63508

Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной

Лекция

Логика и философия

Например и в мозге человека есть но особенно для навигации птицы и пчелы удачно используют магнетит залетающий на Землю с Марса. Материальное это понятие обозначающее объективное бытие телесных вещей их свойств и отношений а идеальное это субъективная реальность высшая форма опережающего отражения бытия вменяемого...

Русский

2014-06-21

75 KB

2 чел.

ЛК VIII.Биологическое и идеальное бытие. Философия культуры.

Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.

     Более 2,5 тысяч лет философы и ученые пытаются найти ответ на вопрос, могло ли живое произойти от неживого или живое было всегда параллельно существуя с неживым, обмениваясь с ним веществом, энергией и информацией? Если ответ будет найден, люди смогут не просто синтезировать белки, но поставить на конвейер производство форм жизни с заданными свойствами, как неорганических веществ. Живое - это одна из важнейших форм организации материи в макромире, выполняющая во Вселенной роль важнейшей антиэнтропийной силы. Если неживая природа в процессе развития рассеивает энергию и вещество, упрощает структуру и связи, то все живое, наоборот, созидает новые все более сложные формы своей организации, накапливает энергию, информацию и вещество. На уровне микромира и мегамира особых форм живого пока не обнаружено, но в макромире наглядно идет процесс необратимого пока прогрессивного развития живой природы. Ускорить этот процесс, сделать его менее расточительным и кровавым и более эффективным и полезным для людей – давнишняя мечта философствующих ученых.

      «Жизнь есть форма существования макроскопических гетерогенных открытых сильнонеравновесных систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению» (ак. М.В.Волькенштейн). Макроскопическая система состоит из множества атомов, сходных по химическому составу: кислород, углерод, водород, азот, сера, фосфор и т.п. Гетерогенность – это стремление от однородности к комбинации множества различных веществ. Открытая система отличается от закрытой тем, что пренебрегать обменом со средой массой, энергией и информацией нельзя, структура открытых систем чутко адекватно реагирует на вызовы среды. Сильнонеравновесность обеспечивает самоорганизацию и самовоспроизводство.

      Живое целостно и дискретно одновременно. От простейших клеток до биоценозов и биосферы все элементы живого функционируют только благодаря слаженности, взаимосогласованности, цельности работы всех частей, но каждая из частей обладает относительной самостоятельностью в целом, хотя без целого погибает. В структурном плане живое имеет, как правило, клеточное строение (хотя вирусы способны и к длительному существованию вне клетки без признаков живого, которые сразу же проявляет, попав в клетку чужого организма). Вирус имеет важный признак живого – ДНК, но не имеет своих ферментов для обмена веществ, поэтому все признаки живого проявляет только в чужой клетке. Вирусы играют громадную роль в направленности развития и естественном отборе форм жизни.

       Жизнь – это активность биополимеров в обмене веществ, саморегуляции состава и раздражимости, в росте, в развитии и адаптации к среде обитания. Но так ли устроена жизнь в иных мирах? Даже на Земле известны кроме вирусов малопонятные формы жизни, например, не на углеродистой, а на кремниевой основе, не нуждающейся в солнечном свете, переносящей венерианские давления и температуры. Живые организмы и экосистемы ученые находят в самых экстремальных для живого условиях жерл вулканов и гранитах нижних слоев литосферных плит, под льдами Антарктиды и любой точке океанских глубин. Живое сыграло важнейшую роль в хемогенезе Земли и является миллиардами лет геологической силой. Ученые используют микроорганизмы для извлечения золота из разных пород и в качестве наилучших катализаторов в промышленности гораздо лучше всех химических средств защиты растений и повышения урожайности, молочности и мясистости скота. Но в изучении и использовании явлений живой природы ученым часто нужна философская подготовка.

      Еще больше, чем при понимании отличии живого от неживого, нужна философская помощь ученым при понимании разделившихся миллиард лет назад царств растений и животных. Только по одному или нескольким признакам трудно определить даже что перед нами и, следовательно, что от него ждать в поведении и как это использовать. Есть неподвижные животные и ходячие растения, есть двигающиеся как животные, но питающиеся как растения. Есть растительноядные животные, но и плотоядные и насекомоядные растения и т.д. Кристаллы растут, но не воспроизводятся, но и живые организмы есть таких форм, что тоже так могут, начиная воспроизводиться не только при определенных условиях, но и только в определенные периоды. Наука с помощью генетики лучше сама стала классифицировать формы живого, но при нахождении или попытке отыскать переходные формы наука прибегает к помощи философов или использует достижения философии сама.

