63504

Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика

Лекция

Логика и философия

Раздел философии в котором изучаются познавательные возможности человека называется гносеологией. В знаниях научных больше всего объективного: независимого от человека и человечества. Глаз человека видит хуже глаза орла зато видит больше.

Русский

2014-06-21

99 KB

1 чел.

ЛК IX.Гносеология.

Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика. 

    Раздел философии, в котором изучаются познавательные возможности человека, называется гносеологией. Часть гносеологии, в которой изучаются возможности только научного познания, называется эпистемологией. В гносеологии в целом важнейшим вопросом является вопрос об истине. Важнейшей целью познания является поиск истины, которая нередко «где то рядом», но без конца исчезает, оставляя любознательных опять в недоумении перед чудом вновь непонятных вещей, их свойств и отношений. Вчера почти для всех бесспорно истинное сегодня может оказаться лишь всеобщим заблуждением или даже чьим-то обманом. Поэтому исстари встал вопрос: что есть истина, достижима ли она и какими путями? Изменить мир и сделать свою жизнь удачной может лишь знающий истину, но, может, ее знает лишь Бог, не доверяющий эти знания таким людям?

      Лучше всех на вопрос «что есть истина?» ответил еще Аристотель, назвав истиной «соответствие идеального образа объекту», но как наложить образ на объект и как убедиться в соответствии? Проблема истины решается в выяснении объективного и субъективного, относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине. В знаниях научных больше всего объективного: независимого от человека и человечества. Но и наука создается ошибающимися людьми, впадающими в долговременные заблуждения. Истина всегда чья-то, какого-то субъекта, который не застрахован от ошибок. Неустранима субъективность истины настолько, что мы можем утверждать, что сам закон природы мы не знаем, а знаем лишь представление о нем этой группы ученых, а появится иная группа, что поправит эту, внеся уточнения тоже без претензии знания закона в последней редакции. Закон самой природы и закон, изложенный в учебнике, нередко как лицо и его зеркальное отражение.

      Еще Пифагор советовал: «будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости». Все новые гипотезы будут дополнять наши знания закона, помогая продвигаться со все большим трудом к сущности все более глубокого порядка. Истину повсюду сопровождает заблуждение и отделить их друг от друга – вечная проблема наук. Заблуждающийся искренне считает свои знания истиной, а иное мнение заблуждением. Он приводит подтверждающие его точку зрения факты и игнорирует противоречащие, считая их недостоверными, ошибочными или пока не объясненными с помощью его гипотезы. Пейн отмечал, что «истина больше страдает от горячности защитников, чем от нападок противников».

       У заблуждающегося нет корыстной цели, в отличие от вруна. Отделить правду от лжи (сознательной дезинформации, лжец знает истину, но не хочет, чтобы вы ее тоже узнали) проще. Жить во лжи, хоть и опаснее, но приятнее и полезнее до поры, чем уживаться с неудобной истиной. Некоторые доныне врут, что в Библии, Коране и других Священных писаниях, в научных статьях и научно-документальных фильмах «голая правда» неизменных истин и нет ошибочного. Вечными можно считать лишь истины, живущие веками и тысячелетиями, но это относительные истины, в которых все больше обнаруживают заблуждений, пока совсем от них не откажутся, заменив иными. Но есть факты, которые называют абсолютными истинами, и есть абсолютная истина как предел последовательности относительных истин, как идеал, в котором не останется уже никаких заблуждений и невозможна станет ложь. Идеал любой недостижим, но стремление к нему помогает все надежнее знать и мочь изменять мир на лучше удовлетворяющий запросы.

      Но тысячелетиями в познании все более глубокой сущности вещей и процессов Вселенной и в поиске все новых причин событий люди ищут истину и ищут надежные  критерии проверки своих знаний. Практика – наилучший из критериев истины, но всегда лишь относительный. Относительно завтрашних фактов и экспериментов сегодня подтвержденное практически окажется частично, а то и полностью ошибочным. Абсолютных заблуждений почти нет, в каждом заблуждении есть хотя бы крупица истины. Абсолютные истины тоже редки, они только о простейших фактах, мало интересных науке (Сократ умер, выпив яд по приговору суда). Важнее наукам абсолютная истина копит при бесконечном переходе от менее полного и точного знания ко все более полному и точному. Идеал абсолютной и полностью объективной истины не достижим в силу множества нерешаемых проблем. Относительно современных приборов эти знания будут относительно истинными, но появятся более точные приборы и помогут прорваться к более полному пониманию и объяснению того, что пока неясно. «Истинно только то, что вечно» (О.Шпенглер), но вечного ничего нет, все конечно, возможно, что и процесс поиска истины, но это будет и конец человечества, чему философы будут всемерно препятствовать.

