63503

Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей

Конспект

Обществознание

Напор трудностей не выдерживают пытаются спрятаться от жизни чтобы за них кто то их основные проблемы решал. Чацкий их хватает на занятия науками искусствами государственными делами они хорошо укорененные в жизни духовно аристократичны самостоятельны...

Русский

2014-06-21

75 KB

0 чел.

ЛК IV.Антропология.

Тема 13.Философская антропология.  Человек в природе, культуре и системе социальных связей.

     Человек живет в трех мирах: природе, обществе и культуре. Чтобы выжить в природе, люди объединяются в общество и противостоят природе посредством культуры. Но даже экономическая культура создается не только для совместного взаимодействия с природой, но и для сплочения в общество, а политическая, правовая, нравственная культуры в основном предназначены для функционирования общественных отношений. Но и культура, и общество существуют для человека, а не только представлены людьми. И исторические судьбы культуры зависят от людей прежде всего, а потом уже от общества. Конечно, культура и общество не гибнут вместе с каждым человеком, но ведь культура создается конкретными людьми, ими транслируется и развивается, как и общество оформляется вокруг настоящих людей, ими гордится и славится народ и государство. Культура есть мера саморазвития человека. Культура есть то, что остается в человеке, когда природные красота и здоровье, социальное все тоже уйдет к старости, а накопленная в юности культура останется, делая и старость в радость, а не в тягость себе и окружающим. Малокультурные люди, простолюдины наивны и аффективны, малодушны, невзрослеющие дети, как животные, рабы инстинктов и игр. Напор трудностей не выдерживают, пытаются спрятаться от жизни, чтобы за них кто-то их основные проблемы решал.

      Высококультурные люди «служат делу, а не лицам», как подметил грибоедовский А.А.Чацкий, их хватает на занятия науками, искусствами, государственными делами, они хорошо укорененные в жизни, духовно аристократичны, самостоятельны и ответственны в решениях и делах, поэтому в обществе становятся лидерами или изгоями, но не бывают в группах риска, маргиналами, люмпенами. Человек существо биосоциальное. Тело наше в первую очередь принадлежит природе и хотя бы минимальное удовлетворение природных, биологических потребностей, общих с животными, для нас повседневная необходимость, за что эти потребности и названы первичными, витальными. Но и их человек удовлетворяет как общественное существо, а не зверь. Воспитанный в приличном обществе человек пользуется при еде ложкой и вилкой, пьет не из чего и не что попало, как бы не мучили голод и жажда. Социализация помогает человеку изучить свою природу и сублимировать свои природные инстинкты и желания в культуротворческой общественно полезной деятельности.

       Дети природы свободны от комплексов и маний, возникающих только у человека, но воспитанного в обществе малокультурных людей. Ориентация человека на достаточно культурное общество приучает вести себя без комплексов и маний потому, что природное и социальное гармонично сочетаются, не мешают друг другу. Если буддист привык хотеть только необходимое в рамках возможного, он свободен от страданий из-за несбыточных желаний. Малокультурные работают для денег, чтобы на них вкусно поесть, приодеться, погулять. Высококультурные нуждаются в пище для души и духа больше, чем для тела, поэтому ради большего дохода и удовлетворения витальных потребностей работать не будут. Сколько надо для поддержания тела в хорошей форме, они всегда имеют, но главное, это творческую собственно человеческую суть свою успеть получше раскрыть, реализовать в мастерски созданные вещи, идеи, отношения. В связи с этим возникает парадокс человека на заре антропогенеза, откуда он стал и как смог остаться на протяжении миллионов лет удивительно высококультурным? Почему число людей с низкой культурой и антикультурных варваров растет, а не сокращается по мере дальнейшего культурогенеза?

       Если Сократ был аскетом, посвятив жизнь попытке «успеть спасти свой народ от нравственной порчи», то потому, что был очень здоров от природы, ему действительно было не холодно в рубище и  голод мог утолить, как йог, яблоком, он не насиловал свою природу, а очень внимательно слушал и понимал ее, выполняя взятое на себя добровольное социальное обязательство. Но гармония нужна человеку не только с природой внутри себя, но и с природной средой обитания.

