63706

ФИНАНСЫ. ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ

Конспект

Финансы и кредитные отношения

Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах единиц национальных валют. Финансы выражают денежные отношения возникающие между: предприятиями в процессе приобретения материальных ценностей реализации продукции и услуг...

Русский

2014-06-23

277.5 KB

2 чел.

PAGE  2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Воронежский филиал

Кафедра финансов и кредита

В.М. Радченко

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Финансы»

для студентов очной формы обучения

по специальности 060400

«Финансы и кредит»

ВОРОНЕЖ   2011

РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1: «Сущность и функции финансов»

Государственные финансы играют важную роль в области экономического и социального развития страны, поэтому важна централизация значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. Другие формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы государства, а также предприятиями и организациями различных форм собственности. Финансовые ресурсы вышеназванных звеньев финансовой системы относятся к децентрализованным фондам денежных средств, образующимся из их денежных доходов и накоплений.

Общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов объединены в единую финансовую систему государства, базирующуюся на едином источнике финансовых ресурсов.

Финансы - историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы в Средние века.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито в тот период только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Эти отношения стали осуществляться в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX веке, особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах единиц национальных валют. Во всех странах в этот период произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства начали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Многие государства стали аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Значительное развитие получили финансы предприятий и организаций различных форм собственности.

Одновременно с этим в экономически развитых странах получила широкое развитие акционерная форма предприятий. Выпуск акций является одной из мощных форм мобилизации капитала, которая позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции.

В условиях развития рыночных отношений, ограниченных финансовых ресурсов для простого и расширенного воспроизводства, обострения конкурентной борьбы резко возросла значимость управления финансами как на государственном уровне, так и на уровне предприятий различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой функционирование предприятий осуществляется под строгим контролем финансового управления.

Финансы представляют собой экономические отношения, охватывающие централизованные денежные фонды государства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, а также децентрализованные фонды денежных средств предприятий, необходимые для выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - это неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль определяется тем местом, которое денежные отношения занимают в экономических отношениях общества. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги представляют собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряется полезность затрат труда ассоциированных производителей. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов не только обеспечивать потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и осуществлять контроль расходования финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

- предприятиями в процессе приобретения материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных фондов вышестоящих организаций и их направлении на простое и расширенное воспроизводство предприятий;

- государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов из бюджетов разных уровней;

- государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

- предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами при внесении ими платежей и получении финансовых ресурсов из внебюджетных фондов;

- отдельными звеньями бюджетной системы;

- страховыми организациями и физическими и юридическими лицами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

- предприятиями при опосредовании кругооборота их оборотных фондов и фондов обращения.

Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения.

Наука «Финансы» изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования финансовых ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством финансовой политики.

Финансы - это распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение, или перераспределение, национального дохода.

Доля национального дохода в экономически развитых странах, перераспределяемого через все звенья финансовой системы, возросла с 9-18% (в период до Первой мировой войны) до 35-50% и более в настоящее время.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании того, за счет каких источников государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует.

В процессе исторического развития сущность распределительных процессов в финансовой системе государств значительно изменилась. В XIX веке в условиях жесткой производственной эксплуатации народные массы несли и основное бремя финансовой эксплуатации.

Развитие производительных сил, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой экономикой в XX веке обусловили существенные изменения государственных финансов. Значительная часть мобилизуемых правительствами средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Это прежде всего средства, направляемые на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды, используемые на социальные цели, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение.

Рост социальных расходов не означает, однако, что распределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся. До сих пор многие страны сохраняют крупные военные расходы, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс (ВПК), и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные общества), а также осуществляют расходы по выплате процентов и погашению государственного долга.

Характер распределительных процессов в государствах в значительной степени определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами - выше.

Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В условиях гиперинфляции в России произошел резкий рост цен и распределительная функция цены при этом усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные распределительные процессы протекают также в сфере кредитных отношений.

Финансы и кредит - это взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. Кредитные ресурсы привлекались в России также для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности нуждающимся в них предприятиям.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Две основные функции финансов - это распределительная и контрольная, осуществляемые одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение валового внутреннего продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов состоит в распределении так называемых основных, или первичных, доходов, сумма которых равна национальному доходу. Основные доходы формируются при создании национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

- заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

- доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих обороноспособность страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.

