63679

Система права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Соотношение системы права и системы законодательства. Общая характеристика отраслей российского права.

Русский

2014-06-22

175.36 KB

0 чел.

Тема: Система права

  1.  Система права: понятие, элементы.
  2.  Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.
  3.  Публичное и частное право.
  4.  Соотношение системы права и системы законодательства.
  5.  Общая характеристика отраслей российского права.

1. Система права: понятие, элементы

Право представляет собой сложное целостное образование, включающее множество компонентов, то есть является определенной системой.

Система праваэто объективно существующее внутреннее строение, структура права, его подразделение на отрасли и институты.

Система права это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Система права это исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений (Л.А. Морозова).

Следует различать понятия «система права» и «правовая система». Правовая системаэто предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Выделяют следующие правовые системы: англосаксонскую (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки), религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); систему обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар). Система праваэто его сугубо внутреннее строение.

Структурными элементами системы права являются: отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут, норма права. 

Наиболее крупным элементом системы права является отрасль права.

Отрасль права –это совокупность однородных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную обособленную сферу родовых общественных отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Отраслями права являются конституционное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право, семейное право и т.д. Отрасль права состоит из норм права, объединенных в правовые институты, а иногда в подотрасли права.

Каждая отрасль регулирует определенный комплекс общественных отношений. Данные отношения образуют предмет правового регулирования. Так, специфическим предметом гражданского права выступают имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Все отрасли права взаимосвязаны, хотя и неравнозначны.

Виды отраслей права

Среди отраслей российского права можно выделить материальные и процессуальные отрасли. 

Материальные отрасли, так называемое материальное право (конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право, земельное право и др.) включает в себя правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Материальное право закрепляет основы общественного и государственного строя, формы собственности, порядок образования, структуру и компетенцию государственных органов, права и обязанности участников правоотношений, основания и пределы ответственности за правонарушения. Объектом материального права выступают, таким образом, имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. 

Процессуальные отрасли, так называемое процессуальное право (гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс, административный процесс) имеет организационно-процедурный характер, регламентирует порядок реализации материальных отраслей права, регулируют порядок разрешения юридических дел. Процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

Процессуальное и материальное право соотносятся как форма и содержание. Процессуальное право служит формой реализации материального права. Процесс есть форма жизни закона.

Материальные отрасли, в свою очередь делятся на базовые и производные.

Базовые отрасли, такие как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, регламентируют наиболее общие и важные отношения в различных сферах общественной жизни.

Производные отрасли, такие как земельное право, экологическое право, семейное право, трудовое право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, налоговое и др. выделились из базовых отраслей и регулируют какую-либо ограниченную, узкую сферу общественных отношений. Например, семейное право выделилось из гражданского права.

В рамках наиболее крупных и сложных по своему составу отраслей права выделяются подотрасли права. 

Подотрасль права –это обособленная часть отрасли права, регулирующая крупный относительно самостоятельный блок общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. 

Например, гражданское право включает в себя такие подотрасли, как наследственное право, жилищное право, авторское право, обязательственное право, вещное право. Конституционное право включает в себя такие подотрасли как избирательное право, парламентское право. Земельное право включает в себя такие подотрасли как горное, водное, лесное право и т.д. Финансовое право включает в себя такие подотрасли как бюджетное и налоговое право.

Подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, а также, например, семейное право не подразделяются на подотрасли.

В рамках отрасли права выделяют институты права или правовые институты.

Институт права –это обособленная совокупность однородных правовых норм, входящая в отрасль права и регулирующая относительно самостоятельную небольшую группу общественных отношений конкретного вида.

Институт права –это обособленная часть правовых норм, входящих в отрасль права и регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений внутри предмета отрасли права.

Институт праваэто составная часть, звено отрасли права. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институтлишь их вид.

Пример: институт права собственности в гражданском праве, институт должностных преступлений в уголовном праве, институты трудового договора, рабочего времени и отдыха в трудовом праве и т.д. 

