63506

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Лекция

Логика и философия

Да и времени не оставили нам уже не только людьми созданные но и природой уготованные 21 веку глобальные проблемы вокруг решения которых надо скорее всему человечеству объединиться несмотря на все цивилизационные различия и групповые эгоистичные мечты амбициозных правителей.

Русский

2014-06-21

76.5 KB

1 чел.

ЛК VI.Философия истории.

Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции

общественного развития.

     Развитие общества представлялось только хаосом случайных событий, где достойной внимания могла быть лишь деятельность исторических личностей, увлекающих за собой на перемены народные массы, пока не появилась формационная концепция К.Маркса и Ф.Энгельса. Вскоре, как часто бывает во всех науках, материальстическое понимание жизни общества было открыто и другими, но они не просто не первые, а не сумели столь же глубоко и строго научно изложить новые взгляды, как этот удивительный тандем. Основными положениями учения об общественно-экономических формациях (ОЭФ) как ступенях общественного развития являются:

      1)одна ОЭФ приходит на смену прежней как более высокая ступень экономических отношений, обеспечивающая во много раз большую производительность труда. Развитие общества подобно естественно-историческому процессу, где через фазы нельзя перескочить, как и отменить их декретами, ни одна ОЭФ не сменится другой, пока в недрах ее не созреет в качестве уклада более производительная.

      2)сначала было присваивающее хозяйство, основанное на естественном разделении труда, которое затем сменилось производящим, в основе которого лежит общественное разделение труда и производство прибавочного продукта. Разделяет эти 2 типа неолитическая революция перехода от собирательства к агропроизводству.

      3)присваивающее общество было  доклассовым, затем с появлением частной собственности стало классовым, и будет бесклассовым, когда начнется неформационное развитие общества, подлинная история человечества, где общественное сознание будет определять общественное бытие, но пока общественное бытие(господствующие материальные отношения) определяет сознание людей и отношения между людьми.

      4)каждая ОЭФ подчиняется законам временного соответствия: производственных отношений уровню и характеру (индивидуальный или коллективный) развития производительных сил, надстройки (учреждений, идей и неэкономических отношений) базису (господствующим производственным отношениям), личностного фактора труда (стимулы к труду) вещественному (средствам производства), средств (орудий, техники) труда предметам труда (сырье, из которого делают продукт). Несоответствие приводит к смене одной   ОЭФ другой, после чего соответствие восстанавливается на новом уровне.

      5)В современном обществе представлены первобытные народы (Папуа-Новая Гвинея, в центральной Африке) остатки рабовладельческих отношений (официально запрещены, но даже в Европе есть), много феодальных государств (в арабском мире), буржуазных индустриальных (в Латинской Америке, Индия, Россия) и информационных (США, Япония, европейские страны), есть строящие социализм и коммунизм (Китай, Вьетнам, С.Корея, Куба, Венесуэла). Формаций нет в чистом виде, а есть несколько укладов, формационную ступень определяют по господствующему укладу.

      6)Социализм – первая фаза коммунизма, где трудящиеся уже совладельцы основных средств производства, но еще нужна диктатура пролетариата от возможной реставрации диктатуры буржуазии, которая долго остается сильнее гражданского общества в финансовом и правовом отношении, образованностью и связями с властными представителями данного класса в тех государствах, которые заинтересованы организовать интервенцию, чтобы за счет ослабевшего от революции государства дополнительно обогатиться. Как вырастет коммунизм (общество, где обязательным условием развития всего общества станет свободное развитие личности каждого трудящегося во благо всего общества), установится подлинное народовластие, там и тогда социально-политических революций больше не будет, останутся только научно-технические и культурные.

      Формационная концепция общественного развития выявила закономерное в развитии европейских народов и тех, которые пошли по западному пути развития. Но роль этносов, эпидемий, своеобразия ментальности, религий и философских систем эта концепция не рассматривает. Все особенное и индивидуальное, роль случайного и неповторимого, а не только общего и закономерного, рассматривает дополняющая формационную цивилизационная концепция общественного развития, важнейший вклад в которую внесли Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и А.Тойнби.

