63557

Роль в развитии научно-философской мысли позитивизма и постпозитивизма

Лекция

Логика и философия

Формирование герменевтики как философской методологии понимания и интерпретации истолкования начато немецким протестантом Ф. Для этого используется герменевтический круг в котором мы движемся от изучения частей к пониманию целого и от понимания целого к пониманию частей.

Русский

2014-06-21

46.5 KB

0 чел.

Семинар XIV. Проблемы научного познания в западной философии.

Тема 78. Роль в развитии научно-философской мысли позитивизма и постпозитивизма.

     Отцом позитивизма стал секретарь  Сен Симона Огюст Конт (1798-1857), взявший от патрона идеи не утопического социализма, а социологии и «позитивной философии». Протестуя против атмосферы неприязни к разуму во Франции начала 19 века и увлечения современников спекулятивной философией(метафизикой) спиритуализма и эклектики, Конт  в 6 томах «Курса позитивной философии» исходит из тезиса, что «наука сама себе философия». Исходя из принципа Ньютона «физика враг метафизики» Конт создает философию для ученых и инженеров, желающих «знать, чтобы предвидеть и обладать силой». Конт отказывается от вопроса «почему?» и ищет ответы только на вопрос «как?». Суть не важна, важны факты без интерпретации их, без оценок, без фантастических гипотез, «объясняющих» мифов. Задача философии дать методологию научного познания, искать структуры языков науки. Для последующих позитивистов Д.С.Милля, Г.Спенсера, П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, для эмпириокритиков Э.Маха, Р.Авенариуса, А.Луначарского, А.Богданова, для неопозитивистов Б.Рассела, Р.Карнапа, Л.Витгенштейна философская онтология и аксиология не важны, философия – это эпистемология. Позитивисты ввели в науку понятия когерентности (внутренней непротиворечивости), верификации (все проверь фактами и отбрось все не подтверждающееся) и фальсификации гипотез (проверки  опровергающими фактами: если теория все объясняет, она просто не знает еще фактов противоречащих, ее надо развивать пока не откроется необходимость ее менять под давлением новых фактов, вот теперь теория территорию истинности и применимости ее познала), доказали, что логическая правильность еще не доказывает истинность. В рамках позитивизма развился структурализм, играющий все возрастающую роль, например,  в психологии и этнографии, социологии и языкознании. Культура предстала как надчеловеческая реальность, ибо порядки, институты, отношения, как и языки, обретают независимое существование.  Элементы системы, люди меняются, а порядки остаются инвариантными объектам. Структурализм привел к возникновению структурно-функционального анализа и системного подхода, появлению ЭВМ, математической логики и аналитической философии.

     Постпозитивизм К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса дал понимание важности конкуренции научных гипотез, научных революций, парадигм (системы принципов и методов научного сообщества), принципов фаллибализма (в теорию превращается наиболее смелая, «бредовая» гипотеза, поэтому «критикуй, а то проиграешь»). Постпозитивизм дал принцип дополнительности М.Планка и синергетической самоорганизации систем Пригожина. В онтологии постпозитивизма отход от позитизма в недоверчивом отношении к гипотезам и теориям,  материализм в понимании природы и индифферентное отношение к Богу (нет интереса к обсуждению темы), в социальной философии постпозитивисты за многополярный мир и естественный отбор лучших сейчас для населения форм общественного устройства и управления. В аксиологии толерантность и любовь не утверждать свое как лучшее, а искать конструктивную критику для дальнейшего собственного развития. Основной философский интерес к эпистемологии присущ и постпозитивизму.

Тема 79. Вклад в  философию учения герменевтики.

Понимание и объяснение.