Виды правовых институтов:

По отраслям права институты права делятся на:

  1.  гражданские;
  2.  уголовные;
  3.  административные;
  4.  конституционные; 

По этому же признаку, то есть по отраслям права институты права также делятся на:

  1.  Материальные (институт права собственности в гражданском праве);
  2.  Процессуальные (например, институт подведомственности в гражданском, уголовном, арбитражном процессах);

В зависимости от сферы распространения институты права подразделяются на:

  1.  Отраслевые, состоят из норм какой-либо одной отрасли права (например, институт трудового договора в трудовом праве, институт наследования в гражданском праве);
  2.  Межотраслевые, состоят из норм двух и более отраслей (например, институт юридической ответственности относится одновременно к нескольким отраслям права. Различают уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную юридическую ответственность, иститут подведомственности);

По функциям права выделяют:

  1.  Регулятивные институты права (институт прав и свобод человека и гражданина, институт права собственности);
  2.  Охранительные институты права (институт юридической ответственности, институт привлечения к уголовной ответственности);

В рамках крупных институтов права выделяются субинституты. 

Субинститут права –обособленная совокупность однородных правовых норм, входящая в институт права и регулирующая конкретную разновидность общественных отношений.

Субинститутэто составная часть института права. 

Так, например, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (его составляют нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Институты договорных обязательств разделяются на субинституты, охватывающие правила об отдельных их разновидностях (так, например, институт договора купли-продажи разделяется на субинституты розничной купли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, продажи недвижимости, продажи предприятия и т.д.).

Однако далеко не каждый институт права имеет в своем составе хотя бы один субинститут.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли

Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулированияэто фактические общественные отношения, нуждающиеся в правовом опосредовании. Это, например, трудовые отношения, имущественные отношения, семейные отношения. Т.о., под предметом правового регулирования понимается то, что подлежит урегулированию, то есть те общественные отношения, которые подвергаются правовому воздействию. Каждая отрасль права регулирует определенный комплекс общественных отношений. Именно общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли. Специфический  предмет трудового праваэто отношения, складывающиеся между работником и работодателем на основе трудового договора. Именно предмет правового регулирования обуславливает необходимость выделения той или иной отрасли права.

 Однако только предмета правового регулирования недостаточно для того, чтобы выделить ту или иную отрасль права. Критерием деления права на отрасли выступает еще и метод правового регулирования.

Метод правового регулированияэто совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную группу общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос:Что регулирует данная отрасль права, какие общественные отношения?”, то метод правового регулирования отвечает на вопрос:Как данная отрасль права регулирует эти общественные отношения?”. Метод правового регулированияэто юридический критерий правового регулирования.

Принято выделять два основных метода правового регулирования:

  1.  Диспозитивный (автономный, метод координации)это метод, допускающий возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Он характеризуется автономией и равноправием сторон регулируемых общественных отношений. Взаимные права и обязанности участников правоотношения возникают на добровольной договорной основе. Признается господствующим в гражданском праве.
  2.  Императивный (авторитарный, метод субординации)это метод властного приказа, не допускающий отступлений от предписаний правовых норм, основанный на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Субъекты правоотношений находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения. Признается господствующим в административном и уголовном праве.

3. Публичное и частное право

Для романо-германской правовой системы характерно деление права на частное и публичное. Деление права на публичное и частное признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению, интересам римского государства; частное, - которое относится к пользе отдельных лиц. С тех пор считается, что первое отражает и охраняет общие интересы государства, а второе направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов конкретного человека.

Российская система права длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причина этого заключается в отсутствии института частной собственности. Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е годы при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, чтомы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное, длительное время служило методологической установкой для юридической науки и практики. Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом.

Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?

Сущность частного права выражена в его принципахнезависимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. 

Частное правоэто совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом. Для частного права характерен метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Речь идет главным образом об имущественных и личных неимущественных отношениях.

Частное право: гражданское право, семейное право, земельное право, международное частное право.

Публичное правоэто совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный интерес, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства. Публичное правоэто сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, власти-подчинения). Нормы публичного права, как правило, императивны.

Публичное право: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, международное публичное право.

Абсолютной публично-правовой или частно-правовой отрасли не существует. В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит условный характер. В странах с англосаксонской правовой системой такого разграничения нет. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве. Частный интерес, не соответствующий интересу всего общества, т.е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту. Ряд отраслей права находится как бы на стыке между публичным и частным правом. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права и наоборот. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации) и частного (заключение трудового договора и его расторжение пол инициативе работника и т.д.). К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

4. Соотношение системы права и системы законодательства

1. Система права - это совокупность юридических норм, а система законодательстваэто совокупность нормативно-правовых актов, их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и координированности ее структурных компонентов.

2. Если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

3. Система права выступает в качестве содержания, а система законодательства выступает в качестве формы. Поэтому система права и система законодательства неразрывно связаны. Право не существует вне законодательства. Законодательствоэто форма существования права.

4. Система праваэто объективное явление, складывающееся в соответствии с существующими в каждой стране общественными отношениями. Государство своей целенаправленной правотворческой деятельностью систематизирует нормы права. Она не зависит от произвола законодателя. Система законодательстваэто субъективное явление, так как она зависит от законодателя.

5. Система права имеет первичный характер, а система законодательства имеет производный характер. Система права служит исходной базой для системы законодательства.

6. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное (иерархическое),  помимо горизонтального, строение. Горизонтальное отраслевое строение системы права и системы законодательства обусловлено предметом правового регулированияфактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное правоконституционное законодательство, трудовое правотрудовое законодательство, гражданское правогражданское законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение системы законодательства отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов РФ стоит Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, нормативноправовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

7. Система права и система законодательства различаются по объему. Законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (кроме законодательства право оформляется и в правовых обычаях, и в нормативных договорах, и в правовых прецедентах), а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементыпреамбулы, названия разделов, глав, статей, то есть ненормативные элементы.

8. Система права и система законодательства могут совпадать, а могут и не совпадать. Уголовное законодательство полностью совпадает с уголовным правом, а аграрное право не имеет строго определенной системы законодательства.

9. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования.

Система отраслей российского права

Конституционное право РФ –это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя РФ (форму правления, форму государственного устройства, политический режим), основы правового статуса человека и гражданина (конституционные права, свободы и обязанности), федеративное устройство, систему органов государственной власти и систему местного самоуправления.

Главный нормативно-правовой акт этой отраслиКонституция РФ 12 декабря 1993 г. (Основной закон), которая является актом прямого действия. Нормы конституционного права содержатся также в конституционных законах (например, ФКЗ о Конституционном Суде РФ). Доминирующий методимперативный.

Административное право РФ регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и т.д.) в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. Одной из сторон в административных правоотношениях всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Основной н.п.а.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12. 2001 г.195ФЗ. Доминирующий методимперативный.

Гражданское право РФ регулирует имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование) и личные неимущественные отношения (честь, достоинство, авторство, имя), складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданским правом регулируются отношения владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения, отчуждения и т.д. Особенностью гражданских отношений является равенство их участников, между сторонами отсутствуют отношения власти и подчинения. Гражданское правоэто самая крупная, ведущая, базовая  отрасль права.  Она включает в себя подотрасли: авторское право, жилищное право, наследственное право и т.д. Нормы ГП содержатся в ГК РФ (ч. 1) от 30.11.94 г.51-ФЗ, (ч. 2) от 26.01. 96 г.14-ФЗ, (ч.3) от 26. 11. 2001 г.146ФЗ, (ч.4) от 18.12.06 г.230ФЗ. Некоторые подотрасли гражданского права также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс и др.). Доминирующий методдиспозитивный. 

Гражданское процессуальное право РФ определяет цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственность и подсудность споров, порядок рассмотрения дел и исполнения судебных решений. Нормы Гражданского процессуального права содержатся в Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14.11.2002 г.138-ФЗ.

Семейное право РФ тесно примыкает к гражданскому праву, хотя и является самостоятельной отраслью права. Нормы семейного права определяют порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Ведущие методыдиспозитивный и равенства сторон. Основной нормативно-правовой актСемейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №  223-ФЗ.

Уголовное право РФ объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану от преступных посягательств прав и свобод личности, конституционного строя, частной и государственной собственности, общественной безопасности и общественного порядка, правосудия и т.п. Нормы УП устанавливают основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируют понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяют круг общественно-опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы УП содержатся в УК РФ от 13. 06. 1996 г.63-ФЗ. Доминирующий методимперативный.

Уголовно-процессуальное право РФ определяет цели и задачи уголовного судопроизводства, устанавливает порядок производства по уголовным делам. Оно регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании и разрешении уголовных дел. Устанавливает права и обязанности участвующих в судопроизводстве субъектов (подозреваемых, подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты). Главным нормативно-правовым актом этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г.174-ФЗ.

Трудовое право РФ объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения между работниками (рабочими и служащими) и работодателями (предприятиями всех форм собственности, организациями и учреждениями), прием на работу и увольнение, заключение трудовых договоров, вопросы организации труда и его оплаты, рабочее время и время отдыха. Субъектами трудовых отношений выступают также общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Нормы ТП содержатся в ТК РФ от 30. 12. 2001 г.197- ФЗ. Методыимперативный, диспозитивный, рекомендация, поощрение, стимулирование.

Финансовое право РФ. Предмет данной отрасли публичного правафинансовые отношения, формирование и исполнение государственного бюджета, денежное обращение, займы, кредиты, налоги. Субъектами финансовых отношений являются все юридические и физические лица, а сама финансовая деятельность носит в значительной степени исполнительно-распорядительный характер, что влияет на используемый в этой отрасли права метод правового регулирования. Он включает контроль, ревизии, властные предписания. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом, поскольку сферы этих отраслей во многом переплетаются. В составе финансового права находятся подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское право. Источники финансового праваБюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г.145-ФЗ и Налоговый кодекс РФ от 31.07. 1998 г.146-ФЗ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57370. Складання прикладів на додавання за малюнками монет. Порівняння чисел. Поняття на, над, під. Порівняння за віком (молодий — старий) 32.5 KB
  Мета: формувати в учнів вміння складати приклади на додавання на основі малюнків; вправляти учнів у засвоєнні результатів додавання в межах 5 на основі складу чисел; розвивати мислення.
57371. Число і цифра 8. Написання цифри 8. Порівняння чисел у межах 8. Послідовність чисел у межах 8. Додавання у випадку трьох доданків 36.5 KB
  Мета: ознайомити з числом і цифрою 8; пояснити утворення числа 8; вчити писати цифру 8; закріплювати нумерацію чисел у межах 8; розвивати логічне мислення вдосконалювати навички усної лічби. Фронтальне опитування Назвати числа від 1 до 7; від 3 до 7; від 1 до 5.
57372. Склад числа 10. Послідовність чисел у межах 10. Складання й розв’язання прикладів на додавання. Написання цифр 32.5 KB
  Мета: показати утворення числа 10 шляхом складання окремих групп предметів закріпити у дітей знання усної нумерації чисел першого десятка формувати навички кількісної та порядкової лічби; розвивати увагу уяву логічне мислення.
57373. Повторення складу числа 10. Складання прикладів за малюнками предметів та монет. Розпізнавання геометричних фігур. Написання цифр 31.5 KB
  Мета: продовжити роботу над формуванням у дітей вміння порівнювати числа в межах 10; закріплювати знання складу числа 10; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати логічне мислення. Повторення складу числа 10 На дошці силуети будинків.
57374. Ознайомлення з термінами доданок, сума. Складання прикладів на додавання за числовим відрізком, за малюнком 35.5 KB
  Мета: розкрити зміст дії додавання; ознайомити учнів з компонентами дії додавання доданками сумою; продовжити формування вміння складати приклади на додавання; вдосконалювати навички усної лічби...
57375. Повторення складу чисел 5 і 6. Складання й розв’язання прикладів за малюнками предметів і монет 31 KB
  Назвіть усі числа від 1 до 7. Яке число стоїть за числом 7 Більше воно чи менше 7 Назвіть усі числа менше 7. За яким числом воно стоїть Як утворити число 6 додаючи 1 Порівняйте числа 6 і 7. Порівняйте числа 3 і 5.