63440

Рынок и государство. Недостатки рынка. Государственное регулирование экономики. Типы государственного регулирования

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными...

Русский

2014-06-20

63.5 KB

3 чел.

Лекция 18. «Рынок и государство». Недостатки рынка. Государственное регулирование экономики. Типы государственного регулирования. Теоретические взгляды на государственное регулирование. Экономические функции государства в смешанной экономике и инструменты их реализации. Методы и инструменты государственного регулирования. Создание и регулирование правовой основы развития рыночного хозяйства. Макроэкономическая стабилизация. Антимонопольное регулирование. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государственный сектор в рыночной экономике.

Механизм регулирования рынка.

Рыночный блок

Нерыночный блок

Государственный блок

Негосударственный блок

Легальный блок

Нелегальный блок

Формальный блок

Неформальный блок

Несостоятельность рынка.

Функции государства в рыночной экономике.

  1.  Обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики, регулирование рыночного хозяйства при помощи экономических рычагов воздействия на поведение субъектов рыночных отношений (налоги, целенаправленное ограничение в политике цен, ориентация на государственные субсидии, кредит, штрафы, таможенные пошлины).
  2.  Антимонопольная политика и поддержка конкуренции.
  3.  Создание эффективны общи условий воспроизводства (развитие производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры).
  4.  Реализация государственной собственности путем развития предпринимательской деятельности в этом секторе экономики.
  5.  Компенсация негативных сторон рынка.
  6.  Стабилизация воспроизводства на макроуровне посредством регулирования экономической динамики путем инвестиционно-структурной политики, финансового и налогового контроля за уровнем производства, безработицы , инфляции.
  7.  Обеспечение принципа справедливости социальных гарантий путем перераспределения доходов, осуществления трансфертных платежей.
  8.  Поддержка малого и среднего бизнеса.
  9.  Проведение фискальной политики – изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета.

Дефекты рыночного механизма (несостоятельность рынка) - набор условий, при которых рыночная экономика не в состоянии обеспечивать максимально возможное удовлетворение потребностей людей. Например, в нерегулируемой рыночной экономике люди могут пострадать от недостаточного производства ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ и товаров с положительными ВНЕШНИМИ ЭФФЕКТАМИ, от перепроизводства товаров с отрицательными внешними эффектами, от завышения цен на товары и УСЛУГИ, предлагаемые ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ, а также от недостаточности информации, например о действительном качестве предлагаемых им продуктов и услуг.

Такие случаи несостоятельности рынка, а также стремление к обеспечению определенной социальной справедливости являются основными причинами, оправдывающими вмешательство государства в экономику. Однако всегда существует риск "несостоятельности государства", т. е. риск того, что дефекты государственного управления (возникающие в силу сложности гармонизации интересов избирателей, политиков и чиновников даже в условиях развитой демократии) помешают задуманным в интересах большинства граждан государственным мерам оказать ожидавшееся от них положительное влияние на уровень благосостояния в обществе

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц. экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ:

- экономический цикл;

- секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Выделяют две группы методов государственного регулирования рыночных процессов: административные и экономические.

Административные – это властные действия государства, проявление силы государственной власти. Они включают в себя как меры принуждения, запрета, регламентирования, так и меры разрешения. При этом может применяться лицензирование, квотирование, нормирование.

Лицензирование – контроль государства, например, за ввозом  и вывозом товара из страны путем выдачи специального разрешения – лицензии.

Квотирование – регулирующая деятельность государства путем установления квот. Квота – количественно установленная абсолютная или относительная величина. Квотирование используется как способ установления количественных ограничений. В торговой политике  - это установление количественных ограничений в движении товарных масс. Устанавливаются импортные и экспортные квоты.

Импортные квоты устанавливаются для уменьшения предложения импортных товаров на внутреннем рынке с целью создания благоприятных условий для отечественных производителей, повышения их конкурентоспособности. Квотирование, например, способно не допустить падение цен на внутреннем рынке из-за большого предложения импортных товаров, имеющих боле высокую ценовую конкурентоспособность.

