63538

Налоги в экономической системе общества

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Налог является таким образом не только финансовой категорией но и правовой признаки налога смотреть в практике. Таким образом в налогах выражается весь спектр экономических политических и социальных интересов государства и общества.

Русский

2014-06-21

98.5 KB

6 чел.

ртемьева Ольга Анатольевна, ст.преп., Д-222, 57-43-25 «Налоги и налогообложение» Андрей

Налоги в экономической системе общества.

  1.  Экономическая сущность налогов, функции налогов.
  2.  Принципы налогообложения.
  3.  Возникновение и развитие налогообложения (самостоятельно).

1. Налогообложение – это специализированный самостоятельный раздел финансовой науки, изучающий денежные отношения между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами, а с другой стороны в связи с перераспределением части ВВП, в ходе которого происходит мобилизация денежных средств в бюджетную систему страны.

Основной категорией налогообложения является обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины), которые, в соответствии с законодательством РФ, должны уплачивать юридические и физические лица.

Налог является, таким образом, не только финансовой категорией, но и правовой (признаки налога смотреть в практике).      Наиболее ярко экономическая сущность налогов проявляется в их функциях:

  1.  Фискальная функция. «Фиск» – в переводе это «казна».Это собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджетную систему. Посредством фискальной функции реализуется главное предназначение налогов – аккумулировать денежные средства в бюджете и внебюджетных фондах. Более 90% доходов консолидированного бюджета – это налоговые доходы.
  2.  Распределительная функция. Выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Некоторые исследователи также называют распределительную функцию социальной, так как происходит перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан (например, прогрессивное налогообложение доходов, акцизное налогообложение).
  3.  Регулирующая функция. Стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в процессе экономического развития общества (налоговые реформы после первой Мировой войны). Эта функция направлена на достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет 3 подфункции:

стимулирующая подфункция: государство сознательно влияет на развитие определённых социально-экономических процессов, снижая налоговую нагрузку;

дестимулирующая подфункция: государство сознательно препятствует развитию определённых процессов, увеличивая налоговую нагрузку;

подфункция воспроизводственного назначения: реализуется через систему платежей за пользование природными ресурсами. Эти платежи имеют чёткую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, которые в дальнейшем используются на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

  1.  Контрольная функция. Означает, что государство посредством системы налоговых органов имеет возможность сбора информации о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц.Таким образом, в налогах выражается весь спектр экономических, политических и социальных интересов государства и общества.

ТЕМА № 1 Принципы налогообложения

2. В основу налогообложения и построения налоговой системы РФ, как и любого другого государства, заложены определённые принципы. На первоначальном этапе взимание налогов происходило произвольно и стихийно. С превращением налогов в главный источник государственных доходов появилась необходимость в исследовании самой сути налогов.

Впервые определил принципы налогообложения шотландский экономист Адам Смит. В своём труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он обобщил исследования предшественников и выделил 4 основных принципа налога, которые актуальны и до сих пор:

  1.  Принцип справедливости. Это всеобщность и равномерность распределения налогового бремени.
  2.  Принцип определённости. Требует, чтобы вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа были ясно определены и доведены до налогоплательщиков.
  3.  Принцип экономии. Заключается в снижении затрат по взиманию налога.
  4.  Принцип удобства (удобности). Налог должен взиматься в удобное время и удобным для налогоплательщика способом.

Принципы Смита концептуально дополнил немецкий финансист Адольф Вагнер. В своей работе «Наука о финансах» (1880 г.) он 9 правил налогообложения объединил в 4 группы:

  1.  Финансовые принципы:
    1.  (1) достаточность обложения;
    2.  (2) эластичность (подвижность) обложения.
  2.  Народно-хозяйственные принципы:
    1.  (3) надлежащий выбор источников обложения;
    2.  (4) эффективная комбинация различных видов налоговых систем.
  3.  Этические принципы (принципы справедливости):
    1.  (5) всеобщность обложения;
    2.  (6) равномерность обложения.
  4.  Организационные принципы (административно-технические принципы):
    1.  (7) определённость обложения;
    2.  (8) удобство уплаты налога;
    3.  (9) максимальное снижение издержек взимания.

Особое внимание Вагнер придавал финансовым принципам, что следует из его концепции о государственных финансах. Согласно ей, тенденция увеличения государственных расходов сохраняется в промышленных странах до тех пор, пока их развитие идёт по восходящей. С ростом правительственных расходов должны расти и налоговые поступления, то есть налоги должны быть эластичными, приспособленными к государственным нуждам.

Таким образом, от выполнения финансовых принципов, по мнению Вагнера, зависят все остальные принципы, то есть в основу он положил фискальную функцию.

