63687

Законность и правопорядок

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие законности и его содержание; Основные принципы законности; Гарантии законности: понятие виды; Понятие законности и его содержание Законность –это требование строжайшего неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм...

Русский

2014-06-22

172.74 KB

0 чел.

Тема: Законность и правопорядок

1. Понятие законности и его содержание;

2. Основные принципы законности;

3. Гарантии законности: понятие, виды;

4. Правопорядок. Соотношение правопорядка и общественного порядка;

1. Понятие законности и его содержание

Законностьэто требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами  (С.С. Алексеев).

Это юридическое понимание законностиузкое, оно характеризует реальное осуществление правовых норм, и, прежде всего, тех, которые содержатся в законах (отсюда название – «законность»). В этом определении законность выражает лишь общеобязательность права.

Существует и широкое, общественно-политическое, понимание законности, когда она связывается с демократией. Законность здесь может быть охарактеризована в качестве режима общественно-политической жизни, выраженного в требованиях, которые предъявляются ко всему обществуко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и: 

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства всех перед законом;

в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

г) независимого и эффективного правосудия;

д) эффективной работы всех правоохранительных органов.

В таком, широком, смысле законность представляет собой элемент демократии как политического режима.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:

  1.  в плане “правового характера общественной жизни;
  2.  с позиций требования всеобщего уважению к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;
  3.  под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами. Такое понимание законности однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания. Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось, главным образом, к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органоввыявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества. Такая трактовка законности есть результат отождествления права и закона, когда любой нормативно-правовой акт, исходящий от государства (даже антигуманный), считается правом и соответственно требует неукоснительной реализации.

Следовательно, в широком смысле, законностьэто комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства (Шабуров А.С.).

Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты:

  1.  Законность неотделима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. Законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Эта сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных норм. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.
  2.  Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрированно выражает основные его особенности. Право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Законность определяет такой принцип права как верховенство закона.
  3.  Законность понимается как метод государственного руководства обществом. Законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами, т.е. путем принятия нормативно-правовых актов и обеспечения их неукоснительной реализации. Государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав. В государстве должен быть недопустим произвол в деятельности должностных лиц, должно исключаться решение политических вопросов силовыми методами.
  4.  Законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами должны быть связаны правовыми нормами, действовать в их рамках и во имя их реализации. Законностьэто антипод произвола и беззакония и, прежде всего, беззакония самой государственной власти. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве. Такое государство можно определить как государство строжайшей законности.
  5.  В широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Так как требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка и организованности. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Режим общественно-политической жизниэто режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, классовыми интересами.

Следовательно, законностьэто такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людейот анархии, общество в целомот насилия, хаоса, беспорядка.

2. Основные принципы законности

Принципы законностиэто основополагающие начала, на основе которых законность осуществляется.

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативно-правовых актов законность должна быть одна для всего государства. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной.

Всеобщность законности. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность. 

3. Гарантии законности: понятие, виды

Гарантии законностиэто объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия –это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Экономические условияэто состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений. 

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная властьэто устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность.

Среди политических гарантий выделяются: признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; ответственность государства перед личностью; система разделения вчластей.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Правовые гарантии законности осуществляются следующим путем: совершенствование законодательства, надзорно-контрольных мероприятий, мер замщиты, мер ответственности. 

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы: состояние правовой науки, полнота и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантииэто совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы.

Среди юридических гарантий различают следующие:

  1.  Конституционный контроль, позволяющий признать неконституционным закон, иной нормативный правовой акт. В РФ такой контроль осуществляют органы конституционной юстиции (Конституционный Суд РФ, конституционные, уставные суды субъектов РФ);
  2.  Конституционный надзор, т.е. право приостановления действия нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции РФ и законам страны (это право Конституцией предоставлено Президенту РФ в отношении актов исполнительных органов власти);
  3.  Прокурорский надзор, т.е. принесение протеста на принятый нормативно-правовой акт;
  4.  Отмена, признание акта утратившим силу;
  5.  Применение норм ратифицированного в установленном порядке международного договора в случае противоречия ему закона или иного нормативно-правового акта;
  6.  Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.
  7.  Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.
  8.  Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
  9.  Меры защиты и восстановления нарушенных прав. устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
  10.  Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения.
  11.  Процессуальные гарантии. Процессэто форма жизни материального права. Ст. 48 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется право получения квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
  12.  Правосудие –это деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в РФ осуществляется только судом».

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.

