63552

Общая характеристика философии эпохи Возрождения, вклад в натурфилософию

Лекция

Логика и философия

В рамках натурфилософии философы эпохи Возрождения предпринимают попытки объяснить целостность природы и устройство мироздания создать философско-научную картину мира. Леонардо да Винчи 1452-1519 продолжил: Человек не только наполнитель туалетов а великолепное орудие Природы земной Бог.

Русский

2014-06-21

41.5 KB

2 чел.

Семинар IX. Гуманизм европейского Ренессанса.

Тема 68.Общая характеристика философии эпохи Возрождения, вклад в натурфилософию.

Термин «натурфилософия» вводит еще в эпоху Античности Сенека с  целью изложить космологию, очищенную от мифологических, религиозных и научных фантазий. В рамках натурфилософии философы эпохи Возрождения предпринимают попытки  объяснить целостность природы и устройство мироздания, создать философско-научную картину мира. В 21 веке натурфилософы, критикуя историческую и цеховую ограниченность естествознания, помогают ему преодолевать кризисы развития. В 14-16 веках, в эпоху Ренессанса, философы только еще закладывали современную естественно-научную картину мира. Началось с Данте Алигьерри(1265-1321). Как Боэция называют последним философом Античности и первым философом Средневековья, так Данте называют последним философом Средневековья и первым, открывшим эпоху Возрождения (Ренессанса). Данте настаивал на необходимости давать детям образование не только религиозное, но и научно-философское и математическое. За то, что изображенные им в «Божественной комедии» герои увидели в Аду и Рае  чисто земные страсти, Данте обрекли на пожизненное изгнание. Но его дело подхватил Франческо Петрарка(1304-1374): «Ангелам обсуждать божественное, нам же – земное». В его «Книге песен» требуется получать знания без культов церкви и Аристотеля, авторитет которого мешал видеть его даже явные ошибки. За Петраркой легат Германии и кардинал Николай Кузанский(1401-1464), прозванный Кребсом, в работе «Об ученом незнании» утверждает, что мир был свернут в Боге, но затем через борьбу противоположностей как источник движения стал разворачиваться в природе, не имея центра мироздания ни на Земле, нигде. Бог – это предел, целое в прошлом и будущем, а плюс и минус бесконечности замыкаются друг в друге. Бога люди познают через науки. Юный Джованни Мирандола(1463-1494) распространил 900 тезисов, приглашая приехать в Рим на его деньги на диспут. Ватикан запретил, а Мирандолу арестовали и затем убили, ибо в тезисах говорилось, что в Библии чушь для простолюдинов, лишь природа достойна внимания, учиться надо  с помощью наук постигая: как природа из хаоса создает все и затем опять обращает в хаос, как формируется мир как гармония? Отцам церкви Мирандола заявил: «Если человек и ошибка Бога, то такая, которая поможет Богу исправить все его ошибки». Леонардо да Винчи(1452-1519) продолжил: «Человек не только наполнитель туалетов, а великолепное орудие Природы, земной Бог». Леонардо делом доказал, на что способен человек, став великим философом и художником, архитектором и геологом, ботаником и анатомом, палеонтологом и математиком, космологом и оптиком, механиком и инженером, впервые применившим чертежи. Студенты УГАТУ по его чертежам  построили дирижабль и вертолет, обнаружив, что люди уже 5 веков могли бы летать! Но как мелиоратор и гидротехник, градо- и кораблестроитель Леонардо оказался востребован и в его время. Он искал всюду причины событий, открывал законы природы, опираясь на философское открытие: «Наука – полководец, а практика – солдаты. Практика должна исходить из хорошей теории, а теория прежде всего из практики». Леонардо был изгнан и умер на чужбине. В то же время врачи Парацельс, Везалий открывали круги кровообращения, законы деятельности органов, рискуя быть сожженными как Сервет в 1553 г. Рамус разработал новую после Аристотеля логику и убит в Варфоломеевскую ночь 1572 г. И все равно, даже мэр Бордо Мишель Монтень пишет «Опыты», где требует избавляться от преклонения перед догмами Античности и Средневековья, все проверять скептическим разумом, ибо всякая истина относительна, любые знания историчны, ограничены опытом человека и человечества. Джордано Бруно в годы вынужденных скитаний учил, что Вселенная несотворима и неуничтожима, не имеет верха и низа, бесконечна, а Земля в ней – пылинка. Творческие способности человека не от Бога, а от природы. Бог и есть Природа и служение Богу в познании Природы и жизни по ее законам в согласии с ней. Инквизиторы после 8 лет пыток приговорили сжечь на площади Цветов в Риме в 1600 г. Последними словами Бруно были: «Сжечь то можете, а доказать ошибочность моих суждений не смогли». Польский пастор, врач и астроном Николай Коперник назвал свой труд «О вращении небесных сфер» философским по праву. Его точное доказательство космологической ошибки Аристотеля и Птолемея о геоцентризме мира, ошибки, следовательно, и Библии с Кораном, сыграло роль мировоззренческого переворота. И.В.Гете в 18 веке писал, что доныне книжечка Коперника важнее Библии. Ошибку Коперника исправил Тихо Браге, доказав, что планеты движутся вокруг Солнца по эллипсам, а не кругам. Но завершил мировоззренческий переворот в натурфилософии и гносеологии Возрождения Галилео Галилей(1564-1642). Он утвердил демокритовский атомизм как основу механистического материализма эпохи Нового времени, дал научные понятия скорости, ускорения, инерции, открыл закон падения тел, обосновал принцип относительности и т.д. В письме Т.Кампанелле Галилей отметил, что «я предпочитаю найти одну истину хотя бы о незначительных вещах, чем долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины». Галилей создал экспериментально-математическое естествознание, подтвердив догадки философов Античности, что «книга природы написана на языке математики» и что «природе безразлично, понимают ли ее люди, или нет», а вот людям надо знать законы природы. Физик и астроном,  поэт и художник Галилей дал философии и науке современную эпистемологию. Для него истина – это бесконечный процесс перехода от менее полного ко все более точному знанию. Тот же инквизитор Роберто Беллармино, что 40 лет назад сжег Бруно, требовал от старика Галилея отречения от учения Коперника. Галилей, что завершить научную работу, публично покаялся, но уже под видом критики продолжал пропагандировать новую натурфилософскую картину мира.  «И все таки она вертится!», говорят, сказал Галилей, умирая в год рождения И.Ньютона.

