63401

Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Природоохранные проблемы не знают национальных границ. Через границы государств перебрасываются с воздушными массами десятки тысяч тонн загрязняющих веществ, в частности сернистый ангидрид — источник кислотных дождей.

Русский

2014-06-20

54.5 KB

83 чел.

Дисциплина «Экология и устойчивое развитие»

Лекция №4 Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке по теории УР.

Природоохранные проблемы не знают национальных границ. Через границы государств перебрасываются с воздушными массами десятки тысяч тонн загрязняющих веществ, в частности сернистый ангидрид — источник кислотных дождей. Трансграничные реки, т. е. реки, которые протекают по территории нескольких государств, также являются источником переброски загрязнений из одной страны в другую. Промышленная или прочая деятельность сопредельных стран в той или иной степени влияет на состояние природы: заболевания лесов, загрязнение морей и т.п. Широкое использование в промышленности и быту фреонов разрушает озоновый слой всей планеты. Вырубка лесов, нефтяное загрязнение поверхности Мирового океана и массированное сжигание органического топлива являются причиной нарушения газового баланса в атмосфере, увеличения содержания в ней углекислого газа, а в перспективе — снижения кислорода, что ведет к глобальному изменению климата и прочим отрицательным последствиям. При этом страдают не только виновники, но и все население Земли.

Таким образом, экологические проблемы являются международными и требуют международного сотрудничества.

Подавляющее большинство природных ресурсов, таких как вода, полезные ископаемые, лес, тепло, осадки и др., распределены крайне неравномерно, и без взаимовыгодного обмена ими ни одна страна мира, даже самая большая и богатая, не могла бы нормально развиваться.

Решение всех этих проблем возможно только на путях международного сотрудничества, которое может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Формами такого сотрудничества могут быть организация научных и практических встреч; создание международных организаций, координирующих совместные усилия по охране природы; заключение официальных договоров и соглашений, а также деятельность международных общественных партий и организаций (так называемых "зеленых").

Самой известной из них является "Гринпис" — "Зеленый мир", с которой сотрудничают и представители общественности нашей страны. Ее главной задачей является недопущение радиоактивного загрязнения биосферы. Однако основной международной неправительственной организацией является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который ведет исследования и пропаганду охраны природы, издает международные Красные книги.

Среди организаций, работающих на правительственном уровне, главной является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), координирующая все виды деятельности по окружающей среде, вырабатывающая программы дальнейших совместных действий.

Развитию природоохранного сотрудничества способствует проведение крупных международных форумов — Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972), день открытия которой — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды; Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975); Глобального форума по проблемам выживания (Москва, 1990); Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

Высоко ценится роль международного сотрудничества в решении глобальных экологических задач и рационального использования природных ресурсов. Казахстан, присоединившись к ряду межгосударственных конвенций, в том числе и об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, заинтересован в эффективной интеграции в региональную^ международные экологические программы, привлечении инвестиций в водохозяйственный сектор, скоординированных действиях государств СНГ и Централ ь-ноазиатского региона.

Всемирные Форумы по Воде.

Первый Всемирный Форум по Воде

Первый Всемирный Форум по Воде был проведен в Марракеше, Марокко, в марте 1997 года. На этом Форуме ВСВА\Г\УС поручили разработать обзор "Вода, Жизнь и Окружающая среда в XXI столетии".

Второй Всемирный Форум по Воде

Второй Всемирный Форум по Воде прошел успешно в марте 2000 году в Гааге, благодаря усилиям правительства Голландии, учреждениям и организациям, деятельность которых связана с управлением водными ресурсами. В рамках форума обсуждалось Мировое Видение Воды, принята Гаагская декларация и представлена Рамочная Структура Действий, очерчивающая стратегию реализации Мирового Видения Воды к 2025 году. Третий Всемирный форум по Воде

Третий Всемирный Форум по Воде был проведен в Японии, в марте 2003 года. Участники Форума должны были не просто определить проблему, но и освоить представленную информацию и четко обозначить совместные действия. Словом, каждый должен был сообщить: "КТО и ЧТО должен делать, КАК и КОГДА?" В рамках Киотского форума было проведено более 200 сессий, каждая из которых была посвящена конкретной проблеме или региону. Так, Региональный День Азии 18 марта 2003 года был посвящен проблемам Аральского бассейна. При поддержке АБР и ГВП, а также правительства Японии на этот семинар прибыла большая группа представителей правительств, экспертов международных и неправительственных организаций из Центральной Азии.