4. Правопорядок. Соотношение правопорядка и общественного порядка

В отечественной юридической науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Правопорядокэто состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности (Алексеев С.С.).

Правопорядокэто основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества (Шабуров А.С.).

Правопорядокэто состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на осуществлении правовых предписаний субъектами права (Цыганов В.И.).

Правопорядок это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядокэто необходимый элемент организации и функционирования государственной власти (Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева.-е изд., перераб.  и доп.М., 2008. С.648).

Правовой порядок характеризует состояние урегулированности (упорядоченности) общественных отношений или, другими словами, то состояние общественных отношений, к которому стремится общество, создавая в социальной жизни режим реального господства права. Это не идеальные, проецируемые целями права отношения (порядок), а реально сложившиеся вследствие действия права общегосударственные связи или сложившаяся, устоявшаяся в данном государстве юридическая практика осуществления права. Это не замысел законодателя, а то, что реально существует как реализуемое в общественных отношениях право (Л.С. Явич). 

Правопорядокэто порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения. (А.В. Мелехин).

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей (Малько А.В.).

Иногда правопорядок определяют как реализованную законность, ее итог.

Признаки:

  1.  Правопорядокэто состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
  2.  Правопорядок - это порядок, предусмотренный нормами права.
  3.  Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
  4.  Правопорядок характеризует фактическое состояние общественных отношений, реальный уровень соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями..
  5.  Правопорядок обеспечивается государством.
  6.  Правопорядок - это реализованная законность, ее итог.

Следует различать реально существующий правопорядок, то есть фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

Принципы правопорядка:

  1.  Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.
  2.  Системность. Правопорядокэто система отношений, которая основана на единой сущности права.
  3.  Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
  4.  Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
  5.  Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
  6.  Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности правопорядок один на территории всей страны.

Правопорядок и общественный порядок. 

Правопорядок следует отличать от близкого, но неидентичного ему явленияобщественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, общественный порядокэто состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм (норм морали, права, корпоративных норм и т.д.) всеми субъектами общественной жизни. Соответственно, правопорядокэто одна из основных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, внутренние правила организации и др.). Правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое, причем понятие общественный порядок шире, чем правопорядок. Если общественный порядок исторически возникает вместе со становлением человеческого общества, то правопорядок зарождается с формированием государства и права. Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. При нарушении правопорядка и общественного правопорядка могут быть применены юридические санкции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76227. Обучение основам методики оценки и коррекции телосложения 34.61 KB
  Такое же сильное давление между двумя позвонками возникает когда человек сидит наклонившись вперед не опираясь на руки. Если же опираться на руки положив их на стол или спинку стула нагрузка на верхнюю часть туловища снижается и тем самым уменьшается давление на позвонки.
76228. ШАРОВАЯ МОЛНИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? 72.5 KB
  Шаровая молния — светящийся сгусток горячего газа, изредка появляющийся в грозовых погодных условиях. Это явление до конца не изучено, но активно изучается. На сегодняшний день ясно, что шаровая молния - просто красочное атмосферное явление, проявление атмосферного электричества...
76229. Государственная регистрация прав 89.78 KB
  Основания для отказа или приостановления государственной регистрации. Совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации.
76230. Спектр плотности мощности и его связь с функцией корреляции 94.43 KB
  В процессе обработки и анализа физико-технических данных обычно приходится иметь дело с тремя типами сигналов, описываемых методами статистики. Во-первых, это информационные сигналы, отображающие физические процессы, вероятностные по своей природе, как, например...
76232. Доменделеевская систематизация элементов 233.03 KB
  Он обратил внимание что для классификации элементов может служить такое постоянное свойство простых веществ как атомная масса. В книге Начала стехиометрии или способ измерения химических элементов опубликованной в 1793 г.
76233. Методы контроля физического состояния здоровья и самоконтроль 37.94 KB
  Самоконтроль в массовой физической культуре. Оценка физического состояния организма и физической подготовленности. Самоконтроль в массовой физической культуре При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.
76234. Ушкодження хребта: переломи вивихи, симптоми, методи діагностики та лікування 95 KB
  Ушкодження хребта виникають внаслідок прямої травми забої переломи остистих та поперечних відростків та непрямої – від надмірного згинання та ротації інколиперерозгинання компресійні та скалкові переломи тіл хребців дужок переломовивихи.
76235. Скука в историко-философской перспективе 48.59 KB
  В качестве объекта нашего исследования выступает человеческая скука. Скука как никакое бесконтурное состояние слабо поддающееся описанию. Скука как западание человека в пространстве и во времени скука как потеря персонального смысла.