63553

Становление, место и роль античной философии в культуре человечества

Лекция

Логика и философия

Античной называют философию Эллады Древней Греции и Древнего Рима. Лишенные власти аристократы развивали культуру спонсировали философию. Как на прочном фундаменте геометрии Эвклида и механики Архимеда трагедий Эсхила и политики...

Русский

2014-06-21

42.5 KB

5 чел.

Семинар V. Древнегреческие философы-«физики».

Тема 59.Становление, место и роль античной философии в культуре человечества. 

      Античной называют философию Эллады(Древней Греции) и Древнего Рима. Она возникла на основе развитого рабовладения и афинской демократии, ставшей образцом и для римлян. Рабство позволило и бедным свободным, даже женщинам иметь достаточный досуг для профессиональных занятий видами умственного труда, благодаря чему быстро возникли и высоко развились не только десятки философских школ, но  искусства, науки, техника. Лишенные власти аристократы развивали культуру, спонсировали философию. Рабы не только трудились на триерах и в рудниках, но могли быть банкирами и философами.  Афины были информационным обществом при полной грамотности и поголовном участии во власти по очереди. Если при ежегодной смене правительства чиновник не мог полностью отчитаться перед общим собранием, наказан мог быть и смертью. Рим создал не только многоэтажные бетонные дома, доныне используемые дороги и водопроводы, но и правовое государство: «не власть закон, а закон – власть». Последующее духовное и в целом культурное развитие Европы и мира доныне коренится в тех образцах и парадигмах, которые создала Античность. Как на прочном фундаменте геометрии Эвклида и механики Архимеда, трагедий Эсхила и  политики Перикла стоят современные политика, театр, наука и техника, так и на философию Демокрита и Платона, Парменида иАристотеля, Эпикура и многих других постоянно ссылаются философы уже 26 веков, видя там истоки и пророчества, доныне полезные  подходы. Средневековье выросло как отрицание Античности, а Ренессанс как отрицание Средневековья и возрождение Античности. Эпоха Просвещения все еще даже в одежды Античности рядилась, а 19 и 20 века, даже споря с Античностью, видели современность многих ее идей и пользовались этими идеями. Античность осталась недосягаемым образцом здравомыслия и плодовитости мысли.

      Античная философия, естественно, зависела от этапов развития рабовладельческого общества. Сначала немногочисленное домашнее рабство способствовало подъему культуры, прогрессу общества через развитие полисной системы отношений в городах-государствах. Спрос на умение доказывать в судах и на собраниях во время политических баталий между разными по богатству семьями породил предложение: философы были в почете, их слушали и вожди. Но философы помогали в основном понять место народа, людей среди иных народов планеты и во Вселенной. С увеличением числа рабов и создаваемых с их помощью богатств начинается эпоха гражданских войн между союзами городов (например, Пелопонесская война между Афинами и Спартой)  и между союзами богатых и бедных внутри городов (например, между патрициями и плебеями).   Гражданские войны ослабляют власть в полисах и при дальнейшем росте числа рабов приводят уже к победоносным восстаниям рабов вместе с беднотой, что делает государство легкой добычей соседних народов, отставших в экономическом развитии и, благодаря своему родо-племенному равенству всех членов племени в бедности, в условиях рукопашного боя одерживающих верх над уже наемными войсками рабовладельческого общества. Таким образом, история античной и философии делится на три периода: расцвета, классики и заката. В первый период идут споры об устройстве мироздания и возможностях разума его понять, преобладает онтологическая и гносеологическая проблематика. В эпоху расцвета рабовладельческого государства, побед греков над персидской державой, в эпоху Перикла в Афинах и союзных с ними городах философы создают уже мировоззренческие системы, в которых можно найти зародыши всех последующих философских школ, в проблематику входят уже и социальная философия, и философская антропология, и аксиология, возникает с помощью нескольких десятков философских школ сотни наук, включая этику и эстетику, разные логики и т.д. За богатство идей этот период и назван классическим. Но гражданские войны приводят к поражению Афин, вслед за спартанцами территорию городов афинского союза завоевывают македонцы, затем и римляне. Став рабами, греки не могли развивать уже весь спектр философских направлений, преобладают социально-этические, помогающие выжить рабами или свободными, но бесправными, даже если и не нищий, а император, но все равно бессильный повернуть колесо истории в сторону спасения обреченного рабовладельческого образа жизни и мысли. Эллины как этнос канули в лету, древние римляне ассимилировались, но культура, в том числе и философская, живет, доныне поражая богатством идей и вдохновляя талантливых людей.

Тема 60.Основные достижения философии милетской школы.

Основная задача была та же, что и на Востоке, только эллины ее решали иначе, поскольку жили больше за счет торговли, а не земледелия и скотоводства. Надо помочь природе прокормить растущее население, для чего дополнить собирательство сознательным агропроизводством. Основой производства является подчинение чувств разуму: с весны трудись, чтобы зимой было что поесть. Для развития разумной предусмотрительности населения надо было менять мифы на науку, искусства и религию, создать рациональное государство и нормы морали и права. При этом надо, чтобы чувства тоже развивались здоровыми, но подчинялись развитому разуму. Философы Античности в основном справились с этой задачей.

