63602

Политическая система современного общества

Лекция

Политология и государственное регулирование

Место государства в политической системе общества; Роль партий и общественных объединений в политической системе общества; Политическая деятельность в обществе реализуется в рамках политической системы.

Русский

2014-06-22

230.9 KB

1 чел.

Тема: Политическая система современного общества

1. Политическая система общества: понятие, элементы;

. Место государства в политической системе общества;

3. Роль партий и общественных объединений в политической системе общества;

4. Виды политических систем;

1. Политическая система общества: понятие, элементы

Политика – в переводе с греческого(politika, от polis - государство) означает искусство управления государством.

Политика - это особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти (Головистикова А.Н.). 

Политикаэто принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества (Комаров С.А.).

Политикаэто понятие современной теории государства, которое характеризует отношения государства, партий и других общественных объединений по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в обществе.

Политикаэто сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.) внутри государства и между государствами, в связи с удовлетворением и обеспечением наиболее значимых для людей и общностей экономических, военных, национальных, социальных, религиозных и иных потребностей и интересов, главным образом, по поводу захвата, удержания, использования государственной власти и оказания на нее влияния.

Политика начинается там, где затрагиваются интересы множества людей. К сфере политики, по словам Ленина, относится, прежде всего, “участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Ядро политики образует борьба за власть между политическими партиями, движениями и другими общественными объединениями. Политика может быть внутренней и внешней. Внутренняя политика охватывает отношения внутри государства, а внешняя политика охватывает отношения между государствами. 

Политикаэто одна из форм деятельности по управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе создания материальных и духовных ценностей. Политика как специфическая форма деятельности возникла вместе с появлением общественных классов и государства, когда необходимо было регулировать классовые, кастовые, сословные, межличностные и иные отношения в обществе, связанные с укреплением и устройством государственной власти. Главное в политикеэто завоевание и сохранение власти. Политика включает в себя следующие элементы: а) власть; б) политические отношения; в) политические организации; г) политические интересы и идеи (Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова.М., 2005.).

Политикаучастие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. В сферу политики входят вопросы государственного устройства, управления страной, руководства классами, вопросы партийной борьбы и т.д. В ней находят свое выражение коренные интересы классов и взаимоотношения классов. Политика выражает также отношения между нациями и между государствами (внешняя политика). Отношения между классами, а следовательно, и их политика вытекают из их экономического положения. Политические идеи и соответствующие им учреждения являются надстройкой над экономическим базисом. (Философский словарь / Под. ред. М.М. Розенталя.М., 1972.). 

Политическая деятельность в обществе реализуется в рамках политической системы.

Категория “политическая система общества сравнительно недавно, но прочно вошла в научный оборот. Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы в теории государства и права на рубеже 60-70-х годов. Понятие “политическая система пришло из социологии. Свои концептуальные очертания понятие “политическая система обрело в работах американских исследователей Д. Истона и Г. Алмонда.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть (Малько А.В.).

Политическая система обществаэто совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом (Морозова Л.А.).

Политическая система обществаэто система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство (Перевалов В.Д.). 

Политическая система обществаэто целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти (Цыганов В.И.).

Политическая система обществаэто взаимосвязанная совокупность общественных процессов и институтов, возникающих и функционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными группами (Петров А.В.).

Политическая система гражданского обществасовокупность государственных органов, политических партий, иных компонентов политической организации, действующих в сфере политики в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им (Сырых В.М.). 

Политическая система общества (в широком смысле) –это система всех политических явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе.

Политическая система общества (в узком смысле) –это система всех государственных органов, коммерческих организаций, некоммерческих организаций (общественных объединений) и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Политическая системаэто сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества, осуществляется государственная и общественная власть (Головистикова А.Н.). 

Политическая система - это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны (Хропанюк В.Н.).

Политическая система представляет собой единство политических институтов общества, объединенных целью завоевания, удержания и осуществления власти и связанных с нею ценностей. Через политическую систему общество, социальные группы людей, нации, классы формируют и возводят в закон специфические интересы, защищают и реализуют свои намерения и цели (Червонюк В.И.). 

Политическая системаэто совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть (Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.М., 1999).

Политическую систему образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование (Лазарев В.В.).

Политическая система обществаэто представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти (Мелехин А.В.).