     В основе цивилизационной концепции (ЦК) факторный подход, герменевтика и феноменология, изучение судьбы народов и государств. В России еще и до Н.Данилевского и западники, и почвенники пытались понять мессианский крест, судьбу России вечно жертвенно спасать культуры Запада и Востока друг от друга. А по поводу того, является ли Россия особой цивилизацией, доныне идут споры. ЦК называет цивилизацией высшие достижения группы народов или стран на этапе после дикости, обычно связывается начало с появлением письменности. Понятия цивилизации и культуры во много совпадают. Но выше отмеченные представители ЦК цивилизацией называли последний этап развития письменной культуры, начало ее конца, поскольку поклонение технике и деньгам ведет к упадку творческих сил и идеалов. «Культура и цивилизация – это живое тело души и ее мумия»(О.Шпенглер).

       Еще М.Вебер отмечал, что духовная культура дает своеобразие и целостность цивилизациям. Фольклор и профессиональное искусство, мифы и религиозные верования, философские учения и традиции поведения, приемы организации жизнедеятельности у каждого народа индивидуальны. ЦК утверждает, что общество хотя бы для дальнейшего выживания в природной среде поликультурным должно оставаться, а навязываемая Западом монокультурная вестернизация пагубна для человечества. Мир не ранжируется на высшие и низшие, развитые и неразвитые, совершенные и отсталые культуры. Культуру создают климат и ландшафт местности проживания народа, его коллективные фантазии и мифы, кем гордятся в народе, какие способы выживания гении народа придумали. У народов и государств развитие уникально, пути своеобразны, поэтому слепо копировать социально-политические системы, духовность нельзя.

      Системы ценностей разных народов несовместимы, поэтому заимствования должны быть не разрушающими основы своей культуры. Культура как искусственная форма коллективного бытия народов представляет собой системное многообразие материальных и духовных ценностей от культуры быта, топоса (местожительства), социальных отношений до культуры бизнеса, материального и духовного производства. История идет через зарождения, взлеты и кризисы, нередко и гибель цивилизаций, или слияния их с дочерней. Жизненный путь культур определяет судьба, во многом и закономерная, и случайная. А.Тойнби и Л.Н.Гумилев выделяли в каждой цивилизации культурно-творческое ядро, пассионариев, подвижников, великодушно выполняющих свою культуротворческую миссию, создающих идеалы, образцы для подражания (А.Пушкин в русской поэзии, Ф.Глинка в музыке, М.Ломоносов в науке).

      Сохраняя духовную элиту культура своевременно и адекватно отвечает на вызовы судьбы, оставаясь жизнеспособной. Но элита может оказаться отгородившейся от народа из-за недостаточной многочисленности, развратившейся интеллектом, техникой или инстинктами, предавшей душу культуры своего народа, увлекшейся заимствованиями или самобытностью, тогда наступает закат. О.Шпенглер так и назвал свою работу 1918-1923 годов «Закат Европы». Российскую культуру он считал молодой, в стадии становления, но находящейся в опасности из-за сталинизма. Все культуры должны вносить вклад в современную общечеловеческую цивилизацию, лишних культур нет, утрата культуры даже малого народа скажется на здоровье всех, даже самых крупных.

Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Спасение планеты  от людей.

     В настоящее время на планете сосуществует несколько весьма разных цивилизаций. Последние первобытные племена исчезают по мере проникновения в них представителей более поздних цивилизаций, отрывающих молодежь этих племен от обычаев и навыков выживания их предков. Есть несколько типов аграрных и индустриальных, постиндустриальных информационных объединений стран. Часть из них вовлечена в западную цивилизацию, часть - в исламскую, часть - в китайскую или индийскую, латиноамериканскую или африканскую.  Еще не все народы бывшего СССР  отошли от российской цивилизации. Взаимодействие цивилизаций происходит на официальном и неофициальном уровнях. Экономическое, политическое и культурное сотрудничество государств и народов способствует росту доверия и меньшей конфронтации цивилизаций. Наиболее агрессивен лидер западной цивилизации США, пользуясь временным положением единственной сверхдержавы, обладающей военной мощью, сопоставимой с мощью всех остальных стран мира.

