63652

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Русский

2014-06-22

53 KB

1 чел.

PAGE  7

Тема 9.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.

  1.  Сущность и функции государственного кредита.
  2.  Формы государственного кредита.
  3.  Классификация государственных займов.
  4.  Государственный внешний и внутренний долг.
  5.  Управление государственным кредитом.

-1-

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита, имеет особенности финансов и кредита.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

В качестве звена кредитной системы государственный кредит основывается на принципах срочности, платности и возвратности.

Как один из видов кредитных отношений государственный кредит имеет ряд особенностей,  отличающих его от классических финансовых категорий:

  1.  Носит добровольный характер;
  2.  При государственном кредите движение денежных средств, происходит в обоих направлениях от государства.

Особенности государственного кредита, отличающие его от банковского кредита:

- если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности или поручительство, то при заимствовании средств государством, обеспечением выступает все имущество, которое находится в собственности государства или муниципального образования, независимо от того, сколько денег взяли;

- если кредит берет правительство РФ, то оно не имеет конкретного целевого характера;

- государство может взять кредит сроком, не превышающим 30 лет.

К функциям государственного кредита относят:

  1.  Распределительную. С помощью данной функции осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности.
  2.  Регулирующую. Вступая в кредитные отношения государство воздействует на состояние денежно обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала и денег, на производство и занятость населения.

Сознательно используя этот инструмент, государство проводит финансовую политику.

  1.  Контрольную. Тесно связана с деятельностью государства и состоянием  централизованного фонда. Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке. Осуществляется не только финансовыми институтами, но и кредитными институтами.

-2-

Различают три формы государственного кредита:

  1.  Государство, в качестве заемщика;
  2.  Государство, в качестве кредитора;
  3.  Государство, в качестве  гаранта.
  4.  Как заемщик.  В соответствии с ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие материальные ценности, а заемщик обязуется вернуть такую же сумму или равное количество материальных ценностей, того же рода и качества. По договору займа заемщиком будет выступать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Государственные займы всегда является добровольными и изменение условий выпущенного займа не допускается.
  5.  Как гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ выступает в качестве гаранта, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантия предоставляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантии в рублях включается в состав государственного внутреннего долга, в иностранной валюте – внешнего долга.

Согласно бюджетному кодексу РФ в законе о федеральном бюджете всегда устанавливаются верхние пределы государственных гарантии.

  1.  Как кредитор.

1. Внутренний кредит. Являются кредиты, по которым у резидентов РФ в возникают долговые обязательства  перед государством

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и платной основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставленные другому бюджету на возвратной, платной или безплатной основах на срок не более 6 месяцев, в пределах одного финансового года.

В качестве заемщика средств федерального бюджета  могут выступать:

- Бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и внебюджетных фондов;

- Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- Юридические лица;

- Органы исполнительной власти нижестоящих  бюджетов.

Способом обеспечения  исполнения по возврату бюджетного кредита могут выступать:

- Банковские гарантии;

- Поручительство;

- Залог имущества.

Возврат, предоставляемый юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравнивается к обязательным платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, которые не имели задолженности пред бюджетом.

Министерство Финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год, определяет объем предоставленных организациям и бюджетам кредитов и доводит его до Министерства экономического развития и торговли. Не позднее, чем за 4 месяца до начала соответствующего года. Это делается, чтоб министерство успело провести конкурс по отбору инвестиционных проектов.

2. Внешний кредит. Являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства  перед РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ формируют долг иностранных государств.

Федеральным законом о Федеральном бюджете утверждаются:

  1.  Сумма погашения и выплаты  %  по долгам иностранных государств;
  2.  Размер долга иностранных государств на конец финансового года;
  3.  Программы предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
  4.  Предоставляемый объем  государственных кредитов.

-3-

В основе классификации лежит ряд признаков:

  1.  По эмитентам: центральные, территориальные;
  2.  В зависимости от места размещения: внутренние и внешние;
  3.  В зависимости от обращения на рынке: рыночные и нерыночные;
  4.  В зависимости от сроков привлечения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
  5.  В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные и беззакладные
  6.  По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процентные, с «нулевым купоном»
  7.  В зависимости от метода определения дохода: с твердым (фиксированным)  и с плавающим доходом;
  8.  В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

-4-

В результате заемной деятельности государства, образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговое обязательство  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Различают понятия государственного долга и общегосударственного.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ.

Общегосударственный долг – это более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств РФ:

  1.  кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2.  государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
  3.  договора о предоставлении государственных гарантий, договора поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;
  4.  Переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  5.  Соглашения и договора, в том числе международные, которые были заключены от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг делится на внутренний и внешний .

Внутренний долг формируется за счет размещения займов внутри страны, внешний долг – за пределами. Между собой они различаются: инструментами предоставления, условиями размещения, составом кредиторов и валютой займа.

-5-

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1. минимизация стоимости долга для заемщика;

2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами РФ;

3. недопущения резкого колебания курса заемных обязательств;

4. эффективное использование мобилизованных средств;

5. контроль,  за целевым использованием выделенных кредитов;

6. обеспечение своевременного возврата кредитов.

Управление государственным кредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках государственных органов власти и управления. Оперативное управление государственным кредитом осуществляет Правительство РФ и его основные подразделения: Министерство финансов и Казначейство. Денежные средства государственного кредита проходят по счетам Центрального банка России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27511. Охарактеризуйте соотношение понятий форма и источник права 30 KB
  Охарактеризуйте соотношение понятий форма и источник права. В отечественной правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов обозначающих соответствующие понятия источник права или форма права. Одни ученые признавали более правильным употребление термина форма права А. Шебалов другие склонялись к термину юридический формальный источник права С.
27512. Охарактеризуйте федеративные и конфедеративные государства 33.5 KB
  Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти или иными словами внутреннее строение государства деление его на составные части. По форме государственного устройства государства могут быть простыми и сложными. 1 Простые государства унитарные это форма государственного устройства где территориальные единицы входящие в её состав не обладают элементами суверенитета в независимости от размера общей территории государства Китай Литва.
27513. Перечислите виды правовых статусов субъектов правоотношений 24.5 KB
  Виды: общеправовой грн специальный студент индивидуальный паспорт Правовой статус это основанная на правосубъектности система взаимосвязанных прав свобод льгот ограничений обязанностей и ответственности субъектов юридически закрепленное положение. Виды правового статуса: 1 в зависимости от принадлежности лица к тому или иному гражданству; 2 различают отраслевые правовые статусы гражданскоправовой административноправовой и др.; 3 различают правовой статус нарушителя и правовой статус гражданина с правомерным поведением;...
27514. Перечислите и охарактеризуйте виды диспозиций правовых норм 29 KB
  Диспозиция юридическое расположение сторон элемент определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы ее ядром; 1 В зависимости от того как излагается правило поведения различают следующие виды диспозиции: а простая диспозиция называющая вариант поведения но не раскрывающая не разъясняющая его например ст. Что представляют собой обособленные водные объекты норма не...
27515. Соотношение права и обычая 30.5 KB
  Обычаи весьма многообразны ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа нации территориальной либо профессиональной группы и т. Обычаи исторически первая группа социальных норм возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности общественный опыт закрепляют то что сложилось в результате длительной социальной практики. Обычаи не столь тесно связаны с правом как нормы морали.
27516. Соотношение права и технических норм 27.5 KB
  Соотношение права и технических норм Социальные нормы правила поведения регулирующие отношения между людьми. Технические нормыправила характеризующие отношения людей к природе технике орудиям и средствам производства. Система социальных норм представляет собой правила поведения используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые моральные религиозные обычные корпоративные нормы и др.
27517. Состав правонарушения. Причины правонарушений в российском обществе 31.5 KB
  Правонарушение общественно опасное противоправное виновное деяние наносящее вред личности собственности госву или обществу в целом за кот. мира на которые направлено противоправное деяние: общий общественные отношения охраняемые правом той или иной его отраслью; родовой группа однородных обществ. Элементы: деяние поведение находся под контролем воли и разума чела и выражся в действие или бездействии; противоправ. деяние противоречие его предписаниям юр.
27518. Социальная ценность и назначение права 27 KB
  Ценность права это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых прогрессивных потребностей и интересов граждан общества в целом. Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права: 1 Право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Право тем самым вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения делает их цивилизованными; 2 Способствует развитию тех отношений в которых заинтересованы как отдельные индивиды так и общество в целом; 3 Ценность права...
27519. Специфика власти и социального регулирования в первобытном обществе 29.5 KB
  Основной формой чел-го общежития был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены общностью процесса труда и общей собственностью на им-во. Власть принадлежала всей общине. Обществ. дела решались общим собранием всех членов рода, решения выражали волю всех членов рода. Обществ. власть не отделялась от общества, а совпадала с ним. Все члены рода были равны, никто не имел привилегий.