63558

Роль философских идей психоанализа в понимании человека и общества

Лекция

Логика и философия

Если какой то предок бросился с моста то далекого потомка может на мосту тянуть кинуться с высоты но если помочь сознательно отделить жизнь этого человека от жизни неизвестного ему предка то он перестанет бояться высоты...

Русский

2014-06-21

47.5 KB

1 чел.

Семинар XV.Изучение «подвалов психики» и иррационального.

Тема 81. Роль философских идей психоанализа в понимании человека и общества.

     Австрийский психиатр З.Фрейд(1858-1939) при лечении больных заметил, что общество нередко противоестественными моральными запретами травмирует в глубинах бессознательного в психике человека половой и другие инстинкты, вызывая стрессы и психические заболевания. Фрейд сделал философские выводы из своего локального медицинского исследования. До него все философы преувеличивали разумность человека или чувственность его, но никто не дал научного подхода к пониманию подсознания и функций бессознательного в управлении жизнедеятельностью человека. Фрейд показал, что сознание вовсе не управляет, а лишь подправляет поведение в условиях новой ситуации. Фрейд предложил и ряд методик психоанализа для выявления причин появления комплексов и маний в развитии психики людей еще дошкольного возраста (по оговоркам и опискам, рисункам и снам, жестам и осанке, причинам смеха и плача). Например, если руки в карманах, то что-то скрывает, жест конфронтации – руки на груди сложены друг на друга и т.д. Из одних комплексов вырастет талант, а из других – агрессия, уголовные наклонности или болезни нервов и психики. Чтобы страхи или иные комплексы не оккупировали все подсознание, надо их осмыслить, лучше самому или с помощью психолога. Фрейд предложил метод сублимации (преобразования части (социально опасной) энергии инстинктов в энергию позитивной культуротворческой деятельности), чтобы пациент шел не от людей, не против, а к людям без закомплексованности чувствами   неполноценности или превосходства, вины или тревоги, дон Жуана или Электры и т.п. Вследствие комплекса, что без достижений ничего не стоишь, человек  развивается по амбициозному сценарию и забывает о своей безусловной значимости. Благодаря комплексам родителей дети ими начинают манипулировать, шантажируют, если родители дуют не в одну дудку, и тогда конец семье. Талантливый ребенок при этом превращается в тирана. Но разные мнения родителей могут и думать научить и принимать решения самостоятельно, если родители умеют ему сказать «нет». Все люди могут манипулировать вами, пока не научитесь спрашивать себя: «А мне предлагаемое надо?». Не надо играть с неизвестными людьми в предлагаемые игры по их правилам, если их выигрыш вас не устроит. Э.Фромм выступил против преувеличения З.Фрейдом роли либидо (половое влечение) и в целом бессознательного в жизни человека. Фромм попытался соединить фрейдизм с марксизмом в неофрейдизме. В работах «Бегство от свободы», «Иметь или быть» Фромм с гуманистических позиций выступил за оздоровление общества средствами социальной и индивидуальной психотерапии. А.Адлер, В.Райх, К.Хорни, Г.Маркузе и Юнг с позиций неофрейдизма открыли более глубокие пласты коллективного бессознательного, выявили комплексы в архетипах, наследуемой мотивации поведения, типах реакций, коллективных образах  народов, рас, социальных и возрастных групп в зависимости от мест и истории их формирования.  И в прошлом люди входили в состояние транса и поражали спортивными или иными «чудесами», которые теперь при помощи психотехники позволяют, например, китайцам на олимпиаде опередить всех, сняв убеждение в невозможности это сделать. Наши силы в нашей голове больше, чем в мышцах, и воздействие на подсознание меняет даже состав крови без допингов. Известно, что один и тот же  темперамент отличается у южан и северян, менее веселых и более сдержанных в проявлении агрессивности, их дольше доводить до белого каления. Если человек считает, что он знает, как надо жить всем, и следит за другими, чтобы «вывести их на чистую воду», то этого «правдоискателя» надо лечить от эпилептоидной паранойи. Если какой то предок бросился с моста, то далекого потомка может на мосту тянуть кинуться с высоты, но если помочь сознательно отделить жизнь этого человека от жизни неизвестного ему предка, то он перестанет бояться высоты и этот отрицательный опыт рода перестанет быть его проклятием. Системы специальных тренировок механизмов психологической защиты от чрезмерных стрессов и реализации личностных и групповых невредных желаний и здоровых потребностей могут помочь в решении многих проблем, но пока используются немногими, а нередко и во вред обществу, чтобы манипулировать невротиками. Люди «бегут» даже от обсуждения своих проблем, залипают на них или оглушают себя, провоцируют утяжеление состояния, но не корректируют поведение, привычки, характер. Но если подсознанию дашь позитивную цель, оно, как умная лошадь, само привезет тебя куда наметил, лишь бы была копинг-готовность осваивать мир своего бессознательного.

