63420

Механизм саморегулирования рынка. Рыночный механизм и его элементы. Спрос. Факторы изменения спроса

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению...

Русский

2014-06-20

151.5 KB

3 чел.

Лекция 8. «Механизм саморегулирования рынка». Рыночный механизм и его элементы. Спрос. Факторы изменения спроса. График спроса. Изменение объема спроса, факторы, его определяющие. Индивидуальный и рыночный спрос. Взаимозаменяемые товары. Комплементарные товары. Предложение товаров на рынке. Факторы, влияющие на предложение. Изменение предложения. Объем предложения. Изменение объема предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Функция предложения. Рыночное равновесие цен  спроса и предложения. Равновесная цена.  Устойчивость равновесия. Нарушение рыночного равновесия цен. Налог и равновесная рыночная цена. Контроль над ценами. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Виды эластичности спроса. Эластичность предложения.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".

В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Регулирующая функция рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Условием реализации рыночного механизма является совершенная конкуренция.

Спрос – обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени. Объем спроса зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, доходы покупателей, их вкусы и другое.

“Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось бы в наличии.

Важно различать между собой объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только покупателями, объем покупки определяется и покупателями и продавцами.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

цены на товары-заменители;

цены на дополняющие товары;

доходы покупателей;

мода, вкусы и предпочтения покупателей;

реклама;

сезонные изменения в спросе;

ожидания покупателей.

Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса определяет зависимость между объемом приобретаемого товара и ценой на этот товар. Закон спроса – утверждает, что при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается. Кривая спроса показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Точно так же, как спрос – обобщающий термин, используемый для описания поведения покупателей, «предложение» является обобщающим термином, используемым для описания поведения фактических и потенциальных продавцов товара.

Объем предложения – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (день или год). Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов промышленных технологий.

«Желание продать здесь означает, что продавцы действительно желали и могли бы поставить на рынок предлагаемое количество товара при наличии достаточного числе покупателей.

Важно отличать объем предложения от объема продаж. Объем предложения определяется только продавцами, а объем продаж определяют и продавцы и покупатели.

Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Кривая предложения показывает в графическом виде объем предложения товара при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем предложения. Кривая предложения обычно является возрастающей.

Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.

Факторы, оказывающие влияние на предложение:

изменение цен на факторы производства;

технический прогресс;

сезонные изменения;

налоги и субсидии;

увеличение спроса на другие товары;

цены на попутные товары;

ожидания производителей.

Реальная цена на рынке и фактический объем продаж определяется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Чтобы показать, каким образом это происходит, объединим кривые спроса и предложения.

При низких ценах объем спроса превышает объем предложения, при высоких ценах объем предложения превышает объем спроса. Разность между объемом спроса  и объемом предложения называется избыточным спросом. В этом случае имеет место дефицит товара. Отрицательная величина избыточного спроса при высоких ценах означает, что спрос ниже предложения. Имеет место избыточное предложение товара, излишек товара.

Когда объем спроса равен объему предложения, продавцы могут найти покупателей на весь произведенный товар, а покупатели полностью удовлетворить свои потребности в товаре.

Равновесная цена – это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения и этот объем соответственно является равновесным объемом.

Если цена не равна равновесной, то действия продавцов и покупателей двигают ее по направлению к равновесной.

Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Количество купленных товаров всегда равно количеству проданных товаров при любой цене, так как в каждом акте купли –продажи всегда присутствует покупатель и продавец. Но это не означает, что рынок находится в равновесии при каждом значении цены. Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения, а не объем покупок  равен объему продаж.

Кривые спроса и предложения строятся исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Изменение любого из этих факторов может вызвать изменение объема спроса или предложения при всех значениях цены.

Изменение объема спроса происходит при изменении цены на товар. Влияние неценовых факторов приводит к изменению объема спроса при всех значениях цены или к изменению спроса. При изменении цены товара мы определяем соответствующий новой цене объем спроса при перемещении по кривой спроса. Неценовые факторы вызывают изменение спроса и приводят к сдвигу кривой спроса.

