63676

Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие необходимость; Кодификация как особая форма систематизации нормативно-правовых актов; Процесс правообразования и правотворчество Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно-правовые акты.

Русский

2014-06-22

204.74 KB

8 чел.

Тема: Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов

1. Процесс правообразования и правотворчество;

2. Правотворческий процесс и его основные стадии;

. Принципы правотворчества;

. Виды правотворчества;

5. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость;

6. Инкорпорация и консолидация как разновидности систематизации;

7. Кодификация как особая форма систематизации нормативно-правовых актов;

8. Юридическая техника;

1. Процесс правообразования и правотворчество

Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно-правовые акты. Они являются результатом правотворчества. Правотворчествоэто составная часть более широкого процессаправообразования. 

Правообразование это длительный естественноисторический процесс формирования юридической нормы. Он включает в себя анализ сложившейся общественной ситуации, осознание необходимости ее правового урегулирования. Среди правообразующих факторов следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, национальные, внешнеполитические, идеологические  и иные. Завершает процесс правообразования этап правотворчества, на котором правотворческий орган, выявив общественные интересы, придает им правовую форму.  

Правотворчествоэто целенаправленная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а в случае референдумавсего народа по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Признаки:

  1.  Правотворчествоэто специфическая, требующая особых знаний и умений деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, в случае референдумавсего народа;
  2.  Результатом правотворчества являются юридические нормы, воплощенные в различных формах (источниках) права;
  3.  Правотворчествоэто важнейшее средство управления обществом, в данном случае в нормах права формируется стратегия его развития;
  4.  Уровень правотворчества, результаты правотворческой деятельности, то есть нормативно-правовые актыэто показатель демократичности и цивилизованности государства;

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. 

По своей сущности правотворчествоэто возведение государственной воли в закон.

2. Правотворческий процесс и его основные стадии

Правотворчествоэто длящийся во времени процесс. В связи с этим выделяют 2 этапа правотворческого процесса:

I. Предпроектный этапэтап выявления потребности в правовом регулировании. Заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права определенных социальных отношений. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое может оказать влияние на законодателя, так и государство.

II. Проектный этап или этап принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права.

Проектный этап может быть, в свою очередь, разбит на несколько стадий:

1. Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы. 

Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует: в каком законе оно нуждается для дальнейшей эффективной работы.

2. Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой обычно остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

3. Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Эта стадия может иметь 2 варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента;

4. Принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. С процедурной точки зрения принятие законопроекта означает лишь то, что он получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). В эту же стадию входит подписание законопроекта главой государства и опубликование (обнародование) текста нового закона. 

Процедура принятия федеральных законов в России

Составной частью правотворческого процесса является законотворчество.

Законотворчествоэто совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов.

включающий в себя следующие стадии:

I ая стадиязаконодательная инициатива - это закрепленное в Конституции РФ (ст. 104) право субъекта законодательной инициативы внести в правотворческий орган законопроект. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить егоправо законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. 

II-ая стадия обсуждение законопроекта. Данная стадия начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в 3-х чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, целесообразность его принятия и т.п. Государственная Дума может вынести решение о принятии закона в первом же чтении (это характерно для небольших по объему законов). Во втором чтении законопроект принимается за основу. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам.  По результатам третьего чтения проводится голосование о принятии закона. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

III-ая стадия принятие законаэто главная стадия правотворческого процесса, которая распадается на 3 подстадии:

а) Принятие закона Государственной Думой Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, то есть 50 % + 1 голос. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5-ти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации;

б) Одобрение закона Советом Федерации  В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ:федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

в) Подписание закона Президентом РФ Принятый федеральный закон в течение 5-ти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14-ти дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

IV-ая стадияопубликование закона. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете», «Парламентской газете» течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

3. Принципы правотворчества

Принципы правотворчестваэто основные начала, идеи, на которых строится правотворческая деятельность.

  1.  Принцип законности. Правотворчество должно осуществляться  в порядке, предусмотренном Конституцией и иными нормативно-правовыми актами. Данная деятельность не должна выходить за пределы компетенции принимающих нормативно-правовые акты государственных органов.
  2.  Принцип гуманизма означает, что принимаемые субъектами правотворчества н.п.а. должны формулировать общечеловеческие ценности, предусматривать механизмы для воплощения прав и свобод человека и гражданина в жизнь.
  3.  Принцип демократизма означает: 

А) исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государственной властипарламенту либо непосредственно народу на референдуме;

Б) обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа. 

Этот принцип характеризует степень участия граждан в процессе правотворчества.

