63509

Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания

Лекция

Логика и философия

Деление условно рамки отдельной науки часто мешают решению проблем это надо учитывать при структурировании научной работы. По сферам использования науки делятся на фундаментальные и прикладные отраслевые: нефтепереработки геологоразведки авиастроения...

Русский

2014-06-21

107.5 KB

0 чел.

ЛК X.Эпистемология.

Тема 42.Структура научного познания, его  формы. Фундаментальные и прикладные знания.

     Научное познание исследуется в разделе философской гносеологии, который называется эпистемологией. Классификация научного знания сложна, но для организации научной деятельности, для учебно-педагогической и библиотечной работы, систематизации научных направлений необходима. Деление условно, рамки отдельной науки часто мешают решению проблем, это надо учитывать при структурировании научной работы. Природа сама и дифференцирована, и целостна, такова должна быть и структура наук, и не только о природе. По отраслям научное познание структурируется на: естествознание, математическое, техническое, социальное, экономическое, гуманитарное. В основе здесь формы движения и уровни организации природы, социума и духа. Физику микромира изучает, например, квантовая электродинамика, а в макромире – физика твердого тела, в мегамире – астрофизика. Химия не случайно делится на неорганическую и органическую. Биология включает в себя тоже множество дисциплин от почвоведения, ботаники и зоологии, ветеринарии до физиологии высшей нервной деятельности.

      По сферам использования науки делятся на фундаментальные и прикладные (отраслевые: нефтепереработки, геологоразведки, авиастроения и т.д.). Фундаментальная наука исследует устройство и развитие мира для прогнозирования деятельности человечества. Без развития фундаментальной науки страна остается отрезанной от будущего, но многое никогда не найдет применения, что-то – через века, когда будет проще заново открыть, чем рыться в реликвиях, от многого откажутся в пользу иного, огромны издержки на НИИ. Фундаментальные нужны для более высокого уровня прикладных исследований, в которых дают конкретные решения практических задач. Для прикладной науки заказчик не внутри науки, а внешний, обычно им  является технолог на производстве или финансирующий промышленник.

      По уровням в научном познании различают эмпирическое и теоретическое. Структурирование познания весьма условно, оно ведется в познавательных же целях, нигде абсолютной грани нет, как и между методами, а также между методами и теориями. Методом может быть свернутая до ключевой формулы теория, решающая ряд проблем, а теория раскрываться только через ряд методов, изменение которых приведет и к изменению теории. Так, теория рефлексов – это 1 из методов исследования поведения человека и животных. Законы сохранения – суть методологический принцип теорий всего естествознания. Связь эмпирического и теоретического познания и методы их подробнее рассматриваются в 44 вопросе.

      Формы научного познания: вопрос, проблема, гипотеза, теория. По формам научного познания выделяются основные этапы его, рассматриваемые в следующем 43 вопросе, поэтому здесь пока лишь обратим внимание на взаимосвязанность форм и условность их разделения. Любая проблема должна распадаться на вопросы и разрабатываться в гипотезах, каждая из которых отвечает на отдельные вопросы, частично решая проблему, но и создавая массу новых вопросов, значит и ряд нескольких новых проблем взамен решаемой. Теория отличается от гипотезы эмпирической обоснованностью, но не большей достоверностью, поэтому всякое научное познание можно считать гипотетическим. Но нет ни гипотез, ни теорий таких, которые бы больше закрывали вопросы, чем порождали новые. И так пока и будет крутиться вечная карусель познания между вопросами и ответами на них, каждый из ответов порождает со временем десятки новых вопросов, а значит и ответов, а значит и вопросов – цепная реакция!

Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.

      Прежде всего надо проверить правильность постановки каждого вопроса, от чего, говорят ученые, зависит полдела. Вопрос должен быть краток, не глупым, корректен по форме и содержанию, не подталкивать к определенному ответу, ясен для понимания, прост и без различия в трактовках, разбит на подвопросы, позволяющие отвечать «да» либо «нет». С помощью вопросов можно выявить проблему, правильно сформулировать знание о местах и глубине незнания, о белых пятнах, пробелах в знаниях.

      Есть противоречащие законам природы псевдопроблемы: построить вечный двигатель, идеальное государство (найти идеального супруга, детей). Многие создают себе искусственные проблемы из-за неразборчивых связей с подлецами или вредными привычками, любви без взаимности или замужества без жилплощади и т.п. Другое дело – действительно проблемная ситуация в науке: конфликт теории с новыми фактами, обнаружилась недопустимая методологическая слабость, несовместимость по принципу дополнительности Бора объясняющих гипотез между собой и т.д.

      Для верной постановки проблемы надо четко разделить известное по степени вероятности, наметить пути избавления от сомнительных или неопределенных суждений. Проверить, нет ли упрощения или усложнения проблемы, каковы предлагаемые способы и используемые варианты решения. Четкая формулировка проблемы ставит ее в рамки определенной концепции с существующей в ней методологией и инструментарием решения подобных проблем. Но не всякая проблема разрешима в принципе на достигнутом уровне знаний. Иногда для решения приходится сомневаться даже в аксиомах и создавать новые принципы, либо законсервировать решение, пока не появятся свежие гипотезы, соответствующий аппарат решения. Но бывает в науке, что проблема признается принципиально неразрешимой, поскольку противоречит всем фундаментальным принципам науки.

