63552

Общая характеристика философии эпохи Возрождения, вклад в натурфилософию

Лекция

Логика и философия

В рамках натурфилософии философы эпохи Возрождения предпринимают попытки объяснить целостность природы и устройство мироздания создать философско-научную картину мира. Леонардо да Винчи 1452-1519 продолжил: Человек не только наполнитель туалетов а великолепное орудие Природы земной Бог.

Русский

2014-06-21

41.5 KB

2 чел.

Семинар IX. Гуманизм европейского Ренессанса.

Тема 68.Общая характеристика философии эпохи Возрождения, вклад в натурфилософию.

Термин «натурфилософия» вводит еще в эпоху Античности Сенека с  целью изложить космологию, очищенную от мифологических, религиозных и научных фантазий. В рамках натурфилософии философы эпохи Возрождения предпринимают попытки  объяснить целостность природы и устройство мироздания, создать философско-научную картину мира. В 21 веке натурфилософы, критикуя историческую и цеховую ограниченность естествознания, помогают ему преодолевать кризисы развития. В 14-16 веках, в эпоху Ренессанса, философы только еще закладывали современную естественно-научную картину мира. Началось с Данте Алигьерри(1265-1321). Как Боэция называют последним философом Античности и первым философом Средневековья, так Данте называют последним философом Средневековья и первым, открывшим эпоху Возрождения (Ренессанса). Данте настаивал на необходимости давать детям образование не только религиозное, но и научно-философское и математическое. За то, что изображенные им в «Божественной комедии» герои увидели в Аду и Рае  чисто земные страсти, Данте обрекли на пожизненное изгнание. Но его дело подхватил Франческо Петрарка(1304-1374): «Ангелам обсуждать божественное, нам же – земное». В его «Книге песен» требуется получать знания без культов церкви и Аристотеля, авторитет которого мешал видеть его даже явные ошибки. За Петраркой легат Германии и кардинал Николай Кузанский(1401-1464), прозванный Кребсом, в работе «Об ученом незнании» утверждает, что мир был свернут в Боге, но затем через борьбу противоположностей как источник движения стал разворачиваться в природе, не имея центра мироздания ни на Земле, нигде. Бог – это предел, целое в прошлом и будущем, а плюс и минус бесконечности замыкаются друг в друге. Бога люди познают через науки. Юный Джованни Мирандола(1463-1494) распространил 900 тезисов, приглашая приехать в Рим на его деньги на диспут. Ватикан запретил, а Мирандолу арестовали и затем убили, ибо в тезисах говорилось, что в Библии чушь для простолюдинов, лишь природа достойна внимания, учиться надо  с помощью наук постигая: как природа из хаоса создает все и затем опять обращает в хаос, как формируется мир как гармония? Отцам церкви Мирандола заявил: «Если человек и ошибка Бога, то такая, которая поможет Богу исправить все его ошибки». Леонардо да Винчи(1452-1519) продолжил: «Человек не только наполнитель туалетов, а великолепное орудие Природы, земной Бог». Леонардо делом доказал, на что способен человек, став великим философом и художником, архитектором и геологом, ботаником и анатомом, палеонтологом и математиком, космологом и оптиком, механиком и инженером, впервые применившим чертежи. Студенты УГАТУ по его чертежам  построили дирижабль и вертолет, обнаружив, что люди уже 5 веков могли бы летать! Но как мелиоратор и гидротехник, градо- и кораблестроитель Леонардо оказался востребован и в его время. Он искал всюду причины событий, открывал законы природы, опираясь на философское открытие: «Наука – полководец, а практика – солдаты. Практика должна исходить из хорошей теории, а теория прежде всего из практики». Леонардо был изгнан и умер на чужбине. В то же время врачи Парацельс, Везалий открывали круги кровообращения, законы деятельности органов, рискуя быть сожженными как Сервет в 1553 г. Рамус разработал новую после Аристотеля логику и убит в Варфоломеевскую ночь 1572 г. И все равно, даже мэр Бордо Мишель Монтень пишет «Опыты», где требует избавляться от преклонения перед догмами Античности и Средневековья, все проверять скептическим разумом, ибо всякая истина относительна, любые знания историчны, ограничены опытом человека и человечества. Джордано Бруно в годы вынужденных скитаний учил, что Вселенная несотворима и неуничтожима, не имеет верха и низа, бесконечна, а Земля в ней – пылинка. Творческие способности человека не от Бога, а от природы. Бог и есть Природа и служение Богу в познании Природы и жизни по ее законам в согласии с ней. Инквизиторы после 8 лет пыток приговорили сжечь на площади Цветов в Риме в 1600 г. Последними словами Бруно были: «Сжечь то можете, а доказать ошибочность моих суждений не смогли». Польский пастор, врач и астроном Николай Коперник назвал свой труд «О вращении небесных сфер» философским по праву. Его точное доказательство космологической ошибки Аристотеля и Птолемея о геоцентризме мира, ошибки, следовательно, и Библии с Кораном, сыграло роль мировоззренческого переворота. И.В.Гете в 18 веке писал, что доныне книжечка Коперника важнее Библии. Ошибку Коперника исправил Тихо Браге, доказав, что планеты движутся вокруг Солнца по эллипсам, а не кругам. Но завершил мировоззренческий переворот в натурфилософии и гносеологии Возрождения Галилео Галилей(1564-1642). Он утвердил демокритовский атомизм как основу механистического материализма эпохи Нового времени, дал научные понятия скорости, ускорения, инерции, открыл закон падения тел, обосновал принцип относительности и т.д. В письме Т.Кампанелле Галилей отметил, что «я предпочитаю найти одну истину хотя бы о незначительных вещах, чем долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины». Галилей создал экспериментально-математическое естествознание, подтвердив догадки философов Античности, что «книга природы написана на языке математики» и что «природе безразлично, понимают ли ее люди, или нет», а вот людям надо знать законы природы. Физик и астроном,  поэт и художник Галилей дал философии и науке современную эпистемологию. Для него истина – это бесконечный процесс перехода от менее полного ко все более точному знанию. Тот же инквизитор Роберто Беллармино, что 40 лет назад сжег Бруно, требовал от старика Галилея отречения от учения Коперника. Галилей, что завершить научную работу, публично покаялся, но уже под видом критики продолжал пропагандировать новую натурфилософскую картину мира.  «И все таки она вертится!», говорят, сказал Галилей, умирая в год рождения И.Ньютона.