Перераспределение национального дохода с помощью финансов осуществляется между отраслями производственной и непроизводственной сферы, территориями, а также между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные и производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, и налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в конечное его использование. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и между размером денежных фондов и их структурой, а также между объемом и структурой средств производства и предметов потребления.

Перераспределение национального дохода в любом государстве происходит между:

- производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

- отраслями материального производства;

- отдельными регионами страны;

- формами собственности;

- социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций.

Контрольная функция финансов реализуется через деятельность многочисленных органов государственного управления. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В рыночных отношениях формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через государственные расходы, налоги, государственный кредит. Государственное финансовое планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг используются для регулирования экономики и социальных отношений.

Все функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и направления расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм, представляющий собой взаимоотношения предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Тема 2: «Финансовая политика»

Финансовая политика РФ охватывает все сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия. Она предполагает соответствующее правовое обеспечение тех финансовых решений, которые принимаются законодательными органами государства. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местных органов власти), так как они обладают определенными законодательными правами.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. В условиях плановой экономики устанавливались цены на все виды продукции и услуг, лимитировалась заработная плата всех категорий работающих и т. п. Кредитная сфера также контролировалась государством. Финансовая политика была одним из важных секторов в общей политике государства. В настоящее время государство может диктовать цены только на продукцию и услуги естественных монополий, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы осуществляется только через Центральный банк РФ.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия представляет собой долговременный план, она отражается в программных документах и включает антиинфляционную финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, она отличается гибкостью, подвижностью; обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.

Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, поэтому нельзя проводить финансовую политику, игнорируя основные особенности исторического развития финансов.

Современная финансовая политика России связана с реализацией комплекса мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике, экономическую стабилизацию, социальную поддержку населения. 

Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для выполнения государством его функций.

Для достижения указанной цели необходимы финансовая стабилизация, направленная на снижение инвестиционных рисков; укрепление законности и правопорядка как основы для развития предпринимательской активности. Основой снижения инвестиционных рисков является финансовая стабилизация.

Для достижения финансовой стабилизации необходимо добиться: увеличения реальных налоговых поступлений в бюджет; поступлений от приватизации; привлечения частных инвестиций; стабилизации национальной валюты; прекращения утечки капитала из страны и положительного торгового баланса.

Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Очень многое зависит от общественного мнения, которое влияет на финансовый процесс и через деятельность законодательной власти, и через доверие населения к банковскому и фондовому секторам, и через спрос на иностранную валюту и т. д. Всё это влияет на финансовую политику.

Финансовая политика предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных задач. На финансовую политику влияют социально-экономическая реальность, стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и др. Для реализации финансовой политики следует устранять или хотя бы снижать негативные и усиливать действие положительных факторов, от которых зависит поступательное развитие экономики страны. К положительным факторам можно отнести, например, обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т. п.

Под финансовой политикой следует понимать управление финансами на уровне государства, т. е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием внешних факторов, от которых также зависит получение намеченных результатов. Данное управление представляет собой процесс, состоящий из разработки целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

В рамках финансовой политики следует различать такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольная, бюджетная, валютная, кредитная, налоговая, страховая и таможенная политика.

Выбор финансовой политики должен опираться на реальные возможности и объективные закономерности переходного периода. Невозможно поддерживать производство ради самого производства, т. е. без учета необходимых структурных изменений; невозможно установить контроль над ценами по всем видам продукции.

Тема 3: «Сущность, цель задачи, объект и субъекты управления финансами»

Управление финансами осуществляется с помощью особых приемов и методов, включая планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом -финансовый план. Сводный финансовый план государства формируется на основании смет отдельных предприятий и организаций. В каждом финансовом плане определяются доходы и расходы на определенный период времени, связи с разными звеньями финансово-кредитной системы государства.

Финансовые планы разрабатываются для каждого звена финансовой системы государства с учетом его специфики. Органы государственной власти составляют бюджеты разных уровней; общественные объединения и страховые компании - финансовые планы, коммерческие предприятия и организации - балансы доходов и расходов; предприятия и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации - финансовые планы.

Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, базирующейся на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разработанных на основе оперативного анализа финансовой информации и направлений наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Основным содержанием оперативного управления является выявление узких мест и их ликвидация с помощью маневрирования финансовыми ресурсами.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. В результате финансового контроля сопоставляются фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявляются резервы роста финансовых ресурсов, намечаются пути более эффективного ведения хозяйства.