      Вся наука по сути есть решение проблем, но ответив на вопросы одной проблемы, познание сталкивается с появлением еще большего количества вопросов, ведущих к решению все новых и новых проблем. Решению помогают гипотезы (предполагаемые обоснованные объяснения), но в конкурентной борьбе между собой они видоизменяются и взаимообогащаются, победившую в конкурсе сумасшедших идей трудно узнать.  После всех доработок наиболее плодотворная гипотеза признается теорией, если не противоречит прежним теориям, проверяема и соответствует практике, становится успешной рабочей гипотезой для нахождения новых фактов. Гипотеза может опередить время появления фактов, но она не может противоречить им.  Но  нет пока гипотезы, которая могла бы объяснить не большинство, а все факты.

      В теории как наилучшей из гипотез факты систематизированы и интерпретированы логично, смена любой теории на более полную и точную неизбежна, как бы она ни была полезна, красива и обоснованна. Еще Ньютон заметил, что ни одна теория не бывает прямым обобщением фактов, она связана с ними опосредовано междисциплинарными принципами и данной науки. Поэтому теоретику нужны иные таланты и знания, чем эмпирику, но служат они общему делу: поиску истины посредством развития научных знаний. Разрыв теоретической и экспериментальной науки опасен: ведет к некачественным экспериментам и безжизненности теорий, о чем предупреждал на заре экспериментальной науки еще Леонардо да Винчи.

       Таким образом этапами научного исследования становятся систематизация накопившихся неразрешаемых в рамках общепринятой теории вопросов, в первую очередь исходящих от упрямых фактов, необъяснимых этой теорией в принципе. Затем надо понять и правильно сформулировать заново проблемную ситуацию, выстроить проблемный ряд в качестве задач. Попытками решить сформулированные задачи станет максимально возможное разнообразие гипотез, которые вступают в борьбу посредством взаимной критики и доказательства собственной непогрешимости, своей способности со временем охватить все факты единой концепцией. Победившая гипотеза объявляет себя теорией и претенциозно входит в школьные и вузовские учебники дурить наивных невежд. Идея, которую академики сначала характеризовали как бред, затем как вред, а, когда уже невозможно становилось ни уничтожить, ни опровергнуть, объявляли банальной и тривиальной.

      Но рано или поздно обман этой гипотезы выдать себя за истинную теорию разоблачается, и гипотеза со смехом изгоняется, ее место под аплодисменты занимает новая победительница, до своего момента свержения. Исподволь, до поры незаметно для королевы, окруженной льстящими кормящимися из ее рук знатоками, на периферии появляется чудак, который усомнится в том, что стало всем известной истиной. У чудака все больше вопросов, он создает всем проблемы, его затирают или убивают. Но факты и поднятые им вопросы продолжают жить в умах других чудаков, их уже всех не перебьешь, приходится начать проблему изучать. Кто-то сообразит, что можно прийти к власти в научном сообществе, свергнув неудобную и обделившую их королеву, возникает школа сторонников набирающей силу новой гипотезы. И вот пробивает час отречения от престола теории. Так что же в науке надежного, чем жива наука? Гипотезами? Проблемами? Вопросами?

Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания. 

      Мозг людей так устроен, что полушария работают дифференцированно. От этого у одних людей, как говорится, «светлые головы, но ручки не тем местом вставлены», а у других, наоборот, «золотые ручки, но тормоз, больше одной мысли сразу не помещается». Так люди делятся на эмпириков и теоретиков, а науки на эмпирические и теоретические. Уже в дошкольном возрасте легко понять, куда лучше профессионально ориентировать ваше дитя, которому прочите научное поприще. Если же у вас или вашего ребенка на равных работают оба полушария, то такой человек, извините, серость, и в науке ему лаборантом вечно мыть пробирки. Если же ребенок легко решает задачки, но испытывает постоянные трудности объяснить способ решения, то это будущий эмпирик.

      А когда ребенок легко несколькими способами докажет, как эту задачу вообще не решать, посуду и пол не мыть, то это будущий теоретик. Когда же после школы, вуза и аспирантуры бывший ребенок будет называться ученым, он будет профессионально либо собирать и проверять факты, либо генерировать отнюдь не из фактов, но для объяснения и предсказания новых фактов. Король эмпирика его величество Фактище, от которого некуда деться, который ни одной теорией не объясняется, теоретики мучаются как от острой зубной боли в пытках его понять. А теоретики служат столь же преданно ее высочеству королеве Гипотезе, которая все факты  расставит как фигуры на шахматной доске да еще и предскажет  новые факты, точно ткнув эмпириков туда, где они прячутся.

            Методы научного познания группируются на эмпирические и теоретические. Без теории факты верно не понять, а без фактов теория недоказуема и остается лишь гипотезой. Целью эмпирических методов является выявление и сбор фактов, их проверка, построение теории так называемого среднего уровня, то есть на основе непосредственного изучения данных событий. Задача теоретических методов - открыть закономерность, понять причинно-следственные связи и сущность, механизм, принцип происходящего, построить объясняющую факты теорию, с ее помощью отыскивать новые факты, делать точные прогнозы будущих событий. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание, измерение, моделирование по аналогиям, эксперимент. К теоретическим методам относятся: абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация, индукция и дедукция, логико-исторический, структурно-функциональный анализ и системный подход, восхождение от абстрактного к конкретному.