      Истина конкретна, абстрактной истины нет. Но истина всегда лишь абстрактные суждения о различных конкретных фактах, интерпретации их. Конкретность истины означает необходимость не увлекаться неверным в принципе обращением с фактами. Не «он порядочный, интересный и честный человек», а когда и где, что ты видел и слышал, на каком основании делаешь  вывод, что он вел себя тогда как порядочный в твоем представлении о порядочности? Ближе к истине будет вывод, что ты считаешь потому то, что этот субъект совершил поступок, как порядочный человек. Интересен он мне сейчас тем-то, честность проявилась в том-то, а считаю его, как правило, честным в этих ситуациях потому-то. Если же вам предлагают беспредметный спор о, например, порядочности и честности-вообще, то лучше уклониться, особенно, если можете говорить только со слов людей, в которых не уверены, что сами стремятся к истине.

     Практика, как и вера, является источником, движущей силой и целью познания, но, в отличие от веры, практика еще и наилучший критерий истины. Непротиворечивость, (когерентность) тоже может быть критерием истины, но может и пропустить заблуждение, выдаваемое за истину. Практика же свободна от недостатков когерентности. Поэтому Галилей уже  выбрал правильную связь теории именно с практикой. Познание начинается с практической необходимости познать нечто. Катализатором и лучшей движущей силой познания опять-таки является практическая необходимость. Производственная необходимость движет познанием мощнее, чем десятки университетов. И познает ученый прежде всего для какой-то практической пользы людям или природе, то есть и целью познания в конечном итоге всегда становится практическая применимость знаний, а бесполезных знаний почти и не бывает. Что пока кажется неприменимым, на практике используют рано или поздно.

Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.

      Три формы чувственного и три формы рационального познания считаются основными. Ощущения, восприятия и чувственные представления позволяют познавать мир и себя на уровне явления, а понятия, суждения и умозаключения – на уровне понимания сущности явлений. Сущность всегда проявляется, но многие ее проявления искажают сущность, а в чистом виде, напрямую где суть – надо искать с помощью рационального познания. Однако наши мыслью полученные знания надо проверить в практике хотя бы наблюдения или чувственного эксперимента, чтобы можно было ощущать (увидеть, услышать, обонять, осязать,..).

      Ощущения мы получаем как от внутренних, так и от внешних органов чувств. Ощущения сытости и мышечной радости или усталости, голода, боли, страха, тревоги говорят нам о необходимости восстановить работу органов и систем организма опять до такого состояния, чтобы вмешательство было излишним и они сами регулировали свою жизнедеятельность таким образом, чтобы не отвлекать нас от анализа данных, получаемых от внешних органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания. Естественный отбор лишил большинство из людей большего числа внешних источников ощущений и ограничил диапазоны каждого. Не всегда так было, но важнейшим органом стало зрение, получающее до 90% информации у большинства людей. Мы не видим в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, а если бы видели как пчелы или змеи, то плохо бы ориентировались днем и гибли. Глаз человека видит хуже глаза орла, зато видит больше. Такая же картина и с диапазонами других органов. Если какой - то орган не работает, то обостряется деятельность других. В современном мире можно обходиться с помощью приборов даже одним осязанием, как показал естественный эксперимент А.Н.Леонтьева с Ольгой Скороходовой, закончившей факультет журналистики МГУ и написавшей книгу «Как я воспринимаю мир».

      Восприятие – это целостный голографический образ предметов в мозге человека на основе синтеза множества ощущений от одного или нескольких органов чувств. Люди живут в мире, состоящем из множества отдельных предметов, их свойств и связей. Но лягушки, например, тоже живут в этом же мире, тоже имеют нервную систему. Однако сегментарное зрение лягушки не позволяет перейти от зрительных ощущений к целостному образу предмета, лягушка реагирует на факторы среды, на летящие мелкие предметы, поэтому может ловить и заглатывать галечки и умереть с голоду среди ползающих, но не взлетающих жирных мух. У человека же в восприятии участвует уже и интеллект, и опыт, что позволяет одному воспринимать больше другого, хотя ощущали оба одно и тоже.

      Чувственное представление требует привлечь еще память и воображение, хотя строится в первую очередь на основе анализа и синтеза восприятий. Представить можно и весь предмет, видя только его часть, и предмет даже при отсутствии непосредственных ощущений и восприятий. Никто не видел русалок, домовых и леших, но представить их могут даже дети. Чем лучше воображение и память, тем ярче наши представления, они могут быть даже сильнее действительно воспринимаемых образов предметов. В представлении роль мышления еще значительнее, позволяя выделять самые существенные, характерные, отличительные признаки предмета.

      Понятия – это форма мышления, обозначающая предмет и отражающая общий и существенный признак предмета, раскрывающая его не данные нам в ощущениях свойства и признаки. У понятий автор коллективный, их не создает отдельный человек подобно чувственным представлениям. Любое понятие это продукт индивидуальной деятельности множества не знавших друг друга людей по проникновению сквозь чувственные образы в сверхчувственную сущность  вещей и событий, итог обобщения чувственных представлений и абстрагирования от них, создания идеальной модели предмета. Понятийное мышление человека позволяет открыть закономерности и предвидеть будущее, что не доступно ни одному органу чувств, ни всем вместе.