Политическая система обществаэто совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти. Политическая система связана с особой сферой деятельности людейполитикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти. Политическая системаэто универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти (Комаров С.А.).

Политическая системаэто совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности (Д. Истон).

Политическая система - это комплекс идей, принципов, законов и доктрин, формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии, формы правления (И. Хус).

Политическая системаэто упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества (Ромашов Р.А.).

Понятиеполитическая системапоказывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая властьэто разновидность социальной власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами МСУ, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. (Малько А.В.).

Политическая власть –это способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и политическими интересами (Головистикова А.Н.).

Политическая система имеет ряд особенностей:

  1.  именно в ее рамках и с помощью ее осуществляется политическая власть;
  2.  зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
  3.  обладает относительной самостоятельностью.

Структура политической системы общества

1. Субъекты политической жизни (политические институты), то есть институциональная часть политической системы. 

Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокупность политических объединений общества, выражающих его интересы (государство, политические партии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти. (Цыганов В.И.). Характерный их признакпрямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели, которая обязательно закрепляется в уставах и заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные существующие в обществе слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в целом (Комаров С.А.) 

Политическая организация общества - совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов (Сырых В.М.).

Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни.

2. Политические отношения, которые складываются между субъектами политической деятельности, то есть коммуникативная часть политической системы.

3. Политическая деятельность, включающая деятельность всех субъектов политической жизни, то есть функциональная часть политической системы.

4. Политические принципы и нормы, регулирующие политическую жизнь страны, то есть нормативная часть политической системы. Большинство политических норм имеют правовую форму закрепления, например, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер.

5. Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и установок - духовная часть политической системы.

По мнению А.В. Мелехина, элементами политической системы являются: 1) само государство; 2) негосударственные структуры; 3) органы местного самоуправления;

Индийский политолог П. Шаран выделяет следующие элементы политической системы:

1. политика;

. власть;

. интересы;

. политическую культуру;

Сторонники более широкого понимания политической системы (Ф.М. Бурлацкий, И.П. Ильинский, С.А. Комаров, В.И. Цыганов) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества. Среди авторов, разделяющих подобное представление о содержании политической системы и о ее соотношении с политической организацией общества, имеются некоторые расхождения во взглядах. Одни из них политическую систему общества полностью отождествляют с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения (политическую деятельность) и политическую организацию общества, которая выступает по отношению к первым как их материальный результат. В других случаях авторы, определяющие политическую систему как совокупность политических отношений, существующих в определенном классовом обществе, и их носителейклассов, наций и т.д., а также классовых организаций, представляющих и защищающих интересы отдельных классов и социальных групп, считают, что понятие политической системы классового общества близко к понятию политической надстройки над экономическим базисом. По мнению С.А. Комарова, включение в содержание политической системы общества наряду с различными политическими отношениями и носителей этих отношенийклассов, наций и т.д.необоснованно, ибо это неизбежно приведет к неправомерному смешению политической системы общества с социальной структурой или с социально-политической организацией общества. Вторая точка зрения (например, Н.Н. Разумовича) заключается в рассмотрении политической системы в качестве составной части политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как части политической организации общества. Третья группа исследователей (Е.М. Чиркин, Ю.А. Тихомиров, М.Н. Марченко, А.В. Мелехин) придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества.

2. Место и роль государства в политической системе общества

Государство в политической системе общества занимает центральное место. Оно придает политической системе целостность и устойчивость, интегрирует все ее элементы.

Центральное место государства в политической системе обусловлено тем, что:

  1.   Государствоэто объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, национальной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство является единственным официальным представителем всего народа, общества.  Государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом, выражает общие интересы, определяет основные направления развития общества; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. 
  2.  Государство - основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны;

Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.

  1.   Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных средств производства2
  2.  , определяет основные направления его развития;
  3.  Государство обладает монополией на правотворчество. С помощью законов регламентирует создание и деятельность всех других политических организаций общества, таким образом, определяя существование других элементов политической системы;
  4.  Государство является единственным носителем суверенитета;
  5.   Государство обладает специальным профессиональным аппаратомгосударственным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
  6.   Государство имеет в своей структуре правоохранительные и силовые органы (суд, милицию, прокуратуру, вооруженные силы, службу безопасности), монополией на принуждение, объявление войны и мира;
  7.   Государство обладает монополией на взимание налогов;
  8.   Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами;
  9.  Государство обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта). Является крупным собственником;
  10.    Государство выполняет общесоциальные функции;

3. Роль партий и общественных объединений в политической системе общества

Государство занимает центральное место в политической системе общества, но кроме государства в нее входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные и иные организации).

