63501

Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии

Лекция

Логика и философия

Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии. С искусством отношения философии строятся на основе взаимообогащения. Искусство намного старше философии но многие виды и жанры искусства создали философы.

Русский

2014-06-21

63.5 KB

0 чел.

ЛК II. Метафилософия об искусстве, религии, науке, политике.

Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая  функция философии.

      С искусством отношения философии строятся на основе взаимообогащения. Искусство намного старше философии, но многие виды и жанры искусства создали философы. И чем больше художник философствует, то есть затрагивает вечные проблемы, тем дольше будет интересен даже не будучи гением. А чем лучше знаком философ с шедеврами искусства, тем богаче его концепция, скорее опередит конкурентов и лучше воздействует, ибо привлечет и эмоционально-чувственную сферу восприятия. К тому же художники одарены даром предвидения, удачно пророчествуют чаще философов уже потому, что имеют более низкие пороги чувствительности и меньше привязаны к реальности. Это и позволяет знакомому с гениальными произведениями искусства философу опередить соперников в стремлении объяснить новое и предвидеть будущее. Искусство у философов развивает хороший вкус, глубину чувств и позитивный эмоциональный фон деятельности, без чего затруднено искание истины.

      Как искусство, философия стремится развить субъективность, личность человека, самим философам, как художникам, нельзя подражать долго своим учителям, быть правоверным учеником, а надо создать небывалое понимание вечного, превзойти учителя. Но художнику нужна правда жизни, а философу, как ученому, истина дороже. Художник имеет право на вымысел, а философ нет. Хотя искусство, подобно философии, имеет личностный характер, но, в отличие от философии, опыт транслируется в образах, а не теориях. Где только можно, философ с не чуждого ему языка художественных образов переходит на понятийно-доказательный, разрабатываемый совместно с наукой, а не искусством. В мироотношении человека и народа образное полушарие мозга человека и национальные черты характера играют огромную роль. Искусство отражает особенности развития жизнедеятельности человека и народа, к которому он принадлежит. А философия помогает деятелям искусства ставить новые задачи перед народом и его выдающимися личностями, решать проблемы вовремя. Искусство тиражирует и ярко, гротескно и понятно показывает народу мысль философа этого народа, делает эту мысль услышанной, воспринятой, понятой, меняющей жизнь.

      Искусство – одно из важнейших средств общения человека с людьми, природой и культурой. Оно снимает волнение и развлекает, устраняет внутреннее напряжение и усталость, восстанавливает психическое равновесие, компенсирует монотонность повседневной жизни, формирует строй чувств и мыслей, затрагивает все уголки духовного мира человека, гармонизирует целостность личности, раздвигает рамки пережитого и помогает обыгрывать разные ситуации до того, как в них можем попасть, «сокращая нам опыты быстротекущей жизни»(А.С.Пушкин), создает установки и ценностные ориентиры, очищает нравственно без дидактических нравоучений. Искусство гипнотически воздействует на подсознание, завораживая, очаровывая, что позволяет манипулировать человеком, особенно наивным и неразвитым. Искусство оказывает внушающее воздействие (суггестацию), вызывая немотивированную агрессию или страхи, трепет или бодрость, плач или проклятия,.. Знакомство с шедеврами искусства развивает познавательные и творческие способности, социальную активность и духовную крепость, культуру общения. А приобщение к суррогатам искусства, скабрезным анекдотам и сальным шуточкам, комиксам и ужастикам масскульта, коммерческому искусству губит нравственность, карежит внутренний мир личности, превращает человека в зомби, манкурта. В дошкольном возрасте знакомство с классикой добрых сказок, стихов и музыкальных произведений на всю жизнь создает эмоционально-эстетический фон как заслон ошибочным установкам и как навык и стремление к подлинно красивой жизни. Искусство, культивирующее тупость, пассивность или жестокость не только портит вкус, но дезориентирует человека, уводит в сторону пропасти с пути духовного прогресса. Это не значит, что надо запретить боевики, триллеры, показ преступлений и постельных сцен, что не надо искусству отражать ужасные стороны жизни. Это значит лишь, что привычка вырабатывать адреналин таким способом губит как слабый наркотик, лучше уж легкие жанры, развлекательные, увлекающие только фабулой (сюжетной схемой) малокультурных людей с невзыскательным вкусом.

