63630

Общее экономическое равновесие. Экономика благосостояния и теория общественных благ

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Состояние экономики называется Парето-эффективным в распределении благ между потребителями если невозможно перераспределить блага таким образом чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других.

Русский

2014-06-22

547.47 KB

24 чел.

Тема 7. Общее экономическое равновесие. Экономика благосостояния и теория общественных благ

  1.  Частичное и общее экономическое равновесие.

Частичное равновесие - это такое состояние экономики, при котором наблюдается равновесие в рамках отдельного товарного рынка.

Условия равновесия, достигаемого отдельной фирмой:

а) максимизация прибыли от выпуска (равенство пред.затрат и пред.выручки MC=MR (MC=MR =PХ для конкурентного товарного рынка));

б) минимизация общих затрат на заданный выпуск (пропорциональность пред. продуктов всех используемых ресурсов их ценам: или

в) максимизация прибыли от использования ресурсов (пред.продукт ресурса равен пред.затратам на него )

Равновесие отдельной фирмы на рынке устанавливается при одновременном соблюдении всех трёх рассмотренных выше условий:

Суммирование функций спроса и предложения отдельных рыночных субъектов способно существенно приблизить нас к проблеме общего рыночного равновесия. Однако анализ останется в рамках отдельных товарных (отраслевых) рынков, а поскольку равновесное положение любого потребителя или фирмы невозможно определить изолированно от других товаров, потребителей, фирм, надо строить модель ОЭР.

Общее рыночное равновесие - это такое состояние экономики, при котором рынки всех товаров находятся в одновременном равновесии, а все рыночные субъекты максимизируют свою целевую функцию (полезности, прибыли) при заданных ограничениях.

В моделях ОЭР цена и объём выпуска каждого товара зависят не только от спроса и предложения данного товара, но и от спроса и предложения других товаров: субститутов, комплиментов, ресурсов.

Модели ОЭР бывают: в условиях СК/в условиях несов.конкуренции; модели общего статического равновесия (неизменность очень многих параметров, реально влияющих на состояние экономики)/модели общего динамического равновесия (все факторы рассматриваются как переменные величины).

  1.  Модель общего экономического равновесия Вальраса. Условия достижения общего равновесия.

Леон Вальрас - представителя лозаннской школы

Модель ОЭР Вальраса:  

Утверждения Вальраса:

- любое рын.хозяйство направлено на достижение равновесного состояния;

- все основные элементы рыночной экономики находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости

- основа рыночного механизма - обмен продуктами между производителями и потребителями на принципах взаимовыгодности и эквивалентности

- главный инструмент рын.механизма – цена (равновесная цена определяется равенством предельной полезности товара и издержками его производства).

Всё рыночное хозяйство / на две подсистемы: производственную и потребительскую. Одни и те же люди в зависимости от конкретных обстоятельств выступают то покупателями потребительских благ, услуг, ресурсов, то их продавцами. Цены одной подсистемы зависят от цен другой. Сумма денег, уплачиваемая за все ресурсы, должна в точности соответствовать сумме, уплачиваемой за все потребительские товары.

Равновесие, достигаемое на одних рынках (например, ресурсных) означает достижение равновесия и на других (потребительских товаров). Каждый участник обмена получает от этой операции одинаковую выгоду, поскольку в основе эквивалентности обмена лежит равенство предельных полезностей всех товаров, отнесённых к их ценам. Сумма цен всех товаров в итоге = суммарным общим издержкам производства этих товаров , i – количество всех товаров.

Вальрас составил систему уравнений, каждое из которых обеспечивает равенство спроса и предложения на рынке конечного продукта или ресурса, и отражает рациональное поведение рыночных субъектов, максимизирующих свою целевую функцию.

  1. Рынок конечных товаров:

А) спрос каждого покупателя:, где Р – цены всех товаров, I – доход покупателя

Общий спрос на товар i на рынке:

Б) предложение фирмы: , где r – цены на ресурсы, P – цены на другие товары

Общее предложение на рынке: суммарное предложение всех фирм

  1. Рынок ресурсов:

А) спрос  фирмы на ресурсы:

Общий спрос на ресурс t на рынке:

Б) предложение ресурсов: , где  - количество ресурса t, принадлежащего j-ому потребителю

Закон Вальраса: если в состоянии равновесия пребывают (k1) рынков, то и на рынке товара k будет наблюдаться равенство спроса и предложения. (Если на одном из двух взаимосвязанных рынков достигается равновесие спроса и предложения, то оно будет обеспечиваться и на другом рынке. Этот вывод останется верным для любого числа рынков).

