63505

Философские аспекты понимания общества. Специфика социального познания

Лекция

Логика и философия

Философские аспекты понимания общества. Социальное строение жизни общества изучает прежде всего социология вопросы управления общественной жизнью политология хозяйственную деятельность в материальном производстве экономическая теория и т.

Русский

2014-06-21

78 KB

0 чел.

ЛК V.Социальная философия.

Тема 19.Философские аспекты понимания общества.

Специфика социального познания.

     Общество изучается целым комплексом взаимосвязанных, но и относительно самостоятельных наук. Социальное строение жизни общества изучает прежде всего социология, вопросы управления общественной жизнью - политология, хозяйственную деятельность в материальном производстве - экономическая теория,  и т.д. Человек в системе социальных связей изучается еще гуманитарными науками и даже биологией и антропологией. Достижения в области духовной жизни общества обобщает культурология. Философия интересуется прежде всего методологическими подходами любых наук, чтобы помочь понять специалистам этих наук и пользователям выводов, сделанных этими науками, в понимании неизбежных ошибок и  достижений.

      Наиболее поверхностный подход к обществу дали философы-идеалисты. Они показали зависимость общества от смены идей в общественном сознании, роль вождей, мифов и религий, культур. Но идеалисты не понимают даже причин появления и утверждения тех, а не иных идей в данное время   (монархии или анархии, коммунизма или национализма, демократии или тоталитаризма, либерализма или неоконсерватизма) и удовлетворяются объяснением кризиса и гибели государств и цивилизаций «порчей идеи». Конечно, для развития общества важно, чтобы идеи развивались, а не догматизировались правоверными нетворческими учениками великих авторов идей, чтобы появлялись новые идеи, новые партии и общественные движения для материализации нужных обществу идей, но народы не стада, бредущие за вожаками, не только лишь электорат по выбору автора лучшей программы партии во власть. Идеалисты могут себя называть материалистами марксистами-ленинцами (как сталинисты), но важна суть подхода, который чрезмерно упрощает понимание общества и не учится даже на своих ошибках, чтобы из необходимого стать и достаточным для более научного понимания общества.

      В частичной правильности, но недостаточности мы обвиним и натуралистический подход, и экономический детерминизм, и марксизм. Ш.Монтескье показал роль климатических зон на развитие общества. А.Чижевский открыл влияние на всю земную жизнь циклов солнечной активности, социал-дарвинисты, социобиологи и этологи раскрыли закономерности общественной жизни, общие с законами коллективных животных, птиц и даже насекомых. Все эти одним словом натуралистические подходы тоже частично верны и важны для понимания общества, но они страдают редукционизмом (сведением высшего к низшему). Подобные подходы более верны для первобытного человеческого стада, но для понимания современного общества натурализм больше вреда приносит, чем пользы, уже тем, что роль идей и духовной жизни общества, экономики и политики игнорирует полностью, помогая лишь учитывать в той же политике требования окружающей природной среды и природы самого человека. В этом и заслуга, и вульгарность натурализма.

       Экономический детерминизм как вульгаризация марксизма, от которой открещивались еще Маркс («Если это марксисты, то я не марксист») и Энгельс (письма 90-х годов), господствовал в политике СССР и стран СЭВ, в «еврокоммунизме» 20 века и даже в антикоммунистических программах развития рыночной экономики Запада. Экономические детерминисты при всех политических разногласиях едины в утверждении, что техника и экономика, технологии производства определяют общество и путь его развития. При этом игнорируется или отметаются подходы идеалистов и натуралистов, но, как и у них, подход узок, абсолютизирует  верное, но явно недостаточное для правильных выводов об обществе в целом на всех этапах его развития положение. Марксизм классический, открывший людям материалистическое понимание общества, более глубок в признании роли как экономики и техники, так и идей, природных факторов, но он страдает европоцентризмом (Маркс уже мучался с применением формационного подхода к «азиатскому способу производства»), западничеством (другие страны отстали в развитии и должны идти путем более прогрессивного Запада) и рядом иных ошибок. Маркс понял отличие наук  о природе от наук об обществе, в которых исторические факты очень зависят от «очевидцев», которые не могут быть объективны из-за идеологических очков, а законы в обществе всегда реализуются через волю осознавших их людей. Так что же можно считать в наше время научно-философским определением общества?

