63674
Форма (источник) права
Лекция
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Нормативно правовой акт как источник права: понятие признаки виды. Закон как нормативно-правовой акт: понятие признаки виды место и роль в системе нормативно-правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты в России.
Русский
2014-06-22
243.31 KB
1 чел.
Тема: Форма (источник) права
1. Теоретические подходы к понятиям “форма права” и “источник права”.
2. Виды форм (источников) права.
3. Нормативно правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды.
4. Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов.
5. Подзаконные нормативно-правовые акты в России.
6. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
1. Теоретические подходы к понятиям “форма права” и “источник права”
Форма это одна из центральных категорий философии. Парной для категории “форма” выступает философская категория “содержание”. Содержание это единство всех составных элементов объектов, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Форма это способ существования, выражения и преобразования содержания.
Форма права это способ внешнего выражения норм права, благодаря которому право становится доступным для восприятия. Форма права соотносится только с содержанием права. Ее назначение упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.
Теория права оперирует также понятием источник права, с помощью которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обуславливают правовые нормы.
Под источником права следует понимать:
2. Виды форм (источников) права.
1. Правовой обычай это исторически сложившееся правило поведения, которое в результате многократного повторения вошло в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается мерами государственного принуждения. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями. Правовой обычай выступал исторически первым источником права. Совокупность действовавших в государстве обычаев составляла так называемое обычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, с помощью которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе. Дошедшие до нас законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая Правда, Русская Правда) это сборники правовых обычаев. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества. Сфера применения правового обычая сужается в современном мире. Правовой обычай это основной источник права в странах с так называемой традиционной правовой системой (системой обычного права страны Центральной Африки, Мадагаскар). Правовой обычай это санкционированное государством правило поведения. Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления в законе. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.
2. Правовой прецедент это решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придается характер правила, нормы. Правовой прецедент формируется в процессе рассмотрения государственным органом (административным или судебным) конкретного дела и принятия по нему решения не на основе конкретных норм права, а по усмотрению правоприменителя с соблюдением установленных процедур, при этом оставаясь на почве права, его принципов. Исторически прецедентное право возникло в Древнем Риме. Правовые прецеденты делятся на судебные и административные.
Судебный прецедент (от лат. praecedens - предшествующий) - это вынесенное судом по конкретному делу решение, обязательное для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Прецедентом становится не все решение, а его суть, правовая позиция судьи. Современное прецедентное право присуще странам с англосаксонской правовой системой (в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии и др.). В этих странах судебный прецедент признается господствующим источником права и лежит в основе всей правовой системы. Во многих других государствах судебный прецедент имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе. На основе судебных прецедентов вносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, дается толкование закона.
3. Нормативно-правовой акт это официальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентным) органом государства и содержащий нормы права.
4. Договор нормативного содержания соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев договор нормативного содержания используется во внутригосударственном праве (Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Федеративный договор о создании Российской Федерации 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и т.д.)
5. Религиозные источники это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха), Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда), Иджма (конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых мусульман), Кияс (рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права).
6. Правовая доктрина это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана, Папиниана, Гая, Модестина и др.) положены в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение. Правовая система России не признает правовую доктрину в качестве официального источника права.
7. Общие принципы права руководящие положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств: при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.
3. Нормативно правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды
Нормативно-правовой акт это официальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентным) органом государства и содержащий нормы права.
Признаки:
Нормативно-правовой акт является господствующим источником права в странах с Романо-германской правовой системой (Россия, Германия, Австрия. Испания и т.д.).
Виды нормативно-правовых актов
Наибольшее распространение, а также научный и практический смысл имеет деление нормативно-правовых актов по уровню их юридической силы на законы и подзаконные акты.
Закон это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке (по особой процедуре) или непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.
Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.
Признаки закона:
Виды законов по их юридической силе:
Правильное определение - Органический закон, это такой вид закона, который находится между Обычным законом и Конституцией. Используется в некоторых странах...
Органические законы США
Органические законы США включены в Кодекс США. Указанные законы включают следующие:
Все перечисленные документы в совокупности образуют первую часть Кодекса США, где описываются основы государственного устройства Соединённых штатов Америки.
Согласно действующей Конституции Франции, «органические законы» это краткий фиксированный перечень законов, существование которых предусмотрено в самом тексте Конституции. Указанные специальные уставы определены рамками конституционных положений, в особенности в связи с преамбулой, касающейся соблюдения прав личности, и наряду с Конституцией имеют конституционную силу, то есть имеют приоритет перед обычными законами и постановлениями, хотя они принимаются, как и обычные законы, не на референдуме, а Парламентом Франции, с тем отличием, что на принятие органического закона требуется согласие Конституционного совета Франции.
Данный механизм обеспечивает Французской конституции необходимую гибкость. Такие положения, как процесс принятия бюджета и социальное страхование, отнесены к сфере органических законов, и для их изменения нет необходимости в той же сложной процедуре, что требуется для изменения Конституции.
Важной категорией органических законов являются законы о бюджетной системе.
Органические законы также предусмотрены законодательством ряда латиноамериканских стран (например, Перу).
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
5. Подзаконные нормативно-правовые акты в России
Подзаконный нормативно-правовой акт это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).
Подзаконный нормативный акт это нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит (С.С. Алексеев).
Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа.
В Российской Федерации система подзаконных нормативно-правовых актов в общем виде закреплена в Конституции.
1) Указы и распоряжения Президента РФ. Для реализации своих властных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам. Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами РФ, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в Российской Федерации. Президент РФ может отменить их.
3) Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан или являются межведомственными, то подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.
4) Нормативно правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п. глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта. Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.
5) Нормативно-правовые акты местных органов власти. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
6) Локальные нормативные акты. Издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.
6. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Все нормативно-правовые акты действуют во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативно-правовых актов во времени:
Говоря о переделах действия нормативно-правовых актов во времени учитывают 3 существенных обстоятельства:
Нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7-ми дней после дня их первого официального опубликования.
Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ».
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10-ти дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Прекращение действия нормативно-правового акта происходит в результате:
Вопрос о действии нормативно-правового акта во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов:
Обратная сила - это распространение действия нормативно-правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.
По общему правилу, сформулированному еще древнеримскими юристами, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, если в нем не указано иное. Конституция РФ в ст. 54 закрепляет два исключения: “Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет… Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон”.
Переживание нормативно-правового акта это применение его после отмены к обстоятельствам, имевшим место во время его действия. Это возможно только в том случае, если акт признается действующим для правовых отношений, возникших в прошлом, в период существования старого акта. Например, нормы ГК РСФСР (1964г.) раздела VII «Наследственное право» регулировали общественные отношения вплоть до 1 марта 2002 г. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» “к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом”.
Действие нормативно-правового акта в пространстве
Действие нормативно-правового акта в пространстве это территориальные ограничения его действия. Акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ на территории этих государственных образований, акты органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.
Территория государства это часть земного шара, на которую распространяется суверенитет данного государства. Государственная граница это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.
В состав территории государства входят суша, недра, воды, воздушное пространство.
Суша это вся сухопутная территория в пределах границ государства.
Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды.
Внутренние воды состоят из морских и неморских вод.
Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, каналов и иных водоёмов, в том числе пограничные воды, расположенные в пределах государственных границ.
К числу внутренних морских вод относятся морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, и если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы.
Территориальные воды, территориальное море, морской пояс, прилегающий к побережью или внутренним водам государства и составляющий часть территории государства. На Т. в., их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим Т. в. регулируется международной Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне 1958 (ратифицирована СССР 20 октября 1960), а также внутренним законодательством отдельных государств.
Территориальные воды (территориальное море) полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть территории государства.
Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины.
В воздушное пространство входят тропосфера, стратосфера.
Тропосфе́ра нижний, наиболее изученный слой атмосферы, высотой в полярных областях 8км, в умеренных широтах до 10км, на экваторе км.
Стратосфе́ра слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км.
Континентальный шельф - в международном праве - морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод. Правовой режим континентального шельфа и его границы регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982г., конвенциями и внутренними законами государств.
На шельф распространяются суверенные права прибрежного государства; без его прямого согласия никто не вправе вести разработку, разведку и добычу естественных богатств шельфа.
Континентальный шельф морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль2 от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Исключи́тельная экономи́ческая зона прилегающие к территориальным водам прибрежного государства территория моря и континентального шельфа шириной до 200 морских миль от ближайшей точки береговой черты, в черте которых государство осуществляет собственные права на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами ограниченного региона.
Действие нормативно-правового акта может распространяться и за пределами государства, например, на территории посольств, консульств, дипломатических представительств государства в других странах. Определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий, консульств, дипломатических представительств) признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Действие нормативно-правового акта за пределами государства получило название экстерриториальность.
Речные, морские, воздушные суда, находящиеся под флагом государства, считаются территорией государства: военные всегда и везде, а гражданские, если находятся в водах и воздушном пространстве своего государства или в нейтральных водах и воздушном пространстве.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц
Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают.
Не подпадают под действие нормативно-правовых актов государства, где они реально пребывают и тем самым не подлежат юридической ответственности лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического персонала представительства, главы и члены делегаций и т.д. Эти лица считаются как бы находящимися на территории того государства, гражданство которого имеют. Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.
Важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы РФ. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.
Нормативно-правовые акты РФ, имеющие общий характер, распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, нормативно-правовые акты о выборах, о воинской службе).
2 1 морская миля 1852 м = 22 км 224 м.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
31338. | Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности) | 5.81 MB | |
Археологические свидетельства безусловно важны но немы что с одной стороны предоставляет ученым широкий простор для построения различных гипотез а с другой стороны затрудняет их обоснование. Следует подчеркнуть что они очень неравномерно представлены по главным периодам античной истории наибольший объем литературных материалов приходится на римский период причем особый интерес к культу наблюдается на стыке старой и новой эпох и во времена поздней империи. Необходимо подчеркнуть что культовое обращение к Кибеле Пиндара в точности... | |||
31339. | СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | 4.36 MB | |
Отношение политического мифа к политической идеологии Миф в системе политической науки. Почитание предков и становление политической мифологии лидерства Мифологема Русская земля: целеполагание и пространственные рамки политического процесса Мифология отличного порядка. Общественное насилие над властью: мифология политического самоопределения социума Эволюция групповой идентичности крестьянства... | |||
31340. | ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ МИФОТРАДИЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ САКРАЛЬНЫХ ГЕНЕАЛОГИЙ) | 2.04 MB | |
Современная наука установила факт существования общеиндоевропейского языка праиндоевропейского этноса в виде племени или соплеменности праиндоевропейской культуры как реальности эпохи неолита.... | |||
31341. | ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ГЕРМАНСКОЙ КОСМОГОНИИ | 864.88 KB | |
В синхронии основным методом семантической реконструкции является изучение контекста слова. Под контекстом имеется в виду не только непосредственное окружение слова, но и его дальние связи в пределах более крупных единств, например, строф, то есть объектом исследования оказываются как контактное, так и дистантное расположение лексем. | |||
31342. | ЛЕКСИКА КУХОННОЙ УТВАРИ И ПОСУДЫ В ОРЛОВСКИХ ГОВОРАХ | 3.84 MB | |
Комплексное исследование лексики кухонной утвари и посуды позволит предпринятому нами исследованию заполнить пустующую нишу в системе последовательных изысканий в области изучения различных тематических групп в орловских говорах: агентивной лексики Т. Наиболее изученной является эта область лексики в сибирских и северновеликорусских говорах. В разное время обращались к её описанию в томских говорах Ф. | |||
31343. | АНТИЧНЫЙ МИФ ОБ АТЛАНТЕ И АТЛАНТИДЕ: ОПЫТ ФОЛЬКЛОРИСТИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ | 2.61 MB | |
Образ Атланта в античном мифе и эпосе - это ярчайший пример олицетворения в ми-фо-поэтической форме догреческой неведической культуры и культа, с которыми ведические греки вели ожесточенную борьбу, и от которых в то же время они заимствовали множество их достижений | |||
31344. | КУЛЬТ АРЕСА В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СКИФСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (V-III вв. до н.э.) | 3.56 MB | |
Неудивительно что у скифов главным занятием которых была война совершенно особое место занимал культ бога войны Ареса. С точки зрения марксистской концепции религии перед нами яркое подтверждение того что религиозные верования вызревают и принимают различные формы под воздействием определенных социальных условий достигнутой обществом степени развития. Здесь же отметим что важнейшие аспекты скифского военного культа остаются недостаточно разработанными. Считается что до нас не дошло ни одного скифского мифа связанного с Аресом. | |||