     Человек с природной средой взаимодействует как непосредственно, так и опосредованно через общество, создающее для каждого человека вторую природу, преобразованную духовным и материальным общественным производством. И опосредованная обществом связь человека с природой важнее непосредственной. Непосредственно в дикой природе редкий человек имеет навыки даже просто выживания, а в космическом холодном пространстве мы не погибаем только благодаря уникальной природе Земли да достаточно уже развитым производительным силам общества, в которых у каждого человека есть свое место. И это место в обществом измененной природе нам важнее, чем в природе, обществом не затронутой. Отсюда отношение общества к природе влияет на судьбу каждого человека. Продолжится ли собирательское, аграрное, индустриальное хищническое потребительство, или утвердится, наконец, экологизированное человечное отношение общества к природной среде – это в ближайшие 20 лет зависит от каждого человека как члена общества, обязанного вылечить природу Земли как мать родную. Иначе она, нас породившая и кормившая, нас  убьет.

Тема 14.Человек в историческом процессе.

Выдающиеся личности и массы.

     В историческом процессе даже выдающийся человек кажется песчинкой, от которой мало что зависит, но, с другой стороны, весь исторический процесс состоит из деятельности каждого из людей, и кроме этой деятельности ничего из себя не представляет, никакой вне людей находящейся реальности. Под историческим процессом мы имеем в виду не историю Метагалактики или даже гидросферы Земли, а историю человеческого общества. Мы абстрагируемся в этой теме от влияния на исторический процесс природных факторов, поскольку нам важно выявить только связь человека с историческим процессом. Место человека в историческом процессе определялось и ростом численности населения и уровнем жизни его, и уровнем технической, военной и экономической мощности государств, и типами культур, и рядом иных факторов. Но несомненно, что место и роль как рядовых граждан общества, так и его политических, экономических, научно-технических элит меняется. Роль простолюдинов всегда была достаточно велика, поскольку именно они кормят и учат, лечат и воспроизводят культурные навыки, создают спрос на товары и удовлетворяют потребности не только в товарах. Но на политическую сцену простолюдины выходили только тогда, когда безграмотная недальновидная политика ставила перед народом альтернативу: восстать  с шансом изменить жизнь или молча тихо умереть под забором тех, кто тоже умрет без работников, ибо не сможет сам стать работниками. Но роль так называемой «народной массы» была осознана по-настоящему только после прокатившихся буржуазных революций во Франции и в США и перед надвигавшимися ранними социалистическими революциями. До того простых из народа людей считали быдлом, скотом, массой, из которой может демагог делать все, что захочет. Эта недооценка высокомерных господ своих слуг и работников, нежелание видеть в простолюдинах таких же равноправных людей и приводила к погромам, бунтам, революциям. Где элитарные слои научились уважать даже наемных работников и люмпенов и оказывать социальную помощь, там социальные революции оказываются не нужны.

     Среди людей наибольшее влияние на исторический процесс оказывали исторические и выдающиеся личности. Талантливые полководцы и правители могли стать выдающимися личностями, выиграв войну и увеличив территорию государства, проведя успешные реформы в экономике и образовании, но не всегда этим они становились и историческими личностями. В историю одни вошли, а другие попали и вляпались. Исторической личностью называют того из выдающихся людей, кто содействовал историческому процессу, прогрессивному развитию, а кто пытался противодействовать ему или просто пользовался служебным положением только для личного обогащения, тот оставался только выдающейся личностью. Но кого конкретно как оценить, зависит от идеологических пристрастий историков и заказа им со стороны ныне правящего режима в стране. Вопрос и действительно не простой, даже по отношению к таким фигурам, как Гитлер, которого и послевоенные власти Германии осуждают, и солдаты той войны, что он развязал. А уж тем более не стоит торопливо присоединяться к обвинителям или оправдывающим Сталина, Ленина, Наполеона, Ивана Грозного, Петра Великого и др. Массам своей страны иная правящая личность при жизни нанесла страшный урон, но укрепив государство и проведя непопулярные в массах реформы, дала не погибнуть потомкам, сохранить государство, повернуть колесо исторического процесса от пропасти к спасению, поднять культурный уровень элит и масс в будущем. В историческом процессе роль той или иной личности многократно пересматривается все последующие тысячелетия по мере проявления отдаленных последствий воздействия той личности.