     Нам представляется наиболее верным понимание общества как открытой динамичной многоуровневой системной организации людей, взаимодействующих с природой посредством мышления и труда с целью окультуривания человека и Вселенной. В этом определении надо понимать каждое слово. Открытая система – это существующая за счет непрестанного обмена со средой массой, энергией и информацией. Динамичная система  находится в непрестанном и необратимом изменении. Многоуровневая система состоит из множества подсистем, где одни и те же элементы (люди) могут входить в несколько подсистем (студент в магазине покупатель, в транспорте пассажир, дома ребенок или уже и родитель и т.д.). Системная организация, то есть упорядоченная, иерархичная, однако со множеством степеней свобод элементов, но поведение зависит не столько от людей, сколько от структур, норм отношений, социальных институтов, где задействованы эти люди. Главное, чем люди объединены, это совместная защита от неблагоприятных природных факторов, только вместе с другими людьми каждый человек может выживать в дикой природе. Средствами защиты от природы являются прежде всего творческое мышление и особая активность, важнейшая часть деятельности – труд, прежде всего руками, производящими из предметов природы предметы и продукты труда. Но для чего человек трудится? Не всегда осознанными, но важнейшими целями всегда были и будут развитие культуры человека, а в 21 веке становится не только возможным, но и необходимым окультуривание Вселенной вплоть до дальнего Космоса.

      Социально-философское познание значительно отличается от естественно-научного, но этим пренебрегают как многие ученые, так и философы-позитивисты, натуралисты. Конечно, хотелось бы и к изучению общества применить методы, скажем, физики, чтобы получить достоверные выводы и систему законов будущего развития. Но социальная статика и динамика Спенсера мало кому интересны, как и социал-дарвинизм, социобиология и ряд других редукционистских подходов к изучению общества. Серьезные ученые понимают, что степень сложности общества по сравнению с неживой или даже живой, но социально неорганизованной природой, не позволяет неограниченно применять законы физико-химические и биологические к социальным явлениям.

      Социальные законы действуют на основе низших, но не сводимы к ним, подчиняют себе их, ограничивают сферу и условия применения. В обществе действуют не динамические, а лишь статистические законы, и то специфично. Для действия законов Бойля-Мариотта или Гей-Люссака не надо создавать политическую партию и  добиваться ее власти, а даже для полного действия стихийных законов свободной рыночной экономики надо иметь у власти либерал-демократов, иначе будут действовать законы плановой или планово-рыночной экономики. И так, объективность законов в обществе иная, чем в природе. В обществе подобных природным законов нет, есть закономерности или юридические законы, те и другие учитывают сознательность и волю людей, что для природы не требуется.

      В обществе всегда есть свобода выбора варианта развития: строить дальше коммунизм или вернуться запоздало в рыночный капитализм, или свернуть на тропу движения без руля и ветрил, поняв, что не может у нас получиться та или другая западная модель, а свою создать лень. Проще брести за своровавшими чужую идею и ругать тех, кто гонит нас не туда, но кто бы сказал, а куда кто у нас хочет и как эти желания совместить, чтобы не развалить страну на радость сильным соседям, жадным до наших богатств, не чудом доставшихся предкам. Историю делают герои и народы в дни восстаний, а затем власть достается тем, кто выжидал, чья возьмет, кто дождался, что герои погибли, народы устали, все противоборствующие силы ослаблены и пора подхватить падающие прямо в руки власть, чтобы распоряжаться ею 3-4 поколения, пока опять недовольные не отстранят, открыв новые возможности исторического развития обществу, но куда?

Тема 20.Философия социальной структуры общества.

Проблемы маргинализации населения.

            В любой системе важнейшее – это структура. У общества весьма сложная многоуровневая структура от личности и семьи до взаимодействующих групп государств и народов, религиозных конфессий и профессиональных групп. Социальная структура общества определяется прежде всего потребностями экономики, сама все больше определяя политическую систему общества. Демографическая политика государства,  политика зарплаты и пенсий влияют на социальную сферу и экономику. Отношение студентов к учебе и новейшей науке отражается на экономике, политике и социальной сфере, но само зависит от них. Все сферы – это взаимосообщающиеся сосуды, изменения в одной обязательно повлекут изменения в других. Следовательно, задача правильного нахождения  важнейшего звена сейчас и здесь, чтобы не страдало все общество, - это важнейшая задача политики, политической и социальной философии, поскольку нужен и философский анализ панорамы жизни общества в природе и положения человека.

