63559

Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники

Лекция

Логика и философия

Философией в России доныне занимается в основном гуманитарная политизированная интеллигенция а действительно полезные для исканий истины естествоиспытатели в философии России редки. Современность показывает ту же закономерность: по мере ослабления России растут притязания на ее богатства соседних а теперь и заокеанских государств.

Русский

2014-06-21

40 KB

1 чел.

Семинар XVI. Краткий экскурс в философскую мысль России

Тема 84. Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники

    . Географическое положение между давно культурными Западом и Востоком порождало философские сомнения, но и комплексы, как неполноценности, так и обособленности вплоть до отгораживания «железным занавесом».  Государство состояло из более чем 150 народов, в основном мирно объединившихся, но не изживших доныне опасности сепаратизма, чрезмерного национализма. Философией в России доныне занимается в основном гуманитарная политизированная интеллигенция, а действительно полезные для исканий истины естествоиспытатели в философии России редки.      Импульсами к возникновению философской мысли были: нашествия на ослабленную усобицами Россию немцев, шведов, поляков и литовцев с Запада и Золотоордынцев с Востока. Современность показывает ту же закономерность: по мере ослабления России растут притязания на ее богатства соседних, а теперь и заокеанских государств.  Когда Запад прекратил междоусобные войны и сплачивается против славянского, мусульманского и китайско-индийского миров, Россия мечется между нежелающими дружиться с ней Западом и Востоком, боясь стать самостоятельной и самодостаточной силой.      Периодизация этапов развития философии в России  от западноевропейской отличается, поскольку  периода Античности и, соответственно,  Возрождения не  было, а началось и доныне продолжается развитие философской мысли в духе Средневековья, поверхностно захватив Просвещение,  и все. Знакомство с философией Античности и Возрождения произошло через западноевропейцев уже в 18-19 веках. Философию России можно классифицировать на допетровского периода, 18 века, 19 века, советскую и эмигрантскую философию 20 века и постсоветской России.

     На философию России оказали сильное влияние левые и правые западники. Гнавшие польских, наполеоновских, а затем фашистских захватчиков мыслящие россияне испытали шок в освобожденных ими европейских странах от уровня и образа жизни там и у себя в стране. Там комфорт и завидные витрины, развивается гражданское общество и правовое государство, а дома нищета и бесправье. Видели и наши преимущества в душевности и духовности, но захотелось и материального благополучия не только для приближенных властителей. 1812 год поднял волну патриотизма многоликого, большинство возмущали крепостное рабство крестьян и «везде невежества убийственный позор», но одни пошли за  П.Я.Чаадаевым (критикуемым тогда же другом А.С.Пушкиным) и сделали 2 века спустя  Россию по образцу западной страны. А другие понимали необходимость крепить Россию как особый мир, который может стать примером для Запада и Востока. Опубликованные в 1836 году «Философические письма» Чаадаева призвали сделать Россию духовным центром Европы и защитить человечество и ту же Европу от одичания, но прежде вкратце, но основательно повторив основные этапы европейского развития. Доныне западники считают, что в Европе надо видеть ближайшее будущее отставшей еще при монголах России. В этом едины как правые, так и левые западники. Другие философы, естественно,  на культурную мондиализацию в России в 18-21 веках реагировали негативно. «Общество любомудров», увлекаясь только вышедшими работами Г.Гегеля и ставя Спинозу выше Евангелия, отстаивало «самобытничество» России еще в 1823 году. Славянофилы вслед А.С.Хомякову с 30-х годов 19 века утверждают, что России надо понять миссию славян и за что их больше, чем мусульман, Запад ненавидит, и освободить человечество от ложного пути, навязанного Западом,  спасая свою и их духовность. Царь Петр дал неверное направление развитию России, надо вернуть народу его культуру с помощью философии не для книжной полки, а для полезных размышлений на завалинке. Только России дана полнота всех начал культуры и громадная духовность, поэтому мы можем обогатить всю культуру человечества не навязывая свое, как Запад, а соблазняя щедрыми дарами. Никто из российских почвенников не был ненавистником Запада, как бы резко его не осуждал. Евразийцы, начиная с  работ Н.С.Трубецкого «Европа и человечество» и «Наследие Чингисхана», резко выступают против колониальной политики вестернизации мира и особенно европеизации  России романо-германцами. Почвенники в лице славянофилов, евразийцев и сталинистов резко полемизируют третий век с западниками, не вступая в союз ни с исламистами, ни с рерихианцами, симпатизирующими Индии. Ни с кем, но ближе к почвенникам были Ф.Достоевский, В.Соловьев и Л.Толстой. Достоевский считал спор западников с почвенниками «великим недоразумением» и был сторонником «русского православного социализма». Л.Толстой звал построить царство Божье в России не через политическую, а нравственную революцию. Самовоспитанием и развитием естествознания слиться с жизнью человечества, обретая бессмертие для всех и каждого призывала целая плеяда русских философов-космистов. В 19-20 веках и западники, и почвенники были едины в понимании мессианской роли России самоотверженно изменить судьбу человечества, спасти и преумножить мировую культуру и природу Отечества, планеты, Вселенной.

