторную посуду и другие подручные материалы. Экономистам, изучающим инфляцию, не разрешается поэкспериментировать с национальной денежной политикой просто так для того, чтобы собрать массив данных. Экономисты, как астрономы, обычно имеют дело с теми данными, которые мир сам пожелал им предоставить.

  1.  Балансовый метод.
  2.  Статистические методы.

Роль допущений.

Если спросить физика о том, сколько времени потребуется , чтобы кусок мраморной облицовки, отвалившейся на уровне десятого этажа здания, достиг земли, он ответит на вопрос с точностью до тысячных долей секунды, но предупредит, что его расчет верен для тех условий, как если бы камень падал в вакууме. Но здание окружено воздухом, который воздействует на падающий кусок мрамора, замедляя его движение. Физик не преминет заметить, что воздействие воздуха на мрамор настолько мало, что его влияние на конечную скорость полета незначительно. Допущение о том, что кусок облицовки падает в безвоздушном пространстве, значительное упрощает решение задачи без существенного влияния на ответ.

Экономисты делают допущения по тем же причинам: предположение упрощает понимание мира. Анализируя международную торговлю в вымышленном мире с двумя странами и двумя товарами, мы лучше понимаем особенности обмена между странами в более сложном мире, в котором живем.

Искусство научного образа мышления в любой науке состоит в правильном решении о характере допущения.

Допущение о силах гравитации, воздействующего на движение свободно падающего камня в вакууме. Разумно, но оно вряд ли применимо для изучения траектории воздушного шарика.

Точно также и экономисты в поиске ответов на разные вопросы делают различные допущения. Предположим, мы хотим узнать, что произойдет с экономикой, когда правительство изменит количество денег в обращении. Важная составная часть анализа – рассмотрение реакции цен. Многие цены в экономике весьма устойчивы. Зная об этом свойстве цен, мы будем делать различные допущения при изучении влияния политики на разных временных отрезках. Изучая ее воздействие в краткосрочном периоде, мы предполагаем, что цены вряд ли значительно изменятся, и можем рассмотреть искусственную гипотезу об их строгой фиксированности. Однако, анализируя динамику цен в долгосрочном плане, мы допускаем гибкость всех цен.

Экономические модели

Экономические модели – упрощенное представление действительности.

При изучении строения атома используют пластиковые модели, со всеми основными элементами атома. Конечно, никто не воспринимает модель как настоящий атом. Модели стилизованы, в них опущены многие детали. Однако некоторый недостаток реализма отнюдь не затрудняет понимание студентами устройства атома.

В своей практике экономисты тоже используют самые разные модели, из диаграмм, графиков и уравнений.

Этим моделям также не хватает многих деталей, но именно их отсутствие позволяет нам глубже осознать действительно важные вещи.

По мере того как мы будем рассматривать различные экономические модели, вы убедитесь, что все модули построены на определенных допущениях.

МОДЕЛЬ 1. Диаграмма кругооборота потоков.

МОДЕЛЬ 2. Граница производственных возможностей.

МОДЕЛЬ 3 . Модель «Экономического человека».

В теории манеры поведения экономических субъектов строго унифицированы Модель экономического человека «homo economicus» – модель индивида, ведущего себя рационально во всех отношениях, то есть стремится получить максимум удовольствий при минимуме затрат. (потребители стремятся извлечь максимальную пользу от своих приобретений, а предприятия - получить большую прибыль при минимальных издержках). Условно говоря, рациональность экономического поведения совпадает с индивидуальными интересами, но иногда противоречит этическим нормам. Если экономические мотивы преимущественно основываются на эгоизме, то этика, наоборот, проповедует социальную сплоченность, кооперацию и солидарность.

Несмотря на все порицания, которым подвергается такая черта человеческого характера, как эгоизм, он, тем не менее, "укрывшись под невидимой рукой рынка", продолжает стимулировать рациональное поведение продавцов и покупателей.

