63549

Природно-географические предпосылки зарождения и становления философии на Востоке, Западе и в России

Лекция

Логика и философия

Природно-географические предпосылки зарождения и становления философии на Востоке Западе и в России. Для возникновения философии и темпов ее развития было важно чтобы климат был не слишком суров но и не слишком балующим.

Русский

2014-06-21

62.5 KB

3 чел.

Семинар II.  Движущие силы развития философствования.

Тема 53.Природно-географические предпосылки зарождения и становления философии на Востоке, Западе и в России.

      Вся духовная жизнь общества развивается профессионалами прежде всего, философия тоже. Появление возможности для деятельности профессионалов духовного производства связано прежде всего не с социально-культурными, а с природно-географическими условиями. Философия не случайно зародилась почти одновременно в субтропических странах с горным рельефом и судоходными реками или морями. Еще в 18 веке Шарль Монтескье увидел, что «власть климата сильнее всех властей», от климата во многом зависят появление оптимальных возможностей, необходимости и желания чем-либо заняться духовным. В наш 21 век мы особенно это чувствуем по мере глобальных климатических перемен. Геополитика по сути есть борьба за оставшиеся природные ресурсы, возможности материального и духовного производства.

    Для возникновения философии и темпов ее развития было важно, чтобы климат был не слишком суров, но и не слишком балующим. В северных странах (России, Скандинавии, Канаде) философия нужна, но долго была невозможна, ибо все силы уходили на борьбу с природой за физическое выживание, здесь не до философии. В богатых едой и не требующих теплых жилищ и одежд краях есть возможность, но нет необходимости и желания: в тропиках доныне можно жить первобытным дикарем. В субтропиках было необходимо перейти от собирательства к производству и возможно это осуществить, поскольку имелись животные, на которых можно не только охотиться, но и приручать, имелись и злаки, которые можно было вырастить самим в помощь природе прокормить растущее население. Но понадобился философский кругозор людям, чтобы  понять и убедить успеть перейти от обирания природы к помощи ей прокормить растущее население людей. Производство идей предваряет производство вещей, отражая потребность в них. Пока природа как мать детей может кормить, самостоятельность и следовательно, философское свободомыслие и кругозор не нужны. Где хлеб и мясо дороги, надо обмозговывать решение проблем бытия вполне по-философски.

      Понимание, что мать-природа доведена до экологической катастрофы и надо с помощью философской смелости мышления завершить осознанно неолитическую революцию,  порвав с привычками обирать природу и выработав привычку растить хлеб и овощи, скот и птицу пришло сначала в горах. Здесь  земля пахотная только в долинах, ее мало, а склоны быстро эррозируют, поэтому надо было перейти от первого уже не природного, а общественного разделения труда (между землепашцами в долинах и скотоводами в горах) ко второму (отделению ремесленного труда от крестьянского) и третьему (отделению на основе изобретения рабства умственного труда от физического в тоже профессиональный). Объедаемые скотом кустарники оголяли землю, ее эррозировали вода и ветер, проступали металлы, строительный материал, давая возможность развивать ремесла.

      Переход к ремеслу дал необходимый для содержания рабов прибавочный продукт, стало возможно плененных в войне и разорившихся соплеменников не убивать как лишние рты, а заставлять увеличивать прибавочный продукт. А появление профессионального умственного труда свободных от труда физического людей качественно повысило результативность умственной деятельности. Философствования не на завалинке усталых за день после тяжелой мышечной нагрузки самородков, а  природные задатки превративших в талант образованием и жизнью в соответствующей среде свободных от житейских забот людей дали смелые прорывы мысли к пониманию законов природы и общественной жизни.  

      Судоходные реки и моря, заменявшие дороги, способствовали обмену не только вещами, но и идеями, вызвали потребность сомневаться в мифах своего народа как единственно верных миропониманиях, появилась нужда в философии и науках, технических изобретениях. Мастеровому или купцу среди чужеземцев надо было выгодно продать продукты ремесла и закупить продукты питания. Для этого надо стало не только знать иностранный язык, но и «найти общий язык» с теми, кто здесь дома и может просто ограбить. Изучение чужих языков и культур способствовало лучшему пониманию своих, пересмотру отношения к своему как во всем и для всех лучшему. Не случайно первыми философами были часто купцы или их дети. И философия, например, эллинов, сначала развилась не на материковой Греции, а в колониях греков, переселившихся на жительство среди иных народов. В новых местах проживания опыт отцов и оставшихся на родине старших братьев  менее полезен, чем опыт местного населения. И плыть надо не столько полагаясь на богов, сколько на умение вовремя самостоятельно сменить направление корабля, чтобы не затонуть.  Таким образом, в 6 веке до н. э. (до нашей эры) появились в древних цивилизациях спрос на философию и предложение сразу множества философских школ в Индии и Китае, Междуречье и вокруг Средиземноморья.

