63622

Государственный аппарат

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

По объему властных полномочий или по предмету ведения: Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства например Президент РФ Правительство РФ Федеральное Собрание РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд...

Русский

2014-06-22

328.52 KB

0 чел.

Тема: Государственный аппарат 

  1.  Государственный аппарат: понятие, признаки. Соотношение понятиймеханизм государстваигосударственный аппарат;
  2.  Государственный орган: понятие, признаки, виды; 
  3.  Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата;
  4.  Структура современного государственного аппарата; 
  5.  Разделение властей как принцип организации современного государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть в современной России; 

  1.  Государственный аппарат: понятие, признаки. Соотношение понятиймеханизм государстваигосударственный аппарат.

Государственный аппарат - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и принимающих соответствующие обязательные решения (Петров А.В).

Государственный аппаратэто постоянно действующая целостная  иерархическая система государственных органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих задачи и функции государства.

Признаки:

  1.  Это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, построенная на принципах субординации2 и координации3. Целостность этой системы обеспечивается общими для всех государственных органов принципами организации и деятельности, конечными целями и задачами деятельности. 
  2.  Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы, в которых работают государственные служащие, то есть лица, занимающие в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющие определенную работу по осуществлению задач и функций государства, подчиненные служебной дисциплине.
  3.  Для обеспечения государственных властных полномочий в состав государственного аппарата входят органы принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи. Без них не может обойтись ни одно государство.
  4.  Государственный аппарат осуществляет государственную власть и выполняет функции государства.
  5.  Все государственные органы, образующие государственный аппарат, создаются и действуют на основе Конституции и других нормативно-правовых актов.

Соотношение понятиймеханизм государстваигосударственный аппарат.

Часто в юридической литературе понятия “государственный аппарат и “механизм государства рассматриваются как тождественные (Перевалов В.Д., Черданцев А.Ф., Хропанюк В.Н., Корельский В.М., Хмелин М., Денисов А., Байтин М.).

Ряд авторов считают, что механизм государстваэто функционирующий государственный аппарат, то есть в динамике.

По мнению В.А. Толстика, М. Марченко, В. Афанасьева, В. Лазарева государственный аппаратэто система государственных органов непосредственно осуществляющих государственную власть, а в понятие “механизм государства кроме них включаются также “материальные придатки, то есть силовые структуры государственного аппарата, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения: вооруженные силы, полиция (милиция), исправительные учреждения, органы безопасности и т.д., опираясь на которые государственные органы осуществляют свою властную деятельность.

По мнению В.И. Цыганова, Р.А. Ромашова в механизм государства кроме “материальных придатков, то есть силовых структур можно включить государственные учреждения4, государственные предприятия5 и другие государственные структуры, которые не осуществляют государственную власть, но участвуют в реализации функций государства.

Именно осуществление всеми элементами механизма государства функций государства является основным системообразующим признаком.

Таким образом, механизм государстваэто система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства (Цыганов В.И.).

По мнению В.И. Червонюка, механизм государстваэто та материальная сила, с помощью которой государство действует, достигает своих целей и задач. Механизм государстваэто то, из чего состоит государство. Он имеет сложную организацию, подчиненную осуществлению задач и функций государства. Через механизм государства осуществляется государственная власть. Механизм государства имеет сложное строение и не сводится к совокупности органов или аппарату государства. Структурно он состоит из 2-х частей: государственных учреждений (организаций) и государственных органов. Центральное и основное звено в механизме государстваэто его аппарат, состоящий из государственных органов, то есть аппарат государства, состоящий из государственных органовэто часть механизма государства.

Таким образом, механизм государства это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства; это та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику. Понятие “механизм государства тесно связано с понятием “государственный аппарат. Последнее принято употреблять в двух смыслах: широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат в науке административно права. В теории государства и права понятие “государственный аппарат, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в широком значении, то есть как адекватное понятию механизма государства. Таким образом, государственный аппаратэто система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

2. Государственный орган: понятие, признаки, виды. 