      Суждения – это связь понятий, подобная связи самих обозначенных понятиями предметов, но позволяющая проверить высказывание на истинность. Не любое высказывание будет суждением, к ним не относятся эмоциональные выплески, да и не всякие рациональные предложения. Только повествовательные осмысленные предложения да риторические вопросы могут считаться материализацией суждений. Суждения позволяют в идеальном виде выделять признаки предметов и выявлять новые их свойства, затем проверяя их наличие с помощью органов чувств непосредственно или с помощью технических приборов: телескопа, микроскопа, гальванометров и т.д.

      Умозаключение – это такая логическая связь суждений, которая позволяет в выводе открыть неизвестные предметы мира и их закономерные связи. Полученная посредством умозаключений информация позволяет без дорогостоящих экспериментов, подчас на листочке бумаги совершить открытия в фундаментальных науках. Но все-таки потом надо чувственно убедиться хотя бы на компьютерной модели, что в реальности, а не только смелой фантазии есть открытое. Таким образом, чувственное и рациональное познание представляют собой неразрывное единство: взаимополагают и взаимопроникают друг в друга, взаимодополняют друг друга. Работая вместе, чувства и разум помогают человеку и человечеству познавать и преобразовывать мир, удовлетворяя потребности людей.

Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.

     Рациональны рассудок и разум. Но им недоступно алогичное. Где прямолинейная логика недостаточна, где логика сердца, любви или ненависти, там имеем дело с иррациональным. Иррациональны  вера, надежда, эмоции и художественные образы, нередко понимание и интуиция, многое из того, чем дорожишь. Рационально люди проникают в суть вещей, а иррационально в смысл. Иррациональное – это не нерациональное, которое ошибочно и плохо. Нерациональное решение задачи – это некрасивое, бездарное, даже если и верное. Но задача, решенная не рационально, может быть решена рационально. А иррациональное в принципе рационально не решаемо, не объяснимо, а попытки превратить иррациональное в рациональное могут убить предмет. Если мало любящая жена мучает мужа вопросами: «А ты любишь меня? Расскажи как, за что?», то от любви со временем может не остаться ничего. Если любим за что-то, то это не любовь, и на вопрос «как любишь?» ответить можешь лишь невразумительным: «очень сильно, не как вчера, но в чем – не могу выразить словами!».  

      Рационально выявляем закономерное в общем, а иррационально особенное и уникальное в предмете. Где нужна притирка для длительного взаимодействия при по возможности полном взаимопонимании, рационального знания не достаточно, а где времени и нужды нет знать детальнее, иррациональное знать – помеха. Откровения опасны в чисто деловых отношениях, в них межличностные отношения лишь вредят, поэтому лишь лучше с мужчиной начальником даже женщинам, чем с женщиной в начальниках, за исключением тех женщин, которых называют мужиками в юбках.

      Затруднительно рационально объяснить  почему веришь или нет, понравилось или нет. Победит ли добро зло – мы не можем знать заранее, но с верою поддерживаем добро, хотя это может быть и укрепит зло. Если художник не верит в красоту, а ученый в истину, то они их не откроют ни себе, ни людям. Но только слушая и рациональный голос разума, и иррациональный голос сердца, мы находим свои идеалы и устремляемся к ним. Выстраданные чувства ревности, зависти долго не слышат рациональных доводов, потому-то зависть и страшнее ненависти, которая обычно вполне рассудочна. Поток иррационального бесцелен, не поддается осмыслению. Почему «душа не лежит»? Если женщина иррациональна, она навсегда интересна своей загадочностью эмоциональных всплесков и непредсказуемостью догадок, 100% женщина – мечта 100% мужчины.

      А рациональная женщина понятна, «свой парень», умный друг, партнер, но пожизненно к ней приговорить себя настоящему мужчине трудно, изменит с «настоящей», «инопланетной», с которой не жизнь, а постоянное приключение. Мужчине надо жить приключениями, а женщина чаще живет иррациональной любовью, что бывает и «зла, полюбишь и козла». Рациональная женщина вступает в брак по расчету, утешая себя иррациональной верою, что любви нет или она удел только дурочек.

     В истории философской мысли были всплески увлечения как рациональным, так и иррациональным умонастроением. Наиболее продолжительные и яркие полосы преобладания рационального – это философия эллинов и европейского Просвещения. А в Средневековье преобладало иррациональное отношение к жизни, у философии России и Индии всегда женское лицо, а у китайской - чаще всего мужское, рационалистическое.

      Где наука ведет в тупик, жизнь все хуже по мере роста мощи знаний, там откат в иррациональное, мистику и религию считающих чрезмерной претензию разума все понять, чудеса все объяснить, планету переделать. Но отказ от рационального научного познания всегда оказывался еще опаснее, и доверие к разуму возвращалось, ибо плыть без руля и ветрил, куда попало просто никуда не приплывать, куда бы ни захотел, как правило занесет как раз туда, куда попасть боялся. Так по закону маятниковых колебаний в целом происходят все события в неживой, живой и социально организованной материи.