     Наблюдение – вид познавательной деятельности, в которой изучается по определенной программе применимость к объекту данной гипотезы. Для наблюдения важны условия, инструменты и установки, возможность устранения помех (шумов) и вмешательства наблюдателя, который не созерцает, а активно фиксирует последовательность и факты происходящего, но должен минимально влиять на события. Наряду с объективностью наблюдение должно быть систематическим, не дилетантским, а профессиональным. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным техническими средствами (скрытой камерой в магазине), прямым и косвенным (в ядерной физике в камере Вильсона след частицы пары сохраняют). Умные не пренебрегают и самонаблюдением, оно  называется интроспекцией и использует метод философской рефлексии.

     Важнейшим этапом эмпирического познания становится эксперимент, особенно контрольный, решающий. При подготовке эксперимента роль теории не менее важна, чем технических средств проведения и точности приборов. Для эксперимента нужны дорогостоящие установки и устройства, управляющие условиями воздействия на объект: магнитные ловушки, вакуум и давление, коллектив обученных специалистов. Экспериментов нужна серия повторяющихся, чтобы удостовериться в выводах. В эксперименте на вопрос природе мы, практически вмешавшись в ее дела,  получаем ответ, меняя у предмета  строго фиксируемые условия и изолируя объект от помех. Экспериментально подтверждены теория относительности Энштейна и сверхпроводимость, тысячи научных гипотез. Но эксперимент недопустим и невозможен с ядром атома и Галактикой, психикой человека, биосферой Земли и мировой экономикой и т.п. В таких случаях проводится мысленный эксперимент с проверкой на моделях, в наше время в компьютерных.

      Для теоретического познания важны методы абстрагирования и идеализации, формализации и аксиоматизации, индукции и дедукции, сочетания логического и исторического, структурно-функциональный анализ и системный подход, восхождение от чувственно конкретного через абстрактное к мысленно конкретному. Надо выяснить, от чего и для исследования чего насколько нам надо абстрагироваться, что именно необходимо идеализировать и как это лучше сделать. Что в объекте теоретического изучения можно формализовать, а что в принципе неформализуемо. Какие положения надо принять на веру, аксиоматически положив их в основу гипотезы на том основании, что они проверены тысячекратными использованиями в эмпирическом опыте и тем, что выводимые из них теоремы-гипотезы истинны и непротиворечивы.

      Надо использовать методы научной индукции для выявления закономерности, а затем открытую закономерность проверить дедуктивно до дорогостоящих экспериментов. Следует досконально выяснить историю объекта исследования и вскрыть внутреннюю логику его развития именно в этом, а не иных направлениях. И, наконец, построить действующую модель объекта без всего наносного и незакономерного, только исходя из сущности противоречивого самоизменения  самого объекта. Если удалось, то перед нами теория, которая будет эвристичной, поможет эмпирикам объяснить и открыть достаточно большое количество фактов, выполнив на время свою миссию. Но если открытые эмпирической наукой факты останутся навсегда, то интерпретации, теоретические объяснения их будут меняться, совершенствоваться до бесконечности, такова доля теоретиков, в отличие от эмпириков.

Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.

.      Диалектика – это учение о единстве изменчивости и неизменности, о наиболее общих связях бытия, необходимости рассмотрения любого предмета всесторонне, но с пониманием важнейшей из сторон сейчас. Основные законы и категории объективной (диалектики природы и общественной жизни) и субъективной (диалектики мышления и познания мира субъектом) диалектики были изучены еще в Античности Гераклитом и Зеноном Элейским, Аристотель уже увидел их единство, а в Новое время доработаны и приведены к современным формулировкам Гегелем и Энгельсом идеалистическая и материалистическая диалектика. Идеалистическая диалектика исходит из монизма, в котором единство многообразия объясняется исходя из гипотезы о том, что материальное есть продукт развития духовного, а материалистическая диалектика, наоборот, считает идеальное и духовное продуктом естественного развития материальной природы.

      Но всяческая диалектика имеет в основном единый категориальный аппарат и сходно понимаемые законы, поэтому можно диалектику в целом противопоставлять ее альтернативам. Альтернативами диалектики являются догматизм, абсолютизирующий неизменность и игнорирующий изменчивость, релятивизм, наоборот, абсолютизирующий изменчивость и игнорирующий устойчивость. Софист признает необходимость рассматривать предмет всесторонне, но в качестве главной стороны выдает важную для него, игнорируя ее важность для других и объективность. Эклектик рассматривает все стороны, факторы как равно важные, этим топит важное среди неважного, не видит иерархичности, логической последовательности в поворотах предмета к нам. Диалектик не может согласиться с тем, что все важно, все правы и все равны. С подачи Гегеля все альтернативы диалектики называются одним словом: метафизика.

      Мы рассмотрели только 4 разновидности метафизики: догматизм и релятивизм, софистику и эклектику. Диалектика и метафизика дополняют друг друга: диалектика изучает всеобщие связи, стремится к всестороннему знанию предмета. А метафизика изучает конкретно что с чем и как связано, свойства каждой из сторон предмета, абстрагируясь от других сторон и иных связей. Но пока не знаем каждой из сторон, мы всесторонне рассматривать предмет не можем, пока не знаем каждой из связей, мы всеобщие из них выявить не можем. Следовательно, диалектика невозможна без предшествующего метафизического этапа. Но метафизика невозможна без диалектики, ибо знать часть предмета без знания ее места и роли в целом – это не понимать даже структуры правильно.

