63593

Происхождение и историческое развитие государства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Широкое распространение эта теория получила в Средневековой Европе, в труде ученого-богослова Фомы Аквинского «О правлении властителей». По мнению представителей данной теории, государство возникло и существует в силу божественной воли, Бог –творец всего на Земле, в том числе и государства.

Русский

2014-06-21

338.43 KB

5 чел.

Тема 3: Происхождение и историческое развитие государства

1. Теории происхождения государства;

2. Современная наука о происхождении государства;

3. Типология государства - формационный и цивилизационный подходы;

1. Теории происхождения государства

Теологическая  (божественная) теория (Фома Аквинский (1225/1226-1274), Жозеф де Местр (1753-1821), Жак Маритен (1882-1973), Л.С. Мерсье, Ф. Лебюфф, Лев Александрович Тихомиров (1852-1923)). Эта теория была одной из первых. Еще в Древнем Египте  и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства. Так, в законах Царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: “Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми. В основе теологической теории лежат реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов.

Широкое распространение эта теория получила в Средневековой Европе, в труде ученого-богослова Фомы Аквинского «О правлении властителей». По мнению представителей данной теории, государство возникло и существует в силу божественной воли, Богтворец всего на Земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. Эта теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления государству. Фома Аквинский писал: “Правитель в государстве занимает такое же положение как Бог во Вселенной, как душа в теле. “Все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу, - утверждал доминиканский монах Фома Аквинский. “Государство, - отмечал Ф. Аквинский в работе «О правлении властителей», –является частью вселенской империи, которую создал и которой правит Бог. “Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится  в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. Народ должен подчиняться государю как божественному ставленнику. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Патриархальная теория (Конфуций (551/552гг. до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Р. Фильмер «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа» 1680 г. (Англия, XVII в.), Н.К. Михайловский (1842-1904), М.Н. Покровский). Эта теория была широко распространена в Древней Греции и Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма. В соответствии с этой теорией семья рассматривается как основа возникновения государства. Процесс возникновения государстваэто процесс разрастания патриархальной семьи. Увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Государственная властьэто продолжение отцовской власти. Монархэто отец всех подданных. Патриархальная семья перерастает в сельскую общину, а сельская община в городскую (в “полис, т.е. в город-государство). В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализмавозложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая теория) (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Гольбах, А. Радищев). Эта теория получила наибольшее распространение в XVII XVIII вв. Хотя ее зачатки были еще в Древнем Китае и Древней Греции, например, у Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Сторонники этой теории выступали, прежде всего, против идеи божественного происхождения государства. По их мнению, государство возникло как результат договора, в который вступили люди, находившиеся до этого в “естественном состоянии. “Естественное состояние –это состояние неограниченной личной свободы, которая приводит к конфликтам. “Естественное состояние все мыслители характеризовали по-разному (“золотой век у Руссо, “война всех против всех у Гоббса). По Джону Локку: “Естественное состояниеэто состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Ради мира и благополучия люди заключили общественный договор, по которому передали часть своих прав государству и взяли на себя обязанность подчиняться государственной власти. Государство, в свою очередь, стало гарантом прав людей. Государство, согласно этой теории, является порождением разумной воли, человеческим изобретением. Государствоэто сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству. Общественный договор обосновывает правомерность государственной власти.

Теория насилия (завоевания) (Людвиг Гумплович (1838-1909), Карл Каутский (1854-1938), Евгений Дюринг (1833-1921), Ф. Оппенгеймера (1864-1943)). Эта теория возникла и получила распространение в конце XIX начале XX века. Ее сторонники опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Согласно этой теории основная причина возникновения государствавойна между первобытными племенами, завоевание одним племенем другого. Государство всегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 г. в «Общем учении о государстве» писал: “История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-то иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю, принуждает работать на себя, платить подати. Побежденное племя теряет свободу и становится эксплуатируемым (чаще всего рабами). Рабство приводит к появлению частной собственности, происходит деление на классы, из которых один господствует, а другой подчиняется. Это способствует переходу от кочевой жизни к оседлой, развитию земледелия, торговли. Принудительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство. Т.о., государство возникает как аппарат контроля и подавления в руках победителей. 