      Главное же, что объединяет философию и науку в отношении к живой природе, это сберечь необходимое многообразие форм живого растений 0,5 млн видов, животных 1,5 млн видов) и способствовать успешной их эволюции и прогрессу этой важнейшей созидательной космической силе в целом. Здесь следят философы за успехами и проблемами изучения живого на молекулярно-генетическом уровне, на клеточном уровне, организменном и популяционно-видовом, биоценотическом и биосферном. Но философия изучает жизнь не только совместно с биологами и медиками, но и астрономами, химиками и астрогеологами. Например, и в мозге человека есть, но особенно для навигации птицы и пчелы удачно используют магнетит, залетающий на Землю с Марса. Философия и наука совместно продвигаются к пониманию, как произошла и эволюционировала жизнь во Вселенной и как ее сохранить и способствовать ее дальнейшему развитию. Но чтобы забота о развитии была не бесполезной, жизнь на Земле необходимо прежде всего защитить от деятельности своекорыстных людей. Если не остановить их браконьерство и химическое отравление биосферы, спорить о вариантах наилучшего развития ни к чему.

Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.

      Материальное – это понятие, обозначающее объективное бытие телесных вещей, их свойств и отношений, а идеальное – это субъективная реальность, высшая форма опережающего отражения  бытия  вменяемого человека в его сознании. Опережающее отражение есть и в лиственных растениях, сбрасывающих листья перед зимой, и в поведении животных, запасающих на зиму корм, и в умении приматов угадывать намерения. Но у человека благодаря идеальности опережающее отражение позволяет накапливать знания в процессе общения и планировать пути достижения идеала будущего. Даже шимпанзе лишь приспосабливается к переменам и не способна стремиться учиться и затем учить, передавая накопленную информацию, а человек с малолетства обучаем и может  предугадывать и создавать перемены, опираясь на накопленные человечеством знания в идеальных формах значений знаков.

      Идеальное отражение - это прежде всего отражение, а оно есть всеобщее свойство материального мира. Отражение как след взаимодействия присуще неживой  и живой природе, но в живой природе наряду с остаточной деформацией и петлями гистерезиса есть еще раздражимость, а в сложноорганизованном организме формируется и высшая нервная деятельность вплоть до мышления. Однако только у человека при обучении развитыми людьми возможен переход от наглядно-действенного ситуационного мышления к предметно-опосредованному, абстрактно-логическому, субъективно-творческому, идеальному.

      Идеальное невозможно без своих материальных носителей (1: отражаемые предметы с их свойствами и отношениями, 2: здравомыслящий мозг, 3: знаковая членораздельная речь, 4: культурное общество), но – это качественно иная, свободная от свойств носителей форма бытия, благодаря которой человек эволюционно обогнал иных животных. Раздвоенность на материальное и идеальное бытие – один из родовых признаков человека в  его  антропо- социо- культурогенезе. Идеальное – не особая вещь, а, скорее, отношение, подобно капиталу, существующее лишь в непрерывном движении. Движение сигналов по цепям нейронов мозга воспроизводит идеальный образ воспринятого и зафиксированного в рулетках памяти в виде химического следа, который тоже лишь носитель идеального.

      Физико-химическое движение вызывает физиологическое, психическое, а оно и создает голографический идеальный образ вещей и их отношений. Вторая сигнальная система позволяет человеку при помощи мозга мыслить символически, используя знаковые заменители предметов. Развитое вовремя в познавательной, игровой и трудовой деятельности мышление из животного превращается в, человеческое идеальное. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, но мозг не подобен музыкальному инструменту в руках музыканта. Невозможна мысль вне мозга или в мозге без тела, или у человека, изолированного от потока внешних ощущений из окружающего мира. Невозможна идеальность мышления и при замороженных связках горла, поскольку исчезает скрытая речь, а с ней и небиологическое мышление. Наука помогает обнаруживать все новые удивительные зависимости идеального от материального и наоборот.

      Идеальное мышление всегда чье-то, определенной культуры человека, но оно всегда отражает более-менее верно объект, от которого получаем ощущения. Бытие развитого человека определяется идеальным целеполаганием и способностью материализовать идеалы. Идеальное организует деятельность людей определенной культуры определенным, отличающим от иных культур образом. Отражаемая в идеальных образах объективная и субъективная реальность весьма многообразна, но идеальность человеческого мышления позволяет ее познавать и преобразовывать для все лучшего удовлетворения своих растущих потребностей. Бытие человека представляет собой более или менее успешное коллективное материальное воплощение идеальных представлений..   

