63422

Природные ресурсы и рациональное природопользование. Характеристика природных ресурсов земли. Классификация природных ресурсов. Проблема обеспечения человеческого общества природными ресурсами

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Характеристика природных ресурсов земли. Классификация природных ресурсов. Характеристика природных ресурсов Земли: Атмосфера наиболее легкая оболочка Земли которая граничит с космическим пространством...

Русский

2014-06-20

55.5 KB

9 чел.

Дисциплина «Экология и устойчивое развитие»

Лекция №10 Природные ресурсы и рациональное природопользование. Характеристика природных ресурсов земли. Классификация природных ресурсов. Проблема обеспечения человеческого общества природными ресурсами.

Характеристика природных ресурсов Земли:

   Атмосфера - наиболее легкая оболочка Земли, которая граничит с космическим пространством; через атмосферу осуществляется обмен вещества и энергии космосом. Атмосфера имеет несколько слоев:

- тропосфера – нижний слой, примыкающий к поверхности Земли   (высота 9-17 км). В нем сосредоточено около 80 % газового состава атмосферы и весь водяной пар;

- стратосфера;

- ионосфера – там «живое вещество» отсутствует.

   Самый нижний, приземной слой атмосферы особенно важен для человека, который обитает в месте контакта твердой, жидкой и газообразной оболочек Земли.

    Нижние слои атмосферы состоят из смеси газов.

                            Состав атмосферы.

          Газ

Содержание в сухом воздухе, в %

N

Азот

78,08

O

Кислород

20,95

Аг

Аргон

0,93

   CO

Углекислый газ

0,03

Ne

Неон

0,0018

Не

Гелий

0,0005

Кг

Криптон

0,0001

H

Водород

0,00005

Х

Ксенон

0,000009

Кроме приведенных в таблице в виде небольших примесей в воздухе присутствуют и другие газы: озон, метан, такие вещества, как оксид углерода  (СО), оксиды азота и серы, аммиак.

 Атмосфера – газовая оболочка Земли, существенно отличается от всех известных науке газовых оболочек других небесных тел. Она относится к азотно–кислородному типу и отличается малым содержанием инертных газов (за исключением аргона) и молекулярного водорода.

 Литосфера – внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из осадочных и магматических пород, в основном базальта и гранита.

Включает земную кору и верхнюю мантию земли. Мощность литосферы 50 – 200 км, в том числе земной коры – до 75 км на континентах и 10 км, под дном океана.

 В настоящее время земной корой принято считать верхний слой твердого тела планеты. Поверхностный слой литосферы, в котором осуществляется взаимодействие живой материи с минеральной (неорганической), представляет собой почву. Остатки организмов после разложения переходят в гумус ( плодородную часть почвы). Составными частями почвы служат минералы, органические вещества, живые организмы, вода, газы. Преобладающие элементы химического состава литосферы: O, Si, Al, Fe, Ca, Mg, Na, K.

  Физические свойства почвы позволяют считать её неживую часть полидисперсной трехфазной системой, состоящей из твердой (минеральные частицы), жидкой (почвенная влага) и газообразной фаз. Химические особенности почвы зависят от минерального и органического состава.

 Комплекс физико-химических свойств почвы в значительной степени определяет возможность ее заселения живыми организмами и состав почвенной флоры и фауны.

  Минеральные частицы составляют 40-70- % общего объема почвы. Они обуславливают ее механические свойства и формируют так называемый гранулометрический состав почвы. Минеральные частицы образуют агрегации, пространство между которыми заполнено воздухом или водой. От соотношения разных по величине агрегаций зависит структура почвы, которая может быть глыбистой, комковатой, ореховатой, крупно- и мелкозернистой и т.д. Почвы классифицируются и по другим признакам, например по степени пористости и величине пор между частицами.

 Гидросфера – водная оболочка Земли. Вследствие высокой подвижности вода проникает повсеместно в различные природные образования, даже наиболее чистые атмосферные воды содержат от 10 до 50 мгр/л растворимых веществ.

 Преобладающие элементы химического состава гидросферы: Na+, Mg+, Ca+, S, C, Cl. Концентрация того или иного элемента в воде еще ничего не говорит о том, насколько он важен для растительных и животных организмов, обитающих в ней. В этом отношении ведущая роль принадлежит N, P, Si, которые усваиваются живыми организмами. Главной особенностью океанической воды является то, что основные ионы характеризуются постоянным соотношением во всем объеме Мирового океана.