     Человек в историческом процессе все меньше колесико или винтик и все больше личность, требующая гражданского общества и правового государства, передачи на деле конституционно прописанной власти народа в руки непосредственно человека. Превращающийся в личность человек не хочет быть только человеческим фактором, бесформенной массой для осуществления целей непонятных и ненужных этому человеку.

     «Быть личностью – это значит быть самостоятельным источником действия. Вожди мало отличаются от управляемой ими толпы» (Эмиль Дюркгейм) «Вожди без масс – ничто, фикция. Главная черта человека массы – не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений. Случайность, пронизывающая реальность, есть именно то, что массы отказываются признать. Превращение классов в массы и, соответственно, искоренение всякой групповой солидарности являются непременным условием тотального господства. Сила тоталитарной пропаганды заключается в ее способности отсекать массы от реального мира» (Ханна Арендт) «Толпа – это прежде всего группа, в которой представлены осколки всех классов. Поэтому так легко принять толпу за народ. Толпа хочет войти в историю даже ценой разрушения» (Ханна Арендт)

Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.

      Словом «генезис» обозначают происхождение и основные повороты в развитии объекта. Антропогенез – это происхождение и эволюция человека как родового существа, отличающегося от всех животных. Проблем на стыке наук и философии в антропогенезе еще множество, от общих с обезьянами предков до путей современного вмешательства средствами генной инженерии в дальнейшее становление человека человеком. Социогенез людей коренным образом отличается от генезиса иных групповых животных, птиц и насекомых, он тоже полон загадок на стыке наук и философии. Культурогенезом обладает не только человеческое общество, но у людей он качественно отличается, что тоже порождает множество споров. Но самое философское – это то, что параллельных, отдельных антропогенеза, социогенеза и культурогенеза не было, а был и продолжается единый, но противоречивый антропосоциокультурогенез.

      Биологические мутации и эволюционные изменения под влиянием факторов природной среды в первую очередь сплачивали предков в тоже развивающийся социум, но важнейшим катализатором, ускорителем и вектором эволюции стал, судя по древнейшим захоронениям, культурогенез. 3,9 миллиона лет назад предки стали хоронить умерших, а не оставлять на съедение хищникам, да еще класть в могилу то, что, по их мнению, могло понадобиться им в загробной жизни. Это уже можно считать свидетельством культуры как материальной, так и духовной. И все современные люди несут в себе «Х» хромосому этих предков, чья природная программа оказалась поврежденной, вероятно, какой-то эпидемией, но «нет худа без добра»: раз инстинкты не срабатывали, развились нормы имеющейся и у животных предморали в человеческую нравственность и мораль, доныне регулирующие отношения в социуме. Человек уверенно пошел по пути универсального работника, а не узкого специалиста. Палка, камень, затем металлы заменили все естественные орудия добывания пищи, обошлись без усовершенствования клыков, приобретения копыт, когтей или рогов.

     Но антропологически все люди даже на генетическом уровне отличаются не только «х», но и «y» хромосомой того праотца, что 65-70 тысяч лет назад в Восточной Африке пережил страшнейшее извержение супервулкана на Суматре, погубившего большинство человекообразных, но не его семью, почему? Мутация на  хромосоме дала возможность сформировать в лобных долях  абстрактно-логическое, предметно опосредованное, субъективно-творческое мышление, способное изобрести, например, колесо! Мы это видим по изменившимся орудиям труда и охоты, говорящим нам, что сделаны в дружной семье, уже соседской общине. Женщины овладели таким богатым словарным запасом, что, в отличие от шимпанзе, возникает желание детей учиться, а у мам учить, накопление  и передача навыков самим вырабатывать информацию принципиально изменились. Иные племена погибли и сходящие с этого пути культурогенеза народы и государства гибнут и сейчас не случайно. В природе выживают не столько сильнейшие, сколько дружнейшие, уважающие предков, умножающие накопленную культуру народа, а порабощенные пороками гибнут. Но как вернуть заблудшее человечество на проверенный путь антропосоциокультурогенеза, если правят и вершат судьбами и неродившихся людей все больше слуги деньгоманов и паразитов? Кто сейчас думает всерьез о бессмертии живых и мертвых?