Изменение объема предложения происходит при изменении цены на товар. Влияние неценовых факторов приводит к изменению объема предложения при всех значениях цены или к изменению предложения. При изменении цены товара мы определяем соответствующий новой цене объем предложения при перемещении по кривой предложения. Неценовые факторы вызывают изменение предложения и приводят к сдвигу кривой предложения.

Рассмотрим влияние на спрос неценовых факторов.

I. Цены на другие товары.

Увеличение или уменьшение спроса зависит от характера сопряженных товаров:

а) взаимозаменяемые товары, или субституты: увеличение цены одного приводит к возрастанию спроса на другой. Например, при росте цены на сливочное масло увеличивается потребление подсолнечного масла. Вся кривая спроса на подсолнечное масло сдвигается вправо, т.е. спрос на него растет, и при тех же ценах покупать подсолнечного масла будут больше

б) взаимодополняющие товары, или комплементарные блага. Спрос на них предъявляется одновременно: видеокамеры — видеокассеты, бензин — моторное масло и т.д. Увеличение цены на один приводит к снижению спроса на другой;

в) независимые, самостоятельные товары (сливочное масло и автомобиль): изменение цены одного товара очень незначительно или совсем не влияет на спрос на другой.

2. Доходы потребителей.

Воздействие доходов на спрос дифференцированно в зависимости от характера приобретаемых товаров и услуг (товары и услуги принято называть благами)

а) если при росте дохода потребителей спрос на товар, падает (кривая спроса сдвигается влево),, то такой товар называют товаром низшей категории качества (хлеб, картофель, капуста, маргарин и т.д.). При уменьшении дохода спрос на такие товары увеличивается (кривая спроса сдвигается вправо). Ярким подтверждением роста спроса на товары “низшей категории качества” при падении доходов населения является увеличение потребления в последние годы в России хлеба и хлебобулочных изделий.

б) если при росте дохода потребление блага растет, то его относят к благам высшей категории качества, или нормальным благам (кривая спроса сдвинется вправо).Среди них можно выделить: товары первой необходимости, потребление которых с ростом дохода возрастает незначительно (например, экологически чистые продукты питания) и товары роскоши, потребление которых растет в большей степени, чем растет доход (например, обед в ресторане, покупка украшений и т.п.). При этом товар, являющийся товаром роскоши для одного человека может выступать в качестве товара первой необходимости для другого (это зависит от уровня их доходов и предпочтений).

3. Потребительские ожидания.

Ожидания потребителей относительно: будущих цен на товары, их наличия (возможность возникновения дефицита), будущего дохода, неблагоприятных климатических условий, новых законов способны оказать то или иное воздействие на спрос. Например, ожидание увеличения темпов инфляции может привести к резкому возрастанию текущего спроса на многие товары,особенно первой необходимости (кривая спроса смещается вправо).

4. Вкусы и предпочтения потребителя.

На вкусы и предпочтения потребителя существенное влияние оказывают реклама, мода, новизна товара, климат, сезон, полезность его для здоровья и т.д. Например, зимой спрос на теплую обувь существенно возрастает. Под влиянием рекламы спрос на различные товары может значительно вырасти ( удачная реклама жевательной резинки, способной противостоять кариесу и отбеливать зубы приводит к значительному увеличению объема ее продаж - кривая спроса сместится вправо).

5. Накопленное имущество

Увеличение накопленного имущества (или его потеря) на потребление различных групп товаров воздействует по-разному: чем большим богатством обладает человек, тем больше он склонен увеличивать текущее потребление или предъявлять спрос, на товары роскоши и т.д. Уменьшение богатства, например, в результате стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и т.д.)может привести к сокращению потребления текущих благ и увеличению спроса на те товары, которые были утрачены.

Рассмотрев влияние различных факторов на спрос, еще раз подчеркнем:

- Изменение величины спроса означает передвижение из одной точки в другую на данной кривой спроса (т.е. переход от одной комбинации “Р—Q” к другой). Причиной изменения величины спроса служит только изменение цены данного продукта.

Изменение спроса (или "в спросе") выражается в смещении всей кривой спроса или вправо (увеличение спроса), или влево (снижение спроса). Происходит это потому, что намерения потребителя относительно покупки изменились, а причиной этого является один из вышеперечисленных неценовых факторов спроса.