   Под гидросферой понимают Мировой океан, континентальные и подземные воды. Она включает все типы водных объектов: моря, водоемы, водотоки, подземные воды, болотные воды и т.д.

 Земная поверхность на значительном протяжении покрыта водой. Океаны занимают 71 %, около  5 % составляют континентальные (внутренние) водоемы.

  Разнообразие условий и физико-химические особенности воды обусловили развитие специфических приспособлений к водной жизни у гидробионтов: от водорослей, бактерий и простейших до высших млекопитающих.

Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы – это компоненты природы, которые на данном этапе развития производительных сил используются или могут использоваться в качестве средств производства и предметов потребления. К ним относится различные виды материи и энергии: вода, почва, растения, животные, полезные ископаемые и т.д., обеспечивающие развитие общества. Для природопользования исключительную важность приобретает подразделение природных ресурсов по степени их исчерпаемости на неисчерпаемые и исчерпаемые.

Исчерпаемые природные ресурсы в свою очередь делятся на: невозобновимые (полезные ископаемые), относительно возобновимые (деревья большого возраста, плодородие почв, некоторое минеральное сырье) и возобновимое (растительный мир, животный мир). К неисчерпаемым относятся: Вода, атмосферный воздух, энергия земных недр, энергия ветра, энергия морских приливов и волн, солнечная энергия.  

Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. На современном этапе важнейшей проблемой является вопросы использования природных ресурсов. Хозяйственная деятельность человека привела к ухудшению качества природных ресурсов. В настоящее время назрела необходимость пересмотреть взгляд на ресурсы как на исчерпаемый источник. Для этого необходимо широкое внедрение материало-, энерго-, ресурсосберегающих технологий, экономии использования, полноты и комплексности переработки сырья, применение заменителей и вторичного сырья. Основу экономики республики составляют промышленность и сельское хозяйство, представляя   70 %  производства национального дохода. В тоже время, эти отрасли хозяйства остаются основными потребителями природных ресурсов и загрязнителями окружающей среды.

     Хозяйственная деятельность человека сильно изменила облик природных ландшафтов республики. Нерациональное хозяйствование привело к загрязнению окружающей природной среды. Загрязнение любого природного комплекса неминуемо приводит к его деградации. Основным условием сохранения природы Казахстана является рациональное природопользование.

Рациональное природопользование. В свете современных представлений природопользование включает в себя:

- извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство;

- использование и охрану природных условий среды жизни человека;

- сохранение и воспроизводство, рациональное преобразование экологического равновесия природных систем биосферы.

  Реализация этих мероприятий означает ведение рационального природопользования.

 Рациональное природопользование делится на:

Изучение (учет и оценка, прогноз развития, разработка системы управления и использования);

Охрану (обеспечение качества, поддержание продуктивности);

Освоение (эффективность, комплексность и экономичность добычи и переработки);

Преобразование (улучшение и оптимизация, обогащение);

Рациональное природопользование обеспечивает возрастающие потребности общества путем всемерной интенсификации использования природных ресурсов, сохранения природных богатств в интересах будущих поколений, равновесие между экономическим развитием общества и устойчивостью окружающей среды, обеспечивающей сохранения здоровья людей. Любая технология или конструкция должны быть такими, чтобы на протяжении длительного промежутка времени была обеспечена экологическая безопасность работы создаваемых систем, сохранены свойства возобновляемых ресурсов и одновременно создана здоровая жизненная среда для человека.

   Реализация этого подхода определила несколько самых общих основополагающих  принципов рационального природопользования, универсальных для любого вида человеческой деятельности. Они предусматривают:

- соответствие характера и способов использования ресурсов местным природным условиям;

- предвидение (прогноз) последствий антропогенного воздействия на природу.

Разработка малоотходных производств. Принципиально новый поход к развитию всего промышленного и  сельско-хозяйственого производства – создание малоотходной и безотходной технологии. Под безотходной технологией понимают такой способ производства, который обеспечивает максимально полное использование перерабатываемого сырья и образующиеся при этом отходов. Более точным следует считать термин «малоотходная технология», так как в принципе полностью «безотходная» технология невозможна, любая человеческая технология не может не производить отходы, хотя бы в виде энергии. Технологию, позволяющую получить минимум твердых, жидких и газообразных отходов, называют малоотходной, и на современном уровне развития научно-технического прогресса она является наиболее реальной.

