63502

Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества

Конспект

Обществознание

Аксиология это учение о ценностях мир которых огромен и мал может быть уродлив по иерархии и ведет к гибели человека семьи народа государства человеческого общества в целом если на первом месте ценности чисто потребительские материальные и политические но не подлинно человеческие мнимые.

Русский

2014-06-21

84.5 KB

0 чел.

ЛК III.Аксиология.

Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.

      Аксиология – это учение о ценностях, мир которых огромен и мал, может быть уродлив по иерархии и ведет к гибели человека, семьи, народа, государства, человеческого общества в целом, если на первом месте ценности чисто потребительские материальные и политические, но не подлинно человеческие, мнимые. А может быть иерархия, хоть и искривленная недоразвитостью, но перспективной для прогрессивного развития социальных субъектов, если приоритетны ценности духовно-нравственные, идеалы гуманистические, созидательные, коллективистские, подлинно человеческие.  Общество и человек эпохи рыночной экономики утрачивают идеалы нравственности предков, сделав мерилом почти всего деньги, ценности, которые не купить ни за какие деньги, обесцениваются, приближая общество к гибели от жадности и проедания будущего своих потомков. Урок гибели рабовладельческого общества оказался понят на «двойку», но после рабовладельческого общества остались достаточно нравственные  племена дикарей, а нынешние остатки первобытных племен уже все заражены в правящей верхушке (а нередко и все племя) антинравственной моралью гонки статусного потребительства удобств и одноразовых вещей без учета возможностей воспроизводства их и переработки природой и людьми свалок вышедших из употребления.

           К нравственным ценностям относят неписанные правила поведения человека, которые он сам себе устанавливает в соответствии с нормами групповой морали и прочих социальных отношений. К нравственным ценностям относятся умение не терять человеческое достоинство, стремление к высотам культурности и духовному богатству, превращению способностей в талант, жизнестойкость и жизнелюбие, пытливость и трудолюбие, коммуникабельность и скромность, совестливость, порядочность и чувство ответственности, благодарность и мужество, самостоятельность, быть человеком долга и чести, умение пользоваться имеющимися свободами и зависимостями, и т.д. Иерархия нравственных ценностей в течение жизни меняется в соответствии с появлением новых и утраты прежних смыслов жизни и целей, которые ставит перед собой человек. От достижимости подлинных нравственных ценностей зависит счастье человека, удачливость его, ценность его жизни, авторитет, статус в различных социальных группах, в которых выпало жить.

      Как не заставить, а заинтересовать достаточное большинство населения демократических обществ и лидеров авторитарных не на словах, а на деле привыкнуть по-хозяйски культурно, заботясь о будущем относиться к природной среде обитания и собственной природе? Одной материальной заинтересованности не хватит, надо лечить не только физическое и духовное, но прежде всего нравственное здоровье общества, которое не заменить ни армиями правоохранительных органов, ни великолепными СМИ и политическими акциями, ничем, кроме понимания, что так жить губительно и надо не с понедельника, а с сегодняшнего дня менять себя в направлении настоящей любви и подлинного бытия человека планеты Земля. Нужна часто неблагодарная работа примером предлагать интересующимся свой здоровый образ жизни и образ мысли, не тем, кому уже бесполезно, а еще не обреченным погубить свою и жизнь потомства от потакания своей «матери всех пороков лени»  и неразвитости стремления к удовлетворению высших духовных потребностей, неразвитости привычки к бескорыстию, жизни по нравственным понятиям о чести семьи, народа и социального слоя, к которому принадлежишь по социальному происхождению и  положению.