Ставка

налога

оптимальная

 ставка

Максимальные          Налоговые доходы                      доходы            государства

Иллюстрация соотношения показателей налоговой нагрузки и объёма поступающих в бюджет налоговых доходов служит кривая Лаффера.

Американский экономист Артур Лаффер доказал, что связь

между налоговой нагрузкой  на налогоплательщика и объёмом налоговых поступлений не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер. При высокой налоговой нагрузке снижение ставок налога приводит к увеличению налоговых доходов за счёт расширения налоговой базы.

Кроме теоретических принципов налогообложения, устанавливаются принципы построения налоговой системы конкретного государства. В Конституции РФ и в Налоговом Кодексе заложены следующие принципы налоговой системы РФ:

  1.  Принципы налогового федерализма (организационные принципы):
    1.  (1) принцип единства налоговой политики;
    2.  (2) принцип единства системы налогов;
    3.  (3) принцип разграничения полномочий в области налогообложения.
  2.  Принципы налогового права (юридические принципы):
    1.  (4) принцип законности;
    2.  (5) принцип приоритета международных норм;
    3.  (6) принцип приоритета норм налогового законодательства;
    4.  (7) принцип ясности налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика;
    5.  (8) принцип отрицания обратной силы налогового закона.
  3.  Экономические принципы:
    1.  (9) всеобщность налогообложения;
    2.  (10) принцип экономической обоснованности налога;
    3.  (11) принцип недопущения дискриминации налогоплательщика;
    4.  (12) принцип равного налогового бремени, исходя из фактической способности к уплате налога.

       Налоговая система РФ.

Вопрос 1 Участники налоговых правоотношений

Статья 9 Налогового Кодекса РФ к участникам налоговых правоотношений относит следующие группы лиц, для которых определяются права, обязанности и ответственность :

  1.  Фискально-обязанные лица – это юридические и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены статьями 21 и 23 НК.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Их обязанности установлены статьёй 24 НК РФ. Фискально обязанные лица могут участвовать в налоговых правоотношениях лично или через своих законных или уполномоченных представителей (см.гл.4 НК.РФ). Особое внимание налоговых органов привлекают сделки между взаимозависимыми лицами (статья 20 НК РФ).

  1.  Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и её подразделения. Права и обязанности налоговых органов указаны в статьях 31 и 32 Налогового Кодекса.
  2.  Таможенные органы – это федеральная таможенная служба (ФТС) и её подразделения. Обладают правами и обязанностями налоговых органов в пределах своей компетенции.

Ответственность всех участников налоговых правоотношений определена главой 16 Налогового Кодекса (см.тему «Налоговый контроль»).

Ограниченной правоспособностью в налоговой сфере обладают:

  •  Банки (как финансовые посредники);
    •  лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля:
      •  понятые;
      •  свидетели;
      •  переводчики;
      •  эксперты и так далее.

Для этих категорий лиц Налоговых Кодекс РФ установил обязанности и ответственность, которые возникают в определённых ситуациях.

Вопрос 2 Нормативно-правовая база налогообложения

Все участники налоговых правоотношений действуют в системе нормативно-правовых актов (НПА). Нормативно-правовая база (НПБ) налогообложения состоит из:

  1.  Нормативно-правовые акты (содержат в себе новые нормы права), в том числе:
    1.  Законы.
    2.  Подзаконные акты.
  2.  Ненормативные правовые акты (обладают юридической силой, новых норм права не вводят), в том числе:
    1.  Правоприменительные акты.
    2.  Акты официального толкования.

Теперь разберём каждый вид актов отдельно.Законы – это акты законодательной власти (депутаты). Они занимают ключевое положение в правовом обеспечении налогообложения.

Ключевое положение в налоговой реформе РФ занимало принятие НК РФ. Налоговый Кодекс РФ состоит из 2 частей:

  1.  Первая часть Налогового Кодекса РФ вступила в силу с 01.01.1999 г. В Нормативно-правовые акты
    органов местного самоупраней определены права, обязанности и ответственность всех участников налоговых правоотношений, приведён

исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов; даны определения основных терминов, описаны процедуры налогового производства. То есть это теоретическая часть.

  1.  Вторая часть Налогового Кодекса состоит из отдельных глав, посвящённых взиманию конкретных налогов. Главы вступали в силу постепенно, начиная с 01.01.2001 года.

Подзаконные акты – это акты исполнительной власти.

Согласно ст.4 НК РФ, подзаконные акты могут устанавливать новые нормы права или уточнять норму закона, но при этом не могут противоречить закону, и принимаются при прямом указании на то в законе.

Правоприменительные акты – это акты исполнительной власти, действующие в рамках конкретного случая в отношении конкретного налогоплательщика.

Например, решение руководителя налогового органа о привлечении ООО «…» к ответственности.

