63554

Вклад в философию идей Пифагора, Эмпедокла, Ксенофана и элеатов

Лекция

Логика и философия

Споря с Гераклитом доказывал что ничего не меняется в поиске для людей чегото вечного ввел самое общее в философии понятие бытие доказал логически невозможность небытия и движения из тождества бытия и мышления вывел познаваемость мира. Сравнительный анализ философии Демокрита Сократа и софистов.

Русский

2014-06-21

38 KB

6 чел.

Семинар VI.Философия Эллады эпохи демократии.

Тема 62.Вклад в философию идей Пифагора, Эмпедокла, Ксенофана и элеатов. 

      Пифагор и Элеаты - выходцы Великой Греции (территория Италии и Сицилии, многие бежали сюда из Ионии от персов или тиранов):

Пифагор дал доныне лучшее доказательство шарообразности Земли и первым показал, что у людей и животных общие предки. Примеры высказываний Пифагора: «Жрецы говорят, что боги раскаялись, создав людей. Я жрецам скажу: люди еще не раз раскаются, что создали богов»

«Совесть твоя да будет единственным твоим божеством»

«Не проси ни дождя, ни Солнца. Все в природе по ее законам»

«Изучай природу и людей, а поклонение богам оставь простолюдинам»

«Земля требует труда свободного хозяина, а не временщика или раба»

«Человек без собственности не имеет Отечества». «Статую красит вид, а человека дела». «Не будь обезьяной никого, даже самой природы».

«Считайся  с  мнением понимающих, а не толпы».

«Будь с тем, кто ношу взваливает, а не на других сваливает».

«Не ищи счастья, оно всегда в тебе самом, а вне тебя лишь условия».

«Дай мысли созреть под языком. Молчи или скажи то, что лучше молчания»

«Беседуй так, чтобы врагов делать друзьями, а не друзей врагами».

«Шутку, как и соль, употребляй умеренно»

«Каплю разума предпочитай целому кладезю учености»

Ксенофан: высмеял веру Пифагора в переселение душ и предлагает пантеизм, высмеивая антропоморфизм: «Если бы ослы и верблюды могли рисовать, они рисовали бы богов похожими на ослов и верблюдов. Не боги создали людей по их образу и подобию, а люди приписывают богам человеческие черты. Бог один и ни на что не похож, он везде в самой природе».

Парменид (540-470): споря с Гераклитом, доказывал, что ничего не меняется, в поиске для людей чего-то вечного ввел самое общее в философии понятие «бытие», доказал логически невозможность небытия и движения, из тождества бытия и мышления вывел познаваемость мира. Для Парменида слова обозначают нечто существующее объективно, создал первое последовательно монистическое учение: все есть бытие, а небытие невозможно, как существующее нечто рядом со всем.

Зенон Элейский в онтологии знаменит своими 45 апориями, раскрывшими единство прерывности и непрерывности пространства и времени, влияние количества элементов на изменение качества вещи и т.д.  Погиб героически в борьбе с тираном.

Эмпедокл: демократ из царей, основатель итальянской школы медицины и маг, победитель олимпиад и священнослужитель, поэт и ученый, предсказал конечность скорости света, изучил центробежную силу, свойства воздуха и дыхания, выдвинул гипотезы выживания наиболее приспособленных вследствие естественного отбора, гипотезу вихревого образования звездных пульсирующих миров, открыл пол растений и гермафродитов, знал причину затмений и что Луна светит отраженным светом. Монизм  Парменида заменил плюрализмом и считал, что перемены обусловлены как необходимостями, так и случайностями. Погиб в кратере Этны.

