63652

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Русский

2014-06-22

53 KB

1 чел.

PAGE  7

Тема 9.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.

  1.  Сущность и функции государственного кредита.
  2.  Формы государственного кредита.
  3.  Классификация государственных займов.
  4.  Государственный внешний и внутренний долг.
  5.  Управление государственным кредитом.

-1-

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита, имеет особенности финансов и кредита.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

В качестве звена кредитной системы государственный кредит основывается на принципах срочности, платности и возвратности.

Как один из видов кредитных отношений государственный кредит имеет ряд особенностей,  отличающих его от классических финансовых категорий:

  1.  Носит добровольный характер;
  2.  При государственном кредите движение денежных средств, происходит в обоих направлениях от государства.

Особенности государственного кредита, отличающие его от банковского кредита:

- если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности или поручительство, то при заимствовании средств государством, обеспечением выступает все имущество, которое находится в собственности государства или муниципального образования, независимо от того, сколько денег взяли;

- если кредит берет правительство РФ, то оно не имеет конкретного целевого характера;

- государство может взять кредит сроком, не превышающим 30 лет.

К функциям государственного кредита относят:

  1.  Распределительную. С помощью данной функции осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности.
  2.  Регулирующую. Вступая в кредитные отношения государство воздействует на состояние денежно обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала и денег, на производство и занятость населения.

Сознательно используя этот инструмент, государство проводит финансовую политику.

  1.  Контрольную. Тесно связана с деятельностью государства и состоянием  централизованного фонда. Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке. Осуществляется не только финансовыми институтами, но и кредитными институтами.

-2-

Различают три формы государственного кредита:

  1.  Государство, в качестве заемщика;
  2.  Государство, в качестве кредитора;
  3.  Государство, в качестве  гаранта.
  4.  Как заемщик.  В соответствии с ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие материальные ценности, а заемщик обязуется вернуть такую же сумму или равное количество материальных ценностей, того же рода и качества. По договору займа заемщиком будет выступать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Государственные займы всегда является добровольными и изменение условий выпущенного займа не допускается.
  5.  Как гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ выступает в качестве гаранта, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантия предоставляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантии в рублях включается в состав государственного внутреннего долга, в иностранной валюте – внешнего долга.

Согласно бюджетному кодексу РФ в законе о федеральном бюджете всегда устанавливаются верхние пределы государственных гарантии.

  1.  Как кредитор.

1. Внутренний кредит. Являются кредиты, по которым у резидентов РФ в возникают долговые обязательства  перед государством

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и платной основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставленные другому бюджету на возвратной, платной или безплатной основах на срок не более 6 месяцев, в пределах одного финансового года.

В качестве заемщика средств федерального бюджета  могут выступать:

- Бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и внебюджетных фондов;

- Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- Юридические лица;

- Органы исполнительной власти нижестоящих  бюджетов.

Способом обеспечения  исполнения по возврату бюджетного кредита могут выступать:

- Банковские гарантии;

- Поручительство;

- Залог имущества.

Возврат, предоставляемый юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравнивается к обязательным платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, которые не имели задолженности пред бюджетом.

Министерство Финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год, определяет объем предоставленных организациям и бюджетам кредитов и доводит его до Министерства экономического развития и торговли. Не позднее, чем за 4 месяца до начала соответствующего года. Это делается, чтоб министерство успело провести конкурс по отбору инвестиционных проектов.

2. Внешний кредит. Являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства  перед РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ формируют долг иностранных государств.

Федеральным законом о Федеральном бюджете утверждаются:

  1.  Сумма погашения и выплаты  %  по долгам иностранных государств;
  2.  Размер долга иностранных государств на конец финансового года;
  3.  Программы предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
  4.  Предоставляемый объем  государственных кредитов.

-3-

В основе классификации лежит ряд признаков:

  1.  По эмитентам: центральные, территориальные;
  2.  В зависимости от места размещения: внутренние и внешние;
  3.  В зависимости от обращения на рынке: рыночные и нерыночные;
  4.  В зависимости от сроков привлечения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
  5.  В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные и беззакладные
  6.  По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процентные, с «нулевым купоном»
  7.  В зависимости от метода определения дохода: с твердым (фиксированным)  и с плавающим доходом;
  8.  В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

-4-

В результате заемной деятельности государства, образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговое обязательство  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Различают понятия государственного долга и общегосударственного.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ.

Общегосударственный долг – это более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств РФ:

  1.  кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2.  государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
  3.  договора о предоставлении государственных гарантий, договора поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;
  4.  Переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  5.  Соглашения и договора, в том числе международные, которые были заключены от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг делится на внутренний и внешний .

Внутренний долг формируется за счет размещения займов внутри страны, внешний долг – за пределами. Между собой они различаются: инструментами предоставления, условиями размещения, составом кредиторов и валютой займа.

-5-

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1. минимизация стоимости долга для заемщика;

2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами РФ;

3. недопущения резкого колебания курса заемных обязательств;

4. эффективное использование мобилизованных средств;

5. контроль,  за целевым использованием выделенных кредитов;

6. обеспечение своевременного возврата кредитов.

Управление государственным кредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках государственных органов власти и управления. Оперативное управление государственным кредитом осуществляет Правительство РФ и его основные подразделения: Министерство финансов и Казначейство. Денежные средства государственного кредита проходят по счетам Центрального банка России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

628. Планування діяльності підприємства 584 KB
  Поряд із загальними принципами управління та планування. Планування об'єднує структурні підрозділи підприємства спільною метою. Виробничо-господарська діяльність підприємства, кадри в необхідній кількості і потрібної кваліфікації.
629. Работа с матрицами 159 KB
  Научиться работать с матрицами в MathCAD. Ввести заданные в столбце 1 матрицы. Транспонировать заданные матрицы.
630. Разработка микропроцессорного устройства управления шаговым двигателем 340.5 KB
  Расчет остальных элементов микропроцессорного устройства управления шаговым двигателем. Разработать систему управления двумя шаговыми двигателями семейства FL35ST и 25BYT на базе микроконтроллера Atmega16. Связь с верхним уровнем осуществить через протокол Bluetooth. Для обратной связи использовать датчик контрастной полосы.
631. Транспортные, информационные и документальные потоки ООО Викторг 140 KB
  Транспортно-технологическая схема доставки и грузопереработки. Характеристика транспорта предприятия. Обработка и анализ статистических данных работы транспорта. Схема укладки грузов на подвижном составе.
632. Расчет экстенсивных свойств в результате протекания химической реакции 2NO2=2NO+O2 3.8 MB
  ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ИЗМЕНЕНИЕ СТАНДАРТНЫХ МОЛЬНЫХ ЭНТАЛЬПИЙ, ЭНТРОПИЙ И ЭНЕРГИЙ ГИББСА. РАСЧЕТ ВЕЛИЧИН СТАНДАРТНОЙ МОЛЬНОЙ ИЗОБАРНОЙ ТЕПЛОЕМКОСТИ РЕАКЦИИ. РАСЧЕТ РАВНОВЕСНОГО СОСТАВА СИСТЕМЫ ГОМОГЕННОЙ ГАЗОВОЙ РЕАКЦИИ.
633. Безпека у надзвичайних ситуаціях 125 KB
  Безпека у надзвичайних ситуаціях – це стан захищеності населення, робітників та службовців, об'єктів економіки та довкілля від небезпеки у надзвичайних ситуаціях.
634. Проектирование водопроводной сети 230.5 KB
  Определение расчетных расходов воды. Подготовка водопроводной сети к гидравлическому расчету. Определение расчетных расходов воды в час максимального водопотребления. Назначение диаметров трубопроводов на участках водопроводной сети. Пьезометрический анализ СПРВ, построение графиков пьезометрических линий равных напоров.
635. Современные информационные технологии организационной культуры 139 KB
  Информационное обеспечение как совокупность информационных ресурсов (Банков данных), средств. Негативная роль информационного шума. Вербальные (словесные) и невербальные (мимика, жесты, интонация) свойства информационного шума.
636. Анализ структуры затрат на производство каркаса боковины автобуса 240 KB
  Оценка времени на изготовление партии деталей. Технологический маршрут обработки детали с указанием штучного времени, применяемого оборудования. Оценка предельно-необходимых затрат на автоматизацию. При использовании сварочного робота Nachi SH200 общие затраты на производство уменьшаются, несмотря на то, что амортизация, материальные и прочие расходы увеличились.