Управление финансами в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, высшие законодательные органы власти - Государственная Дума и Совет Федерации, территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.

В компетенцию федеральных органов исполнительной и законодательной власти входит рассмотрение, утверждение федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение отчета об их исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Кроме того, Федеральное Собрание разрабатывает финансовое законодательство.

Органы государственной власти и управления, осуществляющие общее руководство страной, выполняют много других экономических, социальных и политических функций, поэтому детальное управление финансовой системой осуществляет финансовый аппарат.

Важнейшими органами, управляющими финансами, выступают Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свои функции в области внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.

Важное место в управлении финансами занимает Государственная регистрационная палата при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Полномочия Банка России в области управления финансами ограничиваются проведением единой государственной денежно-кредитной политики, монопольным осуществлением эмиссии наличных денег и их обращением. Банк России подотчетен Государственной Думе Российской Федерации.

Тема 4: «Финансовая система: сущность, содержание, звенья»

4.1. Формирование финансовой системы

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система экономически развитых государств включает следующие звенья финансовых отношений:

-  государственный бюджет;

-  государственные внебюджетные фонды;

-  государственный кредит;

-  фонды страхования;

-  фондовый рынок;

-  финансово-кредитную систему государства;

-  финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Формами использования значительной части финансовых ресурсов государства являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений различных субъектов хозяйствования, включая предприятия различных форм собственности.

Основой единой финансовой системы государства служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств, как указывалось выше, является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и социальными слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования государственных и банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, заемные средства, а также использовать кредиты коммерческих банков и операции с ценными бумагами для привлечения финансовых ресурсов. Через систему многочисленных страховых организаций осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ее парламентом как закон. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Государственное регулирование экономики может существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

За счет государственного бюджета и правительственных внебюджетных фондов осуществляется финансирование материального производства и непроизводственной сферы, а также предприятий и учреждений социально-культурного назначения.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют собой важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных органов власти, направляемые на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение.

Государственный кредит представляет собой аккумулирование государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. При этом кредитором выступают физические и юридические лица, а заемщиком - государство в лице государственных органов управления. Государство выступает также в роли кредитора и гаранта. Государственные кредиты выдаются социально ориентированным производствам, обеспечивающим высокий уровень рентабельности. Государственные гарантии предоставляются предприятиям и предпринимателям для реализации высокорентабельных инвестиционных проектов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять заемные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без денежной эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. Вместе с тем в условиях инфляции государственные займы временно уменьшают платежеспособный спрос населения. Из обращения изымается избы точная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования государственного кредита обусловлена возможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

На общегосударственном уровне государственные займы не являются целевыми, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные таким образом средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилищ и др.

Государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. По сроку привлечения средств займы делятся на:

- краткосрочные (до года);

- среднесрочные (от года до пяти лет);

- долгосрочные (от пяти до тридцати лет).

Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.       

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлений операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет республиканского бюджета РФ.                                    

Огромный государственный долг РФ, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ использовала рефинансирование государственного долга, т. е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно-функциональной спецификой. Такая система начала формироваться в России только в конце 80-х гг. Формирование этого рынка в России тесно связано с реализацией программы приватизации и выпуска в большом объеме приватизационных чеков, а затем и акций вновь созданных акционерных обществ.

Рынок ценных бумаг и система финансовых институтов – это сфера, в которой формируются финансовые источники роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.

Финансово-кредитная система государства. При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов может сравниться в своей значимости с эффективной системой управления финансовыми и денежно-кредитными отношениями и ее сердцем - стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков. Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет триединую роль.

Во-первых, развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей.

Во-вторых, наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы направлять денежные фонды именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования.

     В-третьих, коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой центральных государственных эмиссионных банков, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы - это залог обеспечения постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом.

Коммерческие банки создают серьезные предпосылки для развития инициативы и предпринимательства и одновременно стимулируют роль дохода как естественного контролера достигнутых результатов, единственного измерителя трудового вклада отдельного коллектива и гражданина.

