63558

Роль философских идей психоанализа в понимании человека и общества

Лекция

Логика и философия

Если какой то предок бросился с моста то далекого потомка может на мосту тянуть кинуться с высоты но если помочь сознательно отделить жизнь этого человека от жизни неизвестного ему предка то он перестанет бояться высоты...

Русский

2014-06-21

47.5 KB

1 чел.

Семинар XV.Изучение «подвалов психики» и иррационального.

Тема 81. Роль философских идей психоанализа в понимании человека и общества.

     Австрийский психиатр З.Фрейд(1858-1939) при лечении больных заметил, что общество нередко противоестественными моральными запретами травмирует в глубинах бессознательного в психике человека половой и другие инстинкты, вызывая стрессы и психические заболевания. Фрейд сделал философские выводы из своего локального медицинского исследования. До него все философы преувеличивали разумность человека или чувственность его, но никто не дал научного подхода к пониманию подсознания и функций бессознательного в управлении жизнедеятельностью человека. Фрейд показал, что сознание вовсе не управляет, а лишь подправляет поведение в условиях новой ситуации. Фрейд предложил и ряд методик психоанализа для выявления причин появления комплексов и маний в развитии психики людей еще дошкольного возраста (по оговоркам и опискам, рисункам и снам, жестам и осанке, причинам смеха и плача). Например, если руки в карманах, то что-то скрывает, жест конфронтации – руки на груди сложены друг на друга и т.д. Из одних комплексов вырастет талант, а из других – агрессия, уголовные наклонности или болезни нервов и психики. Чтобы страхи или иные комплексы не оккупировали все подсознание, надо их осмыслить, лучше самому или с помощью психолога. Фрейд предложил метод сублимации (преобразования части (социально опасной) энергии инстинктов в энергию позитивной культуротворческой деятельности), чтобы пациент шел не от людей, не против, а к людям без закомплексованности чувствами   неполноценности или превосходства, вины или тревоги, дон Жуана или Электры и т.п. Вследствие комплекса, что без достижений ничего не стоишь, человек  развивается по амбициозному сценарию и забывает о своей безусловной значимости. Благодаря комплексам родителей дети ими начинают манипулировать, шантажируют, если родители дуют не в одну дудку, и тогда конец семье. Талантливый ребенок при этом превращается в тирана. Но разные мнения родителей могут и думать научить и принимать решения самостоятельно, если родители умеют ему сказать «нет». Все люди могут манипулировать вами, пока не научитесь спрашивать себя: «А мне предлагаемое надо?». Не надо играть с неизвестными людьми в предлагаемые игры по их правилам, если их выигрыш вас не устроит. Э.Фромм выступил против преувеличения З.Фрейдом роли либидо (половое влечение) и в целом бессознательного в жизни человека. Фромм попытался соединить фрейдизм с марксизмом в неофрейдизме. В работах «Бегство от свободы», «Иметь или быть» Фромм с гуманистических позиций выступил за оздоровление общества средствами социальной и индивидуальной психотерапии. А.Адлер, В.Райх, К.Хорни, Г.Маркузе и Юнг с позиций неофрейдизма открыли более глубокие пласты коллективного бессознательного, выявили комплексы в архетипах, наследуемой мотивации поведения, типах реакций, коллективных образах  народов, рас, социальных и возрастных групп в зависимости от мест и истории их формирования.  И в прошлом люди входили в состояние транса и поражали спортивными или иными «чудесами», которые теперь при помощи психотехники позволяют, например, китайцам на олимпиаде опередить всех, сняв убеждение в невозможности это сделать. Наши силы в нашей голове больше, чем в мышцах, и воздействие на подсознание меняет даже состав крови без допингов. Известно, что один и тот же  темперамент отличается у южан и северян, менее веселых и более сдержанных в проявлении агрессивности, их дольше доводить до белого каления. Если человек считает, что он знает, как надо жить всем, и следит за другими, чтобы «вывести их на чистую воду», то этого «правдоискателя» надо лечить от эпилептоидной паранойи. Если какой то предок бросился с моста, то далекого потомка может на мосту тянуть кинуться с высоты, но если помочь сознательно отделить жизнь этого человека от жизни неизвестного ему предка, то он перестанет бояться высоты и этот отрицательный опыт рода перестанет быть его проклятием. Системы специальных тренировок механизмов психологической защиты от чрезмерных стрессов и реализации личностных и групповых невредных желаний и здоровых потребностей могут помочь в решении многих проблем, но пока используются немногими, а нередко и во вред обществу, чтобы манипулировать невротиками. Люди «бегут» даже от обсуждения своих проблем, залипают на них или оглушают себя, провоцируют утяжеление состояния, но не корректируют поведение, привычки, характер. Но если подсознанию дашь позитивную цель, оно, как умная лошадь, само привезет тебя куда наметил, лишь бы была копинг-готовность осваивать мир своего бессознательного.

