63555

Классика Эллады: значение идей Платона и Аристотеля

Лекция

Логика и философия

Классика Эллады: значение идей Платона и Аристотеля. Платон Аристокл жил в 427-347 до н. Попытке Демокрита свести все объяснения к движению атомов в пустоте и фатальному следованию людьми судьбе Платон противопоставил онтологическое открытие объективности мира идей мира культуры что позволило сознательно...

Русский

2014-06-21

46.5 KB

0 чел.

Семинар VII.Философия греческой классики и эллинизма. 

Тема 64.Классика  Эллады: значение идей Платона и Аристотеля.

      Платон (Аристокл) жил в 427-347 до н.э. Он оказал наибольшее влияние на философию и христианство в последующие 2,5 тысячи лет. Попытке Демокрита свести все объяснения к движению атомов в пустоте и фатальному следованию людьми судьбе Платон противопоставил онтологическое открытие  объективности мира идей, мира культуры, что позволило сознательно соизмерять вещи и отношения с их идеалами и по отклонениям от идеальных форм и искажениям сущности определять опасные деформации развития. Соглашаясь с Демокритом о приоритете разума в познании, в гносеологии Платон развил пифагорейский принцип математизации изучения объектов и дополнил индукцию Сократа логико-дедуктивным методом научного исследования. В социальной философии аристократ по происхождению Платон  привлекает внимание последователей к изучению роли трудящихся масс и экономики.  Если Демокрит, не возражая против важности культуры, все же определяющим в развитии человека считает природные факторы, то Платон в антропогенезе и онтогенезе приоритетной считает культуру. Изучая мир сущностей и идеалов, Платон создал доныне работающую систему объективного идеализма, теории бессмертия и познания как припоминания. Открыл среднее пропорциональное,  математику речи. Создал жанр диалога и первый будильник.  Открыл важность  разделения труда,  идеализирует спартанское общество без чрезмерных бедности и богатства. За равенство женщин и шансов молодежи в начале самостоятельной жизни. В знаменитой работе об Атлантиде (которую до сих пор ищут) Платон выдвигает идеал государства без частной собственности при власти мудрецов и сам трижды в жизни пытается его воплотить в Сиракузах на Сицилии при тиранах Дионах и Дионисии. Выкупленный из рабства, Платон создает Академию, просуществовавшую 915 лет, пока христианские фанатики не разгромили.

      Аристотель – равного затем не было 2000 лет, поэтому авторитет Аристотеля мешал критиковать его ошибки. Последний жизнерадостный философ развивает идеи Платона применительно к новой эпохе и для среднего класса, заявив «Платон мне друг, но истина дороже». В гносеологии Аристотель определил истину как «соответствие идеального образа объекту» и показал взаимодополнительность индукции Сократа и дедукции Платона. Критикуя учителя за односторонность математического подхода и требуя дополнить его серьезной естественно-научной подготовкой физиков. Аристотель соединил субъективную и объективную диалектику и в целом диалектику с тем, что учениками будет названо метафизикой. Став отцом формальной и диалектической логик, он стал основателем и более 200 наук, за что назван вторым после Демокрита энциклопедистом Эллады. Дуалистически и диалектически пытается синтезировать объективный идеализм с атомизмом, метафизику с диалектикой,  эмпирию с теорией. Вселенную считал конечной, а многообразие форм движения в ней бесконечным. Решает ряд апорий Зенона. Поправил Пифагора, что числа бестелесны, душу считал от тела неотделимой. Аристотель согласен с Платоном, что основой государства является разделение труда и труд зажиточных крестьян и ремесленников, что частная собственность – это «ящик Пандоры», но Аристотель первым понял, идеальное государство невозможно, что отмена частной собственности и рабства привела бы в назад в первобытность, понял роль личной заинтересованности, опасность единомыслия и попыток строить идеальное общество, подчиняя человека государству. Исследовав все известные формы государства, Аристотель приходит к выводу, что государство должно служить развитию человека, а не наоборот. Аристотель определил человека как общественное, политическое, нравственное животное. Всесторонне критикует платоновский коммунизм «Атлантиды», Аристотель сам утопично идеализирует власть культурных людей. Если Платон первым понял нравственность как загадку и проблему перехода от неистинного к истинному бытию человека, то Аристотель, основав этику как науку, продолжил дело Сократа по изучению нравственности и морали общества и отказался считать, как Платон, компромиссы беспринципностью, а предложил лечиться от аморальной чрезмерности здоровой человечностью. Не надо сваливать на судьбу, человек сам виновен в своем характере и привычках и нравственного человека не портят  богатство и власть, утверждает в пику Демокриту и Платону Аристотель. Им созданы школа «перипатетиков» и Лицей, где учили на анализе и систематизации громадного разнообразия фактов мыслить. К сожалению, 28 книг его, через 200 лет спасенных Суллой, сгорели вместе с Александрийской библиотекой, но конспекты студентов сохранили потомкам знания Аристотеля, который любил все подвергать сомнению. Как бы язвил Аристотель над нашей системой образования с ее тестами и зазубриванием ненужных фактов, над нашей наукой, для которой нужно искать спонсоров, чтобы исследовать и опубликовать результаты!