      США постепенно, но упрямо разрушают все международное законодательство, созданное по итогам двух мировых войн. Их целью стало прибрать в руки своих монополий важнейшие ресурсы на планете, для чего надо подчинить располагающих важнейшими ресурсами славян и исламский мир. Первый удар по стране, бывшей оплотом обоих миров, неожиданно для самих США, получился удачным. Но, как потом и в Ираке, победа стала «Пирровой», теперь они жнут плоды победы плача, ибо бед от побед больше, чем рассчитывали. Да и Россия уже не послушна опять, в отличие от Европы, да еще объединяется с быстро растущими экономиками Китая, Индии и Бразилии (БРИК). Пока США окружали Россию враждебно к ней настроенными прикормленными США правительствами, в Латинской Америке под боком 6 стран стали социалистическими и объединили 12 стран Америки против США. В Африке половина стран вышла из под контроля США. Даже Европа пока послушна президенту США только за счет вновь принятых в Евросоюз антироссийских режимов, а пытается стать все самостоятельнее, сохраняя союз только для противостояния Японии, Индии, Китаю и России.

      Наша страна добивается многополярного мира, где каждая цивилизация, как народы России, будет плодотворно развивать самобытность и взаимовыгодно сотрудничать с другими, а не превращаться в провинцию США, как в древнеримской империи государства Европы и Средиземноморья. В 21 веке, в отличие от конца Античности, нет ни сильных дикарей, ни ресурсов, чтобы начать с начала создавать новые цивилизации. Да и времени не оставили нам уже не только людьми созданные, но и природой уготованные 21 веку глобальные проблемы, вокруг решения которых надо скорее всему человечеству объединиться, несмотря на все цивилизационные различия и групповые эгоистичные мечты амбициозных правителей. «Не до жиру, быть бы живу».

     В современном мире накопились неотложные противоречия как всего человечества с природой Земли, так и межцивилизационные, межгосударственные и межблоковские. Эти противоречия, как и глобальные проблемы, надо решать за столом переговоров, а не в локальных войнах, каждая из которых может неожиданно перерасти в последнюю мировую. В зависимости от непредсказуемого поведения разных социальных сил в мире возможны разные сценарии будущего. Человечество сейчас  близко как никогда и к гибели после долгой агонии или однодневной катастрофы, и к выходу из кризиса и бесконечному окультуриванию Вселенной, создавая на разных планетах новые цивилизации.

      Сценарии свои есть у ученых футурологов и церквей, писателей фантастов и прорицателей, есть и у социальных философов, которые различают непосредственное будущее, обозримое и отдаленное. Непосредственным называется будущее, в котором знаем и проблемы, и пути, и средства их решения. В обозримом будущем знаем проблемы, но не выбраны пути решения, поскольку надо ученым и инженерам создать новые средства решения проблем. В отдаленном будущем знаем, каких проблем уже не должно быть, но какие новые появятся и как потомки их будут решать гадать нет смысла.

       Эксперты 20 лет считали, сколько чего еще осталось, включая способности природы к самоочистке, и в неутешительном выводе Декларации ООН Рио-92 заявили, что через 25-30 лет самоочистка станет невозможна, начнется необратимое разрушение основных круговоротов, их надо срочно восстанавливать. Но «воз и ныне там». Спасем природу или загубим и себя вместе с ней – ответ ждать недолго, хотя обнадеживает, что ученые не все потенции планеты сумели учесть. Пока браконьеры отделываются смехотворными штрафами, вырубаются последние леса, без которых задохнемся без кислорода, США вышли из Киотского соглашения о выбросах в атмосферу, а именно США и дают в разных странах на своих предприятиях и от своих автомобилей 40% выбросов, а все остальные страны вместе остальное.