     Все что-то знают и во что-то верят. Без доверия жить невозможно, мы доверяем родителям и властям, ученым и учителям, что они нас не обманывают. Доверие вызывает преданность людям, делу или идеям, возможность деятельности на основе уверенности в достижимости целей. Без веры нет нравственной силы и душевного покоя и стойкости. Вера есть у каждого человека, а религиозная вера – далеко не у каждого даже из тех, кто считает себя верующим в Бога. Вера – принятие какого-либо положения за истину без подтверждения чувствами или разумом, поэтому в вере всегда есть риск. Не только религиозная вера в Бога и существование сверхъестественных сил, но и научная вера в аксиомы и парадигмы частично, косвенно подтверждаются фактами и выводами, но прямого безусловного подтверждения не имеют.

      Слепоте веры противопоставляется свет знания. Знание противоположно вере: «кто знает – не верит» (Гильберт). Вера и знание – враги и друзья, невозможны друг без друга, но и не совместимы друг с другом. Если не веришь, что лекарство поможет, лучше не принимать, даже зная, что может помочь. Веру надо уметь укреплять и очищать. Заставить же верить во что-то себя или другого не возможно и бессмысленно. Только сам человек может и отойти от веры во что-то, разочаровавшись в порядочности, в идее. Заставить знать то, что нельзя, опасно не знать, можно и иногда нужно, если заинтересовывать нет времени или умения. Отойти от знания можно только если что-то случилось с памятью, но заставить себя забыть известное почти невозможно. Вера и знания держатся часто на их подвижниках, наивных чудаках, не способных разувериться, ибо их вера в истину объяснения и понимания непоколебима.

      «Знание -  это лишь более поздняя форма веры» (О.Шпенглер) Любой человек должен верить в себя, близких, идеалы. Искатель научной истины верит, что приведенных для доказательства фактов достаточно для подтверждения правильности суждения, что внутренних противоречий в его теории найдено не будет. Догматик верит, что ничто существенно не изменилось, а релятивист верит, что изменилось целиком, диалектик верит, что при всех изменениях это по сути еще тот же предмет, а агностик верит, что сущность вещей в принципе не познаваема. Вера каждого исходит из знания как относительно верного отражения предмета в мысли, проверенного в успешных опытах  результата предположений или полученного генетически, закрепленного рефлекторно, в традициях.

      При всем многообразии форм приобретенного в течение собственной жизни или унаследованного человеческого знания содержание его невозможно без веры как источника, движущей силы и цели знания. Образованный человек может быть более или менее глубоко верующим, а верующий – высокообразованным, но и невеждой, обскурантом, мракобесом. Просвещенная вера дарит убеждения, а слепая и фанатичная – предубеждения, предрассудки, что защищают «с пеной у рта» не желая слышать никаких возражений. Подлинные убеждения человек смело подставляет под критику, чтобы их проверить и укрепить или развить. Опираясь только на веру, не решить проблем, требующих научных знаний, а опираясь только на знания, не решить тех проблем, где никаких знаний не хватит, если не веришь. Вера как убежденность в правоте, истинности – стимул любого творчества.

Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Сциентизм и антисциентизм.       

      Знания врожденные, полученные через мифы и религию, произведения искусства и

производственные навыки, дрессировка, усвоенные традиции и игры относят к вненучным. А приобретаемые по программам в школе, вузах и в иных специальных учебных заведениях, чтение научной литературы и просмотр научно-познавательных передач и фильмов называют научными. Критериями и порогами научности являются: открытость критике, логическая стройность и системность, непротиворечивость, повторимость и проверяемость, возможность точно измерить и моделировать, изложить на одном понятном даже для инопланетных специалистов данной науки языке. Во вненаучном знании мы имеем дело с недоказуемым мыслительно логически, часто неповторимом и уникальном, неизмеримом, непредсказуемым, иноприродном рассудку, неизложимом на языке человека иной культуры.

      Можно точно замерить силу притяжения на планете, глубину океана, но не силу любви человека, глубину горя. Можно  красиво доказать теорему, но не геометризировать красоту, оспорить право собственности, но не на хандру. Знание добра и зла, меры духовного взлета в творческом экстазе вненаучно надолго. Поле познавательных возможностей в чувственно-эмоциональной сфере души человека надо бы знать, но легче использовать, полагаясь на интуицию, а не науку. Конечно, терминология вненаучного знания более расплывчата, закономерности не проверяемы на истинность или ложность, они иные. Легче объяснить, что такое гравитационная масса, сила тяжести и т.п., чем биолокацию, телекинез, аура, барабашки, левитацию, телепатию, уфологию и т.п.