Сведем вышеназванные факторы в таблицу и еще раз подчеркнем, от каких факторов происходит сдвиг всей кривой спроса.

Таблица 1

Факторы спроса.

Переменные, воздействующие на объем спроса

Изменение кривой спроса

Цена

Движение вдоль кривой спроса

Доход, богатство

Сдвиг кривой спроса

Цены на взаимодополняющие и взаимозаменяемые товары

Сдвиг кривой спроса

Вкусы и предпочтения

Сдвиг кривой спроса

Ожидания

Сдвиг кривой спроса

Количество покупателей

Сдвиг кривой спроса

 

Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов. Чем больше покупателей, тем больше спрос. Например, когда в разгар летнего сезона увеличивается число отдыхающих в курортных городах, то спрос на жилье, продукты питания и т.п. возрастает. Суммирование индивидуальных кривых спроса (D1 и D2) по каждой конкретной цене позволит получить график рыночного спроса ( D..)(рис.10.3)

Если мы имеем покупателей с одинаковыми функциями спроса, то достаточно умножить значения индивидуальной функции спроса на количество покупателей.

Существует еще один важный момент, на котором следует остановиться. Формулируя закон спроса или закон предложения, мы под ценой подразумеваем цену относительную, т.е. рассчитанную по отношению к другим товарам. В периоды инфляции, когда общий средний уровень цен растет, становится особенно важным различать изменения в ценах номинальных. Если цены при инфляции растут неравномерно, товар может стать относительно более дешевым, даже если его номинальная цена растет, при условии, если цены на другие товары растут еще более быстро.

Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение.

  1.  Цены на другие товары.

Изменение цен на другие товары будет влиять на объем предложения в зависимости от следующих обстоятельств:

а) способности производителей переключиться на производство более выгодного товара, если эти товары являются взаимозаменяемыми при их производстве;

б) изменения цен на совместно производимые товары. Например, если подорожают шкурки кролика, то предложение его мяса увеличится (кривая предложения мяса сдвинется вправо) .

  1.  Изменения в издержках производства.

а) цены на ресурсы. В силу разных причин цены на ресурсы могут расти и фирма будет вынуждена сократить объем продаж. Например, если цены на энергоносители возрастут, то возрастут и издержки производства данного блага и производители (продавцы) будут вынуждены сократить объем выпуска (кривая предложения сдвинется влево).

б) технология производства. Внедрение новых технологий приводит к снижению издержек. Например, внедрение компьютерных программ по управлению фирмой позволяет значительно снизить издержки, повысить производительность труда.

  1.  Налоги и дотации (субсидии).

Рост налогов фактически увеличивает издержки (кривая предложения смещается влево), а предоставление дотаций приводит к обратному процессу.

  1.  Ожидания изменения цен.

Если производители (продавцы) ожидают , например, роста цен, то текущее предложение сокращается, так как, "попридержав" товар сегодня, в будущем они продадут его по более высоким ценам (кривая предложения сместится влево).Например, после дефолта 19 августа 1998г. многие магазины на какое-то время прекратили свою работу в ожидании еще большего роста цен.

  1.  Природно-климатические условия.

Например, заморозки в период цветения фруктовых деревьев привели к снижению урожая яблок, абрикосов и др. фруктов (кривая предложения сместится влево).

Факторы, определяющие предложение.

Переменные, влияющие на объем предложения

Изменение кривой предложения

Цена

Движение вдоль кривой предложения

Цены на ресурсы, на другие товары

Сдвиг кривой предложения

Технология

Сдвиг кривой предложения

Ожидания

Сдвиг кривой предложения

Налоги (субсидии)

Сдвиг кривой предложения

Природно-климатические условия

Сдвиг кривой предложения

Количество продавцов

Сдвиг кривой предложения

 Производителю необходимо знать насколько чувствителен спрос на изменение цены. Одним из измерителей реакции спроса на изменение цены является эластичность спроса по цене. Эластичность означает интенсивность реакции.