      Правовой защиты природы на планетарном уровне как таковой нет, как и экологической экспертизы экономическим и техническим проектам транснациональным корпорациям. Экологические партии и движения, за исключением мелких, фактически куплены монополиями, чтобы шумели только по отношению их конкурентов. Есть надежды, что разразившийся финансовый и экономический кризис протрезвит головы правящих в наиболее технически развитых странах либеральных демократов и вслед за государственным вмешательством в экономику породит и государственное вмешательство в отношения общества с природой. Подкрепляют эти надежды решение президента США Абамы каждому штату самому определять выбросы в атмосферу и выступления олигархов планеты после премьера России В.Путина на форуме в Давосе в январе 2009. Но посмотрим, в какие дела превратятся эти слова, удастся ли, например, удержать повышение температуры на планете не более, чем на 2 градуса и не дать погибнуть последним пингвинам Антарктиды от загрязнения льдов этого самого далекого от промышленных выбросов континента. Мы живем в единой биосфере планеты, где гибель одного вида влечет неизбежную гибель сотен смежных вплоть до человечества.

     Ничего лишнего в природе и культуре нет, скорее многого уже катастрофически для нас не хватает и надо создавать или реанимировать людям. Но для этого надо защитить планету людям порядочным от людей алчных и безразличных к будущему даже своих детей, не говоря о более отдаленных потомков. СМИ в руках алчных, пытающихся сковать население планеты страхами, спекулируя на случаях даже одиночных насилий и упорно замалчивая, а то и шельмуя добрые дела истинных созидателей благополучного будущего. Страх обывателя заставляет смириться со всеми безобразиями насильников над природой, детьми, народами, но равнодушие большинства позволяет распоясаться деньгоманам и губить будущее всех ради кайфа сейчас. Им нет дела до исчезающих природных и культурных бесценных сокровищ, но нам то есть! С кем ты, студент современного мира? От жизненной позиции каждого из нас зависит наше будущее.

Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.

     Будущее человечества зависит от своевременного решения глобальных проблем, которые накопились к нашему времени. Глобальными называются проблемы, которые не решить уже в отдельно взятой стране, даже в США, и нужны усилия объединенных наций, чтобы эти проблемы успеть решить. Локальные проблемы стран, народов и континентов стали глобальными в современном мире из-за  его глобализации. Рост экономики, населения, научно-технического прогресса, использования сырьевых и энергетических ресурсов, экологической нагрузки подошел к своим пределам, но не остановлен. В мире обостряется борьба за оставшиеся ресурсы. Планета оказывается все больше под влиянием сокращающейся кучки олигархов, определяющих судьбы народов и государств. Естественной реакцией на это становится рост мирового терроризма, включая государственный. Политико-экономические меры для решения проблем оказываются все больше недостаточными, к решению глобальных проблем привлекается внимание всего населения планеты в силу их сложности, быстроты роста и потому, что затрагивают каждого человека, так или иначе требуя его участия в их решении. Если в 20 веке можно было мечтать о строительстве Рая на Земле, то в 21 веке задача успеть спастись от Ада.

     Все глобальные проблемы можно разделить на создаваемые природой и создаваемые обществом. Среди последних на первом месте со времени появления ядерного и других видов оружия массового уничтожения остается проблема мировой войны. Число стран, обладающих ядерным оружием, растет, им могут воспользоваться даже малые группировки террористов, но есть еще химическое и бактериологическое, психотропное и иные виды оружия массового уничтожения, контроль за которыми очень труден даже на уровне ООН. Локальные вооруженные конфликты, непрерывно идущие торговые войны могут легко превратиться в мировую войну с использованием всего арсенала вооружений. Человечеству нельзя терять бдительность, как оно потеряло в 1914 и 1939 годах, за что поплатилось десятками миллионов погибших и экономическим отставанием. Необходимо всемерно поддерживать антивоенные настроения и силы противостояния выгодной только военно-промышленным комплексам и давно слишком обременительной и бессмысленной гонки вооружения на планете, поскольку победителей теперь не будет. На смену борьбе за передел  за счет ослабевших между крепнущими государствами и ТНК оставшихся на планете сырьевых и энергетических ресурсов должно прийти совместное использование богатств северного и южного полюсов, нефтеносных шельфов и богатых регионов.