      Человек живет в больших и малых социальных группах, даже если временно оказался на необитаемом острове, как Робинзон. В одиночку человек не может долго выживать биологически, никакие стадные животные не могут заменить никакому Маугли семьи людей. Социальность человека основана на отсутствующей у других разумных стайных существ Земли коммуникационной связи посредством членораздельной речи, формирующейся по мере роста материального и духовного производства. Природное разделение труда давно дополнено у людей социальным. Пройдя ступеньки общественного разделения труда, люди прочнее родственных и соседских общинных уз связаны и разделены социально профессиями, источниками и размерами дохода и всем, что и создает собственно социальное расслоение и необходимость взаимодействия посредством групп, а не индивидуально. Выявлять тенденции и закономерности развития социальных групп, причины их появления и условия их слияния или исчезновения и стремится социальная философия, опираясь на методики социологических исследований и предлагая новые методы и методологию.

      Философия рассматривает социальную структуру общества в ее целостности, по возможности без идеологических пристрастий и не по заказам властьпредержащих, которые очень редко умеют защищать интересы всех групп, как должны. Философия давно дозрела до понимания необходимости многосложной социальной структуры общества, где нет создаваемых сверху групп, каждая защищает свои интересы с учетом интересов всех других. И надо умело поддерживать взаимовыгодное единство, укрепляя их разнообразие, развивая самость каждой группы при умении считаться с интересами как конкурентов и господствующих, так и зависимых или групп попутчиков к этой цели, дружественных или даже традиционно враждебных.

      Человек в системе социальных связей занимает особое место в  страте (группа, выделяемая по определенному признаку). Определить свое место важно каждому для того, чтобы намечать реальные перспективы и не обманываться несбыточными надеждами.  Возможности зависят от природы, культуры, социального происхождения и социального положения сейчас. От природы мы наделены здоровьем и темпераментом, способностями и иными данными, детерминирующими наши претензии в обществе. От культуры народа и государства, где получил словарный запас, привычки, образ мысли мы более свободны, ибо кое-какие пробелы можно самому восполнить, чтобы в малой группе сменить статус (место с возможностями и обязанностями) на более привлекательный.

      К малым группам, где проходит наша жизнедеятельность, относятся семья, студенческая группа, бригада рабочих, но не вуз, не завод, ибо в малой группе все знают друг друга (3-16 человек), а в большой группе и начальника мало кто знает. Каждый в рамках своих статусов отлично или плохо играет набор ролей, позволяющих ему занимать это положение или претендовать на новое, получив образование, заслужив авторитет, став семейным и т.д. Группы различаются на временные и постоянные, формальные и неформальные, национальные и государственные, классовые и профессиональные, поселенческие и демографические, политические иные. О них подробнее в курсах социологии и политологии. Философия же интересуется только правильной ориентацией человека, чтобы всегда занимал с радостью свое, а не чужое место во всех группах, умел вовремя поменять группу, чтобы и дальше жить счастливо и полнокровной жизнью.

      Жизнь общества определяется деятельностью в первую очередь созидательных сил: крестьянства, рабочих и интеллигенции. Внутри каждой большой группы есть творческие силы, которые надо беречь для процветания государства. Если жизнь творческих сил становится невыносимой, они эмигрируют из страны, уходят в свои мирки кто не может уехать творить там, где это ценят, или деклассируются. В царское время в России были крестьянство и пролетарии, а интеллигенция – это только российское было богатство, ибо во всем остальном мире были просто работники умственного труда, не годящиеся даже в полуинтеллигенты советской поры. Но мало где было такое раскрестьянивание крестьянства и депролетаризация настоящих потомственных мастеровых городов и сел, такое превращение работников умственного труда в чиновничество.

