63585

Общество, власть, государство

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общество это совокупность людей исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической социальной политической и духовной жизни единой государственной властью и правовой системой...

Русский

2014-06-21

338.64 KB

14 чел.

Тема 2: Общество, власть, государство

  1.  Общество как система;
  2.  Власть: понятие, признаки, структура, формы (разновидности), роль в социальной жизни;
  3.  Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие, отличие от иных форм власти;
  4.  Государство: понятие, признаки;
  5.  Сущность и социальное назначение государства;

1. Общество как система

Обществоэто исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории в результате совместной деятельности, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и целостностью организации жизни (Алексеев С.С., Перевалов В.Д.).

Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями (Корельский В.М.).

Общество - это совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой (Петров А.В.). 

Общество (в широком смысле) есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (А.В. Малько).

Обществоэто сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями (Лазарев В.В.). 

Обществоэто индивиды и социальные группы, определенным образом организованные и складывающиеся между ними отношения (Из лекции Кожевникова С.Н.)

Общество предшествует государству и праву.

Обществоэто “продукт взаимодействия людей2. Человекпервичная клетка общества, существо общественное. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Всякое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведения людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Обществоэто сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялось его внутреннее строение, то есть экономическая, социально-классовая, политическая структура.

Признаки общества:

  1.  исторически сформировавшаяся общность людей в результате их совместной деятельности на конкретной территории;
  2.  организованная совокупность людей, объединенных общими потребностями и интересами;
  3.  определенная организация человеческой жизни, целостная система многообразных связей и отношений;
  4.  форма сохранения и воспроизводства человеческого рода;
  5.  способность и возможность к самообновлению и совершенствованию.
  6.  первичной живой клеткой (элементом) общества является человек как разумное существо;
  7.  регулирование общественных интересов с помощью общеобязательных правил поведения;
  8.  наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;

Управлениеэто целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов. 

Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Труд, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определённой организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. Управлению с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определённые требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма управления –стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усреднённым результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; это воздействие автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынокосновной регулятор капиталистической экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений, которые способны ослабить рыночную стихию, однако не в состоянии отменить её.

Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы управления. Постепенно формируются специфические общественные институтысубъекты управления, т. е. система организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.

Сознательные факторы управления в ходе истории претерпели глубокие измененияот управления посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе до государственного управления.  

2. Власть: понятие, признаки, структура, формы (разновидности).

Властьэто система отношений подчинения одних людей воле и действиям других (Алексеев С.С., Перевалов В.Д., Кожевников С.Н.).

Властьэто присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение (Малько А.В.).

Властьэто одна из форм управления обществом, при которой организация совместной деятельности людей осуществляется путем подчинения одних людей воле других.

Социальная властьэто организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общностирода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) –подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения (Корельский В.М.).

Властьэто способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения (Головистикова А.Н.). 

Власть это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей (Цыганов В.И.).

Властьэто основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезного результата (Сырых В.М.).

Властьэто политический и экономический феномен, описывающий систему господства-подчинения и предполагающий наличие субъекта власти, центр и источник власти, определенное оформление властных отношений (законы).

Властьэто способность класса, социальной группы, личности подчинять своей воле другие классы, другие социальные группы, других людей, побуждать их или принуждать действовать в интересах властвующих или не препятствовать осуществлению и достижению интересов тех, кто обладает властью (Радько Т.Н.).

Власть есть отношения господства и подчинения, основанные на вере в легитимность власти. Три типа легитимиции власти: традиционный, рациональный и харизматический (Словарь философский терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова.М., 2005. С. 82).

Власть - одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей  для воли других людей (Петров А.В.). 

Властьэто отношения между людьми, основанные на определенной соподчиненности (Из лекции Кожевникова С.Н.).

Власть возникает вместе с человеческим обществом и изначально присуща ему, то есть властьявление социальное. Без властного управления общество неизбежно скатится к хаосу и распаду. Власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства и т.п.). Властьважнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной и упорядоченной. Власть всегда содержит элемент принуждения. Власть как способ управления сложными общественными процессами является наиболее быстрым и эффективным средством достижения желаемого результата, так как приказать легче, чем договориться. Власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах.