    Эвристика – совокупность приемов исследования и демонстрации объекта, состоящих в особой постановке вопросов для понимания предмета и изменения его. Искусством наводящих косвенных вопросов отличались многие философы и художники. У художников, особенно писателей и поэтов, то преимущество перед философами, что они могут создать иллюзию у зрителя, будто вопросы сами возникли в их голове, никто им их не ставил и не навязывал. В этом случае человек лучше понимает, запоминает, решает даже очень сложные задачи, в отличие от человека, которого подталкивают и лишают выбора рецептами и советами необъективного художника или предвзятого философа-моралиста. Эвристика раскрывает способности к открытиям через озадачивающие картинки, вызывающие прозрение примерами, намеками, желанием отгадать загадку самому. Со времени философии буддизма эвристическая техника незаметного побуждения непрестанно совершенствуется.

5.Отношения философии с религией.

Гуманистическая и аксиологическая функции философии.

      К религиям философы, как правило, уважительно относятся, как к мифам, но не случайно даже имеющих громадные заслуги перед церковью философов священнослужители, как правило, отлучают и преследуют. Философы могут верить в чудеса и сверхъестественные силы, но они верят и в разум человека, против нравственности из страха перед карами небесными и против требования любить Бога «больше матери и детей своих». Даже религиозные философы склонны к научным объяснениям, а  религиозные очищают от искажений в угоду властям. Уважая мысль авторов «священных писаний», философы исправляют их ошибки, развивают учение, что очень не нравится догматичным церковникам. Философы против клерикализма, вмешательства церкви в политику и за свободу вероисповедания и совести, за свободомыслие и гуманизм, доброту ко всем грешникам ставят выше религиозного понимания справедливости и воздаяния за грехи.

.      Религия и философия едины в том, что человек не должен быть рабом человека, что человек должен копить духовное богатство свое, но религия видит человека рабом Бога, а философия – помощником, а под духовным имеет в виду и светское, а не только религиозное богатство знаний и переживаний. Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия, как и религия, выполняет гуманистическую функцию. Философия и религия помогают индивиду обрести позитивный и достаточно глубокий смысл жизни, чтобы ориентироваться в кризисных ситуациях и не быть вырванным из жизни никакими бурями. Но религия при этом опирается на традиции и опыт прошлого, а философия открыта новому и помогает расставаться вовремя даже с хорошим из прошлого, если оно мешает успевать за требованиями времени.

       Религия не только играет роль утешителя в страданиях и регулятора межличностных отношений, но и множество иных социальных и духовно-нравственных ролей. Истинными мотивами даже многих географических открытий, например открытия Америки Колумбом, были религиозные. На труднейшее плавание он находил силы в желании освободить из рабства угнетаемых в Индии магометанами христиан, подойдя к противнику с неожиданной для него стороны, используя только что полученные им данные о шарообразности Земли. Соединив религиозное чувство с научным знанием сотни подобных подвижников создавали наш современный мир, а пошляки доныне повторяют о Колумбе, что шел за пряностями и по случайной ошибке сделал открытие для европейцев. Кто идет за наживой, тот не выдержит лишений и свернет за более легкой добычей. А кто подобно монахам-натуралистам выполнял свой миссионерский долг земной жизни, тот продвигал развитие наук. Миссия объяснения устройства мира и помощи Богу в его совершенствовании является задачей философствующей науки, но давать человеку вдохновение на научные подвиги пока лучше религии никто не мог. Религиозное чувство своей соединенности с Богом, Универсумом, с Целым, где ты не ноль, а ответственная часть дает энергию и силы для научно-технического, художественного и философского поиска мысли. Религиозное чувство своей избранности было необходимо для того, чтобы человек не попадал в рабство всяческой бесовщине и удержался в миссии человека на Земле.