Общественное объединениеэто добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В Российской Федерации общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Профсоюз  –это добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т.д. Эти объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации с возможностью более широкого представительства наемных работников. Возникли в XIX веке в Англии в XVIII веке.

Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определенные политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов с помощью использования государственной власти.

Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определенных групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на нее.

Партия –это общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса государства, в формировании органов государственной власти, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в представительные (законодательные) органы власти.

Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объем государственной власти. Политическая партия, получившая большинство голосов на выборах, приобретает большинство мест в высшем представительном органе государствапарламенте. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп.

В демократическом обществе государство и общественные организации активно взаимодействуют друг с другом. 

Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. При авторитарном режиме государственная власть подавляет общественные объединения, запрещает их деятельность, что подрывает связь государства с гражданским обществом. Подавление государством политических организаций может привести  к утрате связи государственной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности его действия. Следует иметь в виду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами.

В политическую систему входят не все общественные образования государства. Для того чтобы входить в политическую систему они должны быть определенным образом юридически обоснованы, признаны (легитимированы), должны получить официальный правовой статус. Например, политические партии и другие общественные объединения должны зарегистрироваться в порядке, установленном законом. Таким образом, криминальные и иные “теневые группы и образования понятием политическая система не охватываются, хотя фактически оказывают немалое влияние на политическую жизнь государства.

Нормативно-правовая основа вопроса: 

ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 82 - ФЗ (с изменениями и дополнениями).

ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» № 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4. Виды политических систем

На основе формационного критерия: 

  1.  рабовладельческие;
  2.  феодальные;
  3.  буржуазные;
  4.  социалистические;

А.Б. Венгеров. С социологической точки зрения:

1. Распределительная / закрытая политическая система характеризуется в экономической сфере господством государственной собственности, распределительных товарно-денежных отношений. Социальным отношениям присуща уравнительность. Формируется государственная идеология, пронизывающая культуру, образование, науку. Инакомыслие подавляется. В идеологии господствует одна система ценностей. Граждане имеют минимум политических прав. У власти находится одна господствующая партия. Для таких систем характерен культ вождя, харизматического лидера. Как правило, роль государства в таких политических системах чрезмерна. Государство вмешивается в личную и экономическую жизнь членов общества. Характеризуется распределением, планированием, консервацией общественной жизни. Стабильность распределительной политической системы поддерживается насилием, принуждением, террором. Примеры: бывшие страны социализма СССР, Венгрия, Болгария;

2. Либерально-демократическая / открытая политическая система в экономической сфере основывается на многообразии и равноправии всех форм собственности, на рыночных товарно-денежных отношениях, свободе предпринимательства. Для социальных отношений характерно неравенство, основанное на экономическом неравенстве. Идеология такой системы характеризуется многообразием, многопартийностью, плюрализмом мнений. Индивид здесь наделяется многочисленными правами и свободами. Человек, его права и свободы имеют в такой системе приоритет над правами коллектива. Частная собственность охраняется государством. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях. Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как политический институт, защищающий права и свободы, призванный обеспечивать правопорядок, создавать условия для развития рыночной экономики;

3. Конвергенционными политическими системами А.Б.Венгеров называет системы, сочетающие черты вышеназванных, как например им приводится политическая система России. Подобные системы являются переходными, неустойчивыми, противоречивыми. Например, переход от плановой к рыночной экономике в 1980-х гг. в России привел к появлению конвергеционной политической системы, эволюционирующей постепенно, с огромными трудностями и противоречиями к либерально-демократической системе. Для конвергенционной политической системы характерно смешение многих политических институтов: провозглашение свободы труда, передвижений и места жительства, сохранение полицейской “прописочной системы граждан и полицейского сыска, декларирование прав и свобод человека, институциональное закрепление принципа разделения властей, идеологический плюрализм и государственная монополия на телерадиовещание и т.п. Например, в нынешней российской действительности видны “пережитки социализма в сознании людей, их неготовность уйти от социального иждивенчества, характерного для тоталитарного распределительного государства сталинского типа.

В.Е. Чиркин. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992.5: 

  1.  Командная политическая система имеет интегральный характер. Все ее элементы объединены вокруг одного центра принятия решений. Степень такой централизации может быть различной: власть абсолютного монарха (например, султанат Оман), теократическая элита с соответствующей государственной религией (Иран), единственная партия, провозгласившая сама себя в исторически обозримой перспективе руководителем общества и государства (в прошлом СССР, Болгария, Румыния, Чехословакия, до рубежа 80-90-х гг. Алжир, Бенин, Конго, Куба, КНДР). Командная политическая система существует в также условиях военных режимов. В командной политической системе преобладает командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение, господствует единая идеология, упраздняется легальная политическая оппозиция, провозглашается исключительная роль партийно-государственного лидера, находящая свое выражение в культе личности, принижении политического значения гражданина, сводимого к роли “винтика в государственной машине, неизбежном ограничении прав и свобод человека. В командной политической системе нет разделения властей, “системы сдержек и противовесов. Командная система отвергает способы саморегуляции общественного организма, делает ставку на силовые, принудительные методы;
  2.  Соревновательная политическая система начала утверждаться при капиталистическом способе производства с его постулатами свободной конкуренции, свободного обмена товарами, естественных прав человека. Характерной чертой соревновательной системы является политический плюрализм, без которого ее функционирование невозможно. Соревновательная система предполагает политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Соревновательность означает признание равенства прав личности и объединений, юридические, но не социально-экономические гарантии этих прав;
  3.  Социопримирительная / консоциональная, реконсилиационная политическая система постепенно складывается лишь в наше время и укрепляется в условиях перехода человечества от конфронтации к сотрудничеству, формируется на базе признания приоритета общечеловеческих ценностей. В этой системе на первый план выдвигается социальный аспект. Это система поиска консенсуса, компромисса. Воспитание гражданственности связано с идеей социальной справедливости, служения ей. Определенные ограничения вводятся в сами принципы капиталистического строя: собственность, распределение доходов, свободу договора (прежде всего на продажу рабочей силы). Принимаются не свойственные капитализму значительные социальные программы: по жилью, безработице, медицинскому обслуживанию, а также серьезные меры государственной помощи малообеспеченным слоям населения. Как бы ни критиковалась ограниченность этих мер, они обеспечивают хотя бы временно минимальный жизненный уровень. Конечно, остается кардинальная проблема труда и капитала, но социопримирительная система смягчает их противоречия;

Головистикова А.Н. В зависимости от того, как распределяется политическая власть в процессе управления, выделяют следующие виды политических систем:

  1.  Демократическая политическая система, в которой политическая власть рассредоточена между несколькими самостоятельными субъектами власти. Элементами демократической политической системы выступают народ, партии, политические лидеры, государство, гражданское общество. Последнее слово принадлежит народу, вольному избирать или не избирать своих депутатов и политических лидеров;
  2.  Автократическая политическая система, в которой политическая власть сосредоточена в руках одного субъекта власти (одного человека, собрания, комитета, хунты, партии); 

3. Тоталитарная политическая система, в которой решающую роль играет единственная правящая партия, возглавляемая вождем. Она не терпит конкуренции в лице других политических сил. Инакомыслие подавляется. Гражданское общество поглощено государством. Государство имеет сугубо полицейский характер. Элементами тоталитарной политической системы выступают партия (вождь), государство, подчиненные им общественные организации, население, народ;

4. Авторитарная политическая система отличается от тоталитарной проникновением в нее, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности;

Дж. Пауэлл американский политолог различает политические системы в зависимости от степени культурной дифференциации и культурной секуляризованности:

1. Примитивные;

2. Традиционные, в которых люди подчиняются существующим политическим институтам, нормам, традициям. Они не являются активными участниками политической жизни страны. 

Традиционные структуры бывают: 

а) патримониальные (политические элиты, королевская семья);

б) централизованые бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.);

в) феодальные;

3. Современные обладают развитыми политическими структурами (партии, движения, группы давления, СМИ). Граждане становятся активными участниками политической жизни.