Государственный органэто составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

  1.  Государственный органэто относительно самостоятельный элемент государственного аппарата; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;
  2.  Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;
  3.  Государственный орган состоит из государственных служащих; ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

  1.  Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;
  2.  Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
  3.  Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
  4.  Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.
  5.  Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I. По способу возникновения:

  1.  Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);
  2.  Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:

  1.  Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);
  2.  Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

 III. По широте компетенции:

  1.  Государственные органы общей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);
  2.  Государственные органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:

  1.  Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);
  2.  Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V. По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI. По принципу разделения властей:

  1.  Законодательные (Федеральное Собрание РФ);
  2.  Исполнительные (Правительство РФ);
  3.  Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата.

Принципы организации государственного аппаратаэто исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

  1.  Принцип демократизма (народовластия) –это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата. 

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его волярешающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

 Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия,  направленные против точно  выраженной  государственной воли народа,  расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному. 

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

 По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную. 

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения  или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократияэто реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

 Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность). 

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование,  которое проводится  по  процедуре близкой к выборам. 

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует  утверждения  каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.  

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властейэто принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами. 

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

 

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий.  Впервые на конституционном  уровне  был  закреплен в Конституции США 1787 года.  В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства. 

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная формаразделения трудавнутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

 В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

 во-первых, разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

 во-вторых, формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

 в-третьих, возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

 Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем 

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагатьветона его законы;  

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путемимпичментадобиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Законэто нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государствапарламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7. Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другойв наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости.

11. Принцип использования практического опыта.

12. Принцип научности.

4. Структура современного государственного аппарата.

Единый и целостный государственный аппарат делится на структурные частигосударственные органы и их объединения. Структура государственного аппарата изменчива и во многом зависит от типа и формы государства, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения.

Структурные части современного государственного аппарата создаются на основе принципа разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно, выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. 

Органы законодательной власти.

Законодательная власть принадлежит парламентувысшему представительному органу государства, избираемому народом. Парламент (англ. рarliament, от франц. рarler - говорить). В Великобритании, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе, например, бундестагв Германии, генеральные кортесыв Испании, сеймв Польше, фолькетингв Дании, альтингв Исландии, конгрессв США, в мусульманских странах (например, Иран, Азербайджан) - меджлис. Парламенты в большинстве государств мира состоят из нижней и верхней палат (Например, в Великобританиипалата общин и палата лордов, в СШАпалата представителей и Сенат, в АвстрииСоюзный Совет и Национальный Совет, в ИндииНародная палата и Совет штатов, в Германиибундестаг и бундесрат).  Однопалатные парламенты существуют в небольших государствах с более или менее однородным национальным составом (Венгрия, Польша, Дания, Хорватия, Финляндия, Сербия), но не всегда, например, Китайтретье в мире по территории государство с однопалатным парламентомВсекитайское народное собрание. Члены нижней палаты называются депутатами, а члены верхней палатысенаторами (иногда называется иначе).

В субъектах федерации законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты.

Органы исполнительной власти.

Органы исполнительной властиэто самая крупная структурная часть любого государственного аппарата. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, службы, агенства и т.д.). В структуру исполнительной власти входят также региональные государственные органы и должностные лица.  Органы исполнительной власти являются назначаемыми. Их основной вид деятельности связан с организацией исполнения законов. Такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер. 

Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными полномочиями. Глава государства в силу своего правового статуса призван обеспечивать согласованное функционирование органов законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах единой властной воли народа и решения общегосударственных задач. В современных государствах глава государства, как правило, является единоличным: в монархиях  - это монарх, в республикахпрезидент. 

Правительство обычно имеет название совет или кабинет министров, иногда оно официально называется правительством и редкогосударственным советом. Правительство –это высший коллегиальный орган исполнительной власти, создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) и осуществляющий государственное управление обществом. 

Основная задача правительствапроводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон. Его основное назначениеэто исполнение, реализация законов и подзаконных актов главы государства. Для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, которые предполагают издание правительством собственных подзаконных актов.

В некоторых странах исполнительная власть принадлежит президенту, а правительства как такового не существует (США, Бразилия, Мексика). Имеющийся там кабинет президентаэто совещательный орган, но не правительство в обычном понимании полномочий и функций этого органа. Правительство возглавляет председатель, как правило, это премьер-министр, в Германииканцлер, в Норвегиигосударственный министр, в мусульманских странахвизир, в некоторых странахпервый министр и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых ведомств. Правительство формируется правительство по–разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. В состав исполнительной власти входят также вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правозащитные органыпрокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации.

