63507

Онтология. Единство мира. Монистические и плюралистические концепции бытия

Лекция

Логика и философия

Монистические и плюралистические концепции бытия. Уже автор термина бытие Парменид в тезисе о тождестве бытия и мышления утверждал познаваемость мира человеческим мышлением. Вопрос о единстве мира всего бытия или изначальной множественности значит и невозможности...

Русский

2014-06-21

64.5 KB

8 чел.

ЛК VII.Бытие в  неживой природе. Где мы и куда летим?

Тема 27.Онтология.  Единство мира.  

Монистические и плюралистические концепции бытия.

     Бытие как таковое, имеющее всеобщие законы изучает онтология. Уже автор термина «бытие» Парменид в тезисе о тождестве бытия и мышления утверждал познаваемость мира человеческим мышлением. Вопрос о единстве мира, всего бытия или изначальной множественности, значит и невозможности ее верно познать и изменить на лучший мир, неизменности его основ наиболее остро встал перед философией Нового времени, в эпоху подготовки буржуазных демократических революций.  Перед каждым человеком при решении разных проблем встает гамлетовский  вопрос «Быть или не быть?» и надо понимать, что для тебя сейчас значит здесь быть или не быть (студентом и супругом, надежным товарищем и сотрудником, западным или восточным человеком, но 21 века и т.д.)? Каким где кому быть можно и каким нельзя? У каждого множество взаимодействующих между собой видов природного бытия, социального и духовного, политического, правового и нравственного, космического и личностного. Получше знать структуру и тайны собственного бытия – это побольше понимать в своей судьбе и что от тебя самому тебе и другим можно или не нужно ждать.

      Названный  в онтологии основным вопросом философии, вопрос об отношении души к телу, духа к природе, сознания к материи, идеального к материальному, общественного сознания к общественному и природному бытию, мышления к бытию вообще позволял давать взаимоисключающие ответы. В философии сложились школы верящих в единство мира монистов и утверждающих множественность коррелирующих, но независимых изначально форм бытия плюралистов. Среди монистов конкурируют два противоположных мнения: материалисты и идеалисты. Заслуга первых в смелой попытке везде (в природном и социальном) видеть объективное, независимое от человека и человечества, изменяемое только в форме, но по законам самого материала, а заслуга вторых в умении видеть и отстаивать важность идеалов, субъективных моментов, мотивов поведения, духа и души. «Мир не просто существует, он еще и наполнен тайной»(О.Шпенглер). Кто прав среди монистов и правы ли монисты против плюралистов – вопрос открытый доныне, поскольку бесспорного доказательства позиции нет.

      Монисты создали субстратное, функциональное и атрибутивное доказательства единства мира, но безупречного и окончательного пока нет. Достоверно даже не знаем: мир един или миров много совершенно непохожих и, следовательно, непознаваемых для нас? Простейшей формой плюрализма был дуализм (Декарт, Кант). Заслуга дуалистов в критике и тем самым помощи преодолеть вульгарности современных им форм материализма и идеализма, а слабостью дуалистов остается то, что в конкретных вопросах они становятся сами на точку зрения материалистов или идеалистов, не умея до конца последовательно остаться дуалистами. Заслуга плюралистов в целом в подчеркивании недоказанности монистической гипотезы и ненужности все многообразие вещей и процессов в мире заранее дихотомически расписывать в две колонки. Плюралисты видят самостоятельность разных явлений природы, социальной и духовной жизни, воли(А.Шопенгауэр)  подсознания(З.Фрейд), пр. Но плюралисты игнорируют изучение их взаимосвязей и мир у них по сути осколки, ничем не связанные между собой,  в будущем контакты не нужны и невозможны никакие, кроме трений. Само понятие бытия-вообще  введено для устранения путаницы реально существующего или возможного в определенных условиях с существующим только в сознании в виде групповых научных и религиозных или даже всеобщих заблуждений и невозможных для реализации нигде и никогда, пустых фантазий. Не столько для понимания бытия Вселенной или Бога, сколько для понимания все новых форм бытия человека (например, виртуального, подлинного и неподлинного) важно это понятие: «бытие».

       Но чем больше знает наука, тем острее встает проблема использования науками тех или других концепций бытия. С одной стороны, развитие наук только может доказать или опровергнуть правильность той или другой концепции бытия, а с другой стороны, если наука в целом исходит пока из материалистической монистической концепции бытия, а она ошибочна, то многие знания неверны и наука заведет в тупик или к пропасти. Выбирая концептуально неверный подход, мы будем жить иллюзиями и зря тратить время и средства, что пока непозволительная роскошь для балансирующей на краю гибели цивилизации. Только время и факты разрешат спор между концепциями бытия и, скорее всего, помогут сформулировать новые, пока неведомые, но вобравшие все ценное от прежних, как наша жизнь, вбирающая многое из прошлого, но неведомая и более самоорганизующаяся, чем планируемая и творимая сознательно нами.