Тема 69.Философские учения Ренессанса о государстве, обществе и истории. 

       Эпоха Возрождения – это эпоха Великих географических открытий, положивших начало вестернизации, превратившей быстро великие государства Азии, Африки и Америки в колонии Запада, из которых вывозилось все,  особенно золото и рабы.  Европейцы ринулись по свету, когда земли не хватило для возросшей численности населения. Опирающийся на огнестрельное оружие грабеж континентов позволил быстро разбогатеть горожанам ряда стран Европы, что подняло Ш сословие на борьбу за независимость от привилегированных сословий и образованию доныне существующих коммун, начинающихся с восстания Чомпи во Флоренции в 1378 г. Появились банки и мануфактуры, мировая торговля и современные нации с литературными языками. Светские и церковные феодалы в борьбе за сохранение привилегий объединились, возникают монархии. Но быстро расслаивающееся на предпринимателей и простолюдинов Ш сословие уже неудержимо выходило на историческую сцену, показав невиданный всплеск творчества во всех сферах жизнедеятельности общества. Спрос на новое мировоззрение и новые задачи перед государством и обществом философы удовлетворили, повернув философию от теоцентризма к антропоцентризму, к высочайшему и по отношению к последующим эпохам гуманизму. Простой, земной и грешный человек – не раб Бога или судьбы, не созерцатель и ученик Природы, как у Сократа, а  «земной Бог», соперник в творчестве или помощник Бога, свободный художник и инженер. Не «проживи незаметно», а эпикурейство гражданина, после вуза идущего как в науки и искусства, так и в политику. Не случайно деятели Ренессанса Лютер, Кальвин, Цвингли провели такую реформацию католической церкви, без которой успехи последующего капиталистического развития Европы были бы невозможны. Труд перестал быть наказанием, у протестантов труд – важнейший вид служения Богу, лень позорна, а человек любой славен трудолюбием.

     Эпоха Возрождения возродила не только платоновскую утопию общества без частной собственности в варианте «Утопии» Т.Мора, но и все доныне существующие, но возродилось и научное изучение общества и роли государства в нем, появились, благодаря изучению уже истории государств на всей планете, попытки осмыслить историю человечества в целом.

     Слово «утопия», использованное Томасом Мором (1478-1535) в названии своего произведения, стало нарицательным, как и многие фразы произведения. «Овцы съели людей» - пишет об уничтожении крестьян как класса при Генрихе VIII лорд-канцлер страны. Но Т.Мор не только обвиняет «заговор богачей», он предлагает изменить существующие порядки, где власть денег,  на подробно изложенные в работе: 6-часовой рабочий день, чтобы оставалось время на учебу и занятия государственными делами, как в Афинах при Перикле, у всех граждан. Важнейшим богатством общества и целью государства является свободное развитие талантов каждого человека как условие развития всего общества. За эти и подобные предложения Т.Мор был заточен в тюрьму, но этого показалось королю мало, Мора четвертовали, как виновных в самых тяжких преступлениях. Гибелью после 27-летнего заключения в тюрьме закончилась жизнь и отца уже не коммунистической, а социалистической утопии Томазо Кампанеллы. В жизнерадостной небольшой работе «Город Солнца» он тоже описывает в деталях идеальное государство, но в нем не уничтожается полностью частная собственность, а разрешена трудовая, без эксплуатации человека человеком. Дело жизни Т.Кампанеллы по освобождению и объединению Италии увенчалось победой гарибальдийцев в 19 веке, а некоторые положения его социалистической мечты сбылись в жизни двух десятков народов в 20 веке.