Тема 82. Вклад в современную философию феноменологии и

«философии жизни».

     Философия – это искусство понимать феномены,- провозгласил Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он критиковал позитивизм и сциентизм, считая, что науки от слишком многого абстрагируются, сводя вещи и явления к понятиям, подменяя понимание объяснением, жестко противопоставляя субъект и объект. В науках либо натуралистический, либо субъективистский редукционизм (сведение сложного к простому, высшего к низшему). По мнению Гуссерля,  субъект и объект в науках связывает ценность объекта, грубая интерпретация. Надо же описывать объект, не обедняя его, не лишая жизни препарированием, как патологоанатом трупы. Но для этого надо воздерживаться от суждений о предмете и переживать эйдосы его, образы. Идея нужна без утраты конкретности данной вещи: не яблоня вообще, а эта яблоня, о которой можешь говорить очень много, но все будет хуже, чем показать хотя бы фото. Надо избегать засушивания предмета словами о сущности и главном, обеднения его внутреннего мира. Философы пусть поучатся у историков, для которых все важно в прошедшем событии, все имело смысл, и лишним не было, поскольку без него все было бы уже не так. Высказывания не должны судить, смыслы и значения лучше искать интуитивно в созерцании без уподобления себе вещи и не думая  о пользе нам сейчас или потом. Прежде надо вжиться в предмет, поставить себя на его место, попытаться влезть в его шкуру, зажить его жизнью во всей ее полноте. Каждый предмет – это феномен, бесконечно интересный, особенно человек, кажущийся наиболее знакомым нам предметом. Но обмануться проще простого, если по себе или знакомым судить. Он только он, какой есть и другим не быть. Попробуй помочь, но надо ли? А не можешь помочь, то не мешай, не навреди, не затопчи рождение нового росточка! Мало видеть закономерное, учись видеть и непредсказуемое, случайные флуктуации и возможные мутации, но обязательно необыкновенность обычных вещей, чудесность и индивидуальность каждого предмета, и тогда он может ответить раскрытием феноменальных способностей. Каждый способен на многое, но не каждый знает, на что именно и когда. Мы можем спровоцировать раскрытие новых способностей, вдохновив на это предмет. В духе феноменологии Стефан Цвейг изучил и описал в книге «Звездные часы человечества» «гениев одной ночи», но больше никогда в жизни ничем не прославившихся.

     «Философия жизни» - направление, сложившееся в последней трети 19 века в Германии и Франции. Оно противопоставляло классическому рационализму и механистическому естествознанию идею жизни как целостного творческого процесса развития мира. Познание этого процесса неподвластно омертвляющему аналитическому разуму. Иррациональная в своей сущности, жизнь познается адекватно лишь интуитивно и образно-символически, жизнь над целесообразностью, она научно непознаваема. В основе взглядов жизнь как первичная реальность. В традиции Гераклита и развивая идею ученика Гегеля Артура Шопенгауэра о космической воле к жизни, Фридрих Ницше (1844-1900) считал жизнь вечным становлением, лишенным цели, неподвластным оценкам. На этом понимании жизни Ницше строит «переоценку всех ценностей». Он предлагает встать «по ту сторону добра и зла» всех доныне существовавших систем морали, отвергая основанную на страхе религиозную, циничную и животную буржуазную, сбившихся в стадо ищущих «справедливости» в социализме или коммунизме слабаков и т.д. Общечеловеческой морали нет. «Лев родится львом, а человек человеком становится», надо искусственным отбором вывести породу гениев, аристократию сверхчеловеков, которые создадут новую культуру, в которой не будет враждебного жизни. В природе для естественного отбора сформировалась расточительная культура избытка, а человек в искусственном отборе может экономно и не столь кроваво, как в природе, продолжить свою эволюцию и природы, на человеке эволюция не остановится. «Бог умер», он вторично распят церковниками, надо его заменить творческим людям. Везде нужны мастера, выделяющиеся из безликой толпы тонкой душой, страстью к творческой самореализации и совестливостью. Дильтей трактует жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека, противоречивых и многогранных. Судьба культуры уникальна, закономерности о повторяющемся, неважном для понимания, надо изучать без детских оценок, жизнь – это интуитивное творчество в экстазе. По мнению Зиммеля жизнь в процессе постоянного становления создает культурные формы поддерживающие ее, но затем отмирающие, ибо становятся ее тормозом. Бергсон понимает жизнь как творческий порыв космической силы. По Бергсону напряжение природы формирует действительность. Его идеи подхватил В.И.Вернадский, доказав, что живые организмы не только биологически, но и химически организуют земную поверхность. Аккумулированная в биосфере и преобразованная в химическую энергия Солнца в живом настолько динамична и сложна, что определяет и поведение косного вещества неживой природы. Живое вещество не случайно, космично, оно не может не быть. «Геохимия « В.И.Вернадского показала, что жизнь – не частный случай бытия атомов, а необходимая сторона всей материи и энергии Космоса, без жизни нет даже пространства и времени во Вселенной.

