63716

Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность граждан

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Содержание правоспособности граждан Граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью...

Русский

2014-06-23

22.32 KB

0 чел.

  1.  Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность граждан.

Субъекты – это участники гражданского правоотношения. Ими являются:

1) граждане РБ

2) лица без гражданства

3) иностранные граждане

4) юридические лица РБ

5) международные юридические лица

6) административно-территориальные единицы

7) иностранные государства

Для того, чтобы субъекты правоотношений могли стать их участниками, они должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правосубъектность – это совокупность правоспособности и дееспособности. У граждан она является общей, а у юридических лиц, как правило, специальной. В каждом правоотношении различают 2 стороны: управомоченую и обязанную. Они противостоят друг другу и не могут существовать один без другого. Как на управомоченую, так и на обязанную сторону может быть одно или несколько лиц, т.е. состав может меняться в порядке правопреемства.

Статья 16. Правоспособность граждан

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью.

Статья 17. Содержание правоспособности граждан

Граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Статья 20. Дееспособность граждан

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (статья 26 настоящего Кодекса) или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

3. Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством.

Статья 21. Недопустимость лишения или ограничения правоспособности и дееспособности граждан

1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом.

2. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Правоспособность граждан

Способность физического лица быть субъектом гражданского права называется правосубъектностью. Правосубъектность вклю-чает в себя право- и дееспособность.
Способность иметь гражданские права и нести обязанности именуется в гражданском праве гражданской правоспособно-стью признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (ст.16 ГК). Это означает возможность быть участником всех дозволенных законом гражданских правоотноше-ний. Возможность быть субъектом всех прав и обязанностей га-рантируется каждому гражданину. Наличие правоспособности не зависит от возраста, физических или умственных способностей гражданина.

Одинаковая правоспособность не означает равенства объема конкретных субъективных прав, так как гражданская правоспособ-ность означает юридическую, а не фактическую способность быть носителем конкретных прав и обязанностей. Обладание граждан-ской правоспособностью не порождает у гражданина конкретных субъективных прав, а является необходимым условием их возник-новения.

Некоторые нормы предусматривают охрану прав еще не ро-дившегося ребенка. 

Прекращается правоспособность только смертью лица либо в результате объявления его умершим. Никто не может лишить гра-жданина правоспособности или ограничить ее иначе как в случаях и порядке, установленных законом (п.1 ст.21 ГК).

Объем содержания правоспособности определяется ст.17 ГК, согласно которой граждане могут в соответствии с законодатель-ством иметь имущество на праве собственности; заниматься пред-принимательской и любой иной не запрещенной законодательны-ми актами деятельностью; 

Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства в Рес-публике Беларусь определяется материально-правовой нормой, содержащейся в п.2 ст. 1104 ГК, - иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется национальный режим, т.е. они пользуются гражданской правоспособностью наравне с граждана-ми Республики Беларусь.