     В работе Николо Макиавелли «Государь» возрождается и научный анализ жизни общества и роли в ней политической власти. Власть обычно использует пороки толпы, бюрократический аппарат и войска, создает культ личности правителя и считает, что цель оправдывает средства. Но чем более абсолютная власть, тем скорее она будет утрачена. Власть должна руководствоваться не моральными соображениями, а анализом фактов и нужд государства. Честность правителя важна перед женой, а на службе нужна дипломатия, а верность нужна не обещаниям и сторонникам, а интересам. Подобные иногда циничные, но проницательные и честные замечания были важны многим государям, включая Екатерину П, у которой работа Н.Макиавелли стала настольной книгой несмотря на то, что высказанный в ней идеал демократической республики царица настолько ненавидела, что за него заточила и затем упрятала как можно дальше автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева со словами: «Бунтовщик похуже Пугачева!». Но куда Радищеву было до Томаса Мюнцера (1490-1525), возглавившего в 1525 году крестьянскую войну в Германии и создавшего первую в мире республику (только еще появившихся как класс)  рабочих и крестьян, пантеиста, боровшегося с феодалами, богачами и христианством. Мюнцер так напугал государей всей Европы, что они совместно потопили восстание в крови, разделив Германию на части, и лишь Бисмарку удалось объединить Германию, а коммунистам Германии и России, несмотря на три попытки в 19-20 веках, так и не удалось довести до победы дело Т.Мюнцера, хотя оно живет пока в Китае и еще кое-где.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17426. Исследование канала связи методом шумовой загрузки 113.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 по дисциплине: Методы и средства измерений в телекоммуникационных системах на тему: Исследование канала связи методом шумовой загрузки Цель работы Ознакомление с приборами методами и схемами оценки качества каналов тональной частоты ...
17427. Моделирование замкнутой системы управления ДПТ с обратными связями по скорости и по току с отсечкой 357 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 1 Моделирование замкнутой системы управления ДПТ с обратными связями по скорости и по току с отсечкой 1.1 Цель работы: знакомство с двехконтурной системой подчиннного регулирования и её моделью; особенности моделирования регуляторов; модель уд
17428. ТЕОРИЯ ОПТИМИЗАЦИИ. Конспект лекций 1.22 MB
  ТЕОРИЯ ОПТИМИЗАЦИИ Конспект лекций Приведены программы методические указания по изучению курса контрольные вопросы характеристика лабораторных работ и задание на контрольную работу. Методические указания предназначены для студентов заочного отделения со с...
17429. Создание графического интерфейса программы 47.17 KB
  Цель работы: создание графического интерфейса программы. Программа работы 1. Составить программу рассчитывающую заданное выражение приложение 1. Ввод данных и вывод результатов реализовать с использованием графического пользовательского интерфейса. Прогр...
17430. Работа со строковыми величинами 34.5 KB
  Лабораторная работа №11Работа со строковыми величинами Цель работы: Сформировать понятие величин полусоставного типа. Научиться составлять алгоритмы обработки строковых переменных. Задание 12. Решите две из следющих задач с сайта informatics.mccme.ru дистанционная подготов...
17431. Расчет объема перевозок и грузооборота в автотранспортных предприятиях 151.5 KB
  Определить объем перевозок и грузооборота в автотранспортных предприятиях исходя из следующих данных. По схеме рассчитываем объем перевозок грузов и грузооборот в зависимости от временного влияния на них любых двух показателей...
17433. Исследование управляемого выпрямителя на тиристорах 316.34 KB
  Отчет по лабораторной работе №4 Исследование управляемого выпрямителя на тиристорах Цель работы: изучение принципа регулирования выходного напряжения выпрямителя; ознакомление с работой схемы бесконтактного регулируемого выпрямительного устройства Описани
17434. Определение компонентов системного блока 43.5 KB
  Лабораторная работа Определение компонентов системного блока Краткие теоретические сведения 1. При подаче питания на процессор происходит его обращение к микросхеме ПЗУ и запуск программы инициализирующей работу компьютера. В этот момент на экране монитора набл...