63674

Форма (источник) права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Нормативно –правовой акт как источник права: понятие признаки виды. Закон как нормативно-правовой акт: понятие признаки виды место и роль в системе нормативно-правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты в России.

Русский

2014-06-22

243.31 KB

1 чел.

Тема: Форма (источник) права

1. Теоретические подходы к понятиямформа праваиисточник права.

2. Виды форм (источников) права.

3. Нормативноправовой акт как источник права: понятие, признаки, виды.

4. Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов.

5. Подзаконные нормативно-правовые акты в России.

6. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

1. Теоретические подходы к понятиямформа праваиисточник права

Формаэто одна из центральных категорий философии. Парной для категории “форма выступает философская категория “содержание. Содержаниеэто единство всех составных элементов объектов, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Формаэто способ существования, выражения и преобразования содержания.  

Форма праваэто способ внешнего выражения норм права, благодаря которому право становится доступным для восприятия. Форма права соотносится только с содержанием права. Ее назначениеупорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

Теория права оперирует также понятием источник права, с помощью которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обуславливают правовые нормы. 

Под источником права следует понимать:

  1.  источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
  2.  источник в идеологическом смысле (совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, то есть различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
  3.  источник в формально-юридическом смыслеэто и есть форма права.

2. Виды форм (источников) права.

1. Правовой обычайэто исторически сложившееся правило поведения, которое в результате многократного повторения вошло в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается мерами государственного принуждения. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями. Правовой обычай выступал исторически первым источником права. Совокупность действовавших в государстве обычаев составляла так называемое обычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, с помощью которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе. Дошедшие до нас законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая Правда, Русская Правда) –это сборники правовых обычаев. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества. Сфера применения правового обычая сужается в современном мире. Правовой обычайэто основной источник права в странах с так называемой традиционной правовой системой (системой обычного правастраны Центральной Африки, Мадагаскарсновной источник права в странах с так называемой традиционной правовой системой ()блюдение котрого обеспечивается мкерами госу). Правовой обычайэто санкционированное государством правило поведения. Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления в законе. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

2. Правовой прецедентэто решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придается характер правила, нормы. Правовой прецедент формируется в процессе рассмотрения государственным органом (административным или судебным) конкретного дела и принятия по нему решения не на основе конкретных норм права, а по усмотрению правоприменителя с соблюдением установленных процедур, при этом оставаясь на почве права, его принципов. Исторически прецедентное право возникло в Древнем Риме. Правовые прецеденты делятся на судебные и административные.

Судебный прецедент (от лат. praecedens -  предшествующий) - это вынесенное судом по конкретному делу решение, обязательное для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Прецедентом становится не все решение, а его суть, правовая позиция судьи. Современное прецедентное право присуще странам с англосаксонской правовой системой (в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии и др.). В этих странах судебный прецедент признается господствующим источником права и лежит в основе всей правовой системы. Во многих других государствах судебный прецедент имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе. На основе судебных прецедентов вносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, дается толкование закона.

3. Нормативно-правовой актэто официальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентнымфициальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим ()) органом государства и содержащий нормы права.

4. Договор нормативного содержаниясоглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев договор нормативного содержания используется во внутригосударственном праве (Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Федеративный договор о создании Российской Федерации 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и т.д.)

5. Религиозные источники –это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха), Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда), Иджма (конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых мусульман), Кияс (рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права).

6. Правовая доктринаэто мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана, Папиниана, Гая, Модестина и др.) положены в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских странах созданные в XIIXIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение. Правовая система России не признает правовую доктрину в качестве официального источника права.

7. Общие принципы праваруководящие положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств: при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.  Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

3. Нормативноправовой акт как источник права: понятие, признаки, виды

Нормативно-правовой актэто официальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентнымфициальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим ()) органом государства и содержащий нормы права.