Тема 69.Философские учения Ренессанса о государстве, обществе и истории. 

       Эпоха Возрождения – это эпоха Великих географических открытий, положивших начало вестернизации, превратившей быстро великие государства Азии, Африки и Америки в колонии Запада, из которых вывозилось все,  особенно золото и рабы.  Европейцы ринулись по свету, когда земли не хватило для возросшей численности населения. Опирающийся на огнестрельное оружие грабеж континентов позволил быстро разбогатеть горожанам ряда стран Европы, что подняло Ш сословие на борьбу за независимость от привилегированных сословий и образованию доныне существующих коммун, начинающихся с восстания Чомпи во Флоренции в 1378 г. Появились банки и мануфактуры, мировая торговля и современные нации с литературными языками. Светские и церковные феодалы в борьбе за сохранение привилегий объединились, возникают монархии. Но быстро расслаивающееся на предпринимателей и простолюдинов Ш сословие уже неудержимо выходило на историческую сцену, показав невиданный всплеск творчества во всех сферах жизнедеятельности общества. Спрос на новое мировоззрение и новые задачи перед государством и обществом философы удовлетворили, повернув философию от теоцентризма к антропоцентризму, к высочайшему и по отношению к последующим эпохам гуманизму. Простой, земной и грешный человек – не раб Бога или судьбы, не созерцатель и ученик Природы, как у Сократа, а  «земной Бог», соперник в творчестве или помощник Бога, свободный художник и инженер. Не «проживи незаметно», а эпикурейство гражданина, после вуза идущего как в науки и искусства, так и в политику. Не случайно деятели Ренессанса Лютер, Кальвин, Цвингли провели такую реформацию католической церкви, без которой успехи последующего капиталистического развития Европы были бы невозможны. Труд перестал быть наказанием, у протестантов труд – важнейший вид служения Богу, лень позорна, а человек любой славен трудолюбием.

     Эпоха Возрождения возродила не только платоновскую утопию общества без частной собственности в варианте «Утопии» Т.Мора, но и все доныне существующие, но возродилось и научное изучение общества и роли государства в нем, появились, благодаря изучению уже истории государств на всей планете, попытки осмыслить историю человечества в целом.

     Слово «утопия», использованное Томасом Мором (1478-1535) в названии своего произведения, стало нарицательным, как и многие фразы произведения. «Овцы съели людей» - пишет об уничтожении крестьян как класса при Генрихе VIII лорд-канцлер страны. Но Т.Мор не только обвиняет «заговор богачей», он предлагает изменить существующие порядки, где власть денег,  на подробно изложенные в работе: 6-часовой рабочий день, чтобы оставалось время на учебу и занятия государственными делами, как в Афинах при Перикле, у всех граждан. Важнейшим богатством общества и целью государства является свободное развитие талантов каждого человека как условие развития всего общества. За эти и подобные предложения Т.Мор был заточен в тюрьму, но этого показалось королю мало, Мора четвертовали, как виновных в самых тяжких преступлениях. Гибелью после 27-летнего заключения в тюрьме закончилась жизнь и отца уже не коммунистической, а социалистической утопии Томазо Кампанеллы. В жизнерадостной небольшой работе «Город Солнца» он тоже описывает в деталях идеальное государство, но в нем не уничтожается полностью частная собственность, а разрешена трудовая, без эксплуатации человека человеком. Дело жизни Т.Кампанеллы по освобождению и объединению Италии увенчалось победой гарибальдийцев в 19 веке, а некоторые положения его социалистической мечты сбылись в жизни двух десятков народов в 20 веке.

