63660

Опосредованная память и ее развитие

Курсовая

Психология и эзотерика

Ассоциация как психологический механизм процессов памяти. Физиологические основы памяти. Цель, этапы и методики исследования. Результаты исследования механического и логического запоминания, непосредственного и опосредованного (ассоциативного) запоминания...

Русский

2017-03-09

451.5 KB

0 чел.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Кафедра психологии

Курсовая работа  по психологии

ОПОСРЕДОВАННАЯ ПАМЯТЬ

И ЕЕ РАЗВИТИЕ

Выполнил:

студент  группы

МИФ-ИНБZ-21

Е.А.Чулков

______________________

Научный руководитель:

ст. преподаватель кафедры психологии Е.Г.Лазарева

______________________

Волгоград, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

5

1.1.

Представление о памяти и классификация ее видов

5

1.2.

Ассоциация как психологический механизм процессов памяти. Физиологические основы памяти

9

1.3.

Факторы, влияющие на эффективность запоминания

11

1.4.

Развитие и тренировка памяти

14

Выводы к главе 1

17

2.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ЗАПОМИНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

18

2.1.

Цель, этапы и методики исследования

18

2.2.

Результаты исследования механического и логического запоминания, непосредственного и опосредованного (ассоциативного) запоминания

22

2.3.

Рекомендации по запоминанию иностранных слов методом фонетических ассоциаций

26

Выводы к главе 2

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

ЛИТЕРАТУРА

32

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного обучения, работы и просто в жизни каждому человеку необходима хорошая память. Она позволяет ему накапливать, сохранять  и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Особенно нужна хорошая память при изучении иностранных языков. Однако встречается и низкая продуктивность памяти. В этом случае человек медленно запоминает и быстро забывает, у него много времени уходит на заучивание, и все равно он не достигает нужного результата. Заученный материал воспроизводится неполно и неточно, и быстро забывается. К примеру, каждый школьник на протяжении нескольких лет учит какой-либо иностранный язык. А много ли выпускников школ свободно владеют иностранным языком? Причина часто связана с неправильным запоминанием материала. Выявление наиболее эффективных видов запоминания при изучении иностранных языков представляется намактуальной проблемой.

Экспериментальным изучением памяти в разное время занимались учёные: А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, А.А. Смирнов,  Л.В. Занков, П.И. Зинченко, К.П. Мальцева и ряд других. Психологическая наука располагает достаточным объёмом исследований по данной проблеме, на которые мы и будем опираться при рассмотрении сущностных характеристик памяти.

Объект исследования – познавательная деятельность человека.

Предмет исследования – процесс запоминания иностранных слов.

Цель исследования -  определить наиболее эффективные виды запоминания иностранных слов.

Задачи:

  1. Изучить сущность памяти как психического процесса.
  2. Выявить факторы, влияющие на эффективность запоминания.
  3. Сравнить различные виды запоминания иностранных слов и определить наиболее эффективные из них.
  4. Разработать рекомендации для эффективного запоминания материала при изучении иностранных языков.

Гипотеза:опосредованная память (включающая логический и ассоциативный вид памяти) является более эффективным видом запоминания материала на иностранном языке, чем непосредственная и механическая память, поскольку опирается на дополнительные ассоциации (образные или логические).

Методы исследования:анализ психологической литературы, тестирование, методы математической обработки данных.

База исследования, выборка:Михайловский профессионально-педагогический колледж, слушатели (10 человек) курсов иностранного языка в возрасте 17-23 года.

Структура работы:Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 35 источников. В работе размещено 7 рисунков, 10 таблиц.

ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

  1. Представление о памяти и классификация ее видов

Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении [29; 140].

Памятью обладают не только люди и животные, но и их сообщества, а также технические устройства. Широта спектра использования понятия «память» требует выделения специфических признаков, которыми характеризуется память как психическая функция, как свойство психики [16].

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение— это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

Узнаваниекакого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, — этозабывание.Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемоеугасательное торможение,которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

Свойства памяти отражены на рис.1.

Рис. 1. Основные свойства памяти человека

Объем, быстрота, точность и прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти — это ведущий вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая [29, С. 147].

Существует два основных видаклассификации видов памяти — по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл. 1).

Обе эти классификации являются независимыми друг от друга — например, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного характера[22].

Разберем подробнее эти классификации видов памяти (кроме классификации по продолжительности сохранения материала, о которой будет рассказано в разделе 1.2.).

