63559

Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники

Лекция

Логика и философия

Философией в России доныне занимается в основном гуманитарная политизированная интеллигенция а действительно полезные для исканий истины естествоиспытатели в философии России редки. Современность показывает ту же закономерность: по мере ослабления России растут притязания на ее богатства соседних а теперь и заокеанских государств.

Русский

2014-06-21

40 KB

2 чел.

Семинар XVI. Краткий экскурс в философскую мысль России

Тема 84. Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники

    . Географическое положение между давно культурными Западом и Востоком порождало философские сомнения, но и комплексы, как неполноценности, так и обособленности вплоть до отгораживания «железным занавесом».  Государство состояло из более чем 150 народов, в основном мирно объединившихся, но не изживших доныне опасности сепаратизма, чрезмерного национализма. Философией в России доныне занимается в основном гуманитарная политизированная интеллигенция, а действительно полезные для исканий истины естествоиспытатели в философии России редки.      Импульсами к возникновению философской мысли были: нашествия на ослабленную усобицами Россию немцев, шведов, поляков и литовцев с Запада и Золотоордынцев с Востока. Современность показывает ту же закономерность: по мере ослабления России растут притязания на ее богатства соседних, а теперь и заокеанских государств.  Когда Запад прекратил междоусобные войны и сплачивается против славянского, мусульманского и китайско-индийского миров, Россия мечется между нежелающими дружиться с ней Западом и Востоком, боясь стать самостоятельной и самодостаточной силой.      Периодизация этапов развития философии в России  от западноевропейской отличается, поскольку  периода Античности и, соответственно,  Возрождения не  было, а началось и доныне продолжается развитие философской мысли в духе Средневековья, поверхностно захватив Просвещение,  и все. Знакомство с философией Античности и Возрождения произошло через западноевропейцев уже в 18-19 веках. Философию России можно классифицировать на допетровского периода, 18 века, 19 века, советскую и эмигрантскую философию 20 века и постсоветской России.

     На философию России оказали сильное влияние левые и правые западники. Гнавшие польских, наполеоновских, а затем фашистских захватчиков мыслящие россияне испытали шок в освобожденных ими европейских странах от уровня и образа жизни там и у себя в стране. Там комфорт и завидные витрины, развивается гражданское общество и правовое государство, а дома нищета и бесправье. Видели и наши преимущества в душевности и духовности, но захотелось и материального благополучия не только для приближенных властителей. 1812 год поднял волну патриотизма многоликого, большинство возмущали крепостное рабство крестьян и «везде невежества убийственный позор», но одни пошли за  П.Я.Чаадаевым (критикуемым тогда же другом А.С.Пушкиным) и сделали 2 века спустя  Россию по образцу западной страны. А другие понимали необходимость крепить Россию как особый мир, который может стать примером для Запада и Востока. Опубликованные в 1836 году «Философические письма» Чаадаева призвали сделать Россию духовным центром Европы и защитить человечество и ту же Европу от одичания, но прежде вкратце, но основательно повторив основные этапы европейского развития. Доныне западники считают, что в Европе надо видеть ближайшее будущее отставшей еще при монголах России. В этом едины как правые, так и левые западники. Другие философы, естественно,  на культурную мондиализацию в России в 18-21 веках реагировали негативно. «Общество любомудров», увлекаясь только вышедшими работами Г.Гегеля и ставя Спинозу выше Евангелия, отстаивало «самобытничество» России еще в 1823 году. Славянофилы вслед А.С.Хомякову с 30-х годов 19 века утверждают, что России надо понять миссию славян и за что их больше, чем мусульман, Запад ненавидит, и освободить человечество от ложного пути, навязанного Западом,  спасая свою и их духовность. Царь Петр дал неверное направление развитию России, надо вернуть народу его культуру с помощью философии не для книжной полки, а для полезных размышлений на завалинке. Только России дана полнота всех начал культуры и громадная духовность, поэтому мы можем обогатить всю культуру человечества не навязывая свое, как Запад, а соблазняя щедрыми дарами. Никто из российских почвенников не был ненавистником Запада, как бы резко его не осуждал. Евразийцы, начиная с  работ Н.С.Трубецкого «Европа и человечество» и «Наследие Чингисхана», резко выступают против колониальной политики вестернизации мира и особенно европеизации  России романо-германцами. Почвенники в лице славянофилов, евразийцев и сталинистов резко полемизируют третий век с западниками, не вступая в союз ни с исламистами, ни с рерихианцами, симпатизирующими Индии. Ни с кем, но ближе к почвенникам были Ф.Достоевский, В.Соловьев и Л.Толстой. Достоевский считал спор западников с почвенниками «великим недоразумением» и был сторонником «русского православного социализма». Л.Толстой звал построить царство Божье в России не через политическую, а нравственную революцию. Самовоспитанием и развитием естествознания слиться с жизнью человечества, обретая бессмертие для всех и каждого призывала целая плеяда русских философов-космистов. В 19-20 веках и западники, и почвенники были едины в понимании мессианской роли России самоотверженно изменить судьбу человечества, спасти и преумножить мировую культуру и природу Отечества, планеты, Вселенной.