Тема 82. Вклад в современную философию феноменологии и

«философии жизни».

     Философия – это искусство понимать феномены,- провозгласил Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он критиковал позитивизм и сциентизм, считая, что науки от слишком многого абстрагируются, сводя вещи и явления к понятиям, подменяя понимание объяснением, жестко противопоставляя субъект и объект. В науках либо натуралистический, либо субъективистский редукционизм (сведение сложного к простому, высшего к низшему). По мнению Гуссерля,  субъект и объект в науках связывает ценность объекта, грубая интерпретация. Надо же описывать объект, не обедняя его, не лишая жизни препарированием, как патологоанатом трупы. Но для этого надо воздерживаться от суждений о предмете и переживать эйдосы его, образы. Идея нужна без утраты конкретности данной вещи: не яблоня вообще, а эта яблоня, о которой можешь говорить очень много, но все будет хуже, чем показать хотя бы фото. Надо избегать засушивания предмета словами о сущности и главном, обеднения его внутреннего мира. Философы пусть поучатся у историков, для которых все важно в прошедшем событии, все имело смысл, и лишним не было, поскольку без него все было бы уже не так. Высказывания не должны судить, смыслы и значения лучше искать интуитивно в созерцании без уподобления себе вещи и не думая  о пользе нам сейчас или потом. Прежде надо вжиться в предмет, поставить себя на его место, попытаться влезть в его шкуру, зажить его жизнью во всей ее полноте. Каждый предмет – это феномен, бесконечно интересный, особенно человек, кажущийся наиболее знакомым нам предметом. Но обмануться проще простого, если по себе или знакомым судить. Он только он, какой есть и другим не быть. Попробуй помочь, но надо ли? А не можешь помочь, то не мешай, не навреди, не затопчи рождение нового росточка! Мало видеть закономерное, учись видеть и непредсказуемое, случайные флуктуации и возможные мутации, но обязательно необыкновенность обычных вещей, чудесность и индивидуальность каждого предмета, и тогда он может ответить раскрытием феноменальных способностей. Каждый способен на многое, но не каждый знает, на что именно и когда. Мы можем спровоцировать раскрытие новых способностей, вдохновив на это предмет. В духе феноменологии Стефан Цвейг изучил и описал в книге «Звездные часы человечества» «гениев одной ночи», но больше никогда в жизни ничем не прославившихся.

