63551

Философия Древней Индии: влияние на современность йоги, джайнизма, буддизма

Лекция

Логика и философия

Главное в философии йоги через изменение формы меняй содержание: меняя образ жизни привычки. Ты меняешь линию и смыслы жизни. Надо только определить для себя смысл жизни соответствующий ему образ жизни стать бдительным к дурным мыслям и желаниям и стремиться...

Русский

2014-06-21

38.5 KB

4 чел.

Семинар IV.  Философская мысль Древней Индии.

Тема 57.Философия Древней Индии: влияние на современность йоги, джайнизма, буддизма.

      Все философские школы Древней Индии условно различают по отношению к «Ведам» на ортодоксальные и неортодоксальные, то-есть считающие «Упанишады» и другую ведическую литературу неизменным авторитетом, как позже правоверные христиане «Новый завет», и  не фундаменталистски относящиеся к этим источникам знаний предков, а, для того, чтобы привлечь молодежь, готовую к отказу от ряда догм и к обновлению и дополнению, осовремениванию писания. К ортодоксальным школам  относят индуизм, йогу, веданту, мимансу, санкхья, вайшешику. А к неортодоксальным школам принадлежат джайнизм, буддизм, чарвака, настика, локаята. Неортодоксальные школы не признавали кастовое деление общества, были за централизованное государство и против раджей и жрецов-брахманов. Всякая философия всегда для кого-то. Йоги чаще всего происходили из брахманов, джайны – из кшатриев, буддисты – из вайшьев, индуисты – шудр, а из обедневших раджей локаяты, джайны и настики.

       На родине прирученных слона, лошади и коровы задача йога - стать хозяином своего тела, чувств, души и мыслей, облагородить себя через добрые бескорыстные дела и, пробудив оккультные возможности, не дать жадным погубить человечество, став представителями мирового космического разума на Земле. Йогой из века в век увлекались многие интеллектуалы разных стран. В 20 веке йога была очень популярна даже в России и США, она внесла свой вклад в космонавтику, медицину и международную разведку. Главное в философии йоги – через изменение формы меняй содержание: меняя образ жизни, привычки. Ты меняешь линию и смыслы жизни. Вивекананда: «Мы в ответе за то, чем являемся, и способны сделать  себя тем, кем хотим быть». Низшие ступени йоги полезны всем. В Хатха-йоге учат стать хозяином своего тела: учись правильно дышать и двигаться, пить и питаться, очисти тело от шлаков. Не будь рабом чрева и инстинктов. В карма-йоге требуется стать хозяином своих чувств и мыслей, души эмоций через добрые бескорыстные общественно-полезные дела. Йог не может быть ленив или трудоголиком, ему важна не оплата труда, а умение делать талатливо. Йог не раб долга перед государством или семьей, но на него можно положиться как на гражданина и семьянина. Йог не скрывает свои экстрасенсорные способности, а показывает пример, чтобы каждый их будил и развивал в себе. «Помоги слабым обрести силу, но не делай ничего за них». Йог против «непротивления злу силою», Патанджали еще во 2 веке до н.э. критиковал буддистов, считая невмешательство соучастием в преступлении  насильника.

      Джайн по примеру учителя Махавиры Вардхаманы должен  быть аскетом и альтруистом, не причинять вреда живому и стремиться заслужить смерть в борьбе со злом, чтобы твоя душа слилась с мировой душой уже свободной от новых заточений в темницы тел. Студенчество Запада после 2 мировой войны увлеклось джайнизмом в форме хиппи, совершив своего рода мировоззренческую революцию в ряде стран, особенно во Франции.  Даже президенту Саркази спустя 40лет после событий 1968 года не удалось отнять основные права студентов и женщин, например, при приеме на работу без стажа после окончания вуза. Джайны остались узким слоем «золотой молодежи», недовольной мещанствующими родителями. Джайн не заводит семьи, чтобы будучи чиновником проводить смелые реформы, не боясь угроз семье. Будучи офицером, джайн не боится оставить вдову и сирот и бережет как сыновей своих солдат. Выше всего джайн ценит дружбу, включая дружбу мужчин с женщинами. От джайнов вошло в философскую мысль понятие ахимсы – благоговение перед жизнью любой. Джайн не пашет, не рвет плодов, ест упавшее само. Мир из живых атомов, подобных микробам, живое не из неживого, а распадается на простейшие формы из сложных. Каждый человек сам решает, что для него есть добро и зло, каждый лично заботится о душе, сам отвечает за ошибки и никто ему не может помочь.