      Чтобы создать себе и детям надежный тыл для спокойного творчества по месту службы, надо создать дружную семью, где, дорожа взаимной любовью,  не обижая даже словом и намерением, но требуют посильного самостоятельного выполнения общих и личных дел, а не развращают баловством, выращивая паразитов и эгоцентриков. Семья – важнейшая молекула общества, поэтому, чтобы погубить народ или государство, его лишают возможности иметь в семье 4-5 детей, а 1-2 ребенка – это вымирание народа, это вытеснение на  рынке труда местного населения приезжими, а чаще за деньги завезенными иностранцами, которым безразлична история данного государства и чужды культура и язык аборигенов. Но ведь культура каждого народа – это арсенал навыков выживания в этих природно-климатических условиях. Этот драгоценный опыт утрачивая, люди губят себя и природу, как в Америке или Азии белые переселенцы. Необходимость остановить уже планетарный кризис культуры – важнейшая задача аксиологии. Культура аккумулируется и передается прежде всего выходцами из высоконравственных семей, которые надо воссоздать хотя бы в 10% отношении к общему числу, но беда современного общества и в быстром сокращении вообще желающих и умеющих создать свою семью, продлить основу всякого народа свой род. Два эгоиста, если и в браке, не семья, поскольку не умеют друг друга терпеливо ждать, чтобы все радости и горести вместе делить, у эгоистов  от того, что рядом два одиночества, устойчивого очага теплоты отношений не возникает, есть только оболочка семьи, пародия. И любят люди тех долго, в кого вложили свой труд и душу, как мать в дитя, а дети не любят также родителей, ибо ради них себе с радостью не отказывали в желаниях. Многовековая крестьянская семья с ее стихийно складывавшейся высокой нравственностью уходит в прошлое даже в деревнях, значит пришла пора сознательно строить семейные устои, где по-прежнему дорожат своевременным взрослением и самостоятельностью детей, по-прежнему понимают, что счастье в детях важнее материального достатка, но по-новому приобщают к культурным ценностям народа, государства и человечества, приучая себя и окружающих не смотреть и не слушать растлителей, которые отрабатывают деньги спецслужб врагов нашего государства. У элит Запада и Востока многовековое желание прибрать наши земли, но для этого им надо нравственно кончать Россию, что многократно им мешала осуществлять грабительские походы друг против друга, спасая себя, спасала культуры Запада и Востока. Мы последними теряем нравственность, если допустим создание критической массы безнравственности отношений, то некому на планете  гибнущей станет спасать вместе с собой современную цивилизацию.

      На Западе и Востоке есть люди высоконравственные, но это полководцы без солдат и офицеров, как в поздней Античности император Аврелий с горсткой сподвижников не остановил гибели Отечества. Наши предки внесли важнейший вклад в победу над Гитлером, мобилизовавшим всю технику Европы и провозгласившего: «Мои солдаты, я освобождаю вас от химеры совести!» Советские войска, обескровленные гражданской войной и нескончаемыми репрессиями политически несогласных с курсом властей, победили силой нравственности, о чем написал великий немецкий ученый Конрад Лоренц.  Попав в плен под Сталинградом, он встретил к себе такое человечное отношение, что тогда же понял, что эту страну не победить гитлеровцам, иначе относившимся к советским пленным и друг другу. Тогда же Лоренц признал ошибочным свою гипотезу о наличии у людей гена агрессивности, а сделал ряд важнейших открытий в понимании взаимодействия видов и внутривидовом сотрудничестве животных. Нравственные люди умеют лучше животных объединять усилия заинтересованных и делать посильными задачи, которые одиночка может лишь поставить, попытаться увлечь за собой, но не решить сам, даже будучи императором. И у нынешнего, и у поколений ближайшего будущего должны быть сохранены и приумножены ценности коллективизма, бескорыстия и весь спектр завещанных предками устоев семьи, народности, государства. А процветающая Россия талантливых дружных и умно корыстных людей спасет общество и планету.

     

Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.

 Свобода совести и экобиоэтика.

         Мораль представляет собой совокупность групповых норм поведения для каждого члена малой или большой социальной группы. Требования группы не все могут быть оформлены в виде норм права, к ненаказуемому законом отклоняющемуся поведению могут быть применены санкции морали: остракизм (мы с тобой не играем, не разговариваем, не хотим иметь дела), высмеивание пороков (проявлений лени, лживости, дилетантизма или обскурантизма, злословия или бесстыжего любопытства и пр.). Мораль требует проявления к людям не обязательно дружественности и братской любви, но обязательно ко всем уважительности, а к определенным людям корректности, учтивости, любезности, тактичности. Мораль осуждает несдержанность, болтливость, эгоизм, а одобряет и поощряет тщательное выполнение обязанностей, хорошие манеры, справедливость.

