63556

Периодизация, центры развития и общая характеристика философии Средневековья

Лекция

Логика и философия

Философия европейского Средневековья. Если античная философия делится в познавательных целях на досократиков классику и эллинизм то средневековая философия делится условно на периоды патристики16 века н. В Средиземноморье закончился переход от собирательства к производству...

Русский

2014-06-21

45.5 KB

0 чел.

Семинар VIII. Философия европейского Средневековья.

Тема 66. Периодизация, центры развития и общая характеристика философии Средневековья.

        Если античная философия делится в познавательных целях на досократиков, классику и эллинизм, то средневековая философия делится условно на периоды патристики(1-6 века н.э.) и схоластики(7-13 века), каждый из них на ранний и поздний.  Основными центрами Средневековой философии стали христианство и ислам. В Средиземноморье закончился переход от собирательства к производству, сложились аграрные отношения как основные, поэтому понадобилась  философия, по-новому определяющая место человека в новом способе отношений с природой и людьми. Надо было помочь возникновению рыцарской и крестьянской, профессиональной и народной культур. Возрожденный, но уже не первобытный, а сельский частично кровнородственный, а частично соседский общинный коллективизм надо было встроить в антидемократическое иерархическое общество, где равенство всех только перед Богом и смертью. Надо было осмыслить результаты Великого переселения народов, краха античного мира и развития частной собственности на землю, чтобы открыть путь к спасению людей в развитии материального, социального и духовного производств. Территориально мир расширился до масштабов всей Евразии, захватив и другие континенты, на которые завезли поддающихся приручению животных. На смену рабству и деморализации от разврата приходят крепостничество и морализаторский аскетизм. Античность вся не погублена, унаследованы письменность и искусства, культура полеводства и животноводства, ряд наук и философских школ. Но до эпохи Просвещения рабство запрещено, пусть однобоко, но развиваются духовность и нравственность как приоритетные над удовлетворением биологических гедонистических потребностей. Детский интерес Античности к здоровому и красивому телу сменяется подростковой стыдливостью тела и интересом к внутреннему, собственно человеческому миру человека. Философия Космоцентризма сменилась философией Теоцентризма: человек перед Богом, божественные душа и дух в человеке, а не атомарное единство мира.

Ранняя патристика – это до Никейского собора христиан в 325 г.н.э., когда на основе синтеза языческой и иудейской веры с  приемлемым для христиан из философии Античности вырабатываются основные догматы, новые идеи. После падения еврейского государства и неудачного восстания  Палестина стала узлом противоречий Римской империи. Другие провинции Рима, где перемешались народы и не было уверенности в завтрашнем дне ни у бедных, ни у богатых тоже ждали мессию, кто предложит путь к спасению. Им оказался Ешуа Машиах, после крещения названный Иисусом. От современников (Сенеки, Филона Александрийского, Монтана из Фригии и других философов,  ответивших своими более глубокими идеями на спрос эпохи) Назаретянин  отличался даром популяризатора и гибелью за свое учение. Темные низы устраивала простота и отсюда доступность его учения, а верхи устраивала идея равной греховности как причина несчастий, что смиряло крестьян, у которых отбирали землю всего племени. Революционно-демократические взгляды Монтана, пытавшегося предотвратить перерождение христианства в выгодное господам, складывающиеся сословия церковных и светских феодалов явно не устраивало, за что и было объявлено ересью. В ранней патристике важнейшей была апологетика, оформившая и защитившая крестьянское, христианское мировоззрение рабов только Бога и свободы выбора человеком грешить или не грешить, идти на поводу плоти, или жить духовно, заботясь о спасении души.  

Поздняя патристика начинается с принятия в качестве основного ортодоксального одного из текстов Нового завета и начинается уничтожение как еретических иных Евангелий и всего языческого, куда попала и философия Античности. Это 4-6 века постепенного ослабления и вытеснения из умов античной философии, ассимилируя из неоплатонизма, кинизма и стоицизма приемлемое. На этом этапе мы видим классическую патристику, систематизировавшую христианскую догматику, и заключительный этап патристики, стабилизировавший основные каноны, приспособивший языческие стойкие предрассудки и праздники к христианским. Некоторые языческие учения и христианские «ереси», секты дожили доныне: армянская церковь, несторианство, арианство и др.

Ранняя схоластика(7-10 в.в.) это философия комментариев в христианских монастырях и философия складывающегося ислама. Средствами разума дается обоснование принятых на веру идей. Закрыты все языческие школы, мать мировых религий философия, чтобы выжить оплоту свободомыслия, становится служанкой богословия. По мере того, как церковь становится крупнейшим феодалом, религиозные ордена от обета бедности и безбрачия переходят к стремлению к власти и роскоши, тайным прелюбодеяниям и пирам. Центром провозглашается Иерусалим как столица монотеизма иудейского, христианского и мусульманского, поскольку общие предки арабов и иудеев семиты, как и христиане, с этим городом связали свои святыни и своих великих мучеников. У христиан становится главным дальнейшая популяризация, прояснение сложных для понимания мест Библии. В 787 году на 7 Вселенском Соборе Иоанн Дамаскин дал «Изложение православной веры» и христианский мир раскололся на православных и католиков. Но в 622 году в Медине заявил о себе ислам. Богатый мучениками за веру ислам раскололся почти сразу на последовавших за родственниками и за учениками Мохаммеда. Тогда же появляются и ваххабиты как, подобный раннехристианскому, мусульманский зародыш социализма. Ислам отличался от христианства представлением о мире не как уже созданном, а как о создаваемом Богом, где место человека быть активным помощником Аллаха в совершенствовании мира, в том числе и посредством занятий науками и философией. Не только читая Коран, но и философов человек служит Богу. Таким образом ислам не только не уничтожал философию Античности, но сберег и развил ее, вернул европейцам, когда у них появилось желание возродить утраченное.