        На конференции ООН 17.11.2009 года по продовольственной проблеме в мире отмечено, что число голодающих непрерывно растет и превысило миллиард человек. Но ответственность за помощь голодающим возложена на сами бедные страны, а даже необходимой финансовой помощи веками вестернизации и колонизации грабящие эти бедные страны богатый миллиард оказать отказался. Перед Россией стоит задача скорее обеспечить себе продовольственную безопасность, для чего надо укреплять мясо-молочное производство и овощеводство в первую очередь. Надо улучшать состояние почвенного покрова, заменять химическую защиту растений биологической, менять структура питания населения и пропагандировать культуру правильного питания и пития, чтобы не стать тучными и злоупотребляющими биодобавками, как американцы.

      Человечество уже имеет демографические проблемы, ибо, где хороша рождаемость и много людей, там нет работы, чистой воды и еды, а где все есть, там нет достаточной рождаемости и приходится привлекать мигрантов, этим приводя население к маргинализации, лишая будущего свою многовековую культуру, получая от беженцев эпидемии и неквалифицированную рабочую силу, терроризм и наркоманов и т.п. Везде с демографической проблемой связаны проблема здорового и доступного для большинства молодежи жилья. Везде проблема здоровья человека и нации, даже на Западе, где культивируется здоровый образ жизни, люди страдают нездоровьем и тела, и духовно-нравственным. Глобальными стали вредные привычки. Свои проблемы у медицины, системы образования, экологии, пресной воды, кислорода в атмосфере,  нехватки сырья и энергии, транспорта и индустрии здоровых развлечений, непродажных и не развращающих вкусы СМИ, гражданского общества и прав человека.

      Принятая после 20-летней работы экспертов Декларация ООН от 12.07.1992 года рассмотрела угрозы планете, исходящие от современного человечества, в первую очередь экологические. В Декларации подчеркивается, что до начала уже необратимого разрушения основных круговоротов в природе осталось 25-35 лет (с 1992 года). С тех пор конца списку проблем не видно, ежегодно прибавляются все новые. Даже локальные проблемы богатых стран (например, финансовый кризис в США, исламизация Западной Европы) затрагивают почти весь мир, глобализируются, а бедные государства не могут без международной помощи решать даже свои пока локальные проблемы (ликвидации последствий цунами или эпидемии). Только совместными усилиями можно теперь осваивать сырьевые и энергетические ресурсы, ибо на поверхности они исчерпываются, а чтобы добывать и передавать из больших глубин и со дна океанов, не хватит средств ни у кого в одиночку.

      Глобальные проблемы, как сообщающиеся сосуды, изменения в одной приводит к неизбежным изменениям смежных. И как клубок запутавшихся ниток, глобальные проблемы нельзя решать по одной, надо ослаблять сразу несколько узлов, следя, чтобы ни один узел не превратился в «гордиев», поскольку рубить их невозможно. Сейчас главное не решить хотя бы острейшие, а не дать им стать нерешаемыми и в будущем. И не по всем распылять финансовые и людские ресурсы, а по приоритетным сейчас и здесь, затем здесь другие, ставшие первоочередными теперь, а в другом месте иные. Главная задача, скорее научиться распознавать зреющие извержения проблем и быть готовыми к спасению себя и нужных тебе людей, без которых не решить другие проблемы. Нет места для оптимизма и пессимизма, нужен прагматический, но дальновидный  и окрыленный творческим воображением реализм.