Ведущиеся войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные начала в виде образования новых государств. Насилие рассматривается как глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Дальнейшее развитие общественных отношений в рамках государства, по мнению Л. Гумпловича, идет по пути демократизации. Это проявляется в развитии равноправия между различными слоями населения и смягчении применяемых государством методов властвования. Государство приобретает либеральные черты. Постепенно в нем развивается институт парламентаризма и образуется “современное культурное государство. Однако в основе такого характера развития событий, по мнению Л. Гумпловича, лежит насилие. Во многом противореча самому себе, он не считал современные ему капиталистические государства инструментами насилия. Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций. Следует отметить, что в целом фактор насилия как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако в определенные этапы исторического развития он на какое-то время становится доминирующим. Например, в результате второй мировой войны в восточной Европе возникла система социалистических государств.

Материалистическая / марксистско-ленинская / классовая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Они связывали возникновение государства с экономикой. Изначально производительность труда была чрезвычайно мала. Человек производил меньше чем ему требовалось. Постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа, заниматься земледелием, скотоводством, усовершенствовались орудия трудавыросла производительность труда. На определенном этапе развития первобытного общества произошли три крупные общественные разделения труда (выделение скотоводства из общей массы проводимых работ, ремесло отделилось от земледелия, появилась группа людей, которая обменивала продукцию - купцы). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Люди стали производить больше, чем им требовалось, возник избыточный продукт, который концентрировался в руках узкого слоя людей (старейшин, вождей, военноначальников). Возникла частная собственность. Постепенно в обществе сформировались 2 класса: имущих (эксплуататоров) и неимущих (эксплуатируемых). Между этими классами возникают так называемые антагонистические (непримиримые) противоречия. Для того чтобы бедные и богатые не уничтожили друг друга, возникает необходимость в создании государства. Такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс неимущих. Государствоэто аппарат угнетения одного класса другим. Государство всегда является машиной подавления одного класса другим, орудием экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Т.о., утверждалась схема: “прибавочный продуктчастная собственностьклассыгосподствующий классгосударствонасилие, принуждение – рабовладение.

К. Маркс: “Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены2.

Анализируя буржуазное государство середины XIX века, Маркс и Энгельс отмечают, что оно “есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист3.

Ленин В.И. считал, что государствоэто “особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса. “Государство есть орган классового господства, машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы4.

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий (1867-1931 гг..)), Г. Тард (1843-1904), З. Фрейд (1856-1939)). Эта теория получила распространение в конце XIX первой половине XX века. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека5. Психика людейэто фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство. Общество и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Представители этой теории связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти и подчинении, а также с необходимостью подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Большинство людей склонно к подчинению, к перекладыванию ответственности на других. Государствопродукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, исполняющей данные решения. Только небольшая группа людей в первобытном обществе обладала способностью властвовать. Они составляли элиту общества. Из их власти выросла государственная власть. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Смысл данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

Инцестная теория (Клод Леви-Стросс 1908 (Франция)). По мнению сторонников этой теории, введение запрета инцеста, то есть кровосмешения явилось исходным фактором в выделении человека из мира природы. По словам одного из сторонников этой теории Л. Васильева: “Отказ от права на женщину своей группы заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций с другими группами. Поддержание запрета на инцест требовало наличия внутри родовой общины специальных органов, которые бы занимались контролем за соблюдением запрета и применением наказания за его неисполнение и явились прообразом будущих государственных структур. Все это и привело к возникновению государства.