Акты официального толкования – это акты судебной ветви власти, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права. ( Например, решение Арбитражного суда.)

Все нормативные акты в сфере налогообложения должны быть обнародованы, то есть полный текст документа помещается в официальных изданиях: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ».

Налоговый Кодекс РФ установил несколько правил действия нормативных актов во времени:

  1.  Акты законодательства о новых  налогах вступают в силу:
    1.  не ранее, чем через 1 месяц после официального обнародования;
    2.  не ранее 1 числа очередного налогового периода.
  2.  Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем через 1 месяц после официального обнародования.
  3.  Акты законодательства, вводящие новые налоги и сборы вступают не ранее 1 января года, следующего за годом его обнародования.
  4.  Акты законодательства, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
  5.  Акты законодательства, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу.

Вопрос №3  Классификации налогов и сборов в РФ   Распечатка

Вопрос 4 Элементы налога

Все юридические и физические лица должны участвовать в формировании государственных ресурсов путём внесения обязательных платежей:   налогов, сборов, пошлин.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Можно выделить следующие признаки налога:

  1.  Обязательность – требование уплачивать налог закреплено в законодательстве.
  2.  Индивидуальная безвозмездность налога означает, что уплата налога не сопровождается исполнением какого-либо встречного обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику (это основополагающий признак налога).
  3.  Денежный характер налоговых отношений .
  4.  В условиях рыночной экономики налог – это метод огосударствления части создаваемого в обществе национального дохода. Как правило, происходит смена формы собственности.

Сбор (плата, отчисление, взнос) – это обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий выполнения в отношении плательщиков сборов государственными органами и (или) должностными лицами каких-либо юридически значимых действий, включая выдачу разрешений и лицензий.

Налог и сбор имеют одинаковую структуру. Это обязательные платежи, установленные законодательством, но сбор является условным возмездным платежом. Налоги, как правило, являются общими. Сборы предназначены для мобилизации средств на финансирование конкретных видов государственных расходов (может создаваться внебюджетный фонд, который, с одной стороны, контролирует уплату сбора, с другой стороны, осуществляет выполнение конкретных функций государства). ЕСН, например, имеет характеристики и налога, и сбора.

Пошлина – это один из видов сборов, это плата за услугу общественного характера. Все виды пошлин, кроме таможенных, см. гл.25.3 НК РФ (На экзамен -5 примеров)

Согласно ст.17 Налогового Кодекса, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налог считается установленным, если определены следующие элементы налога:

  1.  Налогоплательщики (субъект налога) – юридические и физические лица, на которых законодательством возлагается обязанность уплачивать налог.
  2.  Объект налогообложения – предмет или действия субъекта (см. ст.39: пункт1 и 3 обязательно!).
  3.  Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения (см. ст.40 – обязательно!).
  4.  Ставка налога – норма налогового изъятия на единицу измерения налоговой базы (ставка в процентах называется адвалорной, ставка в рублях называется специфической).
  5.  Налоговый период – период времени, за который определяется размер налогового обязательства; может состоять из одного или нескольких отчётных периодов.
  6.  Порядок исчисления налога.
  7.  Порядок и сроки уплаты налога.

Перечисленные элементы являются обязательными, то есть должны быть чётко и недвусмысленно раскрыты в нормативном акте, вводящим налог. Кроме обязательных элементов, могут быть факультативные элементы налога:

предмет налогообложения; налоговые льготы; масштаб налога; отчётный период и так далее.

Способы исчисления  уплаты налогов в РФ.

Сумма налога = Налоговая база * ставка.

База может быть в стоимостном измерении и физическим показателем.

Ставка может быть специфическая (в рублях) и адвалорная (в процентах).

То есть, например, стоимостной измеритель и специфическая ставка, либо физический показатель и адвалорная ставка. И только так!

В РФ предусмотрены 3 варианта исчисления и уплаты налогов:

  1.  Декларационный.
  2.  У источника выплаты дохода, то есть через налогового агента.
  3.  Кадастровый способ.

1. Налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика о своих налоговых обязательствах. Налог исчисляет и перечисляет в бюджет  сам налогоплательщик. Следовательно, требуется усиленный налоговый контроль. Налоговая декларация может быть представлена двумя способами:

  1.  на бумажных носителях лично налогоплательщиком или его представителем либо направлена по почте (датой представления считается дата отправления ценного письма с описью вложения);
    1.  в электронном виде. С 01.01.2008 года налогоплательщики, у которых численность превышает 100 человек, должны подавать отчётность только в электронном виде(по защищенным каналам связи, через специализированного оператора, с электронно-цифровой подписью ЭЦП)
  2.  Исчисление налога через налогового агента. В некоторых случаях, установленных законодательством, налогоплательщик в праве не исчислять налог самостоятельно. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель, являющийся источником выплаты дохода, признаются налоговым агентом, которые обязаны:
  3.  Рассчитать сумму налога.
  4.  Удержать сумму налога из дохода налогоплательщика при его выплате (дохода).
  5.  Перечислить удержанную сумму налога в бюджет.
  6.  Вести учёт и представлять отчётность.

