63560

Перспективы учения о ноосфере, философии космизма и «общего дела»

Лекция

Логика и философия

Ноосфера как особая оболочка земного шара становящаяся новым этапом развития биосферы атмосферы и гидросферы могущество вооруженного наукой и техникой человечества должно быть направлено на помощь силам природы в планетарном масштабе. Все природные процессы стали уже протекать не так как протекали бы в отсутствии человечества на планете.

Русский

2014-06-21

31 KB

0 чел.

Семинар XVII.Философия настоящего и будущего.

Тема 86. Перспективы учения о ноосфере, философии космизма и

«общего дела».

      В.И.Вернадский в начале 20 века предсказал, что человечество становится равномощным всей биосфере планеты, ее атмосфере и гидросфере, поэтому не вправе дальше стихийно развиваться, нанося все более непоправимый вред природной среде обитания. В своих лекциях в Париже перед научным сообществом В.И.Вернадский совместно с П.Тейяр де Шарденом и А.Леруа ввел понятие ноосферы – сферы человеческого разума на планете, способного кардинально изменить отношение общества к природе, перейти от потребительского к человечному. В учении о ноосфере впервые преодолено идущее от христианской натурфилософии отношение к человеку как антагониста остальной природе. Человеческая история есть следствие развития природы и нет оснований считать человека существом боговдохновенным, а продукты труда искусственными. Авторы учения о ноосфере противопоставили себя и позитивистам и ученым-дарвинистам, видящим в человеке только зоологический фактор, по сути животное. Между этими крайностями новый подход увидел в человеке плод не столько биологической эволюции, сколько исторической. Если функция червяка изменять почву, пропуская ее через себя, то отличие человека  в его космическом разуме и функция его в изменении Земли и Вселенной.

      Эволюционирует не изолированный человек, а вся биогеосфера его обитания, меняя среду меняется человек и наоборот. В человеке эволюция использует новые средства: его психологию. Человек создает новую сферу над биосферой – сферу мышления, ноосферу.

(ноос по-гречески разум). Целенаправленная человеческая деятельность становится определяющим фактором геологического и биологического развития планеты. Ноосфера как особая оболочка земного шара, становящаяся новым этапом развития биосферы, атмосферы и гидросферы,  могущество вооруженного наукой и техникой человечества должно быть направлено на помощь силам природы в планетарном масштабе. Все природные процессы стали уже протекать не так, как протекали бы в отсутствии человечества на планете. Человек несет особую ответственность за состояние природы Земли. Зародившись на Земле, ноосфера превратится в особую космическую силу. Став мощным фактором мироздания на практике, человек еще не проникся в полной мере чувством ответственности за планету и ее природную среду. Необходимо как можно скорее организовать взаимодействие общества с природой, остановив бездумное хищничество, приводящее к разрушению природных связей всех сфер и тем самым подрывающее основы самого существования человека. Состав атмосферы, гидросферы и биосферы, почвенный и растительный покров Земли, характер ее излучения уже быстро меняется под воздействием человечества.

      В своем труде «Научная мысль как планетное явление» В.Вернадский отдает приоритет философско-научному скептицизму в процессе прогрессивного развития знания. Он выделяет три пласта реальности по свойствам пространства-времени (космические явления, земные и в микромире). Развитие биосферы Земли  В.Вернадский связал с космическими, геологическими, биогенными антропогенными процессами. Организованность биосферы имеет тенденцию к возрастанию. С развитием науки биосфера переходит на еще более высокий уровень организованности ноосферы, где природные и социальные законы должны составить единое целое. Эволюционный процесс соединяет с помощью человечества космическую, микроскопическую и планетарную реальность в ноокосмогенез. Человечество окультурит вслед за природой Земли ближний, затем и дальний Космос. Этот процесс должен идти во благо, а не вред природе, с которой надо достичь гармоничного единства, в котором система отношений управляется гуманным разумом.

       Н.Ф.Федоров (1828-1903) еще в 19 веке создал философию русского космизма и «общего дела». Н.Федоров считал, что «в природе нет цели, ее вносит человек, и в этом смысл жизни общества». Земля лишь один из космических кораблей. Россия может дать человечеству объединяющую всех вокруг общего дела перспективу, став космодромом для преобразования стихий Вселенной в разумный Космос, где эволюция на других планетах, благодаря человечеству, не будет столь долгой, расточительной и кровавой. Общее важное дело защиты Земли и освоения Вселенной остановит кровопролитие и на Земле. Человечество победит и индивидуальную смерть, чему Бог поможет. Братство объединившихся вокруг России народов осуществит космическое предназначение человечества и будет научно направлять процесс эволюции природы по законам нравственности.