Власть как отношение включает в себя:

  1.  стороны (субъектыорганы и лица, осуществляющие управление и объекты –организации и лица, которыми управляют);
  2.  содержание (право субъектов принимать решения и обязанность управляемых им подчиняться);
  3.  методы осуществления власти (авторитет, традиции, убеждение и принуждение).

К элементам социальной власти относят также волю (Корельский В.М.). Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другойподчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом. Сила также является элементом социальной власти. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народа, т.е. она опирается на силу авторитета. Государственная власть имеет предметно-материальные источники силыорганы принуждения, вооруженные силы.

Авторитет (лат. аutoritasвласть, влияние) –это метод осуществления власти, основанный на общепризнанном значении, влиянии, которым пользуется какое-либо лицо, организация в силу определенных качеств, заслуг.

Традиции (от лат. tradition - передача) –это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Убеждениеэто метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности власти, ее предназначения и целей.

Принуждениеэто психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах общества.

Виды (формы) власти:

I) В зависимости от уровня организованности выделяют следующие формы власти:

) Простая (естественная) - это власть, которая заложена в самой природе людей, при простой форме власти для реализации властного решения не требуется создания какого-либо органа, структуры (например, власть родителей над детьми, старших над младшими).

2) Сложная форма власти  это власть, при которой для реализации сложного властного решения требуется создание специального органа власти (например, государственная власть, церковная власть, партийная власть).

II) В зависимости от инструмента властвования, основного ресурса, на который опирается власть можно выделить экономическую, социальную, идеологическую, моральную, религиозную власть и т.д.

III) С точки зрения социального уровня различают власть:

  1.  В масштабе всего общества;
  2.  Внутри коллектива (организации);
  3.  В отношениях между индивидами;

IV) Власть можно подразделить на политическую (например, власть одного класса над другим, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров) и неполитическую. 

Известный социолог М.Вебер (1864-1920) различал власть:

  1.  Традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;
  2.  Легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;
  3.  Харизматическую3, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например, политические секты, мафиозные группы.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, то есть власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная властьэто власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, а легитимностьее нравственную оценку.

Управлениеэто целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов.

3. Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие, отличие от иных форм власти

Государственная властьэто разновидность социальной власти, которая обеспечивает управляемость всем обществом в условиях его социальной дифференциации с помощью специально созданных органов и учреждений (Цыганов В.И.).

Государственная власть - разновидность социальной власти, которая обеспечивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации – государства (Петров А.В.). 

Государственная власть –есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных) (Шершеневич Г.Ф.).

Государственная властьэто разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организациигосударства (Цыганов В.И.).

Проф. М.И. Байтин считает синонимами термины «государственная власть» и «политическая власть». Проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров различают категории «государственная власть» и «политическая власть».

Политическая власть - это разновидность социальной власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами МСУ, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. (Малько А.В.).

Государственная властьэто система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли, силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает  стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы (Корельский В.М.). 

Государственная власть есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах (Корельский В.М.). Государственная властьразновидность социальной власти, суть которой состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воле подвластных в целях управления общественными процессами, обеспечения организованности и порядка в обществе (Корельский В.М.).  

Государственная властьэто разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом (В.В. Лазарев, С.В. Липень). 

Государственная властьэто публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение (Малько А.В.)

Признаки:

  1.  Государственная властьэто одна из видов сложной организованной формы власти.

2. Государственная власть имеет особый субъект управления –государство, распространяется на все общество, управляет им. Субъект и объект государственной власти не совпадают, властвующий и подвластный отчетливо разделены.

3. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, вершится от имени государства, это одна из форм политической власти, то есть она используется для управления большим количеством людей в связи с их наиболее важными интересами.

4. Государственная власть суверенна, то есть она является верховной внутри страны и независимой в международных отношениях.

5. Политическая природа. Государственная власть изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени. Государственная властьэто своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Во время избирательных кампаний развертывается острая борьба между политическими партиями за овладение государственной властью. В системе политической власти государственная власть занимает ключевое место, так как именно она является той целью, к которой стремятся иные субъекты политической жизни. 

6. Государственная власть публична, так как проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она называется государственной, потому что олицетворяет собой механизм государства, состоящий из различного уровня чиновников, должностных лиц, профессиональных управленцев, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой тень, пустую абстракцию.

