63550

Философия древнего Китая: значение конфуцианства для мировой философии

Лекция

Логика и философия

На родине буйвола и свиньи хлопка и шелка конопли и керамики лаков и каталога звезд решая задачу спасения народов от междоусобных войн через объединение страны 26 веков особо чтим Конфуций. Сам Конфуций неизменно заботился о других больше чем о себе не был категоричен в суждениях и не предавался пустым размышлениям.

Русский

2014-06-21

43.5 KB

3 чел.

Семинар III.Философия Древнего Востока.

Тема 55.Философия древнего Китая: значение конфуцианства для мировой философии.

     Китайская философия стала важной частью восточной философии, ее влияние на мировоззрение Китая, Японии, Кореи и стран Юго-Восточной Азии можно сравнить с влиянием древнегреческой культуры на народы Запада. Источником философии Китая стала «Книга перемен», переосмысливая которую в связи  с событиями в стране и возникли школы даосизма, конфуцианство, моизма, легизма, школа имен и др. На родине буйвола и свиньи, хлопка и шелка, конопли и керамики, лаков и каталога звезд, решая задачу спасения народов от междоусобных войн через объединение страны, 26 веков особо чтим Конфуций. Ежегодно при любых властях тысячелетиями ему в последнее воскресенье сентября отмечают день рождения, его философия нередко была основой государственной идеологии в единственной на планете империи, которая не распалась и не была уничтожена никакими завоевателями за более чем 2,5 тысячи лет.

      Кун фу цзы или Кун Цю жил в 551-479 г.г. до н.э. Он родился сыном юной матери и 70-летнего отца – обедневшего от своей честности правителя уезда Цзоу в княжестве Лу. В 3 года умер отец, в 17 мать оставила 9 сестер и слабоумного старшего брата на плечи Конфуция, который в 19 к тому же женился, зарабатывая частным учителем. Из 3000 учеников его 72 стали  пожизненно друзьями. Перед смертью сожалел, что ни один правитель не захотел у него поучиться. Сам Конфуций неизменно  заботился о других больше, чем о себе, не был категоричен в суждениях и не предавался «пустым размышлениям». Когда назвали его ученым, он поправил: «Нет, я только умею рассматривать любой вопрос с разных сторон и связывать все воедино, только поэтому могу сказать то, за что считаете ученым». Учение без размышления Конфуций считал бесполезным, а размышления без учения зряшным занятием. Конфуций принципиально не записывал свои мысли (подав пример многим), боясь их догматизации: верное при одних условиях может оказаться неверным в других!. Порядок Конфуций любил так, что отказывался заходить в дом, перед дверью видя неаккуратно брошенную циновку. Книгу его изречений «Лунь юй» - «Суждения и беседы» составили ученики, 12 из которых  до последнего мгновения  жизни учителя ему всемерно помогали.

      Судя по этому источнику,  Конфуцию не до устройства мироздания или теории познания, он не видел возможности изменить мир и предложил менять каждому себя посредством самовоспитания. В центре учения Конфуция человек, как ему и обществу вернуть былую нравственность в эпоху гражданских войн?  Он требует от правителей стать просвещенными слугами народа, воспитывающими трудолюбие и порядочность, поощряющими образованность. Конфуций первым стал обучать талантливую бедноту, сформулировал  целый моральный кодекс поведения порядочного человека, считая каждого кузнецом своего счастья и государственного благоденствия. Конфуций сформулировал пришедшее на смену правилу талиона (око за око) первобытной нравственности «золотое правило морали» цивилизованного человека: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, а делай лишь то, чего себе желаешь».  

       Конфуций делил людей на три группы: стремящиеся к идеалу благородства (цзы), обычные простолюдины (жэнь) и сяо-жэнь: опустившиеся из-за подлости, корысти, равнодушия и лени, неприветливые и злоязыкие. Они жалуются, что люди их не понимают, а благородные – стремятся сами лучше понимать других. Чем благородные отличаются от неблагородных? Не происхождением, а поведением. Благородные скромны, не теряя чувство человеческого достоинства, следуют долгу и  требования предъявляют только к себе, равнодушны к материальным удобствам, но не к несправедливости. Они сдержанны в желаниях, но не успокаиваются на достигнутом. Они не лишены жэнь и поэтому любят простых людей, добродетельны к ним, не опускаясь до них. Живя в согласии с другими, они не следуют ни за кем.

      Неблагородные сяо-жэнь рабы своих желаний,  следуют только за выгодой, лживы, неприветливы, считают себя никому ничего не должными, но все будто ему должны. Они живут чужим умом и винят всех во всем, кроме себя, но и с собой ладить не умеют. Сяо-жэнь  стремятся, чтобы люди лучше знали его, а жэнь-цзы(цзюнь) жалуется, что это он плохо знает людей, и стремится понять каждого, считая каждого интересным. У жэнь-цзы хорошая воспитанность естественна, в то время как у деревенского сяо-жэнь естественность превосходит воспитанность, а у городского наоборот, но тоже нет равновесия. У сяо-жэнь три пути: во власть, затем в тюрьму или быть проклятыми и позором родни, либо сразу на помойку жизни. Кто не стремится вверх к идеалам порядочности, тот неизменно катится вниз, поскольку остановиться в развитии, в работе над собой это начать падение. Не забывай о ценности земной жизни твоего рода, не позорь предков, будь подобно им самоотверженным трудолюбивым патриотом. Конфуций  призывал через только нравственную революцию  избавить общество от раскалывающего его эгоизма и обеспечить стабильное общежитие и производство. Конфуций верил, что мы кузнецы своего и народного счастья, если разовьем в  себе лояльность и добросердечие, чувство справедливости и стремление к мудрой жизни..