      Надиндивидуальный коллективный уровень отражения и понимания бытия каждому индивиду важен: из общественного сознания он черпает знания, в свою очередь пополняя копилку совместных знаний. Как нам сегодня не уничтожить шанс бессмертия человечества в будущем? Ответы на вопросы о бытии во многом зависят от понимания материального и идеального и их взаимосвязи. Кто считает, что идеальное – только бестелесные образы материальных вещей в сознании человека определенной культуры – даст одни ответы по всем вопросам бытия, а кто  идеальное считает разновидностью материального или обожествляет, отрывает от материальных носителей и противопоставляет идеальное материальному  – даст совсем иные ответы.

      Лектор считает более интересной точку зрения следующую: материально все, кроме идеального в сознании человека. Такой подход позволяет размежеваться науке с шарлатанством и редукцией материального к идеальному или идеального к материальному.  Наберемся терпения в поиске ответов на множество вопросов взаимосвязи этих двух важнейших для бытия человечества и каждого человека миров. И не упустим главного в этой взаимосвязи: как можно точнее отражать в идеальном материальное и преобразовывать материальное с помощью идеального по раскрытым в идеальном мышлении законам самого материального мира так, чтобы все успешнее выполнять свою миссию Разума во Вселенной.

  

Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.

     В отношениях с природой люди «прошли» три этапа: собирательский, аграрный и индустриальный. Сначала, как и все животные, предки съедали все, что было съедобным, вытаптывая естественный прирост этого вида пищи, переходя на другие, пока не поняли на грани гибели от голода, что надо помогать природе выращивать то, что еще осталось, приручать тех животных, которых еще не съели и могли приручить. Не только в России, но и в иных местах, где население жидкое и природа в состоянии прокормить рыбалкой и охотой часть населения, собирательский этап еще не завершен. Но чаще сейчас он лишь подспорье, разнообразящее меню, но не основной источник пищи. Сбор дикорастущих ягод и грибов недостаточен для пропитания семей в течение года, особенно не склонным к вегетарианству людям.

      Как когда-то все племена были лишь собирателями, так и до поры не было промышленности, высшей ступенькой развития общества было аграрное общество. Но, заняв все удобные для пастбищ и сева земли, предки вынуждены были перейти от экстенсивного к интенсивному землепользованию, хотя, естественно, для этого понадобилась агротехника индустриального общества. Все три этапа характеризуются все более хищническим отношением к природе, как бездонной бочке для обирания. После 2-х мировых войн за оставшиеся природные ресурсы, философствующие люди поняли, что нельзя далее откладывать переход на принципиально иной способ отношений с природой – экологизированный, человечный, пока природа первая (естественная среда обитания) не погубила нас вместе со всей чуждой ей второй природой (преобразованной мыслью и руками человека).

      Вряд ли стоит надеяться на то, что люди откажутся от удобств, предоставляемых второй природой, и резко ограничат рост потребностей и свое потребление. Сама первая природа уже заставляет экономить ресурсы планеты и задействовать в скором времени ресурсы бесконечной Вселенной. Четвертый, экологизированный этап отношений общества с природой будет не катастрофичен и менее драматичен, если в обществе будут достаточные и хорошо организованные силы высококультурных интеллектуалов, прокладывающих вовремя пути в будущее с учетом интересов и природы, и общества. Такое гармоничное развитие производительных сил общества и природной среды называется коэволюцией. Для нее необходимы безотходные технологии и растущие вложения в переработку неизбежных отходов производства и потребления, в поддержание всех биоценозов и круговоротов природы планеты в здоровом состоянии с помощью общества, а не только собственных систем самоочистки и самоорганизации природы.

      Коэволюция общества и природы – это не красивая гипотеза, а настоятельная необходимость для спасения не только человечества, но всей жизни на планете. Мы все больше узнаем о цепях питания, биоценозных и геологических связях живого и неживого на нашей планете, о необходимости все более разумно относиться к своей роли в дальнейшей эволюции биосферы, атмосферы, гидросферы, даже литосферы Земли. Достаточно длительная эволюция планеты, а, возможно, и солнечной системы без развития духовно богатого человечества невозможна. Мы одарены разумом и благодаря ему особой способностью к пожизненному эволюционно-прогрессивному развитию не для того, чтобы сгубить планету, а чтобы ее спасти и защитить эволюцию на ней в направлении обогащения потенциала совершенствования всех форм и видов живой и неживой природы. Синхронная коэволюция природы, общества и культуры человечества,   среди прогрессивной и активной части которого есть надежда видеть и лично каждого из читателей эти строки, - это один из достойнейших смыслов нашей с вами жизни.