Признаки: 

  1.  Имеет форму официального письменного документа и реквизиты: наименование, дату принятия, орган принявший, подпись соответствующего должностного лица;
  2.  Нормативно-правовой актэто систематизированный документ;
  3.  Принимается в четко обозначенном процедурном порядке компетентным правотворческим органом государства или в соответствии с Конституцией непосредственно населением путем референдума;
  4.  Содержит нормы права, которые этим нормативно-правовым актом устанавливаются, изменяются или отменяются;
  5.  Охраняются государством от нарушения;

Нормативно-правовой акт является господствующим источником права в странах с Романо-германской правовой системой (Россия, Германия, Австрия. Испания и т.д.).

Виды нормативно-правовых актов

Наибольшее распространение, а также научный и практический смысл имеет деление нормативно-правовых актов по уровню их юридической силы на законы и подзаконные акты.

  1.  Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов

Закон это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке (по особой процедуре) или непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

  1.  Это нормативно-правовой акт, так как он содержит нормы права;
  2.  Обладает высшей юридической силой. Его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего, его содержанию не должны противоречить все иные нормативно-правовые акты. Все другие нормативно-правовые акты издаются на основе закона и во его исполнение.
  3.  Принимается по особой процедуре высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума. Конституцией государства устанавливается четкая процедура принятия законов, отличающаяся сложностью по сравнению с процедурой принятия подзаконных нормативно-правовых актов.
  4.  Регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения.
  5.  Является фундаментальным юридическим документом. Служит базой, основой, ориентиром деятельности государственных органов.
  6.  Должен выражать волю и интересы народа.

Виды законов по их юридической силе:

  1.  Конституция (закон законов)это основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и форму государственного устройства, систему и полномочия государственных органов. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все другие нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.
  2.  Федеральные конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (например, федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме Российской Федерации, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о государственном гербе, о государственном флаге, о государственном гимне и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. Органический закон, в некоторых странах именуется фундаментальный закон или конституционный законтермин юриспруденции, возникший во Франции и существующий в основном в странах, испытавших влияние французской правовой системы. Охватывает законодательство, регулирующее основы государственного строя. Важнейшим из органических законов является конституция. Законодательство России не использует термин «органический закон»; вместо него используются термины конституционное право (в самом узком смыслеКонституция и прямо вытекающие из неё нормы), «государственное право» (законодательство, регулирующее деятельность государственных органов) и «административное право» (в самом широком смыслезаконодательство и подзаконные акты, регулирующие отношения внутри публичной сферы, а также пределы вмешательства сферы публичной в сферу частную).

Правильное определение - Органический закон, это такой вид закона, который находится между Обычным законом и Конституцией. Используется в некоторых странах...

Органические законы США

Органические законы США включены в Кодекс США. Указанные законы включают следующие:

  •  Декларация независимости США,
  •  Статьи Конфедерации и вечного союза,
  •  en:Northwest OrdinanceСеверо-западный ордонанс
  •  Конституция США.

Все перечисленные документы в совокупности образуют первую часть Кодекса США, где описываются основы государственного устройства Соединённых штатов Америки.

Согласно действующей Конституции Франции, «органические законы» —это краткий фиксированный перечень законов, существование которых предусмотрено в самом тексте Конституции. Указанные специальные уставы определены рамками конституционных положений, в особенности в связи с преамбулой, касающейся соблюдения прав личности, и наряду с Конституцией имеют конституционную силу, то есть имеют приоритет перед обычными законами и постановлениями, хотя они принимаются, как и обычные законы, не на референдуме, а Парламентом Франции, с тем отличием, что на принятие органического закона требуется согласие Конституционного совета Франции.

Данный механизм обеспечивает Французской конституции необходимую гибкость. Такие положения, как процесс принятия бюджета и социальное страхование, отнесены к сфере органических законов, и для их изменения нет необходимости в той же сложной процедуре, что требуется для изменения Конституции.

Важной категорией органических законов являются законы о бюджетной системе.

Органические законы также предусмотрены законодательством ряда латиноамериканских стран (например, Перу).

  1.  Федеральные законыэто акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.).
  2.  Законы субъектов Федерациииздаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, закон Нижегородской области о фармацевтической деятельности и т.д.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  1.  по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);
  2.  по предмету правового регулирования или по отраслям права (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  3.  по сроку действия (постоянные законы и временные (принимаются на определенный срок, например, законы о бюджете РФ)) и т.д.
  4.  по характеру (текущие и чрезвычайные);
  5.  по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  6.  по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  7.  по степени систематизации (обычные и кодификационные). В кодификационном законе обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Основы законодательства и др.). Кодексы регулируют достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, семейные);
  8.  по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные). Порядок принятия обыкновенных законов более простой. В частности, в Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более половины голосов от общего состава депутатов Государственной Думы;
  9.  по объему регулирования (общие и специальные). Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений, например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений, например, ФЗ «О судебных приставах», ФЗ «О полиции» и т.д. ;

5. Подзаконные нормативно-правовые акты в России

Подзаконный нормативно-правовой актэто разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).

Подзаконный нормативный акт –это нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит (С.С. Алексеев).

Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа. 

В Российской Федерации система подзаконных нормативно-правовых актов в общем виде закреплена в Конституции.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Для реализации своих властных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам. Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами РФ, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в Российской Федерации. Президент РФ может отменить их.

3) Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан или являются межведомственными, то подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

4) Нормативноправовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п. глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта. Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.  

5) Нормативно-правовые акты местных органов власти. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории соответствующего муниципального образования. 

6) Локальные нормативные акты. Издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.

6. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Все нормативно-правовые акты действуют во времени, пространстве и по кругу лиц. 

Действие нормативно-правовых актов во времени:

Говоря о переделах действия нормативно-правовых актов во времени учитывают 3 существенных обстоятельства:

  1.  момент вступления его в законную силу;
  2.  момент прекращения его действия;
  3.  применение установленных нормативно-правовым актом норм права к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).

Нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

  1.  в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
  2.  в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (“с момента подписания,с момента опубликования”);
  3.  в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10ти дней со дня их официального опубликования, если в тексте нормативно-правового акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7-ми дней после дня их первого официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ».

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10-ти дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. 

Прекращение действия нормативно-правового акта происходит в результате:

  1.  истечения срока, на который был принят нормативно-правовой акт (например, бюджет принимается на календарный год, последний день его действия 31 декабря соответствующего года).
  2.  объявления об утрате юридической силы нормативно-правовым актом (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
  3.  принятия управомоченным органом нового нормативно-правового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
  4.  устаревания нормативно-правового акта в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативно-правовые акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативно-правового акта во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов:

  1.  обратная сила нормативно-правового акта;
  2.  переживание нормативно-правового акта;

Обратная сила  - это распространение действия нормативно-правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

По общему правилу, сформулированному еще древнеримскими юристами, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, если в нем не указано иное. Конституция РФ в ст. 54 закрепляет два исключения: “Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Переживание нормативно-правового актаэто применение его после отмены к обстоятельствам, имевшим место во время его действия. Это возможно только в том случае, если акт признается действующим для правовых отношений, возникших в прошлом, в период существования старого акта. Например, нормы ГК РСФСР (1964г.) раздела VII «Наследственное право» регулировали общественные отношения вплоть до 1 марта 2002 г. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» “к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Действие нормативно-правового акта в пространстве

Действие нормативно-правового акта в пространствеэто территориальные ограничения его действия. Акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФна территории этих государственных образований, акты органов местного самоуправленияна территории соответствующих муниципальных образований.

Территория государства – это часть земного шара, на которую распространяется суверенитет данного государства. Государственная границаэто линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства. 

В состав территории государства входят суша, недра, воды, воздушное пространство.

Сушаэто вся сухопутная территория в пределах границ государства. 

Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды.

Внутренние воды состоят из морских и неморских вод.

Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, каналов и иных водоёмов, в том числе пограничные воды, расположенные в пределах государственных границ.

К числу внутренних морских вод относятся морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, и если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы.

Территориальные воды, территориальное море, морской пояс, прилегающий к побережью или внутренним водам государства и составляющий часть территории государства. На Т. в., их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим Т. в. регулируется международной Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне 1958 (ратифицирована СССР 20 октября 1960), а также внутренним законодательством отдельных государств.

Территориальные воды (территориальное море) —полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть территории государства.

Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины.

В воздушное пространство входят тропосфера, стратосфера. 

Тропосфе́ранижний, наиболее изученный слой атмосферы, высотой в полярных областях 8км, в умеренных широтах до 10км, на экваторе ——км.

Стратосфе́раслой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км.

Континентальный шельф - в международном праве - морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод. Правовой режим континентального шельфа и его границы регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982г., конвенциями и внутренними законами государств. 

На шельф распространяются суверенные права прибрежного государства; без его прямого согласия никто не вправе вести разработку, разведку и добычу естественных богатств шельфа.

Континентальный шельф —морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль2 от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключи́тельная экономи́ческая зона прилегающие к территориальным водам прибрежного государства территория моря и континентального шельфа шириной до 200 морских миль от ближайшей точки береговой черты, в черте которых государство осуществляет собственные права на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами ограниченного региона.

Действие нормативно-правового акта может распространяться и за пределами государства, например, на территории посольств, консульств, дипломатических представительств государства в других странах. Определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий, консульств, дипломатических представительств) признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Действие нормативно-правового акта за пределами государства получило название экстерриториальность. 

Речные, морские, воздушные суда, находящиеся под флагом государства, считаются территорией государства: военные всегда и везде, а гражданские, если находятся в водах и воздушном пространстве своего государства или в нейтральных водах и воздушном пространстве. 

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц

Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают.

Не подпадают под действие нормативно-правовых актов государства, где они реально пребывают и тем самым не подлежат юридической ответственности лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического персонала представительства, главы и члены делегаций и т.д. Эти лица считаются как бы находящимися на территории того государства, гражданство которого имеют. Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.

Важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы РФ. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.

Нормативно-правовые акты РФ, имеющие общий характер, распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, нормативно-правовые акты о выборах, о воинской службе).    

2 1 морская миля1852 м = 22 км 224 м.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71011. Дослідження однофазного асинхронного двигуна та випробування трифазного асинхронного двигуна в режимі однофазного 534 KB
  Вивчити будову і принцип дії однофазного асинхронного двигуна та дослідити його робочі характеристики. У випадку коли недоцільно влаштовувати трифазну мережу битові приміщення одинокі споживачі невеликої потужності тощо прокладають однофазну мережу...
71012. Дослідження перехідних процесів в колі з послідовним з’єднанням r, L і C елементів 550.5 KB
  Вивчити перехідні процеси при включенні кола з послідовним з’єднанням резистора, котушки індуктивності та конденсатора на постійну напругу і дослідити вплив активного опору і ємності конденстора на характер перехідних процесів.
71014. Арифметические основы ЭВМ 173 KB
  Совокупность цифр символов значков с их названиями которые позволяют выразить письменно или устно любое число вместе с правилами выполнения арифметических действий над числами называется системой счисления.
71015. Исследование модели шинной ЛВС со случайным доступом 26 KB
  Цель работы: Исследование особенностей построения и функционирования шинной ЛВС со случайным методом доступа и определение основных характеристик сети. Студент получает знания по структуре форматам кадров и протоколам физического и канального уровней для ЛВС данного типа и навыки...
71016. Формирование резерва кадров в организации «Управление образования администрации г. Бодайбо и района» 1.21 MB
  Изучить теоретико-методологические основы процесса формирования кадрового резерва; проанализировать состав персонала в «Управлении образования», а так же деятельность предприятия; выявить проблемы в процессе формирования резерва кадров в «Управлении образования»; предложить рекомендации и мероприятия по формированию кадрового резерва на предприятии.