Различия в онтологиях потребовали начать разработку гносеологии. В целом скептичные эллины разделились на доверяющих чувствам и разуму гностиков и агностиков,  считающих, как Ксенофан, что «Никто никогда ничего достоверно не узнает, удел всех лишь мнение и догадка». Ксенофан открыл субъективность истины. Гераклит, увидев единство неизменного и изменчивого, абсолютного и относительного, создает объективную диалектику (природы и общества), но уже его ученик Кратил развил учение до  крайности релятивизма, противопоставив его другой метафизической крайности мифологического и элеатского догматизма. Если Гераклит рассматривает все в противоречивом единстве и у него «Все относительно: морская вода для рыбы не то, что для человека, оставаясь водой», то Кратил абсолютизирует изменчивость и относительность. Если  Гераклит, Анаксимандр, Эмпедокл открывают диалектику объективную, то Зенон Элейский – субъективную (диалектику мышления и познания). Парменид и Зенон Элейский открыли логику и 2 ее основных закона, дали способ аргументации для всех метафизиков последующих 25 веков.  Зарождается и социальная философия в спорах вокруг складывающейся государственной демократии, спорах о роли рабства и положения женщины и бедных слоев свободных в обществе. В эту эпоху впервые цари Гераклит и Эмпедокл добровольно отказываются властвовать по идейным мотивам, а вслед Анаксагору богачи тратят на науку и раздают свои богатства бедным. Пифагор требует от учеников, чтобы  его  открытия не назывались его именем.  Формирующиеся частная собственность и право востребовали от философов сформулировать фундаментальные идеи морали и юридических отношений. Доныне актуальны и для нас приведенные выше аксиологические изречения Пифагора.

Тема 63.Сравнительный анализ философии  Демокрита, Сократа и софистов.

      Так называемый классический период развития философии Эллады включает в себя учения краткой эпохи от Перикла и до завоевания греков македонцами. Наибольший вклад в философию в эту эпоху внесли Демокрит, софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Демокрит из Абдер, первый энциклопедист и острослов, математик. Популяризируя идеи Левкиппа, развил их в теорию атомизма, создал механистическую картину мира, ему принадлежат гипотезы множественности планет с людьми, подобных нам, роли в антропогенезе руки и нужды, подражания животным. Во Вселенной нет ни верха, ни низа, движение атомов образует вихри, а они тела. Ослеп, первым научно изучая Солнце, прожил 104 года. Примеры высказываний: «Истина никому не дана, она скрыта на дне колодца». «Найти одно научное доказательство для меня лучше персидского престола». «Бедность при демократии настолько лучше богатства при тирании, насколько свобода лучше рабства».

Софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Фразимах, Лисий.

Развили агностицизм и релятивизм. Книга Протагора из Абдер «О богах» впервые в мире сожжена в виде казни публично на площади. В ней Протагор, рассмотрев все доказательства существования богов и опровержения доказательств, приходит к выводу, что «Логически невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование богов.  Неясность дела и краткость жизни препятствуют знанию». Протагор создавал кодексы законов для городов, отрицал существование объективной истины и доказывал обманчивость чувств. Жизнь провел в лекторском турне по городам Эллады, обучая впервые платно  искусству интеллектуально честных доказательств в споре, куда бы доказательство ни вело, игнорируя моральные и социальные соображения.

Примеры других высказываний софистов:

«Человек есть мера всех вещей, как существующих, так и несуществующих»(Протагор)

«Справедливости для всех нет единой и обычно так называется полезное сильнейшему. Слуги богатых и властных пишут на их деньги законы против бедных, чтобы на законном основании бедных грабить» (Фразимах)