Избыточный спрос - разница между спросом и предложением товара (может быть как положительной, так и отрицательной). В ситуации равновесия на рынке избыточный спрос равен нулю.

Минусы модели: модель В. - пример сравнительного статического анализа. Вальрас не дошёл до формулирования законов изменения своей системы общего равновесия. Он не объяснил, что случится, если вкусы или ресурсы изменятся. Его теория не рассчитана на ситуацию неопределённости, асимметричной информации, инноваций. Она не предусматривает экономический рост и циклические колебания, незанятость и недогрузку мощностей.

Плюсы модели: доказана возможность существования системы равновесных цен, выступающих в качестве регуляторов экономического развития и своего рода индикаторов и ориентиров. Система Вальраса стала одной из тех основ, на которых сегодня базируется  почти вся экономическая наука.

  1.  Общее равновесие и эффективность по Парето.

Парето-оптимальным называется такое состояние экономики, при котором невозможно изменить производство и распределение таким образом, чтобы благосостояние одного или нескольких субъектов увеличилось без уменьшения благосостояния других. Как очевидно из рис. Парето-оптимальные состояния в двухсубъектной модели представлены точками К, Е и всеми другими точками, лежащими на границе благосостояний. Переход из одной такой точки в другую обязательно сопряжен с повышением благосостояния одного субъекта и снижением благосостояния другого.

На вопрос какое из них наилучшее экономическая теория не дает однозначного ответа, он относится к сфере общественного выбора (англ, social choice). Тем не менее экономическая теория исследует методы перевода экономики из Парето-оптимального, но "социально несправедливого" состояния в более "справедливое", где различия в благосостоянии субъектов А и В не столь разительны, и то, как осуществить такой переход с минимальными потерями в эффективности.

В коробке Эджуорта все возможные Парето-оптимальные состояния простой, двухсубъектной, двухпро-дуктовой экономики представлены точками касания кривых безразличия обоих субъектов. Все множество таких Парето-оптимальных состояний, как очевидно, и образует контрактную кривую OAEE1OB. Субъекты А и Б не могут улучшить своего благосостояния, не ухудшая благосостояния другого субъекта (В или А), а это и есть сущностный признак Парето-оптимальности. Однако не все точки контрактной кривой одинаково желательны.

Понятие Парето-оптимальности полезно расчленить на ряд составляющих, или, иначе говоря, установить необходимые условия (признаки) Парето-оптимального состояния экономики. Их три: эффективность в распределении благ между потребителями (эффективность в обмене), эффективность в производстве и эффективность в структуре выпуска продукции.

Состояние экономики называется Парето-эффективным в распределении благ между потребителями, если невозможно перераспределить блага таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других. Состояние экономики называют Парето-эффективным в производстве, если невозможно увеличить производство одного или нескольких продуктов, не сокращая производства других. (Названные условия Парето-эффективности симметричны с той лишь разницей, что в первом случае общие объемы потребительских благ предполагаются заданными, фиксированными, тогда как во втором они предполагаются меняющимися в зависимости от распределения факторов производства между выпусками различных благ). Наконец, структура выпуска благ является Парето-эффективной, если невозможно увеличить благосостояние хотя бы одного индивида, не уменьшая благосостояния других, путем изменения структуры (комбинации) выпускаемых благ. И все три эти условия выполняются в условиях совершенной конкуренции, причем не только для двух потребителей или двух предприятий, но и для сколь угодно большого их числа.

Симметричность условий Парето-эффективности в потреблении и в производстве




Парето-эффективное
распределение
благ

Парето-эффективное
распределние
факторов производства

Ограниченные
блага (ресурсы)

Результат
распределения

Условие
эффективности

X, Y



K, L

U*A = U*A(XA,YA)
U*
B = U*B(XB,YB)

X = X(K
X,LX)
Y = Y(K
Y,LY)

MRSAXY = MRSBXY


MRTS
XKL = MRTSYKL

Условие Парето-оптимальности в обмене, или в распределении благ:

MRSAXY = MRSBXY = ...        

выполняется при совершенно конкурентном равновесии, поскольку все субъекты при совершенной конкуренции сталкиваются с одним и тем же соотношением цен, PX/PY, что и приводит их при максимизации полезности к уравниванию их предельных норм замены.