      Здесь часто встречается спекуляция на неизвестном, пока необъясненном научно. Но не стоит торопиться распять иронией то, что не претендует вызывать восторг и слепую доверчивость, но стимулирует научный поиск и генерацию «безумных» идей, а, главное, иногда лечит там, где медицина вынесла жестокий приговор. В каждом материальном или идеальном предмете единство всеобщих, общих, особенных необходимых и случайных и единичных свойств и связей. Общие постижимы с помощью научных, а особенные – ненаучных знаний. Полное знание требует, чтобы ни научный рационализм, ни вненаучный иррационализм не претендовали на единственное и достаточное, на универсальную онтологию и гносеологию, а дополняли друг друга, как чувственное и рациональное.

       Наука не всесильна. Где врач бессилен, можно обратиться и к экстрасенсу, знахарю, травнице, шаману. Может помочь лечиться и молитвою глубоко верующему, но надежнее у врача. Хотя шарлатанов, невежественных дипломированных дельцов и в науке хватает. Гносеология предлагает быть нетерпимым к натяжкам и подтасовкам, трюкачеству и делячеству, спекуляциям как в науке, так и во вненаучном познании мира. Научное знание строго рационально, а вненаучное может быть как рациональным так и иррациональным. Во вненаучном знании разум и чувства работают параллельно, постоянно перекидывая информацию друг к другу, из-за чего бесполезно искать автора и ответственного.  

      Со времени промышленной революции 18 века начался спор сциентистов и антисциентистов. Среди философов, ученых и выдающихся деятелей искусств, особенно писателей-фантастов возникло два лагеря, по-разному оценивающих достижения НТП и перспективы развития науки и техники. Первым оптимистом НТП можно считать уже Ф.Бэкона. За  века после его работ сциентисты протрезвели по поводу того, что НТП автоматически решит проблемы человечества, ибо, если жизнь  бедных, голодных и бездомных и облегчилась, то благодаря их собственной борьбе и существованию в 20 веке СССР, а не благодаря достижениям НТП, которые могут работать и во благо, и во вред человечеству, смотря в чьи руки попадают. Последний  мощный всплеск сциентистских технократических утопий по всей планете был в 60 годах 20 века в связи с выходом в Космос и послевоенным промышленным подъемом, но он сменился не менее мощной волной антисциентистских настроений, вызванных шоком от бурного роста глобальных проблем человечества и спада надежд на идеи коммунизма, неолиберализма, демократии, неоконсерватизма и т.п.

       Технократы Запада добились вложений в науку и образование до 60% ВВП, благодаря чему оседлали НТП и обскакали конкурента, победили в войне интеллектуалов, что не в последнюю очередь привело к краху СССР. Работа «Римского клуба», доклад в 1972 году Печчеи «Пределы роста»  оказались востребованы во всем мире по мере спада в экономике, быстрого сокращения сырьевых и энергетических ресурсов и особенно с резким ухудшением экологической обстановки. Заморозить рост производства материальных благ, довольствоваться минимумом, всем жить скромно ради будущего – эти идеи стали бомбой под сциентисткую уверенность, что на всех и надолго всего хватит. Знакомство с новыми угрозами из Космоса и недр планеты, с новыми формами кризиса мировой экономики лишь подливает масла в огонь споров: затормозить НТП и двигаться вперед осторожно, укрепляя своды, пока не обрушились, придавив цивилизацию, или максимально ускорить НТП, чтобы успеть проскочить опасный участок пути, но куда выскочим? Возможен ли возврат к более-менее устойчивому прогрессивному развитию?

       Впереди пропасть или мост в нормальную спокойную жизнь? Антисциентисты уже не зовут «назад в пещеры», они поняли невозможность полного отказа от НТП хотя бы уже из-за астероидов-убийц 21 века, от которых без НТП нет спасения. Сциентисты 21 века уже не романтики НТП, понимают ответственность ученых, предпринимателей и политиков за бесчеловечное использование достижений НТП, понимают, что НТП без социально-политического и духовно-нравственного сам ничего не изменит во благо, а лишь ускорит Апокалипсис. Но главный вопрос по-прежнему решается сциентистами и антисциентистами по-разному: развивать НТП как можно быстрее или не спеша? Как забрать достижения науки и техники из рук безнравственных деньгоманов или хотя бы поставить НТП под контроль неподкупных, бескорыстных экологов и обществоведов?

Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве. 

      К подсознательному познанию сознание подключается лишь при опасности ошибки в решении качественно новых задач устаревшими методами. Само же сознание как совместное знание (со-знание) невозможно без длительного познания, становясь и продуктом познания, и его катализатором, иногда и двигателем. И одной из целей познания является развитие сознания человека и человечества до состояния талантливого творческого преобразования познанного до удовлетворяющей растущие запросы новой формы. Для познания и творческой работы сознания  необходимы: устойчивое внимание и крепкая память, терпение и тренированная воля, обуздываемый темперамент и сильный характер, незаурядное трудолюбие и детская любознательность, свободное время и свобода от вредных привычек, острый ум и смелая фантазия.