      Но для его реализации надо не дать себя развратить «матерью всех пороков» ленью и вредными привычками, самому не увлечься надолго вместо подлинных мнимыми ценностями. Не просто не поддаться соблазнам и не потеряться в суете суетной, все откладывая начинать жизнь, подобную лучшим представителям той науки, которую ты пришел изучать в университет. Не просто преодолеть студенческую и народную разболтанность, размагниченность и, не боясь издевок окружающих, целеустремленно самому эволюционировать в познании и преобразовании мира. Традиции и привычки, усвоенные «с молоком матери» пересмотреть и многие перебороть, опираясь на крепнущие в борьбе волю и разум – это одна из серьезнейших проблем коэволюции. Не решая вовремя задачи своей эволюции, пребывая в иллюзиях, что удастся прожить по-детски безответственно, что можно и тебе жить подобно тому, как жили предки, человек  уже в молодости утрачивает чувство времени, понимание эпохи, в которую выпало жить, и гибнет на обочине жизни. Если таких инфальтильных слишком много, гибнет государство, народ, человечество. Но ведь пока не погибли не случайно, «не лыком были шиты» предки, успевали увидеть вызов нового времени и ответить на него! И нам надо успеть, иного не дано, не гоже опозорить свои народы и Россию и лишить будущего своих потомков!

Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.

      Начиная с Античности люди умные видели проблемы, создаваемые обществу природой. Рядом с вулканом плодородные земли, но живущие вблизи вулкана  и сейчас беззащитны от следующего извержения. У моря поселившиеся могут купаться и рыбачить, но и погибнуть от шторма в море и от цунами на берегу у них вероятность намного больше, чем у живущих на горах. В горах жить красиво и рядом необходимые ремесленникам металлы и строительные материалы, но лавины, сели и оползни могут снести поселения за минуту. К концу 20 века природа разбушевалась так, как никогда за  всю письменную эпоху в более чем 10 тысяч лет.  Солнечная система периодически оказывается в местах галактики, где учащаются встречи с гигантскими астероидами,  где планеты переполюсовываются, их недра быстро разогреваются и, например, сразу на Венере, Земле и Марсе происходит извержение супервулканов.

      Каждый год наука нам открывает все больше пройденных в прошлом и небывалых, но неизбежных в будущем даже непосредственном угроз природных катаклизмов. Мы теперь понимаем, что более-менее благополучный отрезок существования человечества заканчивается, а дальнейший полет планеты уже не безопасная прогулка, а серьезнейшие испытания для потомков наших, которым надо помочь сейчас. Грозят ли Земле опасное потепление с последующим оледенением уже в этом веке из-за космических причин и разогрева недр, или в следующем веке – надо быть готовым ко многому, включая и этот вариант развития планеты.

      Судя по уже известному астрономам и геологам, географическая и экономическая карта планеты изменится скоро кардинально. Если и не к 2030 году произойдет начавшаяся 11.08.1999 смена магнитных полюсов, но она произойдет, а что будет в «момент» размагничивания, мы еще не знаем. К 2035 году могут растаять ледники Тибета и пересохнуть Инд, Хуанхэ и Янцзы, снабжающие водой около 3 миллиардов человек, может, несколько позже, но о пресной питьевой воде надо думать уже сейчас не только китайцам и не только потому, что общество ее загрязняет. Не только китайцы интересуются Байкалом и российскими пока реками.

       Надо современному человечеству уже самому обеспечивать функционирование биосферы, атмосферы и гидросферы. Небольшие извержения вулканов помогают замедлить рост температуры на планете, но их деятельности недостаточно. Рост средней температуры на планете лишь на 3 градуса уничтожит 90% фауны и флоры. Треть Европы и десятки других стран могут уйти под воду от подъема уровня океана на много метров. Новый Великий потоп будет сопровождаться небывалыми землетрясениями, суперштормами и цунами, повседневными ураганными ветрами. Из 20 мегаполисов 14 исчезнут, начнется новое великое переселение народов и миллиарды  беженцев ринутся в Россию, которой придется их принять, кормить и поить, обеспечить работой.

