63559

Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники

Лекция

Логика и философия

Философией в России доныне занимается в основном гуманитарная политизированная интеллигенция а действительно полезные для исканий истины естествоиспытатели в философии России редки. Современность показывает ту же закономерность: по мере ослабления России растут притязания на ее богатства соседних а теперь и заокеанских государств.

Русский

2014-06-21

40 KB

1 чел.

Семинар XVI. Краткий экскурс в философскую мысль России

Тема 84. Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники

    . Географическое положение между давно культурными Западом и Востоком порождало философские сомнения, но и комплексы, как неполноценности, так и обособленности вплоть до отгораживания «железным занавесом».  Государство состояло из более чем 150 народов, в основном мирно объединившихся, но не изживших доныне опасности сепаратизма, чрезмерного национализма. Философией в России доныне занимается в основном гуманитарная политизированная интеллигенция, а действительно полезные для исканий истины естествоиспытатели в философии России редки.      Импульсами к возникновению философской мысли были: нашествия на ослабленную усобицами Россию немцев, шведов, поляков и литовцев с Запада и Золотоордынцев с Востока. Современность показывает ту же закономерность: по мере ослабления России растут притязания на ее богатства соседних, а теперь и заокеанских государств.  Когда Запад прекратил междоусобные войны и сплачивается против славянского, мусульманского и китайско-индийского миров, Россия мечется между нежелающими дружиться с ней Западом и Востоком, боясь стать самостоятельной и самодостаточной силой.      Периодизация этапов развития философии в России  от западноевропейской отличается, поскольку  периода Античности и, соответственно,  Возрождения не  было, а началось и доныне продолжается развитие философской мысли в духе Средневековья, поверхностно захватив Просвещение,  и все. Знакомство с философией Античности и Возрождения произошло через западноевропейцев уже в 18-19 веках. Философию России можно классифицировать на допетровского периода, 18 века, 19 века, советскую и эмигрантскую философию 20 века и постсоветской России.

     На философию России оказали сильное влияние левые и правые западники. Гнавшие польских, наполеоновских, а затем фашистских захватчиков мыслящие россияне испытали шок в освобожденных ими европейских странах от уровня и образа жизни там и у себя в стране. Там комфорт и завидные витрины, развивается гражданское общество и правовое государство, а дома нищета и бесправье. Видели и наши преимущества в душевности и духовности, но захотелось и материального благополучия не только для приближенных властителей. 1812 год поднял волну патриотизма многоликого, большинство возмущали крепостное рабство крестьян и «везде невежества убийственный позор», но одни пошли за  П.Я.Чаадаевым (критикуемым тогда же другом А.С.Пушкиным) и сделали 2 века спустя  Россию по образцу западной страны. А другие понимали необходимость крепить Россию как особый мир, который может стать примером для Запада и Востока. Опубликованные в 1836 году «Философические письма» Чаадаева призвали сделать Россию духовным центром Европы и защитить человечество и ту же Европу от одичания, но прежде вкратце, но основательно повторив основные этапы европейского развития. Доныне западники считают, что в Европе надо видеть ближайшее будущее отставшей еще при монголах России. В этом едины как правые, так и левые западники. Другие философы, естественно,  на культурную мондиализацию в России в 18-21 веках реагировали негативно. «Общество любомудров», увлекаясь только вышедшими работами Г.Гегеля и ставя Спинозу выше Евангелия, отстаивало «самобытничество» России еще в 1823 году. Славянофилы вслед А.С.Хомякову с 30-х годов 19 века утверждают, что России надо понять миссию славян и за что их больше, чем мусульман, Запад ненавидит, и освободить человечество от ложного пути, навязанного Западом,  спасая свою и их духовность. Царь Петр дал неверное направление развитию России, надо вернуть народу его культуру с помощью философии не для книжной полки, а для полезных размышлений на завалинке. Только России дана полнота всех начал культуры и громадная духовность, поэтому мы можем обогатить всю культуру человечества не навязывая свое, как Запад, а соблазняя щедрыми дарами. Никто из российских почвенников не был ненавистником Запада, как бы резко его не осуждал. Евразийцы, начиная с  работ Н.С.Трубецкого «Европа и человечество» и «Наследие Чингисхана», резко выступают против колониальной политики вестернизации мира и особенно европеизации  России романо-германцами. Почвенники в лице славянофилов, евразийцев и сталинистов резко полемизируют третий век с западниками, не вступая в союз ни с исламистами, ни с рерихианцами, симпатизирующими Индии. Ни с кем, но ближе к почвенникам были Ф.Достоевский, В.Соловьев и Л.Толстой. Достоевский считал спор западников с почвенниками «великим недоразумением» и был сторонником «русского православного социализма». Л.Толстой звал построить царство Божье в России не через политическую, а нравственную революцию. Самовоспитанием и развитием естествознания слиться с жизнью человечества, обретая бессмертие для всех и каждого призывала целая плеяда русских философов-космистов. В 19-20 веках и западники, и почвенники были едины в понимании мессианской роли России самоотверженно изменить судьбу человечества, спасти и преумножить мировую культуру и природу Отечества, планеты, Вселенной.