      Конечно, необходимы и нормальная политическая и экономическая обстановка в государстве, социальная среда не гультяев, а нацеленная на развитие познавательных способностей и накопление глубоких и разносторонних знаний. Очень важно развивать сознание детей, поскольку им и тяжкий труд познания дается намного легче, чем взрослым, и воображение богаче, и игровых форм обучения не только не стесняются, но даже ищут. Но способности развивать сознание и легко учиться быстро гаснут у детей, как костер под дождем натаскивания и без сухих дров самообразования из любопытства при консультациях специалистов, не отбивающих самостоятельность работы мысли, а стимулирующих увлеченность ею.

      Мысль является продуктом как познания, так и творчества. Эти два вида деятельности связаны между собой диалектически. Для творчества и познания необходимы  и энергичность, и сильное собственное желание, и настоящие мастера этого дела в учителя,  сочетание рассудительности и безрассудства и т.д. В процессе познания одной памятью не обойдешься, необходима игра творческого воображения, поэтому - то этот тяжкий труд и ложится на детские плечи легче, чем дается взрослым, уже лишенным воображения и разучившимся играть. Способность к творчеству есть у большинства детей, но при длительном занятии нетворческими делами она угасает. И выплескивается нередко этот детский дар на Руси в дикостях запойной гульбы с горя, что пропала настоящая жизнь.

       Творчество изучает эвристика, рассматривая типы творчества, роль интуиции, различия в способностях между талантом и гением и т.д. Творчество легче дается тем, кто научился всю жизнь что-то учить, не утратил умения живо всем интересоваться и всему удивляться, как чуду. Творчество обычно и начинается с умения увидеть необычность всем примелькавшегося. Познание научное и вненаучное, рациональное и иррациональное включает в себя элементы творчества, поскольку мы познаем для нас, а ученые и для мира новое. Нет ни одной формы познания как копирования объекта, в познании всегда есть место творчеству. А познание (наряду с умением сосредоточиться, инсайтом и уподоблением) - важное звено творчества. Знания позволяют сформулировать вопросы, осознать проблему, сосредоточить усилия в нужном месте и в подходящее для открытия время, возможность проверить гипотезу, донашивать до конца замысел, оформить открытие в логически стройное и понятное объяснение.

      Многообразие путей познания требует и многообразия видов применения творческих способностей. В силу неспециализированности от природы человек использует природные возможности для своей деятельности как универсальный работник, что требует постоянного творчества. Человек – творец не только детей, но и вещей и идей, чувств и отношений, которые в природе не подглядишь для подражания. Во время творческого взлета человек легко преодолевает свою лень, робость, неверие в возможность воплощения замысла, поскольку испытывает счастье подлинно человеческого занятия. Но если нет знаний, то может «изобрести велосипед» или «открыть Америку».

      Творчество там, где никто до тебя так этого не делал. Надо быть в познании на передовой науки или искусства, чтобы действительно сотворить нечто. А творчество продвигает человечество в познании, открывает новые его страницы для всех. Благодаря творчеству остров известного в океане неведомого растет, не размывается новыми открытиями, а прирастает, а кто на берегу этого океана, тот имеет шанс своим творчеством умножить познанное человечеством.

      В познании и творчестве никогда не обходилось дело без интуиции. Это один из самых загадочных феноменов психики человека. Термином общим называется несколько схожих между собой явлений, в которых человек говорит сразу готовый ответ даже не зная, как эту задачу решил, но это явно не догадка и не подгонка под ответ, а как бы опережающее ход решения умозрение результата. Но впоследствии человек может вполне разумно, отчетливо восстановить ход своей мысли и этапы продвижения к решению задачи, так что интуиция не иррациональна, но рациональное объяснение запаздывает.

      Студенту, особенно на экзамене, важна из всех видов интуиции собственно рациональная. Что важнее всего, чтобы она сработала и как ее развивать, укреплять, провоцировать? Хотя и она «черный ящик», но известны обязательные моменты, без которых она не выручит. Невежу и лентяя она не жалует, но и трусливо признавшегося себе в незнании ответа - тоже. Она любит верящего в себя и свои способности, в свою находчивость человека, который умеет полностью отвлечься от решаемой задачи и заставить себя вспомнить что-либо хорошее, ни в коем случае не используя отрицаний в рассуждениях. Таким образом, отпустив задачу в виде электромагнитного сигнала самой побегать по комнатам рулеток памяти, надо попытаться скомбинировать из скрытых там химических следов знаний нужный ответ.