Водные ресурсы, до недавнего времени считавшиеся неограниченными и доступными, довольно быстро перешли в категорию ресурсов, нехватка которых будет самым серьезным образом препятствовать устойчивому экономическому развитию, а в ряде регионов мира будет главной причиной конфликтных ситуаций между отдельными государствами. Совершенствование межгосударственных водных отношений следует рассматривать как одно из важных условий обеспечения национальной безопасности страны. Здесь немаловажную роль призваны сыграть межправительственные соглашения, осуществление совместных проектов на национальном и региональном уровнях, гармонизации межгосударственных подходов.

При такой постановке вопроса будет расширяться информационный обмен и сотрудничество водохозяйственных организаций в решении стоящих проблем. Международные организации, имеющие резерв и опыт по решению таких проблем, могли бы сыграть более активную роль в поощрении передачи технологий и институциональной поддержки стран переходного периода. Сегодня много договоров и конвенций, в том числе по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, к которым Казахстан присоединился.

Казахстан присоединился в 2000 г. к Хельсинской конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, позволяющий сформировать единые правовые подходы к решению проблем рационального использования и охраны трансграничных рек. Однако остальные страны Центральноазиатского региона не присоединились к данной Конвенции и поэтому не приняли меры по обеспечению использования стока трансграничных водотоков разумным и справедливым образом, предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ, выполнению принципа "загрязнитель платит".

Для предупреждения и ликвидации экологических угроз трансграничного характера необходимо:

провести в 2005-2007 годах совместные исследования по экологической оценке приграничных районов Казахстана и сопредельных государств;

решить трансграничные водные проблемы путем продвижения инициатив Казахстана по присоединению Центральноазиат-ских государств к Хельсинской конвенции;

в целях сохранения уникальных природных комплексов предусмотреть в течение 2005-2006 годов создание трансграничных биосферных территорий в Западном Тянь-Шане и Алтай-Саянском регионе.

Для Республики Казахстан эта конвенция имеет особое значение по той причине, что она призвана укрепить национальные и международные меры, направленные на охрану и экологически обусловленное использование трансграничных рек. Она охватывает среди прочего такие аспекты, как мониторинг и оценка трансграничных вод, оценка принимаемых мер по предотвращению, ограничению и сокращению трансграничного воздействия, обмен информацией между странами и информирование общественности. В конвенции отражены общие обязательства государств по уведомлению и проведению консультаций друг с другом в отношении всех рассматриваемых крупных проектов, способных вызвать значительное воздействие на окружающую среду. Эта конвенция имеет также и политическую подоплеку. Учитывая, что наша страна находится в нижнем течении большинства крупных речных стоков, существенное значение для Казахстана имеют двусторонние отношения с соседними государствами. В этой связи необходимо отметить, что в международном праве не существует запретительных мер по ограничению объема водозаборов в пределах своего государства.

Тем не менее, позиция Казахстана была и остается неизменной: водные отношения могут и должны строиться исключительно на основе принципа равноправного использования общих водных ресурсов, взаимной ответственности за их охрану, за воздержание от действий на своих территориях, способных нанести ущерб интересам другой страны. Говоря другими словами, каждая из стран, независимо от того, находится ли она в верхнем или нижнем течении, имеет равный доступ к воде.

К трансграничным экологическим проблемам относятся вопросы вододеления, загрязнения трансграничных водных объектов, атмосферного воздуха и почвы, перемещения опасных технологий, веществ и отходов, разработки приграничных месторождений полезных ископаемых, сохранения уникальных природных комплексов.

Трансграничные экологические проблемы представляют реальную внешнюю угрозу экологической безопасности страны, решение которых обеспечивается совместными действиями сопредельных государств в рамках международных договоров.

В начале 2003 года Казахстан присоединился к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, что позволило установить новые таможенные правила по декларированию опасных отходов и предотвратить в последующем их поступление на территорию республики под видом вторичного сырья и продукции.

Результаты от принятых мер будут способствовать выявлению, уменьшению и ликвидации потенциальных трансграничных экологических угроз.

Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках "Программы ООН по окружающей среде" (ЮНЁП). К главным направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ПОДПИСАННЫЕ РК

Конвенция Всемирной метеорологической организации. Ратифицирована 13 апреля 1993 г.

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Ратифицирована 05 июня 1994 г. Конвенция по безопасности живых организмов в море. Ратифицирована 07 июня 1994 г.

Конвенция по биоразнообразию. Ратифицирована 06 сентября 1994 г. Конвенция по охране Всемирного культурного и природного наследия. Присоединение и ратификация 29 июля 1994 г . Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Ратифицирована 17 мая 1995 г. Конвенция ООНпоборъбе с опустыниванием. Ратифицирована 09 июля

1997 г.