"Невидимая рука рынка" (the hidden hand) - серьезный аргумент в пользу эгоизма. Ведь еще Адам Смит в конце XVIII в. утверждал, что посредством "невидимой руки" поиск личной выгоды превращается рано или поздно в выгоду общественную. Например, пекарь печет хлеб. Он это делает не из альтруизма, но для того, чтобы заработать себе на жизнь. И все же, выпекая хлеб, пекарь приносит пользу людям, а, значит, и обществу в целом. Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что экономические субъекты свободно оперируют на рынке, и, хотя преследуют свои личные интересы, вся экономическая система действует эффективно и слаженно, как единый механизм. Следовательно, придерживаясь теории А. Смита о "невидимой руке рынка", эгоизм является катализатором личного интереса и создателем экономической индивидуализации. Эгоизм приводит в движение рыночные механизмы, делает поведение экономических субъектов более рациональными, а принимаемые решения более правильными. Иными словами, эгоизм, индивидуализм и экономическая свобода - это то. что необходимо для достижения успеха.

УТВЕРЖДЕНИЕ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И

ДАЧИ ТЕОРИИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Экономическое мышление можно определить как процесс познания человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов и способов своей легальности. Осмысление экономических реальностей служит необходимым условием осознанного участия субъектов хозяйствования в приятии решений относительно экономического процесса и в их реализации. Непосредственно и опосредованно (через усвоение знаний, экономическую психологию) экономическое мышление формирует хозяйственное поведение. Как формирует и экономическую культуру, являясь ее составной частью.

Подобно любому сложному явлению, экономическое мышление имеет развернутую, многоплоскостную структуру. Следует разграничивать объекты и субъекты, а также масштабы (индивидуальное, групповое и общественное) экономического мышления. В основе его особенностей, свойственных той или иной социальной группе, лежит общность условий деятельности охватываемых ею людей, их интересов, единство решаемых ими задач. В дайной связи можно говорить, в частности, о таких группах, как классы, профессиональные, отраслевые, национальные, региональные, религиозные и другие образования. Специфическими являются возрастные, образовательные группы субъектов экономического мышления. Так, молодежь в принципе более мобильна, и в условиях нынешних трансформаций ее мышление оказалось более восприимчивым к происходящим изменениям.

Различаются определенные типы экономического мышления. Они соответствуют форме общественного бытия, экономической действительности, экономическим отношениям. Можно выделить три типа экономического мышления.

Государственное экономическое мышление - способ мышления при прочной включенности индивидуального сознания в структуру общественного сознания, высокой зависимости от государства. Характерные черты:

социальная ориентированность;

патернализм;

прогнозируемость;

предсказуемость экономического положения индивида;

авторитарность;

беспрекословная подчиненность экономического субъекта власти;

нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения;

пренебрежение правом и законностью.

Как следствие, этот тип мышления отличают консерватизм, негибкость, невосприимчивость к новому, минимизация (вплоть до полной утраты или ухода «в тень») хозяйственной инициативы, иждивенчество.

Превращенной формой государственного является бюрократическое экономическое мышление. Главное в нем подмена реальных экономических целей и задач формальными, дела отчетностью, рапортом. Этой форме свойственны также бездумное исполнение приказов, боязнь «высовываться», чинопочитание, безответственность, благодушное отношение к расхищению народного добра, к недобросовестности в труде. Понятно, что такое экономическое мышление не может способствовать поступательному развитию общества. Ясно и то, что освободиться от него при помощи одних лишь мер морального воздействия немыслимо, ибо такое мышление неразрывно срастается со всем общественным устройством. Именно последнее и, прежде всего, конечно, его экономическая основа, должно измениться для достижения прогресса.

Рыночное экономическое мышление присуще, прежде всего, западной цивилизации, но имеет известное распространение и интенсивно развивается в последнее время в цивилизациях восточного типа. Оно опирается на рыночные отношения, строящиеся на различных формах частной собственности. Основными чертами рыночного экономического мышления являются чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, динамизм, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции. Благодаря таким чертам рыночная экономика достигает ощутимые успехи.