      Философия отличается от религии тем, что является не мистической, а теоретической формой освоения мира человеком, философии свойственен больший гуманистический потенциал. В основе религиозной картины мира лежит принцип креационизма (несомненного сотворения мира Богом), а философия помогает наукам искать истину через сомнение в возможности творения или вечного существования. Религиозная картина мира построена вся на основе трактовок Священного писания, а философская не знает догматов и ищет истину в спорах и трактовке множества фактов без предвзятости к тем или другим. Философы создали фундамент мировых религий для сохранения нравственных устоев в условиях формирования частной собственности и развития духовности в условиях аграрного производства, но благодаря философам же человечество не осталось погибать в средневековой религиозности. Религия культивирует веру, в ней верования всячески укрепляются, а в философии и науке изживаются, аксиомы,  где только можно, заменяют на доказательства, проверяют верования и отбрасывают их, если утверждения оказались неверными.  Ценится поиск истины, а религия уверяет, что истина окончательно уже прописана. Священников устраивает только подтверждение догматов и утверждение собственной власти, духовной, а при возможности и политической, философы же не отличаются властолюбием и желанием учить праведно жить.

      Созданная философами в борьбе с церковными феодалами эпоха Просвещения продвинула человечество по пути научно-технического прогресса, без которого уже немыслима жизнь общества и невозможно спасение его, например, от астероидов и прочих глобальных проблем, в решении которых «Бог поможет», если сами люди будут достаточно деятельны. «На Бога надейся, а сам не плошай», не зря говорили мудрые предки, дополняя религиозную духовность светской, научно-философской.

      Содержание аксиологической функции философии составляет формирование у человека и обществ ценностных ориентаций и идеалов. Аксиологическая функция осуществляется при исследовании познавательных и эстетических, религиозных и светских ценностей, при выработке идеалов и норм отношений и поведения, а также во множестве способов ее трансляции, далеко не только через священное писание. Философия помогает не только усваивать ценности прошлого, как религия, но и овладевать миром материальных и духовных, нравственных и правовых ценностей современности, периодически производить переоценку всех ценностей, чтобы оставаться способным быть адекватным переменам в природе, обществе и культуре. Более полно аксиологическая функция раскрыта в темах 8 и 11.

Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.

      Наукам философия изначально помогала  отвоевывать у мифов, религий и искусств достоверно-трезвое понимание мира. Философия не случайно «сестра математики и мать многих наук». Только философствующая наука способна спасти планету и человечество от угроз из Космоса и недр и исходящих от самого неразумного человечества. Миф, религия, искусство могут помочь изменить отношение к миру, а наука, опираясь на технику, может изменить сам внешний и внутренний миры человека. Но без философии наука опасна не только новыми мифами, но и неумением видеть отдаленные последствия применения открытий. Без философии наука нередко  не может ни понять, ни даже сделать открытие. Поэтому в рамках философии интенсивно развиваются такие разделы, как философия науки и философия техники. Философия не только дает многое науке, она сама все больше  черпает именно в научных открытиях материал для разработки как собственно философских, так и социально-политических идей. Важнейшая функция, выполняемая философией по отношению к науке (а не ученым как просто людям, и не только людям науки) – это методологическая. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и так далее в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли методологии. Она связана с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук.

      С методологической функцией философии тесно связана гносеологическая, которая состоит в том, что философия накапливает, обобщает и транслирует новое знания, получаемое как науками, так и искусствами, повседневным опытом, обыденным сознанием человечества, вооружая им как людей науки, так и далеких от переднего края научно-технического прогресса. Философская гносеология аккумулирует множество методов в поиске собственно философских всеобщих, но в своей погоне за новейшими методами всех наук философы оказываются полезны ученым в подсказках, какие неизвестные им методы можно использовать и в их науке, взяв из других познавательных сфер деятельности. Когда ученый подходит к открытию, ему нередко мешает сделать его неумение по-философски окинуть свысока новые факты и прежние теории и увидеть творчески, по-новому сложившуюся в науке ситуацию. Не только А.Энштейн подметил в мемуарах, что ему помогли обогнать конкурентов не специальные знания, а увлечение новейшей философией. Она раскрепостила мышление, помогла творчески увидеть ошибки прежних выводов и сделать те, что и стали основой как специальной, так и общей теории относительности. Возникший в математике системный подход с помощью философов стал общеприменимым в науках, теперь - то же происходит и с синергетическим методом. Философы подобны слесарям, помогающим хозяевам открыть дверь, когда замок не срабатывает от прежнего ключа. Как слесарь либо починит замок, либо сделает новый ключ, так и философы либо помогут развить теорию, либо создать новую, используя новые методы, подходы, приемы, способы и пути построения научного знания. Зашедшему в тупик противоречий теории новым фактам ученому помогает найти выход философская мысль, освобождая мышление от догм и популярных теорий.