   Огромное значение для снижения уровня загрязнения окружающей среды, экономии сырья и энергии имеет повторное использование материальных ресурсов, т.е. рециркуляция. Так,

1 т вторсырья алюминия снижает на 35 кг выбросы фтористых соединений в атмосферу и дает мало твердых отходов. Ресурсосберегающие технологии включают:

1. разработку систем переработки отходов производства во вторичные ресурсы;

2. разработку различных типов бессточных технологических систем и водооборотных циклов на основе очистки сточных вод;

3. создание новых видов продукции с учетом повторного ее использования;

4. создание принципиально новых производственных процессов, позволяющих исключить технологические стадии, на которых происходит образование отходов.

 Начальным этапом этих комплексных мероприятий, нацеленных на создание в перспективе безотходных технологий, является внедрение оборонных, вплоть до полностью замкнутых систем.

Основные направления малоотходной и   безотходной технологии. При современном уровне развития науки и техники без потерь практически обойтись невозможно. По мере того как  будет  совершенствоваться  технология

селективного разделения и взаимопревращения различных веществ, потери  будут постоянно уменьшаться.

  Промышленное производство без материальных,  бесполезно  накапливаемых потерь и отходов уже существует в  целых отраслях, однако  доля  его  пока мала. О каких новых технологиях можно вести  разговор,  если  с  1985  г.  — начала  перестройки  и  до  нынешнего  времени  экономическое  развитие  при переходе к рынку  идет  на  ощупь;  доля  износа  основных  производственных фондов  все  больше увеличивается,  в  отдельных  производствах  составляет 80—85%. Техническое перевооружение производств приостановилось.

  Вместе  с  тем,  мы  обязаны  заниматься  проблемой   безотходного и малоотходного производства, ибо при нарастающих  темпах  накопления  отходов население может оказаться завалено свалками промышленных и  бытовых  отходов и остаться без питьевой  воды,  достаточно  чистого  воздуха  и  плодородных земель.

  Все-таки, современная технология достаточно  развита,  чтобы  в  целом ряде производств и отраслей промышленности приостановить рост отходов.  И  в этом процессе государство  должно  взять  на  себя  роль  руководителя  и  в плановом  порядке  разработать  и  реализовать  комплексную  государственную программу внедрения безотходных  производств  и  переработки  скопившихся  в отходов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57837. Урок - гра: Подорож до 7 чудес світу 147 KB
  Мета: Закріпити знання учнів про алгоритм тотожних перетворень раціональних виразів способи перетворення відношення двох дробових виразів та про схеми застосування властивостей арифметичних дій під час перетворення раціональних виразів....
57838. Операционная система 88 KB
  Цели урока: помочь учащимся усвоить назначение и состав операционной системы компьютера дать основные понятия необходимые для работы на компьютере...
57839. Системи лінійних рівнянь з двома змінними 428 KB
  Мета уроку: Формування вмінь розв’язувати системи лінійних рівнянь з двома змінними графічним способом; розвивати графічні навички, увагу, уміння порівнювати, аналізувати, робити висновки; виховувати відповідальність...
57840. Тіла обертання 92.5 KB
  Мета: сформувати поняття тіла обертання; навчитися визначати основні елементи даних геометричних фігур розвивати інтерес до предмету шляхом використання сучасних інформаційних технологій...
57841. АТМОСФЕРНИЙ ТИСК 127 KB
  Сформувати знання учнів про атмосферний тиск причини його зміни та прилади яким вимірюється атмосферний тиск; формувати вміння визначати зміну тиску з висотою простежувати звязок між тиском та станом погоди географічною широтою та поясами атмосферного тиску...
57842. Тоталітаризм 29 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з поняттям тоталітаризм з основними ознаками та різновидами тоталітаризму схарактеризувати особливості тоталітарних режимів співвідносити події та явища теми; розвивати вміння учнів аналізувати та порівнювати матеріал...
57843. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння 174.5 KB
  Сприяти знайомству учнів з поняттям квадратного рівняння та його елементів неповних квадратних рівнянь та організувати діяльність з розробки алгоритму їх розвязування. Добрий день Я дуже рада вітати вас на тренінгу Неповні...
57844. Тригонометричні функції 493.5 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати знання учнів про тригонометричні функції; Розвивати вміння використовувати властивості тригонометричних функцій для розвязання вправ творчу активність розширювати кругозір учнів...
57845. Трикутник 4.09 MB
  Мета уроку: Навчальні: узагальнити та систематизувати знання про трикутник, його властивості, організувати діяльність учнів по застосуванню знань, при розв’язанні задач на застосування елементів трикутника; ознак рівності трикутників.