     Для понимания общего надо знать части, из которых это целое состоит, но знание только частей не есть еще знание общего, ибо у общего есть свойства, которых нет ни у одной из частей, но от которых зависит, из каких частей это целое состоит и как будут меняться состав и структура целого. Семья, производственный коллектив состоят из людей, зная которых, мы уже кое- что знаем, но далеко не все. Состав семьи и трудового коллектива зависит и от государственной политики семьи или субсидий фермерам, от мировой экономики и природных катаклизмов и т.д. Но от того, любят ли супруги друг друга и детей папа, от отношений в коллективе зависит тоже немало, в том числе и будут ли их внешние трудности сплачивать, закалять, или разгонят спасаться врозь.

       В рассуждениях метафизика отличишь от диалектика тем, что, где метафизик категорично говорит: «либо-либо», там диалектик не исключает «как то, так и другое», «и, или, а не из одной крайности в другую, хотя диалектики крайности не исключают и «золотой середины» не ищут». Метафизик видит либо внешние причины и движущие силы, либо внутренние, самоизменение предмета, либо количественные перемены, либо качественные. А диалектик видит связь внешних и внутренних изменений, количественных и качественных. Дарвин видит только эволюцию живой природы, а Ламарк только катастрофы как источник изменения живущих на Земле видов, а Энгельс видит связь эволюции с революциями, учитывает влияние и катастроф, и накопившихся достаточно больших количеств, чтобы предмет изменился качественно.

      Метафизик абсолютизирует при рассмотрении либо единство противоположностей, либо их борьбу, а диалектик рассматривает единство в борьбе и борьбу за и против единства. Метафизик рассматривает разные виды отрицаний состояния предмета, а диалектика интересует тот вид отрицания, при котором обеспечивается преемственность развития, поскольку диалектика и есть учение о развитии прежде всего.

      Метафизик либо превозносит чувственный опыт как источник достоверных знаний, либо интеллект как способ проникновения в сущность предметов. А диалектик показывает связи чувств и разума, их относительную самостоятельность и независимость в познавательном процессе, но показывает и преимущества взаимосогласованной деятельности чувств и разума, выявляет их прямые и обратные связи, роль мышления в работе органов чувств и роль органов чувств в мышлении. Метафизик рассматривает по отдельности каждую из трех форм чувственного познания (ощущения, восприятия и представления) и каждую из трех форм рационального познания (понятия, суждения и умозаключения). А диалектик выясняет, как из синтеза ощущений получается восприятие, из синтеза существенно общего в восприятиях образуется представление, из упорядоченных языком понятий образуется суждение, а из суждений возникают умозаключения, на основе которых обновляется содержание понятий или возникает новое понятие.

      Метафизическая недооценка роли рационального познания в науке приводит к ошибкам сенсуализма и эмпиризма, а недооценка роли чувственного познания к ошибкам рационализма. Дилеммы сенсуализма и рационализма, эмпирических и теоретических методов научного познания были в диалектике сняты, не отвергнут ни один из этих подходов, но показано недостаточность каждого без противоположного для глубокого понимания предмета. Диалектика помогла увидеть, что уже на этапе восприятия надо учитывать стиль мышления, а в образовании чувственных представлений нельзя не учитывать роль памяти и воображения. В образовании даже именования предметов, создании исходных понятий немаловажную роль играют и ощущения с представлениями, и суждения с умозаключениями, а рассудок  коррелирует с разумом.

      Даже в понимании деятельности органов чувств по созданию ощущения важно учитывать диалектику субъективного и объективного, поскольку даже простейший из чувственных образов есть субъективный образ объективного мира. Однако и доныне отголоски ошибок в понимании связи чувственного и рационального в познании есть не только у метафизиков, но и тех, кто считает не безосновательно себя диалектиками. Лишь по мере дальнейшего изучения взаимодействия разных форм познания, всего многосложного процесса опережающего отражения человеком мира мы приближаемся к провозглашенному в диалектике идеалу, а в действительности и диалектики метафизичны доныне, зато метафизики во многом стали диалектичнее.

Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке. 

    Принцип детерминизма утверждает, что все причинно обусловлено, и ролью случайностей можно чаще всего пренебречь. Индетерминисты не отрицают роль причинности, но утверждают решающую роль случайностей в событиях. Те и другие правы, но кто в чем и насколько? Причины есть у всего, многое совершается с необходимостью, а не в результате чистой случайности, многое реализуется именно потому, что существовало и раньше потенциально, как возможность, которая в благоприятных условиях реализовалась. Но роль случайности даже в научных открытиях тоже невозможно не видеть. Важнейшие научные открытия часто совершались случайно, даже такие важные для человечества, как, например, радиоактивность.

      Кроме специалистов никто не вспомнит, что изучал Беккерель, но стало хрестоматийным примером, что он случайно положил камень рядом с оказавшейся засвеченной им фотопластинкой и случайно обратил на этот факт внимание, а как следствие ядерное оружие и атомные электростанции. Еще Гегель отметил, что случайности бывают не только чистые, но и необходимые, а необходимости часто случайны и редко неизбежны. Под влиянием критики индетерминистов детерминисты не отказались от принципа, а лишь развивали его до выявления всего множества причин, от первопричины до последней, включая главную. Причина постепенно угасает в следствии.