     «Философия жизни» - направление, сложившееся в последней трети 19 века в Германии и Франции. Оно противопоставляло классическому рационализму и механистическому естествознанию идею жизни как целостного творческого процесса развития мира. Познание этого процесса неподвластно омертвляющему аналитическому разуму. Иррациональная в своей сущности, жизнь познается адекватно лишь интуитивно и образно-символически, жизнь над целесообразностью, она научно непознаваема. В основе взглядов жизнь как первичная реальность. В традиции Гераклита и развивая идею ученика Гегеля Артура Шопенгауэра о космической воле к жизни, Фридрих Ницше (1844-1900) считал жизнь вечным становлением, лишенным цели, неподвластным оценкам. На этом понимании жизни Ницше строит «переоценку всех ценностей». Он предлагает встать «по ту сторону добра и зла» всех доныне существовавших систем морали, отвергая основанную на страхе религиозную, циничную и животную буржуазную, сбившихся в стадо ищущих «справедливости» в социализме или коммунизме слабаков и т.д. Общечеловеческой морали нет. «Лев родится львом, а человек человеком становится», надо искусственным отбором вывести породу гениев, аристократию сверхчеловеков, которые создадут новую культуру, в которой не будет враждебного жизни. В природе для естественного отбора сформировалась расточительная культура избытка, а человек в искусственном отборе может экономно и не столь кроваво, как в природе, продолжить свою эволюцию и природы, на человеке эволюция не остановится. «Бог умер», он вторично распят церковниками, надо его заменить творческим людям. Везде нужны мастера, выделяющиеся из безликой толпы тонкой душой, страстью к творческой самореализации и совестливостью. Дильтей трактует жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека, противоречивых и многогранных. Судьба культуры уникальна, закономерности о повторяющемся, неважном для понимания, надо изучать без детских оценок, жизнь – это интуитивное творчество в экстазе. По мнению Зиммеля жизнь в процессе постоянного становления создает культурные формы поддерживающие ее, но затем отмирающие, ибо становятся ее тормозом. Бергсон понимает жизнь как творческий порыв космической силы. По Бергсону напряжение природы формирует действительность. Его идеи подхватил В.И.Вернадский, доказав, что живые организмы не только биологически, но и химически организуют земную поверхность. Аккумулированная в биосфере и преобразованная в химическую энергия Солнца в живом настолько динамична и сложна, что определяет и поведение косного вещества неживой природы. Живое вещество не случайно, космично, оно не может не быть. «Геохимия « В.И.Вернадского показала, что жизнь – не частный случай бытия атомов, а необходимая сторона всей материи и энергии Космоса, без жизни нет даже пространства и времени во Вселенной.

Тема 83. Вклад философских идей экзистенционализма

в мировоззрение 20-21 веков. 

       Проблемы, из которых выросла философия экзистенциализма, были поставлены еще учеником Г.Гегеля С.Кьеркегором, затем в России 19 века Ф.М.Достоевским и Л.Шестовым, но влиятельные школы экзистенционализма сложились между двумя мировыми войнами в Западной Европе. Различия между религиозными (К.Ясперс, М.Марсель, Бубер) и атеистами (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер,..) нас не интересуют, ибо общее в экзистенциализме полезнее современной России. Экзистенция – бессознательные установки души и духа человека, суть которого не биологическая (это у зверей), и не социальная (это у зэков общественных отношений), а неопределенная, человек создает свою сущность сам в процессе своего существования. Сбрось хоть перед сном вместе с уличной одеждой свои социальные маски и покровы лжи себе, смотри на себя хоть иногда честно и сам проектируй себя, несовершенного и незавершенного. Обезьяне не освободиться от власти инстинктов, страстей и штампов, растения и животные обречены быть собой, а человек может и не быть собой, человеком, он рожден свободным выбирать себя каким угодно, менять судьбу (субъективизм). Религиозная вера на откровении и философская вера на размышлении по сути мало внимания уделяли проблемам человека как индивидуальности и много второстепенным вопросам.

      Доиндустриальному человеку было проще становиться конструирующей себя индивидуальностью, его только церковь и государство отчуждали от себя, но он был мастером. А конвейерное производство навязало людям безликость, штампованные одежды, дома и даже мысли, все как у всех, живешь как кто-то. В человеческом стаде нет ответственности, а без нее и свободы быть собой, занять не чужое место в жизни и молиться не чужому Богу. Так легче жить, без проблем, но комфорт достигается ценой предательства своей индивидуальности. Человек проблема для самого себя. Абсурдное обесчеловечивание себя как человека, отчуждение от творческого труда, от действительно интересных и близких людей и самого себя среди таких же обесчеловеченных рядом - не мучает, вместе прячемся в пустоту повседневной суетливости, мелочные заботы дня, очнувшись лишь перед смертью. Только человек может осознать смертность, конечность своего бытия, но каждый умирает в одиночку, поздно задумавшись, а что сделал из своей жизни, кто чем вспомнит? Бесчеловечно к себе гонялся за модой, чьими-то эталонами «современного человека», был рабом властей и СМИ, внешних обстоятельств, традиций и масскульта, выживал, а не проживал дни жизни! Женщины в силу своей эмоциональности живут прошлой любовью и мечтой о новой, мужчины – приключениями, но и в супружестве не вместе, а рядом, не давая новые свободы, а отнимая прежние, чтобы иметь бесплатную домработницу ему и второй кошелек ей. Экзистенциализм ввел понятие пограничной ситуации (узнал, что в роддоме подменили, что смертельный диагноз, не спас утопающего и т.п.), когда человек оказывается способным порвать с неподлинным бытием (Платон еше назвал так жизнь «как все») и начать подлинное: открыть себя себе и следовать велениям только своего сердца.  