Тема 85. «Русская идея» в России 19-20 веков и ее судьба в 21 веке.

     Смысл философии «русской идеи» в том, что Россия – особая цивилизация, идущая в будущее своим путем и в своем темпе и не надо нам навязывать западный или иной подражательный путь. Не подражая и не отгораживаясь  «железным занавесом» Россия увлечет за собой другие страны на возвращение на землю Рая, но прежде поможет спасти планету от Ада.  Для западного человека важнее всего воля  разум и справедливость, а для россиянина неравнодушие, жалость и стыд, благодарность, сострадание и милосердие выше расчетливости и справедливости. Только россияне имеют широту души достаточную, чтобы понять и европейца, и китайца, и араба, не теряя самобытности. У России уникальный опыт братских отношений народов. М.Гефтер назвал Россию «страна стран, мир миров». Н.Я.Данилевский в работе 1868 года «Россия и Европа» говорит, что нет единообразной истории человечества, естественному ходу истории надо  помочь, но служа человечеству не непосредственно, а сделав Россию могучей духовным и материальным богатством, и в России все для этого есть. Россия из молодых и перспективных цивилизаций, будущее за ней, а не западной или исламской. Нам не подойдут западные или азиатские примеры для подражания, поскольку природно-климатические условия иные, как и историческая судьба. Надо избавляться от комплекса неполноценности и самоуничижения или мании величия. В лекции «Русская идея» 1888 года в Париже  В.С.Соловьев выступил за то, чтобы Россия перестала подражать или противостоять Западу, а стала полноправным членом мирового сообщества, сочетая западный научно-технический прогресс с утраченной расчетливым Западом богатством души и духовностью. Идеи эти были развиты в работах Н.Лосского «Характер русского народа», Н.Бердяева «Русская идея». Крупнейший социолог 20 века П.А.Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика», выступая в целом против цивилизационного подхода,  разработал идею конвергенции капитализма и коммунизма в России и мире для синтеза всех культур в новой цивилизации, спасающей человечество на принципе творческого российского альтруизма. Культурную экспансию Запада, навязывание всем народам единой культуры он считал губительным как для реализации потенциала культур народов мира, так и для жизни на планете. Мир должен быть многополярным, а как наладить духовное взаимное обогащение – Россия своим примером поможет всем..

      Еще«Ученая дружина» Петра I прорубила «Окно в Европу», открыв дворянам ту культуру, которую славяно-греко-латинская академия по религиозным соображениям не допускала. В Россию пришли демократическая философия языческой Античности, католическая и исламская философия западного Средневековья, республиканские идеи европейского Возрождения и Просвещения. Пока царский двор дрался у трона и навязывал крестьянам барщину, часть дворянства осваивала новые для нее пласты философской мысли и адаптировала их к своей культуре. Из поездок в Европу на отдых и лечение российские дворяне привозили плоды западной материальной и духовной культуры. Российские богачи доныне предпочитают вкладывать деньги в западную экономику, где доходность выше уже потому, что затраты ниже и техника выше. Но мечта философствующих патриотов России перенять западные технологии, а с Западом и Востоком поделиться российской духовностью и общинным укладом, чтобы возглавить социальный прогресс и потянуть за собой все страны мира. Этой мечтой В.Засулич увлекла когда то даже К.Маркса.