      Причина отличается от условий тем, что при устранении причины следствия не будет, а при устранении условия следствие все равно будет, но иным, поэтому условия, обстоятельства  тоже надо обязательно учитывать при изучении следствия. Следствие тоже может влиять на причины и условия по каналам обратных связей. Следствия взаимодействуют между собой, с чем тоже надо  считаться, как с условиями и причинами. Следствие в свою очередь становится причиной или условием для следствий последующих, и надо просчитывать всю цепочку последствий вплоть до того, которое может перечеркнуть смысл причинения первопричины. Таким образом, современный детерминизм стал как бы особым видом многофункциональной связи.

      Крайний детерминизм ведет к фатализму, а крайний индетерминизм – к субъективизму. Индетерминизм не столь плодотворен, он лишь упорно ищет подтверждающие его веру примеры, сам дав науке и философии лишь внимательное отношение к счастливым и несчастным случаям. В древности, включая Античность, люди верили в рок, фатум, судьбу, что даже над богами. Судьбу невозможно изменить, каждый не может быть иным, считали и Лао-цзы в Китае, и Сенека в Риме. Индетерминист верит, что судьбу и смерть можно долго обманывать, если есть хитрость и воля к жизни, жизнь – это игра, я делаю ее, какой хочу, и сам за все отвечу. Фаталист и сейчас воспринимает все неизбежным, считает, что «от судьбы не уйдешь», «чему быть – того не миновать», «на все воля Божья».

      Фаталист пренебрегает случайностями, упуская счастливые случаи и «клича» на себя несчастные. Субъективист глупо бездеятельно все ждет счастливые случаи, тоже нередко попадая в несчастные Фаталист основателен, надежен, мрачноват и недоверчив. Индетерминист уповает на везение, весело и бесшабашно ждет чуда, доверчиво по-детски легкомысленен, малейший повод принимает за причину, судит обо всем субъективно и в поведении волюнтарист, но тоже достоин уважения и гораздо большего восхищения и жалости не меньшей, чем фаталист. Но лучше бы оба были достойны не жалости, а восхищения, но для этого надо отказаться от этих крайностей и научиться правильно видеть сочетание случайностей с необходимостями, не лениться искать все причинно-следственные связи между событиями и предметами, как бы запутанны они не были. Случайности скрывают и раскрывают необходимости. Если событие (открытие) закономерно назрело, то оно произойдет, но через какие, благоприятные или неприятные для нас) случайности и как скоро (в удобное или неудобное нам время) – надо учесть и способствовать тому, чтобы все было как нам лучше или хотя бы не стало хуже.

Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.

       Примерами динамических законов являются законы механики Ньютона, химии и биологии, геологии и космологии, но чем менее изолированы объекты друг от друга, чем сложнее система взаимодействующих частей целого, тем чаще нужны поправки в действии законов, тем скорее «выпрыгивают» статистические законы, ограничивающие действие динамических. Динамические законы действуют относительно каждого отдельного предмета, когда роль случайностей неважна, ее можно свести к нулю, вероятность близка единице, связь и состояние объекта однозначны. Человеку надо для поддержания жизни питаться и пить, иметь нормальный температурный режим благодаря одежде и жилищу.

      Статистический закон управляет поведением достаточно большого множества объектов или событий, где про каждый из них вывод неоднозначный, роль случайности огромна, но при достаточном количестве появляется строгая закономерность поведения множества. Степень неопределенности таких событий стремится к бесконечности, а вероятность к нулю. Таковы законы квантовой механики, Авогадро, Бойля-Мариотта, законы генетики и социологии.  Статистические законы можно понять с позиций теории вероятности, позволяющей делать расчеты шансов, возможностей при определенных условиях иметь ожидаемый результат. Так Лебон еще в 19 веке выявил закон поведения человека в толпе, который важно учитывать не только правоохранительным органам и политикам, но и нам всем, чтобы, попав в толпу, не попасть в неприятную историю. Так же с 19 века известны законы действия рыночной экономики, но легкомысленные субъективисты вечно не готовы к экономическим кризисам, как и к стихийным бедствия, а у нас вечно не готовы даже к зиме.

      Действительностью является все существующее реально сейчас, но само «сейчас» лишь «миг между прошлым и будущим», где эти прошлое и будущее представлены как возможности. Действительность – это реализовавшаяся возможность прошлого, но беременная множеством возможностей будущей действительности. Какая из возможностей реализуется – зависит от многих факторов, включающих в жизни общества и сознательную волю людей. В прошлом взаимодействовало много конкурирующих возможностей, и победила та, что сумела вобрать в себя наиболее ценное и совместимое из других возможностей. Таким образом, в борьбе возможности меняются подчас до неузнаваемости своими «родителями», только чтобы реализоваться, а не оказаться упущенной.

      Возможности различаются на формальные и реальные по наличию необходимых и достаточных условий для реализации. Формально возможно закончить университет за год экстерном, но реально почти для всех лишь за несколько лет. Формальная возможность отличается от невозможного тем, что не противоречит законам. Невозможное возможно лишь в результате исключительной случайности неожиданного появления чего-то принципиально качественно нового, а формально возможное опирается на необходимое, но не достаточное основание. Реально возможное имеет все необходимые и достаточные условия для превращения в действительность, лишь бы «дорогу не перебежала» какая-либо случайность или конкурентка. Если быть достаточно трудолюбивым и бдительным, то свои возможности превратишь в действительность, даже если за ними не динамические, а лишь статистические закономерности.