Вместе с тем рыночное экономическое мышление имеет ряд отрицательных черт, которые могут гипертрофироваться, особенно в современных условиях. Это крайний индивидуализм и эгоизм с их проявлениями в виде, например, рвачества, отсутствия таких социальных ценностей, как взаимовыручка, способность прийти на помощь. Данному типу мышления свойственна также конфронтационность, отражающая противоречия интересов конкурентов, представителей различных классов и социальных слоев общества.

Большинству развитых стран в настоящее время присуща смешанная экономика, т.е. рыночная со значительной степенью государственного регулирования при наличии более или менее действенной системы инструментов решения острых социальных проблем. Такой экономике соответствует социально ориентированное рыночное экономическое мышление. Оно включает в себя позитивные черты как рыночного, так и государственного типов экономического мышления. Такие характеристики рыночного мышления, как чувство хозяина, самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, динамизм, предприимчивость являются его неотъемлемыми элементами, более того критериями. Составляющими рассматриваемого типа экономического мышления выступают и такие черты государственного экономического мышления, как социальная ориентированность, осознание необходимости социальной защищенности, предсказуемости положения индивидов, отчасти патернализм.

Наряду с названными важными критериальными чертами социально ориентированного рыночного мышления являются осознание необходимости многообразия форм хозяйствования, партнерство, неконфронтационность, уважение законности и норм нравственности в экономической деятельности, цивилизованность (надо, конечно, иметь в виду, что само коиституирование таких критериев еще не означает их реального и полного достижения).

К недостаткам данного типа мышления можно отнести то, что оно не способно обеспечить максимальную эффективность производства, которая достигается в экстремальных условиях при этатическом экономическом мышлении или в нормальных условиях – при ничем не ограниченном рыночном мышлении. Однако в этих ситуациях за экономический эффект приходится платить несоразмерно дорого свертыванием демократии или углублением социальных противоречий в обществе.

Именно социально ориентированное рыночное экономическое мышление, вобравшее в себя лучшие черты экономического мышления основных типов цивилизаций, при условии дальнейшего его совершенствования наиболее эффективно и является оптимальным для современной Белоруссии.

Ведущее место в формировании современного социально-ориентированного рыночного экономического мышления занимает  экономическая теория. Воздействие на участников экономических отношений осуществляется опосредованно - через влияние на экономическую политику, а также через различные , формы образования и воспитания.

Одним из основных средств формирования современного рыночного мышления является ориентированное на все население экономическое образование, которое представляет собой систему институтов, форм и методов получения гражданами экономических знаний и навыков, необходимых для эффективной экономической деятельности.

Наиболее массовым охватом и действеностью в системе экономического образования отличаются средства массовой информации. именно телевидение, радио и печать в течение последних пяти - шести лет в немалой степени способствовали формированию рыночного мышления в нашем обществе, пропагандируя необходимость перехода к рынку и приватизации, освещая ход этих процессов.