      Философия отличается от науки тем, что большая часть философских утверждений недоказуема эмпирически, непроверяема опытом экспериментально, хотя в современной науке все больше теории тоже опытом наглядным не проверяется, а подтверждаются, как и в философии, косвенно и верностью выводов из них. Философия и наука различны в объектах:  философский интерес в первую очередь к субъективному миру человека, а наука все субъективное «выносит за скобки» как неинтересное и объектом считает  объективную реальность, не зависящую от человека. Философия и наука отличны по языку: ученый мыслит в терминах о фактах природы и его формулы однозначно понятны всем специалистам данного направления науки. Философ использует многозначные понятия множества обычных языков для помощи в поиске индивидуальности, национальных особенностей  и всеобщей человечности и природности философствующего, чтобы он пораньше понял свое место в истории рода и отечества

      Если самые древние философские системы доныне живут и ими пользуются те, кому они подходят, то устаревшими научными знаниями пользоваться смешно и опасно. Новая философия не заменяет и не поглощает прежние, а новые научные знания исправляют и вбирают прежние как частицу новых, поглощают и заменяют устаревшие. Наука использует весь накопленный потенциал человечества, но только в данной сфере знания. Философия подобна искусствам или деревьям: она ветвиста, делится на школы и виды, соперничающие друг с другом и, критикуя друг друга, помогают в развитии, стимулируя рост.

      Философия и наука неразделимы и не могут существовать друг без друга. Философия – жизненная атмосфера и питательный бульон для науки, а наука все более важный источник материала для философии. Науку движут философски развитые личности, выражающие свое «я» в новом научном открытии. Научная истина не приходит на ум, а зреет в душе внелогическими путями, выражая все мучения и радости личной жизни. Разум ученого-творца не столько использует отточенные качественным образованием природные умственные способности для наблюдения данного внешнего мира, сколько реализует свои глубоко личные духовно-нравственные поиски.  

      Отношения науки и философии не всегда бывали гладкими, если философия как вид светской религии объявляла себя научной, навязывая ученым какой-то один тип идеологии и одну философскую школу как единственно истинную. С 17 века естественные науки отделились от философии во благо и себе, и философии. Наука соседствует с множеством философских школ, черпая в их разнообразии необходимый состав атмосферы научного развития. Ученый выбирает такую философскую систему мироотношения, которая лучше отвечает его складу ума и жизненного опыта. Миропонимание дает наука, а претензия какой-либо философии на это есть пустая трата времени. Привилегированное положение какой-либо философии ставит ее в тепличные условия и делает бесплодной. Как и научная, философская мысль не терпит оков и политических или церковных запретов. Нет философии ненаучной или научной, философская ориентация ученого для науки в целом безразлична, а для конкретного ученого нет. Чем более развитой формой философского знания и чем более близкой к направлению развития данной науки владеет ученый, тем больше его шансы на успех как ученого увековечить свое имя тем, что и в целом науку продвинул вперед в понимании мироустройства и законов функционирования и развития.

7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.

      В социальной философии есть специалисты по философии политики, политической философии, где изучаются формы отношений по поводу власти, политическая сфера жизни разных обществ, инструменты управления хозяйственными, социальными и иными институтами. Рвущиеся к власти политики ищут помощи философов и те выполняют идеологическую функцию философии, а находящиеся у власти расправляются в первую очередь с философами, ибо для философов «достойно гибели все то, что существует»(Г.Гегель), то есть смешны попытки увековечить чью-то власть и даже власть как социальный институт, философы видят и готовят время, когда управления общественными делами будет безвластным. Большинство философов старается держаться подальше от политики или прислуживают властям, но их репрессируют власти больше, чем преследует церковь, ибо настоящие философы в оппозиции любой власти, любой политической партии. Философское свободомыслие «оружием критики  готовит критику оружием»(К.Маркс), но только когда иного не дано неразумными властями, даже Ленин В.И делал все для мирного перехода власти из рук Временного правительства в руки защитников народа. Философы утверждают в обществе плюрализм и толерантность, не идеализируют никого и видят неизбежную историческую ограниченность любого мнения, им смешны попытки насильно осчастливить, загнав всех в «светлое будущее», светлое для лидеров этой политической партии и мрачное для противников и беспартийных, то есть для большинства населения.