Точно так же условие Парето-оптимальности в производстве благ:

MRTSXKL = MRTSYKL = ┘        

выполняется в условиях совершенной конкуренции, потому что каждое предприятие в этих условиях сталкивается с одним и тем же соотношением цен производственных ресурсов К и L, что и приводит их при максимизации прибыли к уравниванию их предельных норм технической замены производственных ресурсов. Наконец, условие Парето-эффективности в структуре выпуска:

MRPTXY = MRSAXY = MRSBXY = ┘        

также выполняется в условиях совершенной конкуренции, поскольку совершенно конкурентные предприятия уравнивают свои предельные затраты с теми же самыми ценами, с которыми сталкиваются покупатели:

MCX/MCY = PY/PX        

Тот факт, что общее конкурентное равновесие и Парето-оптимальность предполагают выполнение одних и тех же условий, означает, что между ними существует тесная взаимосвязь, которая обобщается в двух основных теоремах теории общественного благосостояния.

Первая теорема теории общественного благосостояния утверждает, что в состоянии общего равновесия размещение (англ, allocation) экономических ресурсов Парето-оптимально. Парето-оптимальное распределение ресурсов требует, чтобы соотношения цен соответствовали соотношениям предельных затрат производства благ. Это по существу значит, что относительные цены благ должны быть столь же высоки (низки), сколь высоки (низки) предельные затраты их производства. В противном случае экономические агенты получают искаженные сигналы об относительной ограниченности товаров и производственных ресурсов.

Вторая основная теорема теории общественного благосостояния утверждает: при условии, что все кривые безразличия и изокванты выпуклы относительно начала координат, для любого Парето-эффективного распределения ресурсов существует система цен, обеспечивающая общее экономическое равновесие. Едва ли не важнейшим следствием второй основной теоремы общественного благосостояния является возможность разделения двух важнейших проблем экономики ≈ эффективного использования ограниченных ресурсов и распределения благосостояния между индивидами, которые могут быть решены независимо одна от другой. В условиях совершенной конкуренции обе проблемы решаются посредством системы рыночных цен. Их аллокативная (от англ, allocation ≈ размещение) роль состоит в том, что цены характеризуют степень ограниченности (дефицитности) благ и факторов производства, а дистрибутивная (от англ, distribution ≈ распределение) ≈ в том, что они определяют покупательную способность экономических субъектов.

  1.  Частные и общественные блага.

Блага в экономике: частные и общественные

Свойства общественных благ:

  1. Неконкурентность в потреблении (потребление общ.блага одним индивидом не снижает уровня полезности, получаемого от потребления того же блага другим индивидом)
  2. Неисключительность в потреблении (общ.благо не может быть предоставлено исключительно тем членам общества, которые принимали участие в финансировании его производства, оно доступно для потребления всеми членами общества)

Типы благ и ресурсов:

Классификация общественных благ по территориальному признаку:

  1. Международные общественные блага
  2. Национальные (общегосударственные) общественные блага
  3. Местные общественные блага

Достойные общ.блага: образование, здравоохранение

Проблемы, связанные с общественными благами:

  1. Проблема безбилетника 
  2. Нет цен как механизма обратной связи
  3. Нет стимулов для рыночного производства
  4. Недостаток стимулов для создания технологий предоставления
  5.  Ресурсы совместного применения.

В отличие от чистых общественных благ, естественные ресурсы совместного потребления  (common-pool resources), несмотря на то, что доступ к ним свободен, предполагают конкуренцию между потребителями либо за количество, либо за качество данного ресурса. К ним относят: подземные водные источники, рыбные ресурсы открытого моря, крупные водные системы, ассимиляционный потенциал окружающей среды и др. Поскольку в большинстве своем естественные ресурсы совместного потребления являются исчерпаемыми, то их интенсивное использование ведет к их истощению и

деградации.  Американский эколог Дж. Хардин, первым изучивший это явление, назвал его «трагедией общин» («трагедией общего достояния»).  «Трагедия общин» заключается в том, что никто из потребителей не заинтересован в ограничении или рациональном использовании таких ресурсов.

  1.  Общественные блага и общественный сектор экономики. 