Теория гидравлического происхождения государства / ирригационная теория (К.А. Виттфогель (1896-1988) «Восточный деспотизм»). В соответствии с этой теорией обосновывается происхождение государства в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древней Индии, Древнем Китае и т.д. Виттфогель считал, что основной причиной возникновения государств в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства гигантских ирригационных сооружений (каналов, дамб) в восточных аграрных областях. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения. Без решения задачи обеспечения водой соответствующих регионов люди были обречены либо на изменение места жительства, либо на вымирание.

Органическая теория (Платон, Аристотель, Г. Спенсер (Англия) (1820-1903), Вормс, Прейс). Первые представления о государстве как подобии человеческого организма были сформулированы еще в древности. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. Согласно данной теории государство есть продукт развития  органического существа, развивающегося с низшей стадии. Государство уподобляется живому организму, состоящему из клеток, определенных частей (людей) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, что и обеспечивает нормальное функционирование всего государства. По мнению Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьянес ногами и руками, а движения и связи с нервами. Государство будет существовать, пока существует человеческое общество.

2. Современная наука о происхождении государства

Современная наука, оценивая различные теории происхождения государства, отмечает, что многие из них содержат элементы истины, но ни одной из них не удалось отразить сложный и противоречивый процесс происхождения государства.

Современная наука о происхождении государства опирается на классовую теорию, на материалистический подход, применительно к социальным процессам означающий, что в качестве основы общественного развития рассматриваются экономические факторы.

Первобытное обществоэто первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времениболее миллиона летэтапом истории человечества. 

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны, примитивны, а производительность труда была низкой. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединять средства производства и свой труд. Поэтому в основе жизни первобытного общества лежала общественная собственность на средства производства6, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства (первобытный коммунизм). Экономика первобытного общества характеризовалась присваивающим способом производства (охота, рыболовство, собирательство). Лишь на поздних этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины. В первобытном обществе не было частной собственности, все были экономически и политически равны.

Постепенно по мере совершенствования орудий труда (в эволюции человека данного периода можно выделить каменный век, бронзовый век и железный век), открытия способов искусственного добывания огня появилась родовая община.

Основой организации первобытного общества была родовая община - исторически первая форма организации первобытного общества. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен.

 Родовая общинаэто локальная общность людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением, ведущая совместное хозяйство. Численность родовой общины, как правило, составляла 30-50 взрослых особей. Человек в первобытном состоянии не представлял  своего существования вне родовой общины. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой цельювыживанием в борьбе с природой. Цель коллективистских усилийсохранить род, обеспечить его воспроизводство. Суть родового устройства состоит в том, что и производство, и потребление продуктов труда, а равно весь уклад жизни людей носят коллективный (общий) характер. Экономической основой первобытного общества являлась общественная или коллективная собственность. Люди в родовой общине объединялись не по признаку территории, а по родственным связям.  Власть в родовой общине имела общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Источником власти в родовой общине была вся родовая община в целом (общественное самоуправление). Управление делами рода носило коллективный характер. Даже вождь (старейшина) –это только представитель рода. Люди сами избирали его в качестве вождя (старейшины) за его мудрость, опыт, силу, храбрость и т.д. Это был период прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Высшим органом общественной власти в роду было общее собрание (совет) всех взрослых членов обществамужчин и женщин. Общее собрание решало все основные вопросы жизнедеятельности рода. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д. Власть вождя (старейшины) не являлась наследственной. В любой момент вождь (старейшина) мог быть заменен другим членом рода. Власть вождя (старейшины) основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода и не давала никаких материальных преимуществ. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Старейшины и другие “должностные лица рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В процессе развития первобытного строя, его отдельные роды объединяются во фратрии, а те в - племена и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Племя управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности, например, споры между родами. Совет старейшин племен (куда входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племени и других должностных лиц. Совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц. Власть также была представлена жрецами, осуществляющими религиозные функции (шаманы, колдуны, священники, знахари). Специального аппарата (полиции, суда и т.д.), который бы занимался на профессиональной основе только управлением общественными делами, в родовой общине не было. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных (карательных, правоохранительных) органов, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестокимсмертная казнь, изгнание из рода и племени. Принуждение исходило от всего рода, осуществлялось не в интересах какого-либо класса и не преследовало никаких политических целей. Род был не политической организацией, а общественной. Т.о., власть в период родовой организации общества строилась на принципах первобытной демократии, не знавшей ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Каких-либо специальных, занимающихся только управлением органов тогда не существовало. 

Родовая община давала защиту всем своим членам от внешних врагов, как собственной военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.

Межполовые отношения имели форму групповых браков. В основе родовой общины лежали родственные отношения, передаваемые по материнской линии. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирательство, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный, доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому женщина играла в первобытном обществе ведущую роль. Это привело к матриархату (от лат. mater –мать и греч. archeначало, власть), продолжавшемуся несколько тысячелетий. При матриархате счет родства велся по линии матери. 

Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежали всему роду. В целом, социальная структура общества отличалась однородностью, все члены рода выполняли сходные функции. Отношения в первобытном обществе регулировались социальными нормами. 

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. 

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. 

Мононорма (от греч. monosодин, единый и лат. norma - правило) –это обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: нормы права, нравственности, этикета и т.п. Эффективность реализации мононорм была достаточно высока, так как они являлись жизненнопрактическими правилами для человека и соблюдались в силу авторитета и привычки. В необходимых случаях они подкреплялись коллективным, общественным принуждением.

С позиции современной науки можно достаточно отчетливо выделить основные разновидности социальных норм. 

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаиисторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения в течение длительного времени одних и тех же действий и поступков. Обычаи носили достаточно устойчивый и универсальный характер. Обычаи соблюдались в подавляющем большинстве случаев добровольно, в силу привычки. Они могли выступать и в виде запретов, и в виде дозволений, и в виде обязываний, и даже в виде определений (дефиниций).

Нормы первобытной морали –это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Религиозные нормы - это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Обряды. У многих народов существовал обряд инициации (посвящения). Он применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. Многим народам были известны свадебные обряды, обряды захоронения.

Ритуалы –это форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество еще не овладело речью. Ритуалэто церемония, демонстративное действие, порядок выполнения определенных действий в определенной форме.

Табуэто религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару.

Агрокалендарисистема правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Мифологияэто совокупность мифов (рассказов, повествований о Богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

Дальнейшее развитие человечества было ускорено благодаря экологическому фактору. Примерно 10 тыс. лет назад на всей планете происходит резкое понижение температуры, наступает великое оледенение. Это заставляет человека интенсифицировать свою деятельность для того, чтобы уменьшить зависимость от природы. На протяжении нескольких тысячелетий происходит неолитическая революция. В науке этот период называют “неолитической революцией, так как он произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала мягкие цветные металлымедь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Процесс перехода от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящемускотоводству и плужному (пахотному) земледелию, то есть неолитическая революция начался 10-12 тыс. лет назад и продолжался несколько тысячелетий. Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период между X и III тысячелетиями до н.э., стало начало обработки земли. Сознательное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н.э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV-III тыс. до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, других регионов Европы. Позднее с развитием земледелия были связаны увеличение населения Центральной Америки и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (III вв. до н.э.I тысячелетие). Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила называние раннеземледельческой культуры. Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости. Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могла обеспечить присваивающая экономика. В экономике на базе более совершенных орудий труда происходит рост его производительности и появление прибавочного продукта, который начинает накапливаться, порождает появление различных форм собственности: коллективной, частной. В этот период происходят три знаменитые разделения труда: отделение земледелия от скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление торговли. Как инструмент грабежа, обогащения начинают использоваться войны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло “первое крупное разделение общества на два класса: господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Однако следует учитывать, что далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств.

На этой основе существенно усложняется социальная структура общества. Общество разделилось на разные группы - по имущественному, по профессиональному статусу. Важное  место занимали военные вожди, начальники дружин, простые воины. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное влияние на общество. Благодаря развитию торговли и ремесел появились сословия купцов, ремесленников и градостроителей. На смену парному браку приходит патриархальная семья, основанная на ведущей хозяйственной роли мужчины в скотоводстве, земледелии, ремесле, торговле. В результате развития  скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, повышения эффективности и значимости мужского труда на смену матриархату приходит патриархат (греч - pater –отец и. archeначало, власть), в котором родство ведется по мужской линии. Это был качественно новый этап в развитии человеческого общества. На смену групповому браку приходит парный брак. Так появилась патриархальная семейная община, которая характерна для заключительной стадии родового строя. Произошел переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. С появлением семьи процесс имущественного расслоения и разложения родовой общины многократно усиливается. Следует также отметить резкий рост численности людей.

Происходят серьезные изменения и в духовной сфере общества. С одной стороны, усложнение общества, изменение роли человека в системе человекприрода, а с другойпоявление прибавочного продукта, излишков привели к появлению в обществе людей, занимающихся преимущественно умственным трудом. Это обусловило формирование религии, научных представлений, письменности, появление зачатков искусства.

В результате общество настолько усложнилось, что традиционные институты власти родового строя не могли справиться с управлением. Постепенно формируются новые имеющие публичный характер институты власти. Так появляется государство.

Следует учитывать, что процесс перехода от родовых структур к государственным не был одномоментным, он длился порой сотни лет. Кроме того, отмечаются существенные отличия формирования государственных структур у разных народов.

3. Типология государстваформационный и цивилизационный подходы

В мире существует много государств. В связи с этим возникает необходимость в их классификации (типологии). 

Типология государствэто деление государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств (В.И. Цыганов). 

Типология государствэто объединение государств в группы на основе определенных критериев (С.Н. Кожевников).

Типология государствэто специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности (А.В. Малько).

Типология государствэто их классификация по типам, содействующая более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государства. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений (Л.А. Морозова). 

Типологияэто осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев) (А.В. Мелехин).

Тип государстваэто общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития (Л.А. Морозова). 

Тип (исторический) государства и праваэто целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или ) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества (А.В. Мелехин).

Исторический тип государстваэто совокупность основных, важнейших черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность, а также совокупность государств, относящихся к одной общественно-экономической формации, имеющих единую классовую сущность (В.С. Афанасьев).

Тип государстваэто важнейшая категория государствоведения, отражающая совокупность общих, наиболее устойчивых черт и признаков государств одной классификационной группы; это совокупность государств, не просто имеющих сходные общие черты, но отличающихся общностью закономерностей происхождения, функционирования, идентичной социальной, культурной и экономической основой (В.И. Червонюк).

Тип государстваэто взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками (С.А. Комаров). 

В зависимости от роли религии государства можно поделить:

  1.  Теократические (от греч. theosбог, kratos - власть) –это государства, в которых глава государства является высшим религиозным деятелем, верховным  священнослужителем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и т.д.);
  2.  Клерикальные7 (от лат. clericalis - церковный) –это государства, в которых та или иная религия официально имеет статус государственной, и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Испания, Япония и др.).
  3.  Светскиеэто государства, в которых все виды религиозных организаций отделены от государства (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ);
  4.  Атеистические - это государства, в которых все религиозные организации преследуются властями (СССР);

По географическому положению государства можно поделить:

Западные

Восточные

Европейские

Азиатские

Африканские

Американские

По территории государства можно поделить:

Великие

Средние

Малые

По роли промышленности государства можно поделить:

Доиндустриальные (крестьянские)

Индустриальные (промышленные)

Постиндустриальные (научно-технические)

По временному критерию государства можно поделить:

Древние

Средневековые

Современные

Типология проводится с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Формационный подход

Этот подход базируется на разработанном Марксом и Энгельсом понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (экономическом базисе). Способ производстваэто категория, обозначающая единство производительных сил и производственных отношений и указывающая на исторически определенный способ производства материальной жизни. В состав производительных сил входят средства производства и люди. Главной производительной силой выступает человек. Производительные силыэто сложный комплекс различных элементов, куда входят наука, навыки людей, транспорт, природные условия и т.д. Люди в процессе производства материальных ценностей вступают в определенные производственные отношения. Они включают в себя следующие элементы: отношение к средствам производства, отношения обмена, распределения и потребления. Главным элементом производственных отношений является отношение к средствам производства. Класс, обладающий этими средствами, есть господствующий класс. От собственности на средства производства зависят обмен, распределение и потребление. 