Таблица 1

Классификация видов памяти

По характеру

психической

активности

По продолжительности сохранения материала

По участию воли в процессе запоминания

По способу заучивания

Образная

Мгновенная (сенсорная)

Произвольная

Механическая

Эмоциональная

Кратковременная

Логическая (смысловая)

Двигательная

Оперативная

Непроизвольная

Непосредственная

Словесная

(вербальная)

Долговременная

Опосредованная

По способу заучивания.В зависимости от приемов заучивания различаютмеханическуюилогическую (смысловую)память. Механическая память — это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа. Логическая (смысловая) память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.Непосредственное иопосредованное запоминание различаются по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания.Под непосредственным запоминанием понимается запоминание, не опирающееся на какие-либо вспомогательные приемы. Часто термин «непосредственная память» используют как синоним кратковременной или сенсорной памяти. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных более или менее развернутых приемов, средств.Опосредованное запоминание – это память, основанная на связывании новой информации с ранее пережитым опытом. Она включает в себя ассоциативную и логическую память. Это произвольное, поэтапное запоминание, опирающееся на специальное средство запоминания - мнемосхему. В отличие от смыслового конспекта мнемосхема отражает формальные связи между словами, числами и другими знаками, передающими знания. Например, последовательность цветов радуги: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый - заменяется фразой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» [26].

По участию воли в процессе запоминания.Термином«непроизвольная память»обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.

Произвольная памятьподразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи [26].

По характеру психической активности.Вобразнойпамяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.

Вэмоциональнойпамяти содержатся воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.

Двигательнаяпамять лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.

Словесная (вербальная)память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.

Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина — зрительная, у музыканта — слуховая, у таксиста — зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой — поддаются тренировке и улучшению [26].

  1. Ассоциация как психологический механизм процессов памяти. Физиологические основы памяти

Согласно ассоциативным теориям памяти предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению И. М. Сеченова, «группами или рядами» [28; 250-254]. Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. В психологии эти связи рассматривались какассоциации.Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи — противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые — причинно-следственные отношения (ассоциации покаузальности) [27].

Впервые на важную роль ассоциаций в процессах памяти указывал еще Аристотель. Он же обозначил основные виды ассоциаций. Связь этих разновидностей ассоциативных явлений с процессами запоминания отображена в табл. 2.

Таблица 2

Ассоциации и память

Тип ассоциации

Пример

В чем может проявляться

По смежности

«Стол — стул»

Хорошо запоминается то, что ранее воспринималось или запоминалось вместе. Например, если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если нам напомнят, где мы встречались

По сходству

«Яблоко - груша»

Хорошо запоминается то, что имеет общие черты. Если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если увидим похожего человека

По контрасту

«День — ночь»

В пустыне часто вспоминают зиму, снег, и наоборот, полярники вспоминают пляж

Согласно учению И. П. Павлова,ассоциации — это вид временной связи, возникающей между двумя очагами в коре больших полушарий мозга при одновременном воздействии на них двух раздражителей [35].

Физиологические основы памяти. Мгновенная (сенсорная)память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго — от долей до нескольких секунд. Этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения: человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения [27].

В основекратковременнойпамяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс (рис. 2).

Рис. 2. Модель работы кратковременной памяти:1— нервные клетки;

2 — отростки нервных клеток;3— нервные импульсы

Длительность хранения информации здесь — от нескольких секунд до нескольких минут. Объем кратковременной памяти —7 + 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации — буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя емкость своей памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит воперативную память.Переход ее из кратковременной в оперативную называетсяконсолидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день — от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая — стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память — во время «быстрого» сна.

Долговременная памятьможет хранить информацию как угодно долго — на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связано с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов —синапсов.

В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов [27].

  1. Факторы, влияющие на эффективность запоминания

Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две группы —объективные исубъективные (рис. 3). Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая — человека, запоминающего эту информацию [31].

Рис. 3. Факторы, влияющие на продуктивность памяти

Исследования психологов выяснили, что на прочность запоминания больше всего влияют два фактора:активность иосмысленность (рис. 4).

Рис. 4. Факторы, способствующие успешному запоминанию материала

Закон забывания Г. Эббингауза (выведенный при запоминании бессмысленных трехбуквенных слогов гласит: «В течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее 20 % информации» [35].

Закономерности запоминания, обнаруженные Г. Эббингаузом, показаны на рис. 5.

Рис. 5. Кривая запоминания Г. Эббингауза

Перечислим некоторые закономерности работы памяти, обнаруженные Г. Эббингаузом:

  • При запоминании материала лучше всего воспроизводится его начало и конец — «эффект края».
  • Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз — через несколько дней.
  • Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию.
  • Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются.
  • Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
  • Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информации и подвергается изменениям.
  • Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, и только потом — более сложные и недавние [35].
    1. Развитие и тренировка памяти

Процесс развития памяти ребенка идет в нескольких направлениях (рис. 6).