      Будущее под большим вопросом, оно все больше зависит от настоящего, от нашего желания и умения сегодня не закрыть возможности решения проблем будущего. Надо сделать все от нас зависящее, чтобы не  сейчас не лишить будущего потомков своим детским паразитизмом, инерцией ленивого коровьего образа жизни. Либо мы сейчас, либо никто никогда уже не решит накопившиеся за тысячелетия и превратившиеся из локальных в глобальные проблемы. Осталось на мобилизацию здравомыслящих людей планеты всего  лет 10. Это ваше время, вашей зрелости, а не стариков или не родившихся детей. Время выбрало вас для решения главной задачи: от раздрая и эгоизма перейти к союзу неравнодушных к будущему людей не взирая на различия их по взглядам и социальному положению. Предки умели объединяться перед общей военной опасностью или для грабежа соседей вокруг харизматической личности. Сейчас надо объединиться во имя созидания будущего вокруг общего дела спасения планеты, а не личностей, которых алчные хозяева планеты легко отстреливают руками килеров.

      Политические партии для этих целей создания нового типа объединения не годятся в силу своего группового эгоизма и устарелости способа организации. Наиболее подходит способ деятельности антиглобалистов, но сами они архаичны и консервативны, нужна позитивная программа помощи будущему, а не противостояние лишь дурному из прошлого. Протестное движение без соблазнительных и научно обоснованных программ замены хорошего лучшим бесперспективно. Для решения новых задач новыми средствами нужны новые люди, а их заранее не бывает. Они могут появиться только среди берущихся за своевременное решение глобальных проблем смелых молодых людей. Поиск таких неравнодушных современников сам превратился в важнейшую из глобальных проблем. Либо мы сейчас, либо никто никогда уже не решит накопившиеся за тысячелетия и превратившиеся из локальных в глобальные проблемы.

Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила. 

       «Не хлебом единым жив человек», не исчерпывается человек материальным и социальным, как минимум нельзя игнорировать еще его духовность – утверждали не безосновательно философы тысячелетиями. Но духовную жизнь отдельного человека невозможно правильно понять вне духовной жизни общества (ДЖО). Как телесная организация и социальные отношения, так и духовная жизнь общества обязательно должны учитываться в изучении человека. Но в изучении ДЖО нельзя не учитывать ее атома – духовной жизни человека, его сознания и подсознания. А чтобы понять взаимодействие индивидуальной и общественной духовной жизни, надо понять феномен и структуру, закономерности функционирования и развития ДЖО.

      ДЖО представляет собой мир идей и настроений, перемен в общественном настроении и тысячелетних традиций – всего мира идеального, что отражает и преобразует материальный мир вокруг человека и в нем самом. В структуру ДЖО входят религии и науки, мифы и философии, произведения искусств и сказки коллективных авторов народов мира. Для функционирования ДЖО в определенных формах на протяжении долгого времени существуют определенные институты: религиозные верования поддерживают церкви, законодательство и политические взгляды воспроизводят государственные органы и внегосударственные политические и правовые организации. Наука и философия существуют не только как системы противоборствующих теорий, но и как узаконенные или самоорганизующиеся институты и школы (в философии милетская и пифагорейская в Античности, Деборина и Сталина в первые годы СССР,  в советской биологии школы Лысенко и Вавилова).

      Средством материализации ДЖО является в каждой стране и система образования от дошкольного и школьного до высшего и дополнительного вплоть до подготовки и переподготовки академиков и генералов. Кроме совокупностей различного рода учреждений, ДЖО материализуется в системе общественных отношений, как духовных, так и материальных, и в узком смысле слова социальных. В каждой сделанной человеком вещи и социальной связи опредмечены мысль и настроение автора и эпохи, что можно распредметить века спустя по найденному археологами даже черепку кувшина, рассказав о духовном мире людей времени создания и использования этого кувшина.

      ДЖО, хоть и зависит в своем функционировании от народов и иных больших и малых социальных групп, развивается талантливыми индивидами, у которых «и мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут, ум просится к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут». Пушкин сам отметил в  становлении своего гения и роль дяди поэта, и няни талантливой, и духовных образцов, и образования в Царскосельском лицее, но велика и роль того, что был потомком арапа Петра Великого, и современником эпохи  Наполеона и декабристов. Гений таких людей, как А.С.Пушкин, доныне влияет на ДЖО не только народов России, но и мирового сообщества.