      С 90-х 20 века мы имеем не только анахронизм «дикого Запада» в виде резкого расслоения населения на «новых русских» и прочих национальностей «олигархов» и вымирающую люмпенизированную бедноту. С закрытием конкурентноспособных заводов и фабрик почти уничтожены квалифицированные рабочие и настоящие инженеры, без которых общество не может быть не только информационным, но и индустриальным. Но и аграрной России уже не досталось от 20 века, ни колхозной, ни фермерской. Общество перед задачами 21 века оказалось вынужденным решать и задачи прошлых веков по созданию нормально функционирующей социальной структуры, а 21 век ставит перед Россией блок проблем, связанных с маргинализацией миллиардов людей планеты.

      Маргиналами называют тех, кто перешел из одной социальной группы в другую, утратив привычки прежней и не обретя еще навыки жизнедеятельности новой для него. Когда незаконнорожденного ребенка от дворянина и крестьянки не принимала к себе ни та, ни другая среда, он мог не погибнуть и даже иногда прославить Отечество, как философ Н.Ф.Федоров. Но когда из-за индустриализации массово из деревни переселяли в города, превращая крестьян в рабочий класс, маргинализация становилась опасной политически, экономически, культурно. Мировой рынок рабочей силы при всех плюсах несет с собой много угроз обществу: перемешиваются народности и конфессии, забывается опыт предков или фундаменталистски насаждаются устаревшие обычаи, люди дичают до вандализма, становятся легко манипулируемыми, как винтики. Представления о ценности жизни и правах человека забалтываются и социум деградирует, ибо активные губят себя в бесконечной бойне за оставшиеся природные ресурсы, а сил пассивных едва хватает на «хлеба и зрелищ», о совместной защите от природы заботится недостаточная часть еще культурных людей, не способных защитить даже себя и даже от агрессивных соседей-маргиналов.

Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.

      Условно жизнь общества в познавательных целях структурируют на 4 сферы: материальную, социальную, политическую и духовную. Через них общество осуществляет производство вещей, людей, институтов и идей. В материальной сфере протекает хозяйственная, экономическая деятельность человека и общества по удовлетворению своих витальных, первичных биологических потребностей в еде и питье, защите от холода и жары и т.п. Материальная сфера непосредственно влияет на отношения общества с природой человека и природной средой. У материальной сферы есть свои источники саморазвития, к которым относят противоречия экономического развития общества. Материальная сфера во многом определяет развитие всех остальных сфер. Если сильна экономика, то и политика сильна, но не всегда и наоборот. Производство вещей требует производства идей, но не во всем и наоборот.

      В реальной жизни общества подобное сферное разделение труда существует, но на деле все переплетено, взаимосвязано. Чтобы разобраться во взаимосвязи экономики и политики, сферы образования и социальных услуг и иных и группируют теоретики множество взаимодействующих факторов жизни общества в 4 или 3 сферы (иногда соединяя политическую и социальную в социально-политическую тоже с определенными практическими целями). Идеальная взаимосвязь экономической и духовной жизни общества не всегда нуждается в социально-политическом посреднике, но социальная и политическая сферы существуют уже 2,5 тысячи лет и отомрут, похоже, вновь очень нескоро.  В классовом обществе экономика делит социум на ряд классов и внутри каждого из классов образуется по нескольку слоев, различающихся не только профессией, но источниками и размерами дохода, а значит и степенью нуждаемости в социальной помощи со стороны государства как ядра политической сферы. Политическая сфера регулирует жизнь всего общества, но должна соответствовать в первую очередь социальной, затем уровню производительных сил общества и т.д.

      Идеально в политической сфере должны быть представлены все социально-демографические группы населения, защищающие свои интересы сами, но реально существуют многие виды дискриминации и самоустраненности слоев от политики. Экономика и политика связаны не только опосредованно социальной и духовной сферами жизни общества, но и непосредственно. Причем, политика может быть концентрированным выражением экономики и не мешать экономике самой решать свои задачи, а может политика и вмешиваться в экономику напрямую, внеэкономическими рычагами принуждением добиваясь спасения той же экономики страны, лоббируя интересы государства, создавая таможенные барьеры для иностранных товаров ради собственного производителя. Но важнейшим для политической сферы является правильное выражение интересов социальных групп, чтобы не было социального взрыва, отбрасывающего и экономику, и духовное развитие на десятки лет назад, а то и губящее.

