63652

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Русский

2014-06-22

53 KB

0 чел.

PAGE  7

Тема 9.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.

  1.  Сущность и функции государственного кредита.
  2.  Формы государственного кредита.
  3.  Классификация государственных займов.
  4.  Государственный внешний и внутренний долг.
  5.  Управление государственным кредитом.

-1-

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита, имеет особенности финансов и кредита.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

В качестве звена кредитной системы государственный кредит основывается на принципах срочности, платности и возвратности.

Как один из видов кредитных отношений государственный кредит имеет ряд особенностей,  отличающих его от классических финансовых категорий:

  1.  Носит добровольный характер;
  2.  При государственном кредите движение денежных средств, происходит в обоих направлениях от государства.

Особенности государственного кредита, отличающие его от банковского кредита:

- если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности или поручительство, то при заимствовании средств государством, обеспечением выступает все имущество, которое находится в собственности государства или муниципального образования, независимо от того, сколько денег взяли;

- если кредит берет правительство РФ, то оно не имеет конкретного целевого характера;

- государство может взять кредит сроком, не превышающим 30 лет.

К функциям государственного кредита относят:

  1.  Распределительную. С помощью данной функции осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности.
  2.  Регулирующую. Вступая в кредитные отношения государство воздействует на состояние денежно обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала и денег, на производство и занятость населения.

Сознательно используя этот инструмент, государство проводит финансовую политику.

  1.  Контрольную. Тесно связана с деятельностью государства и состоянием  централизованного фонда. Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке. Осуществляется не только финансовыми институтами, но и кредитными институтами.

-2-

Различают три формы государственного кредита:

  1.  Государство, в качестве заемщика;
  2.  Государство, в качестве кредитора;
  3.  Государство, в качестве  гаранта.
  4.  Как заемщик.  В соответствии с ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие материальные ценности, а заемщик обязуется вернуть такую же сумму или равное количество материальных ценностей, того же рода и качества. По договору займа заемщиком будет выступать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Государственные займы всегда является добровольными и изменение условий выпущенного займа не допускается.
  5.  Как гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ выступает в качестве гаранта, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантия предоставляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантии в рублях включается в состав государственного внутреннего долга, в иностранной валюте – внешнего долга.

Согласно бюджетному кодексу РФ в законе о федеральном бюджете всегда устанавливаются верхние пределы государственных гарантии.

  1.  Как кредитор.

1. Внутренний кредит. Являются кредиты, по которым у резидентов РФ в возникают долговые обязательства  перед государством

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и платной основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставленные другому бюджету на возвратной, платной или безплатной основах на срок не более 6 месяцев, в пределах одного финансового года.

В качестве заемщика средств федерального бюджета  могут выступать:

- Бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и внебюджетных фондов;

- Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- Юридические лица;

- Органы исполнительной власти нижестоящих  бюджетов.

Способом обеспечения  исполнения по возврату бюджетного кредита могут выступать:

- Банковские гарантии;

- Поручительство;

- Залог имущества.

Возврат, предоставляемый юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравнивается к обязательным платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, которые не имели задолженности пред бюджетом.

Министерство Финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год, определяет объем предоставленных организациям и бюджетам кредитов и доводит его до Министерства экономического развития и торговли. Не позднее, чем за 4 месяца до начала соответствующего года. Это делается, чтоб министерство успело провести конкурс по отбору инвестиционных проектов.

2. Внешний кредит. Являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства  перед РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ формируют долг иностранных государств.

Федеральным законом о Федеральном бюджете утверждаются:

  1.  Сумма погашения и выплаты  %  по долгам иностранных государств;
  2.  Размер долга иностранных государств на конец финансового года;
  3.  Программы предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
  4.  Предоставляемый объем  государственных кредитов.

-3-

В основе классификации лежит ряд признаков:

  1.  По эмитентам: центральные, территориальные;
  2.  В зависимости от места размещения: внутренние и внешние;
  3.  В зависимости от обращения на рынке: рыночные и нерыночные;
  4.  В зависимости от сроков привлечения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
  5.  В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные и беззакладные
  6.  По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процентные, с «нулевым купоном»
  7.  В зависимости от метода определения дохода: с твердым (фиксированным)  и с плавающим доходом;
  8.  В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

-4-

В результате заемной деятельности государства, образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговое обязательство  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Различают понятия государственного долга и общегосударственного.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ.

Общегосударственный долг – это более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств РФ:

  1.  кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2.  государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
  3.  договора о предоставлении государственных гарантий, договора поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;
  4.  Переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  5.  Соглашения и договора, в том числе международные, которые были заключены от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг делится на внутренний и внешний .

Внутренний долг формируется за счет размещения займов внутри страны, внешний долг – за пределами. Между собой они различаются: инструментами предоставления, условиями размещения, составом кредиторов и валютой займа.

-5-

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1. минимизация стоимости долга для заемщика;

2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами РФ;

3. недопущения резкого колебания курса заемных обязательств;

4. эффективное использование мобилизованных средств;

5. контроль,  за целевым использованием выделенных кредитов;

6. обеспечение своевременного возврата кредитов.

Управление государственным кредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках государственных органов власти и управления. Оперативное управление государственным кредитом осуществляет Правительство РФ и его основные подразделения: Министерство финансов и Казначейство. Денежные средства государственного кредита проходят по счетам Центрального банка России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21190. Поверхні другого порядку 575 KB
  Розглянемо більш загальне рівняння яке містить в собі і квадратичний вираз на предмет того який геометричний об€єкт воно описує.1 перетвориться у рівняння 20. В новій системі координат рівняння 20. Перепишемо рівняння 20.
21191. Матриці. Лінійні дії з матрицями. Поняття лінійного простору 207 KB
  Лінійні дії з матрицями. Вона характеризується таблицею чисел яку можна записати окремо і розглядати як суцільний об€єкт що має назву €œматриця€ лат.2 Очевидно що матриця є узагальненням як числа так і вектора. Дійсно при m=1 n=1 матриця зводиться до числа при m=1 n=3 вона є векторрядок а при m=3 n=1 векторстовпець.
21192. Множення матриць. Поняття детермінанта 255.5 KB
  Множення матриць. Розглянемо якісно нову відмінну від введених в попередній лекції операцій а саме нелінійну операцію множення матриць. Визначити операцію множення матриць це означає вказати яким чином даній парі матриць ставиться у відповідність третя матриця яка і буде їх добутком.
21193. Властивості детермінантів 220.5 KB
  Детермінант транспонованої матриці дорівнює детермінанту даної. З очевидної рівності випливає що детермінант можна записати також у вигляді == =.2 Після транспонування одержимо детермінант в добутках якого індекси множників помінялись місцями.
21194. Логические модели представления знаний 99 KB
  3: sml vrt ktr tnk grz tks объекты; kls vnt krl vgr свойства. Предикаты и константы логической базы знаний Kонстанты Свойства 1 2 3 4 Колеса Винт Крыло Возит грузы kls Vnt krl vgr № Объекты Kонс танты Преди каты R kls R vnt R krl R vgr 1 Самолет sml Qsml Psml kls Psml vnt Psml krl Psml vgr 2 Вертолет vrt Qvrt Pvrt kls Pvrt vnt Pvrt krl Pvrt vgr 3 Катер Ktr Qktr Pktr kls Pktr vnt Pktr krl Pktr vgr 4 Танкер Tnk Qtnk Ptnk kls Ptnk vnt Ptnk krl Ptnk vgr 5...
21195. Алгоритмы решения логических задач 57 KB
  Используя дедуктивную логику из двух или нескольких исходных аксиом имеющихся в логической базе знаний можно вывести очередное утверждениеследствие или доказать истинность ложность целевого утверждения теоремы путем использования определенных правил вывода. Этот процесс получения новых знаний из имеющихся аксиом называют логическим выводом на знаниях. Основными типами логических задач которые решаются с использованием метода резолюций являются следующие: а задача вывода следствий в которой нужно найти все утверждения которые можно...
21196. Семантические сети представления знаний 84 KB
  Семантические сети представления знаний 9. СС – это модель представления знаний в которой вся необходимая информация может быть описана в виде совокупности отношений: первый объект – бинарное отношение – второй объект . Эти отношения образуют иерархическую сеть в которой вершины каждого уровня знаний соединяется линиями с соответствующими вершинами верхнего и нижнего уровней. Проблема поиска решения в семантической базе знаний сводится к задаче поиска фрагмента сети подсети отражающего ответ на запрос пользователя.
21197. Фреймовые модели представления знаний 117.5 KB
  Понятие фрейма введено М. Имя таблицы является уникальным именем фрейма. Атрибуты фрейма могут также быть фреймами. У фрейма есть оболочка которая называется протофреймом прототипом образцом.
21198. Продукционные модели представления знаний 62 KB
  Например продукционную модель действий человека при посадке в автобус можно представить в следующем виде: Если не имеет деньги то пешком Если имеет деньги и не пришел автобус то ждать Если пришел автобус и не тот маршрут то ждать Если пришел автобус и тот маршрут то садиться в автобус 11. Если имеет колеса и имеет винт и имеет крылья и возит грузы то самолет . Если имеет колеса и имеет винт и не имеет крылья и возит грузы то вертолет. Если не...