       Смерть как смена формы бытия допускает ли бессмертие живого разумного или все заново где-то возникнет и до определенного состояния и момента будет развиваться и тоже погибнет? Смерть есть инобытие или небытие? Парменид доказывал, что небытия нет и все лишь разные формы бытия. Нигде нет ничто, все проходит не бесследно, не исчезает в никуда, а всегда куда-то. Так Парменид помог преодолеть неуверенность, фобии и мании от безопорности современников, у которых с появлением частной собственности и крахом кровнородственной и соседской общины появилась растерянность, дезориентация в смысложизненных установках, шок сиротства в недавно понятном мире. Парменид дал стимул наукам открыть законы симметрии и сохранения. Понятие бытие выдерживает испытание временем даже теперь, когда появилось виртуальное бытие, а отмеченное еще Платоном и развитое экзистенциалистами неподлинное бытие стало массовым.

       Категория «бытие» - разумная абстракция общей связи всего реально существующего в отличие от того, что нигде и никогда реально существовать не может, кроме пустой игры воображения. Следовательно, не все нужно хотеть. И еще следует из понятия бытия, что бессмертие для человека возможно. Пусть пока не для каждого отдельного человека, а для человечества есть реальные возможности не погибнуть ни вместе с планетой, ни вместе с Солнцем, ни даже вместе с Метагалактикой. Надо только  нам сегодня не уничтожить шанс бессмертия человечества в будущем. Для этого нашему бытию не хватает идеальности мышления. У каждого человека потенциально есть способность, присущая только людям: творить идеальные модели новых форм бытия и по ним воплощать идеалы в материальные вещи, удовлетворяющие любые наши потребности. Распредмечивание идеальным бытием материи и опредмечивание идеального вновь в материальное, но уже иное бытие – чудесная способность человека, открывающая ему путь в бессмертие.

Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.

     Надиндивидуальный уровень понимания бытия не каждому важен: откуда и куда летит солнечная система, представляет ли собой мир целостный Универсум, превращаемы ли друг в друга нечто и ничто, можно ли Вселенную превратить в очеловеченный Космос, как долго еще быть нашей Галактике и звезде, планете и человечеству, как быть с глобальным потеплением и оледенением? Как воздействуют друг на друга на Земле ядро, мантия, лито- гидро- био- социо- техно- атмосфера? Как воздействует на нас невидимая часть Вселенной? Какова масса вакуума и из чего в нем появляются новые Метагалактики? Как связаны мега- макро- и микромиры? Могло ли из неживого возникнуть живое, из бездуховного материального духовное идеальное? Смерть как смена формы бытия допускает ли бессмертие живого разумного или все заново где-то возникнет и до определенного состояния и момента будет развиваться и тоже погибнет? Как нам сегодня не уничтожить шанс бессмертия человечества в будущем? Каким должно быть взаимодействие первой и второй природ? «Как сделать недоступным бытию смерти современную цивилизацию?» - спорят неравнодушные к потомкам, не мирящиеся с мыслью о последнем поколении думающих, не скотски выживающих, а понимающих себя ответственной частью бытия Вселенной землян. Проблема здесь в том, чтобы такие люди были у рулей политической и духовной жизни общества, направляли деятельность общества на коэволюцию с природой.

      Диалектика как метод познания помогла объяснить внутренние источники и движущие силы самоизменения вещей и бытия в целом, раскрыла механизм появления нового качества вещей и наследования, преемственности свойств, как и многое другое. Но объяснить механизм превращения Хаоса в Логос, ничто в нечто, пустоты в тело смогла только синергетика. Изучая системы в химических, биологических процессах, философствующие ученые Пригожин и другие обратили внимание на универсальность закономерностей, на распространимость их на все события нашей видимой части Вселенной. Везде в колебательных движениях есть слабые места, точки роста, случайное малое воздействие на которые может стать последней каплей для невозврата к прошлому, происходит флуктуация (а в живом мутация), появление нового состояния системы и новое направление ее изменения.