     Справедливость не может пониматься одинаково разными людьми: бедным представляется справедливым равенство с богатыми, а богатым – неравенство. Многие женщины борются за равенство с мужчинами, но далеко не все. Детям со взрослыми, малым народам с  многочисленными хочется равенства, но редко наоборот бывает. С точки зрения уравнительности несправедливо распределены между людьми здоровье и красота, таланты и рост, земли и животный мир. Справедливость в первобытном обществе понималась как работа всех в общий котел, а в классовом обществе каждый ест свое и опирается на себя, а не общину. Из-за различия в понимании справедливости велись кровопролитные войны и тянулись бесконечные тяжбы в судах.

      Чтобы классы не уничтожили друг друга в борьбе за «справедливое распределение» было создано право. Совокупность наиболее опасных для существования общества норм поведения получила законодательное оформление и поддержку государства. Если на охране норм нравственности лишь совесть, а норм морали лишь общественное мнение, то на охране норм права следственные органы и прокуратура, суды и исправительные учреждения, армия работников министерства внутренних дел и добровольные объединения по поддержанию порядка. Прежде всего все эти институты созданы для применения узаконенного насилия к тем, кто применяет насилие противозаконное.

      Не видеть, что мы живем в мире постоянно растущего насилия и растущего противодействия ему, может лишь тот, кто не хочет. Но «тот, кто надевает на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут»(С.Ежи Ленц). Насилие может порождать цепную реакцию ответного насилия, а может и превращать рецидивы уголовных и должностных преступлений в редкость, случайности, если общество высоконравственно и мораль действенна. Мы живем в эпоху кризиса нравственности, морали и права, когда опыт ненасильственного решения спорных вопросов за столом переговоров путем компромиссов где утрачен, а где еще не накоплен. Общий кризис культуры в связи с обострившейся борьбой за мировое господство и переделом собственности на оставшиеся ресурсы планеты напоминает всем, что нравственный прогресс, вооруженность ненасильственными средствами воздействия первостепенны.

      Неэффективность и возрастающую опасность более легкого способа решать проблемы, подчиняя несогласных с таким решением силою, становится все очевиднее. Современное оружие нападения и обороны требует решать вопросы за столом переговоров через компромиссы и взаимные уступки, но имея сдерживаемую силу. Выросший на культе силы со времен Древнего Рима Запад торгуется только с сильными, тупо навязывая свою волю ослабевшим. Поэтому пацифизм Канта, толстовство и гандизм все еще утопичны, их приходится пропагандировать как идеалы в реальном мире царящего насилия, лицемерия и прочих пороков.

     Во «Всеобщей декларации прав человека» и в конституциях стран, включая Россию, закреплена статья о свободе совести, то есть самому человеку выбирать любое вероисповедание или атеизм, право менять убеждения, исполнять не изуверские обряды, право религиозной или атеистической деятельности в рамках закона. Нарушения свободы совести должны караться законом. Свобода совести – один из важнейших компонентов экологии сознания человека и общества. Проблемы нравственного отношения к природной среде относятся к экологическим. Молодежь, борющаяся со своекорыстными чиновниками против вырубки важнейших для биоценозов лесов под коттеджи и дороги, реализующая знания основ биоэтики и экологии, борется и за свободу совести, за право свободно высказывать и отстаивать свои взгляды, если они общественно полезны и экофильны. В основе свободы совести любовь к природе и уважение к людям. Деятельной любви к природе учат биоэтика и экология. Экофобия, как и фашизм, религиозная и расовая, национальная нетерпимость запрещены законом и должны караться законом.

Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность

     Человек не полностью свободен. Хотя степеней свобод нам и природа, и общество даровали немало, только редкий человек умеет ими пользоваться. Полной свободы у человека не может быть уже потому, что ему необходимо вовремя удовлетворять свои природные и общественные потребности и желания. Природа и общество жестоко наказывают желающих не считаться с их законами. Любая свобода человека – это свобода от чего-то, для чего-то и насколько-то, при одновременной зависимости от другого. «Когда я могу делать то, что хочу, я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер). Гегель назвал свободой осознанную необходимость, показав этим важнейшее, от чего зависят свободы человека. «Мы не свободны достичь того или иного, но свободны сделать или не сделать необходимое» (О.Шпенглер). Однако если своевременно не сделаем необходимое, то за эту свободу заплатим.  Можно освободить себя от посещения занятий и экзамена, но тогда уходи из вуза. Необходимость – это что не хочется человеку, но он делает усилием воли, чтобы удовлетворить более значимое для него желание. Поэтому свобода выбора есть у человека всегда, даже умереть можно по- разному, а уж прожить мы свободнее как хотим, но в рамках возможного и необходимого.

     Природа и общество предписывают человеку считаться с необходимостями, обязанностями, благодарно заботиться о себе и других, без кого тебе не достичь желанного. Человек свободен, когда ничего не хочет и ничего не надо, но зачем тогда и свобода? Свобода не от желаний, а от несбыточных желаний, вредных привычек не помешает. Если человек независим в суждениях и решениях, не порабощен любовью или идеями, деньгами или вещами, он свободен. Но если он свободен от семейных обязанностей и интересной профессиональной деятельности, талантов и вдохновения, дружбы и любви, то жил ли он как человек? Мы никогда не будем свободны от природно-географических условий, генотипа и бессознательных природных влечений и необходимости удовлетворять природные потребности. Мы никогда не будем свободны от жизни в обществе себе подобных людей. Но в рамках того, от чего мы никогда не будем свободны, у нас целый океан свобод выбора способов реализации себя как человека в природе и обществе. Необходимо только не дать себя поработить даже идее свободы.

      Мы свободны поступать в вуз или нет, вступать в брак или нет, но выбрав свободно одно, мы за свой выбор уже несем ответственность как минимум перед родителями и будущими детьми, перед собой. «Свобода означает ответственность – вот почему все боятся ее» (Б.Шоу). Свобода сладка, к ней стремятся все, кто не может удовлетворить свои высшие (духовные) или низшие (материальные) потребности, а у кого потребности удовлетворяются или не развиты, тем свобода не нужна. Свобода купаться в домашнем бассейне не нужна тому, у кого есть бассейн и не надо таскать в него воду. Но как только воды надо натаскать, человек задумывается, не лучше ли отказаться от бассейна и довольствоваться ванной или душевой? Семейная жизнь дает много свобод, о которых холостяк мечтает (хотя бы видеть любимого человека когда захочешь), но когда окольцованный и закованный в цепи Гименея человек разглядит сколько ответственности на него взвалилось, о которых и не догадывался, он может струсить, или действительно это ему окажется с годами не по силам (слышать всю жизнь глупости, видеть потребительское отношение к себе). Чтобы свободой можно было пользоваться, ее всегда нужно ограничить, тогда ответственность станет посильной. Но  ограничение свободы рассматривается как покушение на них и вызывает протест, как и попытки призвать к ответственности за взятые свободы. Если я хочу ночью свободно слушать музыку без наушников, я должен понести ответственность перед разбуженными мною, прежде всего соседними детьми, стариками, что не заснут уже, и теми, кому утром на работу. Уважение прав других людей на те же свободы – обязанность каждого из нас, за невыполнение которой есть ответственность по закону. За свободу поселиться на вулкане или заливаемом участке мы отвечаем имуществом или жизнью. Кто не умеет свободно рисковать, тот не знает многих радостей, но ответственностей тоже. Если люди бегут от свободы, то они бегут от ответственности за неверно выбранный вариант поведения. Кто не может сам прокормить свое тело, лишает себя внешней свободы, нанимаясь работать на другого, перед которым теперь будет отвечать. Кто не стал свободным душой и духовно, тот отдаст свою внутреннюю свободу и будет за это отвечать утратой многих не только радостей и ответственностей, но и смыслов своей жизни. За свободомыслие всегда приходится отвечать, но разве можно назвать мыслящими тех, кто не свободомыслящий? Жить в природе, обществе и в культуре и быть свободными от них и безответственными перед ними и собой кто сможет? Каждый сам решает, во имя чего, зачем что-то делать, чем наполнять время своей жизни: бессмысленным дерганьем в ответ на раздражители, рабским презрением к труду и стремлением к свободе от труда, или осознанным свободным участием в преобразовании мира по идеалам культуры своим посильным трудом, не боясь ответственности за  ошибки, от которых не свободен никто, даже ничего не делающий.  Лучше ответственность за реализованные свободы, чем жить без свобод

Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.