      Представители русской философии еще в 19 веке продемонстрировали умение заботиться не только об эгоистических интересах государства или народа, элиты его или занятых физическим трудом классов, но и думать о будущем бессмертии человечества, жизни на планете и во Вселенной. Антропосоциокультурогенез может и должен продолжиться во Вселенной, выплеснувшись с планеты во все околосолнечное пространство, а затем достигнув и миров иных звезд и галактик. Готовиться к переселению в другую, молодую метагалактику, не допустив и в нашей последнего поколения людей – вот одна из задач антропосоциокультурогенеза. На человеке и человечестве современного вида не остановится прогресс потомков. Также и развитию галактик и звезд потомки наши дадут новые возможности и направления. Главное, сегодня не захлопнуть дверь в будущее.

Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия

человека и человечества.

      Нет человека, чья жизнь была бы беспроблемной. Даже если ему удалось за спиной родителей не знать проблем поиска большего заработка и улучшения жилищных условий, то он создал своим детям множество проблем и, соответственно, у него самого в отношениях с детьми возникнут проблемы. Для всех людей, в отличие от животных, проблемой является уже осознание своей смертности, возможности гибели в любой момент без предупреждения. Единственное неоспоримое никем равенство –это равенство всех перед смертью. По случаю смерти кого-либо рядом животные не размышляют, хотя и могут умереть от тоски после смерти хозяина. Размышления о конечности жизни породили еще у далеких предков наших грезы о жизни после смерти если не для тела, то хотя бы для души. Жизнь нас учит не  увлекаться пустыми фантазиями, а не забывать, что бессмертие наше неоспоримое в делах и детях. Какие созданные тобою вещи, идеи и отношения останутся жить десятилетиями после тебя у близких, какую память оставишь о себе в побывавших рядом? Каким другом окажешься в первую очередь своим детям? Пока будут жить помнящие тебя и ты будешь продолжать жить, хоть уже не кушая, но еще кого-то смеша или расстраивая, уча отношению к жизни. Сократ будет жить, пока надо, его цитируя, напоминать: «ешь, чтобы жить, а не живи, чтобы есть».

      Проблемами для каждого является необходимость периодического пересмотра вопросов о ресурсах для жизни, где и с кем жить. На всю жизнь надо распределить небесконечные запасы сил жить, от физических и сексуально-гармональных до интеллектуальных и духовно-нравственных. На какого специалиста, какую семью до скольки лет хватит сил? Какой дом в каком месте поставишь, сколько детей на ноги поставишь так, чтобы не попрекали: «зачем завел?» И чем кормишь свое тело, свою душу? Родился ли ты духовно и нравственно, или только животным живешь? Умеешь ли избежать глупой и нелепой смерти, живя так, что смерть тебя не застанет врасплох, хотя не готовился и даже не думал о смерти? Не рискуешь ли бесценным даром жизни зря и не пролетает ли время жизни попусту, на излишние игры и постыдные дела? Спешишь ли делать добро и умеешь ли противостоять злу так, чтобы, не служа и не помогая ему, сберечь свою жизнь и не опозорить?

      Проблем жизни человека великое множество и для науки с философией, начиная от понимания аборта и клинической смерти, до изучения возможностей лечить генетические заболевания и продлевать жизнь клонированием, пересадкой стволовых клеток, методами генной инженерии и использования органов только что умерших. У всех научных проблем есть не только нравственно-гуманистический, но и общефилософский аспекты, поскольку сами ученые в своих увлечениях многое не знают или не учитывают, от чего абстрагироваться нельзя, хотя бы помня о потомках, которым мы должны облегчать, а не усложнять жизнь. Философию заботит прежде всего проблема обучения людей видеть и делать свою жизнь активной частью жизни рода, народа, государства, человечества.

