63403

Рыночная организация: содержание и структура. Социально-экономические основы рыночного хозяйства

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Эта классификация в известной мере условна, В действительности регулирование конкуренции осуществляется с использованием различных методов. При этом, например, командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен...

Русский

2014-06-20

71 KB

4 чел.

Лекция 6. «Рыночная организация: содержание и структура». Социально-экономические основы рыночного хозяйства. Ограниченность ресурсов. Разделение труда. Экономическая обособленность производителей (частная собственность) как основа рыночной экономики. Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Экономическое благо. Понятие товара, его свойства. Полезность, стоимость, ценность товара. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг. Теория предельной полезности. Цена товара. Развитие форм стоимости. Происхождение, сущность и функции денег. Закон денежного обращения. Проблемы современных денег. Оборот денег. Ликвидность денег. Теории денег.

Человечество в своем развитии выработало несколько способов упорядоченного распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими целями. Эти способы могут быть сведены в три основные группы:

1. Основанные на традициях и обычаях.

2. Основанные на командно-административных методах.

3. Основанные на рыночном механизме.

Эта классификация в известной мере условна, В действительности регулирование конкуренции осуществляется с использованием различных методов. При этом, например, командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, играющей, конечно, более важную роль в рыночном механизме, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи и даже влиять на их формирование и изменение. Тем не менее, в различных: обществах или в одном обществе, но на разных стадиях его раз вития, тот или иной способ разрешения конкуренции и осуществления выбора оказывается явно преобладающим.

Людей никогда не покидала мысль о желательности так или иначе покончить с конкуренцией. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, либо сократив потребности до уровня возможностей общества, либо развив эти возможности до уровня потребностей. Многие религиозные мыслители, философы проповедовали необходимость ограничения потребностей до некоторого разумного уровня простого, живущего в естественных условиях человека. Другие, наоборот, связывали будущее с высочайшей степенью развития производительных сил, в результате которого сам собою осуществится принцип каждому  по потребности.

Рыночный механизм не претендует на то. чтобы полностью преодолеть ограниченность ресурсов, но он может по-своему ослабить, смягчить эту ограниченность. С одной стороны, рыночный механизм стимулирует эффективность использования наличных ресурсов. И страны с развитой рыночной экономикой лидируют сегодня в научно-техническом прогрессе и уровне жизни населения. С другой же стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничения потребностей на (каждого отдельного человека, причем не посредством установления какого-то разумного их уровня, а путем преобразования потребностей в платежеспособный спрос. Это может нравиться или не нравиться, но рынок ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей. Таким образом, абсолютная "самостоятельность хотения" автоматически ограничивается.

Материальной основой возникновения товарных отношений, является общественное разделение труда, которое прошло в своем развитии несколько этапов:

  •  выделение пастушьих племен из массы первобытных, положило начало первому крупному общественному разделению труда;
  •  второе крупное разделение труда, это отделение ремесла от земледелия.
  •  третье, возникновение металлических денег, формирование класса купцов, появление торгового капитала
  •  в 20-ом веке в развитых странах мира произошло четвертое разделение труда, отделение нематериального производства (наука, образование, здравоохранения) от материального.
  •  с середины 70-х гг. т.е. с развертыванием информационной революции началось пятое крупное разделение труда, это отделение информационной деятельности и информационной сферы от других.

Общественное разделение труда подразделяется на:

1. Общее разделение труда, это земледелие, промышленность и т.д.

2. Частичное разделение труда, которое характеризуется распадом основных родов производства на виды и подвиды.

3. Единичное разделение труда, это разделение труда внутри отдельного предприятия, мастерской.

Непосредственной материальной основой возникновения и развития товарного производства является общее и частичное разделение труда.

Возникновение товарных отношений обусловлено также социально экономической обособленностью производителей, которая позволяет им присваивать произведенный продукт, распоряжаться им и, следовательно, быть собственниками, в том числе средств производства. Собственники ресурсов и средств производства принимают решения об их использовании с целью получения дохода.

Таким образом, формируется еще одно важное условие возникновения развитых товарных отношений – свободный обмен ресурсами. Свободный обмен ресурсами позволяет сформироваться свободным ценам, которые показывают субъектам экономики направления их деятельности.

Рынок становится той сферой, где реализуются товарные отношения, производится обмен ресурсами и результатами деятельности между собственниками.

Прежде, чем рассмотреть сущность и основные характеристики рынка и рыночных отношений, необходимо дать определение основных элементов рыночных процессов.

Основными экономическими категориями, используемыми для описания отношений обмена на рынке, являются товар, деньги, цена. Отношения обмена товарами на рынке при использовании денег называются товарно-денежными отношениями.

Товар - продукт производства, способный удовлетворять потребности людей, произведенный для обмена, а не для собственного потребления.