Термин "эластичность" — технический термин, который использовал А. Маршалл для обозначения чувствительности реакции одного фактора в результате воздействия на него другого фактора.

Применительно к спросу и предложению данное определение эластичности можно сформулировать так: степень, интенсивность реакции потребителя (производителя) на изменение того или иного фактора характеризует их эластичность.

Эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении факторов, определяющих спрос на этот товар.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара.

Эластичность спроса по доходу показывает, как изменяется спрос на товар при изменении доходов потребителей.

Перекрестная эластичность показывает относительное изменение спроса на товар при изменении цены другого товара.

Эластичность предложения по цене показывает, как изменяется объем предложения в ответ на изменение цены этого товара.

Эластичность спроса по цене – это процентное изменение количества товара к процентному изменению его цены. Если аргумент изменяется на 1 %, то коэффициент эластичности показывает, насколько процентов изменится значение функции.

Степень изменения спроса и предложения под воздействием изменения цены измеряют при помощи коэффициента ценовой эластичности (elasticity formula):

Ed = (Q2-Q1)/Q1 : (P2-P1)/P1

(Для более точных расчетов используют или формулу дуговой эластичности

Ed=((Q2Q)1/(Q1+Q2):2) /((P2-P1)/(Р12):2)

Эластичность — безразмерная величина, поэтому возможны различные сопоставления. Поскольку типичная функция спроса имеет отрицательный наклон, то коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен и поэтому используется абсолютное значение эластичности спроса, , т е. |Ed|.

В качестве основного показателя реакции спроса на изменение цены используется эластичность спроса как предел отношения относительного приращения объема к относительному приращению цены (при условии, что последнее стремится к нулю), умноженное на соотношение цены и количества.

Ep(D)=lim d Q/d P = lim (D Q/Q)/(D P/P) = (dQ/dP)(P/Q)

D P® 0

Спрос считается эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции, т.е. Еd > 1; если процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества, т.е. Еd < 1, то спрос считается неэластичным, жестким. А если аргумент и функция изменяются одинаково, имеет место единичная эластичность, т.е. Еd = 1.

В качестве крайних границ эластичности в теории используют абсолютную эластичность: Еd = ¥ и абсолютную неэластичность: Еd = 0 (рис. 10.7, 10.8).

Свойства эластичности

1. Эластичность спроса можно проверить, определив, что происходит с совокупными расходами потребителей, или с общей выручкой производителей при изменении цены.

Если при снижении цены растет объем общей выручки, спрос считается эластичным. Происходит это потому, что прирост выручки от увеличения объема продаж оказывается большим, чем потери от снижения цены.

Если же при снижении цены объем выручки падает, то спрос считается неэластичным. В этом случае потери от снижения цены не компенсируются выручкой от увеличения объема продаж.

При росте цены эластичный спрос приведет к потере выручки, а неэластичный — к ее росту.

Если же имеет место единичная эластичность, рост или снижение цены оставят общую выручку без изменений.

2. Для большинства кривых спроса эластичность выше в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. Данное утверждение легко подтвердить, сделав соответствующие расчеты и внимательно проанализировав формулу эластичности:

а) в левой верхней части графика процентное изменение количества велико, так как мало исходное количество, а процентное изменение цены невелико, так как велика базовая цена;

б) в правой нижней части графика, наоборот, процентное изменение количества мало, т.к. значительна величина базового Q, а процентное отношение цены становится большим, поскольку в качестве базового выступает уже малое значение цены.

Рис. 10.9 Свойства эластичности спроса

Наклон кривой спроса не свидетельствует об его эластичности, поскольку зависит от абсолютных изменений цен и количества продукции, в то время как эластичность — это относительное изменение цены и количества и различные точки графика могут иметь разную эластичность. Спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным на отрезке низких цен.

Данные утверждения проиллюстрируем графически (рис. 10.9).