     Религиозные ценности разнородны, это и материальные ценности (храмы и святые места, мощи великомучеников и иконы), и социальные ценности (церковь как братство единоверцев, священные праздники, венчальные и погребальные ритуалы), и нравственные ценности (10 заповедей Моисея, нагорная проповедь Иисуса, ряд сунн Корана), и духовные (Библия или Коран, священные книги буддистов, индуистов и пр.). Религия по своему объясняет мир, утешает находящихся в стрессовом состоянии, является средством коммуникации верующих друг с другом и с Богом, сплачивает единоверцев и разделяет верующих в разных богов, транслирует культуру, поддерживает нравственость и развивает духовность и образование, оказывает социально-психологическую и материальную помощь больным и бедным, поддерживает власть и искусства. Мир религиозных ценностей сформировался в эпоху завершения перехода от собирательства к производству, которое было еще натуральным, аграрным, крестьянско-феодальным. В натуральном хозяйстве производится все основное большой семьей, соседско-родственной общиной, а покупаются в основном украшения. Аграрное натуральное производство делает человека чрезвычайно зависимым от природно-климатических условий, ищущим защиты сверхъестественных сил, ибо естественных даже всей общины, мира, церкви явно мало. Только страх перед не людским, а божьим судом мог заставить большинство обуздывать постоянно свои естественные, природные желания ради производственной необходимости. Покаяние за грешные мысли и дела на исповеди и в молитве с надеждой на любовь Бога и его помощь в делах стали обязательными религиозными ценностями. Совесть считается гласом Бога в душе, а от бессовестных Бог отвернулся, не оставив им ничего святого в душе. Религиозный человек должен быть аскетом, альтруистом, послушным и терпеливым, смиренным и покорным рабом Бога, но не людей. Все равны перед Богом и смертью, но на Земле строгая иерархия. Мирская жизнь подчинена церковной, поскольку в борьбе за увеличение земельного надела только церковь обеспечивает мир для сельхозработ и путь к спасению души в загробном мире. Духовно богатая жизнь важнее материального богатства, у верующего должен быть Бог в душе, царь в голове, служение отчему дому и краю родному. Не может искренне любить Бога тот, кто не научился любить и прощать близких, братьев и сестер своих по вере. Личное спасение и вознаграждение за выдержанные испытания в этой жизни будет в загробной.

     В религиозных учениях современного мира многое изменилось, хотя новаторской церковь не может стать в принципе, поскольку привязана к догматике веков возникновения данного вида религиозной веры. Основные ценности буддизма, иудаизма, христианства, ислама и других религий пересмотру не подлежат, они консервативны. Церкви в основном отвергали и отвергают предлагавшиеся в разные века философами как попытки вернуться к первоначальным ценностям и учениям, созданным для бедноты, а не первого сословия феодального общества, так и попытки модернизировать ценности, чтобы они были понятны и приемлемы для молодежи. Борьба церквей против абортов, патриархальное отношение к эмансипированной современной женщине вызывают непонимание не только философов. Зато работа с безнадежно больными, маргиналами, наркоманами, преступниками, инвалидами и престарелыми воспринимается и философами позитивно. Стремление больше не противопоставлять науке священные писания, не ставить науку под контроль церкви находит понимание в философии, а попытки влиять на политику и образование вызывают тревогу всех светских людей, поскольку это даже антиконституционно. Если религиозные ценности влияли на нравственность и духовность человека и общества стабилизирующее, то философские ценности вносили свежий ветер перемен, динамизм жизни, раскрепощенность. Рядом с религиозными философы создали светскую нравственность и духовность, ориентированные на научно-технический и духовно-нравственный прогресс. Влияние философских ценностей увеличивалось по мере появления новых социальных сил и успехов в общественном развитии, а влияние религиозных ценностей возрастает там и тогда, где и когда общество оказывалось в растерянности решить накопившиеся проблемы, не видело ни новых людей, ни новых идей, способных сплотить и увлечь новые элиты и массы. Маятник нравственного и духовного развития общества колеблется вечно между религиозными и философскими ценностями, ожиданием помощи Бога или желанием самим помогать Богу в совершенствовании внешнего и внутреннего миров.

Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.

          До Сократа у пифагорейцев эстетика была частью философской космогонии и служила созданию гармоничной и целостной натурфилософской картины мира. Затем проблемы понимания гармонии, прекрасного и безобразного стали разрабатываться деятелями искусства, философы включили эти понятия в аксиологию и стали формировать  науку об эстетическом освоении человеком мира природы и искусства, об особенностях творческого процесса в создании любых произведений, особенно художественных, как науку об эстетической стороне (наряду с этической) любой человеческой деятельности.

     Философы обнаружили, что, как и этической, эстетической деятельности как обособленной сферы нет (есть художественная у деятелей искусства, но в ней эстетическое лишь одна из сторон, как и во всякой иной). Но эстетической оценке, как и этической,  подвергается любая человеческая деятельность: материальная, социальная и духовно-преобразующая. Продукты, результаты деятельности, средства и приемы ее, даже мотивы, помыслы и желания всегда мы воспринимаем не только как добрые и недобрые, но и как  красивые и некрасивые. Решение любой задачи, даже математической, может быть некрасивым, хоть и верным, но красивое решение задачи не бывает, как правило, неверным, как и добрый человек не бывает некрасивым. Если этическая образованность помогает видеть оптимум добра и зла любого деяния и причинять словами и делами максимум добра при минимуме зла, то эстетическая образованность помогает выбрать одежду и форму обращения такие, чтобы привлечь внимание необходимых для успешного решения твоих задач людей и оставить у них достаточно приятное впечатление, чтобы продолжить желанные отношения и отсечь нежелательные. В мире, созданном по законам красоты и реагирующем на малейшие нарушения этих законов, отношения не только деловые во многом зависят от развитости эстетического вкуса, умения видеть красоту и правильно реагировать на некрасивое.

     Эстетика имеет свой категориальный аппарат, специфический язык общения профессионалов, знающих законы своего жанра, вида искусства. К общеэстетическим понятиям относятся: красивое и некрасивое, консонанс и диссонанс, гармоническое и хаотическое, прекрасное и ужасное, возвышенное и низменное, грациозное и неуклюжее, трогательное и милое, прелестное и безобразное, трагическое и комическое, драматическое и др. Одни из эстетических категорий близки к категориям философии, математики, физики, другие весьма специфичны, и это не случайно. Хотя самой природе не присущи эстетические человеческие оценки, но не только птицы привлекают красивым пением и оперением половых партнеров и отпугивают внушающим страх и ужас  цветом или запахом врагов. И муравьи, пчелы, жуки украшают жилище, кто выкладывая подобранные по размеру и цвету галечки, кто красиво устилая подстилку, преследуя не только утилитарные цели. И неживой природе свойственно как бы стремление к симметрии с легкой асимметрией, придающей как трагическую необратимую направленность событий, так и как бы отражательность, «свое иное», знакомое и родное, но и  интересное, удивительное непохожестью. Еще древние мыслители отмечали в природе единство Логоса и Хаоса, света и тьмы, мужского и женского начал и как источников этического, и как источников эстетического отношения человека к действительности. Законы математической симметрии и астрофизического понимания меры и бесконечности, дискретности и конгруэнтности пространства и времени помогают нам более полно понимать и законы эстетического восприятия.