      Смерть нужна людям по многим причинам и не является только злом в жизни общества, хотя бы потому, что освобождает для молодых место под солнцем от одряхлевших, как уборщица, собирая и вынося хлам. Да и для умершего, нередко, смерть чуть ли не счастье, спасение, если линию жизни так и не выправил после незабываемого грехопадения, или при потере вкуса к жизни, целей и идеалов, когда живой завидует мертвым. Смерть становится несчастьем для любивших покойного и зависимых от него. Если погибнут родители, студенту придется бросать учебу и оказаться лишенным многих видов помощи, его  жизнь кардинально изменится, но какие из этого выводы, пока родители еще живы? Если психика здоровая, мы не живем  ужасными для нас представлениями, но, нередко живем, относясь к родителям хуже животных, будто родители вечны и бесконечно нам должны, раз завели, будто у них нет своей жизни.

Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия

на судьбу человека.

     Объективное содержание смысла жизни в занимаемом тобой  месте в жизни народа и государства, природы и культуры, в твоем социальном статусе. Ты российский студент БГАУ такой-то национальности, ведешь здоровый (или не очень?) образ жизни, выполняешь честно свои обязанности по отношению к родителям и т.д. Смысл твоих студенческих лет в том, чтобы вобрать столько знаний и таких умений, чтобы в последующей жизни быть везде и всегда востребованным специалистом, достойным гражданином Отечества и успешным семьянином.  Субъективное содержание смысла жизни в умении всегда свои роли в рамках статусов выполнять как можно лучше, ставить себе цели в свои студенческие годы не столько проспать и прогулять время отдыха, сколько аккумулировать все лучшее, чтобы стать  многим интересным человеком, вечно спасающимся от ищущих возможности встречи с тобой. Не обязательно открыть новый закон природы или сочинить песню, которую запоют все сверстники. Но быть хотя бы носителем самых передовых взглядов – это придаст твоей жизни больше смыслов, чем потушить Солнце, взорвать этот заблудший мир, метко стрелять в людей за деньги или по приказу командиров, за деньги отнимающих у других имущество или землю.

      Утрата смысла жизни грозит тому, кто неверно выстроил генеральную линию жизни, превратив жизнь в абсурдную, поскольку не пересмотрел вовремя цели и средства, стремясь к свободе, не подумал об ответственности, без которой этой свободы быть не может. О смысле жизни может задумываться только человек, и то не каждый. А кто думает иногда, не умеет его найти, правильно понять, путая с целями или ценностями. Выучиться, найти рабочее место по душе и хорошего супруга, чтобы с ним все вместе, и поднять детей, сколотить внукам капитал и интересной жизнь сложить – это благородные цели, которые могут наполнить жизнь и смыслами, но это еще не смысл человеческого бытия.  Разработать и осуществить реформы в государстве, объединить страну вокруг решения всем важных задач – это может придать жизни человека огромную ценность, но смысл жизни данного человека, его подлинное предназначение были в другом.

      Незаметно, в стороне от больших дел и мучительного поиска какого-то смысла, без пользы и вреда провести время жизни, равнодушно ко злу и добру вокруг, наследив только тем, что оставил таких же никчемных наследников – и в такой жизни есть смысл, но уж больно скотский, даже растительный. Большие и малые смыслы видеть в своей жизни  имеет смысл, чтобы всегда хватало сил переносить тяготы жизни, видя себя хоть и атомарным, но участником в осуществлении таких общечеловеческих дел,  ради которых можно и жизнь отдать. Дело в том, что искать смыслы жизни не надо, они всегда есть, лишь вовремя правильно понимай и встречай новые, а ушедшие проводи с благодарностью. На каждом этапе жизни человека и общества есть множество смыслов, бери сколько унесешь, но не хватайся в одиночку! Смысл жизни твоей в том, за что своей жизни не жалко, ради чего готов поступиться частью своих свобод и совместно с другими делать дело жизни, решая проблемы, поставленные перед твоим поколением временем.

