63694

Основные категории статистики

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Основные категории статистики Статистика оперирует определенными категориями т. Задача статистики установить общие свойства единиц совокупности изучить имеющиеся взаимосвязи и закономерности развития. Задача статистики используя адекватную систему показателей дать...

Русский

2014-06-22

173.31 KB

2 чел.

Гусаров В.М. Статистика: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463 с., с. 12 – 23

1.4. Основные категории статистики

Статистика оперирует определенными категориями, т. е. понятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности.

Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью

Статистическая совокупность это множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества. Такова, например, совокупность предприятий, производящих однотипную продукцию, но различающихся между собой объемами производства, трудовыми и финансовым ресурсами; совокупность домохозяйств; совокупность студентов и т.п.

Специфическим свойством статистической совокупности является массовость единиц, поскольку явление характеризуется массовым процессом и всем многообразием определяющих его причин и форм.

Под единицами совокупности понимаются ее неделимые первичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков. Например, единицами совокупности могут выступать акционерные общества, фирмы, фермерские хозяйства, человек, семья, станок, изделие и т.д.

Под качественной однородностью единиц совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, множество промышленных предприятий наряду с качественной определенностью (принадлежность к одной и той же отрасли) обладает различиями по размеру основных фондов, объему производства, численности работающих и т.д.

Однородность совокупности устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.

Выделение качественно однородных статистических совокупностей является предпосылкой расчета обобщающих показателей, статистического изучения вариации, связей между признаками.

Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками.

Признак показатель, характеризующий некоторое свойство объекта совокупности, рассматриваемый как случайная величина. Например, единица статистической совокупности — «предприятие» — имеет следующие признаки: объемы производственной и реализованной продукции, соотношение собственных и заемных средств, издержки производства, численность работников и т.д. Значения каждого признака отдельной единицы совокупности (варианты) могут быть различными: х\,х2,...,хп, (например, стаж работы равен 1 году, 2 годам и т.д.).

Вариация различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае. Например, успеваемость отдельного студента определяется затратами времени на подготовку к занятиям, способностью к обучению и т.п.

Наличие вариации является основной предпосылкой статистического исследования. Варьирующие признаки могут быть количественными, если их варианты выражаются числовыми значениями (возраст, стаж работы, оплата труда и пр.) и неколичественными (атрибутивными), не имеющими числового выражения и представляющими собой смысловые понятия (профессия, социальная принадлежность и т.д.).

Количественные признаки могут быть дискретными и непрерывными.

Случаи, когда варианты признака могут принимать только одно из двух противоположных значений, говорят об альтернативном признаке (да, нет).  Например,  продукция может быть годной или бракованной (негодной).

Признаки подразделяются на существенные, или главные, выражающие содержательную сторону явлений, и несущественные, или второстепенные. Статистическому изучению подлежат существенные признаки.

Признаки, характеризующие статистическую совокупность, взаимосвязаны между собой, поэтому следует различать факторные (признаки- факторы) и результативные признаки.

Факторные признаки — это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки.

Результативные признаки это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков. Так, квалификация, стаж работы рабочего — факторные признаки; производительность труда — результативный.

Статистическая совокупность состоит из массы отдельных единиц, разрозненных фактов. Задача статистики — установить общие свойства единиц совокупности, изучить имеющиеся взаимосвязи и закономерности развития. Достигается это с помощью расчета статистических показателей и их анализа.

Статистический показатель — это количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Этим он отличается от индивидуальных значений, которые, как отмечалось, называются признаками. Например, средний размер сберегательного вклада граждан страны — статистический показатель, размер вклада конкретного человека — признак.

Величина характеристика объекта или явления материального мира, общая в качественном отношении, но индивидуальная для каждого из них в количественном отношении.

Значение конкретной величины — это ее оценка, выражаемая произведением отвлеченного числа на принятую для данной величины единицу. Значение показателя является функцией пространства и времени.

Статистический показатель строится как обобщение значений признака: он может определяться путем суммирования абсолютных значений признака (численность населения, трудовых ресурсов, безработных), вычисления средних значений признаков (средняя зарплата, средняя урожайность) и относительных величин (индексы цен, темпы роста). Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогностическими.