От способа производства зависит структура каждого исторически определенного общества, процесс его функционирования и развития. История общественного развитияэто история развития и смены способов производства. Смена способа производства приводит к смене общественно-экономической формации. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену соответствующего типа государства.

К. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В 1938 г. И.В. Сталин выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую.

С точки зрения формационного подходапяти известным способам производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытнообщинной) –определенный тип государства: рабовладельческой формациирабовладельческое государство, феодальнойфеодальное, буржуазнойбуржуазное, коммунистическойсоциалистическое. Смена одного исторического типа другимпроцесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства. В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.

Экономический базис рабовладельческого государствачастная собственность рабовладельца не только на средства производства, но и на самого непосредственного производителя материальных благ, на раба, который не имел никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.  Основными классами в рабовладельческом государстве были рабовладельцы и рабы, а государственная власть и собственность принадлежала рабовладельцам. Помимо них существовали социальные прослойкиремесленники, мелкие земледельцы (например, Древняя Греция, Древний Рим). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Индия, Китайвосточные деспотии в государствах древнего Востока). Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX VIII вв. до н.э., например, Древняя Греция, Древний Рим.

Экономический базис феодального государства частная собственность феодала на землю и неполная собственность на крестьянина, который является здесь главным производителем материальных благ. Основными классами в феодальном государстве были феодалы и крепостные крестьяне. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и т.д. Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: 1) децентрализованной феодальной раздробленности; 2) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Феодальные государства возникли в VI – IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например, в Европе, относятся раннефеодальные государства  (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства, и свободные торговые города, например, Венеция, Генуя, Новгород и др.

Экономический базис капиталистического (буржуазного) государства капиталистическая частная собственность на средства производства. Наемные рабочиепроизводители материальных благ лично свободны от капиталистов-работодателей, но будучи лишенными средств производства, они вынуждены продавать свою рабочую силу. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. Буржуазное государство выступало как орудие господства капитала над трудом. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классовбуржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. Капитализмэто первое в истории человечества индустриальное общество, в котором ведущая роль принадлежит не сельскохозяйственному производству, а обрабатывающей промышленности. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад.

После Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. Буржуазия шла к власти под лозунгом: “Свобода, равенство, братство. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Современное буржуазное государствоэто, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества. 

Экономический базис социалистического государстваобщественная собственность на средства производства. Это государство соответствует эпохе перехода от классового общества к бесклассовому. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны (1871 г.)8. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции, возглавляемой рабочим классом и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим “полугосударством, которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системывсеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Коммунизм 

Коммунизмэто бесклассовый общественный строй с единой общественной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение, отмирает. Трансформируется механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления.

Достоинства подхода:

  1.  Доказана зависимость типа государства от экономики, от способа производства;
  2.   Были объединены в единые классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти;

Недостатки подхода:

1) Формационный подход страдает однолинейностью и схематизмом. В соответствии с этим подходом все государства проходят жестко заданный путь от одной общественно-экономической формации к другой. В действительности смена общественно-экономических формаций была куда более многовариантной. К сожалению, марксистская теория классовой борьбы и государства, включая и его типологию, была превращена советским обществоведением в догму. Буржуазный тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-хначала 30-х годов.

) Недооцениваются религиозные, национальные, культурные факторы.

) Игнорируется азиатский способ производства.

4) Теория общественно-экономических формаций была разработана на материале европейских стран. Восточные государства отличались большим своеобразием развития.