       Но действительность не навсегда, не долговечна, поэтому надо внимательно отнестись к закономерностям действительности, чтобы в дальнейшем, в будущей действительности не упустить счастливые случаи и увернуться от несчастных. Чистых случайностей, как и абсолютной неизбежности почти не бывает. Везде есть необходимые связи, но они реализуются только через случайности с определенной степенью вероятности, возможности. Нередко за случайностью стоит скрытая необходимость и возможность превращения реальной возможности в действительность. Такую случайность не избежишь и лучше быть среди ее реализующих. Но внимание к существенным мелочам и альтернативным случайностям в сегодняшней действительности позволит и в будущем оказаться современным и востребованным, необходимым для реализации с динамической закономерностью востребованных возможностей.

Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.

     Философия науки зародилась уже у Аристотеля, рассмотревшего, как из потребности измерять участки земли, расстояния до корабля и высоту построек складывалась математика. «Начала» геометрии Эвклида и механику Архимеда можно считать уже высокими достижениями античной науки, но в целом доклассическую науку, то есть науку до 17 века, можно считать преднаукой. Потребности роста производства на третьем этапе общественного разделения труда создали условия и спрос на профессиональные занятия наукой не ради религиозных целей, не рецептурного знания, решающего конкретные практические задачи, а в теоретической форме. Фалес и Пифагор стали отцами не только европейской философии, но и науки неутилитарной, созерцательной (в переводе на русский: теоретической). Академия Платона и школа перипатетиков Аристотеля стали первыми кузницами научных кадров. Но только с Г.Галилея мы видим науку в ее современном смысле слова: опирающуюся на эксперимент и математическую обработку информации.

      В 1922-38 г.г. Венский кружок философов и выдающихся ученых под руководством (затем убитого студентом) Морица Шлика проводились семинары, с которых началась современная философия науки. Там была выяснена важность эмпирических и теоретических законов для изучения научных фактов. Параллельно с ними, но не с позитивистких позиций, а с глубочайшим уважением к религиозной, гуманитарной и философской мысли, в СССР В.И.Вернадский четко отделил подлинную науку от ненаучного и псевдонаучного знания. Последнее является бессмысленным знанием, имеющим психологической воздействие, но не имеющим познавательного значения, поскольку непроверяемо, неверифицируемо и неопровержимо.

      Научное знание не только верифицируемо, но и фальсифицируемо. Наука не догматична, не боится критики, а лженаука не терпит критики, не развивается, похожа, скорее, не на артиста-мистификатора, а на одетого в форму полицейского и выдающего себя за полицейского уголовника. В науке работают научные сообщества, двигаясь от решения одной проблемы к следующей, иногда создавая междисциплинарные коллективы и проблемные группы. В науке тоже бывает «разговор на разных языках», вызванный глубокой дифференциацией научного знания и растущей интеграцией его. Ученым разных не только наук, но даже школ и исследовательских программ в одной науке трудно бывает налаживать контакты, но здесь и приходят на помощь специалисты по философии науки, поскольку каждая наука и школа в ней прежде всего научна и имеет всеобщие принципы именно научного исследования, понятного всем специалистам.

      Если философия науки изучает логику и направления развития всех наук, их темпы и тенденции, роли в жизни общества, то философия техники, аналогично, рассматривает логику истории технической мысли, роли и пределы возможностей инженерных изобретений менять жизнь общества. Философия техники под техникой имеет в виду не только стройки и транспорт, станки и энергетику, но и технику рисунка и музыкального исполнения, мнемотехнику запоминания и весь феномен техники в целом. Чего лишает себя человечество по мере роста научной и технической мощи и что обретает, вполне ли компенсирует приобретаемое вытесненное?  Какие новые формы свободы и рабства несет техника человеку, во что его превращая?

      Современная наука немыслима без техники. Но техника в своем развитии относительно самостоятельна была всегда. Технический прогресс был и до научного, шел и параллельно с научным, и калечил научный, особенно когда, как в США с 18 века, техника превращалась в идола, фетиш. Еще А.С.Пушкин после беседы с гражданином США заметил, что если там много таких, то страна погибнет от рабского преклонения технике. Другой поэт М.Волошин через век после Пушкина бил тревогу, что от «технического сумасшествия» может погибнуть и Россия, ее необыкновенная духовность народа. Мы видим еще век спустя, что техника высушивает душу россиян, а США, опьянев и отупев от технической мощи,  в погоне за мировым господством уже более полувека подобно гитлеровцам бомбят и оккупируют любую страну, технически неспособную противостоять, поправ и международное право, и демократические традиции своей страны.

      Тупые и невежественные, скучные и понимающие только насилие рабы техники по ту и другую сторону океанов участвуют в примитивных, хоть и дорогостоящих шоу по выборам Президентов, которых, на самом деле ставит к власти техника проведения «демократических» выборов, а не воля народов. Роль техники в культуре огромна уже потому, что уровень техники определяет способ материального и духовного производства, количество и качество рабочей силы, нужные профессии и систему образования. Техника сделала доступными не только элитам, но массам простых людей шедевры искусства и достижения науки. Техника ликвидирует одни и создает другие виды материального и духовного производства, политические силы и экономические уклады. Как писал Куприн, «молох» техники уничтожает детей и культуры, он может превратить человека в придаток терминатора. Техника лишает наемных работников средств существования и убивает людей больше войн. Работающим техника навязывает несовместимый с физиологией человека темп работы, доводя до психического срыва, до истощения, до попыток навредить технике, чтобы хотя бы отдохнуть, пока ее чинят.