Особыми видами финансово-кредитных организаций являются инвестиционные фонды, инвестиционные компании, ломбарды, пенсионные фонды и др. Они, как и банки, осуществляют отдельные финансово-кредитные операции, способствуя процессу перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, регионами, субъектами хозяйствования и социальными группами населения. При перераспределении финансовых ресурсов формируются специальные фонды денежных средств.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий при производстве и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

4.2. Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации, как отмечалось ранее, включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; финансово-кредитную систему; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий различных форм собственности.

Государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный кредит относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансово-кредитная система, фонды страхования и фондовый рынок являются специализированными финансовыми институтами, деятельность которых направлена на формирование денежных средств и финансирование реального сектора экономики - предприятий и организаций различных форм собственности. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Второе звено финансовой системы - внебюджетные специальные фонды. Их насчитывается более 20, в том числе четыре социальных, остальные - фонды производственного назначения. Внебюджетные фонды предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

         Доходы этих фондов формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда РФ, Государственного фонда социального страхования и Обязательных фондов медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Финансирование этих фондов осуществляется путем оплаты предприятиями и организациями социальных начислений, дифференцированных согласно устанавливаемым государственным нормативам.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при которой государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Государство выступает также в качестве кредитора и гаранта.

С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития негосударственного страхования. С 1990 г. страхование осуществляют страховые акционерные общества - более 2500 компаний. Однако у некоторых из них отсутствует четкая специализация страховых операций.

Финансовые отношения в сфере страхования возникают по поводу формирования страховых фондов за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю в целях возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование объединяет большое количество отношений и делится на социальное, медицинское, личное, имущественное, страхование ответственности и предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные общества, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. На предприятиях формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

         1. Отдельные звенья финансовых отношений в зависимости от форм собственности и основных производственных фондов (ОПФ) состоят из финансов акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий, учреждений, общественных организаций, общественных фондов, коммандитных товариществ.

        2. В зависимости от степени централизации - это финансы предприятий, объединений, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп, министерств и ведомств, филиалов, дочерних предприятий.

       3. По отраслевому признаку - это финансы промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятий, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

        4. В зависимости от характера хозяйственной деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия.

Внутри каждой сферы существуют финансовые отношения, например внутри бюджетной сферы осуществляется предоставление средств из одних бюджетов в другие для сбалансирования бюджетов, оказания финансовой помощи экономически слабым бюджетам, Пенсионный фонд РФ получает из бюджета деньги для выплаты пенсии военнослужащим, многие внебюджетные фонды размещают свои свободные финансовые ресурсы в государственные ценные бумаги, одни предприятия покупают ценные бумаги других предприятий, арендуют площади, оборудование и т. п.

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

   № 5. Региональные финансы: понятие, состав и роль в развитии  

              рыночных отношений в регионах

   Основу региональных и местных финансов составляют бюджеты соответствующих уровней власти.

1. Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

   - установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов  Российской  Федерации,  утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения
отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

   - составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных вне
бюджетных фондов;

    2. Бюджетные права органов местного самоуправления

Местным органам предоставлены права:

   - самостоятельно  определять  направления  использования
средств местных бюджетов;

   - в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх
централизованно устанавливаемых норм расходы на со
держание жилищно-коммунального хозяйства,  учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов;

   - устанавливать  дополнительные  льготы   и   пособия  для
усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

         № 6. Государственный бюджет

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ее парламентом как закон. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

  На рисунке 1 приведена схема бюджетной системы Российской Федерации, на рисунке 2 – схема консолидированного бюджета.

         Бюджетная система России как федеративного государства состоит из трех уровней:

    - первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    - второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов -21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов);

     - третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

Консолидированный бюджет области выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или России в целом, он не утверждается и служит для аналитических и статистических целей.

№ 7. Бюджетная классификация, ее роль и значение в бюджетной  системе. Содержание бюджетной классификации

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Определение назначения и структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов ее составным частям, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, будет осуществлять Минфин.

В составе бюджетной классификации четыре классификации:

1. Классификация доходов бюджетов.

2. Классификация расходов бюджетов.

3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

4. Классификация операций публично-правовых образований (далее - Классификация операций сектора государственного управления).

Базовые позиции, единые для бюджетной системы РФ двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации, устанавливает Бюджетный кодекс. К таким позициям отнесены:

- группа и подгруппа Классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- раздел и подраздел Классификации расходов;

- группа и статья Классификации операций публично-правовых образований (КОСГУ).

Минфину предоставлено право утверждать единые позиции классификаций доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях.

Классификация доходов бюджетов РФ

Классификации доходов бюджетов РФ состоит из четырех групп (ст. 20 БК РФ в новой редакции):

а) кода главного администратора доходов бюджета;

б) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);

в) кода подвида доходов;

г) кода Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Общий для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов будет утверждает Минфин.

Классификация расходов бюджетов РФ

Классификации расходов бюджетов состоит из трех частей:

- кода главного распорядителя бюджетных средств;

- кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

- кода Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета по-прежнему будет устанавливаться законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов, а вот единые для бюджетов бюджетной системы РФ разделы и подразделы Классификации расходов бюджетов определяется не федеральным законом, а Бюджетным кодексом, выделены 11 разделов:

1. Общегосударственные вопросы.

2. Национальная оборона.

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

4. Национальная экономика.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство.

6. Охрана окружающей среды.

7. Образование.

8. Культура, кинематография, средства массовой информации.

9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.

10. Социальная политика.

11. Межбюджетные трансферты.

         № 8. Доходы государственного бюджета

    Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества.

       В обществе с рыночной экономикой источниками внутренних поступлений могут быть чистый доход, национальный доход и национальное богатство страны. К внешним источникам относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств.

    Известны пять основных видов поступлений государственного бюджета:  налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии ц трансферты. В реальной действительности их соотношение неодинаково и определяется различными факторами:

- характером кредитно-денежной и финансовой политики;

- экономическим состоянием страны;

- политико-экономической конъюнктурой;

- конкретными особенностями исторического периода.

            1.Налоговые поступления присущи мирному, политически стабильному периоду развития государств.  Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В России к налоговым доходам относятся федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

          2.Государственные займы стоят по значимости поступлений на
втором месте и имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение лишь в
XX в., особенно в послевоенное время. Это денежные
поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов.  В действительности
займы представляют собой лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами.

      3. К неналоговым  доходам согласно действующей бюджетной классификации РФ относятся:

   - доходы от государственной (муниципальной) предпринимательской деятельности и государственного имущества, получаемые в виде арендной платы за сдачу имущества, дивидендов и процентов по ценным бумагам, находящимся в собственности государства, прибыли государственных организаций (Банка России (ЦБ РФ) и др.)

- доходы от внешнеэкономической деятельности государственных органов;

   - доходы от платных услуг;

   - средства, полученные в результате применения мер ответственности  (штрафы,  конфискации,  компенсации и т.д.),  а также
средства, полученные в возмещение вреда, и иные суммы принуди
тельного изъятия;

   - другие (безвозмездные перечисления различных физических
и юридических субъектов, клады, доходы от разгосударствления и
приватизации   (продажи)  государственного  достояния,   государственные финансовые санкции и т.д.).

              4. Право на эмиссию денежной массы принадлежит представительным органам государственной власти, которые используют ее в случае недостатка поступлений для покрытия бюджетного дефицита. Эмиссия кредитных денег, применяемая для покрытия дефицита бюджета, непосредственно ведет к инфляции, так как происходит переполнение каналов обращения избыточной массой денежных средств.

        5. Трансферты (финансовая помощь или любое перемещение денежных средств) приняты исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней, и включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства региональных и особенно местных образований они играют большую роль, поскольку составляют значительную долю доходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70—80%.

      № 9. Расходы государственного бюджета

      Главное назначение всех звеньев бюджетной системы — финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

  1.  В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

     Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

      Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей   частью. 

      Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

       Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

  1.  В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей
    бюджетные расходы делятся по
    ведомственному признаку.
  2.  В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

  •  оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми
    договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  •  перечисление страховых взносов в государственные вне
    бюджетные фонды;
  •  трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с
    федеральными законами, законами субъектов Российской Феде
    рации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  •  командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
  •  оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  •  оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Тема 10. «Внебюджетные фонды»

10.1. Понятие государственных  ВБФ

    Внебюджетные средства – это денежные средства государства, имеющие целевой курс назначения и не включаемые в бюджетную систему. Внебюджетные средства включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством.

    На количество фондов влияют три объективных фактора: 1) численность собственников; 2) размеры финансовых ресурсов; 3) потребности и среда.