      США и странам Средиземного моря и Индийского океана угрожают извержения мощнейших супервулканов, каждый из которых в прошлом менял облик всей планеты, но тогда людей было мало. А сейчас в США надо перед извержением треть населения куда-то будет успеть переселить, в Европе половину, в Индии, Индонезии и Индокитае! Но и у нас  пепел в атмосфере не даст увидеть Солнце, холод и голод на много лет накроет планету, пока пепел не осядет, удобрив землю, лишившуюся сотен видов фауны и флоры. Но нам надо еще избежать столкновения с астероидами убийцами и кометами, угрожающими с 2036 года превратить Землю саму в пояс астероидов перед Марсом, подобный находящемуся за Марсом. То есть надо своевременно  изменить  траекторию астероидов и комет так, чтобы столкновения не было.

      Выживать будут мобильные люди, в рюкзаке имеющие палатку и все необходимое, умеющие питаться всем по дороге. Постоянным социальным связям и оседлости приходит конец для миллиардов людей. Мы теперь знаем, как влияют на нас космические пульсары и вспышки сверхновых звезд, меняя хемогенез на планете и создавая новые этносы. Мы с помощью только телескопа Хаббл за 20 лет его работы на орбите узнали больше, чем за века предыдущих наблюдений, и поняли свои повседневные связи с событиями во всей Вселенной через молнии и космическую пыль, метеориты и излучения. Необходим дальновидный реализм здравомыслящих и неравнодушных к будущему землян, пытливо постигающих взаимосвязи с Космосом и пользующихся этими связями для самозащиты, как водой от пожара. Пока нерешаемых проблем нет и паниковать глупо, но не менее глупы беспечность и инерция детской самоустраненности от своевременного решения всех проблем пока планета людей еще жива.

Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.  

      Раздел философии, рассматривающий сущность, значение и варианты развития культуры, называется философией культуры. Здесь культура изучается в контексте философских проблем онтологического и социального бытия, наилучших способов развития культур. Философия культуры понимает культуру как фундаментальную характеристику человека, нередко более важную, чем природные данные и социальные статусы и роли. Философия культуры рассматривает культуру как социальную память и важнейший опыт индивидуальной и совместной деятельности людей. Философия культуры является методологической основой культурологи и всех гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучающих те или иные грани культуры.

      Предметная область философии культуры включает в себя множество проблем: взаимодействие материальной и духовной культур, преемственность и новаторство в культуре, средства овладения человеком культурой эпохи и народа, языки культур и пр. Важнейшими проблемами являются взаимосвязь элитарной и народной культур, противостояние всему разрушительному для элит и народов в масскульте, преодоление маргинальности и особенно поддержание тяги к высотам культуры у элит и простолюдинов, чтобы идеалы совершенно культурного человека не меркли, а развивались во всех социальных слоях и профессиональных группах общества.

      Представления о совершенном человеке всегда были и остаются очень разные даже в рамках одной эпохи и одного государства. Так, идеальный конфуцианец мало чем похож на даоса, буддист на чарвака, йог на джайна, эллин на римлянина, христианин на мусульманина, художник на ученого, крестьянин на дворянина, предприниматель на наемника, обыватель на подвижника, патриот на космополита, либерал-демократ на социал-демократа и т.д. Идеал зависит от иерархии жизненных ценностей людей данного социального происхождения и положения, от государственного строя и народных традиций, даже от природно-климатических условий.

      Для одних справедливо равенство, а для других неравенство. Жить в Боге или миру, в трудолюбии или праздности, благородстве или корыстолюбии, брать силою или хитростью, веселым нравом или серьезностью? Быть анархистски свободным или человеком организации, бунтарем или смиренным, совестливым или нахалом, скромным или дерзким, мотом или жмотом? Разные культуры выработали тысячи представлений о совершенном человеке для любых жизненных ситуаций. Можно ли хотя бы философские представления сгруппировать, скажем, по эпохам?