     Вкус эстетический – способность отличать прекрасное от некрасивого в жизни и искусстве без рационального анализа и рассуждений посредством эмоциональных оценок нравящегося и нет, вызывающего наслаждение или неудовольствие, умение сравнивать с идеалами.  Вкус бывает тонкий и грубый, хороший и плохой, неразвитый (равнодушен к красоте, не замечает ее) и испорченный, а то и извращенный, если удовольствие приносят уродства. Развитый вкус выражается в потребности всюду видеть, создавать и переживать красоту (в быту и труде, поведении и речи,..), ориентирует глубоко постигать смысл, выявлять все богатство значений воспринимаемого. Вкусовые предпочтения зависят от воспитания и привычек, национальности и социальной принадлежности, моды и стиля жизни, широты диапазона доступного эстетическому познанию ( в музыке и кино, природе и живописи,..).Развитые люди о вкусах не спорят, но неравнодушны к иным пристрастиям, а с неразвитым вкусом люди не случайно агрессивно навязывают свою безвкусицу окружающим, как и извращенцы.

          Эстетика интерьера жилища и обуви бывают не менее нам важны, чем произведения Пушкина, Чайковского и Левитана. Эстетическое наслаждение или отвращение человек переживает и от прекрасного в самой природе и нашей повседневной жизни. Красота чарует, ею невозможно не любоваться, в изящество влюбляешься с первого взгляда. Эстетические переживания есть у каждого и от многого, но эстетические идеалы, эталоны красоты у многих не развиты вовремя. Практическая эстетика – это эстетика отношений, повседневного поведения, деловых и досуговых игр, домашней кулинарии и проведения праздников, организации отдыха и рабочего места на производстве, этикета и приема «без галстуков», женской косметики и стрижки животных, гигиенических навыков и выживания в джунглях или льдах. Не случайно не только эллины, но многие древние народы называли искусством любое мастерство: ремесленника и врача, учителя и чиновника, любовника и оратора, ткача и животновода. Еще Гиппократ понял, что врач возвращает человеку гармонию, утраченную из-за болезни, и что это, а не лечение больного органа является главной задачей искусства врачевания. Современная медицина все чаще подтверждает эту мысль.

     Практическая эстетика решает проблемы внехудожественного восприятия красоты в спорте и виноделии, гастрономии и моделировании одежды, пластической хирургии и дойке под классическую музыку коров. Разведение парков и создание озер и фонтанов, декоративно-прикладное искусство увлекают необходимостью использовать современную техническую эстетику, сочетающую утилитарные свойства вещей с эстетическими.  Освещение и размеры помещения, уютное местоположение в нем, ритм деятельности и звуки, воздух создают эмоциональную привлекательность или отторжение, дискомфорт. Если корова под музыка Чайковского и Баха повышает удойность, а под тяжелый рок понижает, то человек еще чувствительнее к тому, куда попал, что слышит и видит, в своем ли  ритме занят и нравящимся ли делом.

     Воспитание человека красотой делает его духовно сильнее и богаче. Кто хорошо знаком с возвышенным становится недоступен низменному, живет благородными чувствами и мыслями, его не дезориентировать не развратить никакими соблазнами. Шедевры искусства помогают человеку очищаться от низменных желаний посредством катарсиса – сильных душевных сопереживаний положительным героям. Подстановка  себя на их место закладывает в подсознание установку на неприятие некрасивого.

