63688

Правовая система общества

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая характеристика романо-германской правовой системы системы континентального права; Общая характеристика системы обычного права; Правовая система –это обусловленный конкретно историческими условиями действия права целостный комплекс правовых явлений включающий...

Русский

2014-06-22

263.72 KB

1 чел.

Тема: Правовая система общества

1. Правовая система общества: понятие, элементы;

. Классификация правовых систем общества;

. Общая характеристика романо-германской правовой системы(системы континентального права);

. Общая характеристика англо-саксонской правовой системы;

5. Общая характеристика религиозно-правовых систем. Мусульманская правовая система;

6. Индусское право;

7. Дальневосточное право;

8. Общая характеристика системы обычного права;

1. Правовая система общества: понятие, элементы

Правовая система это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей (Перевалов В.Д.).

Правовая система обществаэто совокупность всех существующих  в стране правовых явлений (Цыганов В.И.).

Правовая системаэто понятие широкое, многоаспектное, оно используется для того, чтобы охватить весь спектр правовых явлений, имеющихся в обществе2.

Правовая системаэто обусловленный конкретно-историческими условиями действия права целостный комплекс правовых явлений, включающий: господствующий тип правопонимания; законодательство (ширесистема права); официально признанная система источников права; юридическая практика; используемые в законотворчестве, правоприменении, толковании права и правоохранительной деятельности в целях нормативного и индивидуально-правового воздействия на сознание и поведение людей правовые технологии; господствующая правовая идеология, национальный правовой менталитет, правовая инфраструктура; механизм (система) реализации права; правопорядок. Правовая система в этом смысле есть определенная правовая организация данного общества (Червонюк В.И.).

Правовая система обществаэто конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства (Малько А.В.).

Правовая семьяэто более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития (Саидов А.Х.).

Правовая системаэто объективно существующая в разных странах социально-правовая реальность (Саидов А.Х.).

Правовая система (в узком смысле) – национальное право (национальная правовая система, право определенного государства).

Правовая система (в широком смысле) – определенная совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных правовых понятий или категорий, методов и способов развития (Гранат Н.Л.).

Правовая семьяэто совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт (Марченко М.Н.).

Правовая системаэто совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той и или иной страны (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Под правовой системой понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения (А.В. Мелехин).

Правовая системаэто конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве (В.Н. Синюков)

Правовая семьяэто категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Понятие «правовая система» –не синоним понятия «система права», так как последнеепонятие институционное, раскрывающее взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права.

Понятие «правовая система», используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.О. Эберт и М. Рейнстайн«правовые круги», И. Сабо«форма правовых систем», С.С. Алексеев«структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая семья».

Структура правовой системы:

  1.  идеологические явления (правовая наука, правовая культура, правовая политика, правовые понятия, правовые принципы);
  2.  право в его системе и систему его источников;
  3.  юридическая техника;
  4.  система юрисдикционных органов;
  5.  система правовых отношений;
  6.  юридическая практика;

2. Классификация правовых систем общества

Наиболее распространенной является классификация правовых семей французского ученого Р. Давида. В основе этой классификации лежат 2 критерия: идеологический (факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права.

Р. Давид выделял три главные группы правовых семей или систем: 

1. романо-германскую;

. англосаксонскую;

. социалистическую.

К ним примыкает весь остальной юридический мир, охватывающий 4/5 планеты и названный “религиозные и традиционные системы.

Немецкий ученый К. Цвайгерт в качестве критерия классификации выделял категорию “правовой стиль (“стиль права), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы.  На этой основе К. Цвайгерт различал восемь “правовых кругов: 

1. романский, 

. германский, 

. скандинавский, 

. англо-американский, 

. социалистический, 

. право ислама, 

. индусское право, 

. дальневосточное право.

А.Х. Саидов полагал, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих: 1) историю правовых систем; 2) систему источников права; 3) структуру правовой системыведущие институты и отрасли права, А.Х. Саидов выделял восемь правовых семей:

1. романо-германскую;

. скандинавскую;

. латиноамериканскую;

. правовую семью общего права;

. мусульманскую;

. индусскую;

. семью обычного права;

. дальневосточную правовую семью.

Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права.

3. Общая характеристика романо-германской правовой системы (системы континентального права)

Свое историческое начало романо-германская правовая система берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Романо-германская правовая семья сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развивали начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку. Последующее распространение, за пределы континентальной Европы, романо-германская правовая семья получила за счет колонизации европейскими странами других стран, насильственной экспансии романо-германской правовой семьи в неевропейские страны, а также за счет добровольной рецепции, усвоения и перенесения ряда положений этой семьи.

Общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи считается континентальная Европа (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Щвейцария, Бельгия, Люксембург, Голландия и др.) В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

  1.  исторически сложилась в результате рецепции римского права в XII –начале XIII вв.;
  2.  основным источником права служит нормативно-правовой акт;
  3.  представляет собой единую иерархически построенную систему источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативно-правовые акты. Важнейшим источником романо-германского права выступает закон;
  4.  в романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы;
  5.  романо-германская норма праваэто общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Эта норма носит обобщенный, абстрактный характер;
  6.  главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает нормы права, а правоприменитель (судья, административные органы) призван точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
  7.  в этой системе имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
  8.  деление права на публичное и частное, а также на отрасли и институты, кодификация законодательства;
  9.  благодаря огромному влиянию католической церкви и широкой юрисдикции церковных судов (особенно в Испании), существенный вклад в становление романо-германской правовой системы внесло каноническое (церковное) правосистема канонов, правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих (брак, завещание). Каноническое право основывалось на принципах римского права. Изучалось в университетах наравне с римским гражданским правом. Именно университеты создали общую для европейских стран юридическую науку на базе Свода законов (кодекса) Юстиниана (529-534).
  10.  юридическая доктрина составляет весьма жизненный источник права, влияющий как на законодателя, так и на правоприменителя.

4. Общая характеристика англо-саксонской правовой системы

К англо-саксонской правовой семье относят правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Индии, Новой Зеландии и др.

Английская правовая система развивалась автономно, и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось. 

Эпохальным для становления англосаксонской правовой системы  является период нормандского завоевания. До этого времени в государстве действовали не связанные между собой в единую систему местные, локальные акты (обычаи), приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом I Завоевателем (1066 г.). Этот период считается периодом преодоления доминирующей роли местных обычаев и становления общего права, так как в государстве была установлена сильная централизованная власть, появились королевские разъездные судьи, которые решали дела с выездом на места от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так начала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название «common law» (общее право). В XII XIV вв. система общего права Англии была вынуждена соперничать с т.н. «правом справедливости», которое сформировалось из решений лорд-канцлера, действовавшего от имени короля, который делегировал ему свои полномочия по рассмотрению жалоб иапелляцийна решения обычных королевских судов. Обращения в таких случаях поступали непосредственно к королю как источнику всех милостей и справедливости. Его просили вмешаться в рассмотрение дел или споров, чтобы оказать милосердие по совести и по существу.

В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные правовые системы: общего прецедентного и «права справедливости».

Среди признаков англо-саксонской правовой семьи можно выделить следующие:

  1.  основным источником права выступает судебный прецедентвынесенное судом по конкретному делу решение, обязательное для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела;
  2.  судебные прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
  3.  ведущая роль в формировании права отводится судам;
  4.  отсутствует деление права на отрасли и институты;
  5.  отсутствует деление права на частное и публичное;
  6.  главенствующее значение имеет процессуальное (доказательственное) право, которое во многом определяет материальное право;

5. Общая характеристика религиозно-правовых систем. Мусульманская правовая система.

Религиозное право действует сегодня во многих государствах Северной Африки, Ближнего Востока, Тихоокеанского и других регионов - Малайзии, ОАЭ, Индии, Алжире, Тунисе, Израиле, Пакистане, Саудовской Аравии, Египте и т.д. Очевидно, что правовые системы указанных стран испытывают на себе более существенное влияние религии. Основой религиозных правовых систем служит определенная система вероучения.  