Экспортные квоты вводятся для ограничения предложения товара на экспорт. Это может быть направлено на обеспечение предложения на внутреннем рынке, не допущение повышения на нем цен. Возможно и преследование другой цели: предотвращение снижения цены на экспортируемую продукцию и соответственно доходов от экспорта.

Нормирование – установление норм, определяющих предельные размеры приобретенных товаров, использования ресурсов.

Административное воздействие государства на ценовой механизм может проявляться в установлении максимально, так и минимально возможной цены. Иногда в связи с этим говорят о ценах «пола» – это искусственно завышенная цена,  и ценах «потолка» – это цена искусственно заниженная. На графике цена «пола» будет расположена выше, а «потолка» – ниже равновесной цены. «Потолки» цен могут использоваться как средство ограничения инфляционных процессов. Цены «пола» применяются обычно тогда, когда рыночная цена не может обеспечить достаточный уровень дохода определенным слоям населения. Например, минимальная зарплата – нижний уровень цены рабочей силы.

К крупномасштабным акциям административного регулирования рыночной экономики следует отнести денежные реформы.

Экономические методы основаны на формировании и развитии экономического интереса субъектов рыночной экономики. Они поэтому предлагают использование экономических рычагов воздействия. «Люди реагируют на стимулы».

Реализуются экономические методы регулирования рыночной экономики государства путем осуществления политики:

  •  Бюджетной;
  •  Налоговой;
  •  Ценовой;
  •  Денежно-кредитной;
  •  Социальной.

Государственный бюджет оказывает влияние на рыночную экономику через доходную и расходную его часть, а также возникающий бюджетный дефицит.

Влияние доходной части осуществляется через налоговую систему, так как именно налоги являются главным источником формирования дохода бюджета. Расходная часть государственного бюджета участвует в регулирующем воздействии через дотации, субсидии, субвенции, кредиты, направляемые на развитие рыночных отношений.

Дотации – денежные средства (по существу денежные пособия), выдаваемые государством из государственного бюджета в безвозвратном порядке действующим предприятиям, организациям, когда цены на выпускаемую продукцию, услуги, оказываются ниже себестоимости, и возникает необходимость покрытия превышения расходов над доходами. Дотации получают сельскохозяйственные предприятия, предприятия добывающей промышленности, а также другие предприятия, выпускающие нерентабельную (по различным причинам), но нужную для населения продукцию. Дотации могут использоваться для санации (оздоровления) предприятий, так как проведение системы мероприятий, направленных на предотвращение их банкротства, улучшение финансового состояния, повышение конкурентоспособности.

Субсидии – это также средства, выделяемые предприятиям и целым отраслям из государственного бюджета. Субсидии имеют выраженный целевой характер. Субсидии используются государством для развития приоритетных отраслей и производств, осуществления своей структурной политики. Субсидии также активно используются для финансирования фундаментальных исследований, мероприятий по внедрению новой техники и прогрессивных технологий, выпуску новых видов продукции.

Кроме прямых субсидий, то есть прямых выделений денежных сумм из государственного бюджета, получили распространение различные формы косвенного субсидирования. К ним можно отнести:

  •  ускоренную амортизацию основного капитала;
  •   приобретение государством продукции предприятий некоторых отраслей по повышенным ценам или продукции, не имеющей сбыта;
  •  продажу объектов государственной собственности по пониженным ценам.

Субвенция – вид финансовой поддержки государством отдельных предприятий и отраслей за счет бюджетных ресурсов. Субвенция предоставляется для финансирования отдельных, конкретных хозяйственных мероприятий. Она подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования. Этим усиливаются стимулирующие способности данного вида бюджетной поддержки.