Венская конвенция об охране озонового слоя. Ратифицирована 30 октября 1997 г.

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. 30 октября 1997 г.

Лондонская поправка к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой. 7 мая 2001 г.

Договор к Энергетической Хартии и Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. 18 октября 1995.

Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения. Ратифицирована 19 апреля 2000 г.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Ратифицирована 13 апреля 1993 г.

Орхусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Ратификация 23 октября 2000 г. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Присоединение 21 октября 2000 г. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий. Присоединение 23 октября 2000 г.

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Присоединение 23 октября 2000 г. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Присоединение 23 октября 2000 г.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Подписание 12 марта 1999 года.

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. Ратифицирована! 8 мая 2001 г.

Базелъская Конвенция о контроле за трансграничными перемещениями опасных отходов и их производных. Присоединение 15 февраля 2002 г.

Международные экологические акции ООН

2 февраля -    Всемирный день водно-болотных угодий
1 марта -       Всемирный день гражданской обороны

  1.  марта -      Всемирный день воды
  2.  марта -      Всемирный день метеоролога 1 апреля -       Международный день птиц

7 апреля -       Всемирный день здоровья 22 апреля -     День Земли

3 мая - День Солнца

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой 26 июня -       Международный день борьбы с наркоманией

6 августа-       Всемирный день действий за запрещение ядерного оружия

  1.  сентября - Международный день мира
  2.  сентября - Международный день охраны озонового слоя

  1.  сентября - Всемирный день моря

сентября - Всемирный день туризма.

4 октября -        Всемирный день защиты животных

11 октября -      Международный день по уменьшению опасное

ти от стихийных бедствий 1 декабря -        Всемирный день борьбы со СПИДом 29 декабря -      Международный день биологического разнооб

разия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75543. Літні канікули. Повторення розділових запитань (Disjunctive Questions) 22.06 KB
  Повторення розділових запитань Disjunctive Questions. Обладнання: підручник тематична картина Літні канікули граматична таблиця Disjunctive Questions 37 Reference Grmmr; українськоанглійські словники речення і розділові питання для гри Find your prtner НО1. We hve to review the grmmr the building of the disjunctive questions to use them in our speech mking it more nturl. By the end of the lesson you should be ble: to use the tgquestions in your dilogues; to use your imgintion describing pictures.
75544. Україна. Географічне положення. Загальна характеристика. Нові ЛО 24.58 KB
  Ввести нові ЛО та відпрацювати їх вживання в мові. Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що в ньому міститься (scanning)
75545. Географічне положення та державний устрій України 24.82 KB
  Т: We re going to tlk bout the politicl structure of Ukrine nd its geogrphicl position. By the end of the lesson you should be ble: to recognize nd understnd new words nd word combintions from the topic: The politicl structure of Ukrine in the text; to listen for the min ide nd specific informtion; to tlk bout the politicl structure of Ukrine in brief. One student from the clss is selected who thinks of geogrphicl plce in Ukrine tht must be guessed by the rest of the clss. Exmple: Is it river Is it mountin Is it one of the lrgest cities...
75546. Україна. Життя молоді, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 23.9 KB
  People Підтема: Україна. re ll young people like Of course not. Thts why teengers esily come under the influence of other people. Young people re crzy bout music.
75547. Культура та наука в Україні, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 22.03 KB
  Обладнання: підручник текст Culture nd Science in Ukrine HO1 Who is who H02. Т: We continue our work on the topic Ukrine. We re going to tlk bout culture nd science in Ukrine. By the end of the lesson you should be ble: to prticipte in common converstionl exchnges nd tell bout this topic using tl text nd wordcombintions s pln; to operte fcts bout Ukrine in new situtions.
75548. Київ - столиця України. Повторення ЛО теми Town Features 25.32 KB
  Обладнання: підручник слайди фотографії комплект учбових картин з видами міста Києва роздавальний матеріал round Kyiv НО1 картки з коротким описанням визначних місць Києва Н02 Mtch the English words nd word combintions with their Ukrinin equivlents H03 Which sentences do not fit to the text bout Kyiv HO4. Т: The topic of our...
75549. Київ - столиця України, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 24.87 KB
  Активізація лексичного матеріалу теми Town Fetures. Активізація лексичного матеріалу теми Town Fetures. Т: There re mny ncient towns in Ukrine. Wht other ncient towns do you know Is your town villge old or new re there ny interesting fcts in the history of your town villge Why re people interested in the histories of cities towns nd villges Cn you explin the choice of nmes for some cities towns or villges Is the plce for town or villge chosen by chnce or for purpose Cn you give n exmple of it 2 WhileReding ctivities.