63692

Правовое государство, гражданское общество, личность

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Он выделил законодательную власть и исполнительную, которая включает в себя три разновидности власти – внутреннюю правительственную (исполнительную) и внешнюю правительственную (федеративную, то есть союзную и международную, так как она обращена к проблемам...

Русский

2014-06-22

287.21 KB

2 чел.

Тема: Правовое государство, гражданское общество, личность

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

2. Правовое государство: понятие, признаки.

3. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

4. Правовой статус личности: понятие, структура, виды, принципы.

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идеи о правовом государстве появились в обществе много тысячелетий назад. В частности мысль о подчинении государства в своей деятельности правовым законам высказывали мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Платон (427-347 до н.э.): “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где законвладыка над правителями, а ониего рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги.

Аристотель (384-322 до н.э.): Предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды граждан.Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя2.

Государство (respublica) Цицерон (106-43 до н.э.) определял как “дело, достояние народа” (res populi) “народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.  Государство - правовое общение, “общий правопорядок. В общем виде Цицерон формулирует следующий правовой принцип: Под действие права должны попадать все. Существенный признак закона Цицерон усматривает в том, что он принят и установлен для всех. 

Особенно активно идея правового государства стала разрабатываться в Европе с Новое время. Выступая за режим законности, Дж. Локк (1632-1704) настаивал на следующем положении: кто бы ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов. Никто в государстве не может быть изъят из подчинения законам: Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю3. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Такая позиция Локка предвосхищала идею правового государства. “Там, где нет законов, там нет и свободы. Дж. Локк разрабатывал один из основополагающих принципов правового государстваразделение властей. Он выделил законодательную власть и исполнительную, которая включает в себя три разновидности властивнутреннюю правительственную (исполнительную) и внешнюю правительственную (федеративную, то есть союзную и международную, так как она обращена к проблемамвнешней безопасности и интересам обществав его внешних связях), а также судебную. 

Ш.Л. Монтескье (1689-1755) определял политическую свободу следующим образом:Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Монтескье развил вслед за Локком теорию разделения властей: “В каждом государствеписал он, - есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. 

И. Кант (1724-1804): “Государство - объединение людей, подчиненных правовым законам. 

“Право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. 

Кант дает два определения категорического императива: 1. “Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. На первый взгляд это парафраза известного новозаветного требования: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Однако Кант предлагает еще одну формулировку категорического императива: 2. “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

В основание поступков привносится объективная всеобщая и абсолютная ценностьчеловек и человечество. 

Государство, по Гегелю (1770-1831), это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. 

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и т.д.

По мнению Вольтера (1694-1778): “Свобода состоит в том, чтобы подчиняться только законам.

Сам термин “правовое государство появился только в XIX веке в трудах немецких ученых К. Велькера, Р. фон Моля, О. Майера, Р.Г. Шайста, К. фон Роттека и др.  

В дальнейшем теория правового государства разрабатывалась в основном западными учеными. Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера оттачивала элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении. Что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен. Как и гражданин. Так, по мнению Иеринга, правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу “умственные и нравственные силы.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, М.А. Рейснера, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяковского и др.

Право, - писал Б.А. Кистяковский, - должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями, и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению в тем или другим партиямэто значит извращать его природу4.

Так, например, В.М. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли. “Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано, ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним5.

М.А. Рейснер писал, что правовым можно назвать такое государство, где законнорма, обязательная для самой власти6.

С.А. Котляревский придерживался кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства. 

В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государстве не рассматривался. 

2. Правовое государство: понятие, признаки.

Под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей (Цыганов В.И.).

Правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность граждан от произвола, стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов. Правовым является государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга) (В.И. Червонюк).

Правовое государствоэто демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей (Мелехин А.В.).

Современное правовое государствоэто демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. (Мелехин А.В.).

Правовое государствоформа осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров). 

Правовое государствоэто такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права (В.Н Хропанюк). 

Правовое государствоформа организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности (С.Н. Кожевников).

Правовое государствоэто особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое государствоэто такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (Малько А.В.).

Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства (Головистикова А.Н.).

Признаки: 

  1.  Верховенство права. Вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Законэто нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государствапарламентом. Все подзаконные акты должны соответствовать закону. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но  и само выражало идею господства права, то есть отвечало принципам равенства и справедливости, интересам и потребностям общества. Правовое государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, устанавливает те принципы и рамки, которые оно не может переступить;
  2.  Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их защиту и реализацию. Ст. 2 Конституции РФ;
  3.  Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительнаяправительству, судебнаясуду. Этот принцип следует понимать как систему сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другойобеспечивающую их эффективность и функциональность. Каждая из ветвей власти обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Так, в отношении законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует все стадии законодательного процесса. Президент имеет право применить отлагательное вето. (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье);
  4.  Демократизмэто принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата ст. 3 Конституции РФ;
  5.  Взаимная ответственность государства и личности. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами;
  6.  Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
  7.  Режим законности в государстве и обществе. 

Законностьэто требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами  (С.С. Алексеев).

  1.  Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  2.  Наличие гражданского общества.

3. Гражданское общество: понятие, признаки.

Гражданское обществоэто свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации  прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. (Перевалов В.Д., Леушин В.И.)

Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений, институтов в обществе в самых различных сферах его жизни. Гражданское обществоэто сфера свободного развития и действия людей независимо от государства. (В.И. Цыганов)

Гражданское обществоэто способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм (Кожевников С.Н.).

Современное гражданское обществоэто правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка (В.И. Червонюк).

Гражданское обществоэто совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономность,застрахованностьот произвольного вмешательства государства (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.). Эти авторы выделяют основные подходы к понятию гражданского общества: 

  1.  Гражданское обществоэто комплекс общественных отношений, противопоставленных государству, то есть все то, что не есть собственно государство, власть, политика, бюрократия.
  2.  Гражданское обществоэто форма существования рыночно-демократического общества.

Гражданское общество –это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп (А.В. Малько).

Признаки гражданского общества:

  1.  наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  2.  гражданское обществоэто сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его возможности быть членом политической партии, общественного объединения;
  3.  гражданское обществоэто открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, гласность;
  4.  гражданское обществоэто сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие различных общественных институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.д.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм гражданского общества проявляется во всех его сферах: в экономическойэто многообразие форм собственности; в духовнойв идеологическом многообразии;
  5.  гражданское обществоэто саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства;
  6.  гражданское обществоправовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита прав человека.

Структура гражданского общества:

  1.  негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
  2.  общественные объединения, в том числе политические партии;
  3.  независимых от государства частных производителей и сферу негосударственных отношений по поводу производства, обмена материальных и духовных благ;
  4.  сферу негосударственного образования;
  5.  систему негосударственных средств массовой информации;
  6.  семью;
  7.  церковь.

Единство гражданского общества и правового государства выражается в совпадении их многих целей и задач. Правовое государство и гражданское общество преследуют одну общую цельслужить человеку, обеспечивать, защищать его права и интересы. Гражданское общество и правовое государство обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства. 

Различия гражданского общества и правового государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государствоэто организация публичной власти, обеспечивающая, обслуживающая гражданское общество. В этом смысле можно сказать о правовом государстве как о форме гражданского общества. Гражданское обществоэто система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, системы образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Имеются в виду объединения, созданные самим обществом, а не по указке вышестоящих органов.

Одно из отличий правового государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения.

Взаимодействие гражданского общества с правовым государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса; 2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод.

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

4. Правовой статус личности: понятие, структура, виды, принципы.

Правовой статус личностиэто правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством (Перевалов В.Д.)

Правовой статус личностиэто признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли (Малько А.В.). Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус личностиэто вся совокупность принадлежащих человеку прав, свобод и обязанностей, а также юридические свойства правоспособности7 и дееспособности8 (Цыганов В.И.).

Правовой статус личностиэто юридически закрепленное положение личности в обществе (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Под правовым статусом личности в широком смысле понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности и ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством (Синюков В.Н., Мордовец А.С.).

В узком смысле категория «правовой статус личности» включает права и свободы, которыми обладает человексубъект права. Права и свободы составляют основное содержание, ядро правового статуса (Синюков В.Н., Мордовец А.С.).

Правовой статус личности шире, чем права человека. 

Принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Платон, Аристотель, Эпикур, Демосфен, Цицерон, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Марциан, Юлиан и др.). В Средние века в Западной Европе (V-XVI) преобладали теологические, религиозно-богословские идеи о правовом статусе личности. Права человека даны Богом, а не государством. Римская - католическая церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков и притязала на мировое господство. В XVII-XVIII веках Европа пережила первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566-1609), АнглииВеликий мятеж» 1640-1649 гг. и «Славная революция» 1688-1689 гг.), Франции. Великая французская революция 1789гг. явилась глубочайшим потрясением основ старого режима не только во Франции, но и во всей Европе. Начиная с И. Канта (1724-1804), просвещенная европейская мысль культивировала идею об абсолютной самоценности личности. XVIII  век в Европе именуют веком Просвещения. Наиболее полное развитие идеи просвещения получили во Франции. Со второй половины XVIII века по мере распространения либеральных буржуазно-революционных идей и концепции естественного права, правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав. Так, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.  подчеркивается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель политического союзаэто обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека (свобода, собственность, безопасность). ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г.важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958 г. является составной частью французской конституции (в широком смысле). Историческое значение Д. п. ч. и г. 1789 г. заключается в том, что в ней впервые в истории человечества в систематизированном виде были провозглашены юридические принципы и права, легли в основу всего современного правового статуса личности, а также в основу конституционализма в целом: равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека на личную свободу и неприкосновенность, свобода совести и выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и др. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии. Авторы Декларации (Лафайет, Сий-ес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума. Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма. 

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. является вехой в истории признания и защиты прав личности. Она заложила принципиально новую идеологию свободы и прав индивидов, закрепила новые взаимоотношения гражданина и государства. В этом документе впервые было зафиксировано:Общество, где не обеспечены гарантии прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

1) правовые нормы9;

2) права10 и обязанности11;

3) законные интересы12;

4) правосубъектность13;

5) гражданство14;

6) юридическая ответственность15;

7) правовые принципы16 и т.п.

Признаки правового статуса:

1) Эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; лица с двойным гражданством, беженца; вынужденного переселенца.

2) Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности, без правовых гарантий17, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

3) Категория правового статуса отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений;

) Категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Виды правового статуса:

В зависимости от субъекта выделяют: правовой статус граждан, правовой статус иностранных граждан, правовой статус лиц без гражданства, правовой статус лиц с двойным гражданством, правовой статус беженцев18; правовой статус вынужденных переселенцев19.

По сфере действия и структуре правовых систем:

. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека от 10. 12. 1948 г 20., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16. 12. 1966 г.21, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.22). Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами.

2. Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны, то есть это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Его характерным признаком является стабильность. Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

3. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системыгражданским правом, трудовым, административным и др. 

4. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: государственные служащие, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

5. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, семейного положения, участия в управлении государственными делами и т.д. Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Правовой статусэто комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что положения гл. 2, содержащей права и свободы человека и гражданина, составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России. 

Принципы правового статуса личности:

1. права и свободы принадлежат человеку от рождения;

. никто не вправе лишить человека прав и свобод или ограничить их без законных на то оснований;

. осуществление прав и свобод одним человеком не должно нарушать права других лиц;

. конституционный перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим;

. все равны перед законом и судом;

. использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя страны запрещается.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Правовой статус также существенно зависит от типа политического режима в рамках одной и той же общественно-экономической формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая. 

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей стране, как преступность, безработица, бюрократизм, чиновничий произвол, спад производства, невыплата заработной платы и т.д. и т.п.

2 Аристотель. Политика. Соч.: в 4 т. Т. 4.  М., 1983.

3 Констебльодин из высших придворных чинов.

4 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 654.

5 Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств: сб. статей. Т. 1. СПб., 1905. С. 132.

6 Рейснер М.А. Что такое правовое государство // Вестник права. 1903.4. С. 85-86.

7 Правоспособностьэто предусмотренная нормами права способность (возможность) индивида иметь субъективные права и юридические обязанности.

8 Дееспособностьэто предусмотренная нормами права способность и возможность индивида своими действиями осуществлять права и обязанности.

9 Правовая нормаэто общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений.

10 Права человекаэто естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни (Перевалов В.Д.). Права человекаэто такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности (право на жизнь, право собственности и т.п.). В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для человека и гражданина на определенном историческом этапе развития общества. Права человекаэто неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. Права человека в значительной мере вышли за пределы внутренней компетенции государства. Права гражданинаэто совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества. Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Подличностьюподразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия. В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категорииправа человека,права гражданина,права личностиупотребляются обычно в одном и том же значении. 

11 Обязанностьэто мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность не убей, право собственностиобязанность не укради) и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. (ст. 58 и ст. 59 Конституции РФ).

12 Законный интересэто отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органамв целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным (А.В. Малько). 

13 Правосубъектностьэто предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Состоит из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

14 Гражданствоэто устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

15 Юридическая ответственностьэто применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

16 Принципы права  это руководящие идеи, основополагающие начала, характеризующие содержание права, отражающие его сущность и назначение в обществе.

17 Правовые гарантииэто система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ (Европейский союз), внутригосударственные и автономные гарантии (получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств).

18 Беженцылица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств.

Лица, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений.