Тема 56. Философия древнего Китая: роль даосизма в мировой философии.

      В основе учения даосов книга «Дао дэ цзин» Ли Эра (Лао цзы, 579-499 до н.э.).  Ли Эр в духе своего учения достиг того, что о нем достоверно ничего почти не известно. В конце жизни работая архивариусом в царстве Чу при дворе Чжоу и видя полный упадок, он решил покинуть царство, но на границе был арестован, пока не изложит смысл своего учения. Так появилась поэма «Дао дэ цзин» («Книга пути к добродетели») из 5000 иероглифов, существует более 10 переводов ее на русский язык в прозе и стихах. В центре проблематики книги, как и у Конфуция, этика (учить нормам морали и нравственности), менее разработана социальная философия, но у Ли Эра есть доныне интересная онтология и гносеология. Отличительной чертой учения является стремление к бессмертию, осмысление проблемы, как его достичь человеку. Поиски бессмертия подстегнули развитие китайской медицины, достижения которой используются доныне во всем мире. Бессмертие интересовало многих императоров, что побуждало их уважительно относиться к последователям Ли Эра, которого самого считали бессмертным.

      Жизнь – величайшее из благ, но она только одна из двух фаз непрестанных перемен, только вместе со смертью жизнь раскрывает круговорот энергии ци в природе. Смерти как таковой нет, это лишь метаморфоза жизни, ее переход в иные формы. Все многообразие вещей происходит из семян и в них возвращается, чтобы опять участвовать в круговороте жизни. Если следовать естественным ритмам природы, то можно постоянно возобновлять себя не умирая, черпая силы в энергии самой своей и окружающей природы. В даосизме накоплен большой опыт по ведению здорового образа жизни, правильному питанию.

      В спонтанном вечном беспричинном самоизменении мира  у нас нет свободы воли, мы заброшены в обстоятельства и играем в театре жизни не выбранные роли, поэтому нет ни у кого вины или заслуг, никто не лучше и не хуже другого, никому другим не быть. Негр не виноват, что он не китаец. О Боге ничего не известно, поэтому лучше и не рассуждать зря. Дао - бесцельный естественном ход событий, где мы едва разбираемся и лучше не лезть, ибо вреда будет больше: разбить хрустальный шар Земли сможем, а склеить нет. Смысл жизни в гармоничном слиянии с собственной и окружающей природой, подчиняясь ее законам, насколько нам дано их понять. Многие беды от искусственных правил и попыток править природой.

      Детей не надо натаскивать, солить, как огурцы в банке, а лучше взращивать талант каждого согласно его собственным природным влечениям. Время все расставит правильно и справедливость победит по законам диалектики сама, слабые обретут силу, поскольку сильные, все больше порабощая слабых, становятся рабски зависимы от них. Путь цивилизации ошибочен, поскольку ведет к противоречию общества с природой. Мы меняем экологию и это погубит нас еще до того, как возникший из пустоты наш мир опять превратится в пустоту. Надо отказаться от насилия над своей и окружающей природой.  Знания нужны не для власти, а для развития ума.

      «Что значит дэ? Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать. Великие дела начинаются с мелочи, с внимания к мысли» (Ли Эр). «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он есть. Хуже тот, кто требует его любить. Еще худшего народ боится, а самого плохого народ презирает». «Кто много говорит, тот мало знает, а кто много знает, тот мало говорит». «В несчастье найди опору счастья, а в счастье уже притаилось несчастье». «Слова истины кажутся парадоксальными, но ничто не может заменить их».

       Даосизм усиливался при потрясениях и помогал вывести Китай на новый этап развития, затем начинало становиться более популярным конфуцианство. Именно даосы открыли порох и изобрели компас, были врачами и магами. Сочетание этих и ряда иных устойчивых в веках и тысячелетиях ценивших только земную жизнь мировоззрений обеспечило непрерывность развития китайской цивилизации и спасение ее даже в века колониального владычества европейцев. Философы были посредниками между властью и народом и, например, даже в годы так называемой «культурной революции», чтимы.  Хотя   Ли Эр писал: Иди за людьми, если хочешь, чтобы они шли за тобой».

      Конфуций и Лао Цзы остаются отцами мировоззрения не только китайцев, они почитаемы и при правлении патриотов и коммунистов в любой стране, поскольку из их учения следует, что народ имеет право свергнуть правителя, который стал плохим отцом народу и власть которого держится только на страхе. В Китае достаточно либеральная рыночная экономика, но насколько она в интересах Китая, а не того, у кого больше в мире денег. Веками в Китае за коррупцию полагается казнь чиновника-взяточника, поэтому там взяточничество не развито, хотя отношения кровнородственные сильны. Но для защиты от процветающего у нас доныне кумовства в Китае почти 2 тысячи лет существует ротация кадров, при которой должность человек занимает в результате закрытого конкурса работ, а кто чей родственник или друг узнать невозможно, поэтому предпочтение тем, кто талантливее и трудолюбивее.

      Китайцы многое переняли у других народов, особенно у народов бывшего СССР, без которых им бы не освободиться от многовековой колониальной зависимости от Запада и Японии. Теперь же даже китайские истребители с учений 2010 года показывают себя лучше российских и американских, хотя китайцы исторически недавно научились строить и летать в СССР. Китай, как СССР в 60-х 20 века, начинает обгонять США в экономической деятельности, но есть надежда, что как СССР не удастся Западу победить Китай, хотя бы уже потому, что, например, в США 34% летного состава ВВС китайцы, более 11% инженерного корпуса – тоже, а китайцы со времен Лао Цзы и Конфуция, в отличие от веками преклонявшимися перед Западом господствующими элитами россиян, по-настоящему патриотичны. Президент США понимает, что так, как российские полковники расстреляли 3-4.10.1993 из танков народом избранный Верховный Совет Российской Федерации по приказу Президента Ельцина Б.Н., китайские летчики и танкисты армии США не сделают, они не станут бомбить Китай, а скорее разбомбят Пентагон и Белый Дом в США.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21704. Модуль Нейрокибернетика 380 KB
  В первом случае сформированная нейронная сеть выступает в роли регрессионной модели и имеет k входов и один выход то есть в качестве входных значений нейронной сети выступают предшествующие значения котировок а в качестве выхода значение на текущий момент. В автоматическом управлении нейронные сети так же не плохо справляются со своей задачей и если учесть что не нужно проводить сложных расчетов то выбор в пользу использования нейронных сетей становиться очевидным. Так же нейронные сети находят практическое применение при диагностике...
21705. Технология личностного ориентирования в географии 103.5 KB
  Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.
21706. Методы экспертного оценивания 136 KB
  5] Анализ компетентности экспертов по взаимооценкам [0.6] Анализ компетентности экспертов по оценкам объектов [0. Типичные ситуации группового выбора: распределение конкурсной комиссией поощрений; обсуждение и согласование нескольких альтернативных законопроектов; ранжирование по перспективности внедрения образцов новых промышленных изделий производимое группой экспертов. Например для 3х объектов предпочтение одного из экспертов или он может количественно выразить интенсивность ; ; .
21707. Разделы модуля «Базовые понятия. Методы извлечения знаний» 368 KB
  Методы извлечения знаний [1] История и этапы развития искусственного интеллекта [2] Подходы к созданию систем искусственного интеллекта [3] Искусственный интеллект в России [4] Направления развития искусственного интеллекта [5] Основные определения [6] Методы извлечения знаний [7] Классификация методов извлечения знаний [8] Пассивные методы [9] Наблюдения [10] Анализ протоколов мыслей вслух [11] Лекции [12] Активные методы [13] Активные индивидуальные методы [14] Анкетирование [15] Интервью [16] Свободный диалог [17] Активные групповые методы...
21708. Модуль Жизненный цикл интеллектуальной системы 147.5 KB
  2] Этап 2: Разработка прототипной системы [1.4] Этап 4: Оценка системы [1.5] Этап 5: Стыковка системы [1.
21709. Модуль Методы представления знаний: Нечеткая логика 192 KB
  Математический аппарат Характеристикой нечеткого множества выступает функция принадлежности Membership Function. Обозначим через MFcx – степень принадлежности к нечеткому множеству C представляющей собой обобщение понятия характеристической функции обычного множества. Значение MFcx=0 означает отсутствие принадлежности к множеству 1 – полную принадлежность. Так чай с температурой 60 С принадлежит к множеству 'Горячий' со степенью принадлежности 080.
21711. Оценка вероятностей возможных последствий от нарушений электроснабжения потребителей 181.5 KB
  Оценка вероятностей возможных последствий от нарушений электроснабжения потребителей Для решения широкого класса задач эксплуатации и проектирования с учётом фактора надёжности необходимо определение вероятностей возникновения возможных последствий от нарушения электроснабжения потребителей которые сводятся к следующим: вероятность возникновения катастрофических и аварийных ситуаций исследование которых необходимо для нормирования надёжности электроснабжения; вероятность возникновения отдельных составляющих ущерба их величина и...
21712. ИСПЫТАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ ЭМС. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 2.49 MB
  Показатели надежности экспериментальными методами могут быть получены по результатам либо испытаний – специальных или совмещенных либо наблюдением за функционированием объекта в условиях эксплуатации. Методы испытаний организуются специально с целью определения показателей надежности объем их обычно заранее планируется условия функционирования объектов устанавливаются исходя из требований оценки конкретных показателей. Показатели надежности таких объектов оцениваются в основном либо по результатам совмещенных испытаний при которых...