Наибольший вклад надо было сначала сделать в онтологии и гносеологии.

Древнегреческая философия первоначально развивалась как космоцентричная: в фокусе внимания были попытки немифологически объяснить устройство мироздания и место человека как одного из тел Вселенной. Не «кто что родил», а как само все произошло, существует и во что превратится. Поставленную задачу решали через поиск архэ(из чего все многообразие вещей, включая человека, состоит, а не порождено богами. Одни брали в качестве такого первоначала нечто чувственно данное: Фалес – воду, Ксенофан – землю, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, а Парменид – сочетание этих 4 стихий. Другие рассматривали первокирпичиками мироздания только мысленно постижимое: Анаксимандр – апейрон, Пифагор – число, Демокрит – атом, Платон – идею, а Парменид вводит категорию чистого бытия-вообще, доказав тождество бытия и мышления и, следовательно, познаваемости мира человеком.

     Философов этого времени можно разделить на жителей Ионии ( колоний греков в Малой Азии) и  Великой Греции (колонии в южной Италии). Ионийцы, обучаясь в школе по Гомеру и Гесиоду, становились скептичными  интеллектуалами, эстетски  созерцательными к страстям, развивали философию для наук. «Итальянцы» воспитывались больше дома матерями, поэтому их философия не только рационалистична, но и мистична, страстна, феминистская, не дает разуму калечить чувства, они создавали церкви, философию повседневной жизни для каждого.

Милетская школа в Ионии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Под школой в философии имеется в виду единство подходов и решаемых задач, стиля мышления, общность миропонимания. Так, для милетской школы характерны союз философии с математикой, астрономией и физикой, в центре внимания устройство мироздания и поиск единой природной первоосновы мира, а иные проблемы рассматривались попутно.

Фалес: ввел доказательства в математику и философию, доказал, что философу разбогатеть легко, разделил год на 365 дней, предсказал затмение 585 г. до н.э., стимулировал наблюдательность и работу мысли греков.

Анаксимандр: в 546 г. выпустил первое философское произведение «О природе». Высказал гипотезы апейрона и множественности миров, вечности движения, созидающего и разрушающего миры, происхождения и эволюции жизни на Земле, происхождения животных от рыб, а людей от животных и от космических пришельцев, предсказал землетрясение в Спарте, сделал первую в мире географическую карту. Наиболее удивительна идея Анаксимандра об апейроне, из нее появилось открытие множества элементарных частиц, включая фридмон, в точности похожей на апейрон.

Анаксимен: ввел понимание, что все тела превращаются в другие в определенных количественных пропорциях, высказал гипотезу об  образовании Луны из Земли. Повлиял на Пифагора и атомистов. К сожалению, от учения Анаксимена мало что сохранилось, поскольку завоевавшие Милет персы уничтожили всех, кто бы мог рассказать о его вкладе в философскую мысль, включая самого Анаксимена.

Тема 61.Основные идеи философии Левкиппа, Гераклита и Анаксагора.

      Из онтологии выходцев из малоазийских греков возникли зародыши многих естественнонаучных открытий, вокруг которых формировались первые науки, за что философов этого времени назвали позже физиками. Современная физика и химия развились из идей первых атомистов Левкиппа и Демокрита, из идей Гераклита (огонь как энергия) и Анаксагора, давшего толчок мысли биологов, со временем создавших генетику. Все трое тоже выходцы из Ионии, Левкипп даже из Милета, но бежал от персов в свободный город Абдеры, где успел ознакомить с основами атомизма коренного жителя Абдер Демокрита. Левкипп создал наиболее близкую к современной науке атомистическую гипотезу, что существуют лишь атомы и пустота, а все тела  из непрестанно беспорядочно движущихся атомов, неделимых химически, но не геометрически. Столкновение атомов меняет их траекторию. Нет ни цели, ни причины движения атомов. Создал осознанный детерминизм, считая все события мира строго причинно-обусловленными, а случайности несущественными.

Гераклит (примеры высказываний): «Мир не создан никем из богов. Он вечно живой огонь мерами возгорающийся и угасающий. Все обменивается на огонь, как товар на золото. Все из огня и в огне погибнет, огонь всех рассудит». Здесь Гераклит первым смело утверждает вечность существования несотворенного и неуничтожимого мира. Вселенная развивается циклично, в одной части губя жизнь, но в другой - столь же закономерно создавая новую. Основой и источником саморазвития  мира Гераклит считает  огонь звезд.

       «Все существует по необходимости и в единстве, но через борьбу противоположностей, порождающую   постоянное изменение». «Все относительно, нет ничего вечного, кроме огня, из-за которого все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя ступить дважды» - из таких высказываний Гераклита следует, что его можно назвать отцом диалектики – учения о единстве взаимоборствующих сторон как источнике саморазвития любого предмета. «Космическая справедливость не позволяет, чтобы борьба в мире  закончилась победой одной из сторон».