Рис. 6. Процессы, лежащие в основе развития памяти

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П.Блонский,который высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Он же высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества двигательный, аффективный, образный и логический виды памяти последовательно появлялись один за другим [22; 220-232].  В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и тоже в такой же последовательности. Однако есть данные о том, что аффективная память может проявляться ранее двигательной. На это, в частности, указывают факты, свидетельствующие о весьма раннем эмоциональном отклике младенца на обращение матери.

А.Н.Леонтьев [19]в своих исследованиях показал, что непосредственное запоминание с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется определенной закономерности. Сначала они выступают в виде внешних действий (завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. По мнению А.Н.Леонтьева, «переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю» [18; 167].

Улучшение памяти у отдельно взятого индивида в процессе его социализации осуществляется путемтренировки памяти. Существует множество правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.

Следует помнить, что запоминаются лучше всего те события, которые вызываютсильные эмоцииили сопряжены сактуальными потребностямичеловека. Поэтому нужно стремиться связать запоминаемую информацию с имеющейся структурой потребностей и создавать во время запоминания положительный эмоциональный фон.

При запоминании желательно использовать не один анализатор, а комплекс их (зрительный + слуховой), добавляя к этому комплексу логику. Прежде чем запоминать что-то, нужно ясно и четко представить себе и осознать данное явление. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторении для запоминания. Поэтому объемный материал запоминается легче, если его разбить на части. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Первое повторение следует проводить не позже, чем через несколько часов после первого восприятия информации, а следующее — не позже чем через 1-2 суток после первого запоминания. Один из способов запомнить факт — это ассоциировать его с каким-либо другим фактом или явлением. Ассоциация может быть образной, логической или эмоциональной. Чтобы запоминание было прочным, его следует осмыслить [24; 528]. Алгоритм осмысления может быть таким, как он представлен на рис. 7.

Рис. 7. Алгоритм осмысления материала для его лучшего запоминания

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

Память – психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта.

Виды памяти дифференцируются в зависимости оттого, что и как запоминается или воспроизводится. Различают несколько классификаций видов памяти: по характеру психической деятельности, по продолжительности сохранения материала, по участию воли в процессе запоминания, по способу заучивания.

В основе памяти лежат ассоциации - временные связи, возникающие между очагами в коре больших полушарий мозга.

На продуктивность запоминания влияют как объективные, так и субъективные факторы. Некоторые закономерности работы памяти, были обнаружены Г. Эббингаузом.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации. П.П.Блонскийвысказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. А.Н.Леонтьев в своих исследованиях показал, что непосредственное запоминание с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала.

Улучшение памяти возможно с помощью ее тренировки, учитывающей закономерности запоминания, например, такие: запоминаются лучше всего те события, которые вызывают сильные эмоции или сопряжены с актуальными потребностями человека.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ЗАПОМИНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

2.1. Цель, этапы и методики исследования

Цель исследования – определение наиболее эффективных видов запоминания при изучении иностранного языка.

В исследовании участвовало 10 человек в возрасте от 17 до 23 лет, изучающих английский язык по программе дополнительного профессионального образования. В группе 50 % испытуемых женщины, 50 % - мужчины.

Исследование видов памяти включало 2 этапа: на первом этапе было исследовано механическое и логическое запоминание, на втором – непосредственное и опосредованное запоминание.

Методика исследования механической и логической памяти

1 серия теста направлена на изучение продуктивности механического запоминания иностранных слов, 2 серия - позволяет выявить продуктивность логического запоминания иностранных слов.

Инструкция:«Прослушайте пары слов на английском языке и постарайтесь их запомнить парами. Затем я назову первое слово из пары, а вы должны будете вспомнить и назвать второе слов из этой пары».

Экспериментатор зачитывает пары слов на английском языке, а испытуемый запоминает их. Затем экспериментатор называет первое слово пары, а испытуемый должен воспроизводить второе.

Стимульный материал:

1 серия: Пары слов без логической связи

2 серия: Пары слов с логической связью

Book (книга) – window (окно)

Hand (рука) – cloud (туча)

Fork (вилка) – affair (дело)

Cup (чашка) – pear (груша)

Cat (кошка) – candle (свеча)

Mountain (гора) – paint (краска)

Anchor (якорь) – cinema (кино)

pine-tree (сосна) – spoon (ложка)

Razor (бритва) – wave (волна)

Box (ящик) – finger (палец)

Dance (танец) – river (река)

Back (спина) – lamp (лампа)

Feather (перо) – tongue (язык)

Number (число) – roof (крыша)

Knife (нож) – summer (лето)

Sugar (сахар) – hat (шляпа)

Mail (почта) – letter (письмо)

Letter (буква) – word (слово)

Pay (касса) – money (деньги)

Glass (стакан) – coffee (кофе)

Sky (небо) – star (звезда)

Theatre (театр) – drama (драма)

Sledge (сани) – winter (зима)