      Духовная сфера через системы научных, образовательных и учреждений культуры в узком смысле слова влияет на экономику, политику и социальную сферу тоже многопланово, в свою очередь, оставаясь зависимой от каждой из трех других сфер. Наука движет экономику постиндустриального информационного общества, сама постоянно нуждаясь в субсидировании со стороны банков. Культурный работник в любом производстве ценнее малокультурного, он во всем самостоятелен и не нуждается в социальной поддержке государства. Экономике и социальной сфере услуг не только в России не хватает образованных и культурных специалистов, духовно богатых и ориентированных на создание и использование научных достижений.

      Бытие общества природное нуждается в осознании его достаточно большой частью общества,  общественное и культурное бытие определяет как сознание общества в целом, так и общественное сознание. Под последним понимается совокупность общезначимых знаний об основных, господствующих в обществе производственных отношениях. Общественное бытие определяет общественное сознание, а общественное сознание в решающие моменты развития общества все больше активно меняет общественное бытие. Диалектика взаимодействия бытия и сознания такова, что человечество должно ради выживания все больше стихийное влияние бытия на сознание осознавать и добиваться сознательной корректировки взаимосвязи бытия и сознания для гармонии взаимоотношений общества с природной средой обитания.

      

Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.

      Необходимость своевременной разработки   нового законодательства особенно после гибели Пифагора и Сократа остро осознается философами, но им удается успешно проводить свои идеи в реальную жизнь общества только в те редкие годы революционных ситуаций в мире, когда гибнущие трудящиеся низы больше не могут власть терпеть, а верхи больше не могут удержать власть ни идеями, ни реформами, ни обманом, ни силой оружия. Спрос на философию права возник и поддерживается как верхами, так и низами. Верхи требуют от социальных философов новых способов сохранить политическую и экономическую власть свою, даже становясь из прогрессивных реакционными и ретроградскими силами, а низы требуют выработки законодательства в интересах в первую очередь требующих перемен слоев. Но их требования не всегда прогрессивны и действительно нужны обществу в целом.

      Философии права необходимо предусмотреть такое развитие законодательства, которое позволило бы сохранить оптимальное соотношение всех слоев общества, всех культур и природных ландшафтов, человечества и планеты в целом. Преодолеть своекорыстие каждой из групп населения и учесть всеобщие интересы, вырабатывая линию поведения каждой особенной группы, дать приемлемые для каждого объединения и отдельного человека правила общежития и организации общественного производства – задача весьма сложная по множеству причин. И философы не безгрешны в области заблуждений, и давление на них очень мощное, и слушают их редко. В качестве примера возьмем учение о правовом государстве и гражданском обществе, которое веками доныне пробивается в жизнь очень непросто.

      В правовом государстве «закон власть, а не власть закон», то есть требуется соблюдать законы в любом случае, а если не устраивают, то добиваться их изменения не злоупотребляя властью, скажем, президента страны, а законом разрешенными способами. В правовом государстве права человека и свободы гражданина приоритетны над правами государственных служащих, тоже, естественно,  пользующихся всеми правами граждан. Право на жизнь и выбор местожительства, на работу с оплатой не меньше минимальной, на отдых и лечение, все конституционные права человека. А граждане пользуются экономическими и политическими правами, тоже прописанными в законодательстве данного государства. Правовой нигилизм и беспредел наказываются в случаях преступных деяний. В правовом государстве наказывается по закону и нарушение принципа разделения властей. Все правовые акты должны соответствовать основному закону, действие которого не может приостановить, отменить или исказить безнаказанно  исполнительная власть.

      Для соблюдения норм правового государства и их совершенствования общество должно стать гражданским. Гражданское общество контролирует государство финансово, посредством выборов и отчетов, правом отзыва и даже отдачи под суд. Гражданин может подать в суд на исполнительную власть и государство должно полностью возмещать ущерб гражданам, нанесенный государственными служащими или службами, также и граждане должны возместить вред, нанесенный государству. Для действительно  правового государства необходимо сформировать гражданское общество, а для гражданского общества необходимо правовое государство. Если правовым государство можно делать по мере вызревания общества в гражданское и сверху, силами государства, то гражданское общество сверху не создашь. Сколько бы верхи не призывали общество, как бы ни создавали условия, надо еще чтобы общество само сильно захотело и было заинтересовано становиться гражданским.