      Такие точки, где возможны разные варианты выбора дальнейшего развития, где важны резонансные воздействия называются точками бифуркации, разветвления. Выбор одного варианта альтернативен, то есть исключает возможность исправиться, если произошла ошибка и избран путь к гибели, а не спасению. И у Вселенной, и у народа, и у атома, и у отдельного человека могут появиться ситуации витязя на распутье, а выбирать одну из дорог приходится и, как буриданов осел между двумя охапками сена с голоду не помрешь,  что-то тебя заставит пойти по одной из дорог. Философы вместе с учеными сейчас изучают опасность биосферной флуктуации жизни на Земле и синергетические пути ее преодоления. Синергетический подход помогает лучше понять процесс самоорганизации нашей Метагалактики и не сваливать все на судьбу, а оценить свободы настоящих и будущих людей изменить мир на лучше обеспечивающий рост человеческих потребностей и не ведущий к Апокалипсису.

      Универсуму как познаваемой человеком части мироздания присуще единство устойчивости и неустойчивости, нестабильности в отдельные моменты времени и определенных местах пространства, где малопонятные пока науке темные массы и энергии преобразуют мир, включая и нас. Все звезды вместе лишь 4% известной нам массы Метагалактики. Что же мы можем знать про иные формы бытия природы, где заключено 96% массы, есть ли у них единство с нашим миром и можем ли мы со временем их понять, менять, выжить? Мы теперь знаем, как важны для строения и здоровья организма каждого из нас взрывы сверхновых звезд, приносящие нам необходимые химические элементы, рождающиеся каждый на определенных звездах. Мы немного знаем зависимость жизни на Земле от вспышек на Солнце, зависимость возникновения в прошлом народов и государств на Земле от облучения Земли космическими квазарами.

       

Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.

Проблемы дальнейшего прогресса. 

     Бытие в мире материальных и идеальных объектов возможно только в их  движении и развитии. А как же понимать покой? Это не отсутствие движения, а движение в равновесии объектов в том же направлении и с той же скоростью. Относительно иной системы координат или точки отсчета тот же объект движется. Но как же движутся тела при абсолютном нуле, почему при приближении к нему им свойственна сверхпроводимость, а куда она исчезает при минус 273 градусах по цельсию? Как соотносятся покой с оформленностью тел и процессов, их временной устойчивостью? И не является ли покой не только относительным, но и абсолютным свойством бытия наравне с движением? Спора философские имеют нередко весьма конкретный результат, например, в объяснениях таких феноменов, как сверхпроводимость, сверхтекучесть и т.п.  

      Движение тоже всегда относительно, но вне движения объектов нет, в чем одновременно и его абсолютность. Движение – неотъемлемое свойство всех материальных и идеальных объектов (атрибут). Любое тело существует в результате множества внутренних движений (элементарных частиц в ядре, самих ядер и электронов в атомах, атомов в молекулах) и внешних движений, обеспечивающих функционирование и развитие каждого тела и всего многообразия взаимодействующих тел. Однако важнее разбираться в многообразии форм движения, классификации их проводятся по разным основаниям. Различают основные формы движения по их носителям (по тому, что движется). Формы движения помогают выявить уровни организации неживой, живой и социальной природы, структуру материального и идеального.

      В неживой природе различают формы движения в микро-, макро- и мегамирах по 4 типам взаимодействий тел (слабое, сильное, электромагнитное и гравитационное). Геометризация физики позволяет понять движение в 11-мерном пространственно-временном континууме как единый по сути тип взаимодействия или как виды искривления пространства, где тела постоянно движутся по «кочкам» и «ухабам» геодезических линий. Но законы физического движения подчиняются в молекулах законам химического, в живом – законы химического законам биологического, в обществе – законы биологического законам социального, а в обществе культурном – законы социального – законам духовного, идеального. Таким образом, высшая форма движения подчиняет себе низшие, хотя и действует на их основе, но не сводима к ним.

      И так, к основным формам движения относятся: 1)физико-химическое движение в неживой природе микро- и мега-миров. 2)В макромире важно учитывать геологические процессы, важную роль в которых на Земле играет живая природа. 3)Билогическая форма движения со своими носителями от клетки до биосферы. 4)Социальная форма движения от личности до человечества. 5)Духовная идеальная форма. Каждая низшая форма движения не проще, но более самостоятельная, качественно иная, имеет иные носители от простейшего до сложнейших и иные законы движения. Неживому не нужны, в отличие от живого, еда и обмен веществ, самодвижение и самоорганизация, органы размножения и чувствительности. Корова не равнодушна к музыке и ласке, но социальны и «духовной жаждою томимы», как Пушкин,  корова, гусь или свинья не бывают.