      Философскую партийность нельзя путать с политической, она не дает ни господства одних над другими, ни льгот. Философы выполняют по отношению к политике так называемую идеологическую функцию, смысл которой в том, что общественное движение нуждается в грамотной программе, стратегии и тактике борьбы за власть или удержания власти. Как самим шахматистам нередко лучшие ходы в партии не видны так, как стоящему рядом с играющими гростмейстеру, так и теоретикам, лидерам партий не видны те цели и задачи, которые видит философ. Ему легче со стороны увидеть подлинные интересы этой группы и расстановку политических сил, перспективы разных вариантов борьбы. Поэтому идеологами общественных движений и партий нередко приглашаются философы. Как с высоты орбитального полета видны те засыпанные песками древние города и русла рек, мимо которых обязательно пройдут, не заметив, археологи, так с высоты философских абстракций видны те задачи, мимо решения которых пройдут и вожди, и их сторонники, наделав непоправимые ошибки в выборе путей к цели и средств ее достижения. Вооружив победоносной идеологией, философы редко сами пойдут за этим вождем и вступят в эту партию, ибо лучше видят и неминуемые беды, которые принесет победа и власть этих далеких от идеала людей. Философы могут поддержать партию, пока она слаба и прогрессивна, но как только она становится регрессивна более, чем прогрессивна, философы уйдут поддерживать других, которые теперь в силу своего объективного положения становятся прогрессивными силами экономического и социального развития.

В союзе с наукой и прогрессивными политическими силами общества философия способна достаточно точно предсказывать общий ход развития общественного бытия и сознания, выполняя прогностическую функцию. Разрабатывается новая стратегия отношений человека и общества с природой в современных условиях, согласно новым техническим возможностям и экономической ситуации в регионах планеты выявляются новые социальные задачи и политические силы их решения. Ставятся задачи перед системой образования по подготовке специалистов для завтрашнего материального и духовного производства, оптимального функционирования и развития общества не в ущерб природе и будущему самого человечества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11887. Задача быстродействия 258 KB
  Лабораторная работа №2 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Задача быстродействия Цель работы: исследование предельных возможностей системы авторегулирования обусловленных ограничением величины управляющего сигнала. О...
11888. Задача быстродействия. Несколько управляющих воздействий 205 KB
  Лабораторная работа №3 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Задача быстродействия. Несколько управляющих воздействий Цель работы: решение задачи быстродействия в пространстве состояний. Необходимо ограниченное управление ut
11889. Управление в пространстве состояний при неполной информации 1.09 MB
  Лабораторная работа №4 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Управление в пространстве состояний при неполной информации Цель работы: решение задачи синтеза линейной системы стабилизации в пространстве состояний. Общие св...
11890. Корни многочленов 87 KB
  Лабораторная работа №5 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Корни многочленов Цель работы: вычислить корни многочлена не выше 20го порядка и восстановить многочлен по заданным корням. Общие сведения: Вычисление корней мн
11891. Обратное преобразование Лапласа 47 KB
  Лабораторная работа №6 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Обратное преобразование Лапласа Цель работы: вычислить аналитическое выражение для обратного преобразования Лапласа дробнорациональной функции и построить график.. ...
11892. Выбор типа камеры и условий съемки в зависимости от задачи исследования и характера исследуемого объекта 4.35 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Выбор типа камеры и условий съемки в зависимости от задачи исследования и характера исследуемого объекта Рентгеновские камеры Рентгеновской камерой называют устройство позволяющее регистрировать на фотопленке рентгеновские максим
11893. Определение кальция методом стандартных добавок 443.5 KB
  Лабораторная работа №104 Определение кальция методом стандартных добавок. Краткое теоретическое введение: Фотометрия пламени вид эмиссионного спектрального анализа в котором источниками возбуждения спектров являются пламена различных видов: ацетиленвоздух...
11894. Определение фосфора (ортофосфатов) в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты 204 KB
  Лабораторная работа №107 Определение фосфора ортофосфатов в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с мо...
11895. Титрование цинка (II) раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. 244 KB
  Лабораторная работа №110 Титрование цинка II раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с молекула