7. Государственная власть это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью государственного принуждения. Только государственная власть имеет аппарат принуждения. Вместе с тем государственная власть обеспечивается идеологически, обладает высоким авторитетом.

8. Государственная власть реализуется через государственное управление –целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Под воздействием государственной власти и государственного управления система общественных отношений приобретает характер направляемых и контролируемых связей, в обществе утверждается организованность и порядок.

9. Государственной власти присущи легитимность и легальность.

Легитимность означает качество взаимоотношений властных и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легальность (законность) власти –это юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой.

4. Государство: понятие, признаки

Существует большое количество определений государства.

Античность

Аристотель (384-322 гг. до н.э). “Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни

Цицерон (106-43 гг. до н.э.). “Государство есть достояние народа, а народсоединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Государствообщий правопорядок. К пониманию государства как общего правопорядка в рамках своего учения о праве пришел австрийский ученый XX века Г. Кельзен.

Эпоха Возрождения

Никколо Макиавелли (1469-1527). “Государствоэто общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

Жан Боден (1530-1596). “Государство - правовое управление множеством семей и тем, что у них общее, под суверенной властью. 

Эпоха буржуазных революций

Гуго де Грот Гроций (1583-1645). “Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Томас Гоббс (1588-1697). “Государствоединое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты.

Джон Локк (1632-1704). “Государствоэто совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

Р. Моль немецкий ученый в 1872 году писал, что государствоэто организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью.

Политические и правовые учения XIX века

И. Кант воспринимал государство как “общество людей, которое само распоряжается и управляет собой4. Государствоэто объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). “Государство есть действительность нравственной идеинравственный дух как очевидная, сама себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает5. Гегель говорил о государстве как о шествии бога в мире.

Л. Дюги французский ученый “государство обозначает всякое человеческое общество, в  котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом, - политическая власть6.

Марксистский подход. Карл Маркс (1818-1883). Государство всегда является машиной подавления одного класса другим, орудием экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Ленин В.И. считал, что государствоэто “особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса. “Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы7.

В конце XIX начале XX веков многие европейские и российские правоведы предлагали похожие определения государства с социологических позиций, выделяя в нем три основных признака: союз людей, публичную власть и территорию (Е. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич, Л. Дюги и др.).

В. М. Хвостов считал, что государство“союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

Е.Н. Трубецкой считал, что государство есть “союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории8.

Г.Ф. Шершеневич считал, что государствоэто соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Л. Гумплович австрийский ученый считал, что государство – “естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка9.

Сторонники психологического подхода главным в понимании государства считали его характер как определенной психологической связи между людьми (Ф.Ф. Кокошкин, Л.И. Петражицкий).

Н.М. Коркунов, например, говорит о государстве как об “общественном союзе, представляющем собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми10.

Предпринимались попытки дать юридическое определение государства. Например, Г. Еллинек считал, что государствоэто особое общественное образование и особое правовое явление. Это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Правовые учения XX века

Ганс Кельзен (1881-1973). Государствоэто относительно централизованный правопорядок. Такой правопорядок устанавливают органы, которые функционируют по принципу разделения труда, а они в свою очередь создают и применяют нормы, образующие правопорядок. Именно централизованность является ключевым понятием государства.

По протекционистской концепции К. Поппера (Австрия, XX век) государствоэто институт для защиты граждан.

Б.А. Кистяковский: “Государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, самостоятельной и первичной, то есть ни от кого не зависимой, властью11. 

Современные определения государства

Государствоэто политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов (Цыганов В.И.). 

Государство - организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти (Петров А.В.).

Государствоэто аппарат, машина для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса (Сырых В.М.).

Государствоэто властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории (Морозова Л.А.).

Государствоэто организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории (А.В. Малько).

Государствоэто единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом (В.Н Хропанюк).

Государствоэто политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе (Перевалов В.Д.). 

Государствоэто единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом (Головистикова А.Н.). 

Государствоэто суверенная политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи (Т.Н. Радько).

Государствополитическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной властиособой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

Государствоэто определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.М., 1999. С. 131.). 

Государство –это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая с помощью государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок.

Государствоэто политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение (Р.А. Ромашов).

Признаки государства:

Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.  

