63640

Демократия. Конституционные основы демократии в РФ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Власть народа от demos народ и krtos власть это форма политического строя основанная на признании народа источником власти действии принципов равенства и свободы. Демократия форма государственно-политического устройства общества основанная на признании народа в качестве источника власти...

Русский

2014-07-15

74.79 KB

25 чел.

Тема: Демократия

  1.  Демократия: понятие, признаки;
  2.  Прямая и представительная демократия;
  3.  Конституционные основы демократии в РФ;

1. Демократия: понятие, признаки

 Демократия (греч. demokratiaвласть народа, от demosнарод и kratos - власть) –это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократияформа государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти (Головистикова А.Н.).

Демократияэто государственный строй, где постановления большинства имеют решающее значение  (Аристотель «Политика»).

Демократия –это форма правления, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел.

Демократияэто форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел при наличии у него широкого круга гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод (В.И. Цыганов).

 Признаки демократии:

  1.  предполагает выборность высших представительных органов государственной власти. Власть при демократии осуществляется с помощью парламентских учреждений;
  2.   основана на признании таких принципов как а) власть большинства; б) верховенство Конституции и законов; в) политический плюрализм; в) свобода и равенство граждан (равноправие граждан); г) неотчуждаемость и защищенность прав и свобод человека; д) разделение властей.
  3.   предполагает наличие развитой системы народного представительства;
  4.   предполагает независимое правосудие
  5.   предполагает свободу общественных объединений;
  6.   предполагает наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально - экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации;
  7.   Демократияэто власть, действующая в интересах людей.

 Демократия как форма политического строя возникла впервые в Древних Афинах.

2. Прямая и представительная демократия

 По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную. 

 Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения  или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

 Представительная демократияэто реализация власти народа через представителей, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган - парламент. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

3. Конституционные основы демократии в РФ

 В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “РФ есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. 

 “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.     Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ ни с кем не делит свою власти, осуществляет ее самостоятельно и использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, может иметь только одного субъектанарод. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа РФ на всю власть. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Конституции РФ: Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. 

 “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы” (ст. 3 Конституции РФ). Согласно ФКЗ от 28 июня 2004г. «О референдуме РФ», референдумэто всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей ее территории. На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Помимо всероссийских референдумов могут проводится республиканские, региональные и местные референдумы, по наиболее важным вопросам жизни республики, региона.

 Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Наиболее существенный признак выборовпрямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего, активное и пассивное избирательно право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Одним из основополагающих принципов демократического государства является принцип разделения властей. Теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной властизаконодательная, исполнительная и судебнаядолжны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Необходимо, чтобы они находились в равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими.

 Далее ст. 10 Конституции РФ.

 Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия. Ст. 13 Конституции РФ.

 Одним из проявлений демократии является местное самоуправление. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74014. Международные отношения в период «холодной войны» (1946 -1991 гг.) 32.76 KB
  Проблема репараций: Формы репараций с Германии и её союзников были определены на Ялтинской конференции 1945 г На Потсдамской конф-ии 1945г: репарац. претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия из вост.зоны Германии и за счёт германских активов, находящихся в Болгарии
74016. Становление, развитие и крах социалистической системы в странах Восточной Европы. Государства региона на современном этапе исторического развития 48.84 KB
  В известной мере этому способствовала внутренняя и внешняя политика правящих кругов СССР. Руководство КПСС оставило в неприкосновенности режим безраздельной власти партийно-государственного аппарата,продолжало сохранять стиль авторитаризма в отношениях
74017. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв.: становление и эволюция постиндустриального общества 39.5 KB
  США отменили золотое содержание доллара. А поскольку именно арабские страны являлись основным поставщиком нефти то вскоре они заявили что не будут поставлять нефть странам поддержавшим Израиль это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе.
74020. Множественность преступлений 43.97 KB
  Множественность преступлений. Понятие множественности преступлений. Понятие единичного преступления и его виды Уголовный закон предусматривает значительное количество норм в соответствии с которыми совершение лицом нескольких преступлений влечет за собой уголовно-правовые последствия существенно повышающие его уголовную ответственность и усиливающие наказание. Множественность преступлений включает в себя в качестве составных элементов несколько единичных единых преступлений.
74021. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 24.58 KB
  Уголовное законодательство не содержит определения понятия состава преступления. Это понятие выработано наукой уголовного права, которая под составом преступления понимает совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков
74022. Стадии совершения преступления 47.86 KB
  Стадии совершения преступления. Понятие стадий умышленного преступления. Понятие оконченного преступления и его признаки. Добровольный отказ от преступления.