      Но реальность такова, что и государство, даже где было гражданское общество (как в США до убийства Д.Кеннеди), не очень заинтересовано, чтобы общество жило как гражданское, и общество не умеет ценить и защищать тех талантливых, высокообразованных и неподкупных правозащитников, которые могут обеспечить обществу контроль над государством. А общество, особенно с такими многовековыми патерналистскими традициями, как в России, не всегда может и заинтересовано становиться гражданским, поскольку в нем много бедноты, люмпенов, маргиналов, мигрантов, да и патриоты с гражданскими правами уходят в бизнес или обмещаниваются так, что им безразлично, чем занята власть. В гражданском обществе наиболее заинтересован средний класс, а он в России крайне малочисленный.

     Гражданским называется самоорганизующееся общество, в котором граждане автономные личности, в чью хозяйственную, социальную и духовную жизнь государство и само не вмешивается, и не допускает вмешательства других социальных субъектов.  В гражданском обществе граждане прежде всего очень хорошо знают свои права и умеют ими пользоваться. Граждане не допускают полного подчинения их государству и государства им. Отношения граждан и государства должны быть отношениями равноправных партнеров, а не господ и слуг. У гражданина есть право на самореализацию вне политики в самоуправляемых творческих объединениях, профессиональных союзах и группах культурного досуга. Если гражданин не может обойтись своими силами, он добровольно объединяется с заинтересованными людьми. И только когда невозможно или не выгодно решить задачу на групповом или муниципальном уровне, привлекается государство.

      Для этого в гражданском обществе граждане сами решают, сколько каких налогов они уплатят на региональный, федеральный и международный уровень и знают из отчетов, сколько на что потрачено. Граждане лучше знают этнические традиции, природный ландшафт, каким должно быть отопление в их квартирах, поэтому сами нанимают служащих. Если гражданам не нужно больше столько полицейских, поскольку работа дружинников и криминальная обстановка улучшились, но нужно больше врачей и социальных работников, они прекращают контракт с одними и заключают с другими госслужащими. Гражданам виднее, кому из многодетных мам нужнее помощь, как лучше организовать работу с их подростками, нужнее новый подъезд к дому сделать или подъезды в доме  отремонтировать.  В гражданском обществе государство не сковывает инициативы граждан по самоуправлению, а, наоборот, всячески развивает.

      Глава администрации может участвовать в работе местного самоуправления, но не должен его возглавлять. Государство  создает условия, чтобы как можно больше его полномочий граждане осуществляли сами, а оставляли за государством только то, что требует высокой компетентности решений и работы хорошо подготовленных специалистов (офицеров, дипломатов,..), что выгоднее самим гражданам централизовать и монополизировать. Общество держится прежде всего на производственных коллективах, разделении труда между регионами и отраслями. Государство – профессиональный регулятор, интегратор в производстве, и отдать его функции профанам и дилетантам, решать большинством голосов вопросы, в которых разбирается только небольшой круг профессионалов - значит погубить общество. И все же разгосударствление общества и движение его к подлинному народовластию выгоднее государству, чем народу, которому придется за большее нести ответственность, не сваливая неудачу на плохую работу госслужащих. Но люди должны понимать выгоды самим быть хозяевами своей судьбы, а не передоверять ее кому бы то ни было.

