63640

Демократия. Конституционные основы демократии в РФ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Власть народа от demos –народ и krtos власть –это форма политического строя основанная на признании народа источником власти действии принципов равенства и свободы. Демократия –форма государственно-политического устройства общества основанная на признании народа в качестве источника власти...

Русский

2014-07-15

74.79 KB

12 чел.

Тема: Демократия

  1.  Демократия: понятие, признаки;
  2.  Прямая и представительная демократия;
  3.  Конституционные основы демократии в РФ;

1. Демократия: понятие, признаки

 Демократия (греч. demokratiaвласть народа, от demosнарод и kratos - власть) –это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократияформа государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти (Головистикова А.Н.).

Демократияэто государственный строй, где постановления большинства имеют решающее значение  (Аристотель «Политика»).

Демократия –это форма правления, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел.

Демократияэто форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел при наличии у него широкого круга гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод (В.И. Цыганов).

 Признаки демократии:

  1.  предполагает выборность высших представительных органов государственной власти. Власть при демократии осуществляется с помощью парламентских учреждений;
  2.   основана на признании таких принципов как а) власть большинства; б) верховенство Конституции и законов; в) политический плюрализм; в) свобода и равенство граждан (равноправие граждан); г) неотчуждаемость и защищенность прав и свобод человека; д) разделение властей.
  3.   предполагает наличие развитой системы народного представительства;
  4.   предполагает независимое правосудие
  5.   предполагает свободу общественных объединений;
  6.   предполагает наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально - экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации;
  7.   Демократияэто власть, действующая в интересах людей.

 Демократия как форма политического строя возникла впервые в Древних Афинах.

2. Прямая и представительная демократия

 По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную. 

 Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения  или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

 Представительная демократияэто реализация власти народа через представителей, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган - парламент. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

3. Конституционные основы демократии в РФ

 В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “РФ есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. 

 “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.     Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ ни с кем не делит свою власти, осуществляет ее самостоятельно и использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, может иметь только одного субъектанарод. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа РФ на всю власть. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Конституции РФ: Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. 

 “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы” (ст. 3 Конституции РФ). Согласно ФКЗ от 28 июня 2004г. «О референдуме РФ», референдумэто всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей ее территории. На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Помимо всероссийских референдумов могут проводится республиканские, региональные и местные референдумы, по наиболее важным вопросам жизни республики, региона.

 Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Наиболее существенный признак выборовпрямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего, активное и пассивное избирательно право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Одним из основополагающих принципов демократического государства является принцип разделения властей. Теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной властизаконодательная, исполнительная и судебнаядолжны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Необходимо, чтобы они находились в равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими.

 Далее ст. 10 Конституции РФ.

 Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия. Ст. 13 Конституции РФ.

 Одним из проявлений демократии является местное самоуправление. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84820. Рекомендации по совершенствованию реализации функций контроля и регулирования на «Хлебозаводе №6» 87.2 KB
  Цель курсовой работы: закрепить знания по менеджменту, а именно в части контроля и регулирования в управлении предприятием. Поэтому основные задачи: рассмотреть понятия, факторы, характеристики контроля; проанализировать контроль и регулирование на конкретном предприятии.
84821. Анализ затрат на производство продукции 162.34 KB
  В работе анализируется динамика объёма производства в натуральном и стоимостном выражении сезонные колебания факторный анализ анализ динамики производства анализ структуры и динамики затрат на производство продукции.
84822. Расходы предприятия. Пути сокращения расходов предприятия 4.23 MB
  Экономика предприятия есть обобщенный экономический результат его деятельности как за прошлый, так и за данный период времени, находящий свое выражение в имуществе, в денежных, материальных и интеллектуальных ресурсах на каждый данный рассматриваемый период времени.
84823. Оценка и планирование внешнеэкономической деятельности и ценообразование на импортную продукцию 1.33 MB
  С целью стабильности и высокой эффективности своей хозяйственной деятельности каждая фирма планируя приобрести необходимую продукцию за рубежом должна предварительно изучить всю публикуемую информацию о ценовой и технической характеристиках данной продукции степень насыщенности рынка...
84825. Українська термінологія у професійному спілкуванні 529 KB
  Термінологія - це не хаотична сукупність слів, а організована на логічному й мовному рівні система спеціальних назв. Науку, що вивчає термінологію, називають термінознавством. Біля витоків творення української термінології стояли науковці І. Верхратський, В. Левицький, О. Курило...
84826. Сущность банковских рисков, измерение и прогнозирование основных банковских рисков 169.5 KB
  Анализ операционного риска банка. Банковский риск -– это возможность вероятность финансовых потерь и или ухудшения ликвидности банка вследствие наступления неблагоприятных событий связанных с внутренними и или внешними факторами влияющими на деятельность банка.
84828. The Theory of a Phoneme 55 KB
  The suspension of phoneme contrast in isolated words is called free variations or a temporary neutralization. Although phonetic contrast is suspended some social linguists have argued that free variations are often sociologically significant.