     В работе Николо Макиавелли «Государь» возрождается и научный анализ жизни общества и роли в ней политической власти. Власть обычно использует пороки толпы, бюрократический аппарат и войска, создает культ личности правителя и считает, что цель оправдывает средства. Но чем более абсолютная власть, тем скорее она будет утрачена. Власть должна руководствоваться не моральными соображениями, а анализом фактов и нужд государства. Честность правителя важна перед женой, а на службе нужна дипломатия, а верность нужна не обещаниям и сторонникам, а интересам. Подобные иногда циничные, но проницательные и честные замечания были важны многим государям, включая Екатерину П, у которой работа Н.Макиавелли стала настольной книгой несмотря на то, что высказанный в ней идеал демократической республики царица настолько ненавидела, что за него заточила и затем упрятала как можно дальше автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева со словами: «Бунтовщик похуже Пугачева!». Но куда Радищеву было до Томаса Мюнцера (1490-1525), возглавившего в 1525 году крестьянскую войну в Германии и создавшего первую в мире республику (только еще появившихся как класс)  рабочих и крестьян, пантеиста, боровшегося с феодалами, богачами и христианством. Мюнцер так напугал государей всей Европы, что они совместно потопили восстание в крови, разделив Германию на части, и лишь Бисмарку удалось объединить Германию, а коммунистам Германии и России, несмотря на три попытки в 19-20 веках, так и не удалось довести до победы дело Т.Мюнцера, хотя оно живет пока в Китае и еще кое-где.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67031. Не руйнуй гармонії земної 107.5 KB
  Глобальною проблемою стали кислотні дощі, які гублять рослинність, знищують життя в прісних водах, це і негативні наслідки науково-технічної революції, неконтрольоване зростання населення Землі, кількість якого вже перевищила критичну межу, дедалі більше забруднення атмосфери, гідросфери.
67032. Що таке гендерна рівність? Всі ми – різні, але всі ми – однакові 4.19 MB
  Мета: ознайомити дітей з поняттями “гендер”, “гендерна рівність” та основами гендерно-правового законодавства України. Формувати в учнів інтерес до навчання з даної теми. Розвивати мислення, пам’ять, увагу та активізувати словниковий запас. Виховувати людяність, гуманність та толерантне ставлення один до одного, бажання приносити користь у суспільстві.
67033. Я люблю географію 100.5 KB
  Організаційний момент Сьогодні між командами змагання Нехай образ не буде серед вас Бо переможцем або переможеним Сьогодні може бути хтось із вас. За кожну правильну відповідь команда отримує 1 бал а за музичний конкурс 2 бали. 1 раунд Географічний лікбез командам прпонується однакове завдання: необхідно на слух правильно написати географічну...
67034. Географічна гра «Щасливий випадок» 69 KB
  Мета гри – дає можливість перевірити рівень засвоєних знань,виявити вміння застосовувати набуті знання, розвивати інтерес і пізнавальну діяльність учнів,сприяє розвитку навичок спілкування між підлітками. В грі приймають участь 2 команди по 5-6 учнів в кожній.
67035. Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники 126 KB
  Цели урока: Обучающие: формировать понятие о прямоугольном, остроугольном, тупоугольном треугольниках; учить анализировать объекты; Развивающие: развивать речь, память, воображение, творческое мышление; Воспитывающие: учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе.
67036. Проект «Герб і прапор класу» 236.5 KB
  Мета: Сприяти формуванню особистісних якостей, виховувати особистість, якій притаманні демократична громадянська культура, готовність до компетентної участі у житті суспільства. Розвивати національну свідомість. Вивчення геральдики країни, області, міста, гімназії Виховувати патріотизм, повагу до української державної символіки.
67037. День Рождения. Покупки. Mein Geburtstag. Einkaufen 56 KB
  Цель урока: Развитие навыков говорения по теме. Формирование навыков культуры поведения, соблюдение правил этикета во время праздника. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схема супермаркета, картинки с рисунками товаров, поздравительные открытки, приглашение на день рождения.
67038. Johann Wolfgang von Goethe – das Gesicht der deutschen Literatur 3.79 MB
  Літературознавчий матеріал розрахований для використання на уроках в старших класах, для проведення позакласних заходів під час шкільних предметних тижнів іноземної мови, для роботи гуртків та факультативів з німецької мови. За допомогою тематичної лексики, тематичних текстів...
67039. План-конспект уроку здоров’я та фізичної культури у початковій школі 81 KB
  Мета уроку: Сприяти зміцненню здоровя учнів; виховувати свідоме ставлення до занять фізичною культурою та ведення здорового способу життя; формування навичок самостійних занять фізичними вправами; профілактика захворювань: сколіоз плоскостопість; формування ключових компетентностей.