Тема 83. Вклад философских идей экзистенционализма

в мировоззрение 20-21 веков. 

       Проблемы, из которых выросла философия экзистенциализма, были поставлены еще учеником Г.Гегеля С.Кьеркегором, затем в России 19 века Ф.М.Достоевским и Л.Шестовым, но влиятельные школы экзистенционализма сложились между двумя мировыми войнами в Западной Европе. Различия между религиозными (К.Ясперс, М.Марсель, Бубер) и атеистами (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер,..) нас не интересуют, ибо общее в экзистенциализме полезнее современной России. Экзистенция – бессознательные установки души и духа человека, суть которого не биологическая (это у зверей), и не социальная (это у зэков общественных отношений), а неопределенная, человек создает свою сущность сам в процессе своего существования. Сбрось хоть перед сном вместе с уличной одеждой свои социальные маски и покровы лжи себе, смотри на себя хоть иногда честно и сам проектируй себя, несовершенного и незавершенного. Обезьяне не освободиться от власти инстинктов, страстей и штампов, растения и животные обречены быть собой, а человек может и не быть собой, человеком, он рожден свободным выбирать себя каким угодно, менять судьбу (субъективизм). Религиозная вера на откровении и философская вера на размышлении по сути мало внимания уделяли проблемам человека как индивидуальности и много второстепенным вопросам.

      Доиндустриальному человеку было проще становиться конструирующей себя индивидуальностью, его только церковь и государство отчуждали от себя, но он был мастером. А конвейерное производство навязало людям безликость, штампованные одежды, дома и даже мысли, все как у всех, живешь как кто-то. В человеческом стаде нет ответственности, а без нее и свободы быть собой, занять не чужое место в жизни и молиться не чужому Богу. Так легче жить, без проблем, но комфорт достигается ценой предательства своей индивидуальности. Человек проблема для самого себя. Абсурдное обесчеловечивание себя как человека, отчуждение от творческого труда, от действительно интересных и близких людей и самого себя среди таких же обесчеловеченных рядом - не мучает, вместе прячемся в пустоту повседневной суетливости, мелочные заботы дня, очнувшись лишь перед смертью. Только человек может осознать смертность, конечность своего бытия, но каждый умирает в одиночку, поздно задумавшись, а что сделал из своей жизни, кто чем вспомнит? Бесчеловечно к себе гонялся за модой, чьими-то эталонами «современного человека», был рабом властей и СМИ, внешних обстоятельств, традиций и масскульта, выживал, а не проживал дни жизни! Женщины в силу своей эмоциональности живут прошлой любовью и мечтой о новой, мужчины – приключениями, но и в супружестве не вместе, а рядом, не давая новые свободы, а отнимая прежние, чтобы иметь бесплатную домработницу ему и второй кошелек ей. Экзистенциализм ввел понятие пограничной ситуации (узнал, что в роддоме подменили, что смертельный диагноз, не спас утопающего и т.п.), когда человек оказывается способным порвать с неподлинным бытием (Платон еше назвал так жизнь «как все») и начать подлинное: открыть себя себе и следовать велениям только своего сердца.  