В бытовом понимании слова к беженцам часто относят также внутренне перемещённых лиц; лиц, ищущих убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще всех лиц, вынужденно переселившихся из одного места в другое.

Основные правовые документы о статусе беженцевКонвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, занимающийся проблемами беженцевУправление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощью беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также занимается Международный Комитет Красного Креста.

В Средние века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквях. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.

Впоследствии появилось и понятие политического убежища, которым пользовались диссиденты и революционеры. В международном праве понятие беженцев появляется после Первой мировой войны: в 1922 году Лига Наций принимает первое соглашение (дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг. о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьофа Нансена). Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии.

После Второй мировой войны создана Международная организация по делам беженцев, преобразованная в 1951 году в УВКБ ООН.

Беженцам, как правило, предоставляются равные права с другими иностранцами, они документируются особыми проездными документами и получают гражданство в льготном порядке. В ряде стран существует особый «гуманитарный статус» — т. н. временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцев или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, включая акты терроризма. Беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженецэто лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений. Беженец  - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать  жертвой  преследований по признаку расы,  вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей  гражданской  принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных   событий,   не  может  или  не  желает  вернуться  в нее вследствие таких опасений;

19 Вынужденный переселенец   -  гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

    Вынужденным переселенцем  не   может   быть   признано  лицо:

1) совершившее  преступление  против  мира,  человечности  или  другое тяжкое умышленное преступление. 

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

20 Всеобщая декларация прав человекарекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Создание и принятие

Идея

Во время Эпохи Просвещения стали появляться идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.

Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.

Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.

Составление

Члены Комиссии ООН по правам человека обсуждают пакт о правах человека.

Несмотря на некоторые свои достоинства, этот проект имеет ряд крупных недостатков, главный из которых заключается в его формально-юридическом характере и отсутствии в этом проекте каких бы то ни было мероприятий, которые были бы способны содействовать осуществлению провозглашенных в этом проекте основных свобод и прав человека.

Рождение всеобщей декларации прав человека

Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была поддержана 48 странами на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Пале де Шайо (Париж) 10 декабря 1948 г. Белорусская ССР, Украинская ССР, Союз ССР, Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия воздержались при голосовании.

Статус и распространение

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично.

Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году) и является самым переводимым документом в мире.

Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека).

В СССР декларация впервые была опубликована в официальной печати 25 января 1989 года.

В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединенных Наций. Каждые десять лет предпринимаются кампании по продвижению Декларации и непосредственно прав человека. 10 декабря 2007 года стартовала кампания под названием «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в которой приняли активное участие все страны-члены ООН, которая продлилась ровно год, до 60-ой годовщины.

21 Международный пакт о гражданских и политических правахпакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 165 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 7 странами.

Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года.

22 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правахпакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На январь 2012 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 7 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пактаСША.

СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.

10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта. Для вступления протокола в силу необходима его ратификация десятью странами-участницами Пакта (на январь 2012 года протокол ратифицирован 7 странами).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55854. Дистанційне навчання як інструмент для розвитку та самовдосконалення особистості сучасного вчителя 175.5 KB
  Якісно новими характеристиками таких освітніх інформаційно-комунікаційних мережевих систем є: орієнтація на потреби професійної діяльності педагога серед яких пріоритетною є потреба у безперервному самовдосконаленні та самореалізації...
55857. Технологія організації учнівського самоврядування в школі 688 KB
  За цих умов організація учнівського самоврядування в школі є надзвичайно актуальною. Найвідчутніші результати у формуванні соціально-компетентної особистості школяра дає активна участь в роботі учнівського самоврядування.
55858. Класне самоврядування як одна із форм виховної роботи 107 KB
  Формування ініціативної здатної приймати нестандартні рішення особистості неможливе без широкого залучення учнів до управління класними справами через діяльність в органах учнівського самоврядування.
55860. Santa’s Little Helper 287 KB
  There are lots of presents in Santa’s sleigh for children around the world. Now they are off! Santa leaves a present for good boys and girls. He eats one mince pie. Then two… three… four! Amy is asleep at home. Santa climbs down the chimney with Amy’s present. But oh dear… he is too fat. He can’t move!
55861. Вибір професії 54.5 KB
  Prior to this lesson your task was to visit my teacher's website and read the materials that would help you in work on the topic of our project. Raise your hands, those who visited the site and looked through the materials. So, what was your homework?
55862. Save our nature 44.5 KB
  Well, you see that there are a lot of problems in our life. Today in our lessons we begin to discuss one of them: “People and nature”. During the lesson we’ll understand the reasons, compare activities in our country and in England and try to find the way out of some problems of our world.