Регулирующую функцию налогов можно охарактеризовать следующими положениями:

  •  формирование самой системы налогообложения, определение ее структуры, количественного состава, преимущественной направленности – стимулирующей или фискальной;
  •  определение налоговых ставок и их дифференциация;
  •  определение налоговых льгот, условий освобождения от уплаты налогов;
  •  выбор в качестве преимущественно либеральной или протекционистской политики во внешнеэкономических отношениях.

Государственное вмешательство и ценообразовательный процесс осуществляется такими способами, как:

  •  применение косвенных налогов;
  •  влияние на издержки производства;
  •  использование ценовых субсидий;
  •  лидерство в ценах.

Влияние на издержки производства как количественно преимущественный элемент в структуре цены осуществляется несколькими путями:

  •  включение в себестоимость завышенных амортизационных отчислений и других обязательных отчислений;
  •  отпуск продукции с предприятий государственного сектора по повышенным или пониженным ценам.
  •  Применение косвенных налогов: акцизов, налога на добавленную стоимость – прямое увеличение цен. Государство широко использует эту практику, т.к. косвенные налоги являются прямым и даже гарантированным поступлением в госбюджет.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают целевые субсидии. Их применение предусматривает изменение цены с соответствующими доплатами производителю или потребителю.

Лидерство в ценах – один из способов контроля над рыночными ценами со стороны хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке. Государство, занимая господствующее положение в целых отраслях производственной инфраструктуры, некоторых отраслях промышленности, как раз обладает этим качеством и выступает «лидером» на соответствующих рынках. Лидерство в ценах выражается в том, что «лидер» проводит политику цен, которой должны добровольно или невольно придерживаться остальные производители, поставляющие данный на рынок свою продукцию.

Регулирующее влияние государства на рыночную экономику через денежно-кредитную политику осуществляется путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Это воздействие может быть направлено либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии – кредитная экспансия, либо на их сдерживание и ограничение – кредитная рестрикция.

Номинальная заработная плата – в денежном выражении.

Реальная заработная плата – количество товаров и услуг, которое работник может приобрести за свою номинальную заработную плату.

Номинальный доход - сумма денег которая поступает в личное распоряжение получателя в течение определенного периода.

Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Определяется как разность между номинальным доходом и суммой обязательных платежей.

Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить в течение определенного периода с учетом изменения цен.

К видам доходов населения относят: заработную плату, премии, доплаты, процент по вкладам, акциям, рентные выплаты, трансфертные платежи.

К источникам доходов населения относят: труд. владение имуществом, ценными бумагами, землей, различные программы государства и организаций.

Основной формой дохода является оплата труда, которая в Республике Беларусь  осуществляется на основе республиканской тарифной системы, состоящей из Единой тарифной сетки работников, тарифно-квалификационных справочников, тарифных ставок и окладов.

Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребности  людей в этих благах.

Прожиточный минимум - совокупность  товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни.

Физиологический минимум рассчитывается на удовлетворение только главных потребностей и оплату услуг для относительно короткого времени без приобретения одежды, обуви и других промышленных товаров.

Потребительская корзинка - набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий поддержание минимально приемлемого уровня жизни.

Минимальный потребительский бюджет - расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7784. Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков 39.5 KB
  Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков Дьюи. Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи - формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи и его послед...
7785. История педагогики как наука 30 KB
  История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе...
7786. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания 28 KB
  К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы...
7787. Антон Семенович Макаренко 32 KB
  Макаренко Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, ч...
7788. Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века 43.5 KB
  Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века Герцен. Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждени...
7789. Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. 32 KB
  Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В.И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверж...
7790. Педагогическая система Ушинского 28 KB
  Педагогическая система Ушинского В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. В статье ...
7791. Педагогические Взгляды французских материалистов XVIII века 33 KB
  Педагогические Взгляды французских материалистов XVIII века Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция Гельвеций прославился как автор книги Об уме, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правя...
7792. Педагогическая технология Руссо 31.5 KB
  Педагогическая технология Руссо Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, ...