     Герменевтика зародилась еще в Элладе как искусство и теория истолкования  религиозных, литературных и философских текстов, малопонятных из-за их уже тогда слишком большой древности или фрагментарности, герменевтика прошла через Средневековье как умение толковать насыщенное иносказаниями и многозначной символикой Священное писание. Слово «герменевтика» произошло от бога греков Гермеса, бывшего посредником между людьми и богами Олимпа. Надо было толковать предсказания оракулов, афоризмы мудрецов, переводить тексты на другой язык людей иной культуры, расшифровывать идеи Библии и Корана. Тексты рассматривались как единство грамматики, стиля и содержания и как часть творчества автора или школы, что позволяло выявлять подделки, происхождение, давать аллегорическое истолкование наряду с буквальным смыслом. В эпоху Возрождения герменевтика была толкованием памятников Античности. Формирование герменевтики как философской методологии понимания и интерпретации (истолкования) начато немецким протестантом Ф.Шлейермахером (1768-1834), поставившего задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил толкования, используемых в специфических областях. Задача – понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Для этого используется герменевтический круг, в котором мы движемся от изучения частей к пониманию целого и от понимания целого к пониманию частей. Текст – часть творчества писавшего, а оно – часть жанра, но текст – это и часть душевной жизни автора, его биографии. Следующий этап развития герменевтики связан с деятельностью В.Дильтея. Разделив все науки на «науки о природе» и «науки о духе», Дильтей попытался обосновать гуманитарные науки, выявив в них атрибут неповторимой индивидуальности и невозможности не зависеть от человека. Поэтому их изучение не может идти от частного к общему, как в науках о природе, а требует иного понимания и истолкования – герменевтического метода. Для него не подходит и психологизм. В тексте надо своевременно выявлять все его смыслы и затем набрасывать смысл всего текста в целом. Разработка и критика набросков смыслов текста, их постоянный пересмотр и есть продвижение к пониманию. В природе наука все больше может объяснить, но все меньше понимая, а в обществе можно при желании понять всех, но очень трудно что-либо кому –то объяснить. Но, объясняя, все больше понимаешь сам, даже что не хотел сказать автор, но оно сказалось. А, понимая, все легче объясняешь понятое, но все больше видишь, как еще мало понял. М Хайдеггер предложил исходить из языка поэтов и понимать герменевтику как теорию экзистенциального понимания через родство душ. Основы современной герменевтики заложены Х.-Г.Гадамером, он сделал герменевтику одним из основных направлений западноевропейской философии. У него герменевтика – универсальный способ философствования, в котором есть разные горизонты понимания в результате мыслительной деятельности исторического субъекта, от предпонимания до идеала полного. Понимание наступает в результате изучения эпохи и культуры того времени, предшествующей и последующей, изучения текста и биографии его автора, своеобразия почерка автора и стиля мышления, его личного духовного опыта исканий и в противодействии чему или кому он обрел направленность действий и их мотивов. Основными представителями современной философской герменевтики являются П.Рикер, Г.Кун, А.Апель, Э.Коррет, Э.Хайнтель.

     Обычно кажется, что понимание равнозначно объяснению. Но наука гипотетична всегда, научные объяснения обманчивы, надежно лишь полное и точное знание, которое очень мало где возможно. Надо не смущаться непониманием и опираться только на факты. Наука отличается тем, что принимает мир таким, каков он есть, даже если не очень понятен и необъясним. Понимание в науке есть моделирование в отличие от понимания в религии, где все восходит к одному источнику. Но герменевтика открыла, что понимать – еще не значит и уметь объяснить, а уметь объяснить можно и самому непонятное. Но, вместе с тем, понимаешь все больше, что и наука мало еще знает этот предмет. Для понимания необходима эмпатия (умение вчувствоваться), умение влезть в чужую шкуру без анализа и суда, феноменологически вжиться, сродниться, войти в чужой мир своим, сняв отчужденность, уподобиться, стать признанно своим. Для этого надо уметь задавать герменевтические вопросы тексту и его автору, эпохе и культуре, чтобы понять и что не смог или не захотел сказать автор, почему скрыл. Для понимания необходимо уметь интерпретировать в разных вариантах, точно переводить на язык своей культуры иную. Для понимания важны индивидуальные качества, особенности судьбы. Для объяснения автор не важен (другой бы этот закон открыл, раз время пришло), субъективность надо устранять, ценности здесь и язык формул единые. Для объяснения нужен показ, как это действует, в каких условиях, как смоделировать и какие однозначные выводы здесь становятся неизбежны. Для объяснения необходима интеграция естественных, социальных, гуманитарных и технических наук. Объяснение вскрывает сущность и причины, законы и принципы. Но, чем дальше наука продвигается в объяснениях, тем труднее понять предмет, а чем больше что-то начинает понимать, тем труднее объяснить на понятном языке, ибо на примерах, образах не изложить! Понять научное открытие мог бы научно близкий человек, но определенного предела различий толкования терминов, многое коллегу вообще не трогает. Только некоторые из молодого поколения скорее поймут учителя, чем коллеги. Но в целом крупный ученый глубоко даже научно одинок. Кто философски близок в научных проблемах без понятия, а профессионал не понимает из-за слишком различных философско-мировоззренческих установок.