      Но не только гении и таланты меняют ДЖО, ее меняют и бездарные, но властные политики и чиновники, и уровень образованности народов, и компьютеризация планеты людьми с низкой духовностью, и смена моды на идеи, например, патриотизм и совестливость потеснили космополитизм и хамство. Но именно те, кто, благодаря высоте культуры и нравственной чистоте и стойкости останется любящим свою Отчизну «странною любовью» и будет ставить расплодившихся хамов на указанное им еще в Библии и Коране место, спасут и возродят ДЖО в России и мировой культуре, тем самым обеспечат дальнейший прогресс производства материальных и духовных благ. ДЖО состоит из духовной жизни отдельных людей. Но не складывается, а интегрируется из духовности каждого из нас, самим фактом своего бытия вносящим в ДЖО вклад.

      Важнейшей формой развития ДЖО является самообразование и самовоспитание  взрослых людей, их стремление к саморазвитию и развитию своих детей. Совсем бездуховных, как и совсем некультурных людей нет, но есть нищие духом, слабовольные и совращенные «матерью всех пороков» ленью, детским паразитизмом, избалованностью, а есть, если и обиженные Богом талантами, но такие троечники, которые вскоре превзойдут отличников благодаря любознательности и трудолюбию и, хотя бы детям, создадут такие стартовые позиции в жизни, чтобы подтянуться до уровня и стать своим среди настоящих мастеров ДЖО, среди тех ученых или деятелей искусства, философов или священнослужителей, инженеров или учителей, на которых держится и благодаря которым развивается та или иная форма ДЖО.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36885. Ознайомлення з роботою програмного симулятора dScope-51 123.5 KB
  1 Запуск програми dScope відбувається в середовищі Windows з вікна програм DSW51 Після запуску на екрані монітору з`являється типове вікно Windows з строчкою заголовку вікна кнопками системного меню згортання мінімізації та розгортання. За допомогою команда меню View Вид викликаються робочі вікна: Toolbr дозволяють підключати в вікно програми лінійку кнопкових перемикачів прискореного доступу до певних команд та вікон. Sttus Br дозволяють підключати в вікно програми лінійку статусу де наводиться інформація про...
36886. Прилади магнітоелектричної, електродинамічної та електромагнітної систем 229 KB
  Мета роботи: Вивчення будови принципу дії приладів магнітоелектричної електродинамічної та електромагнітної системи та методами їх використання. Завдання: Ознайомитись з призначенням та областю використання приладів магнітоелектричної електродинамічної та електромагнітної систем. Вивчити принцип дії приладів та методику їх використання. Ознайомитись із властивостями та технічними характеристиками приладів.
36887. Дослідження простої випадкової вибірки за допомогою функції «Выборка» Microsoft Excel 16.4 KB
  Загальні відомості Процедура отримання простої випадкової вибірки проілюстрована на наступному прикладі. Побудова простої випадкової вибірки здійснюється у такій послідовності: Генеральна сукупність – дані таблиці 1. Основа вибірки – нумерація елементів таблиці.
36888. Ознайомитись з основними командами програмного симулятора dScope-51 56.5 KB
  1 При введенні команд перед командою ставиться SM без нього введення команди не відбудеться. Всі команди проводяться через акумулятор А Основні команди симулятора: DD – додавання; SUBB – віднімання; CPL – інверсія; RL – зсув вліво на один; RR – зсув в право на один; XCH – обмін; CJNE – порівняння; CLR – встановлення нулів; DEC – віднімання від регістра одиниці; INC – додавання до регістру одиниці; h ставиться в кінці вводу команди для того щоб показати що число вводиться в шістнадцятирічній СЧ; означає що ми вводимо до...
36893. Дослідження тиристорів за допомогою програмного комплексу Electronics Workbench 72.5 KB
  Дослідження прямої гілки ВАХ тиристора можна проводити з використанням схеми на рис. Рисунок 4 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів анода Рисунок 5 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів керувального електрода Порядок виконання роботи 1. Рисунок 6 Схема для лабораторного дослідження тиристора 5. В результаті момент відкриття тиристора зміщується в часі і залежить від величини резистора.