1. Государствоэто территориальная организация населения. Каждое государство располагается на определенной территории и распространяет свою суверенную власть на эту территорию в пределах государственных границ и на всех лиц, находящихся на этой территории. У постоянного населения данной территории существует устойчивая связь с государством в виде подданства или гражданства.

Территория государстваэто часть земного шара, на которую распространяется суверенитет данного государства, это пространственный предел государственной власти.

В состав территории государства входят суша, недра, воды, воздушное пространство.

Сушаэто вся сухопутная территория в пределах границ государства. 

Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды.

Территориальные воды, территориальное море, морской пояс, прилегающий к побережью или внутренним водам государства и составляющий часть территории государства. На Т. в., их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим Т. в. регулируется международной Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне 1958 (ратифицирована СССР 20 октября 1960), а также внутренним законодательством отдельных государств.

Территориальные воды (территориальное море) —полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть территории государства.

Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины.

В воздушное пространство входят тропосфера, стратосфера. 

Тропосфе́ранижний, наиболее изученный слой атмосферы, высотой в полярных областях 8км, в умеренных широтах до 10км, на экваторе ——км.

Стратосфе́раслой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км.

Континентальный шельф - в международном праве - морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод. Правовой режим континентального шельфа и его границы регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982г., конвенциями и внутренними законами государств. 

На шельф распространяются суверенные права прибрежного государства; без его прямого согласия никто не вправе вести разработку, разведку и добычу естественных богатств шельфа.

Континентальный шельфморское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключи́тельная экономи́ческая зона прилегающие к территориальным водам прибрежного государства территория моря и континентального шельфа шириной до 200 морских миль от ближайшей точки береговой черты, в черте которых государство осуществляет собственные права на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами ограниченного региона.

  1.  Публичная (государственная) власть. 

Государство представлено особым профессиональным аппаратом управления и принуждения, который выделен из общества, действует на постоянной основе и официально выступает от имени государства. Он состоит из особого слоя людей (управленцев, чиновников), состоящих на государственной службе, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Публичная власть включает армию, которая обязана охранять границы и территориальную целостность государства, полицию (милицию), следящую за общественным порядком и безопасностью граждан, суд, прокуратуру, исправительные учреждения и т.д.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была общественная власть, которая исходила от всего рода, племени и т.д. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках. Публичность предполагает, что организация и деятельность государства прозрачны для своих собственных членовиндивидов и их множеств, а также для других государств, представлено (объявлено) им, связано с ними различными информационно-коммуникативными каналами12.

  1.  Государственный суверенитет. 

Суверенитет (фр. souveraineteверховная власть) –это верховенство, самостоятельность, единство и независимость государственной власти по отношению к любым другим источникам социальной власти внутри государства (внутренний суверенитет) и ее независимость от других государств и международных организаций (внешний суверенитет).

  1.  Налоги. Налогиэто обязательные платежи, установленные государством и взимаемые с населения. Они необходимы для содержания публичной власти, выполнения тех или иных государственных программ (социальное обеспечение и медицинское обслуживание населения, пенсии, дотации на образование, экологические программы по восстановлению окружающей среды).

Иногда такой признак как налоги заменяют наличием государственной казны. В.И. Цыганов считает, что это неверно, так как материальные ресурсы собирает любая организация. Отличие государства именно в принудительном характере их основного источника. Л.А. Морозова (Теория государства и права / Под. ред. д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.К. Бабаева) считает, что такой признак как государственная казна нельзя именовать налогообложением. Т.к. налогиэто только один из источников доходов государства. Понятие государственной казны шире и включает в себя помимо налогов государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

  1.  Связь с правом. Нормы права устанавливаются государством и охраняются им от нарушения. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства (Морозова Л.А.).

Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики. Однако эти признаки скорее вспомогательные, дополнительные.

А.В. Малько, А.Б. Венгеров указывают на такой признак как монополию на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Соотношение государства и государственной власти

Государство и государственная власть находятся в сложном диалектическом единстве и поэтому к вопросу о соотношении между ними можно подходить с разных точек зрения.

Первая точка зрения. Если под государством понимать политико-территориальную суверенную организацию всего общества, то государственная (публичная) власть выступает важнейшим признаком государства.

Вторая точка зрения. Если под государством понимать особым образом организованный механизм (аппарат) государственной власти, то они соотносятся как форма и содержание. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Так, необходимость навязывать волю экономически господствующего класса эксплуатируемому классу выдвигает в механизме государства на первый план принудительные, карательные органы. Напротив, в демократических странах в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.