Ж. Блондель французский политолог различает политические системы по содержанию и формам управления:

1. Либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

2. Коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, которые делают установку на ценности равенства, социальной справедливости;

3. Традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4. Популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;

5. Авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

Г. Алмонд американский ученый различает политические системы по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса:

1. Англо-американскую;

2. Европейско-континентальную;

3. Доиндустриальную и частично индустриальную;

4. Тоталитарную;

С.Н. Айзенштадт:

. Примитивные системы;

2. Патримониальные империи;

3. Кочевые или завоевательные империи;

. Феодальные системы;

5. Централизованные бюрократические империи;

6. Современные системы;

 

2 Средства производстваэто совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства материальных благ. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Всеобщим средством труда является земля. В средствах труда выделяются орудия производства (машины, оборудование), которым принадлежит определяющая роль в средствах производства. Предметы труда - это все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (например, уголь, руда, нефть) или же являются продуктами трудасырым материалом (металл, хлопок, древесина и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33243. Закон ома для магнитной цепи 12.92 KB
  Когда по катушке состоящей из до витков проходит ток I то он возбуждает магнитный поток Ф величина которого будет тем больше чем больше будет число ампервитков Iw. Произведение тока I на число витков w намагничивающая сила измеряется в амперах.
33244. Ферромагнитные материалы 13.25 KB
  Вращаясь вместе с ротором относительно статора поток в соответствии с законом электромагнитной индукции ЭМИ индуцирует в каждой фазе обмотки статора ЭДС . При замкнутой внешней цепи по обмоткам статора протекает ток нагрузки I который в свою очередь образует МДС статора . МДС создает магнитный поток реакции якоря и поток рассеяния аналогичный асинхронному двигателю который замыкается поперёк пазов статора и вокруг лобовых частей обмотки статора. Потоки и наводят в обмотке статора соответственно ЭДС и .
33245. Гистерезис 13.81 KB
  Электрические потери Рэл возникают в обмотках трансформатора и обусловлены их нагреванием при протекании по ним электрического тока. КПД трансформатора определяется как отношение активной мощности на выходе трансформатора к активной мощности на выходе первичной обмотки. КПД трансформатора зависит: 1 от конструкции трансформатора; 2 от степени загрузки трансформатора рис 4.9 Максимальный КПД будет у трансформатора с коэффициентом загрузки β = 045.
33246. Потенциал электростатического поля 13.32 KB
  Потенциал электростатического поля скалярная величина равная отношению потенциальной энергии заряда в поле к этому заряду: энергетическая характеристика поля в данной точке. Потенциал численно равен работе поля по перемещению единичного положительного заряда из данной точки электрического поля в бесконечность. Напряжение численно равно работе электростатического поля при перемещении единичного положительного заряда вдоль силовых линий этого поля.
33247. Зако́н Куло́на 13.12 KB
  μετρεω измеряю измерительный прибор предназначенный для определения мощности электрического тока или электромагнитного сигнала. В цепях постоянного тока мощность измеряют электро или ферродинамическим ваттметром. Мощность может быть также подсчитана перемножением значений тока и напряжения измеренных амперметром и вольтметром. В цепях однофазного тока измерение мощности может быть осуществлено электродинамическим ферродинамическим или индукционным ваттметром.
33248. Электри́ческое сопротивле́ние 13.23 KB
  Из систем многофазного тока наибольшее применение на практике получил трехфазный переменный ток.
33250. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ 13.82 KB
  Пуск синхронных двигателей может быть осуществлен при помощи вспомогательного пускового двигателя или путем асинхронного пуска. Пуск синхронного двигателя при помощи вспомогательного двигателя. Если ротор синхронного двигателя с возбужденными полюсами развернуть другим вспомогательным двигателем до скорости вращения поля статора то магнитные полюсы статора взаимодействуя с полюсами ротора заставят ротор вращаться далее самостоятельно без посторонней помощи в такт с полем статора т.
33251. Приборы магнитоэлектрической системы 13.29 KB
  2Электрическая аппаратура применяемая в осветительных и силовых сетях для целей управления или защиты может быть классифицирована по различным признакам. В зависимости от природы явления которое положено в основу действия аппаратов их можно разделить на: аппараты ручного управления рубильники переключатели выключатели контроллеры действие которых происходит в результате механического воздействия на них внешних сил; электромагнитные аппараты магнитные пускатели контакторы электромагнитные реле работа которых основана на...