      Заставив подсознание бесконтрольно со стороны сознания и разных комплексов по закону спроса и предложения задействовать громадный арсенал дополнительной информации, хозяин может рассчитывать, что собака интуиции  сама принесет добычу. Легенды гласят, что бывший принц Гаутама стал Буддой, увидев свои знаменитые 4 истины во сне под смоковницей. «Эврика!»- вскричал Архимед, выскочив из ванны и побежал записывать всплывшую формулу, а Ньютон формулу закона  увидел, когда неожиданно по голове стукнуло свалившееся с дерева яблоко, а Менделеев свою знаменитую таблицу, как Гаутама, во сне увидел – большинство важнейших научных открытий было сделано при участии рациональной интуиции, доступной теперь и вам. Только не уповайте на интуицию, создайте условия для ее появления и сумейте отвлечься, не зацикливайтесь, не углубляйте заезженную колею, а создайте возможности сигналу вырваться из колеи к верному ответу на вопрос, о котором даже ничего не читали.

Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык. 

Проблемы языков будущего.

     Мышление есть творческое идеальное отображение действительности. А действительность разумного человека нередко бывает результатом его планирующего деятельность мышления. Но в действительности чаще всего получается не совсем так, как хотели, ибо все не учтешь, бытие наше протекает под воздействием такого количества факторов, которые не охватит и мышление гения. Но чем лучше, глубже и многостороннее отражает мышление как реальную, так и потенциальную действительность, чем больше размышляем о прошлом с точки зрения будущего, чем точнее общественное сознание отражает общественное и природное бытие, а мы в индивидуальном мышлении овладеваем своевременно этими знаниями, тем больше на основе опережающего отражения мышление способно предсказывать завтрашнюю действительность и менять сегодняшнюю.

       Мышление – важнейший инструмент сознания, оно проникает через анализ множества явлений в сущность событий, строит идеальный вариант и следит за отклонениями от него, чтобы вносить возможные коррективы в действительность. К общему с животными наглядно-действенному и ситуативному мышлению у человека добавлено хорошим воспитанием и образованием абстрактно-логическое, субъективно-творческое, предметно-опосредованное мышление. Это специфически человеческое мышление меняет память и представления, позволяет творчески перегруппировывать образы, использовать символы и членораздельную речь, речевое общение как качественно новый вид коммуникации. Продуктивное воображение фиксирует значения вещей и знаков в их новом соотношении.

      Поток событий действительности и поток мыслей человека переплетаются и влияют друг на друга. Мышление не только отражает, но и преобразует действительность по принципам обратных связей и опережающего циклические процессы отражения. Отражение в мышлении всегда происходит с неизбежными искажениями действительности, но это и беда, и находка для человека. Редко кому можно полностью доверять, что он точно рассказал, что было на самом деле, но только фантазеры и мечтатели меняют действительность на все лучше удовлетворяющую растущие потребности человека. В вечно текущей действительности мышление фиксирует в понятиях отдельные моменты, перескакивая к другим, которые тоже останавливает на дольше, чем это было в действительности, но в этом не только слабость мышления, но и сила, если мышление схватывает не второстепенное, а главное.

     Язык человека – универсальное средство коммуникации, общения и формирования отношений, если язык, членораздельная речь логичны, если в устной или письменной речи присутствует логика связи самих предметов, событий. Если же речь, язык человека, как организм, слишком зашлакован, болен, то трудно за выплесками слишком эмоциональных высказываний, засоренных еще и сленгом, понять сам предмет обсуждения. С утробы до 5 лет у ребенка складывается словарный запас, который может, как у «людоедки Эллочки», состоять из 33 слов, а может, как у Шекспира и Пушкина, из 150 тысяч.  Гадамер назвал язык «местом встречи человека с миром». С помощью слов языка человек познает классы явлений мира, свойства вещей, действия других людей.

      Язык учит мыслить, важнейший носитель культуры. Язык – инструмент не только мышления, но и выражения чувств и эмоций, но от чувств и эмоций не требуется логическая последовательность изложения материала. Логика языка оттачивалась прежде всего для точного отображения логики самого мира в логике мышления. Язык обслуживает прежде всего человеческую деятельность, материально-социально- и духовнопреобразующую. Деятельность всегда упорядочена, в ней присутствует логика, последовательность операций. Логика мысли материализуется в структуре языка. Язык – система знаков, заменяющих предметы мира, инструмент мышления, представляющего собой систему значения знаков.

      Язык – ценнейший капитал, память человечества. Язык в форме членораздельной осмысленной речи так же древен, как и мышление. Строй мыслей отражает порядок вещей в мире. Благодаря языку человек получил ускоритель передачи информации небиологическими путями, не генетически, не инстинктивно, не через натаскивание, а через объяснение языком. Так человек с детства входит в современное ему общество и становится участником производственной деятельности человечества. Недоработки родителей и учителей видны в речи тех людей, которые говорят не к месту не только  «короче», но и: «значит, итак, таким образом, следовательно, всегда так, все должны, никогда не будет, никто не вправе» и т.п. Логично излагающий мысль язык не коряв, точен, конкретно указывает, где кто когда и что кому должен, при каких условиях произойдет то, о чем речь, есть ли действительное следование событий и можно ли итожить, значит ли это событие что-то не только для говорящего и что именно и т.д.