Расчет эластичности спроса по цене:

Точка 2: |Ed|=((2-1)/(1 +2)/((10-12)/(10+12)=3,67;

Точка 3: |Ed)/((3-2)/(2+3)/(10-8)/(8+10)=;1,8

Точка 5: |Ed|=((5-4)/(4+5)/((6-4)/(4+6)=0,55;

(Самостоятельно рассчитайте эластичность спроса в точках 4 и 6)

Факторы ценовой эластичности спроса

В качестве наиболее значимых факторов ценовой эластичности спроса можно выделить следующие факторы:

1. Заменяемость. Чем больше у данного товара существует хороших заменителей, тем эластичнее спрос на него (например, определенный сорт хлеба, сыра, йогурта, зубной пасты, стирального порошка и т.д.). Причем спрос на хлеб “вообще” скорее всего для большинства покупателей окажется неэластичным, а вот спрос, например на “бородинский” хлеб будет для них более эластичным.

2. Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя (при прочих равных условиях), тем выше эластичность спроса на него (например, автомобиль, дом), поскольку даже небольшое в процентном отношении изменение цены может оказаться для потребителя существенным и ему придется отложить приобретение данного товара. Если же растет цена, например, на шоколадку, пусть даже значительно в процентном отношении, то большинство покупателей не откажутся от ее приобретения, поскольку по отношению к их доходу это повышение не является столь уж существенным. Поэтому, если удельный вес расходов на товар в доходе потребителя незначителен, то спрос на него, скорее всего, окажется неэластичным.

3. Принадлежность к товарной группе: Предметы роскоши и предметы потребления. Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным (хлеб — 0,15; электроэнергия — 0,13; медицинское обслуживание — 0,31; табак — 0,46 и т.д.). Спрос на предметы роскоши для основной массы потребителей эластичен (обед в ресторане, модная одежда, драгоценности и др.).

4. Фактор времени. Спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое решение, и т.д. ( Например, краткосрочный спрос на бензин — 0,2; долгосрочный — 0,7).

Перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса показывает, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (х) к изменению цены другого продукта (у).

Формула для расчета коэффициента перекрестной эластичности:

Exy = ((Qy2-Qy1)/Qy1)/((Px2-Px1)/Px1)

Перекрестная эластичность на взаимозаменяемые товары Еху > 0 (например, при росте цены на сливочное масло растет спрос на маргарин).

Перекрестная эластичность спроса на взаимодополняемые Еху < 0 (о таких товарах говорят, что они "идут в комплекте", например, видеомагнитофон и видеокассета).

Перекрестная эластичность спроса на независимые товары Еху = 0 (например, хлеб и бензин и т.д.).

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу имеет весьма существенное практическое значение, поскольку важна для прогнозирования развития производства тех или иных товаров. С ростом доходов спрос на одни товары растет (товары высшей категории качества), а на другие (товары низкой категории качества) — падает.

Эластичность спроса по доходу определяется по формуле эластичности, в которой роль аргумента выполняет доход (Income):

EI = ((Q2-Q1)/Q1):(((I2-I1)/I1).

Эластичность спроса по доходу на товары высшей категории качества EI > 0 (автомобили — +3,0; высококачественная сельхозпродукция — +0,2 и т.д.), на товары низшей категории качества EI < 0 (рис. 10.10).

Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены:

ES = ((Q2-Q1)/Q1) : ((P2-P1)/P1)

Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

Фактор времени

Степень сохранности товара, стоимость его хранения

Возможности (гибкость) технологического процесса.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д..Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):

в) в длительном (долгом) периоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т. к все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.) коэффициент эластичности :ЕS.›1

Проиллюстрируем это графически (рис. 10.11).

Рис. 10.11 Предложение в трех периодах:

а) мгновенный период б) среднесрочный период в)долгосрочный период

Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи – могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д.

В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

6. Излишек потребителя и излишек производителя

Установление равновесной цены позволяет потребителям получать излишек потребителя(consumers surplus), а производителям излишек производителя.

Излишек потребителя (CS) характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара. В соответствии со своей индивидуальной кривой спроса, потребители готовы были заплатить за товар цену, большую, чем равновесная цена. Поэтому у них часть суммы, предназначенной для покупки данного блага, осталась не израсходованной. Для линейной функции спроса, которая изображена на графике излишек потребителя представлен площадью треугольника РеРdЕ , расположенного ниже кривой спроса и выше линии равновесной цены и слева ограниченной вертикальной осью, представляет собой графическое изображение излишка потребителя (рис.10.12).