Тема 85. «Русская идея» в России 19-20 веков и ее судьба в 21 веке.

     Смысл философии «русской идеи» в том, что Россия – особая цивилизация, идущая в будущее своим путем и в своем темпе и не надо нам навязывать западный или иной подражательный путь. Не подражая и не отгораживаясь  «железным занавесом» Россия увлечет за собой другие страны на возвращение на землю Рая, но прежде поможет спасти планету от Ада.  Для западного человека важнее всего воля  разум и справедливость, а для россиянина неравнодушие, жалость и стыд, благодарность, сострадание и милосердие выше расчетливости и справедливости. Только россияне имеют широту души достаточную, чтобы понять и европейца, и китайца, и араба, не теряя самобытности. У России уникальный опыт братских отношений народов. М.Гефтер назвал Россию «страна стран, мир миров». Н.Я.Данилевский в работе 1868 года «Россия и Европа» говорит, что нет единообразной истории человечества, естественному ходу истории надо  помочь, но служа человечеству не непосредственно, а сделав Россию могучей духовным и материальным богатством, и в России все для этого есть. Россия из молодых и перспективных цивилизаций, будущее за ней, а не западной или исламской. Нам не подойдут западные или азиатские примеры для подражания, поскольку природно-климатические условия иные, как и историческая судьба. Надо избавляться от комплекса неполноценности и самоуничижения или мании величия. В лекции «Русская идея» 1888 года в Париже  В.С.Соловьев выступил за то, чтобы Россия перестала подражать или противостоять Западу, а стала полноправным членом мирового сообщества, сочетая западный научно-технический прогресс с утраченной расчетливым Западом богатством души и духовностью. Идеи эти были развиты в работах Н.Лосского «Характер русского народа», Н.Бердяева «Русская идея». Крупнейший социолог 20 века П.А.Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика», выступая в целом против цивилизационного подхода,  разработал идею конвергенции капитализма и коммунизма в России и мире для синтеза всех культур в новой цивилизации, спасающей человечество на принципе творческого российского альтруизма. Культурную экспансию Запада, навязывание всем народам единой культуры он считал губительным как для реализации потенциала культур народов мира, так и для жизни на планете. Мир должен быть многополярным, а как наладить духовное взаимное обогащение – Россия своим примером поможет всем..

      Еще«Ученая дружина» Петра I прорубила «Окно в Европу», открыв дворянам ту культуру, которую славяно-греко-латинская академия по религиозным соображениям не допускала. В Россию пришли демократическая философия языческой Античности, католическая и исламская философия западного Средневековья, республиканские идеи европейского Возрождения и Просвещения. Пока царский двор дрался у трона и навязывал крестьянам барщину, часть дворянства осваивала новые для нее пласты философской мысли и адаптировала их к своей культуре. Из поездок в Европу на отдых и лечение российские дворяне привозили плоды западной материальной и духовной культуры. Российские богачи доныне предпочитают вкладывать деньги в западную экономику, где доходность выше уже потому, что затраты ниже и техника выше. Но мечта философствующих патриотов России перенять западные технологии, а с Западом и Востоком поделиться российской духовностью и общинным укладом, чтобы возглавить социальный прогресс и потянуть за собой все страны мира. Этой мечтой В.Засулич увлекла когда то даже К.Маркса.