      Буддист решает задачу избавить от страданий себя и помочь другим, для чего надо, признав 4 истины Гаутамы, научиться хотеть только что надо и все, что надо, мочь. Только в 29 лет впервые увидев больного, калеку, старца, похороны, Гаутама понял, что молодость не вечна. В 37 лет во сне он нашел ответ на мучившую его проблему спасти людей от страданий не ожидая помощи богов. Страдания несут и природные катаклизмы, и социальные отношения, и несбыточные желания – вся жизнь полна неустранимых страданий. Но можно изменить отношение к ним! Восьмеричный путь и «золотая середина» между роскошью и аскетизмом превратят тебя в архата, монаха, добровольно помогающего желающим. В буддизме нет ни богов, ни бессмертия души, ни свободы воли – всего, что было основой западной философии и религии, но есть вера в способность человека разумно изменить себя. Надо только определить для себя смысл жизни, соответствующий ему образ жизни, стать бдительным к дурным мыслям и желаниям и стремиться к самосовершенствованию с помощью советов Будды (просветленного учителя): «Нет человека, достойного только порицания или только похвалы. Умный знает свою глупость, а считающий себя умным воистину глупец». «Кто не спешит творить добро, находит удовольствия в зле». «Как в дом с хорошей крышей не просочится дождь, так в хорошо развитый ум не просочатся дурные желания и мысли». Предсмертными словами Будды ученикам были: «Будьте сами себе светильниками, открывайте истину себе только сами». Буддизм становится все популярнее в современном мире и благодаря интересному учению, и благодаря быстрому расселению по богатому миру выходцев из стран, где буддизм является традиционной религией. Буддизм распространился за 2,5 тысячи лет с территории нынешнего Непала на народы Тибета, Индокитая, Китая, Японии, Монголии, народы Востока России. Растут сторонники буддизма по всему миру, включая отдельные группы и в европейской России.

Тема 58.Философские школы Древней Индии: влияние на мировую философию индуизма, чарваков, настиков, локаятов.

      Индуизм не выплескивается за пределы Индии, но в Индии его исповедует 75% населения, а население догоняет китайское. К тому же все больше выходцев из Индии находят работу благодаря образованности в англоязычных странах, включая Лондон. Свыше 90% высококвалифицированных рабочих Лондона – выходцы из Индии. По численности сотрудников и количеству разработок в области компьютерных технологий Индия превзошла США. В чем секрет этой недавно нищей колонии Англии?

Индуист из простолюдинов-дравидов, его задача – посредством эротического мистицизма (любви ко всему как божественному) очеловечивать мир, даря окружающим как можно больше радости, найдя своего Бога в своей душе и свою супружескую половинку среди людей, растить пшеницу и чай, скот и детей, быть мастером в ремесле, чтобы свой Атман (запертую в теле душу) слить в нирване с Брахманом (первым существом, клонировавшим из себя мир). Счастливее тот, у кого больше детей, а не денег. Кто больше радостей отдает, тот больше и получает, а не кто больше берет. Нирвана – состояние счастья от растворения в повседневных полезных близким делах своего «я» подобно сахару в чае. Индуист тратит время не на молитвы, а на чтение книг в своей профессии и на создание в семье уюта и атмосферы доброты. Он стремится освободиться от чар майи – чрезмерного себялюбия, отрывающего человека от природы и общества. Карма – воздаяние за дела предков, своей жизнью облегчи карму потомков. Только достигнув нирваны ты умер навсегда и родился совсем. У индуистов нет вдовства, беспризорников и сирот. Индуисты не знают ревности, брак прочен, хотя не обязательно моногамный.

. Для чарваков, настиков и локаятов характерны вера только в чувственно воспринимаемое и гедонистический призыв наслаждаться в этой жизни, ибо богов и загробной жизни нет, а есть лишь различные атомы в четырех природных стихиях множества миров. Слово «чарвака» означает 4 слова, обозначающих 4 стихии: воду, огонь, воздух и землю. Все состоит из определенной пропорции этих 4 элементов, они вечны и никем не созданы, всегда были и будут, в них основа движения и жизни. Чарваки изобрели десятичную систему исчисления и восточный атомизм. Природу они считали мыслящей только через нас, людей. Настиками называли тех, кто отрицал существование загробного мира и переселение душ, создал направление сенсуализма в философской гносеологии. Смысл сенсуализма в утверждении, что существует только чувственно воспринимаемое, а что никто не может увидеть, услышать, обонять, осязать или попробовать на вкус, того нет реально, а есть лишь в больном воображении, пустой фантазии, которую и обсуждать смысла нет. Отсюда настики считают, что авторы Вед были мошенниками и лицемерами, живя в роскоши за счет простодушных. Локаятами называли тех, чье внимание было сосредоточено на радостях жизни в этом мире. Бери все от жизни, наслаждайся каждым часом жизни так, будто он последний. Есть что поесть, что пить – ешь и пей в волю, люби и делай все на пределе возможностей. Призыв к максимальному чувственному наслаждению назван был позже гедонизмом. Школы чарваков, настиков и локаятов превратились со временем в сторонников современного материализма западно-европейской ориентации. Их идеи дали мощные импульсы развитию как восточной, так и западной философской мысли, а всплески гедонистического поведения даже у ничего не знавших про локаятов людей мы видим во всех странах. Чем гедонизм губителен и в чем его историческое оправдание давно показали миру первыми все же локаяты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57694. Love and Marriage 56.5 KB
  We will lern some trditions discuss them nd write legend tht is worth of speking in every ge t the beginning lets mke up poem look t my sheet of pper nd drem bout love nd mke up poem...
57695. Здоровий спосіб життя 51.5 KB
  Practical: to train in listening comprehension; to develop communicative skills, using active lexis on the topic, to work with video material, to gain pupils experience be finding necessary materials from various sources.
57696. My Favourite Recipe 63 KB
  The theme of the lesson is “Food in Our Life” and the motto is “You are what you eat”. And today we’ll practice telling favourite recipes. So you’ll develop speaking skills, speech competence, practice reading for specific information, practice and develop listening skills.
57697. Подорож до Шотландії 92 KB
  I think these words can be the motto of our lesson. Lets try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What's your opinion?
57698. Geographical Position and Climate of Ukraine 846.5 KB
  Educational aim: To develop the chief traits of a persons character: tolerance, kindness, politeness, honorable attitude towards the country you live in and people living here.
57699. Daily, Weekly, Monthly. Press 1.24 MB
  I think you would know that by the end of our lesson you would be able to get information about some differences between English, American and Ukrainian press through reading and listening.
57700. We are different. Getting along with others. Мы – разные. Учимся ладить друг с другом 211.5 KB
  Duncan is 18. He has just left school and is going to university in the autumn. When you first meet him he appears to be a little cold and arrogant. As you get to know him you discover that he has a warm and friendly personality.
57701. Welcome to Great Britain 85 KB
  Good morning, dear children! I am glad to see you! I hope everyone is feeling fit. I think you will agree that the topic we are going to speak on is really worth discussing. Because we can’t imagine our life without many of things, and one of them is travelling.
57702. Подорож до Країни чудес 4.92 MB
  Children, today we are going to travel to the Wonderland with a little girl Alice. I will tell you a story about her adventures and we’ll help her to come back home. You have Story books in front of you. There are some exercises in them for our lesson.