Излишек производителя (РS) – это разница между общей выручкой ( площадь прямоугольника ОРеЕQе) и совокупными издержками ( площадь ОРsЕ Qе). На графике она представлена площадью треугольникаРsРеЕ. Производители согласны были продать свой товар по ценам своего индивидуального предложения, а продали по сложившейся рыночной цене, тем самым, получив излишек (выгоду) производителя.

Допустим, государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара. Это равносильно смещению кривой предложения S вверх в положение S1. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает так называемый “мертвый груз “от налогообложения, т.е избыточное налоговое бремя в виде непроизведенной и неполученной обществом продукции, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. При этом в зависимости от эластичности спроса и предложения налоговое бремя в разной степени несут потребители и производители.

В случае, если Еd>Es, т.е эластичность спроса больше эластичности предложения, большая часть часть налога выплачивается производителем Это связано с тем, что если спрос окажется более эластичным, чем предложение, то потребители смогут переключиться на потребление товаров заменителей, а производители не смогут сильно сократить предложение. Например, из-за негибкости или особенности технологии производства. (Рис.10.13).

Если же Еd<Es, основное бремя налога ложится на потребителяПроизводители в большей степени могут отреагировать на увеличение налога (т.е. фактически на рост издержек) и могут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. А потребители в силу разного рода ричин не могут сильно сократить потребление данного товара, поэтому большую часть налога придется выплачивать именно им. .(Рис.10.14).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40720. Инновация: сущность, источники, жизненный цикл 31.5 KB
  Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла продолжительность каждой стадии внутри цикла особенности развития самого цикла разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить стержневую то есть базовую основу жизненного цикла с четко выделенными стадиями. Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции процедуры.
40721. Программно-целевой метод управления 28 KB
  Программноцелевой метод управления. Программноцелевой метод научнопрограммный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами. Программноцелевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей разработка адекватной исполняющей программы реализация управляющей программы. Ключевой идеей программноцелевого метода выступает матрица цель средство иерархическая структура строго сформулированных целей программных элементов каждый из которых служит...
40722. Инновационная стратегия фирмы 33.5 KB
  Инновационная стратегия фирмы. Обычно к таким стратегиям относят: 1. Стратегия непрерывного совершенствования кайзен продукции. Инновационная стратегия целенаправленная деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.
40723. Прогрессивные формы организации инновационной деятельности :бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы 31 KB
  Инновационная деятельность это процесс направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработку иных научно технических достижений интеллектуального продукта. Отличительные черты: комплексность по научнопроизводственному циклу научные учреждения вузы промышленные предприятия компактность расположения ограниченность площади расположение в экологически чистых районах. Технополис – научнотехнический комплекс соединяющий научнотехническую деятельность с наукоемким производством с хорошо развитой...
40724. Экономическая безопасность государства и механизм ее реализации 43 KB
  Проблемы обеспечения экономической безопасности страны стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социальноэкономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны российского общества и каждого гражданина в отдельности. Например США разрабатывают доктрину концепцию и стратегию своей национальной безопасности где особое место уделено вопросам экономической...
40725. Предпринимательство как вид экономической деятельности. Виды предпринимательства 35 KB
  Виды предпринимательства. Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: 1. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает...
40726. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности 25 KB
  Cистема общих условий воспроизводства предпринимательского типа представляющая собой совокупность техникотехнологических организационноэкономических и социальных взаимосвязей тех элементов инфраструктуры которые обеспечивают обслуживание процесса предпринимательства на уровне макро мезо и микроэкономики. являются научность и системность в формировании и развитии предпринимательства и его инфраструктуры а также постепенность и многообразие моделей инфраструктурного обеспечения предпринимательства. Прежде всего нужна трансформация...
40727. Виды и формы предпринимательской деятельности 39 KB
  Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: 1. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает непосредственно в роли...
40728. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 28.5 KB
  Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка принятие и контроль за законодательством обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение...