63640

Демократия. Конституционные основы демократии в РФ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Власть народа от demos народ и krtos власть это форма политического строя основанная на признании народа источником власти действии принципов равенства и свободы. Демократия форма государственно-политического устройства общества основанная на признании народа в качестве источника власти...

Русский

2014-07-15

74.79 KB

16 чел.

Тема: Демократия

  1.  Демократия: понятие, признаки;
  2.  Прямая и представительная демократия;
  3.  Конституционные основы демократии в РФ;

1. Демократия: понятие, признаки

 Демократия (греч. demokratiaвласть народа, от demosнарод и kratos - власть) –это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократияформа государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти (Головистикова А.Н.).

Демократияэто государственный строй, где постановления большинства имеют решающее значение  (Аристотель «Политика»).

Демократия –это форма правления, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел.

Демократияэто форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел при наличии у него широкого круга гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод (В.И. Цыганов).

 Признаки демократии:

  1.  предполагает выборность высших представительных органов государственной власти. Власть при демократии осуществляется с помощью парламентских учреждений;
  2.   основана на признании таких принципов как а) власть большинства; б) верховенство Конституции и законов; в) политический плюрализм; в) свобода и равенство граждан (равноправие граждан); г) неотчуждаемость и защищенность прав и свобод человека; д) разделение властей.
  3.   предполагает наличие развитой системы народного представительства;
  4.   предполагает независимое правосудие
  5.   предполагает свободу общественных объединений;
  6.   предполагает наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально - экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации;
  7.   Демократияэто власть, действующая в интересах людей.

 Демократия как форма политического строя возникла впервые в Древних Афинах.

2. Прямая и представительная демократия

 По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную. 

 Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения  или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

 Представительная демократияэто реализация власти народа через представителей, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган - парламент. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

3. Конституционные основы демократии в РФ

 В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “РФ есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. 

 “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.     Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ ни с кем не делит свою власти, осуществляет ее самостоятельно и использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, может иметь только одного субъектанарод. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа РФ на всю власть. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Конституции РФ: Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. 

 “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы” (ст. 3 Конституции РФ). Согласно ФКЗ от 28 июня 2004г. «О референдуме РФ», референдумэто всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей ее территории. На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Помимо всероссийских референдумов могут проводится республиканские, региональные и местные референдумы, по наиболее важным вопросам жизни республики, региона.

 Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Наиболее существенный признак выборовпрямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего, активное и пассивное избирательно право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Одним из основополагающих принципов демократического государства является принцип разделения властей. Теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной властизаконодательная, исполнительная и судебнаядолжны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Необходимо, чтобы они находились в равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими.

 Далее ст. 10 Конституции РФ.

 Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия. Ст. 13 Конституции РФ.

 Одним из проявлений демократии является местное самоуправление. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27751. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками 28.78 KB
  Возникает задача поиска более действенных и результативных путей профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков как следствия их школьной дезадаптации опирающихся на принципы гуманизации и индивидуализации педагогического процесса в общеобразовательной школе. В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционнопедагогической деятельности не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Поэтому...
27752. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 39.13 KB
  В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Поэтому эмоциональноположительное взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи внимания памяти целенаправленной деятельности эмоциональной сферы мышления и сознания. Специальные исследования показали что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не изза отсутствия материального ухода а являются следствием недостаточности эмоциональных...
27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...
27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...