Nest (гнездо) – bird (птица)

Fish (рыба) – water (вода)

Small (булка) – pain (мука)

Oar (весло) – boat (лодка)

Tractor (трактор) – field (поле)

Boot (сапог) – foot (нога)

Doctor (доктор) – sickness (болезнь)

Bullet (пуля) – gun (ружьё)

Station (вокзал) – train (поезд)

Обработка и оценка результатов:

В каждой серии теста подсчитываются следующие показатели:

  • количество пар слов, правильно воспроизведенных испытуемым (Nn);
  • общее количество запоминаемых пар слов (N = 16).
  • (2 серия) запоминания, который вычисляется по формуле:

К = (Nn: N) 100% , где

Nn - количество пар слов, правильно воспроизведенных испытуемым;

N - общее количество пар слов (N =16).

Результаты опыта заносятся в таблицу (табл. 3).

Таблица 3

Показатели продуктивности механической и логической памяти

Виды памяти

Индивидуальные показатели продуктивности памяти

Nn

N

К

Механическая память (1 серия)

Логическая память (2 серия)

Методика исследования непосредственного и опосредованного запоминания

1 серия направлена на выявление продуктивности непосредственного запоминания, 2 серия – опосредованного запоминания.

1 серия

Экспериментатор читает испытуемому 12 отвлеченных понятий, которые ему необходимо запомнить и воспроизвести после 5-минутного перерыва. Ответы фиксируются в протоколе. Слова, воспроизведенные в каждом повторении, отмечаются знаком «+». Если за одно повторение испытуемый не запомнил весь список слов, то слова читаются еще раз и так до тех пор, пока не будет запомнен весь список слов, но не более 6повторений. В протоколе отмечается количество повторений, необходимых для заучивания (пример протокола - таблица 4).

Стимульный материал:merry holiday (веселый праздник), justice (справедливость), toothless grandfather (беззубый дед), friendship (дружба), time (время), laziness (лень), ugly (безобразный), grief (горе), wealth (богатство), rib (ребро), pain (боль), hard work (тяжелая работа).

Таблица 4

Протокол 1 серии теста (непосредственное запоминание)

№ воспроизведения

merry holiday (веселый праздник)

justice (справедливость)

toothless grandfather (беззубый дед)

friendship (дружба)

time (время)

laziness (лень)

ugly (безобразный)

grief (горе),

wealth (богатство)

rib (ребро)

pain (боль)

hard work (тяжелая работа)

Сумма воспроизведенных слов

1

+

+

+

+

+

5

2

+

+

+

+

+

+

6

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Обработка результатов 1 серии:

Показателем продуктивности непосредственного запоминания (Nnнз) выступает среднее количество слов, воспроизведенных за 6 попыток:

Nnнз= (m1 +m2 … +mn):n , где

Nnнз– продуктивность непосредственного запоминания;

m1,m2– частные значения продуктивности запоминания;

n – число повторений, необходимых для заучивания.

На основании показателя продуктивности непосредственного запоминания вычисляется коэффициент непосредственного запоминания:

Кнз = (Nnнз:n) 100 % , где

Кнз – коэффициент непосредственного запоминания;

Nnнз– количество правильно воспроизведенных слов;

n – объем материала (n = 12).

2 серия

Испытуемому предлагается 12 понятий, которые нужно запомнить. Для того чтобы запомнить слова нужно к каждому из них нарисовать рисунок, который затем поможет их вспомнить. Качество рисунка не имеет значения, буквы и цифры изображать нельзя. Время рисования не ограничивается.

После пятиминутной паузы испытуемые по своим рисункам воспроизводят слова - стимулы; в протоколе правильно воспроизведенные слова отмечаются знаком «+»; или записывается слово, которым испытуемый заменил запоминаемое слово.

Стимульный материал:beautiful (красивый),prospect (надежда),light (легкий),evil (зло),angrylehrerin (сердитая учительница),happiness (счастье),modesty (скромность),grief (печаль),way (путь),drunk(en)man (пьяный человек),labour (труд),love (for, of) (любовь).

Обработка результатов 2 серии:

За продуктивность опосредованного запоминания (Nnоз) принимается показателя продуктивности  опосредованного  запоминания  вычисляется коэффициент опосредованного запоминания:

Kоз = (Nnоз:N) 100 % , где

Kоз – коэффициент опосредованного запоминания;

Nnоз– количество правильно воспроизведенных слов;

N – объем материала (N = 12).

Результаты обеих сессий опыта заносятся в таблицу (табл. 5)

Таблица 5

Показатели продуктивности непосредственной и опосредованной памяти

Виды памяти

Индивидуальные показатели продуктивности памяти

Nn

N

К

Непосредственная память (1 серия)

Опосредованная память (2 серия)

2.2. Результаты исследования механического и логического запоминания, непосредственного и опосредованного

(ассоциативного) запоминания

Сводные результаты исследованиямеханического и логического видов запоминания испытуемых представлены в таблице 6.

