63689

Правосознание: понятие, структура, виды, уровни, роль в правовом регулировании

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Итак правосознание одна из форм общественного сознания. Правосознание есть совокупность представлений и чувств выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни Русинов Р. Правосознание представляет собой совокупность идей взглядов...

Русский

2014-06-22

94.73 KB

3 чел.

  1.  Правосознание: понятие, структура, виды, уровни, роль в правовом регулировании.

Сознание –это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, национальное, научное, правовое. Итак, правосознаниеодна из форм общественного сознания.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни (Русинов Р.К., Баранов В.М., Сальников В.П., Семитко А.П.).

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (Хропанюк В.Н.).

Правосознаниеэто форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни (Комаров С.А.). 

Правосознаниеэто совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков правового положительного поведения (Комаров С.А.).

Правосознаниеэто совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву (Малько А.В.). 

Правосознаниеэто форма общественного сознания, включающая знания, оценки правовой действительности и правовые установки (Цыганов В.И.).

Правосознаниеэто форма общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, мысли о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда же входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права (Дмитриев Ю.А.).

Правосознание –это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования (Червонюк В.И.).

Правосознаниеэто объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к правуэтому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы…Правосознание  - это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Но это еще и новый этап состояния общественного сознания (Венгеров А.Б.). 

Правосознаниеэто совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере (Морозова Л.А.).

По мнению И.А. Ильина: “Правосознание как духовный орган, необходимый человеку, участвует так или иначе во всей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступления, притесняет соседей, предает свою родину и т.д., ибо слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным.

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему. Правосознание - это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения. Правосознаниеэто неизбежный спутник права. Правосознание играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности. Правосознание пронизывает всю правовую жизнь конкретного общества, предшествует изданию правовых норм и сопровождает их на всем протяжении их действия. 

Правосознание находится в одном ряду с иными формами общественного сознаниянравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. 

Основные черты правосознания:

  1.  является одной из форм общественного сознания;
  2.  состоит из представлений, идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
  3.  оно охватывает (по словам И.А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;
  4.  в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Правосознание имеет неразрывную связь с правом, которое для него является основным объектом отражения. Правосознание охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни;
  5.  носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;
  6.  это субъективная реакция людей на право;
  7.  обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
  8.  определяясь уровнем развития общества и экономическими отношениями, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми правовыми взглядами;
  9.  в отдельные периоды развития общества является формой права;
  10.  ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным “внутренним механизмом регулирования деятельности людей. 

Структура правосознания

Правосознание состоит из двух элементов:

1. правовой идеологии;

2. правовой психологии;

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) -  это сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, называемые правовой идеологией. Правовая идеология - это систематизированное научное выражение правовых идей, взглядов, принципов, научных концепций, требований общества. Она включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Юридическая наука определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране правовой политики.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Правовая психологияэто совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку. Например, чувство страха перед уголовной ответственностью, чувство протеста против беззакония.

Виды правосознания

По уровню:

  1.  Обыденное (эмпирическое) правосознание. Этот уровень свойственен основной массе членов общества.
  2.  Профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении на юридическом факультете), в процессе осуществления практической юридической деятельности.
  3.  Научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся юриспруденцией.

По субъектам:

  1.  Индивидуальное правосознание - это совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида;
  2.  Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев. 

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, то есть правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтеры и т.д.). В этом плане можно говорить о правосознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.

Групповое правосознание необходимо отличать от массового правосознания, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа и т.д.).

Общественное правосознание  - это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих всему обществу (населению страны, нации, народности, континенту).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13930. Трудовое право 41.5 KB
  Цель: Закрепить знания полученные по теме Трудовое право понятия нормативные документы и т.п.. Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях умение пользоваться документами. Формировать коммуникативные навыки общения при
13931. Повторення Я, моя сім’я і друзі 41.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 1 Topic Revision. I my Family and Friends Тема Повторення Я моя сімя і друзі Підтема: Знов у школу. Мета: Ознайомити учнів з завданнями навчання в 11 класі структурою підручника спрямувати на систематичну творчу роботу протягом року. Практикува...
13932. Календарно-обрядові пісні весняного циклу. Веснянка «Весняночка-паняночка» 81 KB
  УРОК № 1 Тема.Календарнообрядові пісні весняного циклу. Веснянка Весняночкапаняночка. Мета:ознайомити учнів з українськими народними піснями та їх видами різновидами й видами календарнообрядових пісень; виховувати повагу до народних звичаїв і традицій естет
13933. Lesson. Ми – одинадцятикласники. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 11-х класів 51.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 2 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 2 Тема Повторення Я моя сімя і друзі Підтема: Ми одинадцятикласники. Мета: Практикувати учнів у звязних монологічних та діалогічних висловлюваннях за темою
13934. Календарно-обрядові пісні літнього циклу. «Пісенька житнього віночка» 96.5 KB
  УРОК № 2 Тема.Календарнообрядові пісні літнього циклу. Пісенька житнього віночка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями літнього циклу; розвивати навички виразного читання аналізу купальських жниварських пісень; виховувати повагу до людської п
13935. Державна служба. Поняття Дисциплінарне провадження 258 KB
  Дисциплінарне провадження - процедура розгляду в Дисциплінарній комісії АПУ фактів неналежного виконання аудитором (аудиторською фірмою) професійних обовязків, та вибір заходів впливу на аудитора (аудиторську фірму) у формі стягнення.
13936. Календарно-обрядові пісні зимового циклу. «Ой хто, хто Миколая любить», «Добрий вечір тобі, пане господарю!», «Щедрик, щедрик, щедрівочка» 60.5 KB
  УРОК № 3 Тема.Календарнообрядові пісні зимового циклу. Ой хто хто Миколая любить Добрий вечір тобі пане господарю Щедрик щедрик щедрівочка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями зимового циклу; розвивати навички виразного читання й ана
13937. Форматування диску 20.06 KB
  Урок №16 Тема: Форматування диску. Мета: Теоретичні та практичні аспекти форматування диску. Програмне забезпечення для виконання форматування. Хід уроку Перевірка домашнього завдання. Усне опитування. Мотивація навчання. Для того щоб записат...
13938. Анализ контрольной работы. Повторение 63 KB
  Тема урока: Анализ контрольной работы. Повторение. Цели урока: закрепить полученные представления: о множестве элементе множества подмножестве пересечении множеств объединении множеств; о высказывании истинности высказывания об отрицании о высказы...