На сегодняшний день обязанности налоговых агентов предусмотрены:

  1.  По НДФЛ.(основной способ для наемных работников)
  2.  По НДС (например, при аренде муниципального или гос имущества).
  3.  Но налогу на прибыль организации (например, по дивидендам)

Это самый удобный для государства способ исчисления и уплаты налогов: налогоплательщик получает налог уже за вычетом налога, следовательно, возможность уклонения от налогообложения сведена к минимуму. Организация и индивидуальный предприниматель не в праве отказаться от исполнения обязанности налоговых агентов, за ненадлежащее исполнение которых они несут ответственность, предусмотренную главой 16 Налогового Кодекса (например, штраф 20% от суммы неудержанного налога).

  1.  Кадастровый способ исчисления налога применяется при налогообложении имущества физических лиц:
  2.  По транспортному налогу.
  3.  По земельному налогу.
  4.  По налогу на имущество физических лиц.

Налог исчисляет налоговый орган на основе данных, поступающих от государственных органов, осуществляющих регистрацию имущества и сделок с ним.

За месяц до наступления срока платежа налогоплательщику должно быть направлено уведомление с указанием объекта обложения, ставки и суммы налога.

PAGE  5


Конституция РФ

Международные договоры

Федеральные законы, в том числе НК РФ

Законы субъектов РФ

НПА органов местного самоуправления

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Приказы, распоряжения министерств и ведомств

ведомств

СН

НБ

Ставка

Физический показатель

Стоимостная оценка

специф.
(руб.)

адвал.
(в %)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72477. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ 307.5 KB
  Планетарными называют передачи, включающие в себя зубчатые колеса с перемещающимися осями (рис.10.1,а). Передача состоит из центрального колеса с наружными зубьями, центрального колеса b с внутренними зубьями и водила Н, но котором укреплены оси сателлитов g.
72478. ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ОДНОСТУПЕНЧАТЫХ И МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ 181 KB
  Масса и габариты редуктора в значительной степени зависят от того, как распределено общее передаточное отношение по ступеням передачи. Лучшие показатели имеют редукторы, у которых диаметры колес (а не шестерен) всех ступеней близки между собой.
72479. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ 785.5 KB
  Передача состоит из двух шкивов закрепленных на валах и ремня охватывающего шкивы. В зависимости от формы поперечного сечения ремня различают: плоскоременную рис. Основные преимущества ременной передачи: возможность передачи движения на значительное расстояние до 15 м и более...
72480. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ 740.5 KB
  По форме профиля зуба различают: эвольвентные и круговые передачи. Наиболее распространен эвольвентный профиль зуба, предложенный Эйлером в 1760 году. Он обладает целым рядом существенных, технологических и эксплутационных преимуществ.
72481. РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ 426.5 KB
  Преимущественное применение получили колеса с круговыми зубьями. Они менее чувствительны к нарушению точности взаимного расположения колес, их изготовление проще и производится на специальных станках для нарезания и шлифования этих колес в условиях как массового...
72482. ШПОНОЧНЫЕ, ЗУБЧАТЫЕ (ШЛИЦЕВЫЕ) И ПРОФИЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 540.5 KB
  Шпоночные зубчатые шлицевые и профильные соединения служат для закрепления деталей на осях и валах. Соединения нагружаются в основном вращающим моментом. Все основные виды шпонок можно разделить на клиновые и призматические. Первая группа шпонок образует напряженные а вторая – ненапряженные соединения.
72483. Соединения деталей машин 632 KB
  Резьбовые соединения Соединения деталей с помощью резьбы являются одним из старейших и наиболее распространенных видов разъемного соединения. Профиль резьбы – контур Рис.1 сечения резьбы в плоскости проходящей через ось цилиндра.
72484. Основные сведения о конструкции и технологии заклепочных соединений, классификация, области применения 469 KB
  Заклепочное соединение является неразъемным. В большинстве случаев его применяют для соединения листов и фасонных прокатных профилей. Соединение образуют расклепыванием стержня заклепки, вставленной в отверстие деталей – рис.3.1, где 1 – обжимка; 2 – прижим при машинной клепке...
72485. Східні слов’яни. Зародження української державності. Київська Русь 78 KB
  На початку XII ст. Київська Русь розпадається на окремі князівства. Син Володимира Мономаха Мстислав продовжував справу свого батька, тримав укупі руські землі та зберігав владу Київського престолу. Але він був останнім київським правителем, якому це було під силу.