Цивилизационный подход

Впервые этот подход был сформулирован и обоснован русским мыслителем Н.Я. Данилевским (1822-1885). В дальнейшем он получил развитие в трудах немецкого ученого Освальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» и английского историка А. Тойнби (1889-1975).  Эти ученые предложили при классификации государств учитывать не только способ производства или экономический базис, но и религиозные, психологические, культурные, национальные факторы, так как тип государства определяется не только способом производства, но и накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках цивилизации ценностями. Цивилизационный подход отказывается от детерминации развития государства экономическими факторами и базируется на понятии цивилизация. Цивилизация (от лат. сivilis –гражданский, общественный, государственный)это локальная общественная система, обладающая единством культурных, религиозных, психологических, географических и иных  характеристик. Цивилизацияэто социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Цивилизацияэто понятие весьма емкое и неоднозначное. Это - и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности, органичности9. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций: локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.); современные; восточные, западные и смешанные (промежуточные); древние, средневековые, современные; крестьянские, промышленные, научно-технические;  доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; мировая (только начинает складываться);

Американский ученый Уолт Ростоу (1916-2003) по экономическому развитию выделял: 1. традиционное общество (аграрное); 2. переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; 3. общество, переживающее процесс сдвига; 4. созревающее общество; 5. общество, достигшее высокого уровня народного потребления;

Немецкий ученый Георг Еллинек (1851-1911) выделял первичные общества: 1. древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон и т.д.); 2. греческое (Спарта, Афины); 3. римское; 4. средневековое; 5. современное; и вторичные общества: западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское, буддистское. Это государства Нового и Новейшего времени Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Латинской Америки и другие, а также современные государства.

Американский политолог и социолог С. Хантингтон (1927-2008) выделял христианские, прежде всего, православные, и мусульманские цивилизации. 

Можно выделить традиционалистскую (аграрную) -(Древний Египет, Древняя Индия, Китай, Вавилон, средневековые государства) и техногенную цивилизации. 

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым понимал относительно замкнутое и «окольное» состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. Первоначально он выделил до 100 цивилизаций. Вся мировая история, по мнению А. Тойнби, насчитывает 26 цивилизаций, например, египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и другие.

С точки зрения Н.Я. Данилевского, все человечество состоит из различных “культурно-исторических типов (цивилизаций). История человечестваэто история отдельных цивилизаций со своими взлетами и падениями. Не существует никакого “общечеловеческого прогресса как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса. В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие “начала, то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй.Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных “начал: “выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств и т.п. Любое заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои “начала. К самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества.

Достоинства подхода:

Доказана зависимость развития государства от социально-культурных факторов.

Недостатки подхода:

  1.   Недооцениваются экономические факторы.
  2.   Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 166.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436.

4 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 33. С. 10.

5 Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1.СПб., 1907. С. 164-188.

6 Средства производствапонятие, характеризующее совокупность вещных элементов, необходимых для существования процесса производства, в отличие от личного элемента производства, т. е. работников. Средства производства, то есть предметы природы, видоизмененные человеком, и средства труда, с помощью которых люди их преобразуют, сами по себе никакого нового общественного богатства создать не могут. К средствам производства относятся, во-первых, предметы труда, служащие объектом человеческого воздействия в современных производственных процессах (за исключением добывающей промышленности) к ним относится и сырье, т.е. предметы природы, подвергнутые уже определенному воздействию человека, видоизмененные его трудом; во-вторых, средства трудасовокупность всех вещественных элементов, которые человек использует для воздействия на предмет труда (орудия производства, производственные здания, транспорт, хранилища для сырья и продукции, обрабатываемая земля).

Средства производства – это совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства материальных благ. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Всеобщим средством труда является земля. В средствах труда выделяются орудия производства (машины, оборудование), которым принадлежит определяющая роль в средствах производства. Предметы труда - это все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (например, уголь, руда, нефть) или же являются продуктами трудасырым материалом (металл, хлопок, древесина и т.д.).