Тема 85. «Русская идея» в России 19-20 веков и ее судьба в 21 веке.

     Смысл философии «русской идеи» в том, что Россия – особая цивилизация, идущая в будущее своим путем и в своем темпе и не надо нам навязывать западный или иной подражательный путь. Не подражая и не отгораживаясь  «железным занавесом» Россия увлечет за собой другие страны на возвращение на землю Рая, но прежде поможет спасти планету от Ада.  Для западного человека важнее всего воля  разум и справедливость, а для россиянина неравнодушие, жалость и стыд, благодарность, сострадание и милосердие выше расчетливости и справедливости. Только россияне имеют широту души достаточную, чтобы понять и европейца, и китайца, и араба, не теряя самобытности. У России уникальный опыт братских отношений народов. М.Гефтер назвал Россию «страна стран, мир миров». Н.Я.Данилевский в работе 1868 года «Россия и Европа» говорит, что нет единообразной истории человечества, естественному ходу истории надо  помочь, но служа человечеству не непосредственно, а сделав Россию могучей духовным и материальным богатством, и в России все для этого есть. Россия из молодых и перспективных цивилизаций, будущее за ней, а не западной или исламской. Нам не подойдут западные или азиатские примеры для подражания, поскольку природно-климатические условия иные, как и историческая судьба. Надо избавляться от комплекса неполноценности и самоуничижения или мании величия. В лекции «Русская идея» 1888 года в Париже  В.С.Соловьев выступил за то, чтобы Россия перестала подражать или противостоять Западу, а стала полноправным членом мирового сообщества, сочетая западный научно-технический прогресс с утраченной расчетливым Западом богатством души и духовностью. Идеи эти были развиты в работах Н.Лосского «Характер русского народа», Н.Бердяева «Русская идея». Крупнейший социолог 20 века П.А.Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика», выступая в целом против цивилизационного подхода,  разработал идею конвергенции капитализма и коммунизма в России и мире для синтеза всех культур в новой цивилизации, спасающей человечество на принципе творческого российского альтруизма. Культурную экспансию Запада, навязывание всем народам единой культуры он считал губительным как для реализации потенциала культур народов мира, так и для жизни на планете. Мир должен быть многополярным, а как наладить духовное взаимное обогащение – Россия своим примером поможет всем..

      Еще«Ученая дружина» Петра I прорубила «Окно в Европу», открыв дворянам ту культуру, которую славяно-греко-латинская академия по религиозным соображениям не допускала. В Россию пришли демократическая философия языческой Античности, католическая и исламская философия западного Средневековья, республиканские идеи европейского Возрождения и Просвещения. Пока царский двор дрался у трона и навязывал крестьянам барщину, часть дворянства осваивала новые для нее пласты философской мысли и адаптировала их к своей культуре. Из поездок в Европу на отдых и лечение российские дворяне привозили плоды западной материальной и духовной культуры. Российские богачи доныне предпочитают вкладывать деньги в западную экономику, где доходность выше уже потому, что затраты ниже и техника выше. Но мечта философствующих патриотов России перенять западные технологии, а с Западом и Востоком поделиться российской духовностью и общинным укладом, чтобы возглавить социальный прогресс и потянуть за собой все страны мира. Этой мечтой В.Засулич увлекла когда то даже К.Маркса.