Количество и качество выступают в статистике как две стороны единого. Количество всегда имеет качественную определенность. Именно в этом состоит познавательное значение статистического показателя, который представляет собой количественно-качественную характеристику социально-экономических процессов и явлений в условиях конкретного места и времени.

Так, например, если в 1999 г. промышленностью России произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 2995 млрд руб., то качественная сторона этого показателя — выпуск продукции (работ, услуг), а количественная сторона выражается числом 2995 млрд и единицей измерения (рубли). Рассмотренный показатель является абсолютным и выражается именованными числами. Относительные показатели абстрактны и поэтому выражаются в долях, процентах, промилле и т.д.

Статистический показатель указывает на территориальные границы объекта («произведено продукции на территории России») и границы времени («за 1999г.»).

Статистический показатель является инструментом познания изучаемых явлений и процессов, однако, следует иметь ввиду, что статистический показатель или система показателей не могут отразить с абсолютной точностью все свойства и особенности изучаемого объекта. Они дают лишь приближенное, неточное и неполное отображение свойств изучаемого объекта, доступное при имеющемся уровне знаний и возможностях учета, измерения, сбора и передачи информации.

Методика исчисления статистических показателей постоянно совершенствуется: от исчисления некоторых показателей за ненадобностью отказываются, в то же время появляются новые, более точные. Так, в условиях перехода к рыночным отношениям особое значение для международных сравнений, диагностики состояния экономики страны имеют макроэкономические показатели (ВНД, ВВП, уровень занятости, индекс инфляции и т.д.). Эти показатели публикуются статистическим организациями в специальных сборниках, например в «Российском статистическом ежегоднике».

Статистические показатели можно условно подразделить на первичные (объемные, количественные, экстенсивные) и вторичные (производные, качественные, интенсивные).

Первичные показатели характеризуют либо общее число единиц совокупности, либо сумму значений какого-либо признака (общая численность студентов вузов, объем выпускаемой продукции за год и т.д.). Взятые в динамике, в изменении во времени, они характеризуют экстенсивный путь развития.

Вторичные, производные, показатели обычно выражаются средними и относительными величинами и, взятые в динамике, характеризуют путь интенсивного развития (например, повышение эффективности использования ресурсов, рост (снижение) производительности труда, материалоемкости и трудоемкости единицы продукции и ее себестоимости).

Показатели, характеризующие сложный комплекс социально-экономических явлений и процессов, часто называют синтетическими (ВВП, ВНД, производительность общественного труда и др.)

В зависимости от объема и содержания объекта статистического изучения различают индивидуальные (характеризующие отдельные единицы совокупности) и сводные или обобщающие статистические показатели.

Поскольку отдельные свойства совокупности не изолированы, а связаны между собой, то и статистические показатели, характеризующие эти свойства, не являются разрозненными, а образуют систему показателей.

Система статистических показателей это совокупность взаимосвязанных показателей, объективно отражающая существующие между явлениями взаимосвязи, она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне (страна, регион), так и на микроуровне (отдельное предприятие, фирма, объединение, домохозяйство, семья и т.д.).

Виды и формы таких систем весьма разнообразны и зависят от решаемых задач и сложности изучаемых объектов.

С изменением условий жизни общества меняется и система статистических показателей, совершенствуется методология их расчета.

Показатели в системе могут быть связаны как жестко детерминированной связью (например, связь основных фондов, числа работников и объема продукции предприятия), так и не жесткой, свободной, т. е. стохастической связью (например, зависимость урожайности отдельной культуры от количества внесенных удобрений — с увеличением количества внесенных удобрений урожайность растет в целом, в то время как на отдельных участках посевного клина, ввиду действия других факторов, может наблюдаться даже ее снижение).

Задача статистики, — используя адекватную систему показателей, дать обобщающую характеристику объема и состава совокупности, а также — выявить и изучить имеющие место статистические закономерности.

Закономерности, выявленные для той или иной совокупности, обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Закон больших чисел это объективный закон, согласно которому совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая.