      В спорах с софистами и Демокритом отличился простолюдин Сократ. Он открывает новое направление философии, во-первых,  отказом от рассмотрения онтологической проблематики  и, во-вторых,  поворотом  философии к новым направлениям изучения места человека в мире через изучение не окружающего, а мира самого человека. Сократ  в гносеологии боролся с догматизмом и релятивизмом, создал индуктивное доказательство и, используя диалектику Зенона, предложил метод майевтики для нахождения относительной истины через логический анализ вопросов. Соглашаясь с софистом Протагором, что «Человек есть мера всех вещей» и, следуя заданию дельфийского оракула «познай себя», Сократ и создает  индуктивный метод и майевтику. Без индуктивного обобщения доныне не обходится ни один ученый, а майевтикой пользуются философы, когда надо поймать в сети правильно поставленных вопросов уже более поздних софистов. Но Сократ поглощен не гносеологическими, а этическими и политическими проблемами, он критиковал правящую демократию за безнравственность. Не подчинялся ни демократам, ни тиранам. Власти решили, что легче казнить Сократа, чем избавиться от зла, на которое он 50 лет жаловался. К тому же все хвастуны Афин ненавидели его. Его выбор погибнуть оказал мощное влияние на последующих философов и народы. Высказывание Сократа на суде: «Дельфийский оракул на моем примере сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, как мало он знает».  Но когда я вежливо, но твердо объясняю другим, как  они мало знают даже то, чем заняты, они начинают меня за правду ненавидеть. Они то меня и приговорили к смерти.  Но  пока я дышу, буду философствовать и убеждать вас ради спасения вас от духовной спячки». Если богатый аристократ Демокрит защищает афинскую демократию для богатых, то выходец из демоса Сократ не идеализирует демократию и критикует ее, в частности, демократию Перикла за некомпетентность и продажность, сознательно пытаясь всю жизнь «успеть спасти свой народ от нравственной порчи». Казнь 70- летнего Сократа побудила одного из талантливейших его учеников Платона противопоставить  философии Демокрита и иных физиков, названных позже материалистами, философию новую, названную позже объективным идеализмом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29236. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) 44.5 KB
  В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурноисторических типов египетский китайский ассировавилонский индийский иранский и др. Арнольд Джозеф Тойнби 1889 1975 английский историк и социолог автор 12томного Исследования истории 1934 1961 труда в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизаций употребляя этот термин в...
29237. Первобытность и цивилизация 48 KB
  Кочевой образ жизни оказывался на периферии культуры. Новый хозяйственный и административный уклад принципиально меняет содержание духовной культуры: нравственная нейтральность этическая невменяемость Г. Все восточные культуры единообразны не однообразны пластичны жизнестойки. Восточные культуры способны создавать величайшие культурные ценности при сравнительно низком развитии индивидуального я и вообще самодеятельнотворческого начала.
29238. Индо-буддистский тип культуры 30.5 KB
  это учение было изложено в четырех сборниках: Ригведа Книга гимнов Яджурведа Книга жертв Самаведа Книга песен Артхарваведа Книга жрецов .
29239. Теория модернизации 36 KB
  Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса а только к одному его этапу современному. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.
29240. Эпоха модерна в европейской культуре 50 KB
  Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в. Совершенствование институционных форм культуры т. объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев библиотек театров художественных выставок. Важнейшим достижением культуры 19 в.
29241. Место и роль науки в культурном процессе 28.5 KB
  Для науки характерен системный подход к исследованию объекта. По характеру и методу исследования она делится на: естественные науки общественные науки: технические науки. В структуре науки выделяются два уровня организации знания.
29242. Ницше (Nietzsche) Фридрих 35.5 KB
  Центральное место в философскокультурологической концепции Ницше занимает понятие жизнь основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. По Ницше понять импульсы воли выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.
29243. Культурологическое образование в России 32 KB
  Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектическую конструкцию. Первые шаги в организации специального культурологического образования были предприняты в одном из первых негосударственных вузов страны Российском открытом университете где в 1990 началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого факультета была создана Высшая школа...
29244. Культура 41.5 KB
  Это совпадение имени симптоматично оно лишний раз подчеркивает единство культуры народов включенных в орбиту европейского мира является знаком своеобразной культурной общности всех разноплеменных носителей европейских языков. Понятие цивилизация воспринимается как синоним слова культура В немецкой традиции впервые было сформулировано и стало весьма популярным представление о различии культуры и цивилизации. Со второй половины Х1Х века идея противопоставления культуры и цивилизации приобрела особое значение и...