63691

Правовое воспитание

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства его органов и должностных лиц общественных объединений трудовых коллективов направленную на формирование в сознании людей уважения к праву позитивных знаний взглядов поведенческих ориентаций...

Русский

2014-06-22

112.49 KB

0 чел.

Тема: Правовое воспитание 

Правовое воспитание: понятие, содержание, цели, формы

Правовое воспитаниеэто процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе (Мелехин А.В.).

Правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости юридических норм (Дмитриев Ю.А.).

Правовое воспитаниеэто целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. (Семитко А.П., Русинов Р.К., Баранов В.М., Сальников В.П.).

Правовое воспитаниеэто целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры (Малько А.В.). 

Правовое воспитаниеэто процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребностей, установок (Цыганов В.И.). Необходимо различать “правовое воздействие и “правовое воспитание. Правовое воздействие включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений.

Правовое воспитание (в широком смысле) –это многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных факторов (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое воспитание (в узком смысле) –это целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое воспитаниесложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

  1.  Субъекты воспитания (органы государства, образовательные учреждения, общественные организации, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
  2.  Объекты воспитания (все общество, граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
  3.  Содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.д.);
  4.  Методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  5.  Формы воспитания;

К формам воспитания относятся:

  •  Правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);
  •  Правовая пропаганда (заключается в распространении правовых знаний, идей, убеждений, требований среди населения с помощью телевидения, радио, иных СМИ, специальных государственных и общественных  структур и т.д.);
  •  Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);
  •  Юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан  в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности (например, в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников) и т.п.);
  •  Устная правовая пропагандалекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующих вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
  •  Наглядная правовая информация (стенгазеты);
  •  Воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемамкинофильмов, театральных постановок, романов, повестей российских и зарубежных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Т. Драйзера и т.д.).
  •  Самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);

Виды правовоспитательных средств:

  1.  Материальные (нормативно-правовые акты, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.);
  2.  Устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

Цель правового воспитания - это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка. 

Задачи правового воспитания:

  •  Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правах и обязанностях личности, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;
  •  Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  •  Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
  •  Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
  •  Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм;
  •  Формирование у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок законопослушания;

Особенности правового воспитания:

  1.  его исходной базой выступает система правовых норм;
  2.  до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты;
  3.  опирается на возможность государственного принуждения;
  4.  его воздействие оказывается на всех субъектах права, как добропорядочных, так и правонарушителей;
  5.  осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов;
  6.  осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку;

Принципы правового воспитания: связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Т.о., правовое обучениеэто одна из форм правового воспитания. Воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания человека, а обучение  - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях. 

Для правового обучения очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности и уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека и гражданина от произвола общества и государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10844. Новий рік. Різдво 44.5 KB
  Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: Новий рік. Різдво. Мета: Виховувати повагу до народних традицій. Обладнання: підручник текст для аудіювання Christmas in Ukraine HO текст для читання New Year in England and Scotland HO2. ХІД УРОКУ I.ПІДГОТОВКА ДО СПРИЙНЯТТЯ ІНШОМОВНОГО МОВЛЕННЯ ...
10845. Чекаючи на Різдво. Життя суспільства 38.5 KB
  Урок 29 Тема: Життя суспільства Підтема: Чекаючи на Різдво. Мета: Навчати непідготовленому висловлюванню за темою уроку. Проконтролювати та обговорити тексти домашнього читання. Націлювати учнів на виконання тесту тематичної атестації.Обладнання: підручник. ХІД У...
10846. Святкування Нового року та Різдва 41 KB
  Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: Святкування Нового року та Різдва. Мета: Вчити учнів активно використовувати недавно вивчений матеріал працюючи в групі у парах індивідуально. Обладнання: підручник ка...
10847. Спорт в житті суспільства 60.5 KB
  Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт. Мета: Розвивати вміння вживати активну лексику за темою в діалогічному та монологічниму мовленні. Тренувати учнів у вживанні прийменників. Обладнання: підручни...
10848. Спорт як професія 41.5 KB
  Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт як професія. Мета:Розвивати вміння вживати активну лексику у вивчених граматичних структурах.Практикувати учнів у читанні та обговоренні газетних текстів за темою уроку. Обладнання: підручник текст для читання Fr...
10849. Урок Природа й людина 71 KB
  Практикувати учнів в аудіюванні, мовленні, читанні. Тренувати учнів у вживанні конструкцій з герундієм (Gerund).
10850. Наша Земля - наш дім 32 KB
  Тема. Природа й людина УРОК 56 ПІдтема:Наша Земля наш дім. Мета:Закріпляти та розвивати мовні навички. Підкреслити необхідність захисту оточуючого середовища. Обладнання: підручник плакати малюнки за темою Our Planet Is Our Home. ПРОВЕДЕННЯ КОНФЕРЕНЦІЇ ЗА ТЕМ...
10851. День Святого Валентина, урок англійської мови 43.5 KB
  Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: День Святого Валентина. Мета: Вчити учнів обговорювати теми що становлять інтерес оформляти послання до Дня Святого Валентина. Розширювати знання учнів про свята в англомовних країнах. Обладнання: підручник Being in Love... HO. ХІД У
10852. Життя з користю для інших 61.5 KB
  Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Життя з користю для інших Мета: Практикувати учнів у читанні та обговоренні суспільнополітичних текстів. Сприяти заповненню інформаційних прогалин розвитку почуття поваги до досягнень людства. Обладнання: підручник текст дл