Случайное событие событие, которое при заданной совокупности условий может произойти, а может и не произойти, но для которого определена вероятность его осуществления. Случайность является формой проявления необходимости. Влияние случайности затрудняет исследование присущих изучаемому явлению закономерностей. При соединении же большого числа явлений действия элементов случайностей взаимопогашаются, хотя они могут проявляться в признаках индивидуальных единиц статистической совокупности (вероятность того, что человек будет жив через год, значительно выше для юноши, чем для человека преклонного возраста, однако только наблюдая массу людей разного возраста, можно выявить закономерные возрастные различия уровня смертности).

Важнейшей категорией статистики является статистическая закономерность. Закономерностью вообще принято называть повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях.

Статистическая закономерность количественная закономерность изменения в пространстве и во времени массовых явлений и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц закономерности). Она прояатается не в индивидуальном явлении, а в массе однородных явлений, при обобщении данных статистической совокупности, т. е. в среднем. Следовательно, это средняя закономерность массовых явлений и процессов. Статистическая закономерность отражает относящиеся к определенному пространству и времени причинно-следственные связи, выражающиеся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности. Статистическая закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.

Выявление закономерностей, опирающихся на действие закона больших чисел, важно для исследования общественных явлений. Однако нужно иметь в виду, что закон больших чисел не определяет и не регулирует конкретные размеры общественных явлений и процессов, их числовое соотношение и изменение во времени. Он лишь обусловливает взаимопогашение случайных отклонений и проявление вследствие этого той или иной закономерности, содержание которой определяется сущностью и внутренними законами развития самого явления и процесса. Поэтому выяснение причин той или иной закономерности социально-экономического явления опирается на комплексное изучение явления с помощью ряда наук.

1.5. Задачи статистики

и основные направления ее реформирования

Задачи статистики определяются социально-экономическими потребностями общества.

Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям.

Статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Наличие систематической, полной и своевременной информации о происходящих процессах и явлениях — необходимое условие эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Состав статистической информации в условиях рыночных отношений во многом определяется практическими потребностями общества, Качество и достоверность статистических данных — основа эффективных решений, способствующих успешному реформированию экономики.

Переход от директивной экономики к рыночной требует построения принципиально новой статистики — рыночной.

В рыночной статистике важно усовершенствовать систему сбора и обработки информации, что связанно с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.

В рыночной статистике сплошная отчетность применяется только для крупных и средних предприятий (иногда используются единовременные переписи). Обычно единственным инструментом сплошного учета является регистр (или реестр) статистических единиц, в котором зафиксировано количество агентов рынка. Экономические показатели собираются, как правило, выборочно. Именно на основе выборочных данных осуществляются статистические построения, позволяющие судить о складывающихся процессах в обществе.

Переход к рыночной экономике  обусловливает необходимость поиска альтернативных источников для разработки сводной макроэкономической информации, так как использование первичных данных крайне ограничено.

Микроэкономическая информация (информация о конкретной фирме, предпринимателе) во многих странах с рыночной экономикой является коммерческой тайной даже для органов государственного управления. Из этого принципа исходит и российская рыночная статистика, правомерно используя статистические данные только для целей обобщения.

На повышение объективности направлено внедрение цензовых принципов организации учета, т. е. сочетания сплошного учета по крупным и средним предприятиям всех форм собственности с выборочными обследованиями и переписями (для малого бизнеса и предпринимательства).

При этом по малым предприятиям в качестве основного источника информации должен использоваться Единый государственный регистр предприятий и организации всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), информационная база которого в настоящее время загружена показателями бухгалтерской отчетности (примерно, от трех миллионов юридических лиц), а текущие выборочные обследования на квартальной основе по предприятиям малого бизнеса дают текущую информацию.

Стержнем создаваемой статистики предприятий, обеспечивающим полноту и достоверность учета хозяйственных субъектов и их характеристику, становится ЕГРПО.

В условиях реформирования статистики особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, помогает сосредоточить внимание на недостатках и упущениях с целью их устранения.

В период становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей является реформирование методологических и организационных основ государственной статистики.

В начале 90-х гг. Правительство России приняло «Государственную Программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики». Выполнение этой Программы возложено на Государственный Комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), который в соответствии со ст. 71 «Конституции Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти. Руководствуясь Программой, Госкомстат России осуществил ряд конкретных крупномасштабных мероприятий, положивших начало глубокому реформированию российской статистики.