           Российские философы не похожи ни на западных, ни на восточных. От М.В.Ломоносова пошел русский  материализм, в котором, в отличие от европейской философии, сочетаются научность и религиозность. Своеобразными материалистами были автор «Русской правды» декабрист П.И.Пестель, революционные демократы и анархисты, И.М.Сеченов и И.И.Мечников, Д.И.Менделеев и большевики. В гносеологии Россия дала интуитивизм Лосского, логизм Эрна, персонализм Бердяева, иррационализм Шестова и Флоренского, диалектику Ленина, но это все весьма своеобразное развитие заемных идей. Россияне первыми подхватили и развивали и западный дарвинизм, и марксизм. Л.Мечников первым показал влияние на всю жизнь общества мест поселения людей вдоль рек, затем морей, затем океанов, предсказав, как изменится жизнь, когда люди овладеют воздушным океаном, а затем и космическим пространством. Российские философы и даже философские писатели иногда становились и учителями для европейских, так, например, анархизм создан М.Бакуниным и П.Кропоткиным и затем распространился по миру, основы цивилизационного подхода к истории человечества заложены работами Н.Данилевского, теория этногенеза создана Л.Гумилевым, европейский экзистенциализм возник из идей Ф.Достоевского и Л.Шестова, индийский гандизм из взглядов толстовцев. Как писал в «Скифах» поэт Блок, «нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». В России всегда находились и «народные заступники», и противники народолюбия и пролетаролюбия. Русская идея синтетична, она вбирает в себя все объединительное, созидательное, чтобы вести человечество к богочеловечеству, к нравственной чистоте и высокой духовности. Но пока что голос России слаб, и не слышат его как в целом симпатизирующие россиянам народы мира, так и в основном ненавидящие нас их политические элиты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31608. РЕАКТИВНІСТЬ і АЛЕРГІЯ 138.5 KB
  4 За патогенезом: а алергійні реакції гуморального типу I II III і V типи реакцій; 2 алергійні реакції клітинного типу IV тип реакцій за Кумбсом і Джеллом. У патогенезі алергійних реакцій виділяють наступні стадії: 1 імунологічну 2 патохімічну 3 патофізіологічну стадію клінічних проявів. 2 Патохімічна стадія це період часу від початку взаємодії алергену з ефекторами імунної системи антитілами чи Тлімфоцитами до появи біологічно активних речовин медіаторів алергійних реакцій. 3 Патофізіологічна стадія це період...
31609. АЛЕРГІЯ. Алергійні реакції III типу за Кумбсом і Джеллом - імунокомплексні реакції 75.5 KB
  Антиген і антитіло перебувають у вільному стані не фіксовані на поверхні клітин. В результаті активації комплементу і дії продуктів які продукуються макрофагами відбувається ушкодження клітин і розвивається запалення. Алергійні реакції IV типу за Кумбсом і Джеллом гіперчутливість cповільненого типу або клітинноопосередкований тип алергії. Такими клітинами є Тхелпери1 CD41 які мають специфічні до відповідного антигену рецептори Тірецептори.
31610. РОЗЛАДИ РУХОВОЇ І ТРОФІЧНОЇ ФУНКЦІЇ НЕРВОВОЇ СИСТЕМИ 86.5 KB
  Регуляція довільних рухів поперечнопосмугованих м’язів здійснюється руховим аналізатором розташованим переважно в лобовій частці кори півкуль великого мозку клітини Беца передньої центральної звивини через двохнейронний пірамідний шлях: а корковоядерний і б корковоспинномозковий. Регуляція тонусу скелетних м’язів і мимовільних автоматичних рухів здійснюється екстрапірамідною системою яка складається із підкіркових ядер кінцевого мозку хвостатого сочевицеподібного ядер огорожі структур проміжного мозку таламуса...