Тема 80. Полезное и опасное в прагматизме для мировоззрения современного общества.

     Философы США Чарлз Пирс (1839-1914), Уильям Джемс 1842-1910) и Джон Дьюи (1859-1957) развили идеи этики европейского утилитаризма Бентама до концепции прагматизма, которая, благодаря роли США в мире, становится основной из тиражируемых в странах либеральной демократии. Элементы прагматизма можно проследить в истории философской мысли начиная с Протагора («Человек есть мера всех вещей). У Ф.Бэкона, Беркли и Юма утилитарная полезность знания подчеркивается. Кант писал о прагматической вере при дефиците знаний.  

      Пирс  в работе 1878 года «Как сделать наши мысли ясными» обвиняет всю предшествующую философию в отрыве от реальной жизни и абстрактности и предлагает философию как путь среднего класса  к американской мечте. Для этого нужен полный отказ от спора о словах: не важно, что такое лошадь, а важно, как ее сделать не доходягой, а доходнее. Философия должна помогать удачному решению повседневных практических задач в жизненной борьбе, помочь по лучше устроиться, меняя мир и себя, используя любые системы без приверженности принципам (вспомните эклектику Цицерона).  

      Прагматик не решает проблемы жизни, а «примиряет противоречия». Во всех философских школах без споров мирно выбери приемлемое: в материализме и идеализме, монизме и плюрализме (это онтология прагматизма). Мир незавершен, и мы в нем герои. В центре философии не природа, а человек, и задача философии – дать мировоззрение удачника, победителя в жизненной борьбе. В основе гносеологии прагматизма абсолютизированная практика эмпирического опыта активного  субъекта в области его индивидуальных переживаний, сильный психологизм и семиотика (Пирс – отец этой науки, суть которой в том, что надо перевести старое знание в новую языковую систему понятий). Принцип Пирса: знания между сомнением и верой, знания нужно пополнять в проблемной ситуации, чтобы снять сомнения и укрепить веру, что они принесут  опять пользу. При этом не важно,- развивает мысль Джемс,- есть ли Бог, а важно выбрать более выгодное: если Бог есть и ты веришь, если его нет, но ты веришь – выгоднее чем, если он есть, а ты не верил, или его нет и ты не верил. Мы творим мир волею (субъективный идеализм) и цель оправдывает средства.

      Нет ни абсолютной, ни объективной истины, а истина – это во что верю с материальной пользой себе. Критерий истины – выгода, успех в карьере и наживе. Верь, что твое понимание ведет к успеху,  что ты прав, а, проиграв, меняй привычки и авторитеты. Наука и религия полезны, но догматичны и основаны на коллективной вере эпохи. Разум – это инструмент отбора идей, позволяющих быть всегда правым и удачливым. Образование – это доступ к высоким технологиям, но вуз неважен, можно стать и академиком самоучкой, важно лишь, что как ты можешь делать. В плане социального устройства общества в США все лучшее, гражданам надо менять не строй, а привычки, а государству любой ценой обеспечивать высокий уровень жизни граждан. Но страна более сильная технически имеет право на мировое господство и распоряжение ресурсами планеты (социал-дарвинизм). А права человека и благородные герои для обмана наивных дураков и выявления смутьянов. Все отношения должны строиться на взаимной выгоде: ты мне, а я тебе. Выживает более сильный статусом или капиталом. В этике гедонизм: сегодня наслаждайся всеми радостями праздника жизни, а завтра это завтра, хоть потоп. В  жизни выигрывает более хитрый и умеющий на проигрышах надо учиться.