Для нас не утратили значимости и такие мысли Гераклита, как: «Многознанье уму не учит». «Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают».

«Мудро людям жить только в согласии со своей и окружающей природой».

      Анаксагор принес философию в Афины, он высказал гипотезы: Солнце не бог, а раскаленный камень. Если на Луне есть атмосфера, то могут быть и инопланетяне. Об Анаксагоре говорили как об атеисте, но именно он ввел понятие «Нус» (Мировой Ум - эту гипотезу использует, как за ним многие люди науки, только когда не знает природной причины). Нус превращает Хаос бытия в Логос Мироздания. Римляне затем под Нусом имели в виду уже Бога-творца, идея вошла и в христианство, и в ислам.

      Причина разнообразия  тел в том, что каждое состоит из своих элементов, гомеомерий, поэтому из желудей вырастают дубы, а не яблони. Анаксагор дал толчок поиску ученых, который привел к созданию генетики. Анаксагор был соавтором с Протагором Конституции Афин. Дал египтянам график разливов Нила, предсказал падение крупного метеорита. Ожидая казни, решал задачу квадратуры круга о вписанных и описанных многоугольниках. Задача оказалась решенной лишь в 16 веке нашей эры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73826. Операции над матрицами 1.17 MB
  Элементами матрицы могут являться числа алгебраические символы или математические функции. Например матрицы используется для решения систем алгебраических и дифференциальных уравнений нахождения значений физических величин в квантовой теории шифрования сообщений в Интернете. Строки матрицы нумеруются сверху вниз а столбцы слева направо.
73827. Системы уравнений в линейной алгебре 467.5 KB
  Если это определение озвучить в терминах определителей то оно будет выглядеть примерно так: Матрица размера m×n имеет ранг r если существует хотя бы один отличный от нуля определитель rго порядка тогда как определитель любой подматрицы более высокого порядка равен нулю. Для вычисления ранга матрицы можно использовать метод элементарных преобразований строк и столбцов в точности тот самый метод который применяется для вычисления определителей. Целью элементарных преобразований является приведение матрицы к...
73828. Модель затраты- выпуск (модель В. Леонтьева) 121 KB
  Либо не весь объём производства расходуется на потребление и его достаточно для расширения производства тех видов продукции на которые имеется растущий спрос либо объём производства недостаточен для воспроизводства трудового ресурса на постоянном уровне. Свойство наличия баланса состоит как раз в том что полные объёмы всей продукции складываются только из объёмов её конечного потребления и объёмов потребления продукции в производственных процессах межотраслевых потоков. Примером такой взаимосвязи может служить например потребление с х...
73829. Комплексные числа 388 KB
  Определение комплексного числа. Первая компонента комплексного числа действительное число называется действительной частью числа это обозначается так; вторая компонента действительное число называется мнимой частью числа. Два комплексных числа и равны тогда и только тогда когда равны их действительные и мнимые части.
73830. Многочлены -ой степени 536.5 KB
  Многочленом ой степени называется функция где постоянные комплексные числа коэффициенты многочлена комплексная переменная. Число в котором многочлен принимает нулевое значение называется корнем многочлена. Представим в виде многочлена по степеням. Очевидно отсюда следует утверждение: для того чтобы число было корнем многочлена необходимо и достаточно чтобы коэффициент при нулевой степени в разложении по степеням был равен нулю: .
73831. Линейные пространства 451.5 KB
  Обозначим множества векторов направленных отрезков на прямой на плоскости в пространстве соответственно с обычными операциями сложения векторов и умножения векторов на число. Вместо свободных векторов можно рассмотреть соответствующие множества радиус-векторов. Например множество векторов на плоскости имеющих общее начало т. Множество радиус-векторов единичной длины не образует линейное пространство так как для любого из этих векторов сумма не принадлежит рассматриваемому множеству.
73832. Проектирование операционных технологических процессов обработки заготовок 67.5 KB
  обработки позволяет правильно выбрать станок из имеющегося парка или по каталогу. По типу обработки устанавливают группу станков: токарный сверлильный В соответствии с назначением станка его компоновкой степенью автоматизации определяют тип станка: токарный одношпиндельный многошпиндельный револьверный полуавтомат и т. Если эти требования выполнимы на различных станках то при выборе учитывают следующие факторы: 1 соответствие основных размеров станка габаритным размерам обрабатываемой заготовки или нескольких одновременно...
73833. Анализ технологичности конструкции деталей 43 KB
  Ее следует отрабатывать на технологичность комплексно учитывая зависимость технологичности от следующих факторов: исходной заготовки вида обработки технологичности СЕ в которую эта деталь входит. Конструкция должна быть такой чтобы для ее изготовления можно было применять высокопроизводительные методы обработки. Повышение технологичности конструкции изделия предусматривает проведение следующих мероприятий: Создание конфигурации деталей и подбор их материалов позволяющих применение наиболее совершенных исходных заготовок сокращающих объем...