       Эстетическое и художественное. Эстетика помогает теоретическому осмыслению художественного творчества в помощь художественным талантам от природы. Дар вместе со знанием правил достижения стабильного мастерства делает художника кисти, резца, слова или звука востребованным и успешным в творчестве. Публике, зрителям произведений искусства эстетика дает понимание смысла картины, а не только сюжета и понравившихся деталей, отдельных моментов, фрагментов мотивов. Эстетическое наслаждение и развитый вкус зрителя очень важны для создателей и исполнителей художественных произведений, становясь обратной связью, источником критики и вдохновения для дальнейшего духовного роста. Зрители, читатели становятся соавторами. Автор и исполнитель создают свою аудиторию, а взыскательные зрители в зале или у экранов телевизора влияют на исполнительское мастерство и репертуар актеров, исполнителей и авторов. В формировании эстетического отношения человека к действительности со времен палеолита  искусство играет особую роль. Оно учит человека видеть красивое и некрасивое, познавать мир эмоционально, развивает быстродействие и глубину внешних и внутренних чувств, вовлекает в деятельность даже интимные стороны человеческого существа.  Искусство, обучающее думать и глубоко чувствовать не для каждого, элитарно, для тянущихся к высотам культуры и ориентирующихся на высокий статус, а не стать «своим парнем» у бомжей, уголовников и отребья( отбросов общества, морально разложившихся и опустившихся безвозвратно). Волшебная сила искусства используется как идеологическое оружие для того, чтобы нравственно обезоружить и поработить духовно и экономически нужных людей и конкурирующие государства. Но художник посредством художественных образов может мобилизовать наши духовные силы и на благородные цели, разбудить наши собственные творческие возможности, побудить вырваться из повседневной суеты и рутины к чему-либо более высокому, приближающему к идеалу. Эстетические идеалы помогали человеку тысячелетиями выживать и развивать психику. Искусство быстрее, чем сам отражаемый им мир, вызывает в человеке смех или слезы, страх или успокоение, тоску или восторг. Эмоционально-чувственные впечатления от произведений мастеров вдохновляют самому мастерить нечто свободно. «Над вымыслом слезами обольюсь»,- писал А.С.Пушкин, но ведь и читатели его тоже, что тренировало их ум и чувства, интуицию и талант, но особенно дарило эстетическое воспитание и радости духовного взлета, восхождения на высоты переживаний гения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76998. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: правовое основание и цели применения, особенности процессуального оформления некоторых мер 28.22 KB
  Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; установления личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.1 освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6 медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7 задержание транспортного средства...
76999. Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводы и основания. Процессуальное оформление 26.14 KB
  Возбуждение дела об административном правонарушении. Возбуждение дела об административном правонарушении начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица постольку инициатором возбуждения дела является именно оно в некоторых случаях представитель общественного объединения.
77000. Протокол об административном правонарушении: содержание, требования, предъявляемые к протоколу, сроки его составления, случаи, когда протокол не составляется 28.31 KB
  Протокол об административном правонарушении: содержание требования предъявляемые к протоколу сроки его составления случаи когда протокол не составляется. Протокол об административном правонарушении процессуальный документ свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния конечно предположительно. В Кодексе об административных правонарушениях установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителях; сведения о личности нарушителя; место время совершения и его существо; нормативный акт...
77001. Административное расследование. Основания для проведения, процессуальное оформление, сроки расследования 27.67 KB
  Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения вынесенного должностным лицом уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного валютного законодательства законодательства о защите прав потребителей охраны окружающей среды пожарной безопасности дорожного движения и на транспорте и др. Административное расследование проводится если осуществляются экспертиза или иные процессуальные...
77002. Место и порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, разрешаемые вопросы и процессуальное оформление принятого решения 27.19 KB
  Место и порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению разрешаемые вопросы и процессуальное оформление принятого решения. Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении за которым следует подготовка дела к рассмотрению. Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли...
77003. Порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, сроки рассмотрения, решения, принимаемые по результатам рассмотрения дела 26.52 KB
  Порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении сроки рассмотрения решения принимаемые по результатам рассмотрения дела. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Судья орган должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1 относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2 имеются ли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей членом коллегиального органа должностным лицом; 3...
77004. Содержание постановлений и определений, принятых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 27.61 KB
  Содержание постановлений и определений принятых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность фамилия имя отчество судьи должностного лица наименование и состав коллегиального органа вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства...
77005. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении. Порядок и сроки обжалования (опротестования). Виды принимаемых решений 27.86 KB
  Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях Правом на обжалование постановлений по административному делу обладают: лицо в отношении которого ведется административное дело; потерпевший; законный представитель физического лица; законный представитель юридического лица; защитник и представитель Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: вынесенное судьей – в вышестоящий суд;...
77006. Порядок вступления в силу вынесенного постановления. Основные положения исполнения постановления по делу об административном правонарушении 27.28 KB
  Основные положения исполнения постановления по делу об административном правонарушении. На стадии исполнения завершается производство исполняются принятые по делам постановления решения осуществляется карательное воздействие. Поэтому на стадии исполнения появляется много новых участников производства действуют особые принципы специфичны и содержание деятельности субъектов власти и статус наказанного. Отношения возникающие на стадии исполнения постановлений о привлечении виновных юридических и физических лиц к административной...