Таблица 6

Сводные результаты механической и логической памяти

Испытуемые

Возраст

Nn1

Nn2

N1

N2

K1(%)

K2(%)

1

17

8

14

16

16

50

87,5

2

17

8

14

16

16

50

87,5

3

18

8

15

16

16

50

93,7

4

19

6

15

16

16

37,5

93,7

5

20

5

14

16

16

31,2

87,5

6

20

6

15

16

16

37,5

93,7

7

21

5

12

16

16

31,2

75

8

21

8

16

16

16

50

100

9

22

3

9

16

16

18,7

56,2

10

23

2

16

16

16

12,5

100

Среднее

19,8

5,9

14

16

16

36,8

87,4

Nn1 – количество правильно воспроизведенных пар слов в результате механического запоминания;

Nn2 - количество правильно воспроизведенных пар слов в результате логического запоминания;

N1 иN2 – общее количество предъявленных пар слов для механического и логического запоминания;

K1 – коэффициент продуктивности механического запоминания;

K2 - коэффициент продуктивности логического запоминания.

Таким образом, мы видим, что при запоминании иностранных слов логическое запоминание является более чем в два раза эффективнее, чем механическое (5,9 < 14).

Сводные результаты исследованиянепосредственного запоминания испытуемых представлены в таблице 7.

Таблица 7

Сводные результаты непосредственной памяти

Испытуемые

Возраст

Количество повторов

Количество воспроизведенных слов

1

17

6

10

2

17

5

11

3

18

6

11

4

19

5

11

5

20

5

11

6

20

5

11

7

21

5

12

8

21

5

12

9

22

4

9

10

23

3

11

Среднее

19,8

4,8

10,9

Далее был рассчитан показатель продуктивности непосредственного запоминания, согласно формуле:

Nnнз= (m1 +m2 … +mn):n , где

Nnнз– продуктивность непосредственного запоминания;

m1,m2– частные значения продуктивности запоминания;

n – число повторений, необходимых для заучивания.

На основании показателя продуктивности непосредственного запоминания вычисляется коэффициент непосредственного запоминания:

Кнз = (Nnнз:n) 100 % , где

Кнз – коэффициент непосредственного запоминания;

Nnнз– количество правильно воспроизведенных слов;

n – объем материала (n = 12).

Втаблице 8 представлены показателипродуктивности непосредственного запоминания испытуемых икоэффициент непосредственного запоминания испытуемых, вычисляемый на основании показателя продуктивности непосредственного запоминания.

Таблица 8

ПоказателиNnнз и Кнз испытуемых

Испытуемые

Nnнз

Кнз (%)

1

(5+6+11+9+11+12): 6 = 9

9:12100% = 75

2

(5+7+8+7+11+12):6 = 8,33

8,33:12100% = 69,4

3

(5+6+10+9+11+12):6 = 8,33

8,33:12100% = 69,4

4

(6+10+11+11+12): 5 = 10

10:12100% = 83,3

5

(7+9+11+11+12): 5 = 10

10:12100% = 83,3

6

(8+10+9+11+12): 5 = 10

10:12100% = 83,3

7

(6+10+11+11+12): 5 = 10

10:12100% = 83,3

8

(7+11+11+12): 4 = 10,25

10,25:12100% = 85,4

9

(6+9+11+12): 4 = 9,5

9,5:12100% = 79,1

10

(6+10+12): 3 = 9,33

9,33:12100% = 77,7

Среднее

9,47

9,47:12100% = 78,9

Таким образом, средний показатель продуктивности непосредственного запоминания испытуемыхNnнз = 9,47, аКнз = 78,9 %.

Аналогично была определенапродуктивность опосредованного запоминания, путем вычислениякоэффициента опосредованного запоминания.

Kоз = (Nnоз:N) 100 % , где

Kоз – коэффициент опосредованного запоминания;

Nnоз– количество правильно воспроизведенных слов;

N – объем материала (N = 12).

В таблице 9 представлены результаты исследованияопосредованного (ассоциативного) запоминания.

Таблица 9

Количество воспроизведенных слов при опосредованном запоминании

Испытуемые

Кол-во воспроизведенных слов

1

10

2

11

3

11

4

11

5

11

6

11

7

12

8

12

9

9

10

11

Среднее

10,9

Таким образом,Kоз= (10,9: 12) 100 % = 90,8 %

В таблице 10 представлены показатели продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания испытуемых.