Тема 65.Основные направления и идеи философии эпохи эллинизма.

      Эпоха эллинизма наиболее длительная и наименее плодовитая философскими идеями, поскольку греки были рабами, а, к примеру,  свободные политически римляне были порабощены духовно. Основными направлениями философии стали эпикурейство(от Эпикура по Лукреция Кара), кинизм, стоицизм(Сенека, Зенон из Кития, Пиррон, Хрисипп, Поседоний, Секст Эмпирик, Эпиктет, император Марк Аврелий), эклектики(Цицерон, Карнеад), неоплатонизм(Плотин, Прокл, Гипатия, Боэций), хотя развивались еще и перипатетики(Теофраст, Стратон), пифагорейцы(Филолай, Архит, Эвклид), ряд иных школ. Духовный аристократизм и науки были все менее востребованы, требовался интерес к душе, простоте нравов. Наиболее интеллигентными были эпикурейцы.  Эпикур, протестуя против страданий человечества и своих,  основал школу «Сад Эпикура» в Афинах, которая стала в 4-1 веках до н.э. прибежищем для свободолюбивых и любознательных, ибо там рабы и свободные, женщины и мужчины были равны. Эпикур развил атомизм, введя вес как важнейшее свойство атомов и способность атомов к спонтанному самоотклонению. Вселенную считал бесконечной, богов «выселил» в Космос и заявил, что они ни во что не вмешиваются и являются идеалом жизни для людей, поставил проблему происхождения жизни из неживого. В гносеологии доказал, что чувства не обманщики и мысли возникают на основе ощущений, выступил против фатализма, раскрывал важность случайностей. В вопросах политики поддержал Аристотеля в споре с Платоном, доказывая, что человек важнее и сложнее общества, и повторял: «Проживи незаметно, чтобы не иметь врагов!». Выше любви ценил дружбу. Создал этику разумного эгоизма и гедонизма, ставя духовные наслаждения выше чувственных. Философия Эпикура для болезненных людей образованного меньшинства, желающих избавиться от страхов. Бояться советовал не  смерти, боли и богов, а грехов. Наука нужна для избавления от религиозных суеверий. Наиболее известным последователем эпикуреизма был через 200 лет Лукреций Кар. Все 300 книг самого Эпикура оказались утрачены.

Любимые изречения Эпикура: «Нет необходимости жить с необходимостью»

«Все желания  спрашиваю: лучше, чтобы исполнилось или не исполнилось?»

«Кто говорит, что ему рано или уже поздно заниматься философией, подобен заявляющему, что у него нет времени для здоровья и счастья. Как медицина лечит тело, так философия душу».

Перипатетики: Теофраст, Стратон продолжали путь Аристотеля служения философии научным открытиям.

Пифагорейцы: Филолай, Архит, Эвклид развили одно из важнейших достижений эллинов – геометрию.