      Кто связал себя с социальными группами, у которых нет будущего, тот уверяет себя и других, что в жизни нет смысла, она абсурдна, лишь глупые фанатики приписывают ей какой-то смысл, а надо просто жить, радуясь сегодняшней жизни и не заморачиваться поисками смыслов происходящего вокруг и с тобой. Такая позиция здрава, но лишает человека нравственного стержня личности и сил одолевать серьезные препятствия. Кто идет вперед, глядя вперед, а не назад, тот в числе смыслов своей жизни видит хотя бы спасение природного и культурного разнообразия планеты, освоение космического пространства и продолжение культурогенеза в солнечной системе и далее. А в молодости немало дополнительных смыслов, например, встретить, взрастить и сберечь настоящую любовь и вместе раскрыть весь творческий потенциал своих неповторимых индивидуальностей, оставив позитивный пример потомкам, как можно и не мешает жить.

Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.

     Сознание – это активность в мире идеального со знанием реального, это совмещенное с новой ситуацией совместное знание, полученное от других и вырабатываемое сейчас самим. Сознание не изучить приборами, оно существует через членораздельную речь и целеполагающую деятельность. Сознание не сводится к мышлению, оно зависит от бессознательного в психике и не существует без самосознания. Сознание включается рефлексом «что такое?» и направляется на задачи, алгоритма которых нет в знаниях и навыках рефлекторной деятельности этого человека. Сознание контролирует новое, переключая и фокусируя внимание, корректирует деятельность на наиболее важное для успеха. Сознание проясняет предрассудки, развивает духовное и находит способы его материализации. Но для активности сознания необходимо познание, поиск ответа у других, чтобы увидеть, что нет ответа, надо искать самому. Большая часть активности сознания как раз познавательная. Чем выше она, чем более любопытен и любознателен человек, пытлив и эрудирован, чем меньше избыточно прагматичен в отношении к учебе, тем более сознателен.

      Чем сознательнее человек относится к своей жизни и труду, людям, природе и миру культуры, тем устойчивее его психика, выше адаптация,  более развиты творческие способности, выше степень самореализации и больше счастья.  В структуре духовной реальности у сознания роль упорядочивать, подправлять поток мыслей и чувств, эмоциональных переживаний, искать способы их материализации, мобилизовать волю на задачи, которые решать не хочется, а надо, они важны. Но сознание не претендует на постоянное управление потоками бессознательного, борьбу с темпераментом и желаниями, оно должно быть всегда достаточно свободно, чтобы не проглядеть существенные перемены в жизни. Пэтотому что только можно, доводится подсознанием поскорее до автоматизмов, до алгоритмизируемого, до привычек, с чем психика бессознательно справится.  

     Если с юридической точки зрения каждый человек является личностью от рождения, то с точки зрения психологии и философии личностью человек становится после определенной социализации и индивидуализации, то есть обретя навыки успешного выполнения своих ролей в любых социальных группах и умение противостоять группе, своим желаниям и судьбе. Если человек «как все»,  прячет лик в масках, конформист или нонконформист, то он еще не личность, не способен на поступок. Такой человек легко «выходит из себя», или «уходит в себя», поскольку еще и не нашел себя, себя не знает, не умеет адекватно оценивать перед кем угодно не теряя чувство собственного достоинства.

     Личностью становятся благодаря и вопреки предписанным тебе ролям и ценностным ориентациям группы. Чтобы стать личностью мыслителя или деятеля, художника или другого типа, надо подняться в самопознании и самосознании от «яканья» до полной самостоятельности и свободы поведения. Для этого стоит, честно выполняя свои роли, свой долг, отслеживать, что ты стоишь на самом деле, что можешь или пока нет, что тебе надо освоить, а что не твое.  Научившись дружить с совестью, умело повышай или понижай до адекватности самооценку и уровень притязаний. Благодаря ироничному самонаблюдению и здоровому недовольству всегда понимай, что происходит с тобой.