           Российские философы не похожи ни на западных, ни на восточных. От М.В.Ломоносова пошел русский  материализм, в котором, в отличие от европейской философии, сочетаются научность и религиозность. Своеобразными материалистами были автор «Русской правды» декабрист П.И.Пестель, революционные демократы и анархисты, И.М.Сеченов и И.И.Мечников, Д.И.Менделеев и большевики. В гносеологии Россия дала интуитивизм Лосского, логизм Эрна, персонализм Бердяева, иррационализм Шестова и Флоренского, диалектику Ленина, но это все весьма своеобразное развитие заемных идей. Россияне первыми подхватили и развивали и западный дарвинизм, и марксизм. Л.Мечников первым показал влияние на всю жизнь общества мест поселения людей вдоль рек, затем морей, затем океанов, предсказав, как изменится жизнь, когда люди овладеют воздушным океаном, а затем и космическим пространством. Российские философы и даже философские писатели иногда становились и учителями для европейских, так, например, анархизм создан М.Бакуниным и П.Кропоткиным и затем распространился по миру, основы цивилизационного подхода к истории человечества заложены работами Н.Данилевского, теория этногенеза создана Л.Гумилевым, европейский экзистенциализм возник из идей Ф.Достоевского и Л.Шестова, индийский гандизм из взглядов толстовцев. Как писал в «Скифах» поэт Блок, «нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». В России всегда находились и «народные заступники», и противники народолюбия и пролетаролюбия. Русская идея синтетична, она вбирает в себя все объединительное, созидательное, чтобы вести человечество к богочеловечеству, к нравственной чистоте и высокой духовности. Но пока что голос России слаб, и не слышат его как в целом симпатизирующие россиянам народы мира, так и в основном ненавидящие нас их политические элиты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56583. Методы формирования деловой этики на предприятии 76 KB
  Этика- одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом. По своей сути этика претендует на решение вечных человеческих проблем: в чем смысл жизни человека, что есть добро, а что зло, что считать истинным и ложным, справедливым и несправедливым.
56584. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫХ РАСПОРЯЖЕИЙ В НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ 151.78 KB
  Целью исследования является изучение и определение завещания как категории и основания наследования в историческом аспекте и в современных условиях, установление допускаемых законом и используемых на практике видов современного завещательного распоряжения
56585. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА 281 KB
  Проблема применения принудительных мер медицинского характера относится к числу комплексных междисциплинарных проблем науки и практики. Существует как минимум три аспекта правового регулирования принудительных мер медицинского характера
56588. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Речення 52.5 KB
  Діти пішли в ліс по гриби ось і ліс біліють молоді берези суворо стоять міцні дуби на галявинці вишикуються молоденькі осики дзвінко виспівує славка десь відстукує дятел Андрійко знайшов перший гриб Наталка побачила товстеньких боровичків...
56589. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Повторення вивченого в 3-му класі 54 KB
  Через кору він проступає назовні. А тому треба берегти березу. Усе в лісі радіє, а береза плаче. Берези, з яких випускають багато соку, засихають і швидко гинуть. Таке враження, що це сльози берези. Під гарячим промінням сонця сік швидко тече по її білому тілу. Сік у берези – це те саме, що кров у людини.
56590. Як зробити навчання української мови в початковій школі цікавим для дитини 64 KB
  Такі або аналогічні запитання ставлять періодично перед собою вчителі початкових класів. Моє глибоке переконання, що саме використання віршованих правил і казок на уроках української мови, дає можливість учневі не тільки легко запам’ятати визначення, але і добре засвоїти його.