      Но не случайно философия стран Востока отличается от Средиземноморской Античности, поскольку природно-климатические различия породили и культурно-исторические, социально-политические различия, что и повлекло в свою очередь через 2 тысячелетия вестернизацию, колонизацию Западом Востока. На Востоке фауна и флора богаче, есть коровы и овцы, лошади и верблюды, рис и пшено и т.д. Поэтому переход от кровно-родственной общины к соседской, а затем и разложение ее под влиянием частной собственности, переход от полигамного матриархата к нуклеарному патриархату, от родового народовластия через тиранию и монархию к демократии для всех имущих граждан, от коллективизма к частной собственности и индивидуализму, к классовому государству растянулся на тысячелетия. А в Средиземноморье нередко происходил за 3-4 поколения. Уже Гесиод в Элладе еще в 7 веке до н.э. в работе «Труды и дни» описал, как дед пахал землю, но ее в горах смыло и ветром сдуло, отец пас коз, которые съели кустарник, державший оставшиеся участки земли, брат младший за взятку судьям отнял последнюю землю, где можно было бы заниматься ремеслом, у Гесиода есть талант к философии, а чем будет кормиться его сын? Греко-римский мир Античности был миром веселых пиратов и пожизненных воинов из-за малоземелья. Запад доныне несмотря на запреты обогащается работорговлей и грабежом не меньше, чем производством и эксплуатацией НТП.

    У нас в Башкирии, как на Востоке, достаточно равнин и родственные отношения и 27 веков спустя еще не такие, чтобы брат грабил брата, бывает, но еще достаточно часто видим примеры  братской помощи. Где «всем миром» встречают молодоженов и новорожденных, хоронят усопших, к природе относятся экофильно – там философия мало востребована. На Востоке надо было совместно строить дамбы, оросительные каналы, уже поэтому первобытная община разлагалась медленно. И философия не торопилась дифференцироваться с религией, мифологией и науками. Импульсами философствовать были  войны между государствами и гражданские. Но как верхи, так и низы обществ  интересовались философствующими бродячими учителями только проиграв, чтобы ликвидировать последствия землетрясения или войны. На Востоке рост производительных сил происходил по мере роста населения, а на Западе – благодаря развитию философии и научно-технического прогресса. Вся Западная Европа крохотная и  земли под пастбища и поля вечно не хватало даже для старших сыновей семьи, но землю можно было обрабатывать в одиночку. На Востоке для обработки и защиты от наводнений и засух огромных территорий труд должен был быть коллективным, организованным деспотической властью царей. Здесь истоки различий между философскими школами, проблематикой их исследований.

     Россия – самая северная страна с суровыми климатическими условиями, где зима большей частью полгода, отчего буйство фантазии и мечтательность не только у философов. Земледельцам и скотоводам на территории современной России долго было не до создания собственной философии: морозы, пространства не располагали, а необходимость тоже была мала, ибо природа хоть и нещедрая, но столь малое для огромных территорий население кормила, леса и реки изобиловали зверем и рыбой. Частная собственность с 11 до конца 20 века все не могла  разрушить общинный уклад жизни, а патерналистское государство препятствовало развитию свободомыслия и репрессиями, и какой-никакой, но заботой о населении. Резко-континентальный климат сформировал людей, легко впадающих из одной крайности в другую без умения вовремя затормозить, у нас «казнить - так казнить, миловать - так миловать»! Либо долготерпение до «весны», либо половодье бунта, революции, а на эволюционную кропотливую работу навыков не хватает. Зато, живя в зоне рискованного земледелия, с избытком игры в удачу, отваги «прорваться», благодаря «авось» и авралам «всем миром», до смерти уработаться, а потом напиться водки от простуды и сбросить стресс. Огромные расстояния приучили «долго запрягать, но быстро ездить», чтобы не замерзнуть в степи. Так и в мышлении: долго соображать, но быстро решать задачи. Огромные расстояния не позволяют тысячелетиями навести хоть где-то порядок, в философии та же неорганизованность мысли, логика «пройти околицей», «задним умом» дойти, либо напрямую тропу через «клумбы» проложить, обогнав европейцев на своей «птице-тройке».