Внебюджетные фонды (ВБФ) представляют собой характерный финансовый инструмент (так называемую «заначку»), суть которого состоит в обособлении субъектом (государством, физическим, юридическим лицом или другим владельцем) части общеизвестных денежных ресурсов для удовлетворения своих специфических потребностей.

Общими причинами образования ВБФ являются ограниченность жизненных ценностей и наличие товарно-денежных отношений; соответственно их экономическую основу составляет многообразие форм собственности (сочетание частной, коллективной, государственной и т.д.).

Цель ВБФ заключается в удовлетворении специфических потребностей субъектов.

Форма функционирования ВБФ — планомерность: фонды всегда создаются для конкретных целей, а поэтому существуют только в плановом порядке.    

Функции ВБФ аналогичны функциям всех финансовых категорий. Главная из них — перераспределение финансовых потоков.

Как явление ВБФ выступают, с одной стороны, финансовой категорией, а с другой — субъективным стоимостным инструментом экономической деятельности. Как финансовая категория ВБФ выражают совокупность экономических отношений между субъектами по поводу формирования и использования денежных ресурсов для удовлетворения специфических потребностей.

Соответственно видам субъектов различаются ВБФ физических лип, юридических лиц, государства, а также межгосударственных субъектов. Субъективный характер ВБФ заключается в том, что они функционируют через конкретную деятельность физических или юридических лиц в виде особых финансовых организаций. Эта особенность порождает новые функциональные свойства ВБФ — контрольную и стимулирующую (регулирующую) функции, которые призваны обеспечивать эффективное использование фондов.

ВБФ классифицируются по нескольким признакам, в том числе: субъектам, целевому назначению, сфере охвата, времени действия и т.д.

По виду субъектов:

физические лица;

юридические лица;

государства;

межгосударственных организации.

По целевому назначению

-социальные;

экономические;

экологические;

политические.

По сфере охвата:

национальные;

региональные;

местные;

транснациональные;

всемирные.

По времени действия

-постоянные;

временные;

срочные.

Финансовую базу внебюджетных фондов составляет стоимость созданного продукта, прежде всего ВВП. Источниками ВБФ являются: 1) издержки производства минус оплата труда; 2) оплата труда; 3) прибыль. Если ВБФ формируются через отчуждение национального дохода, то их природа имеет характер прямого налога, а при отчуждении части издержек производства — характер косвенного налога. Таким образом, общим источником ВБФ служат доходы предприятий и населения, а не средства государства. Последнее лишь изымает Денежные ресурсы у имущих и передает по целевому назначению нуждающимся. При этом некоторая часть остается на организацию внебюджетного процесса и финансирование структур самих фондов (содержание персонала, помещений и т.д.).

В   образовании   ВБФ   функционируют  три  типа участников:

1) субъекты   первичного  распределения   (работники,   получающие

заработную плату, предприниматели — прибыль);

2) субъекты прямого перераспределения (граждане непроизводственной сферы и бюджеты разных уровней власти);

3) субъекты косвенного перераспределения – все граждане и юридические лица как потребители продукции и услуг, цены которых содержат элементы ВБФ

10.2. Государственные социальные внебюджетные фонды

    В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование, — дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные.   

    В силу ограниченности жизненных ценностей и природного эгоизма от содержания многих из них отказываются не только окружающие, знакомые, коллеги, но даже и самые близкие родственники. Поэтому материальная защита таких людей возлагается на государство, которое выполняет в связи с этим функцию социального страхования.   

         Впервые социальные внебюджетные фонды были созданы в РФ в 1992 г. При их образовании ставились задачи: 1) «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов; 2) вывести из-под контроля законодательных органов власти значительные финансовые ресурсы, предоставив их в полное распоряжение исполнительных органов власти. Для решения этих задач ВБФ были законодательно выведены из бюджетной системы страны. Лишь 1 1998 г. под влиянием общественности и давлением представительных органов власти был принят Бюджетный кодекс РФ, зафиксировавший государственные социальные ВБФ в качестве важнейшего составного элемента бюджетной системы.