7 Клерикализм (от лат. clericalis - церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни.

Клерикальное государствоформа организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.

8 Первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса, существовавшее в Париже 18 марта28 мая. Парижская коммуна 1871 г. исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

9 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1486.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20299. Значение фактуры, отделки и ткани в историческом и современном костюме 193.5 KB
  Как уже стало понятно за состояние костюмов их создание пошив эксплуатацию и чистку тоже отвечает заведующий ХПЧ как правило это чисто мужская должность которому подчиняется начальник костюмерного цеха. Читатель злорадно хихикая вполне может автора спросить к чему столько подробностей о закулисной жизни театра не пора ли начать рассказ о химической чистке театральных костюмов. Это максимум что может себе позволить рядовой театр оставляя на долю предприятия химической чистки 7080 женских и мужских костюмов пошитых в...
20300. Искусство постмодернизма 375 KB
  Искусство постмодернизма. Постмодернизм – основное направление современной философии искусства и науки. В контексте диалогизма хаос не только провоцируется на ответные выпады но и главное впервые пожалуй становится равноправным участником диалога с художником ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ фр. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение интеллектуальный стиль.
20301. Русская режиссура первой четверти XX века 108 KB
  Так как оба сезона Старинного театра предварялись программными статьями Евреинова диссертант соотносит теоретические манифестации и их сценическое воплощение. Примитивность исполнения и наивность чувств вот главные по мнению Евреинова качества средневекового актера. Как показывает автор исследования наиболее принципиальной была для Евреинова реконструкция публики ее непосредственного участия в сценическом действе. Пьеса Евреинова Три волхва должна были стать наглядным примером всетеатральности Средневековья в театре которого...
20302. Особенности применения техники в театре 57.5 KB
  Техника сцены прошлого и настоящего На протяжении всей своей истории театр использовал различные виды техники Уже в античном театре применялись трехгранные поворотные призмы так называемые телари или иначе периакты грани которых несли определенную изобразительную информацию а также знаменитое греческое полетное устройство Бог с машины. Правда для этого нужно особое устройство планшета сцены которое трудно сочетается с современными способами механизации сценического пола. Летали не только по направлениям параллельными рампе но и...
20303. Русское искусство ХУШ века 614.5 KB
  ГТГ. Ранний период творчества портреты цесаревны Анны Петровны не позднее 1716 ГТГ и царевны Прасковьи Иоанновны 1714 ГРМ. ГТГ Портрет напольного гетмана 1720е гг. Парадный портрет императрицы Анны Иоанновны его работы 1730 ГТГ.
20304. Основные направления в театральном искусстве XX века 167 KB
  театр капиталистических стран арена острейшей идеологической борьбы. Театральное искусство отражает сложные исторические социальные изменения происходящие в мире. Великая Октябрьская социалистическая революция образование первого в мире Советского государства а после второй мировой войны и других социалистических государств оказали существенное влияние на развитие театра капиталистических стран.
20305. Машинерия классической сцены 182.5 KB
  Машинерия классической сцены. Базанова УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ Основные части сцены Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм планшет и колосники рис. Нижняя сцена используется для устройства люковспусков со сцены и для осуществления различных эффектов. Площадь трюма обычно равна площади основной сцены за вычетом места отведенного для склада мягких декораций сейфа.
20306. Золотой век русского искусства. 180.5 KB
  €œЗОЛОТОЙ ВЕК€РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В одном из своих произведений А. не зря называют €œзолотым веком€русской культуры. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок в русской музыке почти не было классицизма зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры. Константин Андреевич Тон 1794 в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры.
20307. Комедия дель-арте 658.5 KB
  Комедия дельарте. Комедия дель арте [править] Материал из Википедии свободной энциклопедии Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой проверенной 3 июня 2011. Сцена из представления комедии дель арте. Комедия дель арте итал.