      Достаточно грубовато, но наглядно философские идеалы человека воплотила европейская живопись, особенно в изображении женского тела. В Античности это спортсменка, в Средневековье это мадонна, в Ренессансе это блудница, в Просвещении это императрица, в 20 веке это студентка. В Античной философии сформировались идеалы  патриотичного демократа или космополитичного аристократа, но образованного философствующего созерцателя. Только в конце эллинизма на лице стали изображать переживания, но главное внимание к выразительному гармоничному телу, а не глазам. В Средневековье глаза как зеркало души в центре внимания художника, а тело нарочно спрятано под одеждами или волосами. В эпоху Ренессанса с любовью вырисовывается все, нарочно изображены плохо сложенные, но очень выразительные подчас голые фигуры с очень умными, хитрыми и веселыми глазами. В Просвещении каждая деталь со вкусом подобранной одежды тщательно вырисовывается, лицо умное и неприступное, образованность видна даже в осанке. В 20 веке одежда ширпотреба, фигурка крайне динамичная, ей надо все сразу и сейчас.

      Сравним еще две эпохи по идеалам человека: Средневековье и Ренессанс. В культуре Средневековой совершенный человек – это не поддающийся искушениям тела, ежедневно общающийся с Богом, который показал, как жить, чтобы спасти душу, подготовив ее к загробной жизни в Раю. Соблюдение постов и молитв, нравственная чистота и раскаяние при грешных мыслях и делах. Человек бежит сам, а правит Бог или Дьявол, и надо своевременно разобраться, кому сейчас служишь. Если гордыню смиришь и подражаешь святым, то ты с Богом. Тела стыдись, корми больше душу и дух свой.

     Идеалом эпохи Возрождения была всесторонне и гармонично развитая личность простого труженика с сильной волей и быстрым разумом, способным в творчестве соперничать с Богом. Свободный художник и инженер, умеющий отстоять свои попранные церковью и светскими феодалами честь мастера и человеческое достоинство. Бескорыстно служа истине или правде, человек ответственен за свою судьбу, живет в неустанных трудах по воплощению мечты о спасении и умножении культуры человечества. Некрасивых людей нет, но есть некрасиво живущие, связанные предрассудками и фанатизмом.

     21 век изменит представления о совершенном человеке значительно больше всех предшествующих веков уже потому, что, несмотря на культурную мондиализацию и универсализацию посредством глобальных средств массовой коммуникации, человек 21 века как никогда индивидуален, реально изолирован даже от культурно подобных себе, очень отличается по включенному в его мир информационному пространству. Переплетение в разных темпах и направлениях развивающихся культур творит небывалые представления. Наряду с «новым Средневековьем» идет процесс и «нового Ренессанса», идеи Просвещения соседствуют даже в среде ученых и философов с иррациональными верованиями язычников. Действительно новое, как и в прошлом, пока рядится в одежды идеалов ушедших эпох, пока не приобретет действительно осознанные формы 21 века.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64240. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных 28.5 KB
  Для интеллектуального поведения первостепенное значение имеют зрительные восприятия и особенно зрительные обобщения сочетающиеся с кожно-мышечной чувствительностью передних конечностей.
64241. Критерии интеллектуального поведения 30.5 KB
  Обычно первая подготовительная фаза интеллектуального действия заключается в приготовлении орудия. Важно отметить что подготовительная фаза интеллектуального действия запускается не самим предметом используемым в дальнейшем...
64242. Формы мышления животных 27 KB
  Примером этой формы мышления может служить выбор обезьяной предметов пригодных для употребления в качестве орудия с учётом их величины плотности формы и так далее.
64243. Биологическая ограниченность интеллекта животных 30 KB
  Очень редко обезьяны пользуются на воле и орудиями. Но как и другие человекообразные обезьяны шимпанзе вполне обходятся в повседневной жизни без орудий. Причины ограниченности интеллекта животных: Ладыгина-Котс на основе экспериментальных данных пришла к выводу...
64244. Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками 36.5 KB
  Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы определяющие поведение человека.
64245. Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека 69.5 KB
  Сущность всех таких теорий сводится к признанию у животных внетелесной детерминированной программы поведения. Наличие у животных качеств превосходящих человеческие объясняется развитием или редукцией определенных органов.
64246. Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих 32.5 KB
  В процессе эволюционного развития человеческая рука как орган и продукт труда: развилась из руки обезьяны и достигла высокой степени совершенства. Развитие и качественные преобразования руки занимают центральное место в антропогенезе как в физическом так и в психическом отношении.
64247. Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека 36 KB
  В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую ознакомительную обрабатывающую двигательно-игровую сохранение отвергание предмета и орудийную деятельности.
64248. Качественные отличия орудий животных от орудий труда человека 31.5 KB
  В отличие от этого орудие труда непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. Кроме того орудия труда изготовляются впрок то есть еще до того как возникнет возможность или необходимость их применения.