Товар имеет два свойства:

потребительная стоимость - способность удовлетворять определенные потребности;

меновая стоимость (стоимость) - способность товара обмениваться на другие товары в определенных соотношениях.

Потребительную стоимость имеет и продукт производства. Так в натуральном хозяйстве результаты хозяйственной деятельности потреблялись в соответствии со своей потребительной стоимостью. Но они не имели меновой стоимости, поскольку не предлагались для обмена. Товар в отличие от продукта производства получает общественное признание его возможности удовлетворять потребности и сравнивается на основании этого с другими товарами. Обмен производится на основе сравнительной стоимости товаров. Для облегчения обменов стоимость товаров стали измерять с помощью денег.

В зависимости от направлений оценки товаров все товары могут быть разделены на группы:

прямые (конечного потребления) и косвенные (производственного назначения);

взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы);

товары первой необходимости и предметы роскоши;

товары повседневного спроса и долгосрочного пользования;

нормальные и низшие товары.

В экономической теории существует несколько подходов для определения меновой стоимости товара.

Трудовая теория стоимости – научная концепция, определяющая величину заработной платы товаров трудом, затраченным на их изготовление. Эта концепция была впервые предложена английским экономистом Уильямом Петти, развитие концепции продолжили Адам Смит и Давид Рикардо, закончил формирование концепции немецкий экономист Карл Маркс.

Трудовая теория стоимости полагает, что только труд объединяет все потребительные стоимости и становится единой мерой обмена для всех товаров и цен. Труд, затраченный на производство товаров, и определяет пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, одни потребительные стоимости на другие. Затраты труда придают товару свойство стоимости.

С точки зрения трудовой теории стоимости, стоимость – это труд, воплощенный в труде человека. В свою очередь труд может иметь вид конкретной деятельности, например, закручивание гаек, изготовление ювелирных изделий. Такой труд называется конкретным. При отвлечении от частных характеристик трудовой деятельности, связанной с выполнением определенной работы, можно выделить общие для любой работы характеристики: наличие затрат физической и интеллектуальной энергии и времени. Такой труд называется абстрактным.

Величина стоимости определяется количеством труда, материализованного в потребительную стоимость товара. Затраты труда определяются продолжительностью, длительностью труда (производительность труда зависит от используемого способа производства, навыков, опыта, индивидуальных характеристик работника).

Общие необходимые затраты труда определяются достигнутыми условиями производства. Рассчитываются как среднегеометрические затраты индивидуального труда.

Теория факторов производства – научная концепция, связывающая создание стоимости, слагаемой из доходов (% на капитал, заработной платы и земельной ренты) с функционированием трех факторов производства. Впервые была преложена для измерения стоимости товара французским экономистом Жаном Батистом Сэем. Согласно данной концепции стоимость товара составляет сумму доходов собственников факторов производства, использованных для производства этого товара.

Для обеих концепций – трудовой теории стоимости и теории факторов производства характерен затратный подход к определению стоимости товара.

Теория предельной полезности – научная концепция, определяющая ценность товаров субъективной оценкой их полезности и редкости для потребителя. Данная концепция была разработана маржиналистской экономической школой. Величина стоимости товара согласно данной концепции зависит от интенсивности потребности, удовлетворяемой с помощью данного товара и величины дохода потребителя. Каждая дополнительная потребляемая единица товара приносит потребителю меньшую полезность, чем предыдущая, потребность в ней снижается, при неизменной величине дохода, большее количество товара может быть приобретено только по меньшей цене. Данная концепция в отличие от предыдущих использует для определения величины стоимости желание потребителя заплатить за удовлетворение потребности определенную сумму. Этот подход также ограничен, поскольку здесь учитывается точка зрения лишь одной из обмениваемых сторон.

Английский экономист Альфред Маршалл предложил концепцию, согласно которой цена устанавливается в результате компромисса между желаниями продавца и покупателя, как результат столкновения спроса и предложения. Теория спроса и предложения – теория, согласно которой стоимость и цена товаров определяются исключительно колебаниями спроса и предложения: при превышении спроса над предложением цена повышается, при обратной ситуации снижается.

В данной концепции вместо категории стоимость используется категория цена, поскольку ее формирование происходит непосредственно на рынке, где продавцы и покупатели для измерения величины стоимости используют деньги. Стоимость товара выраженная в деньгах и есть цена товара.

Появление денег связано с наличием неудобств, которые стали испытывать обменивающиеся стороны на первых этапах развития товарных отношений.

Первоначально обменивающиеся стороны осуществляли сделки , обмениваясь непосредственно товарами. Такие обмены носят название бартерных. Бартер - натуральный обмен одного товара или услуги на другой товар или услугу.