Общ.блага – см. вопрос 4

Частный сектор экономики: фирмы и домохозяйства

Характеристики частного сектора:

  1. Индивидуальные потребности, предпочтения и цели 
  2. Цена – ключевой фактор, определяющий поведение 
  3. Максимизация полезности или прибыли посредством оптимизации соотношения затраты/выгоды    

Права и формы собственности част.сектора:

  1. Права ограничены законодательством 
  2. Права собственности определяют организационно-правовую форму
  3. Частная собственность  

Общественный сектор экономики: Бюджетные учреждения, государственные органы, государственный бюджет, ГУПы, гос. собственность    

Характеристики общ. сектора:

  1. Коллективные цели (общественные предпочтения)
  2. Множество факторов, влияющих на государственную политику  
  3. Максимизация общественного благосостояния посредством реализации государственной политики (набор целей)

Права и формы собственности общ.сектора:

  1. Эксклюзивное право устанавливать правила игры, право принуждения
  2. Государственная собственность 
  3. Проблема прав собственности, ресурсы общего пользования (common-pool resources)  

Общественный сектор экономики - совокупность ресурсов экономики, находящихся в непосредственном распоряжении государства (запасы в виде гос.собственности и потоки – гос.финансы)

Формирование и использование ресурсов государства и влияние государства на экономическое положение и поведение экономических субъектов (домохозяйств и фирм) изучает экономика общественного сектора (ЭОС)

ЭОС представляет собой микроэкономику государства как экономического агента, который взаимодействует с другими участниками экономической жизни, производит и потребляет блага в общей рыночной среде, обладая при этом особым статусом.

  1.  Равновесие в сфере производства общественных благ.

В случае коллективного или общественного блага все должны потреблять один и тот же объём этого блага. Каждая дополнительная единица такого блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Поэтому предельная общественная полезность каждой единицы коллективного (общественного) блага есть сумма предельных полезностей для всех потребителей: . Величина общественного спроса на коллективное (общественное) благо есть в то же время и величина индивидуального спроса каждого из n потребителей: .

Оптимальный выпуск общественного блага, как и частного, определяется равенством предельной общественной выгоды предельным общественным издержкам:  MBS = MCS. Кривая общественного спроса на коллективное (общественное) благо строится путём вертикального суммирования предельных полезностей всех потребителей при каждом объёме этого благ.

Условие эффективности при производстве коллективных или общественных благ требует, чтобы сумма предельных готовностей платить всех пользующихся данным благом  потребителей была равна предельным издержкам предоставления дополнительной единицы этого блага:

.

Равновесие достигается, если каждый потребитель уплачивает за коллективное благо ту сумму, которая отражает получаемую им предельную полезность.

  1.  Рынок, экономическая эффективность и социальная справедливость.

Рынки совершенной конкуренции, обеспечивают аллокативную эффективность (allocative efficiency), под которой понимается оптимальное размещение ограниченных ресурсов по направлениям их конечного использования. Она достигается в случае, когда все рыночные цены соответствуют предельным затратам ресурсов на производство продукции, включая нормальную прибыль. Принимая решение увеличить своё потребление на дополнительную единицу или сократить, потребитель ориентируется на цену, измеряющую предельную оценку данного товара всеми остальными потребителями.

Экономическая эффективность - это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата.
   Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) потребностям, интересам человека, которые господствуют в данном обществе. Более подробно, под социальной справедливостью понимается обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов, детей без родителей, свободный доступ граждан страны к образованию, здравоохранению, спорту, культуре и т. д.
   Рыночная система не обеспечивает социальной справедливости. Напротив, многие ее векторы имеют противоположную направленность.
   Экономическая эффективность в принципе противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экономических проблем и др.
   Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью - это отражение противоречия между производством и потреблением.
   Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного продукта, достигается наилучшим образом в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности. Однако такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики. Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создание социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

  1.  Финансирование производства общественных благ.

А) добровольное финансирование

В условиях, когда финансирование производства общественных благ является добровольным, объем их предоставления оказывается ниже оптимального. Причина: наличие «проблемы безбилетника»: члены общества могут уклониться от несения своей доли издержек, ожидая, что необходимые для производства общественного блага средства будут предоставлены другими (благодаря свойству неисключительности общ.благ они планируют воспользоваться плодами чужих усилий, пример – установка домофона в подъезде). Таким образом, объем средств будет недостаточен для финансирования того объема благ, который обеспечивал бы максимальное удовлетворение потребностей группы в этих благах.

Б) обязательные решения об участии членов общества в финансировании  пр-ва общ.благ

Если предпочтения людей в отношении данного общественного блага различаются по интенсивности, оптимальным является использование процедуры голосования: единогласное одобрение решений об объеме предоставления общ.благ и распределения издержек.

Принцип Линдаля: доля индивида в финансировании общественного блага (доля в уплате налога) должна соответствовать предельной полезности блага для данного индивида

Минусы модели Линдаля:

- у индивидов может быть стимул сокрытия реальных оценок их предельной полезности

- Линдаль исходит из готовности индивидов платить, не учитывая то, что она м.б. ограничена способностью платить

- большие издержки достижения единогласия

  1.  Внешние эффекты (экстерналии)  и нарушение условия Парето-эффективности.