Мусульманское правоэто система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религииисламе. Мусульманское право в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII X в. и основано на мусульманской религииисламе. Хотя исламсамая молодая из трех мировых религий, он получил очень широкое распространение. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что он не должен верить. Во-вторых, она содержит предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламе совокупность таких предписаний именуется шариатом (“путем следования” –в переводе) и составляет то, что называется мусульманским правом.

 К семье мусульманского права относятся правовые системы таких государств, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.

Среди признаков мусульманской правовой системы можно выделить следующие:

  1.  главный творец права Бог, а не общество и государство;

источниками мусульманского права являются религиозно-нравственные нормы, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме, Кийасе и распространяющиеся на мусульман. 

Корансвященная книга ислама, собрание изречений Мухаммеда, первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свойства, носящих общий характер в отличие от конкретности и определенности юридических норм;

Суннасборник хадисов, то есть преданий о жизни Мухаммеда;

Иджмаобщее решение авторитетных исламских правоведов (мусульманской общины);

Кийассуждение по аналогии;

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

  1.  право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию. Закон как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере;
  2.  шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами;
  3.  отсутствует деление права на частное и публичное;
  4.  нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;
  5.  архаичность, казуистичность, отсутствие систематизации;

6. Индусское право

Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Индусское право тесно связано с традиционными социальными институтами, то есть с общиной и кастовым делением общества.  Все общество делится на 4 касты, каждая из которых занимает свое место в социальной иерархии, имеет свои права и обязанности. 1-ая каста: брахманы (жрецы, священнослужители); 2-ая каста: кшатрии (воины); 3-я каста: вайшии (торговцы); 4-я каста: шудры (слуги, ремесленники). В самом низу находятся бесправные группы “неприкасаемых (чандалы). Они выполняют тяжелую и грязную работу. Переход из одной касты в другую возможен только в следующей жизни. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст.

Главная особенность индусского праватесная связь с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма. Индуизмкрупнейшая в мире национальная религия. В широком смысле индуизмэто масса культов и верований, существовавших с древних времен на Индостане и в областях, испытывавших влияние традиционной культуры Индии (территории нынешнего Непала, Афганистана, Юго-Восточной Азии, Шри-Ланки). Индусское правоэто право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др. Индусская правовая системаодна из древнейших в мире. Источником индусского права являются относящиеся ко II тыс. до н.э. ведысборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, содержащие правила поведения. Кроме того, к индусским источникам права относятся: смрити - собрание древнеиндийских текстов, возводимых к отдельным авторитетным личностям и передаваемых от учителя к ученику. Смрити включает поздние упанишады, эпосыМахабхарату» и «Рамаяну»), псевдоисторические сочинения о прошломпураны и итихасы, дхармашастрысводы законов, в их числе известные «Законы Ману» и различные дхармасутры. Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. В предшествовавший британской колонизации период классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, их комментарии и сборники. Все эти трудыэто описание обычного права. Жрецы-юристы Индии, несомненно, играли важную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания. Индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соответствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. В ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, а вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект «Индусского кодекса», который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил и противодействия на местах проект не был утвержден, и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Такая практика удалась. Первым в 1955 году вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются, прежде всего, новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом. В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнивался с законнорожденным в наследственных правах. Запрещалась полигамия, узаконивался развод по суду. Было реформировано наследственное правов сторону расширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин. На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от негонезаконнорожденными. Тем не менее, в стране принято говорить о “кастовых институтах и “кастовой автономии. Они сохраняются ст. 26 Конституции Индии: “Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушают общественный порядок, мораль и здравоохранение, имеют право: а) основывать и содержать заведение в религиозных или благотворительных целях; б) осуществлять руководство в  вопросах религии” В соответствии с Конституцией Индии каста может налагать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Если разногласия носят религиозный характер, то нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться. Следовательно, касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

Под «индусским правом», таким образом, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и еще действующим (Бирма, Малайзия, Сингапур) обычаем. Индусское право применяется непосредственно и косвенно как отрасль права в Индии и Восточной Африке, где оно также видоизменено законодательством (Кения, Уганда).