  1.  Принцип гласности  означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности. Гласность выражается в освещении законотворческого процесса в СМИ, опубликовании законопроектов и принятых законов в СМИ, обнародовании принятых законов и иных нормативно-правовых актов. Неопубликованные законы юридической силы не имеют.
  2.  Принцип профессионализма означает, что заниматься правотворчеством должны компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями, умениями, навыками.
  3.  Принцип научности означает, что в процессе правотворчества должны учитываться научные доктрины, социологические данные.  Подготовка нормативно-правовых актов осуществляется с участием представителей разных наук.
  4.  Принцип системности означает строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли и т.д.
  5.  Принцип использования правового опыта означает, что вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.
  6.  Связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих нормативно-правовых актов.
  7.   Своевременность предполагает создание новых норм права в связи с качественным изменением общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. 
  8.   Оперативность предполагает внесение субъектами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

 

4. Виды правотворчества 

По субъекту: 

  1.  Правотворчество высших представительных органов государства (например, правотворчество Федерального Собрания РФпарламента РФ или законотворчество);
  2.  Непосредственное правотворчество народа, например, в процессе проведения референдума, то есть всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
  3.  Подзаконное правотворчество, отличающееся многочисленностью субъектов, к которым, например, в России можно отнести: 

А) Президента РФ; 

Б) Правительство РФ; 

В) Федеральные министерства и ведомства, государственные комитеты, агентства (ведомственное правотворчество), органы государственной власти субъектов федерации; 

Г) Органы местного самоуправления; 

Д) Субъекты управления на предприятиях, учреждениях, то есть локальное правотворчество;

  1.  Санкционированное правотворчество предполагает, что источником права признается уже сложившееся в обществе правило поведения, например, обычай, который непосредственно государством не создается, а только санкционируется, т.е. государство придает ему юридическую силу. Санкционирование государством норм, которые сложились независимо от него в виде обычая (Цыганов В.И.). Строго говоря, это нельзя считать правотворчеством, так как в данном случае нормы права складываются спонтанно, а не в результате целенаправленной деятельности государства.

5. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость

Систематизация это деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую, согласованную, цельную систему с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Демократическое общество диктует потребность в том, чтобы право было совершенным по своей форме, упорядоченным, систематизированным, эффективно выполняющим свои задачи.

Цели систематизации:

  1.  Создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования;
  2.  Устранение устаревших и неэффективных норм права;
  3.  Разрешение юридических коллизий;
  4.  Ликвидация пробелов и обновление законодательства;

6. Инкорпорация и консолидация как разновидности систематизации

Инкорпорация (от лат. incorporeatioвключение в свой состав) это вид систематизации, в ходе которой действующие нормативно-правовые акты объединяются, сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования в разного рода сборники, собрания, где каждый из нормативно-правовых актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Результат инкорпорацииэто различного рода сборники или собрания. Инкорпорацияэто самый простой вид систематизации, при котором не производится переработка содержания норм права. Она проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

Принципы инкорпорации:

  1.  хронологический (по времени их принятия). Например, «Собрание законодательства РФ», «Ведомости Федерального собрания РФ»;
  2.  тематический, систематический, предметный (по определенной тематике). Например, Свод законов Российской Империи действовал в XIX- XX вв.;

Пример: Свод законов Юстиниана как основной источник древнеримского права представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Первое в России Полное собрание законов, изданное в 1830 г., состояло из законодательных актов, исходящих от царя, нормативных актов, принятых Сенатом, министерствами, а также Святейшим Правительствующим Синодом.

Виды инкорпорации: 

  1.  Официальная осуществляется компетентными государственными органами. На официальные сборники (своды, собрания) возможны ссылки в процессе правоприменительной деятельности (Собрание законодательства РФ).
  2.  Неофициальная может проводится государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в учебных целях, для просвещения населения либо с коммерческими целями (сборники нормативно-правовых актов по отраслям права). На неофициальные сборники нельзя ссылаться в ходе рассмотрения дел в суде и других правоприменительных органах.

Консолидациявид систематизации, в ходе которой действующие н.п.а., изданные по одному и тому же вопросу или по нескольким взаимосвязанным вопросам объединяются без изменения их содержания в единый укрупненный акт, где каждый из объединенных н.п.а. теряет свое самостоятельное юридическое значение. В данном случае нормативно-правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.д.). Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы. Этот новый укрупненный акт не вносит изменений в действующее законодательство. Данный вид систематизации законодательства не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации. Субъектами консолидации выступают официальные правотворческие органы.

Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативно-правовых актов. Мировая практика консолидации весьма обширна. В Великобритании издаются десятки такого рода актов, которые объединяют акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все длительное время его существования. В конце XIX века английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции получили распространение кодексы, объединяющие нормативные предписания по одному и тому же вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, кодекс сберегательных касс и др. В Германии действует такой консолидированный акт как Социальный кодекс.

7. Кодификация как особая форма систематизации нормативно-правовых актов

Кодификация вид систематизации, всегда носящий официальный характер, осуществляемый только компетентным правотворческим субъектом и предполагающий существенную коренную переработку норм права по содержанию и их логическое, систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификацияэто наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. В ходе кодификации происходит качественная переработка действующих норм права, отменяются устаревшие и неэффективные нормы, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия, пробелы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную систему. На смену ранее действовавшему большому числу нормативно-правовых актов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Виды кодификации:

1. Всеобщая состоит в полной кодификации всего нормативно-правового материала. Сводный кодификационный акт. Например, с 1995 г. в России ведется подготовка и издание Свода законов РФ - “Кодекса кодексов.

2. Отраслевая состоит в кодификации отдельной отрасли или подотрасли права. (Например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ);

3. Специальная охватывает нормы какого-либо правового института (Лесной кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс);

Виды кодификационных актов:

Основы обеспечивают регулирование наиболее важных вопросов определенной отрасли права. Стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Например, Основы законодательства о культуре 1992 г., Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 г. (в ред. от 07.03. 2005 г.).

Кодексэто крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу общественный отношений, подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли, например, Уголовный кодекс, либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства находятся кодексы.

Уставы –это комплексные нормативно-правовые акты, регулирующие ту или иную сферу государственной деятельности, определяющие правовое положение определенных органов и организаций (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта). Уставы регулируют деятельность определенных органов и организаций, их права и обязанности. Например, Устав гарнизонной караульной службы ВС, Устав Центробанка РФ, Дисциплинарный устав ВС).

Положенияэто сводные нормативно-правовые акты, детально регламентирующие правовой статус либо деятельность определенных государственных органов, учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ, а также Присяге сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года).

Регламентыэто нормативно-правовые акты, которые содержат нормы, регламентирующие деятельность государственных органов (Регламент Государственной Думы Федерального Собранияпарламента РФ, принятый Постановлением Государственной Думы 22 января 1998 г.).

Правилаэто нормативно-правовые акты, содержащие процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением  трудовых обязанностей, утвержденные Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 г.; Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные Постановлением федерального горного и промышленного надзора России от 6 ноября 1998 г .641).

8. Юридическая техника

Юридическая техникаэто совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативно-правовых актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст нормативно-правового акта. Уровень развития юридической техники служит важнейшим показателем уровня развития правовой культуры общества.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык нормативно-правовых актов.

К техническим правилам относят:

) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативно-правовом акте, так и во всей системе законодательства;

) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тесте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов, таких как “бесчинство, “исключительный цинизм и т.д.

) отказ от словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов (например, “присовокуплять, “довольствие и т.д.);

) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Важнейшим техническим средством являются юридические термины, то есть (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания нормативно-правового акта). Все юридические термины делятся на три группы: общеупотребительные –слова из обычного литературного языка (например, “жилое помещение, “доля, “захват и др.); специальные юридические терминыэто термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Например, “правоотношения, “подсудимый, “прокурор и т.д.; специальные неюридические терминыэто термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук (например, “кибернетика, “эпизоотия и т.д.).

Другим техническим средством являются юридические конструкции, то есть (специфическое строение нормативного материала по тому или иному типу связи между его элементами).

Например: юридический состав правонарушения, договор, право собственности и т.д.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная частьпреамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

  1.  законодательная (правотворческая) техника;
  2.  техника систематизации нормативно-правовых актов;
  3.  техника учета нормативно-правовых актов;
  4.  техника правоприменительных актов и других документов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63657. Правовое регулирование 173.7 KB
  Социальные и технические нормы; Право и иные социальные нормы; Правовое регулирование: понятие предмет пределы; Методы способы и типы правового регулирования; Механизм правового регулирования: понятие элементы стадии; Нормативное регулирование: понятие особенности роль в жизни общества.
63659. Статистика производства и обращения продукции и услуг 115 KB
  Статистика производства и обращения продукции и услуг Показатели объема продукции услуг Объем произведенной на предприятии продукции в виду ее разнородности характеризуется системой статистических показателей в натуральном условно-натуральном трудовом и стоимостном выражении.
63660. АНАЛİЗ ФİНАНСОВИХ ЗВİТİВ 540.46 KB
  Головна мета аналізу фінансових звітів –своєчасно виявляти й усувати недоліки у фінансовій діяльності та знаходити резерви поліпшення фінансового стану підприємства і його платоспроможності. На підставі вивчення взаємозв’язку між різними показниками виробничої...
63661. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 170 KB
  Сущность и назначение Пенсионного фонда РФ. Сущность и назначение фонда Социального страхования РФ. Внебюджетные фонды создаются двумя путями: выделение из бюджета определенных расходов имеющих особо важное значение; формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.