31611. СЕРЦЕВА НЕДОСТАТНІСТЬ 87.5 KB
  Недостатність серця це патологічний стан при якому навантаження на серце перевищує його здатність виконувати роботу по переміщенню крові у кровоносному руслі та забезпечувати кровопостачання органів і тканин відповідно до їх потреб. Недостатність серця класифікують: I. У залежності від клінічного перебігу розрізняють: а гостру і б хронічну недостатність серця. За виразністю клінічних проявів виділяють: а компенсовану і б декомпенсовану недостатність серця.
31612. СЕРЦЕВА НЕДОСТАТНІСТЬ 131.5 KB
  При цьому стан кровообігу визначається: а діяльністю серця б тонусом судин і в станом крові її загальною і циркулюючою масою а також реологічними властивостями. Порушення функції серця судинного тонусу чи зміни в системі крові можуть призвести до недостатності кровообігу. Усього на сьогоднішній день відомо більш 50 факторів ризику істотна роль яких у виникненні хвороб серця і судин чітко встановлена. Недостатність серця патологічний стан обумовлений нездатністю серця забезпечити кровопостачання органів і тканин відповідно до їх...
31613. СПАДКОВІСТЬ І ПАТОЛОГІЯ 85.5 KB
  Першу групу складають власне спадкові хвороби у яких етіологічну роль відіграє зміна спадкових структур роль середовища полягає лише в модифікації проявів захворювання. У цю групу входять: генні і хромосомні хвороби. □ Друга група екогенетична спадкові хвороби обумовлені патологічною мутацією однак для їх прояву необхідний специфічний вплив середовища. Основним етіологічним фактором у їх виникненні є несприятливий вплив середовища але реалізація дії фактора залежить від індивідуальної генетично детермінованої схильності організму у...
31614. УШКОДЖЕННЯ КЛІТИНИ 80 KB
  2 У залежності від ступеня порушень внутрішньоклітинного гомеостазу розрізняють: а зворотні зникають після припинення дії ушкоджуючого фактора б незворотні ведуть до загибелі клітини. 3 В залежності від періоду життєвого циклу клітини: а мітотичне і б інтерфазне. Насильницьке виникає у разі дії на здорову клітину фізичних хімічних і біологічних факторів інтенсивність яких перевищує порогові подразнення до яких клітина адаптувалася Цитопатичне виникає внаслідок первинного порушення захиснопристосувальних...
31615. АНЕМІЇ 83.5 KB
  Механічний гемоліз виникає внаслідок механічного руйнування еритроцитів при роздавлюванні еритроцитів у судинах стопи маршовий гемоліз. Окисний гемоліз розвивається унаслідок вільнорадикального окислювання ліпідів і білків плазматичної мембрани еритроцитів коли збільшується проникність еритроцитарної мембрани що надалі веде до реалізації осмотичного механізму гемолізу. Детергентний гемоліз зв’язаний з розчиненням ліпідних компонентів мембрани еритроцитів речовинамидетергентами.
31616. АРИТМІЇ СЕРЦЯ а головною причиною раптової смерті при серцевій патології у 93 є. 68 KB
  1 Номотопні аритмії при яких генерація імпульсів як і в нормі відбувається пейсмейкерними клітинами pce nd mker Рклітинами в синуснопередсердному вузлі. За цих умов генерація імпульсів відбувається не в синуснопередсердному вузлі а в інших структурах провідної системи що є водіями ритму II і III порядку. При цьому можуть розвиватися наступні види патологічних ритмів серця: а передсердний повільний ритм водій ритму знаходиться в структурах лівого передсердя частота серцевих скорочень менше 70 у 1 хв; б атріовентрикулярний...