7. Дальневосточное право

Правовая система Японии. В правовой системе Японии сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы, сложившиеся в прошлом, так и рецепированные в конце прошлого века романо-германские правовые нормы. В силу глубоко укоренившихся традиций японцы отрицательно относятся к праву, которое они обычно отождествляют с уголовным. Слово “право нередко ассоциируется у них с тюрьмойсимволом жестокости, а категорическое судебное решение всегда вызывало отрицательную реакцию. Согласно традиции, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, полюбовное соглашение. Даже если споры все же рассматриваются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением. Кредитор, требующий от своего должника все, что ему причитается по закону, выглядит в глазах японца бесчеловечным. Уважения заслуживает кредитор, деликатно выясняющий положение должника и уважающий его. Если нарушен договор, то стороны, прежде чем запустить в действие юридический механизм, сначала должны испробовать “дружественные пути.

Развитие Японии по капиталистическому пути в XIX веке потребовало и модернизации права. Она осуществлялась в основном за счет рецепции европейских правовых моделей. В 1880 году были приняты уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, во многом напоминавшие французские. Что касается частного права, то в Японии в целом преобладало германское влияние. Гражданский кодекс вступил в силу в 1898 г., а торговый - в 1899 году. После Второй мировой войны значительное влияние на японское право оказала Америка. Это проявилось в Конституции 1946 года, а также в реформе уголовно-процессуального права 1948 года. Американское влияние сказалось и в сфере экономикибыли приняты закон о компаниях, антитрестовское законодательство. В целом, однако, в Японии сохранилась прежняя кодификационная система. Ее основу составляют 6 существенно измененных кодексов, дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих систему источников, во многом напоминающую западноевропейскую. Японская юриспруденция не считает прецедент источником права.

Правовая система Китая. Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права. Они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения. Законы, по мнению китайцев, ненормальное средство решения конфликтов. Они лишь предлагают образцы поведения и предостерегают потенциальных нарушителей. Как и в Японии, в Китае считается идеальным, чтобы законы вообще не применялись, а судебные решения не выносились. Традиционно стремление китайцев обходить суды и решать споры внесудебными методами. Однако постепенно идеи о значении закона, кодификации пробивали себе дорогу, особенно с начала XX века. После революции 1911 г. были организованы интенсивные кодификационные работы. Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929-1931 гг., Гражданский процессуальный кодексв 1932 г., Земельныйв 1930 г. На процесс кодификации оказали значительное влияние европейские кодексы, что давало многим исследователям повод отнести китайское право с определенными оговорками к континентальной правовой семье.

Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с “китайской спецификой. Первый этап развития нового китайского права (1949-1957 гг.) –это его становление. Принятые временные конституционные акты определили правовые основы государства. Но, как правильно отмечается в литературе, в этот период в Китае отсутствовала целостная правовая система, что определялось низкой правовой культурой общества, а также засильем военно-командных методов руководства. Второй этап (1957-1976 гг.) –период “культурной революции. Он характеризуется углублением правового нигилизма, игнорированием закона в регулировании жизни общества. Значительно снизилась роль, а затем и прекратилась деятельность представительных органов, произошел отказ от соблюдения законности. В период “культурной революции, по существу, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства. Третий этап (с конца 70-х гг.) связан со значительным оживлением законодательной деятельности. Большим событием стало принятие в 1982 г. Конституции. Изданы после смерти Мао Цзэдуна Избирательный закон, Закон о судах, законы о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях, о браке. В тот же период вступили в силу Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В настоящее время в Китае активно проводится хозяйственная реформа: возрождается многоукладная экономика, повышается самостоятельность предприятий, широко привлекается иностранный капитал. Очевидно, что проводимая реформа требует законодательной деятельности. За последние годы приняты: Общие положения гражданского права; Гражданский процессуальный кодекс; Закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм; Закон о хозяйственном договоре; серия актов о совместных предприятиях и т.д. Обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Современное право КНРсложное явление, органически включающее в себя систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, а также поддерживаемых силой государственного принуждения законодательных и иных обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

8. Общая характеристика системы обычного права

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Термин “обычное право чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он играет второстепенную роль, то в Африке он продолжает оставаться важнейшим регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов. Мифический характер обычаев, их плюрализм, неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских. Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев.