Внешними эффектами (англ, externalities) называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.

Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими. До сих пор мы игнорировали наличие внешних эффектов и в потреблении, и в производстве. Так, при анализе поведения потребителя руководствовались аксиомой его независимости согласно которой удовлетворение потребителя, или получаемая им полезность, зависит лишь от размеров потребления покупаемых им благ и не зависит от размеров потребления их другими. Это, в частности, означало, что потребителю неведомы чувства зависти и сострадания, что не курящий не испытывает дискомфорта от пассивного курения, на которое его обрекают курящие, и т. п. Точно так же в теории производства и затрат полагали, что объем выпуска зависит только от величины используемых в производстве ресурсов, а частные и общественные затраты совпадают. При определении объемов производства, потребления, продаж или покупок участники рыночных сделок ориентируются лишь на свои частные интересы и не принимают во внимание внешние эффекты, как отрицательные, так и положительные. Поэтому товаров, производство которых сопровождается отрицательными внешними эффектами, выпускается слишком много, а товаров, производство которых сопровождается положительными внешними эффектами, наоборот, слишком мало. В результате не обеспечивается Парето-эффективность структуры выпуска.

  1.  Понятие «безбилетного пассажира»

Из того, что условие оптимального производства общественных благ определено, ещё не следует, что легко добиться его выполнения. Однако на практике определение оптимального объёма производства общественных благ затруднено тем, что индивидуальные потребности в этих благах, во-первых, весьма различны у разных людей, а, во-вторых, слабо проявляются на рынке. Можно, конечно, проводить социологические исследования (опросы, голосования) на предмет изучения общественного спроса на те или иные общественные блага. Но, предвидя, что за общественные блага придётся расплачиваться увеличением налогов, потребители склонны искажать свои действительные предпочтения и занижать свою реальную потребность в этих благах. На вопрос о том, сколько они готовы заплатить за производство того или иного общественного блага, потребители в лучшем случае занизят свою предельную выгоду, а то и вовсе скажут, что оно им не нужно. Это явление известно как проблема «безбилетника» (free rider). В определённых ситуациях у потребителей может возникнуть соблазн скрыть свои предпочтения. Если кто-то из потребителей знает, что другой оценивает полезность коллективного блага (в нашем примере, двери) очень высоко, сильно в нём нуждается и даже готов целиком за него заплатить, то он постарается сделать вид, что благо ему вообще не нужно.Но, если так же думает и рассуждает другой потребитель, то коллективное благо может быть и не куплено (дверь не установлена), хотя оба оценивают выгоду от него очень высоко. Это означает, что рынок не предоставит общественных благ в Парето-оптимальном объёме. Решение, сколько и каких общественных благ производить, принимается либо посредством адимнистративно-командного механизма (диктатором, бюрократией и т.п.), либо с использованием механизма голосования.

Инструмент, с помощью которого можно попытаться решить проблему уклоняющихся от участия в финансировании производства благ совместного пользования (и тем самым выявить истинный спрос на общественные блага), должен отвечать следующим требованиям (критериям): во-первых, производство коллективного (общественного) блага должно осуществляться в Парето-оптимальных размерах; во-вторых, потенциальные потребители такого блага должны быть заинтересованы в том, чтобы правдиво отвечать относительно своих истинных предпочтений. И, наконец, в-третьих, расходы на создание коллективного (общественного) блага должны равняться суммарным платежам потребителей на эти цели.

Современной экономической теории известны несколько походов к решению проблемы выявления действительного общественного спроса на общественные блага. Один из них состоит в предложении использовать специальный налог, известный как налог Кларка.

Суть налога, учитывающего интенсивность потребительских предпочтений, сводится к оценке того, сколько нуждающихся в общественных благах готовы платить по каждому из возможных вариантов решений.

Чтобы избежать расхождений в истинной (vi) и объявленной (ui) потребителями ценности данного блага, Е.Н. Кларком был предложен налог на доминантного потребителя. Доминантным считается потребитель, чья оценка принципиально влияет на результат коллективного выбора. Если мнение доминантного потребителя не учитывать, то итоговый результат (устанавливать или не устанавливать систему) меняется на противоположный.

В общей массе выбирающих доминантных потребителей может не оказаться вовсе, или, наоборот, «влияющим» может быть каждый.