      Особой широте и космической высоте философии России способствует и наличие всей таблицы Менделеева, дающей и талантливость, и красоту населения, и особую  синтетичность философской мысли. Природное разнообразие и щедрость одарили и философов России крепостью духа и стремлением мессиански помогать даже тем, кто живет в большем материальном и духовном достатке. Как писал в «Скифах» А.Блок: «нам внятно все, и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». А другой классик философской поэзии отметил, что западным или восточным «умом Россию не понять, аршином общим не измерить», поэтому философов России иноземные обычно не понимают, как европейцы индийцев. М.Задорнов во многом верно показал, почему иноземцы нам смешны, а иностранные философы часто нас всех считают  чукчами и боятся, когда наши стараются их авантюрно «освобождать от бездуховности и бездушия».

Тема 54.Культурно-исторические условия генезиса

философии в мире и в России.

     Для возможности генезиса (происхождения и развития) философии нужны не только природно-географические, но и определенные, тоже необходимые и достаточные культурно-исторические предпосылки. Семена философии падают на благодатную почву и быстро развиваются там и тогда, где и когда народы живут достаточно вольно, есть спрос на разномыслие, способствующее коллективному обсуждению и принятию решения. Среди культурно-исторических условий важнейшими являются для генезиса философии: быстрое развитие частной собственности, настоящей демократии и скептического отношения к богам.

      Запад вырос на традициях греко-римской культуры, в том числе философской, теперь через СМИ навязанной всем странам. Древний Рим в философии был скуден, пропитан заемной философской мыслью эллинов. Философия Эллады развилась быстро и бурно в условиях, когда зарождающиеся частная собственность и демократия были еще прогрессивны для развития человека, народов и государств. Быстрое расслоение общества частной собственностью в условиях семейного рабовладения создало достаточно многочисленный средний класс, положение которого принуждало к развитию философии, чтобы не обнищать и не стать рабами.

      При в главном одинаковых природных условиях центрами философии становились не каждый полис (город-государство). Так, в земледельческой Спарте веками жили традиционно совместно обрабатывая землю под руководством царей, а в недалеких Афинах  жили ремесленники и купцы в условиях зарождающейся демократии, поскольку земли для полей и пастбищ нет, но есть море и флот. Отсюда, если и рождался в Спарте философ, неверящий на слово никому и чуткий к переменам жизни юноша, то, либо не мог проявить свой талант, либо бежал в Афины, где философов слушали на народных собраниях и у них учились жить своим умом, искать компромиссы в интересах самых разных людей. Хоть и убивали особо смелых в мысли, но ставили памятники и их мысли сохраняли и передавали потомкам.

     В Элладе боги отличались от людей только бессмертием, но не нравственностью и умом, поэтому с ними можно было спорить, отношение к богам было по-философски скептичным и ироничным у всего населения, что тоже помогло развиваться философичности мышления. В богатых Афинах, затем в Риме жило множество талантливых иноземцев, благодаря которым граждане этих государств были рано знакомы не только со своим языком и культурой своего народа, но и иных племен, знали хорошо иностранные языки. Это обогащало собственную культуру и поднимало ее уровень до появления философии культуры, до понимания единства многообразия в мирах культуры и природы.  Эллада стала не случайно образцом философской мысли, здесь возникли по сути зародыши всех доныне существующих философских школ, эллины были как никакие иные народы веселыми и жизнерадостными людьми, а детство других народов было искалеченным, поэтому они либо породили болезненные философские взгляды, либо никаких таких, чтобы имели мировое значение или хотя бы долго сохранялись народом.

      Необходимость философствовать появляется в «среднем классе», у тех, кто понимал, что возможность породниться с олигархом ждать глупо, а разориться легко, ибо и богатый грабит не того, у кого нечего взять, и бедный завистник ограбит тебя легче, чем имеющего охрану и крепостные стены. Живущему между «молотом и наковальней» суждено либо гибнуть, либо закаляться от ударов судьбы и с помощью умения быстро менять место и отношения выживать, не опускаясь на дно жизни, а при не упускаемом случае и процветать, добившись признания своих талантов, достаточного авторитета и достатка специалиста. Среди большинства среднезажиточных воцарялись губящие полисы один за другим культ денег и вещей, гонка их престижного, статусного потребительства, ложь и  злость, а жмот и завистник не бывает эстетически красив!

       Предложение  идей появляется в ответ на появление спроса: естественной реакцией философов, не равнодушных к гибели сограждан, начиная с Пифагора, стали «служение истине, доброте и красоте как богам». Вслед сознательно пошедшему на казнь Сократу его последователи пытаются доныне спасать народы «от нравственной порчи», демонстрируя и экономическую выгоду нравственной чистоты и стремления к опережающему материальное духовному богатству. Борьба эллинов против бесчеловечного отношения к животным и людям, себе любимому оказалась не напрасной, хотя и не завершена и сейчас. Но поэтому и востребована и завтра будет философская мысль Древнего Востока и Античности, что не решены пока те задачи отношения человека к миру. Как только проблемы не станет, можно станет оставить изучение философии той эпохи только историкам философской мысли прошлого. Для нас пока это не столько прошлое, сколько настоящее, которое должно не повторять ошибки прошлого.

      .      В России рано сложилась привычка ждать сказочного чуда, жить прошлым и будущим без заботы о настоящем, что не могло не сказаться и на философии, в которой нет предпринимательской жилки, много авантюризма игроков и последующего самобичевания. Благодаря достаточно обильной природе, остаткам языческой космичности и первобытного коллективизма люди были, в отличие от западных и восточных,  открытые, щедрые, грубоватые, но жалостливые (даже к «разбойничкам»), ласковые, богаты «народными заступниками». Природные не обузданные страсти господствовали над интересами, голос сердца заглушал голос рассудка.

       Географическое положение между давно культурными Западом и Востоком порождало философские сомнения, но сложился поиск не истины, а правды. Государство состояло из трех этнических групп (славян, угров и тюрков) и более 150 народов, в основном мирно объединившихся и доныне (в отличие от Запада и Востока) развивающих свою самобытность. Спокойное добрососедство тоже не стимулировало философскую мысль, как у тысячелетиями агрессивных европейцев. Крепкие «задним умом» россияне осмотрительны, но не предусмотрительны, как и ходили, думали обычно «околицей», а не логически. Живя при феодализме, дворяне, крестьяне и даже купцы легко пускали состояние по ветру, поскольку предпринимательство не уважалось.

      Среднего класса как поставщика философов не было и нет, философы чаще из незаконнорожденных или репрессированных. Большая часть населения не знала собственности, все жили бедно, кроме царского двора и нескольких чиновников в губерниях. Философией в России интересовалась в основном гуманитарная политизированная побывавшая на Западе интеллигенция, поэтому своих онтологических и гносеологических открытий мало. (Ломоносов М.В. в 18 веке, позитивисты в 19 веке, да несколько философствующих ученых в области естествознания в 20 веке). Зато много споров о судьбе и месте России в мировой культуре, жизнь на планете спасти и освоить Вселенную и т.п. Философия России – не трактаты интеллектуалов, а эссе интеллигенции или романы писателей, стихи поэтов и даже романсы композиторов.

      Религиозность поверхностная, а язычество неистребимое препятствовали освоению протестантского и католического философского богатства. Суд не по законам, а «по совести», анархизм и правовой нигилизм сочетаются с правовым беспределом, но и уголовники до 21 века были «с понятиями». Несмотря на тысячелетнее увлечение Западом элиты и породненность с ним правящих особ, вестернизация не проникала в народ глубоко до наступления времени западного засилья на экранах кино, телевиденья и мониторов. Чиновничье засилье сочетается с отсутствием поддерживающей порядок нормальной бюрократии. Вечные темы: все есть, кроме порядка, «У нас в России две напасти: внизу власть тьмы, вверху тьма власти. И философские споры на темы: кто виноват, что делать и с чего начать, но «воз и ныне там» (И.А.Крылов). В верхах и низах сильны родственный и соседско-дружеский протекционизм. Для сравнения: в Китае со 2 века ротация кадров! На Западе дочь премьер министра Швеции не прошла по конкурсу в вуз, короли живут скромно, президенты летают рейсовыми самолетами. Зато в России, хоть и было «барство дикое», но не  рабство, крепостные могли бежать в казаки или бунтовать, ибо «до Бога высоко, а до царя далеко» было.

     Импульсами к возникновению философской мысли были: образование государственности в 9 веке, принятие христианства в 10 веке, нашествия на ослабленную усобицами Россию немцев, шведов, поляков и литовцев с Запада и Золотоордынцев с Востока. Но А.Невский попытку вестернизации и ассимиляции успешно отразил, а от ханов защитил Русь хитростью, чтобы при царях Иванах сложилось громадное феодальное многонациональное государство.  Из-за доныне рвущихся к нашим сырьевым и энергетическим ресурсам правителей Запада в философии России даже сейчас западники в большинстве патриотичны. От орды Россия взяла не только политическое устройство, многие элементы быта и духовной жизни, но и особенности философствования кочевников, а не оседлых людей. Влияние культуры Византии, Европы и Востока на правящие классы было не сильнее влияния культуры самого самобытного многонационального населения.