      Несмотря на корпускулярно-волновой дуализм, законы сохранения и симметрии, круговороты веществ и взаимодействия, в мире нашем есть векторность движения, то-есть развитие, необратимость изменений. Открытие К-мезонов и квантовых флуктуаций в вакууме позволило понять не только биологическую асимметрию, но и почему, например,  нет антимиров из античастиц и есть эволюция Вселенной, а в ней – жизни, социальных общностей, человека и его духовного мира. Категория движения как изменения-вообще оказывается недостаточной для понимания направленности движения и требует конкретизации через категорию развития.

      Это понятие позволяет определить формы движения как прогрессивное или  регрессивное (упрощение структуры и сокращение количества и качества связей) развитие, осуществляющееся на основе определенных круговоротов. Поступательный характер или спиралеобразность, точки роста, ризомы в развитии, левосторонняя ориентация молекул ДНК – вот некоторые из направлений изучения, которые открыла философия наукам, внеся идею саморазвития мира и развития с помощью человека (например: социализация, воспитание личности).  В силу неповторимости среды и структуры развитие каждого объекта уникально и безвозвратно, нелинейно и зависит от множества случайностей, но в нем есть и закономерное, предсказуемое, что можно подправить или изменить, оказавшись в точке бифуркации вовремя. Лектор не разделяет метафизические трактовки развития и отнесение идеи прогресса к мифам (Франк, Камю), он предпочитает диалектику разновидностям метафизики в понимании развития.  

       Абсолютизация неизменности или изменчивости,  внешних или внутренних источников развития, роли количественных или качественных перемен, эволюции или революции,  утверждения, в которых главное подменяется второстепенным или топится во второстепенном, - давно в философии преодоленные этапы познания развития. Дальнейший прогресс жизни на Земле, творимый пока в основном хемогенезом и биогенезом с 20 века слишком сильно стал зависеть от человечества, которое  больше пока тормозит прогрессивное развитие, чем ускоряет или хотя бы способствует. Без людей проблема прогрессивной эволюции по крайней мере на Земле уже решена быть не может. Но надо просчитывать изменения, какой ценой и в чем достигнем прогресса, на основе каких круговоротов и за счет регресса в чем именно, а затем осознанно решать, а нужен ли нам такой прогресс, или лучше устойчивое развитие пока без прогрессивных прорывов?

Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени

в науке и философии. 

        «Для первобытного человека слово «время» не имеет значения»(О.Шпенглер). В процессе развития ребенок знакомится с физическим, биологическим и социальным пространством и временем, а в философии и с их единством, отражаемым понятием пространственно-временной континуум. Лектор разделяет мнение, что свойства пространства и времени зависят друг от друга, от массы и скорости тел (чем больше масса или скорость, тем медленнее протекают все процессы, а кривизна пространства увеличивается), что убедительно доказывается хотя бы существованием содержащих 9/10 массы вещества нашей Метагалактики «черных дыр». Неэвклидовы геометрии доказывают существование не только трехмерных пространств и времени с известными нам свойствами, будто бы независимыми от вещей. Описанные А.Энштейном парадоксы близнецов и лифта, относительность одновременности событий экспериментально подтверждены.

      Интересна, но спорна гипотеза В.И.Вернадского о том, что понятие времени возможно применять только к живой материи и время во Вселенной – это характеристика живой природы. Необратимость процессов присуща всей Вселенной в силу присутствия в ней множества биологических организмов.  В общепринятой доныне картине мира время неразличимо в прошлом и будущем, во вселенной решающую роль играют циклические события. Между тем каждый оборот Земли вокруг Солнца или электрона вокруг ядра атома непохож на другой. Наиболее наглядное различие между прошлым и будущим в живой природе. Живое движется только из прошлого в будущее, но и вся природа в этом жизнеподобна. Доказательством стали открытие разбегания галактик и невозможность пульсации Вселенной из-за ускорения ее расширения под действием темной энергии. Длительность бытия во времени всех систем во Вселенной предельна. В связи с этим важна проблема бессмертия человечества и прогресса его культуры.

      Сейчас известны физико-космическое, геологическое, биологическое и социально-историческое времена, каждое со своими свойствами. В пределах биологического времени проявляются жизненные циклы организмов, видов и биоценозов, всей биосферы Земли. Принцип Реди позволяет по сменам поколений живых организмов фиксировать перемены в живом. Биологическое время позволяет различать прошлое и будущее, то-есть видеть асимметрию времени, а биологическое пространство позволяет видеть наглядно его диссимметрию. Уже на внутриклеточном уровне видно, что симметрия нарушена неправильными формами белков, ядер, спиралей. Нет ни центра, ни оси, ни плоскости симметрии, живое повторяет себя в зеркальных изображениях правосторонности и левосторонности. Изомеры присущи всей природе: если есть правая фигура или половина, то есть и левая, чуть иная, но по строению и химическому составу такая же. Закон больших чисел раскрывает причины, почему число левых и правых изомеров усредняется. Но уже Луи Пастер открыл не только причину поляризации и появления диссимметрии, то-есть удвоенной асимметрии. Он открыл, что живые тела состоят из дисимметрических фигур, изомеров только одного вида, что означало ограниченность законов природы!