Истинность (или неистинность) оценок недоминантных потребителей не имеет значения. Если сумма чистых выигрышей всех остальных людей уже является положительной величиной, то завышение оценки выигрыша последним потребителем не влияет на итоговый результат. (И, значит, он не является доминантным индивидом). Если же данный потребитель занижает свою оценку, то пока занижение не влияет на итоговый результат, он остаётся недоминантным, и, следовательно, занижение также не играет существенной роли.

Иное дело, если занижение, или завышение своей оценки чистого выигрыша каким-то индивидом изменяет итоговый результат (строить - не строить, вводить - не вводить и т.д.). Потребитель становится доминантным, определяющим.

Если создать соответствующие стимулы для доминантных потребителей «говорить правду», т.е. заявлять о своём истинном выигрыше (проигрыше), то и у остальных (недоминантных) индивидов не будет причин называть неистинную оценку своего выигрыша (хотя это и не важно).

Создать указанные стимулы как раз и призван налог Кларка. Его величина определяется тем ущербом, который наносится обществу решением доминантного потребителя. Размер ущерба представляет собой сумму выигрышей (проигрышей), которая была бы получена (потеряна) обществом при отсутствии оценки доминантного потребителя.

Если из-за решения доминантного потребителя (его отрицательной оценки) общественное благо производиться не будет, он должен заплатить налог в размере суммарной чистой выгоды, не полученной остальными потребителями: . И, наоборот, если из-за положительной оценки доминантного потребителя принимается решение производить общественное благо (которое без его влияния не было бы произведено), то данный потребитель должен заплатить налог, покрывающий чистый проигрыш от данного блага всех остальных потребителей, т.е. .

Поскольку в роли доминантного потребителя, вынужденного платить дополнительный налог, может оказаться любой из участвующих в принятии коллективного решения, постольку каждый из них заинтересован в оглашении истинной оценки своего выигрыша (проигрыша).

Следует иметь в виду, что налог Кларка уплачивается не непосредственно остальным участникам «голосования», а в бюджет государства. Кому пойдут эти деньги, не имеет значения до тех пор, пока их поступление не превратит в доминантных других потребителей, принимающих участие в решении вопроса о судьбе данного общественного блага.

  1.  Провалы рынка и государственное вмешательство в экономику

Обоснование необходимости вмешательства государства в экономику:

  1. обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;
  2. устранение и компенсация недостатков рыночного механизма;
  3. осуществление государственной экономической политики

Провалы рынка (Market failures):

  1. общественные блага (не производятся);
  2. внешние эффекты;
  3. монопольная власть;
  4. асимметрия информации.
  5.  Положительные и отрицательные экстерналии.

Внешние эффекты - ситуации, когда производство или потребление какого-либо блага оказывает непосредственное воздействие на производство или потребление другого блага.

Это воздействие может быть:

  1. отрицательным (выражаются в снижении полезности или выпуска, т.е. порождают внешние затраты)
  2. положительным (выражаются в увеличении полезности или выпуска, т.е. порождают внешние выгоды)

Примеры отр. внешних эффектов: автомобильные выхлопы, сигаретный дым, громкая музыка в жилом доме, дым заводских труб

Примеры полож. внешних эффектов: прививки, восстановление исторических зданий, исследования и разработки

Как возникает провал рынка?

  1. отсутствие платы (компенсации) за внешний эффект
  2. отсутствие рынка ресурса или блага через который реализуется внешний эффект

В случае отрицательного внешнего эффекта имеет место перепроизводство блага (предельные общественные затраты больше предельных частных затрат на величину предельных внешних затрат): МSС=МРС+МЕС

В случае положительного внешнего эффекта имеет место недопроизводство блага (предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод): МSB=МРВ+МЕВ

  1.   Методы интернализации внешних  эффектов: от А. Пигу до Р. Коуза.

Интернализация внеш.эффектов – внешние издержки становятся внутренними

Методы интернализации:

  1. Введение корректирующих налогов и субсидий
  2. Закрепление прав на все ресурсы (теорема Коуза)

Корректирующие налоги и субсидии:

  1. Корректирующий налог (налог Пигу) – потоварный налог, уравнивающий предельные частные и предельные общественные издержки.
  2. Корректирующие субсидии – уравнивают предельные частные и предельные общественные выгоды.

Эквивалентность налогов Пигу и разрешений на загрязнение:

Трудности установления корректирующих налогов и субсидий:

  1. Необходимо существование однозначной зависимости между объемом выпуска и размером внешнего эффекта
  2. Трудности определения предельных внешних затрат или выгод
  3. Одни и те же субъекты могут производить несколько внешних эффектов, причем как отрицательных, так и положительных  

Пигу: внешние эффекты – провал рынка, требующий вмешательства государства (наложение штрафов в размере экстернальных издержек на деятельность, являющуюся источником отрицательных внешних эффектов; возмещение в форме субсидий, эквивалентных положительным экстерналиям)

Коуз: против государственного вмешательства; рынок сам может справиться с отрицательными внешними эффектами, если транзакционные издержки равны нулю.

Теорема Коуза: в условиях отсутствия трансакционных затрат и распределении прав собственности на все ресурсы Парето-эффективное размещение (эффективная структура производства) может быть достигнуто без вмешательства государства.  

Выводы из теоремы Коуза:

  1. Внешние эффекты появляются тогда, когда права собственности размыты
  2. Внешние эффекты не провал рынка, а провал государства (дефектное законодательство)
  3. Ключевое значение транзакц.издержек – если они положительные, распределение прав собственности влияет на структуру производства.
  4. Вмешательство государства не требуется (в случае высоких транз.изд. – оно экономически не оправдано, в случае низких – излишне)

16.Теория общественного выбора и экономический анализ демократического государства

Экономисты, внесшие вклад в развитие ТОВ: Й. Шумпетер, К. Эрроу, Д. Блэк, Э. Даунс, Дж. Бьюкенен,Дж. Бренан, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон  

ТОВ - смычка между практической и теоретической стороной принятия политических решений.

Особенности ТОВ:

  1. Для описания поведения человека в полит.сфере используются те же гипотезы, что и в неоклас.эк.теории: гипотезы следования личному интересу, полноты и транзитивности предпочтений, рациональной максимизации целевой функции
  2. Процесс выявления интересов индивидов чаще всего понимается в терминах рыночного взаимодействия: предполагается, что отношения между людьми в политической сфере могут быть описаны в терминах взаимовыгодного обмена
  3. В ходе исследования ставятся вопросы, аналогичные тем, которые имеют центральное значение в неоклассической теории цены, т.е. вопросы о существовании и стабильности политического равновесия, путях его достижения и его оценке с точки зрения принципа эффективности по Парето

Основные моменты:

  1. В основе общественного выбора – шкала предпочтений, выявленных на основе сопоставления предельных затрат и предельных выгод (полезностей)
  2. Каждый участник имеет свои мотивы и стимулы, действует рационально, максимизирует свою целевую функцию  
  3. Внешним фактором, влияющим на эффективность политического решения, является несовершенство демократических процедур

17.Политический механизм агрегирования предпочтений на общественные блага и его ограничения. 

Политический рынок

Политический механизм агрегирования предпочтений на общественные блага: голосование

Оптимальное правило принятия решений:

  1.  Оптимальным правилом принятия решений в каждом конкретном случае является правило голосования, при котором минимизируется уровень совокупных издержек

Проблемы (парадоксы) коллективного выбора: хотя правило большинства голосов может оказаться оптимальным в условиях, когда принимается решение об объемах предоставления одного конкретного блага, оно может привести к возникновению проблемы цикличности голосования в том случае, если принимается решение о выборе между различными общ.благами

Парадокс Кондорсе

Предпочтения индивидов в отношении общественных благ А, В, С

1

А>B 

B>C 

A>C 

2

A>B 

B<C 

A<C 

3

A<B 

B>C 

C>A 

Вся группа

A>B 

B>C 

C>A 

  1. Является следствием нарушения транзитивности общественных предпочтений
  2. Приводит к цикличности голосования
  3. Делает возможным процедурное манипулирование – индивиды, наделенные правом формулировки вопросов и контроля за другими аспектами процедуры принятия решений, оказываются в состоянии добиваться выгодных для себя решений

Теорема Эрроу о невозможности: требования к функции общественного благосостояния

Условия:

  1. Неограниченная область определения (универсальность)
  2. Отсутствие диктатуры
  3. Принцип Парето
  4. Независимость от не относящихся к делу альтернатив

Теорема: Не существует такой функции общественного благосостояния, которая удовлетворяла бы всем четырем условиям и которая одновременно была бы способна обеспечить транзитивность общественных предпочтений

Невозможно разработать такую процедуру голосования, которая трансформировала бы индивидуальные предпочтения в общественные и удовлетворяла бы всем четырем требованиям.

Выше рассматривалась прямая демократия, перейдем к представительной (есть партии, конкурирующие за избирателей и чтобы им одержать победу на выборах, нужно анонсировать такой объем общ.благ, который был бы желательным для большинства членов общества)

Теорема о медианном избирателе

В том случае, если:

  1. Всех избирателей интересует один и тот же вопрос;
  2. Альтернативные подходы к решению этого вопроса могут быть представлены в виде линии политического спектра;
  3. Предпочтения избирателей распределены симметрично;
  4. Победителем становится партия, получившая большее число голосов

То оптимальной стратегией партий является ориентация на «медианного избирателя»

Теорема: при симметричном распределении предпочтений относительно конкретного общественного блага, максимизация голосов избирателей достигается при ориентации на количество общественного блага , предпочтительное с т.зр. медианного избирателя (варианты Q< и Q> поддерживаются одинаковым числом избирателей).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81023. Французская социологическая школа в теории международных отношений 36.25 KB
  В основе полемологии комплексное изучение войн конфликтов и других форм коллективной агрессивности с привлечением методов демографии математики биологии и других точных и естественных наук.
81024. Геополитические теории международных отношений 36.52 KB
  Спайкман как представитель геополитической теории высказывает мнение что глобальная безопасность в мире может быть обеспечена контролем за материковой каймой т. Современные геополитические теории дополнены культурологическим материалом спор цивилизации хантингтона а также теорией золотого миллиарда.
81025. Основания глобализации. Этапы глобализации 38.97 KB
  Этапы глобализации. Первая фаза глобализации относятся к рубежу 1920 веков в результате научнотехнической революции роста экономики появления СМК и возможности свободного перемещения в пространстве. Предпосылки второй стадии глобализации складываются после второй мировой войны.
81026. Экономическая глобализация на современном этапе международных отношений 35.92 KB
  Экономическая глобализация началась в средние века завершается образованием глобальных сверкорпораций. Глобализация экономики с одной стороны создает условия доступа стран к передовым достижениям человечества обеспечивает экономию ресурсов стимулирует мировой прогресс а с другой – закрепляет периферийные модели экономики потерю сырьевых интеллектуальных и трудовых ресурсов странами не входящих в золотой миллиард разорение малого бизнеса и безальтернативную конкуренцию между сильным и слабым. Экономическая глобализация – процесс более...
81027. Политическая глобализация на современном этапе международных отношений 38.13 KB
  В тоже время политическая глобализация несет угрозу суверенитету любого государства. Политическая глобализация обеспечивается сетью транснациональных связей и отношений: деятельность международных организаций международных трибуналов экономических организаций МВФ Всемирный Банк. Тем не менее глобализация является объективным явлением современного мира которое воздействуя на мировое сообщество приводит его к новому состоянию.
81028. Культурная глобализация на современном этапе международных отношений 37.16 KB
  Как процесс многогранный и по всей видимости необратимый глобализация характеризуется такими явлениями которые обуславливают собой неоднозначное отношение к ним. Существует другая точка зрения согласно которой не смотря на то что люди во всем мире все более и более подвергаются воздействию иных культур через торговлю путешествия и СМИ глобализация рынков не приведет к снижению разнородности культур.
81029. Антиглобализм и альтерглобализм: особенности и сходства двух движений 39.62 KB
  Это многовекторное политическое движение направленное против процесса глобализации в его современных формах. Его основными чертами являются: признание объективного характера глобализации; отрицание безальтернативности существующей модели глобализации неолиберальноамериканоцентричной навязывания ее всему миру; разработка альтернативных моделей глобализации и альтернативного пути развития современной цивилизации; ведение борьбы с конструктивных позиций. Однако в последнее время чаще всего антиглобалисты отрицают только некоторые аспекты...
81030. Россия в процессах глобализации 37.65 KB
  Глобализация российским населением в большинстве случаев оценивается негативно. сокращение трудовых ресурсов странысокращение высокотехнологичных производств и расширение иностранного или филиального производстваПолитические перспективыПолитическая глобализация несет угрозу суверенитету любого государства. Политическая глобализация обеспечивается сетью транснациональных связей и отношений: деятельность международных организаций международных трибуналов экономических организацийБольшинство существующих международных организаций создающих...
81031. История создания и устав ООН. Структура ООН 41.01 KB
  Структура ООН Организация Объединённых Наций международная организация созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности развития сотрудничества между государствами. История создания ООН во многом определяется именно этими факторами. Предшественником ООН была Лига Наций Вторая мировая война дала сильный толчок общественной и правительственной инициативе по организации безопасности и мира.