      Умеренный прагматизм, как и эгоизм, полезен и студенту, а крайний, последовательный – опасен всем, включая и самих жизнерадостных прагматиков: по всему миру все громче звучит требование, чтобы янки убрались вон, но уйти домой для них смерти подобно, нужен отказ от прагматизма, от достаточно высокого уровня жизни за счет грабежа десятков других стран в постоянных торговых, холодных и горячих войнах за монопольное владение и право бездумно расточительно потреблять все лучшие ресурсы планеты. Тиражируемое благодаря масскульту и проамериканским СМИ прагматистское мировоззрение не позволило договориться в декабре 2009 в Копенгагене главам всех входящих в ООН стран о снижении выбросов в атмосферу и тем самым угрозы гибели жизни на планете. Прагматикам, возглавляющим власти стран мира, не хватает здорового прагматического понимания, что за все надо платить, и чем раньше, тем меньше. Прагматизм больше иных типов мировоззрения скукоживает мир человека на гедонистических радостях повседневного потребительства, как на наркотик «сажает на иглу» неизлечимого деньгомана, лишая радостей подлинно человеческого соучастия в бескорыстном творчестве, в сохранении и облагораживании внешнего и внутреннего миров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19316. Антикур. Воспитательное мероприятие 63.5 KB
  Выступление агитбригады Антикур. учащиеся шагают по сцене Вместе дружно мы шагаем И стране мы обещаем: Сигареты не курить И здоровье не губить 12 Дышите глубже 34 В нашей школе станет пусть же днем здоровья каждый день Вас приветствует аг
19317. «Высший класс», за здоровый образ жизни. Воспитательное мероприятие 47 KB
  Сценарий агитбригады Высший класс за здоровый образ жизни Агитбригада Высший класс. За здоровый образ жизни. 811 класс Цель: Показать вредное действие никотина алкоголя наркотиков на организм человека. Воспитывать ст...
19318. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. Воспитательное мероприятие 36 KB
  АГИТБРИГАДА ПРОПАГАНДИРУЮЩАЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР I. Номинация Проблема нашими глазами КОМАНДА: НЕОТЛОЖКАДЕВИЗ:Мы за здоровье мы за счастьеМы против боли и несчастьяЗа трезвый разум за ясность мыслиЗа детство юность за радост
19319. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие 47.5 KB
  Голос: Увлечение молодежи наркотиками приняло угрожающие размеры. Мы больше не хотим мириться с этим злом и пассивно смотреть как умирают наши сверстники. Мы решили бороться своими методами. Наш девиз: 21 век без пороков Участники агитбригады в белых и черных масках
19320. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие. Сценарий 14.74 KB
  АГИТБРИГАДА НЕТ – НАРКОТИКАМ Фонограмма: тревожный колокол. На сцене двое ведущих в строгих костюмах. Ведущий. Пожар Ведущая. Пожар Ведущий. Пожар полыхает по всей России. Пожар в котором горят миллионы юных жизней. Нераскрывшиеся таланты несбывшиеся мечты н
19321. Пропаганда против курения. Воспитательное мероприятие 35 KB
  Сценарий выступления агитбригады Пропаганда против курения. Звучит песня Учат в школе. Дети выходят парами и поют. Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе Учат в школе Учат в школе Пред соблазном устоять Как опасность избежать ...
19322. Спорт вместо наркотиков. Воспитательное мероприятие 53 KB
  ВЕДУЩИЙ: Добрый день всем кто сегодня собрался в этом зале. Сегодня 30 ноября – Всемирная акция Спорт вместо наркотиков.Идут чередою века и тысячелетия сменяют друг друга эпохи и цивилизации. И на протяжении всех этих долгих веков человечество занято поисками модели со
19323. Безвредного табака не бывает. Воспитательное мероприятие 69 KB
  Сценарий классного часа Безвредного табака не бывает 79е классы Цель Формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека. Предварительная подготовка 1. Учащимся предлагается найти материал по заданной...
19324. В гостях у доктора Неболейкина. Воспитательное мероприятие 74.5 KB
  В гостях у доктора Неболейкина на малых олимпийских играх Действующие лица: Ведущая Доктор Неболейкин БабаЯга Дети Ведущая. Ребята сегодня мы отправляемся в страну которой нет на карте но без которой очень трудно жить. Эта страна в которой...