      Нет никакой фатальной неизбежности Апокалипсиса и конца света. Идея Апокалипсиса не более чем предупреждение людям о том, что может произойти, если не будут помогать Богу избежать Апокалипсиса и достичь бессмертия и для людей. Люди запрягут остывающее Солнце и направят бег этой лошадки к молодой звезде. Идеи Н.Ф.Федорова подхватили  Ф.И.Тютчев, В.Ф.Одоевский, В.С.Соловьев, Н. Кибальчич, В.И.Вернадский, А.И.Чижевский, Святослав и Николай Рерихи, С.Н.Булгаков, Н.А.Умов, П.А.Флоренский. Став отцом космонавтики и цельнометаллического дирижаблестроения, К.Э.Циолковский (1857-1935), в работе «Грезы о земле и небе» утверждает, что эволюция Вселенной продолжится при непосредственном участии человечества, которое там решит демографическую, сырьевую, энергетическую и множество иных проблем и собственного развития, обретя неистощимый источник счастья.

      Земля – колыбель человечества, из которой оно выросло и которую должно оставить роддомом для последующих поколений, взрослое же население должно освоить ближний и затем дальний космос, занявшись искусственным отбором все более совершенных форм жизни. А.И.Чижевский, исходя из идей русского космизма, создал биофизику и космическую биологию. Философия «общего дела» находит все больше сторонников во всем мире особенно после фильмов–предостережений об угрозах человечеству их Космоса и открытий с помощью телескопа Хаббл неизвестных ранее процессов во Вселенной и новых космических сил влияния на все земные события.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73006. Изучение влияния частоты тока на показания вольтметров электромеханической группы 114 KB
  Цель работы изучить основные свойства вольтметров электромеханической группы и исследовать их характеристики. Ознакомиться с лабораторным стендом предназначенным для исследования вольтметров электромеханической группы...
73008. Изучение устройства, принципа действия и методики выполнения измерений с помощью измерителя R, L, C типа Е7-11 и моста сопротивлений МКМВ 90.5 KB
  Цель работы изучить устройство и принцип действия измерителя моста сопротивлений МКМВ. Ознакомиться с назначением техническими характеристиками измерителя RLC универсального типа Е7–11 и моста сопротивлений МКМВ.
73010. Методика навчання роботі з ОС Windows 496 KB
  Учень повинен пояснювати: відмінність між системним службовим та прикладним програмним забезпеченням; поняття ядра операційної системи інтерфейсу користувача драйвера та утиліти; поняття файлової системи; відмінності між поширеними файловими системами...
73011. Методика створення комп’ютерних презентацій 93 KB
  Мета. Розглянути основні методичні особливості вивчення теми в ШКІ, опрацювати методичні рекомендації у педагогічно-методичній, науковій літературі, розробити дидактичне забезпечення до вивчення навчального матеріалу з даної теми.
73012. Методика навчання роботі з архіваторами і з антивірусними програмами 102 KB
  Мета. Розглянути основні методичні особливості вивчення теми в ШКІ, опрацювати методичні рекомендації у педагогічно-методичній, науковій літературі, розробити дидактичне забезпечення до вивчення навчального матеріалу з даної теми.
73013. Методика навчання роботі з графічним редактором 349.5 KB
  Учень повинен пояснювати: поняття векторного і растрового зображення; поняття колірної системи; відмінність між роздільною здатністю монітора та роздільною здатністю зображення; описувати: властивості поширених форматів графічних файлів таких як BMP GIF JPEG...
73014. СТВОРЕННЯ І РЕАЛІЗАЦІЯ ПРОГРАМ НА ВВЕДЕННЯ ТА ВИВЕДЕННЯ ДАНИХ 49.5 KB
  Завдання: У середовищі програмування С++ виконати такі дії: створити програму на виведення текстової інформації; створити програму на введення-виведення числової інформації; створити програму на введення-виведення інформації різних типів; зберегти програму на диску.