           Российские философы не похожи ни на западных, ни на восточных. От М.В.Ломоносова пошел русский  материализм, в котором, в отличие от европейской философии, сочетаются научность и религиозность. Своеобразными материалистами были автор «Русской правды» декабрист П.И.Пестель, революционные демократы и анархисты, И.М.Сеченов и И.И.Мечников, Д.И.Менделеев и большевики. В гносеологии Россия дала интуитивизм Лосского, логизм Эрна, персонализм Бердяева, иррационализм Шестова и Флоренского, диалектику Ленина, но это все весьма своеобразное развитие заемных идей. Россияне первыми подхватили и развивали и западный дарвинизм, и марксизм. Л.Мечников первым показал влияние на всю жизнь общества мест поселения людей вдоль рек, затем морей, затем океанов, предсказав, как изменится жизнь, когда люди овладеют воздушным океаном, а затем и космическим пространством. Российские философы и даже философские писатели иногда становились и учителями для европейских, так, например, анархизм создан М.Бакуниным и П.Кропоткиным и затем распространился по миру, основы цивилизационного подхода к истории человечества заложены работами Н.Данилевского, теория этногенеза создана Л.Гумилевым, европейский экзистенциализм возник из идей Ф.Достоевского и Л.Шестова, индийский гандизм из взглядов толстовцев. Как писал в «Скифах» поэт Блок, «нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». В России всегда находились и «народные заступники», и противники народолюбия и пролетаролюбия. Русская идея синтетична, она вбирает в себя все объединительное, созидательное, чтобы вести человечество к богочеловечеству, к нравственной чистоте и высокой духовности. Но пока что голос России слаб, и не слышат его как в целом симпатизирующие россиянам народы мира, так и в основном ненавидящие нас их политические элиты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42681. Исследование процесса испытания конструкционных материалов при случайном режиме нагружения 40 KB
  Ознакомиться c гипотезами накопления повреждений; Стандартизированными спектрами нагружения используемых при изучении усталостных характеристик летательных аппаратов. ВОПРОСЫ В чем заключается смысл концепции линейного накопления повреждений при усталости Основные недостатки линейной гипотезы накопления повреждений В чем заключается смысл модифицированных гипотез...
42682. Автоматические системы контроля технического состояния самолета. Деформационный рельеф плакированных сплавов как показатель истории нагруженности 1.63 MB
  Ознакомиться с проблемами концентрации напряжения и коэффициентами которые определяют ее; принципами построения автоматизированной системой контроля технического состояния самолета; деформационным рельефом который является показателем поврежденности конструкции самолета. На распечатанном рисунке самолета А380 формат А2 нанести примеры применения систем контроля целостности конструкции. ВОПРОСЫ В чем...
42683. Основные приемы работы в СУБД Microsoft Access 292 KB
  Основные приемы работы в СУБД Microsoft ccess Приложение ccess является программой входящий в пакет Microsoft Office и предназначено для работы с базами данных. База данных. В общем смысле термин база данных можно применить к любой совокупности связанной информации объединенной вместе по определенному признаку организованных по определенным правилам предусматривающим общие принципы описании хранения и манипулирования данными которые относятся к определенной предметной области. Система управления базами данных СУБД прикладное...
42684. Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ 43.5 KB
  Харьков 2010 Лабораторная работа №1 Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ Цель работы: Ознакомление с составом и структурой ПЭВМ. Порядок выполнения работы: Визуально ознакомится с составом ПЭВМ. Определить составные части ПЭВМ и...
42685. Операционная система Windows XP/2000, основные элементы 78 KB
  С помощью проводника WinE создали на диске С: каталог Группа АП10Б. В каталоге группы на двух членов бригады создали файл с помощью редактора Notepd. В файле записали: Стерлик Дмитро Кунченко Алексей Созданный файл открыли с помощью редактора WordPd и отредактировали его. С помощью графического редактора Pint нарисовали картинку размножили ее по экрану и сохранили в каталоге Группа АП10Б.
42686. Работа в операционной системе Windows XP2000 79 KB
  С помощью проводника WinE создали на диске С: каталог Группа АП10Б. В каталоге группы на двух членов бригады создали файл с помощью редактора Notepd. В файле записали: Стерлик Дмитро Александрович Алексей Кунченко Михайлович Созданный файл открыли с помощью редактора WordPd и отредактировали его. С помощью графического редактора Pint нарисовали картинку размножили ее по экрану и сохранили в каталоге Группа АП10Б.
42687. ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОПОЛУПЕРИОДНОГО И ДВУХПОЛУПЕРИОДНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ СХЕМОТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ «ELECTRONICS WORKBENCH» 159 KB
  Краткие теоретические сведения Среднее значение выходного напряжения постоянная составляющая в схеме однополупериодного выпрямителя рисунок 2. Среднее значение выходного напряжения постоянная составляющая мостового выпрямителя рис.3 Частота выходного сигнала для схемы с однополупериодным или двухполупериодным выпрямителем а так же для схемы с двухполупериодным мостовым выпрямителем вычисляется как величина обратная периоду выходного сигнала: . Если на выход любого из выше рассмотренных выпрямителей включить конденсатор то...
42688. Meeting people for the first time. Talking about what you do. Opening a meeting 150.5 KB
  When a person has been introduced to you, Pleased to meet you /Nice to meet you are both semi-formal responses. They sound natural and are useful for most situations. Less formal responses include Good to meet you / Great to meet you. The most formal response is How do you do? This is used less in modern business. When introducing two people, it is helpful to say a little about what they do, e.g. This is Jane, she s organising training courses for our Singapore branch. The information should be brief but include enough detail to encourage conversation between the two people being introduced.
42689. Getting through to the right person. Taking / Leaving a message. Checking information. 74.5 KB
  Mаking telephone clls in nother lnguge cn mke some Ss nervous t this level becuse of the lck of visul clues tht usully help with context nd understnding. Hve ll documents nd informtion tht you need t close hnd s well s prepred list of ny useful phrses. When exchnging informtion check nd clrify tht you hve understood been understood correctly. If someone clls you nd you re unprepred sy tht you re busy t the moment nd will cll them bck.