      Но техника же все больше берет на себя тяжелую монотонную работу в опасных для здоровья человека условиях. Без техники невозможна экспериментальная наука, ибо техника – это приборы ученого, без которых он давно ничто. Где век назад многотысячные коллективы пролетариев тяжелым трудом создавали материальные блага, там сейчас безлюдные технологии с несколькими программистами и наладчиками, а масса прежних пролетариев либо в непроизводственной сфере обслуживания, либо в творческом производстве идей, либо вымерла деградировав. Развитие автотранспорта привело к тому, что на дорогах ежедневно гибнет больше людей, чем во время второй мировой войны, но никто не отказывается от покупки автомобиля, как и от полетов в самолетах, тоже сопряженных с катастрофами.

       Соотношение науки и техники зависит от этапа отношений общества с природой, от господствующего способа производства и духовной жизни общества, места в ней науки. Когда Космос и недра готовят нас к серьезнейшим испытаниям, угрожают гибелью почти всему населению планеты, а уцелевших грозят отбросить действительно «назад в пещеры», промедление в развитии НТП может быть смерти подобно. Хотя по целому ряду направлений развития техники и науки тем более важно притормозить развитие, поскольку «не до жиру, быть бы живу». Но кто будет решать, когда властные рычаги правительственных решений в руках лоббистов производителей оружия массового уничтожения, нефтяных магнатов и наркобаронов?

Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. 

     В развитии научных знаний можно выделить этапы спокойного количественного накопления и затем быстрой смены самих основных принципов. Почти у каждой теории есть альтернативная. Конкуренция научно-исследовательских программ некоторое время обеспечивает прогрессивное развитие науки, но, незаметно, стадия меняется через стагнацию на регрессивную, поскольку дальнейшие трансформации данных гипотез становятся невозможны, гипотезы вырождаются. Данные истории науки говорят, что безупречных теорий не бывает, в любой есть аномалии (необъяснимые факты). После очередного прорыва к более верному пониманию и объяснению фактов всегда возникало представление, что дальнейшее развитие новой теории объяснит и факты, оставшиеся неясными, но со временем открываются все новые и новые факты, которые эта прекрасная теория не в силах объяснить. Особенно прорыв в новые миры: атома, затем ядра атома, к темным энергиям и материям, к вирусам и биоценозам,..

      Теория прежняя, конечно, и объяснила многое, и помогла открыть новые факты, но не в силах их трактовать в рамках своих основных положений. На смену эволюционному развитию, кумулятивному росту укрепления теории приходит время недоверия и отказа от теории, скачкообразного перехода к новой теории. Головоломки и аномалии прежней теории находят ответы в рамках выполнения новой программы исследований. Поле нерешенных задач вспахивается новыми гипотезами, прежние задачи по-новому решаются тоже, но совершенных программ не бывает. Опять появляются упрямые факты, опять несерьезные облачка на горизонте превращаются в грозовые тучи, в науке возникает стагнация и симптомы ее вырождения, необходимость отказа от программы, замены подходов, методов и даже принципов. Наука опять меняет направление и темп развития, готовя в жизни общества революции техническую, социально-экономическую и духовно-нравственную. А последняя готовит новую научную, и так без конца, перманентно, как подметил Карл Поппер.

      Но это понимание вполне соответствует диалектике Гегеля-Энгельса, все основные законы диалектики вполне применимы и к научному прогрессу. Наукой движут противоречия фактов и теорий, дифференциации и интеграции знаний, научных принципов и практики их применения. Противоречия традиций и новаций, которые сначала укрепляют традицию, а затем незаметно ее разрушают и подготавливают создание новой. Между науками ломаются перегородки, отделяющие одну науку от другой (ведь в природе нет перегородок, они в науках создаются искусственно на время, которое заканчивается, когда открытия выходят за рамки «чистой» физики, химии и пр.). Между науками происходит взаимообмен методами и приемами исследования и возникают новые науки: физическая химия, биофизика, астрофизика, биогеохимия,.. Несколько теорий, связанных между собой едиными принципами, одним типом рациональности, составляют научно-исследовательскую программу.

     Смены типов рациональности – это самые коренные преобразования во всех науках друг за другом, смена самих фундаментальных принципов. Тип рациональности представляет собой единую картину мира и единую систему принципов и методов изучения объектов, единую парадигму (одни стандарты, образцы приемов изучения для данного сообщества ученых). Наиболее важными типами рациональности были: античный, классический, неклассический и постнеклассический.

      Античный тип рациональности оформился Аристотелем, он заключался в отказе от рецептурности и сакральности (жреческого назначения науки) и в использовании гипотез и их логических доказательств. От голой эмпирии Аристотель перевел науки к чистой теории, вооружил их математическими методами доказательств.

      Классический тип рациональности был создан философами и учеными в эпоху от Галилея по Ньютона. Он опирался на наблюдение и эксперимент, матанализ и принцип детерминизма, стремился к объективной истине на языке формул. Но он страдал редукционизмом (сведение сложного к совокупности изучаемых простых частей) и догматизму (предмет рассматривался вне развития).