Органы судебной власти.

Органы судебной власти  - это государственные органы, которые осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. В демократическом правовом государстве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осуществляют конституционный контрольпроверку на соответствие законов и иных нормативно-правовых актов, а также действий и решений государственных органов нормам Конституции; в) защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан; г) применяют меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния; Органы судебной власти  образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, административных, конституционных и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Во главе этой системы находятся верховные и конституционные суды. 

Цыганов В.И. по уровню государственный аппарат делится обычно на две подсистемы. Первую образуют высшие органы государственной власти (парламент, президент, правительство и др.). Вторую составляют местные органы государственной власти (в федеративных государствахэто органы государственной власти субъектов федерации).

5.Разделение властей как принцип организации современного государства.

Разделение властейэто принцип, согласно которому государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветвизаконодательную, исполнительную и судебную. Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если это происходит, то неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и т.д. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Идея о разделении властей, высказанная еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Полибий, Цицерон, Марсилий Падуанский) была сформирована в качестве самостоятельного учения в Новое время Дж. Локком (1632-1704) и Ш.Л. Монтескье (1689-1755). Начиная с конца XVIIIначала XIX вв., принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. Впервые юридическое закрепление принцип разделения властей получил в Конституции США 1787 г. В современную эпоху принцип разделения властей составляет краеугольный камень конституционализма. Высшие органы государства, действующие на основе принципа разделения властей, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей считали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное назначениереализация законов. В подчинении исполнительной власти находится чиновничий аппарат, министерства и ведомства. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Законодательная, исполнительная и судебная власть в современной России.

Статья 10 Конституции РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11 ч. 1 Конституции РФ

  1.  Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Статьи 10 и 11 Конституции РФ как бы выводят Президента за рамки разделения властей. Формально он не входит ни в одну из ветвей власти, хотя, фактически, большинство его полномочий имеют исполнительский характер. 

Ст. 80 Конституции РФ

Президент РФ обладает обширными полномочиями в сфере законодательной, судебной и, особенно, исполнительной власти. Фактически Правительство полностью находится под контролем Президента.

Законодательная власть в РФ

Ст. 94, 95, ч. 1 ст. 96, 97 Конституции РФ

Статья 94 

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. 

Статья 95 

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. 

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. 

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органепоочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органасовместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе. 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 

Статья 96 

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. 

. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. 

Статья 97 

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 

. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 

. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 

Статья 98 

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 

. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ). 

Другие полномочия Гос.Думы (ст. 103 Конституции РФ).

Основное полномочие Совета Федерацииодобрение федеральных законов, принятых Гос. Думой. Другие полномочия Совета Федерации –ст. 102 (ч. 1) Конституции РФ.

Исполнительная власть в РФ

Статья 110 

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. 

. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. 

Статья 111 

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. 

. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. 

. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. 

Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике. 

После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску.

Статья 112 

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. 

. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113 

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. 

Статья 114 

1. Правительство Российской Федерации: 

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. 

. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. 

Статья 115 

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 

. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 

. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. 

Статья 116 

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Судебная власть в РФ 

Судебная властьэто самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами. 

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд РФ. Это орган конституционного надзора и контроля. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). 

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ (Ст. 120, 121, 122 Конституции РФ). Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ).

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном ФЗ (ч. 1, 2 ст. 128 Конституции РФ).

2 Субординацияэто система подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим; исполнение правил служебной дисциплины.

3 Координацияэто согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.

4 Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных, воспитательно-образовательных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют:

Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы

Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования

Частные учреждения - учредителями выступают коммерческие организации.

Государственное или муниципальное учреждение бывают: бюджетными, автономными, казенными.

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Cоздавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другиена основании типового положения о данном виде организаций, а некоторыев соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имуществоправом оперативного управления[2]. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

5 Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

земельные участки

здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути

оборудование

инвентарь

сырьё

продукцию

права требования

долги

исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)

Предприятиеобособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством.

Предприятиесамостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Может являться объектом купли и продажи. В этом случае предприятие является объектом деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45567. Проект расчёта электрической машины постоянного тока 2.03 MB
  Цель работы – изучить устройство и принцип действия, а также зависимости между физическими величинами и геометрией машины, связи между отдельными физическими величинами, спроектировав двигатель постоянного тока.
45568. История PR в России 30 KB
  История PR как профессионального вида деятельность четко отделяется от предыдущих этапов развития коммуникационных технологий поскольку PR рассматривается прежде всего как рыночная деятельность направленная на формирование дополнительных конкурентных преимуществ организации или института хотя определенные традиции управления организационными коммуникациями имеют место. Особенности развития PR в России: Неравномерность развития в центре и на периферии Неравномерность развития в различных сферах бизнесе политике сфере...
45569. Интеллектуальная собственность 53.5 KB
  Несоблюдение письменной формы договора как теперь специально указано в статьях 1334 и 1235 ГК РФ повлечет признание договора недействительным за исключением случаев когда сам Кодекс допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы как это установлено например для: 1 договора о предоставлении права использования произведения в периодической печати который может быть заключен устно пункт 2 статьи 1286 ГК РФ при этом данная норма не распространяет свое действие на электронные СМИ; 2 лицензионного договора о...
45570. Корпоративные кодексы: понятие, виды, методы создания и внедрения 39.5 KB
  Корпоративные кодексы: понятие виды методы создания и внедрения Ситуация в области трудовой морали и этики в современной России имеет сегодня свои особенности. При этом ни в коем случае нельзя сказать что формирование деловой этики начинается с нуля. Первые ростки на поле деловой этики в современной России стали пробиваться в 90х годах. Был принят ряд профессиональных этических кодексов среди которых следует упомянуть: Кодекс чести банкира 1992 Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового...
45571. Мероприятия для журналистов 36.5 KB
  Рассмотрим наиболее традиционные формы PRобщения в том числе брифинги приемы конференции прессконференции презентации дни открытых дверей круглые столы выставки и спецсобытия. Прессконференция является самой эффективной формой взаимодействия между компанией и журналистами так как последние получают информацию из первых рук PRспециалистов компании и ее менеджмента. В ней обязательно участвуют руководство или люди максимально компетентные в вопросе освещаемом на прессконференции. Прессконференцию проводят как правило в случае...
45572. Корпоративный сайт 37 KB
  Вот типовые блоки информации стандартного вебсайта: – история организации; – обращение к посетителям сайта первого лица организации; – профиль деятельности услуги или продукция организации; – новости из жизни организации; – официальные прессрелизы публикации СМИ об организации; – анонсы проводимых организацией мероприятий; – часто задаваемые вопросы и ответы на них; – конференции для посетителей; – вопросы представителям руководителям организации; – чаты страницы общения пользователей Сети; – обратная связь. Дополнительные ресурсы:...
45573. Современные методы регионального ПР 36.5 KB
  Методы регионального ПР Имидж региона – это реальный управленческий ресурс в существенной мере предопределяющий успешность политических экономических и социальных позиций региона. И такой мощный ресурс нужно использовать: перед руководством местных администраций встаёт реальная необходимость наладить грамотную работу PRслужб которая будет успешно реализовывать PRполитику региона. А для того чтобы результативно формировать и продвигать имидж региона и регионального лидера необходимо чтобы PRслужба подчинялась напрямую главе...
45574. Социологические исследования в PR-деятельности 51.5 KB
  Социологические исследования в PRдеятельности Исследования имеют огромное значение для специалиста по связям с общественностью так как позволяют отслеживать процесс работы на всем протяжении проводимой кампании начиная от сбора информации на этапе прогнозирования и заканчивая оценкой эффективности проведенных мероприятий. В связях с общественностью наиболее широко применяются социологические исследования. Программа социологического исследования призвана ответить на два основных вопроса: как отталкиваясь от определенных теоретических...
45575. Информационное противостояние, пропаганда, негативный ПР 46.5 KB
  Основные составляющие устойчивости организации на разрушение которых должна быть направлена технология информационной войны Разрушение единства МЫ – ЧУВСТВА идентичности Разрушение цели Разрушение структуры 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ АТАКА НА Цель Второе направление информационной войны против организации – разрушение цели. Поведение человека существенно отличается наличием ЦЕЛИ. В отсутствии цели люди становятся апатичными впадают в состояние подобное трансу Стабильность социальной системы динамична.