К системе обычного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков системы обычного права можно выделить следующие:

  1.  ведущую роль среди источников права играют обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
  2.  обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством;
  3.  обычное право регулируют отношения, в первую очередь, групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Основной субъект права для обычного права не индивид, а группа (семья, род и т.п.);
  4.  нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;
  5.  судебная практика не выступает в качестве основного источника права;
  6.  судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
  7.  при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, земледелии решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семей или группы родственников;
  8.  юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных сообществ;

2 Юридическая социология. М., 1986.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34137. Международный рынок капитала 16.73 KB
  В современных условиях благодаря своим масштабам мировой рынок капитала превратился в мощный фактор развития процесса интернационализации мирового хозяйства стал источником ресурсов для всех стран мирового сообщества. Практика привлечения иностранных инвестиций имеет вековые традиции. В конце XIX века ее использовали США и другие индустриально развитие страны что позволило им создать передовую по тем временам экономику. Благодаря возможности сочетания этих форм в мировом распределении капиталов могут участвовать все страны деловые структуры...
34138. Россия в системе международных кредитно-финансовых отношений 22.88 KB
  В настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие чтобы их игнорировать и это несмотря на внутренний и внешний дефолт. В суммарном ВВП всех новых рынков доля России свыше 25. По самым скромным расчетам у России больше природных ресурсов 102 трлн.
34139. Россия в СНГ: новые формы экономического сотрудничества 18.98 KB
  Россия в СНГ: новые формы экономического сотрудничества. Россия является крупнейшим государствомучастником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60 совокупного дохода Содружества она занимает лидирующее положение в реформировании экономики обладая наиболее емким рынком оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. не определяла тип политического развития других стран СНГ направленность движения конституционные параметры политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без...
34140. Экономическая безопасность. Проблемы экономической безопасности России 17.53 KB
  Проблемы экономической безопасности России. Исследование проблем экономической безопасности России по праву заняло в настоящее время ведущее место в работе российских научноисследовательских и аналитических центров. В сущности современное социальноэкономической положение России таково что какое бы исследование в той или иной сфере ни предпринимали российские экономисты они не могут не затронуть проблем экономической безопасности страны. В основе повышенного внимания к проблеме экономической безопасности России лежат объективные процессы...
34141. Метод индукции и дедукции 14.81 KB
  Исследуя экономические процессы и явления общества экономика использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении абстрагировании от несущественного случайного временного непостоянного. Исторический метод. Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы глубже понимать причинноследственные связи складывающиеся между процессами и...
34142. Экономические ресурсы и финансовые ресурсы 16.13 KB
  Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды: природные сырьевые географические трудовые материальные финансовые и информационные. Природные ресурсы это земля ее недра леса вода воздух месторождения полезных ископаемых климатические и рекреационные ресурсы и др...
34143. Производство 16.09 KB
  Исходным пунктом является производство в котором происходит само создание экономических благ материаль ных благ и услуг необходимых для существования и развития человека. Распределение определяет долю каждого человека в произведенных продуктах зависит от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Третий этап кругооборота экономических благ обмен он охватывает систему связей и отношений позволяющую производителям обмениваться продуктами своего труда т.
34144. Собственность 16.99 KB
  В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты имущество сводится к набору прав: праву владения праву пользования и праву распоряжения имуществом. В хозяйственной практике признаются два основных типа собственности: частная и общественная. Основные типы и формы собственности В настоящее время выделяют следующие формы собственности: 1 государственную; 2 собственность республик входящих в Российскую Федерацию автономных...
34145. Субъект собственности (собственник) 17.41 KB
  Экономическое содержание собственности имеет две стороны: субъект собственник и объект имущество. Объектом собственности является все то что включено в сферу жизнедеятельности субъекта а также его производственной деятельности. Субъектами собственности являются отдельные люди их группы государство и т. Итак в экономическом содержании собственности надо различать две стороны: 1 материальновещественную объекты собственности имущество; 2 социальноэкономическую отношения между людьми в связи с их присвоением.