      Неклассический тип рациональности возник в связи с открытиями Дарвина, Энштейна и Бора, заставившими рассматривать мир не статично, а в динамике и через принципы относительности и дополнительности, вероятности и системности, эксперимент заменить моделированием. Релятивизмом был заменен догматизм, Вселенная рассмотрена как нестационарная, истины все как относительные.  

      Постнеклассический тип рациональности только еще складывается, но уже отличается от предыдущего тем, что в междисциплинарных исследованиях проблемы решаются комплексно объединенными усилиями представителей нескольких наук при их активном диалоге, внимание привлечено к самоуправлению открытых систем и синергетическому их самопроизвольному появлению, а затем нелинейному развитию с флуктуациями в точках бифуркаций. Активно используется трехмерное компьютерное моделирование для создания метатеорий на универсальных языках. Утверждается синтез фундаментальных и прикладных задач исследования, единство гуманитарных и естественнонаучных программ исследования.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53813. Перерізи конуса площинами. Зрізаний конус 131.5 KB
  Мета уроку: розглянути основні види перерізів конуса переріз перпендикулярний до осі; переріз що проходить через дві твірні; формування поняття зрізаного конуса. Сприйняття й усвідомлення нового матеріалу Перерізи конуса площинами слайд №1 2 Проведемо в конусі переріз площиною яка проходить через дві твірні S і SB площина перетне основу конуса по хорді B отже переріз конуса площиною яка проходить через вершину трикутник. Розв’язування задач Твірна конуса L.
53814. Музичні шедеври Родіона Щедріна 161 KB
  Мета: Познайомити студентів з творчістю Р. Щедріна показати особливості його музичної мови. Щедріна. Хід лекції 16 грудня 2012 року виповнилось 80 років з дня народження Родіона Костянтиновича Щедріна одного з найвідоміших композиторів другої половини XX століття.
53815. Святковий концерт до 8 Березня «Зустріч з зірками» 46 KB
  8-ий ученьСвята і грішна Ніжна і жагуча Цнотлива й пристрасна І сильна і слабка Ви жінка неповторна і чарівна Ви жінка вічно мудра й молода. Ви жінка жінка мати і дружина Безмежне море доброти й тепла. 10-ий учень Пянка і чуйна Ліки і отрута Земна й небесна Горда і проста Ви жінка королева берегиня Мінлива непізнанна дорога. Для вас імена вчителів художній номер 3тя учениця Воістину небесна і земна Заквітчана і терном і барвінком Свята і грішна рідна й чарівна Повіки будь благословенна жінка.
53816. КООРДИНАТНА ПРЯМА. ЦІЛІ І РАЦІОНАЛЬНІ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА 206 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля; відпрацювати навички застосування означення та властивостей модуля для розв’язування рівнянь; розвивати самостійність творчість; виховувати активність увагу наполегливість інтерес до математики; взаємозв'язок з історією математики....
53817. Прямокутна система координат. Координатна площина 1.31 MB
  Мета та задачі уроку: сформувати поняття координатної площини координат точки на площині абсциси та ординати точки; сформувати вміння виконувати вправи що передбачають знаходження координат точки на координатній площині та побудову точки за її координатами; сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття; підвищувати інтерес до математики. Відстань від початку відліку до точки на координатній прямій 15. Фронтальне опитування Що називається координатною прямою Що називається координатою точки...
53818. Чарівна координатна площина. 6 клас 1.89 MB
  Мета: Відпрацьовування навичок побудови точок на координатній площині і вміння знаходити координати точок побудованих на площині; розвивати пізнавальну активність творчі здібності навички самостійної роботи роботи на комп’ютері; виховувати інтерес до математики усвідомленість своїх дій і їх використання в реальному житті.Вироблення навичок побудови точок на координатній площині Гра Улучення в ціль зберемо гроно винограду. Учні називають координати зазначених точок і поруч на прозорій плівці малюють виноградне лоно...
53819. Координатна площина 6.62 MB
  На екрані з’являється слайд Кожна команда формулює питаннящоб відповіддю було це поняття. Якщо команда ставить правильно запитання і знаходить буквувона більше не бере участь. Кожна команда повинна знайти одну з букв. В залежності від того яку букву одержить команда вчитель регулює подальші дії.
53820. Определение географических координат (6 класс) 51 KB
  Далее объясняю как определить географическую широту места на карте или глобусе что такое географическая долгота. Обозначить на карте местонахождение базы точкой а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками. На карте или глобусе определите какой это остров Мадагаскар. На контурной карте полушарий подписать его название.
53821. Загальна характеристика рудних та нерудних корисних копалин України 115.5 KB
  Найбільший за площею вугільний басейн Дніпровський буровугільний Найбільший за запасами вугілля Донецький Найменша глибина залягання пластів Дніпровський буровугільний Найменший за площею ЛьвівськоВолинський Найбільша глибина залягання Донецький Найпотужніші пласти кам’яного вугілля Донецький Значний відсоток коксівного вугілля ЛьвівськоВолинський Гра Увага тест на уважність я називаю корисні копалини учні родовища Нафта Кам’яне вугілля Торф Природний газ Буре вугілля Горючі сланці. Дайте...