Главной задачей на первом этапе реформирования статистики, начавшемся в 1993 г. и завершившемся в 1996 г., было содействие рыночным преобразованиям в стране при стремлении к достижению максимально возможной информационной прозрачности экономического пространства. В результате реализации первого этапа Программы создана система национальных счетов (СНС).

В стандартах СНС сформированы основные макроэкономические показатели, среди них — показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения, уровень и динамику цен, промышленное производство, потребительский рынок, ставшие важными рычагами управления экономическим развитием государства. Получила развитие отраслевая статистика в таких областях, как здравоохранение, народное образование, страхование. Сокращено количество обязательных показателей отчетности, упрощена процедура их сбора, расширено применение выборочных обследований. На статистические показатели возложены позитивная пропагандистская и оценочно-стимулирующие функции. Осуществлены расчеты и проводятся международные сопоставления (ВВП) — центрального макроэкономического показателя, характеризующего стоимость товаров и услуг, произведенных на экономической территории данной страны (включая совместные предприятия) за тот или иной период (обычно за год, квартал, месяц) и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Определен состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики. Создана основа Государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в соответствии с международными стандартами.

Всероссийское совещание статистиков (в ноябре 1995 г.) одобрило основные итоги первого этапа реформирования статистики и отметило, что в «современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике, который состоит в последовательном переходе от фрагментарного принципа к системному реформированию статистической системы в целом, предусматривающему компетентное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации со стороны органов государственной власти, коммерческих структур, частных лиц, научной общественности и других потребителей».

В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные   задачи второго 'этапа реформы российской статистики:

1.   Обеспечение необходимой информацией процессов становления национальной хозяйственной системы страны.

2.  Создание условий для получения более точной и полной статистической картины социально-экономического развития страны для принятия решений на разных уровнях государственного управления.

3.   Всемерное содействие освещению проблем, связанных с повышением эффективности национального производства.

4.  Информационное отражение участия России в международном разделении труда, в том числе конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.

Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны.

Дальнейшее реформирование российской статистики на общепринятых в мировом статистическом обществе принципах с учетом реальной правовой, экономической и политической ситуации в России предусмотрено Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997 — 2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1997 г. Одно из важнейших направлений этой Программы — разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике (результаты экономической деятельности которой искажаются или скрываются от статистических органов). В России общая дооценка ВВП с учетом теневой экономики, по данным статистики, составляет более 25%.

Кроме того, Федеральная программа предусматривает разворачивание системы мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), особенно в области социальной сферы. Постоянно действующие мониторинга позволяют непрерывно следить за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом. Эта работа осуществляется силами органов государственной статистики России, соответствующих министерств. Например, мониторинги здоровья осуществляет Госкомстат и Министерство здравоохранения России.

В Федеральной программе предусматривается полный запуск регистра предприятий, который станет основой статистического наблюдения в России. Подписан совместный приказ Госкомстата и Госналогслужбы России о взаимодействии двух регистров: статистического регистра и регистра налогоплательщиков; установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН) с учетом происходящих изменений.

Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню — статистике предприятий (хозяйствующих субъектов).

Рыночной экономике необходима компьютеризация статистики — это составная часть программы информатизации России. В ходе выполнения этой программы предстоит создать информационно-телекоммуникационную систему статистики (ИТСС), строящейся на основе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, в основе которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней.

Постановления Правительства Российской Федерации указывают на необходимость комплексного анализа социально-экономических явлений и их прогнозирование, а также совершенствование статистической информации и методологии расчета статистических показателей.

Расширенная коллегия Госкомстата России (24 декабря 1999 г.) определила следующие важнейшие задачи, стоящие перед органами государственной статистики на 2000 — 2002 гг.:

1.  Организация работ, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения.

2.  Приоритет вопросам совершенствования статистики малого предпринимательства   (провести   сплошные   обследования малых предприятий по итогам их работы за 2000 г.).

3.  Создание единого статистического информационного пространства федеральных органов государственной власти и координация их статистической деятельности.