      Для силы одолевать трудности и прочного нравственного стержня личности находи все новые смыслы в своей жизни, все лучше укореняясь в ней как живущий радостно и красиво. Личностью является только самостоятельный и самодостаточный человек. Самосознание зависит от доминантного самочувствия, защищенности в детстве, микроклимате и тонусе, который сам себе создаешь. Своевременно осваивая репертуар нужных в данном возрасте ролей (предприниматель или извозчик, семьянин или старая дева, студент или пенсионер), не становясь рабом ничего (людей или идей,  любви или трудоголизма),  меняя себя исходя из желаний собственных тела и души, человек становится и остается личностью пока остается человеком. Гармония социальных и индивидуальных черт может не сложиться или нарушиться, и человек не становится или перестает быть личностью, становясь только персонажем типа ленивого мечтателя гончаровского Обломова или опустившегося правдоискателя горьковского Сатина, умной ненужности пушкинского Онегина, фонвизинского недоросля Митрофанушки и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78175. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 147.5 KB
  Обследование это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия его деятельности и существующей системы обработки информации. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнесэкспертами. По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию затраты на аппаратное обеспечение закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения ....
78176. АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИС: ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ И PDA 250 KB
  Миссия компании дерево целей и стратегии их достижения. Статическое описание компании: бизнеспотенциал компании функционал компании зоны ответственности менеджмента. Динамическое описание компании. Полная бизнесмодель компании.
78177. Разработка программ методом пошаговой детализации 41.5 KB
  Под структурным программированием понимают такие методы разработки и записи программы, которые ориентированы на максимальные удобства для восприятия и понимания ее человеком
78178. Разработка программ с использованием Unit 61 KB
  Модуль – программная единица, текст которой компилируется независимо (автономно). Структура модуля позволяет использовать его как своеобразную библиотеку описаний. Модули являются достаточно гибким и удобным инструментальным средством при разработке больших программах комплексов рамках совместной технологии разработки программного обеспечения
78179. Разработка программ обработки строк, множеств и записей 192 KB
  Количество символов в строке длина строки может динамически изменяться от 0 до 255. Для определения данных строкового типа используется идентификатор String за которым следует заключенное в квадратные скобки значение максимально допустимой длины строки данного типа. Если это значение не указывается то по умолчанию длина строки равна 255 байт. Формат описания строкового типа Type имя типа...
78180. Разработка программ с использованием методов сортировки 77 KB
  Изучить основные приемы программирования по написанию программ с использованием сортировок включением, выбором и обменных сортировок. Согласно своему варианту разработать программу с применением одного из методов сортировки массивов.
78181. Разработка рекурсивных алгоритмов и программ 115.5 KB
  Задачи для индивидуального решения Вычислить значение выражения используя рекурсивный метод: y= Для данного N вычислить значение выражения используя рекурсию: P= Написать программу с рекурсивной функцией вычисляющей разность элементов одномерного массива. Написать рекурсивную функцию сложения целых чисел двумерного массива. Написать рекурсивную процедуру которая считывает вводимые с клавиатуры числа до тех пор пока не будет обнаружен нуль. Написать рекурсивную процедуру которая считывает вводимые с клавиатуры числа до тех пор...
78182. Разработка алгоритмов и программ с подключением модулей CRT, DOS 83.5 KB
  Изучить основные приемы программирования по написанию программ, обрабатывающих прерывания, проверяющих статус дисков, управляющих программной средой, организующих работу с каталогами и их элементами реализующих процедуры и функции стандартного модуля DOS.
78183. Разработка алгоритмов и программ с подключением модуля GRAPH 81.5 KB
  Получить индивидуальное задание у преподавателя и разобрать программу в соответствии с поставленной задачей. Показать работающую программу преподавателю. Индивидуальные задания: Создайте программу вывода изображений двух туч. Создайте программу вывода на экран текстовой информации в форме бегущей строки...