 Киников школу основал Антисфен, но  его ученик Диоген Синопский стал наиболее знаменитым представителем из-за передававшихся потом тысячелетиями выходок. Рожденный от заключенных за изготовление фальшивых монет и не раз попадавший в рабство, Диоген самоучкой всю жизнь пополнял образованность и не случайно имел больше всех философов памятников, где было начертано: «Ты показал нам, как  можно всегда жить счастливо». Александр Македонский после встречи с ним воскликнул: «если б я не был царем, я б хотел быть Диогеном». А.П.Чехов, ознакомившись со взглядами Диогена, отметил: «Глубок и свободен от суеты даже будучи рабом».  Диоген выступал против господства богатых над бедными и природой, против рабства и всякой искусственности, штампов, условностей, касающихся манер и религии, жилища и приличий.  Диоген добивался, чтобы мораль и право не подавляли природу человека, а соответствовали ей. Называл себя «гражданином мира», подчеркивая космополитизм Эллады после завоевания А.Македонским, возникший из-за браков воинов с местными женщинами. «Диалектика души, а не мертвой материи» - так он объяснил свой интерес покупающему его рабовладельцу. Продолжая дело  Сократа, Диоген пытался даже экстравагантными выходками помочь освобождаться от  псевдокультурности. Диоген бессознательному разнузданному скотскому гедонизму противопоставляет осознанный аскетизм, предлагая учиться у природы.  «Ищу человека!» - ответил он толпе, а на вопрос: «А мы кто?»- не побоялся ответить: «Негодяи!» Чтобы его понимали неразвитые, Диоген говорил притчами и баснями. «Борюсь с пороками!»- отвечал он на вопрос о профессии. Ничего циничного в нем не было, он искал свободу от желаний прелестей цивилизации, независимости от плохого мира.  Но это было учение утомленных и разочарованных, протестующих против зла без попыток полезной деятельности, что опустило киников в циники. Лучшее  из учения киников перешло к стоицизму.

Стоики: Зенон из Кития, Пиррон, Сенека, раб Эпиктет, император Марк Аврелий. Это уже не греки, у которых недостаточно религиозности для стоицизма, но культура греков сказалась уже в поклонении Сократу, Гераклиту, Диогену. Подражая Диогену, стоики считали себя гражданами Вселенной. Со стоицизмом познакомимся через  испанца Сенеку. В онтологии Сенеки внимание уделяется циклической гибели тел в саморазвивающемся мире за накопившееся зло. Бог – идеал, к которому стремится душа, но человеку надо пройти испытания в виде искушений нанятого Богом Дьявола, прежде чем выстрадать слияние своей души с мировой. В гносеологии Сенеки утверждается возможность бесконечного прогресса знаний и фатализм: лучше добровольно следуй судьбе, содействуя наступлению лучших времен, когда все люди станут братья. Обманчивость чувств означает неверность суждений. Подобно аксиомам геометрии вводит доктрину врожденных идей, которые очевидны и могут стать основой дедукции. Сенека впервые утверждает, что есть прогресс человечества, а труд ради удовлетворения материальных потребностей презирает, что вслед за ним и делают вскоре появившиеся дворяне. Все люди, рабы и свободные – братья и сестры, добродетель не зависит от происхождения и богатства. Сенека, будучи воспитателем императора Нерона и фактически управляющим римской империей, запрещал гладиаторские бои даже с животными,  пытался преобразовать Рим в общечеловеческую империю. Но, как и его последователи, включая императора М.Аврелия, это были полководцы без армии, ни народы, ни просвещенные слои общества не захотели услышать. Нрав не зависит от богатства и происхождения. Будет ли жизнь при этом добродетельной – зависит не от меня. Мы не можем быть счстливыми, но можем быть хорошими. Проповедуя аскетизм, Сенека богател от таких процентов на займы Британии, что страна восстала во главе с королевой. Стоики передали двойные стандарты поведения для себя и для других в наследство и христианству. Учение стоиков о равенстве и естественных правах людей через христианство привело в 17-18 веках к восстаниям против деспотизма. Духовную свободу никто не отнимет, если сам не продашь. Ради всечеловеческой любви учись мужественно, стойко оставаться хозяином себя. Император Марк Аврелий считал себя слугой народа и оптимистично стремился сделать жизнь сограждан как можно счастливее. Неэгоистическая этика вселенской любви стоиков оказалась преждевременной. Как и Эпикур, но по иным причинам, Сенека покончил жизнь самоубийством. В этике Сенеки призыв мужественно держать удары и, не уходя в себя, принося пользу максимальному числу людей, жить независимо от внешнего мира богатым внутренним, где «достаточно самого себя». Не случайно Сенеку, считавшего, что каждый носит в себе Бога, прозвали «дядюшкой христианства».

