63560

Перспективы учения о ноосфере, философии космизма и «общего дела»

Лекция

Логика и философия

Ноосфера как особая оболочка земного шара становящаяся новым этапом развития биосферы атмосферы и гидросферы могущество вооруженного наукой и техникой человечества должно быть направлено на помощь силам природы в планетарном масштабе. Все природные процессы стали уже протекать не так как протекали бы в отсутствии человечества на планете.

Русский

2014-06-21

31 KB

0 чел.

Семинар XVII.Философия настоящего и будущего.

Тема 86. Перспективы учения о ноосфере, философии космизма и

«общего дела».

      В.И.Вернадский в начале 20 века предсказал, что человечество становится равномощным всей биосфере планеты, ее атмосфере и гидросфере, поэтому не вправе дальше стихийно развиваться, нанося все более непоправимый вред природной среде обитания. В своих лекциях в Париже перед научным сообществом В.И.Вернадский совместно с П.Тейяр де Шарденом и А.Леруа ввел понятие ноосферы – сферы человеческого разума на планете, способного кардинально изменить отношение общества к природе, перейти от потребительского к человечному. В учении о ноосфере впервые преодолено идущее от христианской натурфилософии отношение к человеку как антагониста остальной природе. Человеческая история есть следствие развития природы и нет оснований считать человека существом боговдохновенным, а продукты труда искусственными. Авторы учения о ноосфере противопоставили себя и позитивистам и ученым-дарвинистам, видящим в человеке только зоологический фактор, по сути животное. Между этими крайностями новый подход увидел в человеке плод не столько биологической эволюции, сколько исторической. Если функция червяка изменять почву, пропуская ее через себя, то отличие человека  в его космическом разуме и функция его в изменении Земли и Вселенной.

      Эволюционирует не изолированный человек, а вся биогеосфера его обитания, меняя среду меняется человек и наоборот. В человеке эволюция использует новые средства: его психологию. Человек создает новую сферу над биосферой – сферу мышления, ноосферу.

(ноос по-гречески разум). Целенаправленная человеческая деятельность становится определяющим фактором геологического и биологического развития планеты. Ноосфера как особая оболочка земного шара, становящаяся новым этапом развития биосферы, атмосферы и гидросферы,  могущество вооруженного наукой и техникой человечества должно быть направлено на помощь силам природы в планетарном масштабе. Все природные процессы стали уже протекать не так, как протекали бы в отсутствии человечества на планете. Человек несет особую ответственность за состояние природы Земли. Зародившись на Земле, ноосфера превратится в особую космическую силу. Став мощным фактором мироздания на практике, человек еще не проникся в полной мере чувством ответственности за планету и ее природную среду. Необходимо как можно скорее организовать взаимодействие общества с природой, остановив бездумное хищничество, приводящее к разрушению природных связей всех сфер и тем самым подрывающее основы самого существования человека. Состав атмосферы, гидросферы и биосферы, почвенный и растительный покров Земли, характер ее излучения уже быстро меняется под воздействием человечества.

      В своем труде «Научная мысль как планетное явление» В.Вернадский отдает приоритет философско-научному скептицизму в процессе прогрессивного развития знания. Он выделяет три пласта реальности по свойствам пространства-времени (космические явления, земные и в микромире). Развитие биосферы Земли  В.Вернадский связал с космическими, геологическими, биогенными антропогенными процессами. Организованность биосферы имеет тенденцию к возрастанию. С развитием науки биосфера переходит на еще более высокий уровень организованности ноосферы, где природные и социальные законы должны составить единое целое. Эволюционный процесс соединяет с помощью человечества космическую, микроскопическую и планетарную реальность в ноокосмогенез. Человечество окультурит вслед за природой Земли ближний, затем и дальний Космос. Этот процесс должен идти во благо, а не вред природе, с которой надо достичь гармоничного единства, в котором система отношений управляется гуманным разумом.

       Н.Ф.Федоров (1828-1903) еще в 19 веке создал философию русского космизма и «общего дела». Н.Федоров считал, что «в природе нет цели, ее вносит человек, и в этом смысл жизни общества». Земля лишь один из космических кораблей. Россия может дать человечеству объединяющую всех вокруг общего дела перспективу, став космодромом для преобразования стихий Вселенной в разумный Космос, где эволюция на других планетах, благодаря человечеству, не будет столь долгой, расточительной и кровавой. Общее важное дело защиты Земли и освоения Вселенной остановит кровопролитие и на Земле. Человечество победит и индивидуальную смерть, чему Бог поможет. Братство объединившихся вокруг России народов осуществит космическое предназначение человечества и будет научно направлять процесс эволюции природы по законам нравственности.