      В будущем возникнет единый язык не только научного, но и бытового общения, но при этом не должны забыться и ни один из национальных языков, поскольку в них аккумулирован бесценный опыт выживания предков и накопленное ими духовное богатство без которого мы перестанем быть людьми, превратившись в биороботов без творческих способностей, утратим смелость мысли и полет фантазии, отстанем от требований времени в понимании и преобразовании мира. Уже существуют быстро совершенствующиеся машины синхронного перевода, позволяющие понимать в театре спектакль на незнакомом языке и общаться без переводчиков там, где третий лишний. Жаль, что в настоящее время не русский, а английский да китайский языки претендуют на статус основного языка обмена научно-технической информации, но «еще не вечер».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39341. Проектирование общественное здание 299 KB
  Для каркасно-панельных зданий применяют эффективные конструкции – сборные крупные панели, объемные блоки, каркасный монолит с применением высокопрочного и легкого бетона и других экономичных материалов, обеспечивающих высокую степень заводской готовности, которые снижают материалоемкость, стоимость производства, увеличивают комфортабельность, долговечность зданий и снижают эксплутационные расходы.
39342. Проектирование микропроцессорной системы на основе микроконтроллера 1886ВЕ2 127 KB
  Разработка технического проекта Основу структурной схемы микроконтроллера образует внутренняя двунаправленная 8битная шина которая связывает между собой все основные узлы и устройства: резидентную память АЛУ блок регистров специальных функций устройство управления и порты ввода вывода. 8битное АЛУ может выполнять арифметические операции сложения вычитания умножения и деления; логические операции И ИЛИ исключающее ИЛИ а также операции циклического сдвига сброса инвертирования и т. Простейшие операции автоматически образуют...
39343. Социальные явления, отношения, поведение и деятельность людей в социальной сфере 52.12 KB
  Для достижения целей курсовой работы были поставлены задачи: Проанализировать сущность и характерные черты менеджмента Изучить понятие и значение организации Изучить составные части управления в социальной сфере Глава 1.13]Социальный менеджмент это область управления формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы влиять на создание благоприятной для человека социальной среды проектировать социальные организации что в свою очередь обеспечивает...
39344. СИНТЕЗ КОМБІНАЦІЙНОЇ СХЕМИ. СХЕМОТЕХНІКА ПРИСТРОЇВ НА ОПЕРАЦІЙНИХ ПІДСИЛЮВАЧАХ 71.35 KB
  ОУ майже завжди використовуються в схемах з глибокої негативним зворотним звязком яка завдяки високому коефіцієнту підсилення ОУ повністю визначає коефіцієнт передачі отриманої схеми.2 Активний алгебраїчний суматор Мікросхеми суматорів призначені для підсумовування двох вхідних двійкових кодів.3 Розробка схеми розрахунки параметрів та аналіз На базі схеми з багатопельовим ЗЗ схема Рауха синтезувати схему фільтра верхніх частот належним вибором двополюсників.1 – схема Рауха Складемо граф схеми Рауха.
39345. Правонарушение и юридическая ответственность 51.28 KB
  Материальная ответственность это вид юридической ответственности состоящий в обязанности одной из сторон трудового договора контракта возместить в соответствии с законодательством материальный ущерб причиненный другой стороне этого договора. Совокупность этих условий называется содержанием договора. Условия договора делятся на три группы: обычные случайные и существенные. Обычные условия – это условия которые на практике включаются в содержание данного договора однако их отсутствие не влияет на его действительность.
39346. Расчет электронного логического автомата 6.39 MB
  Логический автомат – это устройство автоматически выполняющее некоторые функции для задания которых используется аппарат алгебры логики. Функции комбинационной схемы управления КСУ: В двоичном коде функции КСУ представлены в табл. Функции КСУ в двоичном коде Число
39347. Проектирование статического регулятора с промежуточным усилителем и последовательным корректирующим устройством 3.29 MB
  Составление функциональной схемы замкнутой САУ Рис. Обобщенная функциональная схема САУ работающей по отклонению. Принцип управления по отклонению используется в замкнутых САУ и реализуется с помощью отрицательной обратной связи по регулируемой величине. Обобщенная функциональная схема САУ работающего по отклонению представлена на следующем рисунке: На этом рисунке: З – задатчик; P – регулятор; О – объект управления; элемент сравнения сумматор; задание; регулируемая величина; отклонение или ошибка управления; управляющее...
39348. Разработка цифрового логического устройства 4.16 MB
  Структурная схема логического автомата для управления роботом: БУиП блок управления и питания; АС автомат состояний; СИ схема индикации; КСУ комбинационная схема управления; УГ управляющий генератор; ИУ исполнительное устройство; ОУ объект управления; ЛА логический автомат. Минимизация по €œ1€ Минимизация по €œ0€ Рисунок 1.4 Рисунок 1. Рисунок 1.
39349. Измерение результатов национальной экономики 86.5 KB
  Модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов в макроэкономике позволяет понять основы современной системы измерения результатов национальной экономики, получившей название система национальных счетов (СНС).