Формирование современного экономического мышления невозможно без экономического  воспитания, представляющего собой целенаправленное воздействие па членов общества для выработки у них совокупности взглядов и представлений, подходов к оценке и принятию решений, которыми они руководствуются в своей хозяйственной деятельности. Необходимо выработать соответствующие навыки экономического поведения, максимально предупреждающие возможные разочарования и стрессы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22279. ТУБУЛОПАТИИ. Острая тубулопатия или острый некротический нефроз 36 KB
  Макро: почки увеличены набухшие отечные корковый слой бледносерый мозговой – темнокрасный. Больные чаще всего погибают в первые две стадии от уремии но с помощью искусственной почки большинство больных можно спасти. ПИЕЛОНЕФРИТ Определение: пиелонефрит – это воспалительное бактериальное заболевание с поражением лоханки пиелит и межуточной ткани почки. нисходящий гематогенный механизм – возбудитель попадает в почки из первичного внепочечного очага воспаления ангина пневмония и т.
22280. ХРОНИЧЕСКИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ (ХНЗЛ) 41 KB
  Классификация ХНЗЛ В группу ХНЗЛ входят следующие болезни: Хронический бронхит Бронхоэктазы Хроническая пневмония Эмфизема легких Хронический абсцесс легкого Пневмосклероз Интерстициальные болезни легких ИБЛ. Выделяют 3 патогенетические механизма ХНЗЛ: Бронхитогенный механизм – в основе хронический бронхит и его осложнения бронхоэктазы пневмосклероз эмфизема. Исходы и осложнения: бронхоэктаз Эмфизема Пневмосклероз. ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ Определение: эмфизема – это повышенное содержание воздуха в легких и увеличение их...
22281. Эндокринопатии Клинико-морфологические формы 24 KB
  По гистологическому строению зоб бывает колллоидным макрофолликулярным микрофолликулярным и смешанным и паренхиматозным Клиникоморфологические формы зоба: Эндемический зоб возникающий в определенных местах где мало йода в воде. Спорадический зоб появляется в молодом возрасте и у взрослых. Базедов зоб базедова болезнь – названа по фамилии немецкого врача – Базедов.
22282. БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ 40.5 KB
  ГЕПАТОЗЫ – это болезни печени характеризующиеся дистрофией и некрозом гепатоцитов. ГЕПАТИТЫ – заболевания печени в основе которого лежит воспаление проявляющееся как в дистрофии и некрозе гепатоцитов так и в клеточной инфильтрации стромы. ОПУХОЛИ – болезни печени с развитием в ткани печени опухолевого процесса первичного или вторичного происхождения метастазы в печени.
22283. БОЛЕЗНИ ПОЧЕК (НЕФРОПАТИИ) 35.5 KB
  Гломерулопатии – это заболевания которые характеризуются первичными воспалительными или дистрофическими поражениями клубочков гломерул почек что ведет к нарушению функции фильтрации. Классификация гломерулопатий: гломерулонефриты нефротический синдром амилоидоз почек диабетический гломерулосклероз печеночный гломерулосклероз. Гломерулонефриты – это группа заболеваний почек для которых характерно: двухсторонний процесс воспалительные негнойные поражения клубочков гломерул почечные симптомы – гематурия эритроциты в моче...
22284. ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ 35.5 KB
  Все изменения при этой болезни связаны с попаданием токсина в кровь – токсинемией. Экзотоксин всасывается в кровь что ведет к тяжелым общим изменениям со стороны миокарда нервной системы выделительной системы. Местные изменения в миндалинах при фиксации на них стрептококка характеризуются воспалением первичный скарлатинозный аффект с присоединением регионарного лимфаденита первичный скарлатинозный комплекс. Местные изменения в 1й период локализуются в зеве и миндалинах.
22285. ВОСПАЛЕНИЕ. Морфогенез 40.5 KB
  Этилогия Агенты воспаления факторы вызывающие воспаление: биологические агенты – бактерии вирусы иммунные комплексы физические агенты – травмы высокие и низкие температуры химические агенты – токсины и яды бактериальные и не бактериальные яды. Морфогенез Воспаление состоит из трех стадий: альтерация экссудация пролиферация. Гепатит – воспаления печени плеврит – воспаление плевры гастрит – воспаление желудка.
22286. ПРОДУКТИВНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ 36 KB
  Виды продуктивного воспаления: межуточное интерстициальное воспаление гранулематозное воспаление воспаление вокруг животных паразитов воспаление с образованием папиллом и кондилом. МЕЖУТОЧНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ Определение. ГРАНУЛЕМАТОЗНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ Определение.
22287. ГАСТРИТ 44 KB
  По патогенезу: Гастрит типа А аутоиммунный характеризуется поражением фундального отдела желудка Гастрит типа В неиммунный локализуется в антральном отделе желудка. При этой форме происходит атрофия желез желудка. Макро – слизистая желудка бледная тонкая складки сглажены.