5. Сущность и социальное назначение государства

Сущностьфилософское слово. 

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие (Комаров С.А.).

Сущность государстваэто его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование. 

Под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю. Таким образом, определить сущность государстваэто значит выявить: в чьих руках находится государственная власть, интересы каких социальных сил выражает государство.

В российской юридической науке сложились два основных подхода к определению сущности государства: классовый и общесоциальный.

Классовый подход разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. Согласно этому подходу: “Государство выражает интересы экономически господствующего класса и рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, то есть сущность государства –это воля экономически господствующего класса. 

На сегодняшний день более верным представляется общесоциальный подход к сущности государства, в соответствии с которым государство объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, выступает средством достижения социального компромисса, согласия и примирения. Сущность государства, в соответствии с этим подходом, это воля всего общества, всех его членов, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы государства, рассматривается обществом как несправедливость. 

Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Если она изменится, то тогда перед нами будет уже не государство, а совсем другое социальное образование. Но даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, древнеегипетского государства и современного одни и те же. Значит и сущность как глубинное свойство, определяющее признаки государства, не изменилась. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства по своей сущности были призваны выражать волю всего общества. Любое государство всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества и является не только орудием подавления, машиной господства в руках какого-то класса, но представляет все общество, является средством его объединения. Конечно, общую волю не следует трактовать как сумму одинаковых воль всех членов общества. В основе государства всегда лежит общая воля, но не как арифметическая сумма равных воль, а как сложное, противоречивое единство, в котором воля (соответственно интересы и потребности) каждой социальной группы представлены настолько, насколько важен ее вклад в общесоциальное дело, в прогресс общества. 

С этих позиций не выдерживает критики очень распространенный в современной научной и учебной литературе дуалистический подход к сущности государства. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. В соответствии с этим подходом, на протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы эксплуататорских классоврабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в странах Западной Европы) государства вдруг стали выражать интересы всего общества. Этот подход противоречит элементарной логике, утверждая, что на разных исторических этапах у государства наблюдаются разные сущности. Этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже другое явление.

В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Общесоциальный подход исходит из того, что, так как государственная власть реализует волю всего общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создается государство можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности.

С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов.

Наряду с этими основными можно выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государстваПакистан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны (например, современная Латвия, Эстония и др., которые провозгласили себя демократическими правовыми государствами, на самом деле (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций). Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о проблемах в сфере гражданства, продвижении по службе, выплаты пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В этот период правящие реакционные круги Южно-Африканской Республики проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резерватах или особых городских кварталах, ограничении свободы их передвижения.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 402.

3 Харизма (гр. божественный дар) – исключительная одаренность.

4 Кант И. Критика практического разума. СПб., 1908.

5 Гегель. Философия права. М., 1990. С. 279.

6 Дюги Л. Общие преобразования гражданского права. М., 1919. С. 82.

7 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 33. С. 10.

8 Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 22

9 Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., С. 36.

10 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 240.

11 Кистяковский Б.А. Социальная наука и право. М., 1916. С. 411, 412.

12 Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 477.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46780. Государственное регулирование рыночной экономики 32.09 KB
  Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка
46781. Защита экологических прав граждан в судах общей юрисдикции 30.25 KB
  Особенности правового режима животного мира Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе О животном мире. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях регулируются названным Федеральным законом другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ а также законами и нормативными правовыми...
46783. Экономический рост – обобщающий результат функционирования национальной экономики 31.64 KB
  Экономическая наука выделяет два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Главное здесь совершенствование технологии производства повышение основных факторов производства. В экономической теории существуют два основных типа равновесных моделей экономического роста: неоклассические и неокейнсианские. В макроэкономической теории выделяются два основных типа равновесных траекторий экономического роста: устойчивые и неустойчивые.
46786. Imperative sentences 30.5 KB
  Impertive sentences express commnds which convey the desire of the speker to mke someone generlly the listener perform n ction. Besides commnds proper impertive sentences my express prohibition request n invittion wrning persusion etc. Be quick Formlly commnds re mrked by the predicte verb in the impertive mood positive or negtive the reference to the second person lck of subject nd the use of the uxiliry do in negtive in emphtic sentences with the verb to be. Commnds re generlly chrcterized by the flling tone lthough the rising...