      Прагматической рациональности, эгоизма и индивидуализма Запада было до 21 века мало, а эмоционально-чувственного, коллективистского - много. Евразийское местоположение заставляло, защищая себя, спасать Запад от орд с Востока, а Восток от полчищ Запада. От этой миссии в философии России много мессианства, желания спасти Запад от мещанства, стать «третьим Римом» для мира не в смысле захватов территорий, а нести более высокую культуру. Вместо западной демократии в огромной России сочетались народная вольница (демократия степняков да вече купцов) и самодержавное управление царя (генсека, президента), то и другое тормозило развитие философии. Россия дала миру великих ученых и полководцев, много великих образцов духовного развития, в том числе и философского. Но время российского лидерства в философии еще не пришло, а может уже и не настанет. Частная собственность разъедает общество, но для мировой экономики она уже остаточна и заменяется успешно корпоративной. Демократия тоже все более успешно теснится монополиями в быстро глобализируемом экономически, политически и информационно мире. Выхода во Вселенную русская философия добилась, а что еще она даст миру в 21 веке?  Дело за тем, чтобы талантливые философски россияне захотели пойти в философии неведомыми путями и были услышаны хотя бы иностранными студентами, которые вскоре могут занять места вымирающих от своего анархистского образа мысли аборигенов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85166. Внешняя политика Речи Посполитой. Войны и социальные конфликты второй половины XVII - первой половины XVIII веков 31.49 KB
  Тридцатилетняя война 16181648 В 1618г. началась война в которой приняли участие десятки государств. РП не смогла помешать объединению Бранденбурга и Пруссии и неудачно закончилась война со Швецией что явилось одной из крупных неудач в её внешней политике. Казацкокрестьянская война 16481651 Богдан Хмельницкий хотел создать независимую Украину и поднял восстание в 1648 г.
85167. Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Речи Посполитой 30.48 KB
  В экономике белорусских земель шло укрепление и развитие феодальных отношений. Экономическому прогрессу белорусских земель во вп 16пп 17 вв. увеличилось до 36 млн чел росли посевные площади поголовье скота увеличился средний земельный надел крестьян.
85168. Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния 30.78 KB
  В разных странах Европы возникает движение против господства католической церкви – РеформацияОбщественнополитическое и идеологическое движение направленное против римскокатолической церкви и её роли в политической системе общества. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Она объединила православную и католическую церкви в единую Грекоуниатскую церковь.
85169. Политический кризис и разделы Речи Посполитой. Включение белорусских земель в состав Российской империи 29.27 KB
  При поддержке России победу одержал Станислав Август Понятовский. 1ый раздел произошёл в 1772 К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру 1788г. 2ой раздел 23 января 1793 К России отошли Центральная Белоруссия с Минском Правобережная Украина часть шляхта приняло участие в восстании под руководством Костюшко – попытка сохранить независимость РП. 3ий раздел 24 октября 1795 К России отошли Литва Западная Белоруссия Волынь Курляндия; Поляки утратили свою государственность.
85170. Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой 28.63 KB
  традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества это было связано с переменами в системе образования расширено преподавания современных языков и естествознания. Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. Барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму основанному на традициях античности и Ренессанса.
85171. Политика российского самодержавия и общественно-политические движения в Беларуси (конец XVIII - первая половина XIX в.) 33.21 KB
  После присоединения Беларуси к РИ правительство провело ряд мер по закреплению своего влияния на присоединённые земли. В Беларуси были созданы губернии: Белорусская Минская и Литовская. Господствующее положение в Беларуси заняла православная церковь у которой оказывалась полная государственная поддержка.
85172. Социально-экономическое развитие белорусских земель в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.) 28.12 KB
  В условиях разложения феодальнокрепостнической системы царское правительство пошло на экономические реформы с целью приспособления существующей системы хозяйственных отношений к нуждам рынка а также повышения государственных доходов. Реформа была проведена только среди государственных крестьян. Она предусматривала: проведение подробного описания всех государственных имений и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения прекращение сдачи государственных земель в аренду; ликвидацию...
85173. Культура Беларуси в первой половине XIX в.) 27.14 KB
  Беларусь имела автономия в плане культурного развития. Отчётливо это проявилось в системе образования. 1803г – создан Виленский учебный округ, в состав кот входили школы Беларуси, Литвы, Украины.
85174. Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях 29.45 KB
  Крестьяне получали гражданские права могли заниматься промыслами торговать приобретать имущество поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли которая принадлежала им до реформы а крестьяне получали небольшие наделы в пользование которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки.