63652

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Русский

2014-06-22

53 KB

1 чел.

PAGE  7

Тема 9.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.

  1.  Сущность и функции государственного кредита.
  2.  Формы государственного кредита.
  3.  Классификация государственных займов.
  4.  Государственный внешний и внутренний долг.
  5.  Управление государственным кредитом.

-1-

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита, имеет особенности финансов и кредита.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

В качестве звена кредитной системы государственный кредит основывается на принципах срочности, платности и возвратности.

Как один из видов кредитных отношений государственный кредит имеет ряд особенностей,  отличающих его от классических финансовых категорий:

  1.  Носит добровольный характер;
  2.  При государственном кредите движение денежных средств, происходит в обоих направлениях от государства.

Особенности государственного кредита, отличающие его от банковского кредита:

- если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности или поручительство, то при заимствовании средств государством, обеспечением выступает все имущество, которое находится в собственности государства или муниципального образования, независимо от того, сколько денег взяли;

- если кредит берет правительство РФ, то оно не имеет конкретного целевого характера;

- государство может взять кредит сроком, не превышающим 30 лет.

К функциям государственного кредита относят:

  1.  Распределительную. С помощью данной функции осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности.
  2.  Регулирующую. Вступая в кредитные отношения государство воздействует на состояние денежно обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала и денег, на производство и занятость населения.

Сознательно используя этот инструмент, государство проводит финансовую политику.

  1.  Контрольную. Тесно связана с деятельностью государства и состоянием  централизованного фонда. Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке. Осуществляется не только финансовыми институтами, но и кредитными институтами.

-2-

Различают три формы государственного кредита:

  1.  Государство, в качестве заемщика;
  2.  Государство, в качестве кредитора;
  3.  Государство, в качестве  гаранта.
  4.  Как заемщик.  В соответствии с ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие материальные ценности, а заемщик обязуется вернуть такую же сумму или равное количество материальных ценностей, того же рода и качества. По договору займа заемщиком будет выступать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Государственные займы всегда является добровольными и изменение условий выпущенного займа не допускается.
  5.  Как гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ выступает в качестве гаранта, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантия предоставляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантии в рублях включается в состав государственного внутреннего долга, в иностранной валюте – внешнего долга.

Согласно бюджетному кодексу РФ в законе о федеральном бюджете всегда устанавливаются верхние пределы государственных гарантии.

  1.  Как кредитор.

1. Внутренний кредит. Являются кредиты, по которым у резидентов РФ в возникают долговые обязательства  перед государством

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и платной основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставленные другому бюджету на возвратной, платной или безплатной основах на срок не более 6 месяцев, в пределах одного финансового года.

В качестве заемщика средств федерального бюджета  могут выступать:

- Бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и внебюджетных фондов;

- Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- Юридические лица;

- Органы исполнительной власти нижестоящих  бюджетов.

Способом обеспечения  исполнения по возврату бюджетного кредита могут выступать:

- Банковские гарантии;

- Поручительство;

- Залог имущества.

Возврат, предоставляемый юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравнивается к обязательным платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, которые не имели задолженности пред бюджетом.

Министерство Финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год, определяет объем предоставленных организациям и бюджетам кредитов и доводит его до Министерства экономического развития и торговли. Не позднее, чем за 4 месяца до начала соответствующего года. Это делается, чтоб министерство успело провести конкурс по отбору инвестиционных проектов.

2. Внешний кредит. Являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства  перед РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ формируют долг иностранных государств.

Федеральным законом о Федеральном бюджете утверждаются:

  1.  Сумма погашения и выплаты  %  по долгам иностранных государств;
  2.  Размер долга иностранных государств на конец финансового года;
  3.  Программы предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
  4.  Предоставляемый объем  государственных кредитов.

-3-

В основе классификации лежит ряд признаков:

  1.  По эмитентам: центральные, территориальные;
  2.  В зависимости от места размещения: внутренние и внешние;
  3.  В зависимости от обращения на рынке: рыночные и нерыночные;
  4.  В зависимости от сроков привлечения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
  5.  В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные и беззакладные
  6.  По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процентные, с «нулевым купоном»
  7.  В зависимости от метода определения дохода: с твердым (фиксированным)  и с плавающим доходом;
  8.  В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

-4-

В результате заемной деятельности государства, образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговое обязательство  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Различают понятия государственного долга и общегосударственного.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ.

Общегосударственный долг – это более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств РФ:

  1.  кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2.  государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
  3.  договора о предоставлении государственных гарантий, договора поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;
  4.  Переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  5.  Соглашения и договора, в том числе международные, которые были заключены от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг делится на внутренний и внешний .

Внутренний долг формируется за счет размещения займов внутри страны, внешний долг – за пределами. Между собой они различаются: инструментами предоставления, условиями размещения, составом кредиторов и валютой займа.

-5-

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1. минимизация стоимости долга для заемщика;

2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами РФ;

3. недопущения резкого колебания курса заемных обязательств;

4. эффективное использование мобилизованных средств;

5. контроль,  за целевым использованием выделенных кредитов;

6. обеспечение своевременного возврата кредитов.

Управление государственным кредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках государственных органов власти и управления. Оперативное управление государственным кредитом осуществляет Правительство РФ и его основные подразделения: Министерство финансов и Казначейство. Денежные средства государственного кредита проходят по счетам Центрального банка России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2778. Определение точки кюри ферромагнетиков 119.5 KB
  Определение точки кюри ферромагнетиков Приборы и принадлежности: электрические печи с ферромагнитными образцами, автотрансформатор РНШ (регулятор напряжения школьный), амперметр, термопара, два милливольтметра. Введение. Основные особенности феррома...
2779. Определение магнитного момента протона 275.5 KB
  Определение магнитного момента протона Приборы и принадлежности, электромагнит ЭМ-1, источник питания постоянного тока Б5-49, измеритель магнитной индукции Ш1-9, частотомер Ч3-44, амперметр постоянного тока. Введение. Магнитное поле в веществе созда...
2780. Изучение компенсационного метода измерений 37.08 KB
  Изучение компенсационного метода измерений. Цель работы. Ознакомиться с компенсационным методом измерений. Произвести измерения с помощью потенциометра ПП-63. Компенсационный метод применяется для точного измерения ЭДС, напряжения и потенциала.
2781. Электростатическое моделирование электростатического поля 48 KB
  Цель работы: изучить свойства электростатического поля, изучить метод электростатического моделирования электростатического поля. Теория. Суммарный заряд электрически изолированной системы не может изменяться. Это закон сохранения электрического зар...
2782. Изучение резонанса токов и напряжений 245 KB
  Изучение резонанса токов и напряжений Приборы и принадлежности. Реостат, катушка с выдвигаемым железным сердечником, магазин емкостей, амперметр, вольтметр. Резонанс напряжений. Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из соединенных последовательно...
2783. Формирование рациональной структуры технологического объекта с ПИД регулятором 237 KB
  Цель работы: Построение пусковой характеристики технологического процесса. Сравнение способов математического представления звена с запаздыванием. Формирование ПИД - закона регулирования. Определение оптимальных параметров ПИ...
2784. Моделирование следящего электропривода 399.5 KB
  Моделирование следящего электропривода Цель работы: Исследование следящей системы, определение качественных показателей СЭП и построение ЛАЧХ. Формирование корректирующего устройства, улучшающего качественные показатели СЭП. Исслед...
2785. Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины 90 KB
  Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины Цель работы:  Освоение методики набора динамических объектов на ПК и проведение моделирования систем автоматического регулирования мощности турбин с использованием ППП SIAM...
2786. Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением 386.5 KB
  Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением Цель работы: Изучение принципа построения модели двухзонного управления частотой вращения двигателя. Реализация моденлирования системы на ПК...