      Толпа может осмеять доверчивость, стереть за то, что «белая ворона», но хватит бояться, перестань быть рабом вещей, людей и чужих идей! Не плюй на коллектив, ибо тогда утонешь в его плевке, но не попадайся в ловушки общества. Перестань быть палачем или жертвой, отвлекись от миражей совместного бытия для своего подлинного, учись понимать себя и раскрывать себя, возьми ответственность за свою судьбу в свои руки и делай себя из себя, а не приноравливаясь к подлым обстоятельствам. Хватит играть роль идиота, понимай смыслы всего, что делаешь и не делаешь. Желать надо только чего стоит желать, что хочешь получить от жизни. Не отдавай себя больше целиком ни наслаждениям, ни идеям, ни работе, ни семье, уйди от диктата времени и мнений. Принимай решения не из ситуации, а изнутри «я». Ты не вещь, не инструмент, не капитулируй ни перед обществом, ни перед природой, ты субъект свободного поиска все новых смыслов и предназначений своей жизни через саморазвитие. Пробудись!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82249. Социальные и культурно- историческиеформы жизни:общее строение и иерархия уровней. Научные и вненаучные представления о формах жизни 41.6 KB
  Державин в своей поэме Бог весьма образно характеризовал проблему человека: Частица целой я вселенной Поставлен мнится мне в почтенной Средине естества я той Где кончил тварей ты телесных Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Во всех этих случаях отчетливо обнаруживаются две основные методологические тенденции в объяснении природы человека: редукционистская сводящая природу человека либо к биологической либо напротив к социальной его стороне и целостная системная понимающая природу человека как единое...
82250. Время как параметр физических событий и время как мера становления человеческого бытия (общее условие осуществления жизни) 34.6 KB
  Социальное время – это продолжительность существования определенных общностей людей общественных явлений отдельных личностей а также социальных процессов. Время зависит также от самого отношения людей ко времени. В истории общества образы времени менялись так образ обратимого времени все возвращается на круги свои сменился на образ необратимого линейного времени время течет от прошлого к настоящему и от него к будущему.
82251. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время 32.58 KB
  Социальное и культурноисторическое время. В наст вр отмечает Микешина происходит концептуальная революция наука вновь открывает для себя время. В текстах проявляются и формируются и проявляются представления о времени социсторическое время.
82252. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик 32.05 KB
  Бахтин. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр архетектоническое целое.
82253. Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социально –культурной природы научного познания 34.79 KB
  Нормальная фаза. Эта фаза в истории специальности конструируется ретроспективно только в тех случаях когда новая специальность сформировалась. Нормальная фаза часто завершается опубликованием манифеста в котором содержатся в общих чертах программа разработки проблематики и оценки ее перспективности. Фаза формированиям развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций.
82254. Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания 308.25 KB
  Проблемы общения в науке Интерес к структуре формальным моделям диалога и их содержательным возможностям возродившийся в семидесятых годах постепенно привел к формированию такого направления логико-методологических исследований которое со временем получает название...
82255. Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация 32.16 KB
  Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.
82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...
82257. Классическая и неклассическая концепция истины. Экзистенциальная истина, истина и правда 39.28 KB
  Стержень классической концепции истины принцип соответствия знания действительности. Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Для классической концепции истины характерны следующие принципы: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существует критерий установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия...