63682

Реализация права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Применение права как особая форма его реализации. Стадии применения права. Акты применения права.

Русский

2014-06-22

253.9 KB

1 чел.

Тема: Реализация права

  1.  Реализация права: понятие, формы.
  2.  Применение права как особая форма его реализации.
  3.  Стадии применения права.
  4.  Акты применения права.
  5.  Пробелы в праве и пути их преодоления.
  6.  Юридические коллизии и способы их устранения.

1. Реализация права: понятие, формы

Реализация права – это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания норм права в фактическом поведении субъектов (С.С. Алексеев).

Реализация права – это фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов.

 Право имеет смысл, если оно реализуется. Издание законовэто не самоцель для правотворческих органов. Реализация права является завершающей стадией механизма правового регулирования, когда субъективные права и юридические обязанности воплощаются в реальном поведении людей. Реализация права по своему содержанию есть правомерное поведение субъектов.

В зависимости от критерия можно выделять различные формы реализации права. 

По субъекту: индивидуальная и коллективная формы реализации.

По внешней стороне: действие и бездействие.

 В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права:

1) соблюдениевоздержание от действий, запрещенных нормами права, то есть пассивное поведение. Это реализация запрещающих норм (норм-запретов). Нормызапретыэто многие нормы УК РФ, многие нормы административного права. Например, работник не нарушает установленные в правилах внутреннего трудового распорядка запреты.

2) исполнение связано с выполнением обязанностей, то есть строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для которых требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору, явится в суд по повестке в качестве свидетелей и т.д.

3) использование выражается в осуществлении субъективных прав, посредством этого лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Характерный признак данной формыдобровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право.

Пример активного поведения: получение высшего образования, участие в выборах и т.д.

4) применение –это властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных юридических норм (например, в соответствии с уголовным кодексом суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления).

2. Применение права как особая форма его реализации

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Цель применения праваобеспечить нормальный ход реализации права.

Применение –это особая форма реализации права и характеризуется следующими признаками:

  1.  Особый субъект. Применение права осуществляется уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти, то есть имеет государственно-властный характер, то есть акты, которые издаются в процессе правоприменения, являются обязательными для лиц, которым они адресованы и их неисполнение влечет за собой государственное принуждение.
  2.  имеет индивидуальный характер. Правоприменение связано с принятием решения по конкретному делу и его оформлением и проводится в отношении строго установленных лиц.
  3.  направлено на установление конкретных правовых последствийсубъективных прав, обязанностей, ответственности;
  4.  реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах. Данная деятельность жестко регламентирована нормами права;
  5.  завершается вынесением индивидуального юридического решения, то есть принятием правоприменительного акта (например, приговора суда, судебного решения по делу и т.д.).
  6.  это организующая деятельность, так как представляет собой решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это “приложение закона, правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам.
  7.  имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

Применение права необходимо в тех случаях, когда:

  1.  Правоотношение не может возникнуть без властного веления государственного органа или должностного лица (например, установление права на получение пенсии);
  2.  Возникают споры о праве и сами стороны не могут достигнуть соглашения или есть препятствия к осуществлению субъективного права (например, раздел супругами имущества);
  3.  Общественные отношения в силу их особой значимости необходимо проконтролировать с позиций законности (например, регистрация брака);
  4.  Возникает необходимость в государственном принуждении (например, в привлечении к юридической ответственности, так как совершено правонарушение и в отношении правонарушителя необходимо реализовать санкции);
  5.  Требуется в официальном порядке установить, подтвердить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридическое значение (признание человека безвестно отсутствующим);
  6.  Необходимо защитить чье-то субъективное право;
  7.  Необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариально удостоверить, получить разрешение на какую-либо деятельность);
  8.  Реализация права с помощью и под контролем государственного органа;

Применение права должно соответствовать следующим требованиям:

1) Законностьстрогое соблюдение установленного законодательством порядка правоприменительной деятельности;

2) Обоснованностьполное, всестороннее исследование всех относящихся к делу фактических обстоятельств.

3) Целесообразность –максимально полный учет конкретных обстоятельств дела, ситуации, личности, субъекта.

Место реализации права в механизме правового регулирования

 Реализация праваэто завершающая стадия механизма правового регулирования, на которой предписания норм права, конкретизированные в правоотношении воплощаются в реальном поведении людей.

3. Стадии применения права

Применение праваэто сложный процесс, включающий несколько стадий:

  1.  Установление фактических обстоятельств юридического дела;
  2.  Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению;
  3.  Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление;

Первые две стадии являются подготовительными, третьязаключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решениеакт применения права

 1) Исследование фактических обстоятельств дела начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. Круг таких фактических обстоятельств очень широк. При совершении преступленияэто лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спораобстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Процедура установления фактов осуществляется в процессе доказывания, которое осуществляется с помощью доказательствсведений, фактических данных, допускаемых законом для установления истины по юридическому делу. Доказательстваматериальные и нематериальные следы прошлого, зафиксированные в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др. 

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

 Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, то есть способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности).

 Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы.

 Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда, приговора.

 2) Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, то есть их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать и проанализировать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: “Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); “Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ) и т.д. 

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации, когда начинают “подгонять факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативно-правового акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы. 

3) Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу необходимо рассматривать в двух аспектах.

 Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствийправ и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

 Во-вторых, решение по делу представляет собой документакт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

4. Акты применения права

Акт применения праваэто правовой акт компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки правоприменительных актов:

  1.  издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
  2.  не являются нормативно-правовыми актами, так как не создают, не изменяют и не отменяют норм права;
  3.  правоприменительные акты строго индивидуализированы (персонифицированы), то есть, адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов, обладающих общим характером. 
  4.  акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функции индивидуального регулирования.
  5.  реализация правоприменительных актов обеспечивается государственным принуждением. При этом акт применения права документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
  6.  В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права рассчитаны не на многократное, а на однократное применение. Так, например, приговор суда, приказ о принятии на работу или об увольнении рассчитаны на однократное применение.
  7.  имеют определенную установленную законом форму (наименование, дата, место применения, адресат, подпись должностного лица и т.д.).
  8.  принимаются в соответствии с закрепленной в нормативно-правовых актах процедурой.

Виды актов применения права:

По субъектам принятия акты применения права делятся на:

  1.  Акты органов государственной власти;
  2.  Акты органов государственного управления;
  3.  Акты контрольно-надзорных органов;
  4.  Акты органов местного самоуправления;
  5.  Акты, издаваемые субъектами управления различных организаций;

По способу принятия акты применения права делятся на:

  1.  принятые коллегиально;
  2.  принятые единолично;

По характеру правового воздействия (по функциям права) акты применения права делятся на:

  1.  регулятивные;
  2.  охранительные.

Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон (напр., приказ о повышении по службе);

Охранительные акты обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности за совершение правонарушения (напр., постановление о возбуждении уголовного дела).

По значению в правоприменительном процессе акты применения права делятся на:

  1.  основные, выражающие конечное решение юридического дела (например, решение суда по гражданскому делу, приговор суда, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).
  2.  вспомогательные, подготавливающие издание основных актов (например, определение суда о назначении экспертизы);

По форме акты применения права делятся на:

  1.  имеющие вид отдельного документа, то есть письменную форму (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому);
  2.  имеющие форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы);
  3.  имеющие устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

По характеру содержащегося в актах решения:

  1.  Обязывающие, т.е. устанавливающие обязанность стороны правоотношения (например, решение суда о сносе самовольно построенного гаража);
  2.  Управомочивающие, т.е. устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (например, приказ ректора о выплате повышенной стипендии);

По отраслевому признаку: административные акты, уголовно-правовые акты, гражданско-правовые акты и т.д.

По форме: указы, приговоры, решения, определения, приказы, постановления, распоряжения и т.п.

По характеру: материальные и процессуальные.

 Правоприменительные актыэто документы юрисдикционного характера. Они имеют четкую структуру и состоят из 5-ти частей:

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).

Заключительная часть содержит необходимые реквизиты делапечать, подписи. 

5. Пробелы в праве и пути их преодоления

 В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулировании, но не предусмотрено конкретной нормой права. В этом случае правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

 Пробел в законодательствеэто отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. 

Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования, устанавливается законодателем двумя способами. 

Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким образом, каждая норма имеет свой “участок в общей сфере правового регулирования.

 Во-вторых, круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу правового регулирования. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок “Отношения, регулируемые гражданским законодательством. В ч. 1 названной статьи предусмотрено, что “гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

 Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.

 Важно учитывать 2 условия пробельности (признания наличия пробела в праве): 

  1.  фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
  2.  должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

 Устранить пробел в праве можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

 Преодолеть пробел в праве можно с помощью правоприменительного процесса путем аналогии закона и аналогии права.

 Аналогия законаэто применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическом делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу. 

Таким образом, аналогия закона применяется если:

  1.  имеется общественное отношение, требующее правового регулирования;
  2.  отсутствует норма права, его регулирующая;
  3.  имеется в наличии иная правовая норма, регулирующая сходные, аналогичные отношения, на основе которой, собственно, данное дело и решается;

Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено законодателем. Так в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ записано: “В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права)”.

 Аналогия праваэто применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.

 Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. 

Таким образом, аналогия права применяется если:

1. имеется общественное отношение, требующее правового регулирования;

2. отсутствует норма права, его регулирующая;

3. отсутствует норма права, регулирующая сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона; 

Новое гражданское законодательство внесло некоторые изменения в процедуру применения аналогии права. В ч. 2 ст. 6 ГК РФ записано: “При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требования добросовестности, разумности и справедливости. Иначе говоря, правоприменитель, используя аналогию права, руководствуется не только отраслевыми (общие начала и смысл законодательства), но и общеправовыми (требования добросовестности, разумности и справедливости) принципами. 

Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном и административном праве.

6. Юридические коллизии и способы их устранения.

 Юридические коллизииэто противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

 Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

 Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы “устаревают, другие жепринимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативно-правовых актов и пр.).

 Юридическая коллизия разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.

 Виды коллизий:

  1.  между Конституцией и иными актами (разрешаются в пользу Конституции);
  2.  между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);
  3.  между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации: 

а) если акт субъекта Федерации принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

б) если акт субъекта Федерации принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;

  1.  между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт);
  2.  между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой);
  3.  между общим и специальным актом:

а) если они приняты одним органом, то применяется специальный акт;

б) если они приняты разными органами, то действует общий акт.

Возможные способы разрешения коллизий:

  •  принятие нового акта:
  •  отмена старого акта;
  •  внесение изменений в действующие акты;
  •  систематизация законодательства;
  •  референдумы;
  •  деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);
  •  переговорный процесс через согласительные комиссии;
  •  толкование и др.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45077. Гуманистическая психотерапия 26 KB
  Метод позитивной психотерапии основывается на 3х принципах каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая: Принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека. Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека. Принципу самопомощи соответствует 5шаговая метамодель используемая как стратегия гармонизации адаптации и развития...
45078. Социальная реабилитация 29 KB
  Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Реабилитация объединяет усилия врача медицинского персонала и больного направленные на восстановление социальнопсихологического статуса последнего. Охранительный режим предусматривает постоянное пребывание больного в постели преимущественно по соматическим показаниям и требует от медицинского персонала постоянного наблюдения за ним.
45080. Введение. Сестринский процесс в психиатрии 45 KB
  Психиатрия медицинская дисциплина которая занимается диагностикой терапией и профилактикой психических заболеваний человека. В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные чаще наследственная предрасположенность генетические аномалии конституциональная неполноценность и экзогенные инфекции интоксикации черепномозговые травмы психотравмы. В основе патогенеза психических расстройств лежит нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Сделаны первые шаги в понимании психических...
45083. Память,мнестическая деятельность, сила памяти 49.5 KB
  Сила памяти зависит от: степени концентрации внимания на поступающую информацию эмоционального отношения к ней заинтересованности а также от: общего состояния человека степени тренированности характера психических процессов. расстройства памяти 2 Два вида фиксации информации: кратковременная память следы внешних раздражений удерживаются в памяти до тех пор пока существует источник сигналов а затем угасают долговременная информация сохраняется в памяти долгие годы. расстройства памяти...
45084. Классификация эмоций 46.5 KB
  Нарушения эмоциональной сферы 2 Классификация эмоций Настроение Нарушения эмоционального статуса высшие социальные Э проявляются в патриотизме товариществе дружбе в трудовой доблести в чувстве долга перед родиной обществом. Нарушения: депрессия эйфория дисфория слабодушие эмоциональная тупость. нарушения эмоциональной сферы 3 Депрессия выражается стойким угнетением настроения унынием тоской. нарушения эмоциональной сферы 4 Эйфория выражается благодушным блаженным...