      Толпа может осмеять доверчивость, стереть за то, что «белая ворона», но хватит бояться, перестань быть рабом вещей, людей и чужих идей! Не плюй на коллектив, ибо тогда утонешь в его плевке, но не попадайся в ловушки общества. Перестань быть палачем или жертвой, отвлекись от миражей совместного бытия для своего подлинного, учись понимать себя и раскрывать себя, возьми ответственность за свою судьбу в свои руки и делай себя из себя, а не приноравливаясь к подлым обстоятельствам. Хватит играть роль идиота, понимай смыслы всего, что делаешь и не делаешь. Желать надо только чего стоит желать, что хочешь получить от жизни. Не отдавай себя больше целиком ни наслаждениям, ни идеям, ни работе, ни семье, уйди от диктата времени и мнений. Принимай решения не из ситуации, а изнутри «я». Ты не вещь, не инструмент, не капитулируй ни перед обществом, ни перед природой, ты субъект свободного поиска все новых смыслов и предназначений своей жизни через саморазвитие. Пробудись!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35047. Радиоэкология и ОС 99 KB
  В него не включают поступившие в окружающую среду искусственные радиоактивные вещества от испытаний ядерного оружия и от работы предприятий ядерного топливного цикла ЯТЦ. Загрязнение биосферы радионуклидами образовавшимися при испытаниях ядерного оружия. Испытания ядерного оружия в атмосфере были начаты США в 1945 г. большинство стран подписали Договор об ограничении испытаний ядерного оружия кроме подземных.
35048. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ АТМОСФЕРЫ 170.5 KB
  Отношение содержание инертных газов в атмосфере Земли к их содержанию в солнечной системе Такое различие указывает что земная атмосфера не есть производная солнечной атмосферы а образовалась при эволюции самой Земли. Если аргон третий по объему газ атмосферы выделился из горных пород значит и остальные газы могли поступить также. Особенно сильное воздействие живые организмы оказали на состав атмосферы.
35049. ГИДРОСФЕРА 118.5 KB
  Воды Мирового океана покрывают 2 3 поверхности планеты и образуют основную массу ее водной оболочки. Воды Мирового океана составляют около 93 всех вод биосферы поэтому можно считать что химический состав гидросферы в целом определяется главным образом химическим составом океанических вод. Существует мнение и не без основания что для Земли характерно постоянное присутствие воды на её поверхности. Катионы переходили сразу в раствор поэтому воды сразу же стали солеными.
35050. Биосфера Состав живого вещества 238 KB
  Сумма зольных элементов – это сложный итог взаимодействия живого вещества с земной корой. Поэтому изучение зольных элементов так же важно как и определение главных элементов в организме. С целью исключения влияния сильно варьирующих количеств воды и приведения данных о содержании химических элементов к выражению удобному для сравнения рассчитывают содержание элементов на абсолютно сухое органическое вещество высушенное до постоянной массы при температуре 102 – 105 оС. В этом случае получают значения содержания элементов не в реальных...
35051. Деформация природных биогеохимических циклов хозяйственной деятельностью человека 204.5 KB
  Значителен расход кислорода на окисление выплавляемых промышленностью металлов главным образом железа. Ежегодно поступающее в окружающую среду количество техногенных тяжелых металлов сопоставимо с массами металлов участвующих в глобальных процессах массообмена таблица 2.3 Массы тяжелых металлов вовлекаемых в техногенную и природную миграцию 103 т год по В. При выплавке металлов также выделяются в атмосферу крупные массы диоксида серы.
35052. Изотопы источники ИИ 52.5 KB
  Основным источником поступления этого радионуклида в организм человека является потребление зеленых овощей. Поглощенная доза облучения всего тела взрослого человека оценивается равной 008 мкГр 8 микрорад в год. Среднее содержание углерода в теле взрослого человека массой 70 кг равно 16 кг т. Годовая поглощенная доза от С14 содержащегося в различных органах и тканях тела человека составляет миллирад: 13 для всего тела; 06 для легких; 05 для гонад; 32 для клеток эндоста; 22 для красного костного мозга.
35053. СЖИГАНИЕ ИСКОПАЕМОГО ОРГАНИЧЕСКОГО ТОПЛИВА 140 KB
  В группу неканцерогенных загрязняющих веществ входят неспецифические наиболее распространенные и повсеместно контролируемые вещества – это взвешенные вещества диоксиды азота и серы оксид углерода и озон. Диоксид азота. Основные источники выделения диоксида азота NО2 металлургические производства выхлопные газы автотранспорта тепловые электростанции и различные отопительные установки. Любое сжигание топлива с высокой температурой сгорания приводит к окислению атмосферного азота.
35054. Геохимия 96.5 KB
  Ферсмана: Геохимия изучает историю химических элементоватомов в земной коре и их поведение при различных термодинамических и физикохимических условиях природы. Геохимия – наука изучающая распространение атомов химических элементов в космосе и на Земле историю их существования происхождение а также поведение в различных природных условиях. Понять историю атомов в земной коре и вообще на Земле и в космосе можно лишь изучив свойства этих атомов так как различные природные процессы связанные с распределением и миграцией химических...
35055. Геохимия ОС 456 KB
  Таблица 1 Классификация химических элементов по декадам В. Таблица 2 Геохимические группы ХЭ по их участию в геохимических циклах по Вернадскому 1934 В этой таблице п число химических элементов. Массы т групп геохимических химических элементов в земной коре Первая группа группа благородных газов включает элементы которые вопервых не принимают участия в главнейших химических земных процессах и вовторых в исключительных случаях дают соединения с другими атомами. В них мы наблюдаем остатки космической истории нашей...