      Лучше самого человека никто не знает, что когда и в каком виде ему надо.   У гражданина есть право участвовать в управлении государством и делами всего общества как через избранных им профессионалов-представителей, так и непосредственно. Интересы каждой группы населения должны быть представлены в политической организации общества, но гражданин может заявлять о своих неучтенных государством интересах и отстаивать их в пикетах и на митингах, пока не будет найден компромисс. Для эффективного участия граждан в политической жизни общества от граждан требуется большая общая и особенно политическая культура, знания и умения пользоваться политическими, социальными и экономическими правилами взаимоотношений с государством. Надо уметь отличать политика от политикана, популиста, демагога и избирать в государственные служащие тех специалистов, кто не боится взять ответственность на себя, доступен и чуток, толерантен, быстро реагирует на ситуацию и умеет объединить вокруг решаемой проблемы талантливых и честных созидателей. Самостоятельный гражданин – важнейшая опора гражданского общества и государства. А подготовка талантливых профессиональных организаторов-управленцев делами общества, которые пока не передашь обществу на самоуправление, настоящих государственных неподкупных мужей – одна из важнейших забот граждан.  Не слуги народа, а служители Отечества нужны обществу. У государства и граждан взаимная ответственность за бескризисное развитие общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48088. Основи наукових досліджень 304.5 KB
  Наука і наукове дослідження Роль і місце науки в соціальноекономічному розвитку суспільства. Наукове дослідження. Об'єкт мета та етапи наукового дослідження. Наука є складовою загальнолюдської культури і тому кожна людина повинна знати що таке наука наукові дослідження та як вони проводяться.
48089. Історія України 574.5 KB
  Вступ до курсу Історія України. Предмет має назву Історія України тобто розкриває і аналізує життя наших предків. Історія України бере свій початок з появи перших людей на її території.
48090. Сервісологія. Опорні конспекти лекцій 222 KB
  ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ТЕОРІЇ ПОТРЕБ Мета і завдання дисципліни “Сервісологіяâ€. Основні поняття теорії потреб. Поняття “потреб膓необхідностіâ€ “бажання†“надмірної потребиâ€. Потреби нагальні первинні та; вторинні індивідуальні та суспільні; матеріальні та духовні.
48091. Органічна хімія. Опорні лекції 1.47 MB
  Алкани Алкани насичені вуглеводні парафіни – сполуки Карбону і Гідрогену в молекулах яких всі валентності насичені атомами Гідрогену. Розміщення бокових відгалужень у вигляді радикалів визначається порядковим номером атомів Карбону карбонового ланцюга. Нумерацію атомів Карбону в головному карбоновому ланцюзі починають з ближнього кінця де розміщується замісник – радикал.
48092. Теоретичні основи фінансового аналізу 769.5 KB
  Значення і теоретичні основи фінансового аналізу Роль фінансового аналізу в управлінні фінансовою діяльністю підприємства. Метод фінансового аналізу Роль фінансового аналізу в управлінні фінансовою діяльністю підприємства. Фінансовий аналіз – засіб пізнання фінансового механізму підприємства процесів формування і використання фінансових ресурсів для здійснення діяльності. Як відомо у процесі функціонування будьякого підприємства циклічно відбувається: залучення необхідних ресурсів; з’єднання їх у виробничому процесі; реалізація...
48093. ПРЕДМЕТ І МЕТОД ЕКОНОМІЧНОЇ ТЕОРІЇ 1.11 MB
  Головною заслугою фізіократів є те що вони вперше перенесли предмет економічного дослідження зі сфери обігу в сферу виробництва і цим заклали фундамент для аналізу капіталістичного виробництва Класична політекономія Дійсно науковий характер економічна теорія отримала у працях представників класичної школи політичної економії В. Виходячи із сучасної практики важко не критикувати положення марксизму щодо економічної неспроможності капіталістичного виробництва та безперспективності його розвитку.Маркс з великою силою свого таланту логічно...
48094. ЗЕМЕЛЬНЕ ПРАВО 61 KB
  Предмет система і джерела земельного права; земельна реформа в Україні. Предмет методи принципи і система земельного права. Джерела земельного права України їх класифікація.
48095. Навчально-методичні матеріали. Земельне право 409.5 KB
  В сучасних умовах актуальність цих відносин значно підвищилась у зв’язку з проведенням земельної реформи приватизації землі прийняттям нового Земельного Кодексу України. Проблеми даної навчальної дисципліни висвітлюються на базі сучасних і нормативних документів: Конституції України Земельного кодексу України Кодексів інших галузей права указів Президента України декретів і постанов Кабінету Міністрів України відомчих нормативних актів що регулюють земельні правовідносини в державі. Джерела земельного права України і їх...
48096. НАЦІОНАЛЬНА ЕКОНОМІКА: ЗАГАЛЬНЕ ТА ОСОБЛИВЕ 2.5 MB
  Теоретичні аспекти виникнення та розвитку науки національної економіки Основоположником науки про національну економіку є німецький економіст Ф. Лістом у вказаній праці можна звести до трьох взаємопов’язаних підходів: 1 теорії продуктивних сил; 2 концепції стадійного економічного розвитку; 3 положення про активну економічну роль держави. Вона є результатом попереднього розвитку відкриттів удосконалень традицій досвіду знань. Ліст справедливо відзначає що істинні багатство і добробут нації зумовлюються не кількістю мінових...