Поздняя схоластика(11-13 в.в.) – это все более успешная борьба философской мысли и в христианском мире с теоретиками церкви, диспуты на площадях философов с теологами по всей Европе и ставшему тоже реакционным мусульманскому миру приводят в том числе и к тому, что с 11 века разрешены светские школы, с 12 века церковь вынуждена узаконить брак, а с 13 века смех тоже признан богоугодным. Учение Пьера Абеляра о двух истинах пробило брешь в ортодоксии христианства. В 13 веке открываются университеты с 4 факультетами: богословским, юридическим, медицинским и философским(где изучались и складывались все иные науки). Но общая дикость, свобода как вседозволенность и в университетских порядках лишь постепенно вытесняются философским пониманием свобод. Античный спор о связи духа с материей возрождается как спор о природе универсалий, то есть общих понятий. Откуда философские категории и научные законы взяты? Возникли два лагеря: номиналисты и реалисты, в каждом были умеренные и крайние, последовательные мнения. Крайние реалисты Эриугена и др.) считали, что общее существует до вещей(в разуме Бога), в сущности и форме самих вещей и после вещей, в наших общих понятиях о вещах. Умеренные реалисты (Фома и др.) считали, что общее есть только до и после вещей, но не в самих вещах. Умеренные номиналисты (Абеляр и др.) отрицали существование общего до и помимо вещей, а крайние номиналисты(Расцелин, Оккам и др.) считали, что общее существует только в мире человеческих понятий о вещах и только вследствие недостаточного знания их особенностей, на самом деле все предметы единичны, а общего нет. Из спора об универсалиях позже появляются школы материалистов и идеалистов. Отголоски номинализма и реализма мы доныне встречаем в ошибочных рассуждениях о том, что капитализма и классов нет или о возможности построить светлое будущее по чертежу и планам.

Тема 67. Главные проблемы, идеи и представители философии

     Средневековой Европы. 

      В эпоху расцвета натурального сельскохозяйственного производства и конца экстенсивного землепользования, перехода от использования энергии мышц человека и животных к энергии ветра и воды, от мотыги через соху к плугу, в эпоху беспрерывных войн между феодалами за землю и работников на ней вера в Бога смиряла алчность воюющих кланов, обеспечивая условия развития аграрного производства. Философы, обосновывали веру идеями креации (творения мира Богом из ничего словом), эсхатологии (учения о векторе развития общества и природы к «концу света»), провиденциализма (управляемости мира и хода исторических событий Божьей волей) и т.п. Если античные боги живут в природе и рядом с людьми, то в христианстве и исламе Бог вне пространства и времени, вне материи, Бог - сверхприродная личность (панентеизм). В гносеологии утверждается догматизм оттеснив релятивизм, скептицизм и диалектику. Бог недоступен познанию, но открыл истину в священных писаниях, поэтому добывать истину, как считали в Античности, больше не надо. Стремление к познанию и свободе от Сатаны. Философская вольнодумная публицистика резко критиковала духовенство и светские власти за невежество, лицемерие и прочие пороки. Вместе с искусством, философская этика помогала понять, что такое дворянская, купеческая и крестьянская честь, долг, воспитывала благородство, патриотизм и духовную любовь супругов.В зависимости от тех философов, которые выдвигали идеи и делали их общеизвестными и руководством для деятельности субъектов истории, возникающие проблемы решались так или иначе. Современник Иисуса Филон Александрийский превратил Логос Анаксагора в Бога-творца, который по идеальным моделям платоновских эйдосов оформил материю. Но у Платона идеи объективны, а у Филона это субъективные мысли Бога. Филон же изложил основы христианской этики. Как болезнь требует помощи врача, так греховность должна привести к исповеди у духовника, наставляющего, как жить и во что верить, призывавшего к уступчивости, миру и любви. В эпоху скудного пропитания, эпидемий и войн поддержка веры в лучшее будущее хотя бы не на этом свете, хотя бы для только души спасала от массового психоза. Во 2 веке Тертуллиан из Карфагена объявил всех античных философов еретиками, объявив, что языческая философия лишь загрязняет чистоту христианской веры и опасна привычкой опираться на разум. Тертуллиан создал идею фидеизма (вера над разумом, верю в чудо, в абсурд с точки зрения разума). «Нелепо, чтобы Иисус умер, но верю. Воскрес – это невозможно, но верю» - подобными примерами Тертуллиан доказывает, что сила веры пропорциональна нелепости ее основ и что чем меньше знает душа, тем короче ее путь к Богу (идея обскурантизма).