4.  Целесообразность проведения переоценки основных фондов.

5.   Совершенствование расчетов в области неформальной и скрытой экономики.

6.  Повышение качества статистических разработок.

7.  Совершенствование статистики отдельных отраслей социально-экономической сферы.

8.  Организация системы муниципальной статистики.

При этом на коллегии подчеркнуто, что Госкомстат России, его территориальные органы и подведомственные организации составляют единую федеральную централизованную систему государственной статистики, которая успешно функционирует только при неукоснительном соблюдении единой статистической методологии и технологии сбора и обработки информации, сроков выполнения работ.

Реализация поставленных органами государственной статистики задач позволит обеспечить качественное и своевременное выполнение Федеральной программы статистических работ и создать надежную основу для дальнейшего совершенствования системы государственной статистики.

Спектр решаемых проблем существенно расширится с принятием Закона о статистической деятельности, который станет пра--вовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.

Контрольные вопросы

1.  От какого латинского слова происходит термин «статистика» ?

Что он означает ?

2.   Какие статистические работы проводились  в Древние  и Средние века?

3.   К какому времени относится становление статистики как науки?

4.  Какие отрасли статистики вы знаете?

5.  Каковы основные черты предмета статистики? Дайте его определение.

6.  Какова взаимосвязь статистики с другими науками? 1. Дайте определение статистики как науки.

8. Какой научный метод является общим для всех наук?

Статистика: Учебник / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; Под ред. Проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, стр.11 – 13.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

2.1. Организация государственной статистики

в Российской Федерации и международной статистики

Предоставление статистической информации — главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В автономных республиках, в краях и областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городах.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в _ году»; Комитет по статистике г. Москвы — сборник «Москва в цифрах» и т. д. Издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т. д. Однако тираж их, как правило, небольшой, поэтому сборники малодоступны неспециалистам.

Основные функции всех статистических органов —это сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его органами на местах, Министерством финансов РФ и его местными органами, Минимуществом РФ и его службами, Министерством труда и социального развития России и т. д.

Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Госкомстате РФ - управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т- Д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.

Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Все областные, краевые и республиканские управления и комитеты и по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Госкомстат РФ (ГВЦ РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Госкомстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. В его структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатываются федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных.

Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Госкомстата РФ. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Госкомстата РФ, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки.

В последние годы методологическая работа Госкомстата РФ направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего на разработку системы национальных счетов Российской Федерации, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.

Госкомстатом РФ издаются следующие официальные статистические сборники: ежегодник полный: «Российская Федерация в _ году» и краткий: «Россия в цифрах»; демографический ежегодник; двухтомное издание «Регионы России»; тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне и динамике цен, промышленности, макроэкономических показателях и т. д.

Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений (Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.) и других международных организаций (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский союз (ЕС), Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк и т. д.). Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические публикации, так же как и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо одной отрасли (например, по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике). Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН — 81аи8Йса1 УеагЪооК. Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт (181).

Координация деятельности статистических служб стран —членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

2.2. Требования, предъявляемые к собираемым данным.

Формы организации и виды статистического наблюдения

Собираемые данные должны отвечать двум требованиям: достоверность и сопоставимость.

Достоверность — это соответствие данных тому, что есть на самом деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения должны быть нацелены на обеспечение достоверных данных.

Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта; полнота и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения.

Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время, по единой методике. Кроме того, должна быть обеспечена сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется явление. Таким образом, необходима полная ясность организации и методологии статистического наблюдения, чтобы были понятны характер и причины различий в данных наблюдений, если таковые были вызваны именно организационно-методологическими факторами.

Сравнимость данных разных наблюдений выполняется, если использовались одно и то же определение единицы наблюдения, одна и та же методика регистрации первичных признаков и методика расчета вторичных признаков (таких, как себестоимость, производительность труда, рентабельность, ликвидность и т. д.).

Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения наблюдения и периода или момента, к которому относятся Регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на начало учебного года, стипендиальный фонд-на полгода (или год) и т. д. Обычно рекомендуется, чтобы данные соответствовали хотя бы одному полному циклу изучаемого процесса (например, учебному, хозяйственному или финансовому году и т. д.).