Дееспособность граждан

Гражданской дееспособностью в соответствии с п.1 ст.20 ГК именуется способность гражданина своими действиями приобре-тать и осуществлять гражданские права, создавать для себя граж-данские обязанности и исполнять их. Данное определение позво-ляет выделить отдельные составляющие дееспособности, а имен-но: способность приобретать гражданские права и создавать соот-ветствующие обязанности; способность осуществлять гражданские права и реализовывать обязанности; способность нести имущест-венную ответственность.
Полная гражданская дееспособность означает, что лицо спо-собно понимать сущность и значение своих действий, руководить ими. Поэтому в полном объеме гражданская дееспособность воз-никает по достижении 18-летнего возраста, т.е. с наступлением совершеннолетия (ст.20 ГК). Кодекс содержит несколько исключе-ний из этого правила. Так, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Кроме того, в новом гражданском кодексе поя-вилось такое понятие как «эмансипация». Согласно ст. 26 ГК, не-совершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен пол-ностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечи-теля занимается предпринимательской деятельностью. Объявление такого несовершеннолетнего полностью дееспособным произво-дится по решению органов опеки и попечительства. Если согласие вышеуказанных лиц отсутствует, то эмансипация объявляется по решению суда.
Лица, ставшие дееспособными вследствие вступления в брак либо объявленные дееспособными в результате эмансипации, имеют те же права и обязанности, что и лица, достигшие 18-летнего возраста.
Объем дееспособности несовершеннолетних зависит от их возраста. В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетние в воз-расте до 14 лет (малолетние) вправе самостоятельно совершать 
• мелкие бытовые сделки, 
• сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, если такие сделки не требуют нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации, 
• сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего – третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Законодательство не содержит определения мелкой бытовой сделки. Как правило, к таким сделкам относятся сделки на незна-чительные суммы, направленные на удовлетворение обычных по-требностей несовершеннолетних, исполняемые непосредственно в момент их заключения.
Все остальные сделки за малолетних могут совершать от их имени только их законные представители. Имущественную ответ-ственность по сделкам малолетних , в том числе по сделкам, со-вершенным ими самостоятельно, несут их родители, усыновители или опекуны.
Сделка, совершенная малолетним за пределами предоставлен-ного ему законом объема дееспособности, является ничтожной. Однако в интересах малолетнего совершенная им сделка может быть признана действительной при условии, что сделка совершена к выгоде малолетнего. Решение о признании такой сделки дейст-вительной принимается судом.
Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от14 до 18 лет значительно больше объема дееспособности малолетних. В соответствии с п.2 ст. 25 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно без согласия родителей, усы-новителей или попечителя 
• распоряжаться своим заработком, стипендией и иными собст-венными доходами; 
• осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законода-тельствам результата своей интеллектуальной деятельности; 
• вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими в соответствии с законодательством; 
• совершать мелкие бытовые сделки; 
• сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления ли-бо государственной регистрации;
• сделки по распоряжению средствами, предоставленными за-конным представителем либо третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Для определения психического состояния граж-данина суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Поря-док признания гражданина недееспособным определяется граж-данским процессуальным законодательством. Новым для гражданского законодательства Республики Бела-русь является институт патронажа. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20802. Економічні методи управління, регулювання раціонального природокористування та охорони навколишнього середовища 137.5 KB
  Це платежі за ресурси та забруднення надання пільг в оподаткуванні підприємств надання на пільгових умовах коротко і довгострокових позичок для реалізації проектів щодо забезпечення раціонального використання природних ресурсів та охорони навколишнього природного середовища звільнення від оподаткування фондів охорони довкілля; передача частини коштів позабюджетних фондів охорони навколишнього природного середовища на довготривалих договірних умовах підприємствам установам організаціям і громадянам для вжиття заходів із гарантованого...
20803. Економічна та соціальна ефективність здійснення природоохоронних заходів 47 KB
  Економічна та соціальна ефективністьздійснення природоохоронних заходів 8. Методичні вказівки До природоохоронних заходів належать усі види господарської діяльності спрямовані на зниження й ліквідацію негативного антропогенного впливу на навколишнє природне середовище збереження поліпшення і раціональне використання природноресурсного потенціалу країни регіонів а саме: 1 будівництво та експлуатація очисних знешкоджувальних споруд та обладнання; 2 розвиток мало та безвідходних технологічних процесів і виробництв; 3 розміщення...
20804. Науково-технічний прогрес та економіка природокористування 50 KB
  Методичні вказівки Екологічна експертиза в Україні вид науковопрактичної діяльності спеціально уповноважених державних органів екологоекспертних формувань та обєднань громадян що рунтується на міжгалузевому екологічному дослідженні аналізі та оцінці передпроектних проектних та інших матеріалів чи обєктів реалізація та дія яких може негативно впливати або впливає на стан навколишнього природного середовища та здоровя людей спрямована на підготування висновків про відповідність запланованої чи здійснюваної діяльності нормам і...
20805. Регіональні екологічні проблеми України 86.5 KB
  Це було можливим за відсутності ефективно діючих правових адміністративних та економічних механізмів природокористування законодавства з охорони довкілля. Ці та інші чинники зокрема низький рівень екологічної свідомості суспільства призвели до значної деградації довкілля України надмірного забруднення поверхневих і підземних вод повітря й земель нагромадження в дуже великих кількостях шкідливих у тому числі високотоксичних відходів виробництва. Високий рівень концентрації промислових обєктів нераціональна структура промислового...
20806. Курс «Екологія» 107.5 KB
  Він передбачає: засвоєння основних закономірностей взаємодії людини суспільства і природи; ознайомлення з особливостями впливу антропогенних факторів на природне середовище; вивчення проблем повязаних зі станом охороною та раціональним використанням природних ресурсів; управління процесом природокористування. Концепції безплатності та невичерпності природних ресурсів затратнорезультатна концепція; її безпідставність. Диференційна рента як основний критерій економічної оцінки природних ресурсів. Проблема раціонального використання...
20807. Розвиток продуктивних сил та антропогенний вплив на довкілля 92.5 KB
  Наслідком цього стало скорочення окремих життєво важливих ресурсів лісових земельних і водних а також надмірне забруднення довкілля в багатьох регіонах землі. Питома вага різних галузей промисловості й транспорту в загальному обсязі забруднення атмосфери становить у : теплова енергетика 257; чорна металургія 234; нафтовидобувна і нафтохімічна 137; транспорт 116; кольорова металургія 111; гірничодобувна 71; підприємства будівельного комплексу 34; машинобудування 28; інші галузі 12. На всіх його стадіях...
20808. Еколого-економічні проблеми використання природних ресурсів 45.5 KB
  Методичні вказівки Природні ресурси це засоби існування людей не створені їхньою працею які містяться в природі. До них належать вода рунт рослинний і тваринний світ мінеральні ресурси тощо. Природні ресурси класифікують за: 1 їхнім призначенням виробничі та рекреаційні; 2 належністю до тих чи інших компонентів природи земельні лісові мінеральні; 3 вичерпністю вичерпні та невичерпні ресурси. Відновлювані ресурси це рослинний і тваринний світ а також деякі види мінеральних ресурсів зокрема кухонна сіль.
20809. Господарський механізм управління процесом природокористування та правове регулювання охорони навколишнього середовища 51 KB
  Державне управління в царині охорони навколишнього природного середовища здійснюють Кабінет Міністрів України ради народних депутатів та їхні виконавчі й розпорядчі органи а також спеціальні уповноважені на те державні органи з питань охорони природного середовища та використання природних ресурсів. Нині Мінприроди здійснює координацію всіх природоохоронних робіт в Україні готує для Кабінету Міністрів пропозиції з питань охорони природи і раціонального використання водних ресурсів розробляє пропозиції щодо вдосконалення господарського...
20810. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні 41.5 KB
  Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Тип уроку: Засвоєння нових знань.Повідомлення теми мети уроку 1 хв. Підведення підсумків уроку23хв.