      В состав государственных социальных ВБФ РФ в настоящее время входят:

   - Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ);

   - Фонд социального страхования РФ (ФСС);

   -Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

        Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

     Пенсионный фонд РФ, введенный в действие с 1 января 1992 г.,создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Деятельностью фонда руководит Правление и постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35036. САПР ElectriCS и UG/Wiring Технологии разработки бортовых электрифицированных систем в авиационно-космической отрасли 282 KB
  Цепочка проектирования ElectriCS и UG Wiring Укрупненная блоксхема цепочки проектирования отображенная на рис. Рис. Порядок разработки принципиальной схемы Э3: внесение в проект электрических устройств из базы электрических устройств рис. 2; определение буквеннопозиционных обозначений электрических устройств; разработка принципиальной схемы с использованием редактора схем utoCD рис.
35037. SCS и SchematiCS 57 KB
  Реферат по презентации программ SCS и SchemtiCS Преподаватель: Сенько В. Использование SchemtiCS4 2. Использование SchemtiCS. Приложение SchemtiCS работает на платформе utoCD и применяется для автоматизации создания и оцифровки схем любой сложности.
35038. Программное обеспечение Solid Edge 67 KB
  Solid Edge — среднеуровневая трехмерная твердотельная CAD-система, предназначенная для проектирования моделей деталей, создания сборок с сохранением ассоциативных связей и выпуска чертежной документации на базе созданных моделей. Интегрирована с системой высокого уровня Unigraphics и системой управления проектом iMAN
35039. Проектирование распределительной сети собственных нужд на основе компьютерной модели с использованием программы ElectriCA 91 KB
  Проектирование низковольтной распределительной сети собственных нужд ТЭС связано со значительными трудозатратами что объясняется с одной стороны большой размерностью задачи а с другой – большим количеством разноплановых расчетов. По существующей технологии проектирования сети собственных нужд ТЭС весь комплекс проектных работ разбивается на следующие этапы: Анализ состава потребителей электрической энергии и их ориентировочное распределение по возможным источникам питания. Расчеты отклонений напряжения выполняются для наиболее критичных...
35040. Адміністративна відповідальність. Притягнення до адміністративної відповідальності 493.5 KB
  В посібнику розкриваються поняття, правові та фактичні підстави адміністративної відповідальності, види та загальні правила накладення адміністративних стягнень, розглядаються питання підвідомчості справ про адміністративні правопорушення, провадження у справах про них: порядок порушення та розгляду справи, оскарження постанови і перегляду справи, а також виконання постанов про накладення адміністративних стягнень
35041. Использование PlanTracer и RasterDesk при проектировании структурированных кабельных сетей 219.5 KB
  Идеален случай когда при строительстве или реконструкции организациягенпроектировщик создает в CDприложениях поэтажные планы с детальной прорисовкой элементов здания и всех видов коммуникаций вентиляции и кондиционирования. Вариант первый: сканирование позволяющее использовать полученное растровое изображение в качестве подложки рис. К тому же при низком качестве исходного материала синька часто используемые планы этот способ применять нельзя рис. Второй вариант – перерисовка.
35042. Project Studiocs Электрика 3.0 254.5 KB
  15 Введение Разработка компании Consistent Softwre – САПР Project Studiocs Электрика – хорошо знакома специалистам. До августа 2004 года основное внимание разработчиков было направлено на развитие существующих тогда самостоятельных модулей пакета Project Studiocs Электрика: Project Studiocs Освещение создание проектов внутреннего электрического освещения и Project Studiocs Сила создание силовой части проектов электроснабжения зданий и сооружений. В декабре 2004 года компания Consistent Softwre объявила о выходе новой версии САПР Project...
35043. CAD/CAM системы среднего уровня на примере систем Cimatron, MasterCam, Solid Edge 585.5 KB
  Реферат по САПР на тему: CD CM системы среднего уровня на примере систем Cimtron MsterCm Solid Edge.5 MsterCm. На рынке программных продуктов широко используются два типа твердотельного геометрического ядра: Prsolid CIS К наиболее известным CD CM системам среднего уровня построенным на основе ядра CIS относятся: DEM Cimtron MsterCm utoCD 2000 Powermill CDdy Brvo К наиболее известным CD CM системам среднего уровня построенным на основе ядра Prsolid относятся: ...
35044. Программное обеспечение Consistent Software ElectriCS 3D 83 KB
  Реферат на тему: Программное обеспечение Consistent Softwre ElectriCS 3D Студент: Петров И.3 Назначение ElectriCS 3D.4 Предмет автоматизации ElectriCS 3D.4 Достоинства ElectriCS 3D.