Статистика: Учебное пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др.; под ред. Канд. Экон. Наук В.Г. Ионина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002, стр. 9 – 15.

Статистическая совокупность — совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т. п. Совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна — в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

Единица совокупности — первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Признак — качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

(1)  признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

(2) признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например,  профессии — характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т. д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» — неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (негодной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет; и т. д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т. е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности. Вариация — это изменение («колеблемость») величины либо значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря, от одной единицы совокупности к другой. Обычно под вариацией мы понимаем обусловленное перекрещивающимся влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности. Если же изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени и при этом носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации признака, а о его динамике.

Статистический показатель — понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения, трудовых ресурсов) и расчетными (средние величины), плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических  данных. Статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не

только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени. Задача статистики:

• правильно определить содержание статистического показателя (валового национального продукта,  национального дохода, производительности труда и т. п.);

• разработать методологию подсчета и расчета статистического показателя.

Система статистических показателей — совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений, что обусловливает статистические показатели. Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны и региона (макроуровень), предприятий, фирм, объединений, семей и домохозяйств и т. д. (микроуровень).

Системы статистических показателей имеют следующие особенности:

• они носят исторический характер: меняются условия жизни населения, общества — меняются и системы статистических показателей;

• методология расчета статистических показателей непрерывно совершенствуется.

1.2. Органы государственной статистики

Российской Федерации

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации руководство статистикой в стране осуществляет Госкомстат как федеральный орган исполнительной власти.

Госкомстат Российской Федерации, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации. В основе деятельности Госкомстата лежат федеральные статистические программы, которые финансируются из госбюджета. Все остальные исследования ведутся за счет средств заказчиков.

Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике (Госкомстате России) было утверждено Постановлением № 834 Правительства РФ от 9 июля 1994 г.

В соответствии с Положением основными задачами Госкомстата России являются:

•  предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию Российской Федерации,  федеральным органам исполнительной  власти, общественности, международным организациям;

•  разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам;

•  координация статистической деятельности в государстве;

•  разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых балансовых расчетов;

•   гарантирование полноты  и  научной  обоснованности официальной статистической информации, обеспечение равного доступа к ее изучению всем пользователям.

Основные функции Госкомстата России:

•  организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;

•   обеспечивает функционирование  ЕГРПО  (Единого государственного регистра предприятий и организаций);

•   обеспечивает сбор,  обработку,  хранение  и  защиту статистической информации, соблюдение государственной  и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный — секретный, доверительный);

• сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны;

•  проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату;

• определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ;

• созывает в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Госкомстата (т. е. в круг его полномочий и прав);

•   вносит  в установленном   порядке  предложения  по совершенствованию законодательства в области статистики.

Во главе Госкомстата стоит председатель, который несет персональную ответственность за выполнение комитетом его задач и функций. Председатель Госкомстата является одновременно председателем его коллегии, в состав которой входят также заместители председателя и другие руководящие работники Госкомстата. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением Госкомстатом возложенных на него функций. Решения коллегии оформляются в виде постановлений и приказов председателя Госкомстата.

В Госкомстате работают научно-методологический совет, экспертные советы, временные творческие коллективы и т. п. В их задачи входит совершенствование системы показателей, программ обследований и учетов, методологии расчетов.

Госкомстат руководит работой территориальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях и которые обеспечивают предоставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Госкомстат России имеет право:

• получать государственную отчетность,  в том числе и составляющую коммерческую тайну, а также необходимые данные и материалы на любой стадии их разработки и пояснения к .и представляемой отчетности бесплатно в рамках установленных объемов и сроков от всех юридических и других хозяйствующих Ь субъектов, от федеральных органов исполнительной власти и органов ? государственной власти субъектов Российской Федерации;

• издавать обязательные для них постановления и инструкции по вопросам статистики;

• осуществлять контроль за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента и Правительства по вопросам статистики и в случае нарушений в представлении статистической отчетности налагать административные взыскания;

•  заключать договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других  государств,  а также  международными статистическими и иными органами по вопросам статистики;

•  формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям;

•  определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410 утверждена федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997—2000 годах», предусматривающая системное реформирование статистики с целью более полного удовлетворения потребностей федеральных и региональных органов исполнительной власти, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики, хозяйствующих субъектов.