Ярким представителем поздней патристики был Августин. Августин Аврелий в 4-5 веках в работе «О троице», как и Тертуллиан, утверждает, что «надо верить, чтобы понимать, а не понимать, чтобы верить, но он идет дальше. Августин заменяет античную онтологию Космоса онтологией Сознания. Зло не от Бога, а от умаления божественного в человеке, которое надо каждому растить в душе. Человек не забыт Богом и не заброшен, Бог поддержит прилагающего собственные усилия. В работе «О граде Божьем» Августин предсказывает падение Рима, назвав его «империей зла», и провозглашает второе пришествие Христа, Страшный Суд и спасение истинно верующих и достойных. История не круговорот, а целенаправленный процесс движения от града земного к небесному.

Новый этап развития схоластики связан с деятельностью Пьера Абеляра (1079-1142). Абеляр доказал, что для общения с Богом человеку не нужно посредничество попа, что стало зародышем эпохи Реформации. Так как автором книги Природы является Бог, то она является таким же источником истинного знания, что и Библия (учение о двух истинах). Если Библия адресована живущему ожиданием чуда, то Природа в чудесах не нуждается и эта книга написана для живущих разумом. Абеляр доказал, что неверно считать, что в Библии все есть, и что человеческое знание неизбежно исторически ограничено и его надо постоянно пополнять. На Соборе 1140 года Абеляра объявили еретиком, но дело было сделано.  В 13 веке  появляется необходимость осовременить католическую Библию, эту задачу решает Фома Аквинский. Он представил Христа не Богочеловеком, а Человекобогом и к вере повел от разума. Фома согласен, что для философии авторитет писания - слабейший аргумент и подкрепляет его новыми. Опираясь на мысль апостола Павла «Человек к свободе призван», Фома предлагает разумом понять и осуществить свое предназначение, собирая себя и преодолевая свою конечность. Но жизнь без Бога как идеала бесчеловечна, кроме этого Фома дает еще 5  косвенных доказательств бытия Бога (перводвигатель, первопричина, первонеобходимость, первосовершенство и эсхатологическое). С 14 века учение Фомы становится официальной доктриной Ватикана.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14208. ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА 553.5 KB
  Е.С. Бондаренко ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА Учебно-методическое пособие Минск 2007 ВВЕДЕНИЕ Курс истории белорусской музыки – музыки нашей страны – занимает одно из важнейших мест в ряду музыкальнои...
14209. История белорусской музыки ХХ века 3.37 MB
  Л.А. Волкова История белорусской музыки ХХ века Симфония В пособии освещены актуальные проблемы исторической эволюции национального симфонизма и собственно симфонии – жанра занимающего центральное место в белорусской музыке ХХ века. Особое внимание уде...
14210. Музична память (англ. music memory) 155 KB
  Музична память. Музична память англ. music memory здатність впізнавати і відтворювати музичний матеріал. Музичне впізнавання необхідно для осмисленого сприйняття музики. Необхідна умова музичної памяті достатній розвиток музичного слуху. Важливе місце в музичній
14211. Музична педагогіка 281 KB
  Тема 1. Сутність музичної педагогіки та її основні категорії Музичне виховання як важлива складова естетичного виховання відіграє особливу роль у всебічному розвитку особистості дитини. Ця роль визначається специфікою музики як виду мистецтва з одного боку та специф...
14212. Музична педагогіка — галузь педагогічної науки 75 KB
  Музична педагогіка галузь педагогічної науки загальної педагогіки яка вивчає особливості освіти навчання та виховання особистості засобами музичного мистецтва. Музичну педагогіку слід відрізняти від окремих методик музичного навчанн...
14213. Історія музичної психології 57.5 KB
  Історія музичної психології ПЛАН: Предмет структура і методи музичної психології. Їх специфіка. Історія становлення музичної психології від найдавніших часів до сучасності. Етапи становлення музичної психології як науки. Напрямки музичної психолог...
14214. Музичне мистецтво 25.5 KB
  Музичне мистецтво Помітних успіхів досягла українська музична культура у X VIII ст. Осередком музичного життя стала Київська академія де вивчали нотну грамоту та були поширені хоровий спів гра на музичних інструментах. В академії існував симфонічний оркестр. Великий вне...
14215. Діяльність видатного угорського педагога, композитора та видатного громадського діяча Золтана Кодая 3.6 MB
  Зміст Вступ Розділ І. Теоретичні основи системи музичного виховання Золтана Кодая 1.1. Музично – педагогічні погляди Золтана Кодая на виховання дітей 1.2. Розвиток метро – ритмічного ладового відчуття у молодших школярів за системою Золтана Кодая Розділ ІІ. П
14216. Музично - ритмічні рухи 59 KB
  Музично ритмічні рухи: різновиди та прийоми використання на уроці. Характеристика діяльності. Через обмеженість часу й як правило відсутності спеціального приміщення рухам на уроках музики приділяється незначне місце використовуються лише їх окрем...