      Нет никакой фатальной неизбежности Апокалипсиса и конца света. Идея Апокалипсиса не более чем предупреждение людям о том, что может произойти, если не будут помогать Богу избежать Апокалипсиса и достичь бессмертия и для людей. Люди запрягут остывающее Солнце и направят бег этой лошадки к молодой звезде. Идеи Н.Ф.Федорова подхватили  Ф.И.Тютчев, В.Ф.Одоевский, В.С.Соловьев, Н. Кибальчич, В.И.Вернадский, А.И.Чижевский, Святослав и Николай Рерихи, С.Н.Булгаков, Н.А.Умов, П.А.Флоренский. Став отцом космонавтики и цельнометаллического дирижаблестроения, К.Э.Циолковский (1857-1935), в работе «Грезы о земле и небе» утверждает, что эволюция Вселенной продолжится при непосредственном участии человечества, которое там решит демографическую, сырьевую, энергетическую и множество иных проблем и собственного развития, обретя неистощимый источник счастья.

      Земля – колыбель человечества, из которой оно выросло и которую должно оставить роддомом для последующих поколений, взрослое же население должно освоить ближний и затем дальний космос, занявшись искусственным отбором все более совершенных форм жизни. А.И.Чижевский, исходя из идей русского космизма, создал биофизику и космическую биологию. Философия «общего дела» находит все больше сторонников во всем мире особенно после фильмов–предостережений об угрозах человечеству их Космоса и открытий с помощью телескопа Хаббл неизвестных ранее процессов во Вселенной и новых космических сил влияния на все земные события.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53820. Определение географических координат (6 класс) 51 KB
  Далее объясняю как определить географическую широту места на карте или глобусе что такое географическая долгота. Обозначить на карте местонахождение базы точкой а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками. На карте или глобусе определите какой это остров Мадагаскар. На контурной карте полушарий подписать его название.
53821. Загальна характеристика рудних та нерудних корисних копалин України 115.5 KB
  Найбільший за площею вугільний басейн Дніпровський буровугільний Найбільший за запасами вугілля Донецький Найменша глибина залягання пластів Дніпровський буровугільний Найменший за площею ЛьвівськоВолинський Найбільша глибина залягання Донецький Найпотужніші пласти кам’яного вугілля Донецький Значний відсоток коксівного вугілля ЛьвівськоВолинський Гра Увага тест на уважність я називаю корисні копалини учні родовища Нафта Кам’яне вугілля Торф Природний газ Буре вугілля Горючі сланці. Дайте...
53822. Производственный и финансовый риски, их взаимосвязь с производственным и финансовым левереджем 27.5 KB
  Производственный риск обусловлен структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Этот риск определяется многими факторами: отраслевыми и региональными особенностями бизнеса, конъюнктурой рынка, национальными традиции
53823. Подвижные игры в детском саду 165.5 KB
  Какое значение имеют подвижные игры Докажите на конкретных примерах. Подвижные игры имеют неоценимое значение во всестороннем развитии личности: 1. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма усиливает процессы обмена веществ повышает жизненный тонус.
53824. Виды дивидендной политики 30 KB
  Дивиденд – это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. В соответствии с НК «Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли
53825. Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся 63 KB
  Задания: выписать из текста слова где есть мягкие согласные; выписать в 2 столбика слова: а с глухими согласными на конце; б со звонкими согласными на конце. записать слова на букву р т м о и т.; записать слова в алфавитном порядке; записать слова с мягким знаком на конце слова в середине слова; привести примеры с ударением на 1 слоге на 2ом и т.; Догадайся что за словоигра: сорока ворона овес овощи огород из словаря выписать слова на данную тему; чайнворды: с т а к а н а р ц и с с о б с у б о т в а...
53826. Изменение имен прилагательных по родам 29 KB
  Минутка красивого письма на доске показ аяое какие буквы соединения будем писать чем отличаются прописываю на доске Словарь: какую группу слов повторяли дома на доске слова но из каждого слова потерялась буква дети устно называют букву учитель вставляет яблко кпуста гурец грох млина записать в три столбика Жен.Изучение нового материала на доске картинки земляника арбуз яблоко.
53827. Комплексний підхід у корекційній роботі з попередження та подолання вад усного і писемного мовлення учнів 51.5 KB
  Актуальність знань щодо процесу розвитку мовлення дітей визначається завданням гуманізації виховання створенням оптимальних умов для найповнішого розкриття їхніх потенційних можливостей як суб’єкта спілкування та предметно – практичної діяльності. Головні положення лінгвістичних напрямів і напрямів які досліджують спілкування та мовлення як окремий випадок комунікативної діяльності визначають нові завдання щодо практики й теорії мовленнєвого розвитку дітей: потребу показати комплексний підхід до вивчення мови як засобу взаємодії...
53828. Тотожні перетворення виразів, що містять квадратні корені 644 KB
  Мета: Формувати вміння та навички перетворювати вирази що містять арифметичні квадратні корені розвивати вміння аналізувати порівнювати навчальний матеріал виховувати вміння співпрацювати з однокласниками впроваджувати в життя учнів спрямованості на здоровий спосіб життя застосовуючи здоров’язберігаючі технології.2 хв Квадратні корені з чисел вавилонські мате тематики вміли добувати ще в 4 тис.