В связи с этим встают задачи

— совершенствования статистической информационной базы на основе развития системы статистических показателей и внедрения государственных статистических стандартов;

—   и перехода на сквозную технологию сбора, передачи, обработки,  накопления   и  представления  статистической информации с максимальным соблюдением требований  по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа.

Важным представляется и совершенствование методов статистического наблюдения, в частности выборочных обследований, переписей и т.п., методологии комплексного анализа социально-экономического развития, определения пороговых значений экономических показателей, выход за пределы которых свидетельствует о возникновении критической ситуации в регионе или на макроуровне.

Выполнение федеральной целевой программы реформирования статистики в 1997—2000 гг. тесно увязывается с организацией и развитием системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий. Эта система должна исходить из основных методологических принципов, принятых в международной статистике, роли и принципов функционирования статистики в условиях рыночной экономики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80562. Банківське кредитування підприємств 165.5 KB
  Слово «кредит» походить від латинського, що означає борг, позика. В сучасному понятті кредит - це капітал, який береться під позику у вигляді грошової форми і надається в тимчасове використання госпорганам на умовах забезпеченості, повернення, терміновості, оплати та цільового використання.
80563. Небанківське і міжнародне кредитування підприємств 280 KB
  Комерційний кредит — це одна з найперших форм кредитних відносин в економіці, саме він породив вексельний обіг і тим самим сприяв розвитку безготівкового грошового обігу. Основна мета комерційного кредиту — прискорення процесу реалізації товарів і отримання закладеного в них прибутку.
80564. Фінансове забезпечення інвестиційної діяльності 104 KB
  Згідно закону України Про інвестиційну діяльність інвестиції – усі види майнових та інтелектуальних цінностей що вкладаються в об’єкти підприємницької та фінансової діяльності в результаті чого створюється прибуток або досягається соціальний ефект. інвестиції – це вкладення капіталу в об’єкти підприємницької діяльності з метою забезпечення його зростання у майбутньому. Інвестиції розрізняють за видами. Фінансові інвестиції це активи які утримує підприємство з метою отримання прибутку за рахунок відсотків дивідендів зростання вартості...
80565. Оцінка ефективності інвестицій 180 KB
  Ефективність дохідність довготермінових облігацій може бути виміряна у вигляді: купонної дохідності норма відсотка облігації; ставки розміщення річної ставки складних відсотків. Ставка розміщення найбільш точно характеризує реальну фінансову ефективність облігації враховуючи всі види доходів від неї. Отже завдання вимірювання фінансової ефективності облігації зводиться до обчислення ставки розміщення у вигляді річної ставки складних відсотків. Нарахування відсотків за цією ставкою на ціну придбання облігації яка може відрізнятись від...
80566. Особливості фінансів малого бізнесу 232 KB
  Малий бізнес є найбільш поширеним сектором економіки. Відмінності між цими трьома видами бізнесу обумовлені різним рівнем суспільного поділу праці, характером спеціалізації га усуспільнення виробництва, а також вибором технологічного типу виробничого процесу.
80568. Направления совершенствования расчетного и кассового обслуживания клиентуры в Новоуренгойском отделении Сберегательного банка №8369 707.5 KB
  Сберегательный Банк Российской Федерации – старейший банк страны. Созданный в 1841 году как финансовый институт для малоимущих слоёв населения, он и по сегодняшний день остаётся единственным банком, который обслуживает наименее обеспеченные группы физических лиц.
80569. Процесс перевозки грузов автомобильным транспортом на примере ОО УМ «Газпромдорстрой» 718 KB
  Автомобильный транспорт состоит на пороге больших перемен. Меняются требования к его работе. Необходимо поднять использование автомобилей на новый более качественный уровень развития...
80570. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИП «СОРОЧИНСКАЯ Л.В.») 482 KB
  Цель работы охарактеризовать деятельность работы магазина розничной торговли и выявить перспективы развития данного предприятия. В первой части содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организации.