Эклектики Карнеад и Цицерон не создали собственной оригинальной мировоззренческой системы, но доныне полезны уроками попыток, не присоединяясь ни к чьим взглядам, взять у всех все лучшее и подходящее и связать воедино. Благодаря эклектикам мы знаем как не надо заимствовать чужое, что достоинства без недостатков не существуют, что лучшее надо перенимать не механически отрывая и включая в свое. Эклектики оказались талантливыми популяризаторами чужих взглядов. Карнеад(214-129 до н.э.) основал третью Академию в Риме и заложил основы теории вероятностей, отрицал возможность окончательного доказательства чего-либо.

Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) больше других познакомил римлян с греческой философией, но весьма тенденциозно. Как скептик, избегал категорических суждений о чем–либо. В этике и теологии был сторонник стоиков,  убит, как А.С.Пушкин, в 37 лет, но его труды  повлияли на эпоху Возрождения.

Неоплатоники: Плотин, Прокл, Гипатия, Боэций.

Гипатия (370-415) возглавляла Академию в Александрии, кроме философских работ прославилась математическими и по астрономии. Убита христианскими фанатиками как ведьма за излечение больных.

Прокл (410-485) описал деятельность Академии от Платона до времени, когда сам возглавил, «населил» царство между Богом и людьми ангелами и бесами, архонтами и демонами.

Боэций Северин (480-524) – перевел на латынь Аристотеля, в своей работе «Об утешении философией» стал посредником Античности и Средневековья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14012. Создание файла партитуры в Finale с использованием мастера 94.5 KB
  Создание файла партитуры в Finale с использованием мастера: Запуск мастера: Setup Wizard. Создание состава инструментов для которого будет печататься партитура: Create New Ensemble> Engraved Style Maestro Font> Далее Составление полного списка используемых инструментов из предлагаемы...
14013. Содержание музыкального образования 151.5 KB
  Тема: Содержание музыкального образования План. 1.Основные элементы содержания музыкального образования. 2.Содержание программ дополнительного образования в области музыкальной деятельности Содержание музыкального образования выступает как педагогическая ин
14014. Значення та завдання музичного виховання 27 KB
  Значення та завдання музичного виховання Музика як вид мистецтва має низку особливостей: Музика здатна відображати переживання людини в різні моменти її життя. Музика виконує комунікативну функцію є засобом спілкування. Музика має власну мову тобто з
14015. Вікові особливості музичного розвитку дітей 22.5 KB
  Вікові особливості музичного розвитку дітей Діти другого року життя емоційно чутливі до музики і художнього слова. У них з’являються найпростіші співочі інтонації вони підспівують дорослому закінчення музичних фраз. Розвивається здатність співвідносити рухи з м...
14016. Методи та прийоми музичного виховання 23 KB
  Методи та прийоми музичного виховання Метод – це спосіб досягнення мети сукупність прийомів та операцій. За визначенням Н.Ветлугіної метод музичного виховання – це дії педагога спрямовані на загальний музичноестетичний розвиток дитини. Вибір методів зале...
14017. МУЗИЧНО-РИТМІЧНІ РУХИ 88 KB
  МУЗИЧНОРИТМІЧНІ РУХИ ЗНАЧЕННЯ ТА ЗАВДАННЯ РИТМІКИ Рухи під музику одна з форм музичного виховання дітей що дозволяє їм активно виявити себе в музичній діяльності. Над створенням радянської методики музичного виховання дітей засобами рухів працювало почина...
14018. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) 11.97 KB
  Людвиг ван Бетховен 17701827 – великий немецкий композитор пианист дирижер. Бетховен родился 17 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе клавесине скрипке флейте. Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композит
14019. Автоматизация проектирования систем и средств управления 662 KB
  Расчет модальных регуляторов МЕТОДИЧЕСКИЕ Указания по выполнению курсовой работы по дисциплине Автоматизация проектирования систем и средств управления СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Структура курсового проекта 1.1. Построение математической модели объекта у
14020. Могучая Кучка. Эпоха 60-х годов XIX века 68.5 KB
  Могучая Кучка. Эпоха 60х годов XIX века. Эпоху 60х годов принято исчислять с 1855 года – даты бесславного окончания Крымской войны. Военное поражение царской России было последней каплей переполнившей чашу народного терпения. По стране про...