Для того, чтобы сделка состоялась, необходимо, чтобы потребности обмениваемых сторон совпадали. В то время, когда обмены становились регулярными, продавцам требовалось затратить дополнительные усилия по приобретению в обмен на свою продукцию всего необходимого. Для упрощения обменов стали использовать в качестве эквивалента обмена некоторые товары, которые были ценными для всех продавцов, имелись в ограниченном количестве, их нельзя было воспроизвести самостоятельно, поэтому они имели высокую стоимость, они были небольшими, долго сохраняли свои качества и легко делились. Такими характеристиками в наибольшей степени обладали драгоценные металлы – золото и серебро. Именно они стали использоваться в качестве средства оплаты товара. Так появились деньги.

Использование денег при совершении обменов имеют определенные преимущества перед непосредственным обменом товара на товар:

не требует взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся сторон;

не требует совпадения актов продажи и покупки во времени и пространстве.

Первые деньги – металлы - имели самостоятельную стоимость, к которой приравнивалась стоимость обмениваемых товаров. В настоящее время для оплаты используют кредитные билеты, которые являются лишь символом ценности, стоимости.

Деньги - особый вид товара, выполняющий роль всеобщего эквивалента, который выражает стоимость товара и на этой основе обеспечивает их обмениваемость.

Деньги - вид финансовых активов, который может быть использован для сделок.

В качестве инструмента рыночных обменов, деньги выполняют следующие функции:

мера стоимости;

средство обращения;

средство платежа;

средство накопления сокровищ;

мировые деньги.

Преимущество использование денег для совершения обменов связана с их важной характеристикой, как финансового актива –деньги обладаю максимальной ликвидностью.

Ликвидность - способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов.

Совокупность элементов, определяющих условия использования денег в качестве инструмента обмена образует денежную систему. К элементам денежной системы относят:

наименование денежной единицы;

масштаб цен;

виды государственных денежных знаков;

порядок их эмиссии и обращения;

регламентация безналичного оборота;

валютный паритет;

государственные органы, регулирующие денежное обращение.

Важным условием для нормального функционирования денежной системы является определение количества денег, необходимого для совершения всех сделок в течение определенного периода времени. Количество денег, необходимых для обращения рассчитывают по формуле Фишера:

MV=PQ,

М - денежная масса, V - скорость обращения денег, Р - средний уровень цен; Q - количество обращающихся товаров.

Использование денег в качестве показателя стоимости товара приводит к формированию цены товара. Цена - стоимость товара, выраженная в деньгах. Общественная ценность товара, признанная в результате купли-продажи, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара. Тогда, цена товара зависит от стоимости товара и от стоимости денег. Стоимость денег определяет масштаб цен.

В смешанной экономике цена складывается под воздействием следующих факторов:

  •  спрос и предложение;
  •  издержки;
  •  качество, полезность продукции;
  •  конкуренция;
  •  государственное регулирование.

Факторы, влияющие на формирование рыночной цены можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам относят те, на которые может повлиять одна из обменивающихся сторон – продавец или покупатель. Внешние факторы являются заданными для отдельного рынка, ни продавец, ни покупатель не могут их изменить или создать.

Внутренние факторы ценообразования:

  •  особые свойства товара;
  •  способ производства;
  •  ориентация на рыночные сегменты;
  •  жизненный цикл товара;
  •  длительность цикла товародвижения;
  •  организация сервиса;
  •  "реноме" предприятия на рынке;
  •  реклама, продвижение m.

Внешние факторы ценообразования:

  •  политическая стабильность в стране;
  •  обеспеченность основными ресурсами;
  •  масштабы государственного регулирования экономики и цен;
  •  общий уровень инфляции;
  •  характер спроса;
  •  наличие и уровень конкуренции;
  •  совершенство налогового законодательства;
  •  внешняя политика государства.

Одним из направлений государственного регулирования в смешанной экономике является регулирование цен. Вмешательство государства в процесс ценообразования направлено на увеличение доступности для покупателя некоторых социально значимых товаров – назначение предельно высокой цены, выше которой продавец не может назначить – потолочная цена. Установление верхних пределов цен на реализуемые товары может быть направлено на сдерживание темпов инфляции.

Регулирование осуществляется:

  •  путем установления строго фиксированных цен;
  •  путем установления предельных уровней цен;
  •  предельных надбавок или коэффициента к ранее действующим ценам;
  •  регламентируются отдельные элементы цены: прибыль, надбавки, наценки.

Цены, которые устанавливаются и контролируются центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами относятся к регулируемым.

Экономическая сущность цены определяется ее функциями:

  1.  информационная;
  2.  стимулирующая;
  3.  распределительная;
  4.  измерительная;
  5.  регулирующая;
  6.  социальная;
  7.  контролирующая.