      Причем если неживая природа стремится к минимизации затрат энергии и равномерности распределения материала, то живая природа, наоборот. Все белки только левые, а сахара – правые. В.И.Вернадский доказал, что диссимметрия пространства аналогична асимметрии времени. Живое превращает пространственно рацемичные смеси в дисимметрическое пространство. Континиумная связь пространства и времени еще более, чем в неживой природе, наглядно видна в живой, поэтому при изучении  явлений жизни наука может проникнуть в изучение свойств пространства и времени так глубоко, как нигде. Самый главный показатель жизни – размножение – имеет важное значение в природе пространства-времени. Но единицей времени в изучении жизни является поколение. Богатые по своему внутреннему содержанию формы движения придают миру длительность. Время – это жизнь и в буквальном смысле.

    В своей биогеохимии В.И.Вернадский утверждает, что время делается живым веществом. Живое направляет и упорядочивает движение безжизненного мира. Время это необратимость, присущая живому в его развитии. Биогеохимия связывает в единый информационный узел пространство-время (био), вещество мира (гео) и его энергию(химия). Для описания механизма Вселенной и ее организованности недостаточно вещества и энергии, необходимо еще живое вещество, придающее веществу и энергии длительность и пространственную форму. «Включение явлений жизни в научную картину атомного строения Космоса важно как ученым, так и философам, всякому образованному человеку».

      Изменчивые частные научные представления о пространстве и времени в философии обобщаются и возвращаются в науку с пониманием закономерностей развития, единства многообразия форм, пониманием путей дальнейшего исследования их свойств. Развитие общества доказало связь прогресса с регрессом и необходимостью думать о цене каждого прогрессивного изменения. Будущее многовариантно и мы можем создать сегодня условия его развития в том или ином направлении лучше, чем предки создали для нас. Психический дискомфорт от ограниченности пространства, бешеного темпа событий или статичности времени  человек и после нас будет преодолевать, покоряя новые пространства бесконечной Вселенной и наполняя время жизни не только впечатлениями от путешествий, но и событиями духовного развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70278. Экономическая сущность понятий инвестиции, инвестиционный проект 711.5 KB
  По уровню доходности различают: высокодоходные инвестиции предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты финансовые инвестиции ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке; среднедоходные инвестиции предполагают вложение...
70279. Ценовая политика предприятия. Цена в маркетинге и ценовая политика предприятия 53 KB
  Хотя низкие цены при проникновении на рынок отнюдь не свидетельствуют о низкой конкурентоспособности товара. Целенаправленная ценовая политика в маркетинге заключается в следующем: надо устанавливать на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке...
70280. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Конкуренция и конкурентоспособность 69.5 KB
  Изучение конкурентоспособности производителя исходя из теории равновесия Самостоятельное направление исследований составляют методы оценки конкурентоспособности производителя базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли...
70281. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Позиционирование товара 107.5 KB
  В начале 70-х годов безалкогольные напитки завоевали прочную долговременную популярность большого сегмента рынка, который состоял из молодых людей, родившихся в годы «детского бума» после 2-й мировой войны. Сбыт безалкогольных напитков ежегодно возрастал на 10 %.
70282. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Товар и товарная политика предприятия 85 KB
  Однако почему покупают именно косметику Эйвон а не косметику фирмы Ревлон которая тоже предлагает высококачественный товары Одна из причин кроется в женщинах-коммивояжерах фирмы Эйвон. Товары фирмы Эйвон как бы включают в себя все эти составляющие.
70283. Анализ маркетинговой среды и рынка потребителей 105.5 KB
  Микросреда фирмы. Ведь канал начал работать в период спада когда ассигнования на рекламу у многих фирм оказались ограниченными и фирмы тратили деньги очень осторожно. Маркетинговая среда представляет собой совокупность не поддающихся контролю сил с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.
70284. Сущность, принципы, методы и функции маркетинга. Понятие, принципы маркетинга и методы маркетинговой деятельности предприятия 74 KB
  В новых условиях хозяйствования производственные предприятия и объединения стоят перед необходимостью решения многих весьма трудных и неотложных задач. Для их выполнения необходимы не только изменения в организационно-управленческих структурах, но и глубокая перестройка мышления...