Таблица 10

Показатели продуктивности

непосредственной и опосредованной памяти

Виды памяти

Индивидуальные показатели продуктивности памяти

Кол-во правильно воспроизведенных слов

Объем материала

Коэффициент запоминания

Непосредственная память (1 серия)

9,47

12

0,79

Опосредованная память (2 серия)

10,9

12

0,91

Из таблицы видно, что опосредованное (ассоциативное) запоминание является более эффективным, чем непосредственное (0,79 < 0,91).

Вывод: проанализировав полученные показатели, можно сделать вывод, что у испытуемых при запоминании иностранных слов логическое запоминание является более чем в два раза эффективнее, чем механическое (5,9 < 14); а опосредованное (ассоциативное) запоминание является более эффективным, чем непосредственное (0,79 < 0,91) и  не требует большого количества повторений для запоминания материала.

2.3. Рекомендации по запоминанию иностранных слов

методом фонетических ассоциаций

«Похожесть» в звучании слов различных языков лежит в основеАссоциативного метода запоминания иностранных слов.Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.

Рассмотрим подробнее, в чем же заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову LOOK (лук) «смотреть» будет русское слово «лук». Сюжет может быть таким: «Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу ЛУК». Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: MESH (меш) - ПЕТЛЯ. Созвучными могут считаться слова: «мешок», или «мешать», или «мешкать». В зависимости от выбранного созвучия сюжеты могут быть такими: «ПЕТЛЯ МЕШает выбраться» или «МЕШок завязали ПЕТЛЕЙ» или «ЗаМЕШкался в ПЕТЛЕ». Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

При помощи МФА можно запомнить много слов за один присест. А самое главное этот метод поможет вам избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов — достаточно один раз подобрать звуковую ассоциацию к слову и составить сюжет. Подробнее о нюансах применения этого метода вам расскажут конкретные примеры.

ДИВОНА на языке дари (это язык, на котором говорят в Афганистане) значит «ДУРАК». Наиболее близкое по звучанию русское слово к слову «дивона» — «диван». Слово-созвучие не обязательно должно полностью совпадать с запоминаемым иностранным словом, главное, чтобы оно могло послужить своеобразным ключом, при помощи которого мы смогли бы отыскать в нашей памяти необходимое слово. Но ключом оно может послужить, только если мы составим сюжет из этих двух слов, так, чтобы актуализация одного слова из сюжета влекла за собой вспоминание другого. При этом, как вы уже знаете, чем сюжет более необычный и яркий, тем он лучше запоминается. Для слов «диван» и «дурак» сюжет может быть таким: «Дурак упал с ДИВАНА». Важно обязательно произносить вслух как запоминаемое слово, так и слово-созвучие. Это необходимо делать для того, чтобы память своим естественным ходом запечатлела, чем слово-созвучие похоже на запоминаемое и чем отличается. Как правило, для этого достаточно произнести оба слова 2—3 раза

Наверняка запоминаемые слова, созвучия и сюжеты вы будете фиксировать на бумаге. В таком случае не поленитесь выделять на письме запоминаемое слово, перевод и ту часть слова-созвучия, которая напоминает запоминаемое. Для этого вы можете использовать различный размер, курсив, подчеркивание и т.п. Это также способствует лучшему запоминанию (за счет взаимодействия зрительной и слуховой памяти).

Часто для запоминания иностранного слова приходится подбирать не одно, а два созвучных слова. Это необходимо, когда слово достаточно длинное, а в родном языке нет похожего слова. В этом случае иностранное слово надо разбить на две части и подобрать созвучное слово к каждой из его частей (слова по возможности должны быть короткими и содержать как можно больше общих звуков с запоминаемым).

Например, для английского слова NAPKIN (нэпкин) — САЛФЕТКА подбираем два созвучных слова: «НЕПтун» и КИНул. Остается составить сюжет, например, «НЕПтун КИНул в меня САЛФЕТКУ». При этом в сюжете первое и второе созвучные слова должны обязательно следовать одно за другим, и между ними не должно быть никаких слов. Хорошо, если, оживляя сюжет и представляя его как кадр из фильма, вы воспользуетесь преувеличением ассоциаций. Например, представите, что в вас кинули огромной салфеткой, такой огромной, что она накрыла вас с головой. Не забывайте также использовать и метод соощущений.

Вот еще два примера:

FORGET (фогет) — ЗАБЫВАТЬ. Часть людей, подбирая ассоциацию к этому слову предпочтут более длинную, но и более фонетически точную ассоциацию составленную из двух слов: ФОнтан и ГЕТры. И соответствующий сюжет: «Забыл в ФОнтане ГЕТры». Другая же часть людей предпочтет менее фонетически точную, но зато более короткую ассоциацию «фагот» (здесь "а" безударная и слышится почти "о") и соответствующий сюжет, составленный из слов «забыть» и «фагот».

UMBRELLA (амбрэлла) зонт(ик). Сюжет: «АМериканский БРЕЛок висит на зонтике (или ...в виде зонтика)».

Надо заметить, что этот метод недаром носит название фонетических или звуковых ассоциаций Необходимо подбирать ассоциацию именно к звучанию, а не написанию слова (ведь во многих языках звучание и написание слов очень сильно отличаются). Поэтому прежде всего, еще до подбора созвучия убедитесь, что вы произносите слово правильно. Для запоминания правописания слов существуют другие методы.

Метод фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Он незаменим в условиях нехватки времени, при подготовке к экзамену, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. С его помощью не составляет труда запоминать 30—50 слов в день, что, согласитесь, совсем не плохо (это как минимум 11тысяч слов в год). При этом самое важное го, что этот способ позволяет избежать утомительной зубрежки (что просто невозможно при традиционных методах заучивания иностранных слов) и даже может превратить запоминание иностранных слов в увлекательный, творческий процесс.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Целью экспериментальной работы было проверить гипотезу: действительно ли опосредованное запоминание более эффективное, чем другие виды памяти при заучивании иностранных слов. В экспериментальной работе использовались модификации тестов «Механическая и логическая память», «10 слов», «Пиктограммы», выявляющие продуктивность механического, логического, непосредственного и ассоциативного запоминания. Результаты исследования показали, что у испытуемых при запоминании иностранных слов логическое запоминание является более чем в два раза эффективнее, чем механическое (5,9 < 14); а опосредованное (ассоциативное) запоминание является более эффективным, чем непосредственное (0,79 < 0,91) и  не требует большого количества повторений для запоминания материала.

Поскольку опосредованное запоминание эффективнее при заучивании иностранных слов, чем другие виды памяти, то можно рекомендовать метод фонетических ассоциаций как основной метод запоминания иностранных слов, поскольку он значительно увеличивает объем запоминаемого материала и не требует многократного повторения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошая память нужна любому человеку для успешной учебы или работы. Но особенно она важна для изучения иностранных языков. Продуктивность памяти  напрямую зависит от используемого вида запоминания. Для выявления наиболее эффективного вида запоминания иностранных слов мы предприняли опытно-экспериментальную работу. Нашагипотеза заключалась в следующем:опосредованная память (включающая логический и ассоциативный вид памяти) является более эффективным видом запоминания материала на иностранном языке, чем непосредственная и механическая память, поскольку опирается на дополнительные ассоциации (образные или логические).

Цель исследования достигалась решением ряда задач. Так, решаяпервую задачу, мы выяснили, что память – психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта.  Виды памяти дифференцируются в зависимости оттого, что и как запоминается или воспроизводится. Различают несколько классификаций видов памяти: по характеру психической деятельности, по продолжительности сохранения материала, по участию воли в процессе запоминания, по способу заучивания. В основе памяти лежат ассоциации - временные связи, возникающие между очагами в коре больших полушарий мозга. В результате решениявторой задачи нами были определены факторы, влияющие на эффективность запоминания. Их можно разделить на две группы — объективные и субъективные. Первая группа касается особенностей самого запоминаемого материала, а вторая — человека, запоминающего эту информацию.Третья задача была посвящена экспериментальному сравнению разных видов запоминания иностранных слов и выявлению наиболее эффективного из них. С этой целью был использован ряд тестов, определяющих продуктивность механического, логического, непосредственного и ассоциативного запоминания. У испытуемых при запоминании иностранных слов логическое запоминание оказалось более чем в два раза эффективнее, чем механическое; а опосредованное (ассоциативное) запоминание - более эффективным, чем непосредственное.  Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Учитывая результаты экспериментальной работы, мы разработали рекомендации для слушателей курсов иностранного языка (четвертая задача), в которых рекомендовали использоватьметод фонетических ассоциаций для эффективного запоминания иностранных слов. Данный метод построен на подборе слов-ассоциаций, помогающих связать иностранное слово с его переводом. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное слово на родном языке, составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Актуализация одного слова из сюжета повлечет за собой вспоминание другого. Данный метод позволяет запоминать 30-50 слов в день и избегать утомительной зубрежки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю. М. Забродина. — М.: Прогресс,1980. — 528с.
  2. Венгер М.В., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - С. 176-180, 195-199, 207-211, 217-220.
  3. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000 г. – 1008с. (серия «Мир психология»).
  4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. В 6 т., - М., 1982. Т. 2. - С. 31 - 62.
  5. Выготский Л.С. Развитие мнемических и мнемотехнических функций // Собр. соч. В 6 т., - М., 1983. Т. 3. - С. 381 - 395.
  6. Гальперин П. Я. Введение в психологию.  – М.: Книжный дом, 1999.
  7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276с.
  8. Гиппенрейор Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -  М.: ЧеРо, 2000. – 336с.
  9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1997.
  10. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. – М: Международная педагогическая академия, 1994. 152с.
  11. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.
  12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Прогресс, 1961. — 562 с.
  13. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. - 142 с.
  14. Ильченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая. – Новосибирск: Наука, 1991.
  15. История зарубежной психологии (30-60-е годы XX века) / П.Я. Гальперин, А. Н. Ждан. – М.: МГУ, 1986.
  16. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. - С. 113-158.
  17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001г. – 551с.
  18. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979. — С. 167.
  19. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М., 1931.
  20. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Эйдос, 1993.
  21. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 255 с.
  22. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн.I. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - С. 220-232.
  23. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского - 3 изд. - М.: Просвещение, 1986. - 291 - 321.
  24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА - М., 1998. – 528с.
  25. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 80–101.
  26. Познавательные психические процессы / Общ. ред. А.Г. Маклакова, -СПб.: Питер, 2001г. – 480с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  27. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. - 560с.: ил. - («Практикум по психологии») ISBN 5-8046-0100-8
  28. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. - М.: МГУ, 1981. - С.21-27; 28-34; 48-59; 235-249; 250-254.
  29. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-272-00260-1
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Изд-во Питер, 2000.
  31. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995.
  32. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти — М.: Просвещение, 1966. — 275 с.
  33. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1987. Т. 2: Психология запоминания.
  34. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. Т1. - М.: Педагогика, 1985.
  35. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, Романова. – М., 1979.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42677. Изучение и исследование термоэлектрического метода измерения температур 96 KB
  При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП60М градуировки шкалы. магазин сопротивлений R4 R10 и клеммы для подключения образцового потенциометра УПИП60М. Поверка автоматического потенциометра КСП4. Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.
42678. Изучение работы жидкостного U – образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 403.5 KB
  Березники 2007 Цель работы в процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделу Измерение давления и Дистанционная передача сигнала измерительной информации теоретического курса Технические измерения и приборы. Студенты знакомятся с принципом действия устройством преобразователя измерительного разности давления пневматического 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором РПВ4. Стенд предназначен для выполнения лабораторной работы по изучению работы измерительного преобразователя разности давления...
42680. Исследование процесса испытания конструкционных материалов при случайном режиме нагружения 278 KB
  Ознакомиться c основными процедурами, предшествующим установлению ресурса ВС; методами схематизации процессов нагружения. Оформить отчет №1 по лабораторной работе в виде рукописного конспекта, с необходимыми иллюстрациями. В отчете дайте развернутые ответы на все вопросы, которые приведены ниже.
42681. Исследование процесса испытания конструкционных материалов при случайном режиме нагружения 40 KB
  Ознакомиться c гипотезами накопления повреждений; Стандартизированными спектрами нагружения используемых при изучении усталостных характеристик летательных аппаратов. ВОПРОСЫ В чем заключается смысл концепции линейного накопления повреждений при усталости Основные недостатки линейной гипотезы накопления повреждений В чем заключается смысл модифицированных гипотез...
42682. Автоматические системы контроля технического состояния самолета. Деформационный рельеф плакированных сплавов как показатель истории нагруженности 1.63 MB
  Ознакомиться с проблемами концентрации напряжения и коэффициентами которые определяют ее; принципами построения автоматизированной системой контроля технического состояния самолета; деформационным рельефом который является показателем поврежденности конструкции самолета. На распечатанном рисунке самолета А380 формат А2 нанести примеры применения систем контроля целостности конструкции. ВОПРОСЫ В чем...
42683. Основные приемы работы в СУБД Microsoft Access 292 KB
  Основные приемы работы в СУБД Microsoft ccess Приложение ccess является программой входящий в пакет Microsoft Office и предназначено для работы с базами данных. База данных. В общем смысле термин база данных можно применить к любой совокупности связанной информации объединенной вместе по определенному признаку организованных по определенным правилам предусматривающим общие принципы описании хранения и манипулирования данными которые относятся к определенной предметной области. Система управления базами данных СУБД прикладное...
42684. Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ 43.5 KB
  Харьков 2010 Лабораторная работа №1 Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ Цель работы: Ознакомление с составом и структурой ПЭВМ. Порядок выполнения работы: Визуально ознакомится с составом ПЭВМ. Определить составные части ПЭВМ и...
42685. Операционная система Windows XP/2000, основные элементы 78 KB
  С помощью проводника WinE создали на диске С: каталог Группа АП10Б. В каталоге группы на двух членов бригады создали файл с помощью редактора Notepd. В файле записали: Стерлик Дмитро Кунченко Алексей Созданный файл открыли с помощью редактора WordPd и отредактировали его. С помощью графического редактора Pint нарисовали картинку размножили ее по экрану и сохранили в каталоге Группа АП10Б.