Цена является важнейшим сигналом рыночной экономики, направляющая ресурсы и распределяющая доходы.

В зависимости от способа назначения, сферы использования, или каких либо других специфических характеристик различают следующие виды цен:

  •  оптовые,
  •  закупочные,
  •  розничные,
  •  тарифы на производственные и бытовые услуги,
  •  постоянные,
  •  временные,
  •  сезонные,
  •  разовые
  •  экспортные цены
  •  импортные цены
  •  Договорные – свободные рыночные цены.
  •  Государственные (на продукцию предприятий-монополистов, базовые для экономики данной страны ресурсы, социально значимые товары) – фиксируемые цены – устанавливаемые государством на ограниченный круг товаров, регулируемые цены – цены, по которым государство устанавливает определенные ограничения.
  •  Мировые - цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Разновидность, "трансфертные" цены – цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах.
  •  Производственная цена – цена, по которой производители поставляют товар крупными партиями оптовым торговцам. Эта цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек, плюс ожидаемая прибыль 40-60 % розничной)
  •  Оптовая цена – цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся рыночной торговлей. Эта цена равна производственной цене плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой фирмы, плюс ее прибыль (60-70 % розничной).
  •  Розничная цена – цена, по которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.
  •  Рыночная цена - складываются на рынке под влиянием конъюнктуры.
  •  Базисная цена с учетом условий поставки.
  •  Монопольная цена.
  •  Номинальная цена с учетом качества и сорта – биржевые котировки, справочники.
  •  Скользящая цена.
  •  Твердая цена.
  •  Цена с последующей фиксацией.
  •  Подвижная цена.
  •  Трансфертные цены – цены внутрифирменного оборота.

Несмотря на то, что рыночная цена формируется на рынке. Этот процесс в реальной экономике связан с назначением или изменением цены производителем. Наиболее распространеными являются такие способы ценообразования как:

  •  Затратный.
  •  На основе цен конкурентов («больше» за «больше», «равная» за«больше», «равная» за «равное», «меньше» за «равное», «меньше» за «меньше»).
  •  На основе потребительского восприятия ценности товара.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50757. Разработка приложения 154 KB
  Теоретическая часть: Свойства Представления Вида. Для получения доступа к окну свойств вида если он загружен в рабочую панель Domino Designer можно воспользоваться пунктом меню Design View Properties. При этом появляется окно свойств вида с шестью закладками. Закладка View Info информация о виде выглядит следующим образом: В первой секции окна определяются: имя вида Nme его алиас lis и комментарии Comment расшифровывающие предназначение данного вида.
50758. Знакомство с объектами Lotus Disigner 380.5 KB
  Теоретическая часть: Меню Создать С разделом Поле мы уже знакомились в предыдущих работах. После того как общее поле определено для вставки его в форму нужно установить курсор в теле формы на место где это поле должно находиться и воспользоваться меню Crete Resource Insert Shred Field. Для создания графического изображения нужно установить курсор в теле формы на место где это изображение должно находиться и воспользоваться пунктами меню Crete Picture. Размещения Imge Resource на форме осуществляется через пункты...
50759. Игровые методы обоснования решений 185.5 KB
  Научиться использовать метод минимаксной стратегии для обоснования верхней и нижней цены игры. Понимать назначение основных терминов используемых в теории игр решать игры с седловыми точками и игры когда нижняя и верхняя цены игры различны. Зная платежную матрицу определить нижнюю и верхнюю цены игры и найти решение игры используя принцип минимакса при выработке рекомендаций по рациональному образу действий участников конфликта. Разработать программу которая обеспечивает проведение прямоугольной игры двух лиц с нулевой суммой и с...
50761. Построение графа состояний P-схемы 174 KB
  Распределение интервалов времени между заявками во входном потоке и интервалов времени обслуживания – геометрическое с соответствующим параметром ρ π1 π2. Поток обслуживания – простейший. б Исследовать значения средней длины очереди среднего времени ожидания в очереди среднего времени пребывания заявки в системе при следующих дисциплинах обслуживания заявок из очереди: FIFO; ...
50763. Организация складского технологического процесса на предприятии оптовой торговли (на примере ООО «Оптима») 3.33 MB
  Раскрыта суть логистического подхода к организации складского технологического процесса в оптовой торговле; определена роль складской логистики в повышении эффективности коммерческой оптового торгового предприятия; дана общая характеристика объекта исследования;
50764. Сравнительный анализ растровой и векторной графики 274 KB
  Записать размер каждого полученного файла. Оценить перспективы внедрения графического файла в web-документ. Создать web-страницу с каждым из файлов посмотреть скорость открытия файла. Описать возможности создания Web-страниц непосредственно из самого редактора.